Классный час по этике и культуре общения. Классный час "Культура общения". Игра "Шаг на встречу"

Еманжелинская коррекционная школа-интернат. Классный час по культуре общения в 8 классе. Тема:«Речевой этикет». Подготовил и провёл: классный руководитель Пищулёва Светлана Владиславовна Село Еманжелинка, Челябинской области. Вдумайтесь в эти слова: Саади: «Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали, Побег зелёный выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит!» Цели:

  • Задача: учиться общению с окружающими тебя людьми,
  • учиться управлять своими эмоциями, чувствовать настроение окружающих людей, видеть их эмоциональное состояние.
Общение –это наука.
  • Общаться мы учимся с раннего детства. И сегодня мы поговорим о том, что же такое общение…
  • Общение бывает вербальное (слово, речь) и невербальное (взгляд, жест, мимика).
Голос и интонация голоса.
  • Как известно, интонация голоса играет огромную роль в общении. Даже короткое слово “ДА” можно сказать с множеством интонаций. В зависимости от интонации слово будет приобретать новый смысл:
  • Мастер-класс.
  • Давайте попробуем: спросить(ласково, грубо, уверенно, неуверенно, громко, тихо), отрицать, утверждать.
Ответь: - Задумывался ли ты над тем, как ты общаешься с окружающими тебя людьми: друзьями, родными, учителями, незнакомыми людьми? -А не пора ли тебе познакомиться с грамотой общения, с его правилами? Этикет.
  • что же означает слово «этикет»?
  • Это законы поведения человека в обществе: обхождение с людьми, общение , поведение в общественных местах, манеры человека и даже его одежда .
Задача по этикету.
  • 1. В одном автобусе едут учительница и ее ученик вместе с мамой. Саша и его мама сидят. Увидев учительницу, Саша здоровается с ней и представляет её своей маме. Мама тоже приветствует педагога. На этом их общение заканчивается.
  • Все ли правильно сделали Саша и его мама?
Задача по правилам поведения.
  • 2. 2 мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Как вы думаете, кто должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 11 и 13 лет?
Ответ:
  • обычно уступает тот, кто вежливее.
Речевой этикет.
  • Итак, мы вспомнили немного о правилах поведения. Но ведь этикет – это ещё и правила общения , это и культура речи. Сегодня мы поговорим о речевом этикете.
О речи человека…
  • Ещё в 13 веке известный персидский поэт и мыслитель сказал: «Покуда человек не говорит, неведан дар его, порок сокрыт».
  • И это действительно так. Одно из важнейших понятий речевого этикета – это языковой паспорт.
  • Языковой паспорт – это информация, которую мы узнаем о человеке, слушая его речь.
Основные правила речевого этикета. 1.
  • Нельзя , чтобы речь была засорена жаргонными словами. Произношение должно быть правильным, ударение верным. Нужно говорить ясно, спокойно, не повышая голоса.
  • Бранная лексика:вульгарные бранные слова и выражения, употребление которых в общении нарушает нормы общественной морали, недопустима.
2.
  • На «ты» можно обращаться к людям, с которыми вас связывают узы товарищества, любви, дружбы . К детям обращаются на «ты» до тех пор, пока они не становятся молодыми людьми.К остальным людям надо обращаться на «вы».
3.
  • Умение выслушать другого – непременное условие беседы. Не прерывайте собеседника.
  • У каждого человека, как бы ему не было скучно, должно хватить терпения, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ собеседника.
  • Если вы хотите вставить что-нибудь существенное, можно сказать: «Извините, что я перебиваю, но …»
4.
  • Нельзя начинать спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.
5.
  • В компании не шепчутся. Это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-нибудь важное, незаметно отходят в сторону.
6.
  • Неприлично делать вид , что не замечаете знакомого и тем более неприлично не отвечать на приветствие.
  • Прежде чем обратиться с вопросом к незнакомому, необходимо с ним поздороваться .
  • Нельзя использовать слово «эй» для привлечения внимания к себе. Например, вместо эй! надо сказать: «Извините, пожалуйста…»
Тест «Необходима ли коррекция вашего общения?»
