Главным отличием психологического времени от онтологического является.  Декарт, гносеология и философия. С. а. аскольдоввремя онтологическое,психологическое и физическое

1. Одномерность, однородность, необратимость – свойства такого атрибута материи, как…

структурность время непрерывность пространство

2. Движение – это …

целенаправленный процесс

любое изменение

необратимый качественный процесс

механическое перемещение

3. Создателем концепции абсолютных пространства и времени является …

Г. Лейбниц И. Кеплер И. Кант И. Ньютон

4. К идеальным явлениям относятся …

нейтрино тень след на снегу разум, память

5. Согласно концепции Ф. Энгельса, основными формами движения материи, являются …

механическая, социальная

математическая, физическая

физическая, химическая, биологическая

историческая, географическая, геологическая

6. Установите соответствие между принципами движения и их содержанием.

1. Источник

эволюция и революция прогресс и регресс атрибуты противоречия

7. Креационизмом называется …

течение утверждающее, что мир появился в результате «большого взрыва»

биологическое учение о сверхъестественном происхождении живых существ

религиозная концепция, считающая, что мир сотворен Богом

идеалистическое учение о сотворении мира

8. Философская позиция, рассматривающая пространство и время как выражение отношений между материальными объектами, называется…

материалистической субстанциональной реляционной идеалистической

9. Характерным свойством времени является …

необратимость трехмерность конечность субъективность

10. Существенными свойствами пространства, согласно диалектическому материализму, являются …

Укажите не менее двух вариантов ответа

двухмерность трехмерность объективность субъективность

11. Установите соответствие между философами и их представлениями о сущности времени.

Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

время дано лишь в мышлении

время – атрибут материи

время есть свойство души и истории

время – становление вечности

время – априорная форма чувственности

время парадоксально и иллюзорно

абсолютное время не зависит от материи

В истории философии существовало множество учений, отражающих представления о сущности времени. Первая формулировка парадоксов времени принадлежит древнегреческому философу Зенону Элейскому, который с помощью апорий (непреодолимых трудностей) доказывал иллюзорность времени: то, что не противоречит чувственному восприятию (существование моментов прошлого, настоящего и будущего) противоречит логическому мышлению, для которого очевидно единство, неделимость бытия на пространственные и временные элементы. Платон разделил все сущее на бытие и становление, идеальное и материальное, связав первое с вечностью, второе – с временем. Время «раскалывает» бытие на множество разрозненных состояний и потому делает его неистинным, возникающим и исчезающим. Августин (отец церкви) предложил психологическую и историческую трактовку времени. Время – это «жизнь души», складывающаяся из памяти (прошлого), созерцания (настоящего) и ожидания (будущего). История как развертывание бытия во времени есть отражение вечности, каждый момент поддерживаемое волей Бога. В философии Нового времени господствует субстанционализм. Декарт противопоставляет друг другу понятия длительности и времени как объективное – субъективному. Длительность – свойство самой субстанции; время же дано только в нашем мышлении и «есть лишь известный способ, каким мы эту длительность мыслим». Ньютон различает абсолютное, математическое время (длительность, которая характеризуется равномерностью, вечностью, неизменностью) и относительное, обыденное время (изменчивую, чувственно постигаемую меру длительности: (час, день, месяц и т.д.). Кант характеризует время и пространство как априорные (до-опытные) формы чувственного созерцания, условие возможности всех явлений, воспринимаемых субъектом: как внешних, так и внутренних.

12. Главным отличием психологического времени от онтологического является …

историчность субъективность биологичность объективность

13. Установите соответствие между критериями прогресса их содержанием.

1. Системные

2. Энергетические

3. Информационные

Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

сложность организации

число каналов связи

целостность образования

эффективность функционирования

Прогресс – это направление движения, связанное с переходом системы от менее совершенного к более совершенному состоянию. Различаются три группы критериев (признаков) прогресса. Системные критерии характеризуют уровень организации объекта с точки зрения сложности. Усложнение системы связано с увеличением количества и разнообразия элементов и структурных связей, степени упорядоченности и устойчивости к воздействиям внешней среды. Энергетические – показывают степень эффективности функционирования системы. Чем меньше система затрачивает вещества и энергии для достижения определенной цели, тем более она развита. Информационные – характеризуют систему по числу каналов связи и объемам получаемой информации от окружающей среды, состояния систем управления. В целом в материальных системах существуют две тенденции: стремление к неупорядоченному состоянию (понижение уровня организации) в замкнутых системах и стремление к упорядоченности (повышение уровня организации) в открытых системах.



14. Соотношение покоя и движения наиболее верно отражено в суждениях:

Укажите не менее двух вариантов ответа

Покой есть момент движения.

Движение и покой не связаны между собой.

Движение всегда абсолютно.

Всякое движение стремится к покою и заканчивается им.

15. Философское течение, определяющее движение как изменение вообще, называется …

экзистенциализмом диалектическом материализмом механицизм релятивизмом

no info Утрата объектом или предметной системой способности к выполнению тех или иных необходимых функций называется... 1) регрессом 2) диалектическим отрицанием 3) случайностью 4) синергией
no info Сведение высших форм движения к низшим ведет к... 1) солипсизму 2) механицизму 3) нигилизму 4) абстракционизму
no info Согласно материалистической позиции, характерной чертой времени является... 1) протяжённость 2) необратимость 3) изотропность 4) трёхмерность
no info Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является... 1) количество 2) движение 3) время 4) пространство
no info Первым среди естествоиспытателей научно обосновал идею о пространстве и времени как неразрывных неотъемлемых свойствах материальных процессов… 1) Г.В.Лейбниц 2) Д.Бруно 3) Г.Галилей 4) И.Ньютон
21. Бытие как объективная реальность обозначается термином...
23. В мире нет ничего сверхъестественного и противостоящего материи как субстанции, – заявляют...
24. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И.Ленину, называется...
25. Понятие ____________ обозначает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания
27. Согласно теизму, материя сотворена, а потому не является...
29. От античности и до начала XX века общее понимание материи зачастую подменялось вопросом о ее строении, добываемом науками о природе, что приводило к смешению философского взгляда на материю и …
30. Традиционное утверждение сторонников теории творения о неспособности материи, вещества, энергии к саморазвитию в наши дни опровергается учением о самоорганизации систем, называемым …
32. Пространство и время независимо от материи и друг друга существовать не могут, заявляли сторонники __________ концепции
33. Идея, что пространство – это пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них, впервые высказана мыслителями …
35. Суждение, что существуют не только «мировые часы», но и «мировые линейки» для измерения тел в любом месте бесконечного и абсолютного пространства, разделялось …
36. Пространство и время называются атрибутами, важнейшими формами бытия материи, зависящими от движения и взаимодействия тел, представителями __________ материализма
37. Свойствами индивидуального сознания, а не материальных объектов называют пространство и время …
38. Зависимость восприятия длительности и протяженности событий и систем от состояния субъекта дает основание различать _________ пространство и время
39. Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является …
40.Форма бытия материи, характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем, обозначается понятием …
42. Понимание движения как механического, пространственного перемещения объекта без его качественного преобразования было характерно для философии и естествознания …
44. Изменения системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как …
46. Естественнонаучное обоснование взаимосвязи материи, движения, пространства и времени дано …
47. Единственные из всех форм движения материи, способные существовать «сами по себе, в полном отсутствии других», – это …
48. Носителем социального движения является …

