Боборыкин роман фёдорович. Фёдор Боборыкин (Смутное время)

Праздничные мероприятия, посвященные 400-летию освобождения Москвы народным ополчением 1612 года и восстановления российской государственности, состоялись в Кинешме

22 сентября.

В этот день в городе на Волге прошла масса интересных событий. В Кинешемском драматическом театре имени Александра Островского открылась выставка «Драматические хроники А.Н. Островского - гимн возрождению России из плена Смутного времени». Выставка посвящена творческому наследию и таланту великого русского драматурга. В своих пьесах он рассказывал о героях - кинешемцах и решемцах, которые в период Смуты объединились на защиту города и помогли в освобождении Москвы от интервентов.

Состоялись божественная литургия в храме Вознесения Господня и общеепархиальный крестный ход. Прошел молодежный фестиваль «Все в наших руках!», фестиваль детского творчества «Я - гражданин России!», молодежная историческая квестовая игра «Следопыт». На главной сцене, которая была расположена на нижней набережной Волжского бульвара, состоялись театрализованное историческое представление «Листает память летопись времен» и праздничный фейерверк.

Глава региона Михаил Мень вручил специально учрежденный памятный знак «За активное участие в сохранении истории Отечества» кинешемцам, внесшим заметный вклад в изучение и популяризацию истории преодоления Смутного времени.

Еще одним знаменательным событием стало торжественное открытие памятника Почётному гражданину города воеводе Фёдору Боборыкину. На церемонии открытия монумента Михаил Мень отметил: «Открывая сегодня памятник человеку, который руководил народным ополчением и разбил отряд изменников, мы не только воздаем должное его заслугам, но и обращаемся к современному обществу с призывом продолжить замечательные традиции любви к родному краю, которые заложили наши предки». Автором скульптурной композиции является Равиль Юсупов. По его проекту памятник был отлит из бронзы в Смоленске и установлен исключительно на средства горожан и общественных деятелей.

Справка

Федор Боборыкин - воевода, русский полководец, командовал кинешемским ополчением в период Смутного времени. По мнению историков, воевода - один из первых руководителей народного ополчения, давший отпор польско-литовским захватчикам.

Под предводительством Федора Боборыкина кинешемцы провели поход по территории будущей Ивановской области. Выбили суздальского воеводу Плещеева, вставшего на сторону поляков, из Шуи, освободили Лух.

11 февраля 1609 года под селом Дунилово народное ополчение под командованием воеводы Федора Боборыкина разбило отряд изменников во главе с суздальским воеводой Федором Плещеевым.

Погиб Федор Боборыкин в неравном бою с отрядом пана Лисовского на подступах к Кинешме 26 мая 1609 года.

400-летию преодоления смуты и восстановления российской государственности посвящается.

Так сложилось, что для меня на протяжении долгого времени воевода Фёдор Боборыкин оставался сказочным персонажем, былинным богатырём, этакой местной реинкарнацией Ильи Муромца, который много лет тихо и спокойно жил себе в Кинешме, а когда подступил ворог под стены города, слез с печи, оседлал верного коня, достал заветный меч и заслонил широкой грудью жён и детей. Но ворог оказался сильнее, и сложил богатырь со товарищи буйны головушки под стенами родного города.

О том, кем на самом деле был кинешемский воевода Боборыкин, я задумался совсем недавно, когда случайно услышал про другого воеводу Боборыкина – Романа Фёдоровича, который 17 апреля 1636 года по указу царя Михаила Фёдоровича основал город Тамбов. Велик был соблазн посчитать их не просто однофамильцами, но и близкими родственниками. Особенно в преддверии празднования 400-летия героической обороны Кинешмы и гибели воеводы Фёдора Боборыкина (даты эти мы будем отмечать в июне 2009 года).

Вот было б здорово, если бы у кинешемского героя оказался такой сын, как Роман Фёдорович! Ведь он, судя даже по скудным и отрывочным сведениям, был не просто одним из придворных сановников, но яркой, заметной личностью в истории России второй трети XVII века.

Первые поиски на просторах Интернета не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть смелое предположение. В биографии Романа Фёдоровича упоминается, что он является младшим сыном некоего Фёдора Васильевича Боборыкина. Но зато удалось выяснить, что дворянский род Боборыкиных ведёт своё начало от Андрея Ивановича Кобылы, который считается основателем многих родов, в том числе и Романовых. А ещё в истории России XVII века свой след оставили сразу пять воевод Боборыкиных, которые не только служили при дворе, но также закладывали города и крепости, принимали иноземных послов и отсылали посольства.

Это дало новую надежду докопаться до истины, которая вскоре и оправдалась. Удалось найти компиляцию из “Исторических актов”, “Разрядных книг”, “Дворцовых разрядов” и других документов XVII века, где собраны все имеющиеся биографические сведения о дворянском роде Боборыкиных (или, как вариант, Бобарыкиных). А в “Гербовнике” нашёлся герб этого древнего рода.