  • Всегда ли я внимательно выслушиваю собеседников?
  • Перебиваю ли я собеседника, если мне приходит в голову важная мысль?
  • Внимателен ли я к памятным датам моих знакомых?
  • Повышаю ли я голос в споре?
  • Стараюсь ли я в разговоре вникнуть в мнение моих собеседников?
  • Часто ли мои собеседники уходят обиженными?
  • Всегда ли я обдумываю заранее, как буду высказывать критические замечания собеседнику?
  • Приято ли мне, когда в моем присутствии критикуют других людей?
  • Всегда ли я стремлюсь ответить на критику в свой адрес?
Обработка результатов:
  • Подсчитайте количество ответов «да» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9 и 10.
  • 0 – 1 да – коррекция не требуется.
  • 2 – 3 да – требуется коррекция отдельных сторон общения.
  • 4 – 5 да – требуется существенная коррекция.
  • 6 да – общение неудовлетворительное.
Деловая игра: «Пресс-конференция».
  • Пресс-конференция –это официально созываемое собрание представителей печати, радио, телевидения для обсуждения какой-нибудь информации.
  • Задавая свой вопрос, вставьте один из оборотов, необходимый по законам вежливости каждому воспитанному человеку:
  • 1.обращаться по имени-отчеству; 2. «Будьте любезны», «Будьте добры»;
  • 3. «Благодарю Вас»; 4. «Пожалуйста»; 5. «Если Вас не затруднит» и т.д..
Итак, общие правила общения:
  • Не воспитывайте собеседника.
  • Стремитесь понравиться собеседнику.
  • Демонстрируйте хорошее настроение.
  • Показывайте собеседнику, что он вам нравится.
  • Показывайте собеседнику, что вы его уважаете.
  • Говорите меньше собеседника.
  • Не вспоминайте плохое.
  • Не давайте советов, если вас не просят.
  • Не спорьте по мелочам.
Правила, которые ведут к взаимопониманию:
  • 1.Ставь интересы других людей выше собственных.
  • 2.Будь верен и надежен.
  • 3.Уважай других, уважая себя.
  • 4.Терпимо относись к другим точкам зрения.
  • 5.Воспринимай людей как равным себе.
  • 6.Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
  • 7.Умей прощать и не будь обидчив.
  • 8.Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
  • 9.Проявляй чуткость.
  • 10.Будь уверен в себе.
  • 11.Будь свободен от лжи и обмана.
  • 12.Умей контролировать свои желания и поступки.
  • 13.Стремись делать все как можно лучше.
Культура и бескультурие.
  • Эти слова писательницы В.Зинченко именно об этом:
  • «Культура непосредственна, искренна и скромна, а бескультурие расчетливо, притворно и нагло. Культура бесстрашна и неподкупна, а бескультурие трусливо и продажно. Культура совестлива, а бескультурие хитро».
Будем помнить!
  • Один великий мыслитель сказал:
  • «Слово - полководец человеческой силы. Могущество его беспредельно. Оно лечит, и наносит смертельные раны, яростных врагов делает верными друзьями или дружбу превращает в ненависть и навсегда разлучает людей. И, видимо, потому с древних времен мудрецы призывают умело обращаться с этим грозным оружием, словом ».
Расул Гамзатов:
  • Давайте послушаем стихотворение поэта Расула Гамзатова, в котором тоже говорится, что речевой этикет это не пустая формальность, а очень важная часть культуры человека:
Расул Гамзатов:
  • Когда моя жизнь, дорогая,
  • Придет к своему рубежу, Три слова тебе, дорогая, Я в час мой последний скажу.
Расул Гамзатов: То слово… Хватило бы силы Мне вымолвить тихо его… «За все, дорогая, спасибо », - Сказал бы я прежде всего. Расул Гамзатов: Смогу ли я слово второе, Успею ли произнести? Глаза я устало прикрою: «За все, дорогая, прости ». Расул Гамзатов: И третье я вымолвлю слово, Своей покоряясь судьбе: «О будь, дорогая, здорова , Здоровья желаю тебе». Расул Гамзатов: А если судьба милосердно Сказать мне дозволит еще, Я те же три слова усердно Опять повторю горячо. Расул Гамзатов: О, только хватило бы силы Их явственно произнести: «За все, дорогая, спасибо Здоровья тебе… И – прости …» Важные слова…
  • Почаще говорите друг другу эти важные слова:
  • Спасибо!
  • Здравствуйте или будьте здоровы!
  • Извините или простите!
  • Будьте добры!
  • Позвольте!
  • И ещё много других таких же важных слов.
  • Успехов вам на поприще культуры и добра!