49. Понимание движения как механического, пространственного перемещения объекта без его качественного преобразования было характерно для философии и естествознания …

1. XIV – XVI вв.

2. X – XIV вв.

3. XVII – XVIII вв.

4. XIX – XX вв.

50. Развитие __________ физики в XX в. привело к необходимости признать научную значимость

вероятностно-статистических законов

1. квантовой

2. молекулярной

4. классической

51. То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого, философы называют…

1. причиной

2. атрибутом

3. субстанцией

4. субстратом

52. Онтология – это раздел философии о...

1. развитии природы

2. сущем в мире

3. сотворении мира

4. закономерностях познания

53. Форма бытия, характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем,

обозначается понятием …

1. движение

3. материя

4. пространство

54. Обоснование субстанциальной концепции пространства и времени связано с именем:

1. И. Ньютона

3. А. Эйнштейна

4. К. Циолковского

55. Физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, планеты, звезды, Вселенная относятся к…

1. биосистемам

2. виртуальным системам

3. социальным системам

4. системам неживой природы

56. Связь между свойствами Вселенной и существованием человека фиксируется в______принципе.

1. космическом

2. антропном

3. эволюционном

4. гоминидном

57. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, все

философы делятся на...

1. сенсуалистов и рационалистов

2. материалистов и идеалистов

3. монистов и дуалистов

4. диалектиков и метафизиков

58. Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего существующего, называется...

1. дуализмом

2. релятивизмом

3. скептицизмом

4. монизмом

59. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И.Ленину, называется...

2. материей

3. природой

4. Вселенной

60. В понимании пространства и времени существуют _____________ концепции

1. природная и социальная

2. механистическая и биологическая

3. субстанциальная и реляционная

4. материалистическая и идеалистическая

61. Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано …

1. физикализмом

2. теорией относительности

3. натурфилософией

4. синергетикой

62. Понятие ____________ обозначает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания

1. субстрат

2. субстанция

3. акциденция

4. абстракция

63. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется...

1. провиденциализмом

2. плюрализмом

3. дуализмом

4. скептицизмом

64. Белки, клетки, многоклеточные организмы, популяции относятся к

1. системам неживой природы

2. закрытым системам

3. информационным системам

4. биосистемам

65. В рамках целостной системы научного знания, философия как учение о первых началах бытия

называется…

1. диалектикой

2. логикой

3. метафизикой

4. пропедевтикой

66. Проблема бытия была сформулирована в философии...

1. Средних веков

2. Просвещения

3. Ренессанса

4. Античности

67. Философская позиция Дж. Беркли и Д. Юма характеризуется как:

1. субъективный идеализм

2. объективный идеализм

3. материализм

4. абсолютный идеализм

68. Социальное время, имея физическую основу, связывается с:

1. социальными структурами

2. научными и техническими открытиями

3. важнейшими историческими событиями

4. индивидуальным восприятием социальных процессов

69. Пространство и время называются важнейшими формами бытия, зависящими от движения и взаимодействия тел, представителями __________ материализма

1. географического

2. метафизического

3. антропологического

4. диалектического

70. «Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе», – утверждают...

1. спиритуалисты

2. натуралисты

3. материалисты

4. креационисты

71. Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе Ф. Энгельс назвал основным вопросом …

1. мировоззрения

2. культуры

3. политики

4. философии

72. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного, называется...

1. деизмом

2. дуализмом

3. агностицизмом

4. монизмом

73. Обоснование материального единства мира в XIX было дано с точки зрения идеи…

1. развития

2. прогресса

3. динамики

4. детерминизма

74. Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении …

1. цивилизации к культуре

2. общества к природе

3. человека к миру

4. мышления к бытию

75. Пространство и время – это ______ бытия

1. атрибуты

3. признаки

4. характеристики

76. Свойствами индивидуального сознания, а не материальных объектов называют пространство и время …

1. материалисты

2. метафизики

3. cубъективные идеалисты

4. диалектики

77. Наряду с природным и социальным бытием выделяется бытие:

1. трансцендентальное

2. информационное

3. психологическое

Вопрос № 191

Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает… ● онтология

Вопрос № 192

Вопрос: Смысл понятия «деизм» заключается в … ● представлении о том, что дух творит материю и предшествует ей

Вопрос № 193

Понятие «парадигма» в философию науки ввел … ● Т. Кун

Вопрос № 194

Центральным в философии Н. Бердяева является понятие …● «философия свободы»

Вопрос № 195

Античным философом, поставившим первым онтологический вопрос «Что есть все?» считают … ● Фалеса

Вопрос № 196

Первое систематическое изложение учения о развитии принадлежит… ● Гегелю

Вопрос № 197

К законам диалектики, сформулированным Г. Гегелем, не относится закон … ● единства и борьбы противоположностей

Вопрос № 198

Объектом познания, с точки зрения диалектического материализма, является(-ются)… ● фрагмент объективной или субъективной реальности, на которую направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта

Вопрос № 199

По Аристотелю, человек – это … ● политическое животное

Вопрос № 200

Одним из признаков массовой культуры является …● коммерческий характер

Вопрос № 201

Разные этносы, вовлеченные в какой-либо общий социально-исторический процесс, называются … ● суперэтносом

Вопрос № 202

Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества называется… ● глобализация