Итак, кинешемский воевода Фёдор Афанасьевич Боборыкин является потомком Фёдора Боборыки в четвёртом поколении по линии его сына Фёдора. Год рождения не известен. Прославился разгромом войск суздальского воеводы – предателя Фёдора Плещеева в феврале 1609 года и героической обороною Кинешмы от поляков в мае того же года.

У Фёдора Афанасьевича было три сына: Павел, Афанасий и Фёдор. Все они были царскими или патриаршими стольниками и в 30-40-х годах XVII века либо пребывали при дворе, либо служили воеводами в различных городах, либо выполняли другие царские поручения.

В общем, в лице воеводы Фёдора Боборыкина мы имеем дело не просто с командиром небольшого гарнизона, но и с крупным военачальником, представителем, как бы сейчас выразились, офицерской династии, не один век верой и правдой служившей России.

Что же касается Романа Фёдоровича Боборыкина, он также является потомком Фёдора Боборыки, но в шестом поколении и по линии другого сына – Андрея. Его отец, Фёдор Васильевич, был воеводой в Тюмени, Томске и Великом Устюге, где и скончался. То есть факт родства кинешемского воеводы и основателя Тамбова налицо, но родство это достаточно дальнее.

Газета «Приволжская правда»

г. Кинешма

Роман Федорович Боборыкин родился в семье Ф.А. Боборыкина и являлся младшим из двух его сыновей. Сведений о начальном этапе его жизни и деятельности не имеется. Известно лишь, что в 1625, 1628 и 1630 годах Роман Федорович в звании стольника участвовал в приемах иностранных послов в столице. В 1631 году являлся воеводой г. Шацка, а в 1626 году - г. Тамбова . Под его руководством велось строительство крепости Тамбов . Он также занимался заселением строившихся в Тамбове укреплений а также руководил военными действиями против набегов татар. В 1638 году служил воеводой в Курмыше.

Несколько лет он служил при царском дворе, а также был воеводой различных городов: Белое, Яблоново и других. С 1647 года являлся воеводой города Козлова . В период с 1648 по 1649 годы сопровождал царя Алексея Михайловича в поездках по России. В архивных документах с 1663 по 1680 годы он упоминается в качестве активного участника придворных торжеств.

В 1657 году часть собственных земель с селом на реке Истра, в 40 км от Москвы он продал патриарху Никону. Там святитель впоследствии начал строительство Воскресенского монастыря. Когда же начались гонения на патриарха, Боборыкин воспользовался этим и стал владельцем угодий, которые принадлежали Воскресенскому монастырю. Монастырским приказом эта земля была за ним утверждена.

В 1661 году начался спор о землях между патриархом Никоном и Боборыкиным. Вероятно, во время подписания купчей, между ними была устная договоренность по поводу создания женского монастыря близ деревянной церкви села Воскресенского и участии в нем стольника - Романа Федоровича. Никон же отдал распоряжение о переносе церкви непосредственно к возводимому Новоиерусалимскому монастырю, и это очень не понравилось Боборыкину. Он требовал возвращения сооружений на прежнее место.

По окончании долгих споров Боборыкину были возвращены только иконы из церкви. Никон после этого подал царю челобитную, где рассказал о том, что Боборыкин Роман Федорович стал владельцем Воскресенского монастыря. Ответа от царя не последовало.

По приказу Никона на спорной земле крестьяне собрали урожай. За жалобой Боюборыкина последовал допрос монастырских крестьян. Никон, возмутившись, ответил царю дерзким письмом.

Позднее патриарх предлагал Боборыкину сделку добровольного характера, которая также не состоялась, потому как стороны разошлись во мнениях о количестве сжатых четвертей. Стольник направил в Москву жалобу, после чего летом 1663 года прибывали одна за другой три комиссии. Никон проклял Боборыкина.

Следом за этим Боборыкин в челобитной к царю обвинил Никона в преступлении против царской семьи - в проклятии. Расследование этого дела было поручено Никите Одоевскому, одному из лучших служителей закона того времени. Само следствие переросло тогда рамки разбирательства земельного вопроса.

Позже Боборыкин также настаивал на возвращении своих вотчин у собора вселенских патриархов, которые решали судьбу Никона. Боборыкину отказали, а в 1665 году Никон простил Боборыкина.