«Культура общения».

Цель: создать условия для воспитания нравственной культуры, формирования у школьников представления о влиянии внешней культуры на контакты между людьми; способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов; содействовать пробуждению желания и стремления познавать себя, учиться жить в согласии с людьми.

Оборудование: тема классного часа; пословица «Умение вести себя украшает и ничего не стоит» (немецкая пословица); рисунки жестов; задания на листочках с указанием определённого жеста, презентация.

Ход занятия

1. Оргмомент.

2. Объявление темы классного часа.

- Какие языки вы изучаете? (Русский, английский, татарский, на уроках информатики - язык программирования.)

- Есть ещё один язык международный, доступный и понятный всем, - это язык мимики, жестов, телодвижений человека. На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная.

Жест - движение рукой или телом, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем.

Дети показывают жест «большой палец вверх».

- Но этот жест у жителей Америки, Англии имеет другое значение. Им пользуются при голосовании на дорогах. А в Греции -это знак - «Прекрати говорить! (грубо) Замолчи!». Представьте себе американца, голосующего на дороге в Греции! А у итальянцев "большой палец" обозначает число 1. Теперь покажите с помощью жеста число 1.

Дети показывают поднятый вверх указательный палец.

У американцев и англичан указательный палец обозначает число 1, а большой палец - 5. Вопрос - нужно ли человеку знать язык жестов и почему?

Дети размышляют на эту тему.

- Сегодня мы с вами поговорим о жестах человека, как они влияют на его культуру. Перечислите жесты, которые вам знакомы.

Дети перечисляют:

- приятные (поклоны, рукопожатия);

- добрые (поглаживание по головке, похлопывание по плечу);

- вредные (почёсывание затылка, размахивание руками);

- обидные (пальцем у виска); -решительные (зазывание);

- профессиональные (отдача чести у военных);

- определённой группы людей (глухонемые, иностранцы).

3. И г р а «Угадай жест».

Сейчас мы проведём игру «Угадай жест».

Выходят ученики и получают листочки с заданием показать какой-либо жест. Другие учащиеся пытаются разгадать значение жеста.

- Умение читать жесты помогает понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь. Самый добрый жест - это приветствие. Как люди приветствуют друг друга?

Дети: словами «здравствуйте», «привет», кивком, рукопожатием, поцелуем.

- Пожмите руки друг другу. Если вы рады встрече - рукопожатие должно быть твёрдым. При этом надо знать, кто первым должен подавать руку. Попробуйте сами выстроить правила такого приветствия: со взрослыми, одноклассниками, с девочками, бабушкой и т.д.

Выслушиваются ответы детей.

4. Физкультминутка.

- Я буду называть известные жесты, если они приятные, хорошие - хлопаем в ладоши, если нет - приседаем.

(Гладить по головке, высовывать язык, рукопожатие, поклон, сопение носом, хрустеть пальцами, подать руку женщине или девочке, фыркать, теребить волосы, отдавать честь, крутить пальцем у виска).

- Какие жесты вам неприятны? Дети называют обидные жесты.

- Теперь попробуйте сами оценить себя: используете ли вы в своей жизни такие жесты?

Дети выбирают из 3 предложенных вариантов: да, нет, иногда. Тех, кто признался, что использует обидные жесты, хвалю за смелость и честность.

5. Творческая работа.

- Всем людям хочется, чтобы в обращении с ними другие пользовались приятными жестами. Предлагаю вам создать знаки жестов, которые, как и дорожные знаки, будут запрещающими или разрешающими. Подумайте, где можно применить эти знаки?

Дети рисуют на заранее приготовленных листочках знаки, подобные дорожным.

Устраивается показ знаков, авторы объясняют их значение.

6. Обобщение.

- Что нового узнали для себя сегодня? Обсуждаются ответы детей.