Вопрос № 203

Философским учением о ценностях является … ● аксиология

Вопрос № 204

Функция философии, которая выражается в обобщении окружающей действительности, создании мыслительно-логической схемы, системы окружающего мира, называется … ● мыслительно-теоретической

Вопрос № 205

Общей характеристикой научного и философского мировоззрения является…● наука и философия относятся к истине как к высшей ценности

Вопрос № 206

Философом, признающим число как первосущее, был… ● Пифагор

Вопрос № 207

Во взглядах на природу в эпоху Возрождения утверждается … ● пантеизм

Вопрос № 208

Основоположником немецкой классической философии является… ● Иммануил Кант

Вопрос № 209

Вопрос: К представителям постмодернистской философии относится … ● Ж.Делез

Вопрос № 210

Вопрос: Философом начала XIX века, развившим традицию соотносительного определения бытия и небытия, заложенную Аристотелем, является … ● Г.Гегель

Вопрос № 211

Основоположником феноменологии является … ● Э. Гуссерль

Вопрос № 212

Отрицанием в диалектике является…● переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния

Вопрос № 213

Знание, соответствующее историческим условиям, уровню освоения действительности, называется … ● относительной истиной

Вопрос № 214

Этнонаука (народное знание) является _________ знанием. ● донаучным

Вопрос № 215

Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, называется …● волей

Вопрос № 216

Основной чертой современного развития общества, с точки зрения теории модернизма, является … ● внедрение в жизнь достижений западной культуры

Вопрос № 217

Инородными из перечисленных понятий для формационной концепции К. Маркса являются…● постиндустриальное общество

Вопрос № 218

Глобализация в духовной сфере предполагает… ● обмен духовными ценностями – религиозными и философскими идеями, кино- и телепродукцией, музыкальным искусством и т.д.

Вопрос № 219

Предметом изучения социальной философии является… ● сущность общества, специфика его бытия

Вопрос № 220

В высказывании Б. Рассела «…Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства» отражена________функция философии. ● социальная

Вопрос № 221

Представлениям современной научной картины мира соответствует следующее положение:● Пространство и время представляют собой единый континуум.

Вопрос № 222

Основное отличие позиции реализма от номинализма заключалось в том, что… ● реалисты признавали самостоятельное существование общих свойств, а номиналисты нет

Вопрос № 223

Ядром детерминизма признается положение о существовании …● причинности

Вопрос № 224

С позиции диалектического материализма знанием является… ● информация, которая обусловлена природой объекта, то есть объективна по содержанию

Вопрос № 225

Сущность человека как преимущественно словесную понимает … ● герменевтика

Вопрос № 226

Характерной чертой древнегреческой философии, отличающей ее от древневосточной, является …рационализм

Вопрос № 227

К представителям антисциентистской позиции в современной западно-европейской философии относится …● Г. Риккерт

Вопрос № 228

Внутренняя упорядоченность множества взаимосвязанных элементов называется… ● системой

Вопрос № 229

Учение о причинно-следственных связях называется … ● детерминизмом

Вопрос № 230

Согласно концепции научных революций Т. Куна, смена парадигм в науке является…● революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней парадигму

Вопрос № 231

Понимание свободы как независимости от власти является характерным для представителей … ● анархизма

Вопрос № 232

Р.Декарт считает абсолютно несомненным … ● сомнение

Вопрос № 233

Центральной темой философии А. Камю является вопрос …● смысле человеческого существования

Вопрос № 235

С позиции прагматизма истиной является(-ются)… ● полезность, эффективность знания

Вопрос № 236

Систему приемов, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют… ● методом исследования

Вопрос № 237

Религия видит смысл жизни … ● за пределами самой жизни

Вопрос № 238

Философия Платона имеет характер… ● объективного идеализма

Вопрос № 239

Альбер Камю является представителем… ● экзистенциализма

Вопрос № 240

Переживание человеком самого себя как разумного духовного существа связано с … ● самосознанием

Вопрос № 241

С позиции объективного идеализма Платона, сущностью познания является … ● припоминание душой идей

Вопрос № 242

Понятия «Богочеловек» и «Богочеловечество» характерны для ________ философии. ● русской религиозной

Вопрос № 243

Особенностью философского знания является _________ характер. ● интегративный

Вопрос № 244

Укажите понятие, противоположное по смыслу понятию «истина». ● «заблуждение»

Вопрос № 245

Работу «Феномен человека» написал … ● Пьер Тейяр де Шарден

Вопрос № 246

Наиболее значительную роль натурфилософия играла в философии …● Античности

Вопрос № 247

По Аристотелю, материя есть … ● возможность

Вопрос № 248

Одномерность, однородность, необратимость – свойства такого атрибута материи, как… ● время

Вопрос № 249

Философская позиция, представители которой сомневаются в возможности познания мира, называется… ● скептицизм

Вопрос № 250

Неповторимость, уникальность человека обозначается понятием … ● индивидуальность

Вопрос № 251

Переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую называется социальным(-ой)… ● мобильностью

Вопрос № 252

Представителем стадиальной теории развития общества является… ● А. Тоффлер

Вопрос № 253

С точки зрения эмпиризма, «атомами» чувственных данных являются … ● ощущения

Вопрос № 254

Согласно позиции техницизма, в условиях техногенной цивилизации жизнедеятельность человека определяется … ● техникой и технологиями

Вопрос № 255

В конфуцианстве смысл жизни заключен в … ● нравственном самосовершенствовании, подчиняющемся этике долга

Вопрос № 257

Характерной чертой современного этапа развития человечества является …● неравномерность развития отдельных стран

Вопрос № 258

«Метафизикой» в XVI веке называли … ● учение о наивысших, предельных началах бытия

Вопрос № 259

Профанная и сакральная области бытия характерны для __________ картины мира. ● религиозной

Вопрос № 260

Древнегреческий философ, разработавший идею атомарного вещества, – … ● Демокрит

Вопрос № 261

К идеальным явлениям относятся …● разум, память

Вопрос № 262

Способность извлекать и перерабатывать информацию позволяет человеку оперировать не с самими предметами, а с представляющими их … ● знаками

Вопрос № 263

Существенной чертой понимания является… ● осмысление, выявление и реконструкция смысла

Вопрос № 264

Генетически первой малой социальной группой является … ● семья

Вопрос № 265

К глобальной проблеме взаимоотношений «Север – Юг» относится … ● проблема взаимоотношений развитых и развивающихся государств