Во владениях, доставшихся Боборыкину от земель на Истре, в селе Бобырево, Роман Федорович в 1674 году выстроил храм в честь Живоначальной Троицы Сергиева видения. Как только здесь появилась церковь, село было переименовано в

Драматург, прозаик. Окончил Нижегородскую гимназию (в 1853 г.) и поступил на юридический факультет Казанского университета. В 1855 г. перешел на отделение химии Дерптского университета, а в 1857 г. перевелся на медицинский факультет. В 1861 г. сдал экзамен в Петербургском университете на кандидата прав. Боборыкину принадлежит большое количество романов, повестей, рассказов и пьес, посвященных «социальному самочувствию» разных слоев русского общества. В начале 1863 г. Боборыкин приобрел право на издание журнала «Библиотека для чтения» и приглашал к сотрудничеству в нем Достоевского. Боборыкин увидел Достоевского в начале 1862 г., возможно, 2 марта 1862 г., когда Достоевский читал в Петербурге отрывки из «Записок из Мертвого дома» на вечере в пользу Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым. Боборыкин вспоминал: «В первый раз я увидал его [Достоевского] на литературном чтении. Он читал главу из "Мертвого дома" и публика принимала его так же горячо, как и Некрасова <...>. Тогда публика, особенно молодежь, еще смотрела на него только как на бывшего каторжника, на экс-политического преступника. В его романе "Униженные и оскорбленные" все видели только борца за общественную правду и обличителя всего того, что давило в России всякую свободу и тушило каждый лишний луч света. "Мертвый дом" явился небывалым документом русской каторги. А то, что в нем уже находилось мистически-благонамеренного, — еще не было всеми понято, как должно, и тогдашний Достоевский еще считался чуть ли не революционером». Знакомство Достоевского с Боборыкиным состоялось во второй половине 1863 г. после того как Боборыкин письмом 30 сентября 1863 г. пригласил к сотрудничеству Достоевского в «Библиотеку для чтения»: «...Я душевно бы желал, уважаемый Федор Михайлович, не ограничиться одними сношениями по журналу, а здесь в Петербурге лично сойтись с Вами и выразить Вам мое глубокое сочувствие, как человеку и писателю...». Боборыкин встречается с Достоевским в Петербурге в книжном магазине и в Москве в фойе Малого театра.

В записной тетради 1864−1865 гг. Достоевский в 1864 г. иронически упоминает напечатанные в «Библиотеке для чтения» автобиографический роман Боборыкина «В путь-дорогу» (1864) и роман Н.С. Лескова «Некуда» (1864): «Г-н Боборык<ин> , проехав свою путь-дорогу, дошел до убеждения, что более уже ехать некуда ...». С этого момента начинается охлаждение в отношениях Достоевского с Боборыкиным, объясняемое, очевидно, либерально-западническими настроениями Боборыкина. 27 января 1864 г. брат писателя М.М. Достоевский сообщал Достоевскому: «...Насчет Боборыкина я тебе вот что скажу. Прочти в декабр<ьской> книге "Биб<лиотеки> для чтен<ия>" статейку "Приемный день у редактора". Статья пустая, литературного достоинства никакого, выведен редактор с общими местами в разговоре, но говорящий горячо о почве. Метили на меня. Это пусть бы. Дурно то, что не постыдились клеветать. Приписали мне двух француженок, которых будто бы я имею на содержании <...>. Задет также и ты, по крайней мере назван чувствительным писателем. Прочти, и у тебя, может быть, пройдет охота писать для Боборыкина. Так не третируют известного писателя, работы которого просят и ждут...»

14 апреля 1864 г. Достоевский набрасывает начерно ответ Боборыкину, объясняя причины, по которым он не может дать обещанную повесть в «Библиотеку для чтения»: «...у Вас, в одной статье, сказано было, что я пишу "в чувствительном роде", и сказано было в достаточно насмешливом тоне <...> такой тон, при отношениях моих к "Библиотеке" <... был невозможен », и сообщает, что аванс возвратит Боборыкину М.М. Достоевский. В 1875−1876 гг. Достоевский несколько раз полемически отрицательно упомянул Боборыкина в записях к будущим выпускам «Дневника писателя», например: «О "Ревизоре", совсем не понятом Боборыкиным» — это об отчете о первой лекции Боборыкина о русской драматургии в декабре 1876 г., где приводилось следующее суждение Боборыкина о «Ревизоре»: «"Горе от ума" глубже и всесторонне захватывает жизнь нашего общества, чем "Ревизор". Пороки, выставленные Гоголем, носят на себе несколько местный и временный характер. Стрелы "Ревизора" несколько потупели для нас, между тем, как укоры, брошенные Грибоедовым своему обществу, сохраняют всю свою силу и для нашего. Действие в "Ревизоре" менее реально и правдоподобно, более исключительно и вымышленно, чем действие в "Горе от ума"» и далее Достоевский назвал лекции Боборыкина «бездарными». Иронически упоминает Достоевский Боборыкина «Пьер Бобо» — в фельетоне 1878 г. «Из дачных прогулок Кузьмы Пруткова и его друга».