- Послушайте немецкую пословицу «Умение вести себя украшает и ничего не стоит». Попробуйте объяснить смысл этой пословицы.

Желаю вам стать образцовыми учащимися, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться. А теперь с помощью жеста покажите, понравилась ли вам тема, которую мы затронули.

Спасибо!

Цели:

    Проанализировать виртуальное общение подростков в Интернете

    Сформировать представление учащихся о тех угрозах, с которыми они могут встретиться, подключаясь к сети Интернет.

Задачи:

    Выяснить причины в необходимости Интернет-общения;

    Сравнить реальную и виртуальную дружбу

Возраст: 14-15 лет

Планируемые результаты:

Школьники

    Проанализируют собственное поведение в сети

    Проверят списки свои виртуальных друзей

    Поймут о последствиях виртуального общения лично для себя, о потере реальных друзей

    Сократят время своего пребывания в интернете

    Будут больше уделять внимания реальным друзьям

Форма проведения : Аналитическая дискуссия.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, видео фрагменты, карточки для учеников.

План классного часа.

Вступительное слово.

1.Мозговой штурм. Плюсы и минусы Интертета.

2.Тест « Интернет – омут »

3.Физкультминутка.

4.Обсуждение и анализ высказываний Интернет - пользователей.

5.Подведение итогов (рефлексия).

6.Создание синквейна.

Актуальность:

До 12 лет дети еще слушаются родителей, которые пытаются авторитарно контролировать время, которое дети проводят в Интернете. Далее в период подросткового максимализма просто запретами достичь результата невозможно. Нужна планомерная работа по разъяснению и анализу причин заражения Интернет-зависимостью.

1. Вступительное слово.

Сегодня, в век высоких цифровых технологий, мне хочется обсудить тему, которая коснулась уже или коснется вас в будущем. В наши дни дети впервые заходят в Интернет, едва научившись ходить, а страницы в социальных сетях они создают раньше, чем идут в школу. К сожалению, является фактом, что научиться пользоваться гаджетами детям легче, чем развить физиологические навыки. По данным ученых, среди детей от 2 до 5 лет только каждый 10й умеет завязывать шнурки, в то время, как каждый 5й сможет запустить приложение в смартфоне. Интересные факты приводятся в сюжете «Детство в цифрах» в программе «Инфомания». На вопрос, какой подарок ты хотел бы получить в день рождения?

    50% школьников ответили, что они обрадуются смартфону

    2\3 – планшетному компьютеру

    25%компьютеру

    Каждый 4й хочет иметь электронную книгу (13йпо популярности ответ)

    Обычные игрушки не вошли даже в 20-ку

Вопрос : Почему школьники так стремятся иметь эти гаджеты?

Ответы… .

Давайте посмотрим историю из детского телевизионного сборника «Ералаш»

Видео фрагмент «Крайняя мера»

    Мозговой штурм. Плюсы и минусы Интертета.

Вопрос: Насколько важно детям быть пользователями всемирной паутины? Зачем они его используют?

Давайте назовем плюсы и минусы Интернета.

Предполагаемые ответы:

Быстрый поиск информации

Сайты откровенного характера

Скачивание

Потеря времени

Обучающие программы

Проблемы со здоровьем

Участие в онлайн олимпиадах

Проблемы с учебой

Переписка, друзья, общение

Пренебрежение семьей

Потеря друзей

Остановимся на одном из важнейших аспектов человеческой жизни: общение, в нашем случае – это виртуальное общение.

    Тест. «Интернет –омут»

    Ты испытываешь недостаток реального общения?

    У тебя более 50 друзей в Интернете?

    Ты добавляешь в друзья незнакомых людей?

    Ты играешь в онлайн игры с незнакомыми людьми?

    Ты общаешься в Интернете со своими одноклассниками, соседями и реальными друзьями?

Вывод : если у тебя хотя бы 3 положительных ответа, значит, ты можешь попасться на удочку Интернет-дружбы.