Вопрос № 266

К разделам философии не относится … ● история

Вопрос № 267

Мировоззренческая функция философии …● способствует формированию целостного представления о мире

Вопрос № 268

Характерной чертой русской идеалистической философии является… ● антропоцентризм

Вопрос № 269

Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является … ● разум

Вопрос № 270

Теория «двух истин» получила распространение в … ● эпоху позднего средневековья

Вопрос № 271

Процесс интенсивного взаимодействия науки и техники, т.е. научно-технический прогресс, начинается в… ● конце XVIII – первой половине XIX века

Вопрос № 272

Развитием, с точки зрения диалектики, является… ● необратимое, поступательное изменение предметов материального и духовного мира

Вопрос № 273

Метод познания, абсолютизирующий устойчивость и повторяемость, называется … ● метафизикой

Вопрос № 274

Личность рассматривается в качестве высшей ценности в философии …● персонализма \

Вопрос № 275

Характерной особенностью картины мира, предложенной И. Ньютоном, является то, что … ● мир состоит из атомов, связанных законом тяготения

Вопрос № 276

Целью учения о методе в философии Нового времени является … ● построение единой системы науки

Вопрос № 277

Одной из главных особенностей русской философии является… ● нравственно-религиозный характер

Вопрос № 278

Креационизмом называется … ● идеалистическое учение о сотворении мира

Вопрос № 279

Гносеологическая позиция, проводящая непреодолимую границу между опытом и объективной реальностью, называется … ● агностицизмом

Вопрос № 280

Научная теория оперирует ____________ объектами. ● идеализированными

Вопрос № 281

Философом, высказавшим мысль о влиянии техники и электроники на все стороны общественной жизни, является … ● З. Бжезинский

Вопрос № 282

Проявлением божественного начала в человеке с позиции философии Возрождения является … ● творчество

Вопрос № 283

Субъективный идеализм отличается от объективного … ● принятием сознания субъекта, человеческих ощущений за первичное

Вопрос № 284

Аксиологический аспект характеризует такое свойство сознания, как … ● избирательность

Вопрос № 285

Принцип ответственности личности несовместим с(со)… ● абсолютизацией сиюминутных выгод

Вопрос № 286

По мнению древнегреческого философа Сократа, главной целью философии является … познание человеком самого себя

Вопрос № 287

Разделом философии, занимающийся исследованием сферы прекрасного и искусства, является● эстетика

Вопрос № 288

Природа как инобытие Абсолютной идеи предстает в философии … ● Г. Гегеля

Вопрос № 289

К основным чертам восточной цивилизации относится … ● доминирование традиций

Вопрос № 290

Направление в философии, считающее, что человечество в будущем сможет заменить природную среду на искусственную, техническую, называется …● технократическим утопизмом

Вопрос № 291

Философская система К. Маркса основана на принципах …● диалектического материализма

Вопрос № 292

Философское течение ХХ века, уделившее большое внимание определению бытия и небытия, называется … ● экзистенциализмом

Вопрос № 293

Рационально-теоретическое знание, содержащее самые общие, универсальные представления о мире, называется … ● философским

Вопрос № 294

Гуманистический антропоцентризм полагает сущностью человека и проявлением его равенства с Богом… ● творчество

Вопрос № 295

Вопрос № 296

Изучением научного познания в современной философии занимается … ● эпистемология

Вопрос № 297

Главным отличием психологического времени от онтологического является … ● субъективность

Вопрос № 298

К наиболее ярким представителям российского консерватизма относится … ● Н. Данилевский

Вопрос № 299

Общим в решении проблемы человека в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме является… ● отрицание внеисторичности сущности человека

Вопрос № 300

Наиболее крупным представителем патристики является… ● Августин Аврелий

Вопрос № 301

Теорию естественного права разработал… ● Джон Локк

Вопрос № 302

Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является …

● Ф. Бэкон

Вопрос № 303

Философской концепцией, признающей существование множества независимых друг от друга начал мира, является …

● плюрализм

Вопрос № 304

Мировоззренческим принципом средневековой философии является … ● теоцентризм

Вопрос № 305

К политическим институтам относится … ● партия

Вопрос № 306

Направление философии, рассматривающее проблему Бытия через материю и практику, называется …● марксизмом

Вопрос № 307

Опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия, называется… ● представлением

Вопрос № 309

Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория … ● бытие

Вопрос № 310

Религиозная философия считает движущей силой истории… ● провидение

Вопрос № 311

Одной из школ древнекитайской философии является … ● даосизм

Вопрос № 312

К шести основным школам Древнего Китая не относится … ● Фасян-цзун

Вопрос № 313

К древнеиндийским философам-материалистам относится …● Брихаспати

Вопрос № 314

Основным текстом конфуцианства является …● «Четверокнижье»

Вопрос № 315

Древнекитайская школа, проповедовавшая «почтение к закону», называется… ● легизм

Вопрос № 316

Принцип недеяния является основным в философии … ● даосизма

Вопрос № 317

Древнекитайским мудрецом, отстаивавшим правило «золотой середины», был… ● Конфуций

Вопрос № 318

К неортодоксальным школам Древней Индии относится …● джайнизм

Вопрос № 319

К древнеиндийской философии относится философская школа… ● веданта

Вопрос № 320

Основателем даосизма считается … ● Лао-цзы

Вопрос № 321

Родиной религиозно-философской системы зороастризма является … ● Ближний Восток

Вопрос № 322

К составляющим мировоззрения относятся…

☑ мироощущение ☑миропонимание☑мировосприятие

Вопрос № 323

Представление о том, что все в этом мире имеет духовное начало, является характерным для представителей… ☑объективногоидеализма☑гилозоизма

Вопрос № 324

Функциями философии, о которых идет речь в высказывании Платона «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» являются…

☑ гуманистическая☑воспитательная

Вопрос № 325

Представление материи и духа как неотделимых сторон одной и той же субстанции характерно для представителей …

☑ гилозоизма☑панпсихизма☑пантеизма

Вопрос № 326

Представителями элейской философской школы являются … ☑Ксенофан☑Зенон☑Парменид

Вопрос № 327

Историческими этапами средневековой философии являются…☑патристика☑апологетика☑схоластика

Вопрос № 328

Установите соответствие между гносеологическими направлениями философии Нового времени и принципами, на которые они опираются.