Ну что такое - виртуальный друг,
Иль, скажем, виртуальная подруга?
Со мной не может разделить досуг,
Немедленно примчаться, если туго.
Нельзя в кафешке рядом с нею сесть
И обсуждать часами всё на свете,
И вместе по пирожному съесть,
Забыв, что обе снова на диете.
Я не могу ей платье показать,
Дарить сюрпризом милые вещицы.
Её лицо могу я не узнать,
Когда кругом другие будут лица!
Да, толк от этой дружбы - никакой... И если грустно тихими ночами, Хватаю телефон, что под рукой, Звоню и говорю, как сильно я скучаю.

Вопрос: сколько у тебя друзей в Интернете?

Ответы.…..

Вопрос: А сколько из них тех, тому действительно доверяешь и на кого можешь положиться?

Ответы: ….

А кто же все остальные? Фрагмент передачи «Новости» на НТВ.

3.Физкультминутка.

4.Обсуждение и анализ высказываний Интернет-пользователей

Вопрос: В чем же причина, что людей (взрослых и детей) так затягивает виртуальное общение?

Вот некоторые высказывания.

AlfaM пишет: лично у меня в чатах много людей в друзьях, которых я ни разу не видела, и я считаю их своими друзьями хотя бы потому, что меня увлекает общение с ними, а без них я скучаю. Им можно открыться и можно не врать.

Вопрос: можно ли открываться незнакомым людям?

Ответы….

Комментарий: К сожалению, в интернете мы имеем дело не с реальным человеком, а с его образом, который всегда создается самим этим человеком. Причем чем человек менее порядочен, тем более он склонен рисовать идеальный образ. Проверка его реальности обычно невозможна. Этот психологический нюанс позволяет причинить с помощью интернета огромный вред наивным и доверчивым.

Littlegirl : мне прикольно общаться с друзьями в чатах. У меня их ну очень много! И я их считаю настоящими, они могут дать совет, подсказать. Стараюсь отвечать всем, чтоб не обидеть. Правда, на это требуется много времени, но это здорово: я знаю их проблемы, они – мои.

Вопрос: Почему девочка пишет всем, нужно ли это?

Ответы:

Комментарий: Так называемые «тролли» - это известная категория вредоносных пользователей интернета, которые поглощают чужое внимание, различным образом провоцируя других пользователей. Они несут какую-то чушь, требуют к себе жалости, придумывают про себя различные истории, выспрашивают у вас ваше мнение по какому-нибудь вопросу? Вам же надо учиться, работать, встречаться с друзьями, созидать свою жизнь, зачем же отвлекаться на этих «троллей», которым нет числа, они заполонили все форумы и блоги.

Фреди: В Интернете можно создать любой образ. При должной игре тебе будут все верить. В Сети человек чувствует себя спокойнее. Здесь не надо думать о внешности и других проблемах.

Вопрос: Хорошо ли, что человек придумывает себе некий образ, прячась за экраном?

Ответы:…

Комментарий: Находя себе в сети новых друзей, пользователи начинают верить в те образы, которые им предлагаются. Если к девочке в интернете обратился очень красивый, судя по выложенным фотографиям, мальчик и сказал ей несколько комплиментов, то девочка очень хочет верить в то, что этот мальчик настоящий, что он действительно красив, и очень к ней расположен. И девочка поддается обаянию виртуального образа, начинает мечтать о счастливой встрече в «реале», и поэтому легко выбалтывает этому мальчику о себе все, что выбалтывать незнакомцу совсем не следовало бы.

Кейт Мак Флай: У меня очень много друзей. Я их хорошо знаю, потому что многие из них мои одноклассники или ребята из нашей школы, с некоторыми мы живет по соседству.

Вопрос: Так ли нужно такое общение?

Ответы:….

Комментарий: Очень часто дети совмещают общение с реальными друзьями и общение с ними же в виртуале. Вряд ли существует необходимость этой второй реальности, но дети ее предпочитают. Это большая легкость, хотя виртуальное общение – это суррогат, псевдолегкость.

Действительно, общение в интернете проще. Оно не требует никаких расходов. Виртуальное общение более примитивно. При личном общении задействованы зрение, мимика, тактильные ощущения, слух, все другие чувства. Общение в интернете охватывает более узкий спектр чувств. Да и внимания виртуальному собеседнику мы уделяем гораздо меньше, так как можем в то же самое время заниматься еще десятком других дел. И улыбаться или плакать не нужно – для этогоесть смайлики.