существование врожденных идей - рационализм

реальность как совокупность ощущений – идеал эмпиризм

отражение внешнего мира мат. эмпиризм

Вопрос № 329

Установите соответствие между ступенями развертывания Абсолютного Духа и типами культур в философии Г. Гегеля. 1. Преобладание формы над идеей 2. Равновесие формы и содержания 3. Преобладание идеи над формой

античная культура

европейская культура

христианская культура

восточная культура

В эстетике Г. Гегель дал трактовку прекрасного как «чувственного явления идеи» в ее конкретном единстве с внешним бытием. Это определило гегелевское учение об идеале и ступенях его развития – «формах искусства», которые дифференцируются в зависимости от соотношения между идеей и ее внешним образом: 1) в символической художественной форме внешний образ лишь намекает на идею (это стадия восточной культуры); 2) в классической – идея и ее образ находятся в равновесии и полностью соответствуют друг другу (античная культура); 3) в романтической – над внешней формой преобладает духовное содержание, глубина души и бесконечность субъективности (европейская культура).

Вопрос № 330

Представителями философии экзистенциализма являются …А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер и К. Ясперс – отвергли рациональное познание как не соответствующее специфике философского знания философии.

Вопрос № 331

Мировоззренческими основами славянофильства являются…☑консерватизм☑мессианизм☑соборность

Вопрос № 332

Установите соответствие между онтологическими позициями и подходами к решению вопроса об отношении бытия и сознания.

бытие человека противостоит бытию вещей 3. Экзистенциализм

единственное бытие – индивидуальное сознание 2. Субъективный идеализм

бытие не зависит от сознания 1. Реализм

Вопрос № 333

Установите соответствие между атрибутами материи и их содержанием.

Изменение - 2. Движение

Протяженность - 3. Пространство

Информация - 5. Отражение

Длительность - 4. Время

внутреннее строение - 1. Структурность

Вопрос № 334

Установите соответствие между формами движения материи и примерами, раскрывающими их содержание. 1. Физическая 2. Химическая 3. Биологическая 4. Социальная

щелочные реакции

образование наций

обмен веществ

перемещение атомов

электромагнитные взаимодействия

Вопрос № 335

Идеи диалектики развивали такие представители немецкой классической философии, как …☑Г.Гегель☑И.Кант

Вопрос № 336

Общими позициями субъективного идеализма и диалектического материализма в трактовке сознания и познания

Общими позициями субъективного идеализма и диалектического материализма в трактовке сознания и познания являются следующие: 1) субъект познания активен; 2) ощущения есть исходный материал знания. Субъективный идеализм (Д. Беркли, Д. Юм, Г. Фихте), обратив внимание на деятельностную природу мышления, сделал вывод об определяющей роли субъекта в процессе познания и объявил ощущения единственным предметом познания, из чего следовало, что объект познания создается субъектом и зависит от него.

Вопрос № 337

Укажите проблемы, имеющие отношение к гносеологии. ☑способыдостиженияистинногознания☑вопросограницахчеловеческогознания

Вопрос № 338

Мнение в отличие от знания… ☑является субъективной оценкой чего-либо☑изменяетсядостаточнобыстро

Вопрос № 339

К логическим критериям истины относятся…

☑ независимостьаксиом☑непротиворечивостьаксиом

Вопрос № 340

Общими чертами научного и художественного познания являются…

☑ достижениедостоверногознания☑творческоеотношениекпредметупознания

Вопрос № 341

Эмпирический уровень научного познания в отличие от теоретического …

☑ предполагаетнепосредственноевзаимодействиесобъектомисследования☑нацеленнаполучениенаучныхфактов

Вопрос № 342

Согласно позиции сциентизма (сайентизма) наука … ☑являетсявысшейценностью культуры☑естьобластьестествознания

Вопрос № 343

В Древнем мире развитие техники тесно связано в первую очередь с …☑магией☑мифом

Вопрос № 344

В античном мировоззрении человек предстает как микрокосм, соединяющий в себе такие силы вселенной, как …

☑ логос☑полис☑хаос

Вопрос № 345

Основными направлениями социальной антропологии в XIX–XX в. являются интерпретативная антропология, структурализм, марксистская антропология, функционализм и эволюционизм.

Вопрос № 346

Культура по К. Марксу, – это совокупность материальных и духовных ценностей, принцип связи человека с миром.

Вопрос № 347

Философами ХХ века, отрицавшими проблему смысла жизни, являются …☑А.Камю,З.Фрейд☑Л.Витгенштейн,У.Джеймс

Вопрос № 348

Элементами духовной сферы жизни общества являются … ☑наука☑религия☑искусство

Вопрос № 349

Представителями теории стадиального развития в социальной философии являются… ☑Д.Белл☑Р.Арон☑У.Ростоу

Вопрос № 350

К «мир-системной» типологии общества, предложенной И. Валлерстайном, относятся понятия …☑ядро☑полупериферия☑перифирия

Вопрос № 351

Проявлениями современного этапа развития общества являются …☑развитиекомпьютерныхтехнологий☑технологическаяреволюция☑информатизацияобщества

Вопрос № 352

К особенностям философских проблем могут быть отнесены …☑предельность☑всеобщность☑вечность

Вопрос № 353

Основными гносеологическими подходами к вопросу о познаваемости мира являются …☑гностицизм☑агностицизм

Вопрос № 354

К монистическим моделям мира относятся философские направления … ☑материализма☑идеализма☑гилозоизма

Вопрос № 355

К мировоззренческим принципам философии Возрождения относятся…☑гуманизм☑пантеизм☑антропоцентризм☑прометеизм

Вопрос № 356

Социальное развитие, по К. Марксу, есть смена исторических типов – общественно-экономических формаций. Установите правильную последовательность формаций.

1.первобытная 2. рабовладельческая 3. феодальная 5.коммунистическая 4. капиталистическая

Вопрос № 357

Установите соответствие между антропологическими понятиями и направлениями современной западной философии.

Экзистенциализм 2. Заброшенность и абсурд

1. Проекция и сублимация психоанализ

Структурализм 3. Бинарность и символ

Вопрос № 358

Представитель русского космизма В.И. Вернадский представил мир как процесс космической эволюции. Установите правильную последовательность этапов эволюции.

(из статьи «Время и его преодоление»)

Философская мысль с давних пор пытается выйти за пределы времени, теоретически его преодолеть. Такое преодоление мы встречаем уже в философии Парменида, хотя и не в современных терминах и понятиях. Его единое и неизменное бытие есть тем самым и безвременное. Это преодоление совершалось в истории по раз-ным поводам и в различных целях. В основе его лежали то онтологические учения о высших формах бытия, не подчиненных общему закону изменения, то гносеологические соображения о времени, как чисто познавательной и в том или ином смысле субъективной форме опыта, то теологические размышления о природе Бога. Для новой философии особенно характерна постановка этой проблемы в связи с вопросом о свободе воли.

Характерной особенностью всех этих попыток является чисто негативный подход к тому понятию, в котором видят ключ к разрешению тех или иных гносеологических и онтологических затруднений. В самом деле, выход за пределы времени совершается обыкновенно простым отрицанием значимости времени для той или иной области бытия. Создаются термины «вневременности», «безвре-менности», «надвременности» без всякой заботы о том, чтобы раскрыть смысл и значение этого запредельного по отношению к времени бытия.

Редко обращают внимание на то, что приставками «вне», «без», «над» понятие запредельного в отношении времени совершенно не выясняется, что это понятие необходимо должно быть как-то уяснено и в своем положительном содержании, поскольку во всех формах постановки этой проблемы «безвременное» или «вневременное» бытие не является отгороженным от бытия временного какой-то непроницаемой перегородкой. Напротив, как это особенно видно в проблеме свободы, безвременное и временное, в частности интеллигибельный и эмпирический характер у Канта, слиты в ка- ком-то смысле в одно онтологическое единство. Если это так, то очевидно, что едва ли не самой существенной стороной проблемы является именно уяснение того, как и в каком смысле «безвременное» или «вневременное» соприкасается с временным, каким образом в одном й том же или, во всяком случае, как-то соприкасающемся бытии могут быть укоренены два столь противоположных modus"a существования.

Вопрос этот в наиболее типичных случаях остается обыкновенно без ответа. Этот характерный почти для всей истории данной проблемы негативный подход и является основным побуждением для избранной нами темы. Сказанным определяется для нас также и самое развитие темы. Методичность и равномерность такого развития совершенно не входит в наше задание. Тема о времени - одна из обширнейших в философии по коренной связности ее с другими основными проблемами. В некоторых своих частях она достаточно развита в различных системах и монографиях. По крайней мере, самое время достаточно представлено и уяснено в различных гносеологических и психологических аспектах. И именно поэтому в ее развитии мы менее всего посвятим вни-мания самому времени, как эмпирической данности, а обратимся главным образом к уяснению того сверхэмпирического, что лишь Неопределенно обозначается обычными отрицательными по отношению к времени ПОНЯТИЯМИ..."

Ответить на вопрос, что такое время,- это то же, что ответить на вопрос, что такое изменение.

Изменение, во всяком случае, составляет корень или сущность времени, осложняемую лишь различными привходящими подробностями и обстоятельствами, отвечающими на вопрос, как это изменение совершается. Изменение же можно определить как единство исчезающего, пребывающего и появляющегося. Иными словами, изменение есть единство прошлого, настоящего и будущего. Время и изменение не связаны друг с другом, а просто есть одно и то же, лишь выражаемое разными словами и в разных аспектах мысли. Для всех рассуждений о времени и безвременности необходимо иметь в виду следующее положение: «Если нет времени, то нет и изменения, если нет изменения, то нет и времени». Именно тройст-венность времени и всякого изменения обнаруживает во времени другую его особенность, а именно проникающее его единство изменяющегося бытия. Об изменении можно говорить лишь в том случае, когда моменты изменения как-то объединены. И это объединение непредставимо и немыслимо иначе, как в сознании или через сознание. Область материальных изменений, если отмыслить от нее сознание наблюдающего субъекта, в сущности, потеряла бы свою изменчивость.

Дерево, камень, кристалл, молекула, атом и т. п., понятие лишь во внешнем содержании своей материальности и вне наблюдающего их сознания, могут быть поняты лишь как совершенно внешнее рядоположение взаимно иных моментов.

И ни для какого из этих моментов предыдущий и последующий не могли бы иметь значение прошлого и будущего, потому что о прошлом можно говорить, лишь когда оно как-то удержано и для настоящего/а о будущем, когда оно хотя бы в виде неверной возможности предварено. Этой силой удержания и предварения обладает лишь ж и- вое сознание или жизнь вообще. И изменение в мерт-вом, неживом, дается лишь взгляду жизни на мертвое. Отмыслите этот взгляд, и в мертвом останется лишь рядоположение статических моментов, в котором нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, ибо их необходимо сознавать. Вне сознания эти слова теряют всякий смысл. Итак, изменение, или, что то же, время, есть прежде всего достояние души. Его содержание прежде всего психологично. И все другие значения времени заимствуют свой смысл именно из этого психологического. Однако надо все же отличать психологическое время от онтологического. В психологическом времени есть своя индивидуальность и субъективность и в этом смысле относительность. Они заключаются и в том, что диапазон настоящего неодинаков не только у разных людей, но даже у одного человека при различных психологических условиях, и в том, что быстрота течения времени испытывается различно. Однако в этом психологическом времени есть и некоторое общее объективное содержание. Оно заключается, во-первых, в том, что всякое время для всех и всегда слагается из трех времен, и, во-вторых, в том, что настоящее в своем центральном, срединном пункте для всех же совпадает, т. е. есть некоторое общее «теперь» или «сейчас», однозначность которого в некоторых пределах пространства может быть объективно установлена, а для всего мира с достаточным основанием мыслима и представляема. Но об этом общемировом «теперь» будет речь впереди. Здесь мы лишь устанавливаем тот смысл понятия времени, который и подлежит философскому истолкованию. И это, несомненно, есть время, или, что то же, изменяемость сознаваемая. Это время по содержанию психологическое, но понятое в универсальном мировом смысле, т. е. в чертах одинаковости для всех видов сознания. И именно в этом-то смысле особенностью времени является то же, что является и особенностью всякого сознания, т. е. некоторое единство. Несомненно, что время, как и пространство, есть своеобразная множественность и дробность бытия. Но пространство, в отличие от времени, есть абсолютная раздробленность, время же раздробленность относительная. В нем прошлое, настоящее и будущее всегда преодолеваются в своей раздельности тем пребывающим, которое так или иначе включено во всякую живую изменяемость. Лишь один вид изменения представляет с известной точки зрения такую же абсолютную раздробленность, как пространство, а именно движение. Но это именно потому, что движение есть тот вид изменяемости, который воспринимается не, внутри самой изменяющейся реальности, а извне, со стороны внешнего наблюдателя, и вфспринимается именно внешним образом, через внешнюю чувственность протяжения. Движение есть форма времени, представленная нами в чужеродной среде пространства, время, переведенное на язык пространства. Если к этому переводу есть очень серьезные основания со стороны жизненной и научной техники, так как только через эту форму время может точно измеряться, то эта чисто условная постановка пространства на место времени не должна нисколько влиять на философское понимание времени. Время физическое надо строго отличать от времени онтологического, т. е. изменяемости бытия. Что такое физическое время? Это движение, измеренное движением. «Измеренное» - это значит раздробленное и разделенное в чужеродной среде пространства, ибо только пространство можно измерять. Время, т. е. изменяемость, есть само бытие. Но пространство и протяжение не есть ни самое бытие, ни даже его свойство, а только внешняя отраженность какого-то вида бытия (чувственной материи) в сознании. Из этого должно быть ясно, какая громадная разница в философском и физическом смысле понятия времени. К сожалению, этой разницы обыкновенно не замечают, несмотря на то что сущность и последствия подмены времени онтологического физическим исчерпывающе разъяснены Бергсоном. И это прежде всего сказывается в физической теории относительности.