Dionix : я не общаюсь в чатах, зато у меня много друзей, с которыми я играю в онлайновые игры. Такая дружба ни к чему не обязывает. Мы только партнеры по игре и не больше.

Вопрос: видите ли вы в таком общении отрицательные стороны или их действительно нет?

Ответы:….

Комментарий: мальчики, которым необходимо хотя бы один-два часа в день поиграть в «стрелялку», компенсируют ощущение собственной беспомощности эффектом от виртуальных достижений. Но этот опыт применим только в виртуальном мире. Это опасная тенденция – ребенок целенаправленно «приучает» свой мозг действовать только в ситуациях, которые встречаются на экране компьютера. Дети отдают предпочтение виртуальным контактам, а в реальной жизни со сверстниками стараются не общаться. Возникает постоянное желание «быть в сети». В итоге «электронный пациент» начинает мириться с потерей друзей, других интересов.

А там уже и до Интернет-зависимости недалеко!

    Подведение итогов.

Результаты контент-анализа сочинений «Компьютер в моей жизни» в ряде Московских школ показал, что для многих подростков этот вывод – не абстрактное суждение, а итог собственного жизненного опыта: они пишут о том, что раньше сидели в интернете, играли по многу часов в компьютерные игры, общались в чатах и висели «В контакте».а сейчас поняли, что это не главное, что из-за этого теряешь настоящих друзей. Вывод: общение с компьютером, равно как и общение с другими людьми по интернету не может заменить реальных друзей и живого общения с ними.

Как хорошо, что в мире есть друзья!

Улыбка друга – солнце в час ненастья.

И отступает ледяная мгла

Перед теплом сердечного участья.

Нина Спирина.

Я уверена в том, что никакой смайлик не заменит настоящей искренней улыбки друга!

Помните, что реальный друг лучше виртуальных двух.

    Создание синквейна (рефлексия).

Подводя итог нашему классному часу, мне бы хотелось, чтобы мы совместно сочинили с вами синквейн. Правила составления вы видите у себя на карточках.

Итак:

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

    Первая строка - тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно или ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    Вторая строка - два слова (чаще всего или ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Классный час по теме:

Культура общения

Класса «Особый ребёнок»

Подготовила:

учитель класса

«Особый ребёнок»

Олейник Л.Г.

п. Горный

2014 год

Цели:

1.Формирование внутренней культуры детей.

2.Развивать умение правильно оценивать себя и других.

3.Формировать навыки культурного поведения в

Повседневной жизни и опыт нравственных

Взаимоотношений в коллективе.

Оборудование: иллюстративный материал, карточки со словами.

Словарная работа: неотёсанный, общение.

Ход мероприятия:

    Приветствие.

Здравствуйте дети, поприветствуйте наших гостей и тихонечко садитесь.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок

Постарайтесь всё понять

И отлично отвечать.

    Сообщение темы классного часа.

Сегодня мы поговорим о культуре общения. А что же такое общение? Общение- это передача информации от человека к человеку. У общения есть положительные и отрицательные качества

3. Качества общения.

Давайте с вами назовём положительные и отрицательные

качества.

( Вывесить на доску ромашку ).

4.Беседа.

Ребята, а вы знаете чем отличаются культурные растения от диких? Например дикая груша от культурной?

Примерные ответы детей:

-Дикая растёт где попало, а культурная в саду.

-За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную удобряют, поливают, прививают.

-Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной- хорошие.

Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерные ответы детей:

- Дикие, некультурные не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.

Как вы считаете, человеку приятнее общаться с культурным человеком или диким? Конечно приятней и интересней с культурным человеком. Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно это сделать? Что можно сделать чтобы он стал культурным? Можно сделать прививку?

Примерные ответы детей

-Можно сделать прививку от гриппа

-Можно привить правила культурного поведения, хорошие

манеры, навыки, привычки.

Если мы это всё привьём, то каким он станет? Правильно

культурным. Что значит быть культурным?

Примерные ответы детей: -Это значит соблюдать правила культурного поведения.

-Значит вести себя так, чтобы не опозориться.