Время и его преодоление!IМысль. 1922. № 3. С. 80-83

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

С. А. АскольдовВРЕМЯ ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ,ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ

релевантные научные источники:

  • Пальцевая дерматоглифика и физические способности

    Абрамова Тамара Федоровна | Диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук. Москва - 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 9.06 Мб

    03.00.14 - Антропология по биологическим наукам. Актуальность проблемы. Возможность раннего распознавания и прогностической оценки фенотипических проявлений генотипа - одна из ведущих составляющих

  • Развитие личностной готовности студентов к профессиональной деятельности педагога в процессе обучения в вузе физической культуры

    Носенко Надежда Петровна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Краснодар - 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 6.1 Мб

    Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (психологические науки). Актуальность. Сложность и

  • Программно-целевой принцип управления развитием персонала в муниципальной системе физической культуры и спорта

    Лопатин Андрей Петрович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Южно-Сахалинск - 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 3.99 Мб

    13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Актуальность исследования. Важной составной частью государственной

  • Психологические аспекты изучения мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы

    Казакова Елена Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Рязань - 1999 | Диссертация | 1999 | Россия | docx/pdf | 5.14 Мб

    Специальность: 19.00.06. - юридическая психология. В контексте социальных реформ, направленных на оздоровление и гуманизацию нашего общества, проблема изучения агрессивных тенденций в области

  • Психологические причины и способы предупреждения конфликтов между учителями и школьниками

    Апаев Магомет Билялович | Диссертация. Карачаево-Черкесский государственный педагогический университет | Диссертация | | Россия | docx/pdf | 3.52 Мб

    Актуальность и постановка проблемы, В условиях социального обновления России наблюдается заметное повышение напряженности и конфликтности в различных сферах общественной жизни, в том числе и в

Позитивизм прошел следующие стадии развития: 1) классический позитивизм; 2) махизм, или эмпириокритицизм; 3) неопозитивизм и постпозитивизм. Крупнейшими представителями классического позитивизма, кроме О. Конта являются также известные английские ученые Д. Милль и Г. Спенсер. Г. Спенсер попытался разработать учение об эволюции, основанное на простом описании наблюдаемых фактов, однако отказ от масштабных теоретических обобщений не давал возможности раскрыть и объяснить глубинные механизмы процессов развития. Вторая стадия позитивизма имеет два названия: махизм – от фамилии известного австрийского физика Э. Маха (1838–1916), и эмпириокритицизм. Эмпириокритицизм разработал программу критической переоценки человеческого опыта, то есть попытался создать новую теорию познания. На рубеже XIX-XX вв. новые открытия в физике привели к неизбежному выводу: классическая механика не способна объяснить многие явления природы. Э. Мах попытался преодолеть кризис в физике путем пересмотра представлений о природе человеческого познания. В основу его подхода были положены принцип «экономии мышления» и вытекающий из него идеал «чисто описательной» науки. В развитой науке всякие объяснения излишни – из «экономии» она их отбрасывает и ограничивается только простыми описаниями событий. Согласно Э. Маху, мыслить экономно означает наиболее просто, минимальными теоретическими средствами описывать исследуемые наукой явления, которые есть продукт познающего субъекта, возникающий в его опыте. На третьем этапе развития позитивизма возникло несколько философских школ, которые объединяют одним названием – неопозитивизм, а во второй половине XX века на их основе сформировался постпозитивизм. В неопозитивизме сохранилось узкое понимание предмета философии:она по-прежнему сводится к теории познания (гносеологии). По мнению неопозитивистов, философия должна изучать язык науки как способ выражения знания, а также деятельность человека по анализу этого знания и его выражения в языке. Для анализа научного знания наряду с принципом конвенционализма используются два других методологических принципа – верификация и фальсификация. Верификация (от лат.verus – истинный, facio – делаю) – проверка истинности знания на опыте. Принцип верификации ввели М. Шлик и Р. Карнап. Метод верификации состоит в попытке свести все знание к простейшим высказываниям, которые любой человек может проверить на опыте с помощью своих органов чувств. Именно такая проверка дала бы полное подтверждение (или опровержение) истинности той или иной научной теории. Одним из самых известных постпозитивистов был Т. Кун, автор труда «Структура научных революций». Центральное место в его работе занимает понятие парадигмы – совокупности убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих сохранение научной традиции.