- А как вы думаете, какого человека называют «неотёсанным»?

Примерные ответы детей

- Человека невоспитанного, необразованного, некультурного. - Того, который ничему не учился.

Действительно, обтесать бревно или камень- это значит сделать их гладкими, блестящими. Неотёсанный- это значит необработанный, а в переносном значении значит - невоспитанный, невежественный человек.

5.Правила общения.

Ребята, а вы знаете, что самое главное в культуре общения? Это обращение. На «ты» следует обращаться только к близким друзьям и детям, младше 18 лет. Ко всем прочим даже к незнакомым людям одного с вами возраста, следует обращаться только на «вы». При этом правила хорошего тона предписывают при посторонних переходить на «вы» и называть по имени-отчеству друга или родственника. Споткнувшись в произнесении или перепутав имя, следует извиниться. Анекдоты и забавные истории хороши только к месту. Неприлично пристально разглядывать и долго наблюдать за человеком, особенно когда он ест.

6. Работа со стихотворением и его анализ.

А сейчас ребята прочитают нам стихотворение «Ежели вы вежливы».

Ученики читают стихотворение:

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе .

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Молодцы, хорошо прочитали, а теперь ответьте:

О чём говорится в этом стихотворении? Что вы для себя взяли на заметку?

7. Сказка «Вежливый кролик»

Послушайте сказку:

«Вежливый кролик» Жил-был кролик. Он был очень воспитанный, вежливый. Однажды он шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи, закрывая солнце, полил дождь. На пути была огромная пещера. Кролик решил там переждать дождь. Но он не знал, что там живёт старая ядовитая змея. Она редко выползала из пещеры, потому что не любила солнце, свет, зелень и вообще всю красоту вокруг. Кролик не вошёл сразу в пещеру, он вежливо спросил:

-Уважаемая пещера, разрешите войти мне и переждать дождь?

-Заходи, кролик!

-Простите, я не знал, что здесь ещё кто-то живёт. Всего доброго, до свидания, не смею вас больше беспокоить.

Он со всех ног бросился бежать домой. Змея, разозлившись, зашипела:

-Ох уж мне эти вежливые кролики!

Понравилась ли вам сказка? О чём эта сказка? Вот что значит культура общения. Будьте всегда вежливы и культурны.

8. Физминутка:

Дышим носом глубоко- поднимаемся легко.

Наклоняемся вперёд, прогибаемся назад,

Как деревья ветер гнёт,

Так качаемся мы в лад (наклоны вперёд- назад)

Головой теперь покружим

Так мы лучше думать будем

Поворот и поворот,

А теперь наоборот (вращение головой в стороны)

Станем дети на носочки

На зарядке ставим точку.

9. Сценки:

Ребята, давайте с вами разыграем несколько сценок:

    Эй, Саша - Чего тебе, Игорь?
    - Я сегодня ручку забыл. У тебя есть запасная ручка?
    - Есть.

    - Дай мне.
    - На бери.

Дети как вы думаете, культурно ли ребята обращались? А как надо правильно?

    - Здравствуй, Саша - Здравствуй, Игорь - Я сегодня ручку забыл. Скажи, пожалуйста, у тебя есть запасная ручка?
    - Есть.
    - Дай мне, пожалуйста.
    - Возьми.
    - Спасибо!
    Ребята, скажите, о чём говорится в этой сценке? В ней говорится, что надо вести себя вежливо.

10. Игра "Шаг на встречу"

- Ребята давайте с вами поиграем в игру.

К доске прошу выйти двух друзей и встать лицами друг к другу с разных сторон класса. Ваша задача: сделать шаг навстречу друг другу с разных сторон класса и сказать другу что-либо приятное.

А теперь пожмите друг другу руку и скажите приятные слова.

МОЛОДЦЫ

11. Стихотворение

- А сейчас прослушайте стихотворение:

В музее, кинотеатре и трамвае

О том, о сем друг с другом говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что, как в лесу дремучем, мы кричим.

О том, что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А, между прочим, дождика все нет.

Пожалуйста, потише!

Тсс... Тсс! Ч-ч-ч!

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас ни привела,

Учтите, никому не интересно

Все знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет,

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише!

Совсем необязательно кричать!

Ведь вас и так услышат,

Попробуйте все тихо рассказать!

11. Вывод:

Культура общения нужна, так как без неё люди не будут уважать друг друга и дети должны брать пример у взрослых. На этом классный час мы заканчиваем. Спасибо нашим гостям.

ФГБОУ СОШ №1699 УД ПРЕЗИДЕНТА РФ, г. МОСКВА

Классный час «Нравственная культура общения»

для учащихся 6 класса

I квалификационной категории, г. Москва 2013г.

Цель мероприятия: воспитание нравственной культуры учащихся, осмысление и формирование таких качеств личности, как терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость.

Ход мероприятия.

Вступительные слова педагога.

Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях между людьми. Мы находимся в постоянном общении друг с другом. С какими людьми вам хотелось бы общаться? Напишите, пожалуйста, качества личности людей, с которыми вы хотели бы общаться и дружить?

Дети работают в группах. Представители от каждой группы рассказывают о качествах личности, которые они ценят в людях.

Педагог обобщает все высказывания: приятно и комфортно общаться и дружить с доброжелательными, чуткими, тактичными, сочувствующими, понимающими, отзывчивыми, умеющими прощать, терпимыми людьми.

Вопрос педагога: что значит быть терпимым человеком? Учащиеся высказывают свои мнения, а педагог подводит итог обсуждению: терпимый человек уважает человеческое достоинство в каждом человеке, т. к. каждый человек - уникальная личность. Терпимый человек с уважением относится к окружающим, умеет найти компромисс по спорным вопросам, умеет понять и простить другого человека. «Терпимость – это старание понять других» - это высказывание известного чешского писателя Карела Чапека.

Послушайте притчу о терпимости, затем мы обсудим её.

ШРАМЫ НА ДУШЕ

Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то раз отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал:

- Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора.

В первый же день мальчик вбил в столб 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днем забивал гвоздей все меньше и меньше. Наконец наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил:

- Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь.

Шло время, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

- Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким, как прежде. Так и с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остается шрам, такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам все равно останется. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат.

Обсуждение притчи. Вопросы педагога:

1. Какой характер был у мальчика? (он был нетерпим к другим людям, часто злился на них и легко выходил из себя).

2. Что посоветовал ему отец, чтобы избавиться от нетерпимости к окружающим? (когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора, а когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь).

3. Что сказал отец мальчику, после того как тот выполнил его задание? (смотри сколько дыр осталось в столбе; так и с человеком: когда ты говоришь ему злое слово, на его душе остаётся шрам).

Педагог подводит итог обсуждению:

Вы согласны с тем, что нетерпимые, нетактичные люди обижают окружающих?

Все учащиеся отвечают утвердительно.

Педагог: Люди должны соблюдать определённые правила в общении друг с другом, и, в первую очередь, терпимость и уважение. «Уважение к людям есть уважение к самому себе», - это высказывание известного английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Джона Голсуорси. Уважать себя – значит считать себя личностью и принимать себя таким, какой ты есть. Человек, уважающий себя, доброжелательно относится к другим людям, уважает чужое мнение, но не поддаётся ему, если оно не соответствует его взглядам.

Так как же общаются друг с другом воспитанные и уважающие друг друга люди? «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы», - это слова известного писателя А.П. Чехова.

Педагог просит учащихся написать правила общения между людьми. Дети работают в группах, а затем представители от каждой группы читают правила, которые они выработали. Педагог обобщает все мнения.

Правила общения с людьми:

- ко всем относись с уважением;

Будь вежливым со всеми;

Слушай собеседника, не перебивая его;

Проявляй искренний интерес к людям;

Не допускай грубых и ироничных высказываний;

Говори доброжелательным тоном;

Будь терпимым к мировоззрению и образу жизни других людей;

Если ты поступил неправильно – извинись.

Заключительные слова педагога.

Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Это основное правило нравственного общения вошло в историю, как «золотое правило» нравственности.

Список использованных источников

    Притчи о главном. Сборник. М. «Новый Акрополь», 2006.

    http :// dic . academic . ru / dic . nsf / enc _ philosophy /402/