Изучением научного познания в современной философии занимается …

эпистемология
Функция философии,

требующих изменения познавательного аппарата частных наук,

называется…

методологической
К характерным особенностям научной картины мира относится …

систематизация объективных знаний о мире
Основоположником учения об атомном строении материи является…

Демокрит
Во взглядах на природу в эпоху Возрождения утверждается …

пантеизм
Теорию естественного права разработал…

Джон Локк
Универсальным началом философской системы И. Фихте является кантовский принцип …

автономии воли

Описание явлений в качестве основной цели философского познания признает…

феноменология
Г.В. Плеханов является представителем …

марксизма

Предметом философии является(-ются)…

всеобщее в системе «мир – человек»
Античным философом, поставившим первым онтологический вопрос «Что есть все?» считают …

Ядром детерминизма признается положение о существовании …

причинности
Характерным свойством времени является …

необратимость
Учение о причинно-следственных связях называется …

детерминизмом
Создателем классического психоанализа является …

З. Фрейд
Непосредственное постижение целостности объекта выступает как …

понимание
Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является …

разум
Теория «двух истин» получила распространение в

эпоху позднего средневековья
Древнейшей формой постижения реальности человеком является…

миф
Начальным шагом научного исследования является…

формулирование проблемы
Первый европейский университет был открыт в …

Болонье
Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризует смысл позиции…

антисциентизма
Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является…

осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений
Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и …

индивидуализм
Культура определенной социальной группы, отличающаяся системой ценностей,

традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется …

субкультурой
Религия видит смысл жизни …

за пределами самой жизни
Впервые термин «гражданское общество» в философии употребил…

Аристотель

Понятие «культурно-исторический тип» впервые сформулировал…

Н.Я. Данилевский
Представителем стадиальной теории развития общества является…

А. Тоффлер
Характерной чертой современного этапа развития человечества является …

неравномерность развития отдельных стран и народов
Назовите раздел философского знания, возникший позже всех остальных.

философия техники
Мировоззренческая функция философии …

способствует формированию целостного представления о мире
Для христианской картины мира характерно …

высоко оценивать назначение человека
Автором слов «Человек есть мера всех вещей» является …

Протагор
Основное отличие позиции реализма от номинализма заключалось в том, что…

реалисты признавали самостоятельное существование общих свойств, а номиналисты нет

Представителем эмпиризма в философии Нового времени являлся…

Фрэнсис Бэкон
Основателем критического, или «трансцендентального», идеализма в немецкой классической философии является …

И. Кант
Понятие «существование» является центральным понятием философского направления …

экзистенциализм
К наиболее ярким представителям российского консерватизма относится …

Н. Данилевский
Древнегреческий философ, разработавший идею атомарного вещества, – …

Демокрит
Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано в теории…

деизм - дух творит материю и предшествует ей

Диалектика - опора на естествознание

Развитие-необратимое помтупат. изменение предметов

аксиологический аспект - избирательность

Скептицизм - сомнение в возможности познания мира

Умозаключения - дедуктивные и индуктивные

догматизм - абсолютная истина

феноменология - описание явлений в качестве основной цели философского познания

дуализм - признание равноправности и несводимости друг к другу двух осн. начал универсума

научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

Экзистенциализм- философия существования - направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека

метод исследования - получение достоверного знания

Детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Феноменология - направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных черт.

антисциентизм - "Наука чума 20 века"

экзистенция-теория о существовании

Солипсизм - радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира

агностицизм-невозможность познания мира

Прагматизм - философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости

один из признаков МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ- коммерческий характер

специфическая особ-ть философии - объединение научно-теор. и духовно практич способа жизнедеят-ти

природа и сущность ч-ка предмет изучения- АНТРОПОЛОГИИ

прогностическая ф-ция фил-фии- ПРЕДСКАЗЫВАТЬ БУДУЩЕЕ

этический идеал стоиков- мудрец, достигший АПАТИИ

божественное начало- ТВОРЧЕСТВО

самоорганизация как факттор раз-тия общ-ной сис-мы - синергетика

диал. матер-зм- осн критерий истины- практика

объектом познания в диал-ком мат-зме - фрагмент объективной или субъект. реальности

в гноссеологии "истина" - наука, донаучное знание (знание, обусловл-ное св-вами объекта)

научная теория оперирует- идеализированными объектами

герменевтика - сощность ч-ка как преимущественно словесную понимает

сострадание - согласно иррационализму слияние индив-го Я и мира

культура - в шир. смысле - преобразовательная дея -ть

персонализм - личность в кач-ве высшей ценности

трансцендирующий хар-р философии - возм-ть выйти за пределы чел-кого познания

экзистенциализм - понятие "существование"

понятие - форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов

теория "двух истин" - эпоха позднего средневековья

эпистемология - общие закономерности и тенденции научного познания

техницизм - стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания

социализация - процесс усвоения ч-ком определенной сис-мы знаний, норм и ценностей

аскетизм - подавление чувств-ой природы, отказ от удовольствий с целью высвобождения внутр энергии
демокрит - атомизм основал

Фома Аквинский - учение о гармонии веры и разума

патристик-августин аврелий

Л. Фейербах - источник религии - ограниченность ч-ка

Герцен - представитель западничества

Гегель - первое учение о развитии

Фил-ф нач.19 в. - традиция соотносительного определения бытия и небытия

Превращение диалектики в науку

маркс карл-диалектический материализм - осн критерий истины- практика

Проблемы эк-кой жизни

бытие по Пармениду-это ОХУЕННО

гуссерль-основоположник феноменологии

Поппер - концепция роста знания

гераклит-

философия общего дела- федоров

Общей для философии и религии функцией является…Экзистенциальная
Характерной особенностью картины мира, предложенной И. Ньютоном, является то, что …мир состоит из атомов, связанных законом тяготения

Философом, признающим число как первосущее, был…Пифагор
«Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя…Фому Аквинского

Смысл понятия «деизм» заключается в представлении о том, что дух творит материю и предшествует ей

Основателем критического, или «трансцендентального», идеализма в немецкой классической философии является кант

Одной из главных особенностей русской философии является…нравственно-религиозный характер

И объективный идеализм, и материализм исходят из того, что…

мир существует вне и независимо от человеческого сознания

Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано в теории…относительности

Философское течение, определяющее движение как изменение вообще, называется …диалектическом материализмом

Философом, внесшим огромный вклад в превращение диалектики в науку, является гегель

Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется…интенциональность

С позиции объективного идеализма Платона, сущностью познания является …припоминание душой идей

Познавательной способностью человека, выражающей абсолютные, всеобщие закономерности действительности, является …разум

С позиции прагматизма истиной является(-ются)… полезность, эффективность знания

В эпоху ____________ возникает образ классической науки. Нового времени
Научная теория оперирует ____________ объектами идеализированными

Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является… осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений

Неповторимость, уникальность человека обозначается понятием … индивидуальность

Одним из признаков массовой культуры является …коммерческий характер
С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека… ценностей, которые человек реализует в поступках
К общим признакам гражданского общества относится универсальное правовое государство

По мнению Карла Ясперса, выдающейся личностью является…тот, кто чувствует ответственность за свободу других

Философами, рассматривающими понятие «ноосферы», являются В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден