Конкурсы к дню снятия блокады ленинграда 1918. Внеклассное мероприятие для школьников, посвященное дню снятия блокады города Ленинграда. Сценарий. Все ленинградцы встали на защиту своего города. Наряду со взрослыми сражались дети. Им пришлось вынести на с

Блокада Ленинграда(сценарий)

« И помнит мир спасённый…» (к годовщине снятия блокады Ленинграда).

Песня « Слушай, Ленинград!» (слова А.Чуркина, музыка В. Соловьёва-Седого), 1-ый куплет. (Слайды № 1- 3)

- …Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!(Юрий Воронов)

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. (Слайды № 4-5)

Ленинград! Этот город стал также символом неисчислимых бед и страданий, которые принесла человечеству вторая мировая война.

По «плану Барбаросса», утверждённому Гитлером в декабре 1940 года, фашисты хотели захватить Ленинград раньше, чем Москву. Они ненавидели Ленинград и боялись его. Бои под Ленинградом шли больше двух с половиной месяцев. (Слайд № 6)

В августе 1941 года кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось. Начались суровые 900 дней блокады. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он хотел стереть этот город с лица земли. (Слайд № 7)

Фашисты окружили Ленинград, обстреливали его из артиллерийских орудий всех калибров и беспрерывно бомбили город с воздуха. На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость. (Слайд № 8)

Но Ленинград стоит, к победе кличет,

И все слова бессильны и пусты.

Чтобы потомкам передать величье

Его неповторимой красоты.

И люди шли, чтоб за него сражаться,

Тот, кто не трус, кто честен был и смел, -

Уже бессмертен. Слава ленинградцам!

Честь – их девиз. Бессмертье – их удел. (А.Гитович)

Зимой 1941-1942 годов в городе не было топлива и электричества. Истощенные, голодные, измученные непрерывными бомбёжками и артобстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых домах. Замёрзли водопровод и канализация. За водой приходилось ходить на реку Неву. (Слайд № 9)

Смерть входила во все дома. 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. (Слайды № 10-11)

Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины. (Слайд №12)

Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Многие ездили на Бадаевские склады, собирали комья мёрзлой земли. Правда, сахар, превратившийся во время пожара в густой сироп, ещё раньше организованно собрали и переработали. Но «бадаевская» земля считалась ценным продуктом. Её глотали, запивая кипятком, или вымачивали и пили чуть сладковатую мутную воду.

Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. (Слайд № 13). Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: « Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». (Слайды №14-17).

Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся. (Слайды № 18-21)

Враг силой не мог нас осилить, (Слайды № 22-23)

Нас голодом хочет он взять,

Отнять Ленинград у России,

В полон ленинградцев забрать.

Такого во веки не будет

На невском святом берегу,

Рабочие русские люди

Умрут, не сдадутся врагу. (Николай Тихонов)

Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Вспоминает тимуровка блокадного Ленинграда Милютина Заря Александровна (Слайд № 24): « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».

Другая тимуровка блокадного Ленинграда, Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. (Слайд №25)

В далёком тревожном военном году,

Под гром батарей, у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Ребята у стен Ленинграда.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой,

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они ленинградцы. (А.Коростылёв)

Песня «Слушай, Ленинград!»(2-ой куплет)

Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. (Слайд № 26)

Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда». (Слайд № 27)

Правительство делало все, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». (Слайд № 28)

Дорогой жизни шёл к нам хлеб

Дорогой дружбы многих к многим

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги. (Надпись на памятнике)

- « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Вся страна узнала о подвиге шофёра Филиппа Сергеевича Сапожникова. Из-за поломки машины Филипп Сапожников отстал от своей колонны. Произошло это чуть ли не сразу после выезда колонны с базы снабжения, и поэтому весь остальной путь ему пришлось совершать в одиночку.

На озере Сапожникова настигла метель. Она лезла во все щели старенького «газика», шумела и бесновалась вокруг одинокой машины и, что особенно неприятно водителю, засыпала снегом ветровое стекло. Проще было остановить машину и терпеливо дождаться конца непогоды. Но мёрзнуть Сапожникову не хотелось. Позади осталась дальняя дорога, а впереди, в каких-нибудь десяти километрах, лежал заветный западный берег. Хоть и медленно, но Сапожников продвигался к конечной цели рейса.

Больше всего беспокоила опасность сбиться с пути. Он часто выскакивал из кабинки и, протирая рукавицей ветровое стекло, старался разглядеть хоть какие-нибудь признаки грузовой трассы. Кругом виднелись одни сугробы. Над Ладогой опускалась ночь.

Так Сапожников проехал ещё несколько километров…И вдруг случилось самое худшее, что может подстеречь шофёра в подобных условиях: жалобно чихнув, замолчал мотор.

Встревоженный Сапожников выскочил из кабины. Он понимал, что обязан действовать как можно расторопнее – иначе мотор остынет, и потом никакими силами его не заведёшь. Окоченевшими, негнущимися пальцами он перебрал карбюратор, продул шланг, но мороз, видно, действовал ещё быстрее. Все попытки завести мотор ни к чему не привели.

Как поступать в таких случаях? Выход, который нашёл Сапожников, возможно, и не предусмотрен в служебных наставлениях для шофёров, но ничего другого он придумать не смог. Сапожников облил бензином свою меховую рукавицу, чиркнул спичкой и, поддев пылающую рукавицу на заводную ручку, стал разогревать мотор.

Ветер раздувал пламя, и, как ни ловчи, оно доставало пальцы, причиняя мучительную боль. Стиснув зубы, Сапожников решил потерпеть. В конце

концов цель была достигнута: мотор загудел. Теперь оставалось проехать несколько последних километров, чтобы сдать товар на складе и отправиться к себе в роту, где его ждал отдых. Эти последние километры оказались самыми тяжёлыми.

Пальцы Сапожникова, в особенности на правой руке, покрылись волдырями. Всякое прикосновение к ним вызывало настолько острую боль, что он невольно вскрикивал. И всё же надо было добраться до берега…

Сапожников забрался в кабину. Зажмурив глаза, он огромным усилием воли заставил себя взяться за баранку, но удержать её не смог. Тогда он упёрся в баранку локтями и повёл машину.

Его «газик», который шарахался из стороны в сторону, первыми заметили регулировщики, дежурившие у Вагановского спуска к озеру. Подбежав к «газику», регулировщики увидели в кабине бледного водителя с перекошенным от боли лицом. Локтями он упирался в баранку, а растопыренные осторожно пальцы держал перед собой.

« Позовите кого-нибудь из шофёров,- прохрипел он, - мне самому машину в гору не поднять…»

Когда к «газику» Сапожникова подбежала медсестра и, взглянув на обожжённые пальцы пострадавшего, сразу же велела ему идти в медсанчасть, Филипп Сергеевич медленно покачал головой.

« Обожди, сестричка, не торопись, - сказал он тихо, с трудом преодолевая боль. – Успеем ещё полечиться…»

Сапожникову хотелось прежде всего сдать на склад доставленный им хлеб. Так он и поступил, упрямая душа.

Герой не тот,

Кто шествует на плаху

С улыбкой беззаботной на губах.

Не тот,

Кто никогда не знает страха,

А тот, кто первым побеждает страх.

И если он однажды скажет:

« Надо!» -

То люди знают –

Рядом будет он…

Я говорю спасибо Ленинграду,

Что он людьми такими

Наделён. (Юрий Воронов)

На подступах к Ленинграду советская армия вела тяжёлые бои, чтобы прорвать вражеское кольцо. 18 января 1943 годаЛенинград вновь и навсегда соединился с Большой землёй. (Слайды № 29-30)

Но ещё целый год гитлеровцы бомбили и обстреливали Ленинград, каждый день несли смерть и разрушения. И вот настал момент решительного удара. (Слайды №31-33)

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение. (Слайды № 34-35)

За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. (Слайды № 36-37)

Под шелестом опущенных знамён

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискарёвских плитах нет имён,

На пискарёвских плитах только даты.

Год сорок первый…

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой. (Вольт Суслов)

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

Наш долг – любить Родину так, как они, сделать для Родины всё, что они не успели.

Герои не умирают. Они и сегодня зовут вперёд.

Спасибо же вам, живущим в нашей памяти, в наших делах!

Люди! Через века, через года

Помните о тех, кто уже не придёт никогда!

Люди! Пока сердца стучатся!

Помните, какою ценой завоевано счастье!

Люди! Заклинаю вас! Помните!

Отряд! Равняйсь! Смирно! Защитникам города-героя Ленинграда – вечная память!

Песня « Слушай, Ленинград» (слова. А.Чуркина, музыка В.Соловьёва-Седого, 3-ий и 4 ый куплеты) (Слайды № 38-44)

Самое страшное, что может случиться с человеком – это война. Она отбирает все родное и близкое: дом, семью, друзей. Тех, кто не пожалел жизни для спасения родной страны, смело можно назвать героями. Их подвиг навеки останется в сердцах людей, для которых они это сделали.

Цель:

Воспитание любви к Родине, уважения к героям Отечества.

Оформление:

Красные флаги, фотографии героев, иллюстрации жизни в Ленинграде во время осады.

Роли:

  • Ведущий

Ход мероприятия

Песня «Не надо войны».

Ведущий: Война… Самое ужасное не только для отдельного человека, но и для всей страны. Что же такое война?

Ученик 1: Это ужасное пламя, которое стремится объять все вокруг себя… но эти обжигающие объятия приводят к неминуемой гибели…

Ученик 2: Это оглушающий грохот артиллерийских снарядов, свист пуль, которые стремятся достичь живой цели…

Ученик 3: Это ужас, застывший на лицах детей, и беспомощность матерей, которые не могут предотвратить страшные события…

Ученик 4: Это трупы близких и родных, которые еще вчера мечтали о счастье и любви…

Ведущий: 22 июня 1941 года рано утром на спящий Советский Союз напали фашисты, управляемые Адольфом Гитлером. В его планы входило быстрое завоевание: через полтора месяца он мечтал вернуться домой с победой. Чего он добивался?

Ученик 1: От большей части народов нашей страны Гитлер хотел избавиться.

Ученик 2: Остальным была уготована судьба рабов в военных поселениях.

Ученик 3: Детям не предполагалось делать никаких поблажек, обучать грамоте их не было нужды, ведь их ждала такая же участь рабов, как и взрослых.

Стихотворение «Первый день войны» (Ю. Инге).

Ведущий: Через два с половиной месяца фашисты оказались у стен Ленинграда, хотя намеревались оказаться там не позже, чем через 3 недели. Адольф Гитлер распорядился даже о банкете в честь будущей победы. Однако его мечты оказались далеки от реальности: Ленинград не собирался сдаваться, он готовился дать врагу отпор.

Ученик 1: На стенах зданий стали появляться плакаты, призывающие защищать город, Родину.

Ученик 2: Организовывались батальоны ополченцев, которые отправлялись на оборонительные рубежи.

Стихотворение О. Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов…».

Ведущий: Ленинграду фюрер готовил страшную участь он решил его сравнять землей. Достигнуть цели Гитлер планировал путем обстрела из разнокалиберных орудий, а также постоянной бомбежкой. К 8 сентября Ленинград был окружен со стороны суши…

Ученик 1: Блокада длилась ровно 29 месяцев.

Ученик 2: Если поделить количество сброшенных снарядов на длительность блокады, то получится, что каждый день в городе звучало 300 взрывов.

Ученик 3: Зима 1941 года оказалась для ленинградцев суровым испытанием не было ни воды, ни электричества, ни топлива, перестал работать транспорт.

Ученик 4: Голодные, замерзшие, почти без сил, жители города ходили за водой к рекам и каналам.

Стихотворение Г. Семенова «Мужество».

Ученик 1: К началу зимы запасов еды оставалось меньше, чем на месяц. Единственной ниточкой, связывающей город со страной, была Ладога, по которой в Ленинград переправляли еду и воду.

Ученик 2: Когда она замерзла, связь была нарушена. Жителям было неоткуда ждать помощи.

Ученик 3: К концу осени остался только хлеб, да и он выдавался только по карточкам, а нормы его выдачи постоянно сокращались.

Ученик 4: Жители получали очень низкие нормы хлеба. К примеру, рабочие получали 250 г, а остальные жители – в 2 раза меньше.

Ученик 1 (показывает кусочек хлеба): Вот такой кусочек хлеба выдавался детям на целые сутки!

Ученик 3: Таким образом, была проложена военно-автомобильная дорога.

Ученик 4: Ее еще называют «дорогой жизни» – именно от нее зависело спасение ленинградцев.

Стихотворение П. Богданова «Песня о Ладоге».

Ведущий: И все же, несмотря на тяжести и лишения, город не переставал жить. Не смогли фашисты поколебать уверенности жителей в победе, не смогли сломить их боевого духа!

Ученик 1: Даже в самые тяжкие дни работали без перерыва школы.

Ученик 2: На чердаках и крышах были организованы постоянные дежурства для борьбы с зажигательными снарядами.

Ученик 3: Был организован противопожарный полк, роты которого находились во всех районах города.

Ученик 4: Люди старались помочь друг другу, поддерживали в самые трудные минуты.

Ученик 1: Кроме этого, не переставала работать промышленность, создавая танки, самолеты, боевые орудия и снаряды.

Ученик 2: На заводах трудились подростки, которых ранее выпустили из училищ.

Ученик 3: Они работали в ужасных условиях до 14 часов в сутки.

Ученик 4: И вносили неоценимый вклад в разгром фашистской армии.

Песня «Ленинградские мальчишки» в исполнении школьников.

Ведущий: Очень много людей умерло в своих домах, на улице, на рабочем месте…

Стихотворение Ю. Воронова «В школе». Затем – видео или показ слайдов «Из дневника Тани Савичевой».

Ведущий: После того, как не стало мамы, Таня собрала свои записи и ушла из дома. Ее определили в детский дом. Ужасная война отняла у нее всех родных, сделала ее сиротой…

Ученик 1: Враги считали, что тяжелые времена пробудят в жителях Ленинграда низменные инстинкты, которые превратят их в животных.

Ученик 2: Они мечтали о том, что голодающие и замерзающие люди будут ссориться из-за каждого кусочка хлеба, из-за топлива. Думали, что итогом блокады будет легкая победа, что люди рано или поздно сдадутся.

Ученик 3: Гитлер, объясняя свою тактику, даже произнес такие слова: «Ленинград вызреет самого себя».

Ученик 4: Однако он глубоко ошибался – люди Ленинграда не боялись смерти…

Ведущий: 27 января 1944 года случилось счастливое для жителей города событие – армии удалось отбросить фашистские войска от города, положив конец блокаде.

Стихотворение Е. Вечтомовой «Блокада прорвана!».

Ученик 1: Этот день стал самым радостным днем в жизни ленинградцев.

Ученик 2: Позади остались ужасные дни, пришло долгожданное освобождение.

Ученик 3: И в то же время день был самым печальным.

Ученик 4: Ведь с выжившими разделить радость не смогли их близкие и родные, павшие во время блокады.

Говорят, тот, кто не знает истории, вынужден ее повторить. Именно поэтому так важно вспоминать даже ее страшные моменты и периоды. К таким, бесспорно, относится блокада Ленинграда. Почти 900 дней жители города выживали в немыслимых условиях, пытаясь спастись от холода, голода и натиска фашистов. Попробуем понять, как грамотно написать сценарий: «Блокада Ленинграда». Что в нем озвучить, о чем промолчать и как рассказать об этом жутком периоде в истории России современным школьникам.

Исторические факты

Прежде чем начать писать сценарий, посвященный блокаде Ленинграда, стоит вспомнить, что это за период. Именно страшные факты, героизм обычных людей должны быть в нем отражены.

Во-первых, жители города до конца своих дней вспоминали суровую зиму 41-42 годов. В тот год было отключено отопление, не работала канализация, воды в кране не было. А между тем температура на улице редко поднималась выше -18 градусов. Благоустроенные дома, таким образом, превратились в огромные холодные склепы, практически непригодные для жилья. Спасались только так называемыми печками-буржуйками. За неимением дров топились такие печки книгами, мебелью и всем, что могло гореть.

Во-вторых, фашисты не только взяли город во вражеское кольцо, но и регулярно его обстреливали, а также сбрасывали бомбы. Больше 200 тысяч снарядов и бомб было сброшено на жителей Ленинграда.

Однако по статистике, от бомбежек погибло не более 3% жителей. Остальные скончались от тотального голода. И этот факт важно внести в сценарий. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. На тот момент в городе, в принципе, не было припасов. Очень быстро люди стали голодать и использовать в пищу:

  • мучной клей (им раньше клеили обои);
  • целлюлозу;
  • изделия из кожи (куртки и сапоги обжигали на огне и варили);
  • глицерин.

И многое другое, что сложно сейчас представить. Конечно, на стол попадали и домашние любимцы, и помойные крысы.

Блокадный хлеб Ленинграда

Отдельное внимание нужно уделить хлебу, который делили между собой горожане в те тяжелые дни. В начале оккупации цифры выглядели следующим образом:

  • рабочие получали 600 граммов хлеба;
  • служащие - 400 граммов;
  • дети - 300 граммов.

Это была норма на сутки. При этом хлеб не раздавался бесплатно, его надо было покупать, даже пока шла блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия будет более честным, если озвучить в нем этот факт.

Однако уже в конце ноября 41-го года норму снизили более чем в два раза:

  1. Рабочие стали получать по 250 граммов.
  2. Дети и иждивенцы - 125 граммов.

В тот страшный декабрь от голода скончалось свыше 50 тысяч человек. После чего норму немного повысили.

В этом году в нескольких городах России провели акцию «Блокадный хлеб Ленинграда». Людям предлагали сутки продержаться на 125 граммах хлеба. При этом повара старались максимально воссоздать его рецепт. Добавляли в тесто опилки, кору и целлюлозу. Акция нашла, как своих сторонников, так и ярых противников.

Впрочем, если позволяет бюджет, можно попробовать испечь для зрителей подобный хлеб. Это сделает более живым сценарий. Блокада Ленинграда - слишком тяжелый период в истории нашей страны, чтобы говорить о ней, используя только цифры и факты.

Дневники блокадного Ленинграда

Оживить сценарий помогут воспоминания очевидцев. Правда, надо выбирать отрывки, соблюдая некоторую цензуру. Слишком страшно читать эти записи. Особенно когда речь о детях и подростках, которые пытались выжить в период блокады.

17-летняя школьница Лена Мухина писала о своих планах на жизнь, о мечтах, о своих разговорах с мамой. Но чаще всего она писала о страшном голоде. И ждала, когда этот период закончится:

«Я куплю кило черного хлеба, кило пряников, пол литра хлопкового масла, - рассуждала девушка, - наемся до отвала. Потом мы с мамой напечем разных пирожков». Но даже таким простым желаниям не суждено было сбыться, мама умерла.

Читая дневники блокадного Ленинграда, понимаешь, как мало человеку надо для жизни и для счастья. Именно воспоминания очевидцев, особенно детей, были доказательством страшной вины фашистов перед советскими людьми.

В наше время бытует мнение, что школьников не надо знакомить с подобными дневниками. Но, к сожалению, в окруженном городе их было немало. На Нюрнбергском процессе был представлен дневник 12-летней Тани Савичевой. Это всего 9 страшных записей на листочках. Каждая из них - констатация смерти близкого человека. «Все умерли. Осталась одна Таня».

Именно поэтому выдержки из дневников должны попасть в сценарий: «Блокада Ленинграда».

Каким может быть сценарий блокады?

Итак, мы непосредственно подошли к вопросу о самом сценарии мероприятия. Тут надо отметить, что есть две памятные даты:

  • 8 сентября - день, когда Ленинград оказался в фашистском кольце;
  • 27 января - снятие блокады.

И вспоминать нужно обе. А значит, стоит рассмотреть, каким может быть сценарий: «Снятие блокады Ленинграда» и сценарий: «Жизнь в окруженном городе».

Если писать план празднования освобождения города, то лучше выбрать следующие формы:

  1. Сделать мероприятие в виде концерта.
  2. Группой посетить библиотеку.

Почти 900 дней жизни в «кольце» стоит показать:

  1. В качестве экскурсии по памятным местам.
  2. Попробовать воссоздать в форме ролевой игры.

Пусть никого не смущает слово «игра». Ведь только с помощью такого приема можно точнее понять, как тяжело приходилось горожанам в те страшные дни.

В любом случае, нужно обязательно рассказать о «дороге жизни» через Ладожское озеро. Именно по ней эвакуировали часть населения из Ленинграда, а также завозили продовольствие в оккупированный город.

Сценарий самой блокады

Чтобы наглядней показать, что такое блокада Ленинграда, сценарий мероприятия лучше разделить на две части. В первой показывать наши дни, во второй - период оккупации.

Ведущих также может быть двое. Допустим, мужчина и женщина:

Ведущая (делится с коллегой ). "Почти час выбирала в интернете сносный магазин с роллами. У одних доставка только через час, другие дополнительно напитки привезти отказываются. Это какой-то кошмар".

Выходит девочка, школьница.

Девочка . "Завтра пойдем в школу. Неделю назад нас окружили немцы. Они взорвали Говорят, там хранились мука и другие крупы. Но я помню только аттракцион «Американские горки». Осада города скоро закончится, и продукты привезут. Но этого аттракциона до конца войны не будет" (информация из дневников - примечание автора ).

Ведущий при этом может соглашаться со своей коллегой или, напротив, спорить с ней. Его задача озвучивать факты и цифры:

Ведущий. "В начале осады в Ленинграде находилось 2,5 миллиона горожан. И больше 300 тысяч жителей из области. В официальных документах пишут, что в городе погибли 650 тысяч человек. Однако после снятия осады в Ленинграде осталось чуть больше полумиллиона живых людей».

И на таком контрасте построить весь позволит обычному человеку немного погрузиться в страшную атмосферу блокады. Сравнить с нашими днями.

Мероприятие ко дню снятия блокады

Сценарий «Снятие Блокады Ленинграда» можно начать с 7-ой симфонии Шостаковича. Именно она звучала осенью 41-го года в филармонии. Уже измученные голодом и бомбежкой горожане шли на концерт:

Ведущий. " Гитлер готовил городу страшную участь. «Сравнять с землей», - можно прочитать сегодня в рассекреченном документе. Никакого интереса для так называемых арийцев не представляла. Уже 12 октября 1941 года немцы были уверены, что в городе не осталось живых людей. И тут зазвучала музыка.

Звучит 7-ая симфония Шостаковича. Пока чтец говорит, на сцену могут выходить актеры, играющие ленинградцев, солдат. Садиться и слушать.

Ведущий. "Дмитрий Шостакович дописал свою симфонию уже в окруженном немцами городе".

Солдат. " Я не мог целый день посвятить музыке. Этот день нужен фронту. Но я мог один час послушать концерт".

Ведущий. "Позже, в дневниках гитлеровцев мы прочитаем, что именно во время этого концерта они поняли, что Ленинград не сдастся. И оказались правы. 27 января 1944 года фашисты отступились от города. Этот легендарный день чтут все жители современного Санкт-Петербурга".

Получается, в те жуткие дни люди слушали музыку, ходили в зоопарки, дети посещали школы. Вырабатывали по несколько норм на заводе, как взрослые, так и школьники. Героизм рядового жителя очень важно внести в сценарий. Освобождение Ленинграда от блокады стало возможным потому, что горожане не сдавались.

Сценарий для школьников

Психологи спорят, с какого возраста можно рассказывать детям об ужасах войны. И конкретно об окруженном фашистами городе. Считается, что аккуратно можно начать рассказывать с 3-го класса.

В 9 лет ребята уже могут понять, что такое блокада Ленинграда. Сценарий при этом должен быть мягче, чем для взрослых. В нем не стоит рассказывать о:

  • каннибализме;
  • вопиющем садизме;
  • насилии.

Но в общих чертах о самом периоде рассказать нужно. Что же можно сделать:

  1. Провести экскурсию по памятным местам Ленинграда.
  2. Посетить библиотеку, где в картинках расскажут о событии.
  3. Посетить или самим организовать концерт, посвященный блокаде.

Чем старше школьник, тем насыщеннее будет программа мероприятия.

Экскурсия или ролевая игра

Сценарий, посвященный дню снятия блокады Ленинграда, может быть написан в разных жанрах. К примеру, как детективная история. Можно предложить школьникам несколько часов «прожить в осажденном городе». Сходить в школу, на работу, купить хлеб, а также пройтись по основным блокадным местам.

Где стоит побывать:

  1. В квартире (2-ая линия Васильевского острова, 13).
  2. У памятника герою-школьнику. Известно, что во время боя с фашистами Володя Ермак закрыл телом вражескую амбразуру. У советских солдат появилась возможность самим наступать на немцев.
  3. В зоопарке. За годы войны и блокады жители города не съели ни одного животного из зоопарка. Напротив, всячески старались им помочь выжить. Особенно тяжело было бегемотихе по кличке Красавица. Нехватка воды (как говорилось выше, водопровод одно время не работал) грозила ей смертью. Бассейн Красавицы заполняли водой из Невы.
  4. У памятника детям блокады (сквер на Наличной улице).
  5. У «Опасной стороны». В городе висело 4 таблички, предупреждающие, что «это сторона улицы» наиболее опасна при артобстреле. В настоящее время доска сохранилась на Невском проспекте.

Это далеко не весь список памятных мест, которые можно посетить. Если нет времени разрабатывать свой маршрут, можно воспользоваться услугами экскурсоводов Санкт-Петербурга.

В библиотеке

Конечно, находясь в Санкт-Петербурге, легче почувствовать, что такое блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия в библиотеке, составленный на основе воспоминаний, отрывков фильмов, а также исторических фактов, поможет рассказать об этом периоде школьникам из других городов.

Ведущим может выступить библиотекарь. Сначала рассказать о войне, самом осаждении города, о героизме ленинградцев. После рассказа можно показать кино об этом периоде. К примеру, документальный фильм Сергия Лозницы - «Блокада Ленинграда». Лента длится всего 17 минут, но дает очень четкое представление о том жутком моменте в истории нашей страны.

После можно вместе просмотреть вырезки из газет и журналов. Устроить небольшой коллоквиум (обсуждение). Прочитать стихи поэтов того времени. И почтить погибших минутой молчания.

В виде концерта

В свою очередь сценарий концерта «Блокада Ленинграда» можно условно разделить на три блока:

  • песни и танцы;
  • стихи.
  • сценки.

Таким образом, будут задействованы школьники всех возрастов, если речь идет о детях. Да и взрослым людям проще воспринимать информацию в виде концерта.

Песен об оккупационном городе написано немало. В концертную программу можно взять самые популярные. Например, «Балладу о Ленинграде», «Бессмертный Ленинград», «Балладу о Тане Савичевой». Помимо этого, подойдут любые военные песни 40-х годов. Под эти песни можно показывать кадры и фотографии города, поставить танцы, или их просто могут исполнить талантливые певцы.

Стихи о блокаде не составит труда найти и подобрать более подходящие. Если это школьное мероприятие, можно предложить ребятам самим выучить понравившиеся произведения.

Сценки также могут быть разнообразными. Во время представления можно читать дневники и воспоминания людей, переживших блокаду.

P.S. Зачем вспоминать этот период?

В настоящее время можно услышать, что город Ленинград (современный Санкт-Петербург) уже более 70 лет назад был освобожден от оккупации. И, наверное, пора забыть об этом печальном событии. Но это то же самое, что предложить армянам забыть о геноциде 1915 года или евреям об Освенциме.

Это был тяжелый и страшный период. Преступление против целого города: его мужчин, женщин и беспомощных детей. Забыть - это значит простить. Однако с психологической точки зрения, мы не имеем права прощать за других людей. За 630 тысяч погибших (а это только официальные цифры).

Помимо страха, этот период в истории подарил всей огромной стране веру. В мужество и героизм. Недаром ледяное озеро получило название «Дорога жизни». Ленинградцы показали, что бороться надо до последнего. И Советский Союз боролся. Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не мужество тех храбрых людей из пасмурного города.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45»

Сценарий тематического вечера для старшеклассников, посвященного Дню снятия блокады города Ленинграда

«Запомни, этот город – Ленинград,

Запомни, эти люди – ленинградцы!»

Свет в аудитории приглушён. Звучит музыкальная тема: Симфония № 7 (Ленинградская) Д. Шостаковича. Стулья стоят полукругом. На окнах – бумажные полосы «крест-накрест». На столе, справа от экрана, стоят свеча, лежит сборник стихов О. Берггольц и лежат живые цветы. По ходу вечера используется мультимедийная система, экран. На доске или на стенде написаны тема и эпиграф вечера:

Это был период тяжелейших

испытаний, страданий и героизма,

доходивший до высот трагизма и мужества,

почти недоступного нашему пониманию.

Г. Солсбери.

После того, как места в аудитории заняты, на передний план выходят пятеро ведущих мероприятия. Основным ведущим может быть педагог, помогают ему юноша и девушка, и двое чтецов – старшеклассников. По ходу вечера ведущие и чтецы могут композиционно выстраиваться, садиться лицом к слушателям, рядом с ними или вставать у экрана.

На фоне музыки говорят ведущие-помошники (дикторским голосом):

В июле-сентябре 1941 года войска армии «Север» (генерал-фельдмаршал Лееб). Имея превосходство в силах, преодолели сопротивление советских войск и вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от тыла на 900 дней.

В ходе блокады войска ленинградского фронта, силы балтийского флота и Ладожской военной флотилии (контр-адмирал Чероков) отразили все атаки врага.

В январе 1944 года блокада была прорвана на узком участке вдоль южного берега ладожского озера. 14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского (генерал армии Мерецков) и 2-го прибалтийского (генерал армии Попов) фронтов перешли в наступление.

Музыка смолкает. Начинает основной ведущий, далее по очереди подключаются все участники - ведущие и чтецы:

Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе отразились самые характерные черты второй мировой войны.

Ленинградцы были настоящими бойцами, хотя не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу.

Их противниками были смерть и её союзники: голод, жажда. Холод, тьма…Блокада.

Опять война,

Опять блокада…

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда –

Не права.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память –

Наша совесть.

Как силы нам нужна. («Опять война...»)

Стихи, которые прозвучат сегодня, написаны теми, кто пережил блокаду.

Давайте вернёмся мыслью назад и попытаемся пережить вместе с ленинградцами хотя бы малую толику тех почти 900 дней, каждый из которых отмечен подвигом.

22 июня , в половине первого ночи, в штабе Ленинградского военного округа получили телеграмму от наркома обороны маршала Тимошенко и начальника Генерального штаба генерала армии Жукова, в котором они предупреждали о возможном нападении германии на Советский Союз.

Организаторы защиты Ленинграда расставили сотни тысяч людей на участки, решающие судьбу обороны. Одни направлялись в ряды народного ополчения, на строительство оборонных сооружений, в госпитали, другие – на заводы и фабрики. Слайд 6

Всего в Ленинграде и пригородах в августе 1941 года было организовано 79 рабочих батальонов численностью свыше 40 тысяч человек. Город отдавал в армию лучших.

Горожане создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км, построили 1500 дотов и дзотов, 35 км баррикад. Люди работали по 12-14 часов в сутки, нередко под дождём, в непосредственной близости от противника, под артиллерийским огнём. До конца октября 1941 года из Ленинграда вывезли 96 предприятий. Эвакуировались также музеи, театры, НИИ. Люди уезжали неохотно, они не допускали мысли о том, что немцы могут подойти к самому Ленинграду.

Из города выехало 630 тысяч, и, когда кольцо блокады сомкнулось, в нём осталось 2 миллиона 544 тысячи человек гражданского населения. В том числе около 400 тысяч детей. Массовая эвакуация началась только в январе 1942 года по ледовой дороге через Ладогу.

Музыка смолкает.

Изменилось лицо Ленинграда. Окна магазинов и общественных зданий закрыли щитами. На памятники надели защитные футляры из досок, заполненные песком. Разместились на огневых позициях зенитные батареи. Город превратился в военную крепость. Заводы. Мосты. Отдельные здания были заминированы. И если бы на удалось удержать город. Всё взлетело бы на воздух.

Звучит «Нашествие» Д Шостаковича.

Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада на Дворцовой площади. Раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория».

Музыка становится тише.

Но триумфального шествия не получилось. До 10 июля фашисты проходили по 26 км в сутки, потом – по 5 км, а в августе уже по 2 км.

Когда плановый захват не удался, то появилась секретная директива «О будущности города Петербурга», датированной 22 сентября 1941 года, было написано: «…Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты». Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер называл «Разгромить русских как народ». То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие.

Перед командующим группой армий «Север» генерал-фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу – штурмом овладеть городом, сравнять его с землёй и сделать необитаемым.

Не удалось.

Музыка смолкает.

Тогда Гитлер сделал ставку на голод. Лееба заменил генерал-полковник Кюхлер. «Вряд ли в мировой истории найдётся ещё такой генерал. Который умертвил столько мирных жителей, сколько этот Кюхлер», - такую оценку дал новому командующему а книге «Ленинград в блокаде».

С первых же дней блокады фашисты приступили к варварским бомбардировкам города. На их картах были отмечены музеи, дворцы, школы: Эрмитаж – объект № 9, Дворец пионеров – объект № 000, Институт охраны материнства и младенчества - № 000. 15 сентября1941 года обстрел начался с самого утра и продолжался 18 с половиной часов. Гитлеровцы стремились не только разрушить город, но и деморализовать его жителей.

Расчёты фашистов на мощь и авиацию не оправдались.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки! (А. Ахматова «Мужество»)

Враги надеялись на губительные последствия блокады. Голод подкрадывался незаметно. Ещё в начале сентября в Ленинграде работали коммерческие магазины и рестораны. В столовых по продовольственным карточкам отпускали рыбные и мясные блюда. Однако, 29 августа Сталину доложили о том, что муки и зерна в городе осталось на 17 суток.

На другой же день Государственный комитет обороны приказал направлять в Ленинград ежедневно по 8 составов с продовольствием. По 2 состава с боеприпасами и по одному – с горючим. Уполномоченным Госкома обороны по продовольственному снабжению войск Ленинградского фронта и населения Ленинграда был назначен Дмитрий Васильевич Павлов. Но было поздно. 30 августа связь по железной дороге с городом оборвалась.

Начались поиски всего, что могло быть пригодно в пищу. На мельницах вытряхивали мешки из-под муки, бережно собирали со стен наслоившуюся за годы мучную пыль. Под огнём копали картошку. Собирали овощи – всё вплоть до зелёного листа. 2, 11 сентября и 1 октября хлебная норма в три приёма была сокращена: рабочим – 400 грамм, всем остальным – 200. Это был уже голод.

К ноябрьским праздникам детям наскребли по 200 г сметаны и по 100 г картофельной муки, а взрослым дополнительно к пайку полагалось по пять солёных помидоров.

С 20 ноября рабочие стали получать 250 г, а служащие, иждивенцы и дети – по 125 г прогорклой комковатой массы, именуемой хлебом. Врачи уже диагностировали дистрофию – болезнь уже совершенно забытую. От голода умирали мучительно, как тяжелобольные…

125 блокадных грамм
Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит...
Как из недр его вопли: "Хлеба!" -
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон – смерть. (Анна Ахматов Голодная смерть)

Положение Ленинграда было очень тяжёлым. Запасы сырья весьма ограничены, продовольствие и топливо на исходе. Начался голод, от которого с ноября 1941 по октябрь 1942 погибло 641803 человек. Январь и февраль 1942 года были самыми черными месяцами блокады.

В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат 2за создание невиданной в истории мира блокады» и уверял, что скоро Ленинград, «как спелое яблоко упадёт к нашим ногам».

«Ленинград выжрет самого себя» - цинично пророчествовал фюрер. Враг рассчитывал, что голодающие, мёрзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба и глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать.

Зама в том году наступила необычайно рано. Уже в ноябре город завалило снегом. Убирать снег было некому. Преодолевать сугробы могли не все и не всегда. Не хватало сил.

Иной сугроб страшней

трясины, встал на пути – и прерван путь.

Что делать?

Я один не в силах

через него перешагнуть. («Сугроб»).

Так передаёт состояние ленинградцев Юрий Воронов, переживший блокаду подростком.

Память поэта сохранила многие детали тех страшных дней: скрип саней, на которых увозили умерших, тропинку к прорубе на Неве, мерцание коптилок, которые не грели и толком не светили, на без них было бы совсем плохо.

никогда не смогу

скрип саней

на декабрьском снегу.

Тот пронзительный

медленный скрип:

он как сон,

как рыданье,

как всхлип. («Скрип саней»).

Во 2-й половине ноября была проложена автомобильная дорога по льду Ладожского оз. по которой подвозились боеприпасы, вооружение, продовольствие, медикаменты, топливо, а из Ленинграда эвакуировались больные, раненые, нетрудоспособные (в ноябре 1941 — апреле 1942 было эвакуировано 550 тыс. человек). Работа трассы не прекращалась, несмотря на бомбёжки, обстрелы, плохую погоду. С началом работы Ладожской трассы хлебный паёк стал постепенно увеличиваться (с 25 декабря 1941 — 200—350 г).

Наш город

В снег до пояса закопан.

И если с крыш

На город посмотреть,

Похожи на окопы,

В которых побывать успела

Но в то, что умер город наш –

Не верьте!

Нас не согнут

Отчаянье и страх…

От людей, сраженных смертью,

Что означает:

«Смертью

поправ». (Из писем на большую землю).

По «Дороге жизни» было перевезено:

январь 1942 около 53-54 тыс. тонн различных грузов

в феврале — свыше 86 тыс. т

в марте — более 118 тыс. т.

Всего по Ледовой дороге в Ленинград переправили свыше 360 тыс. тонн грузов, в основном продовольствия и фуража.

Многие ленинградцы вели дневники, по мнению автора «Блокадной книги», десять процентов переживших блокаду писали стихи. Видимо у блокадного Ленинграда была своя муза Сострадания и Надежды, и она разговаривала с блокадниками стихами?

Дарья Власьевна, соседка

по квартире,

сядем, побеседуем вдвоём.

Знаешь, будем говорить о мире,

о желанном мире, о своём.

Вот мы прожили

почти полгода,

полтораста суток длится бой.

Тяжелы страдания народа –

наши, Дарья Власьевна, с тобой.

О, ночное воющее небо,

дрожь земли, обвал невдалеке,

бедный ленинградский ломтик хлеба –

он почти не весит на руке…

Для того, чтоб жить

в кольце блокады,

ежедневно смертный слышать свист, -

сколько силы нам,

соседка, надо,

сколько ненависти и любви…

Столько, что минутами в смятенье

ты сама себя не узнаёшь:

Вынесу ли? Хватит ли терпенья?

Вынесешь! Дотерпишь!

Доживёшь! (О. Берггольц. Разговор с соседкой).

Ленинградцы не выключали радио ни днём, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном – уже было легче. Это означало, что город жив, что сердце его бьётся.

В дни блокады передачи на радио готовили журналисты и писатели Вишневский, Тихонов, Берггольц.

«Я думаю. Что никогда больше люди не будут слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие, еле живые ленинградцы», - напишет Ольга Берггольц в книге «Говорит Ленинград».

Дарья Власьевна,

здравствуй.

Вот мы встретились с тобой

В дни весны желанной

ленинградской

надо снова нам потолковать.

Мы с тобою танков не взрывали.

Мы в чаду обыденных забот

безымянные высоты брали, -

Но на карте нет таких высот.

Где помечена твоя крутая

лестница, ведущая домой,

по которой с голоду шатаясь,

ты ходила с вёдрами зимой?

Где помечена твоя дорога,

по которой десять раз прошла

И сама - в пургу, в мороз,

в тревогу –

Пятерых на кладбище снесла?

Вот она – святая память

сбереженная на все века…

…Что ж ты плачешь,

Что ты, тётя Даша?

Нам ещё нельзя с тобой пока.

Дарья Власьевна, не мы,

так кто же

отчий дом к победе приберёт?

Кто ребятам-сиротам поможет,

юным вдовам слёзы оботрёт?

Нам, не позабыв о старых

сотни новых вынести забот,

чтоб сынов, когда придут

с победой,

хлебом-солью встретить у ворот. (О. Берггольц. Второй разговор с соседкой).

Удивительно то, что те, кто кого-то спасал. Кто за кого-то беспокоился, кому-то помогал, кто из последних сил выполнял свой долг. А не лежал. Сохраняя силы, - те выживали чаще. Разумеется. Правил здесь нет. Умирали и они. Но каждый делал выбор: либо поступать по-человечески, либо выживать любым способом, за счет ближнего, родного, кого угодно. И последнее тоже было. Но для большинства ленинградцев существовали не способы выжить, а способы жить.

Пока ты улыбаешься стихам,

Пока на память Пушкина читаешь,

Пока ты помогаешь старикам

И женщине дорогу уступаешь, пока ребёнку руку подаёшь,

И через лёд заботливо ведёшь

Старательными мелкими

Пока ты веру бережёшь,

как знамя,

Ты не погибнешь,

ты не упадёшь!

Да, Ленинград остыл

и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

Но мы умеем жить,

хотим и будем,

Мы отстояли это право –

жить. (З. Шишкова. Блокада)

До наших дней дошли дневники блокадников. Их страницы позволяют видеть жизнь без поправок на то, что будет.

Свет гаснет. Зажигается набольшая свеча.

Из дневника Юры Рябинина. «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю утром лицо, рук с мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в голоде, холоде, среди блох, а рядом комната, где жизнь совершенно иная – всегда хлеб, каша. Мясо, конфеты. Тепло. Яркая керосиновая лампа… Это называется завистью»

«На сегодня надо было прочесть «Мёртвые души», но при тусклом свете свечки невозможно читать…»

«Эх, как хочется спать, спать, есть, есть… Спать, есть, спать, есть… А что ещё человеку надо? А будет человек сыт и здоров – ему захочется что-нибудь ещё…»

«У мамы я давно не слышу спокойных слов. Чего ни коснётся в разговоре – ругань, крик или истерика… мама что-то делит, а мы с Ирой зорко следим – точно ли…Просто как-то не по себе, когда пишешь такие слова».

«Боюсь, мне не придётся закончить, чтобы написать на последней странице слово «конец». Уже кто-то другой допишет его словом «смерть»».

Так и получилось. Юра Рябинин так навсегда и остался в Ленинграде… Мать, оставшись перед выбором: кого спасать – сына или дочь, выбрала дочь. У неё не хватило сил дотащить на вокзал обоих.

Не все выдерживали испытание. Было и мародёрство, и спекуляция. Странно, что в дневниках эти случаи описаны редко. Вспоминают о них неохотно, хотя и соглашаются, что, если избегать этих фактов, картина получится неполной. Конечно, легче не вспоминать, но тогда мы не поймём человеческой высоты тех, кто не перешагнул последней черты. А таких было больше.

Из дневника Алёши Глушкова. « В январе умер отец, а через несколько дней умерла мама. Мы с братом Павликом остались одни. Он был слабее, и в магазин ходил я. Решили продать бушлат отцовский. На рынке подошёл мужчина с рыжей бородой. Продал я… Иду в магазин, возле кассы спохватился, даже в грудь ударило от мысли: карточки – то в бушлате остались. Я бегом, да где там! Мужика и след простыл… Рассказал Павлику, долго плакали. Утро рано стук в дверь. Входит бородатый. Я сперва думал, что от голода мерещится…

Бушлат на рынке ты, сынок, продал? – Тут я понял, что не сон, разрыдался опять. От радости даже спасибо не сказали…»

Фоном звучит музыкальная тема.

Строки из ещё одного дневника увековечены на бетонных плитах на Васильевском острове.

Татьямна Николамевна Самвичева (25 января 1930, Ленинград — 1 июля 1944, Шатки, Горьковская область) — ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.

Савичевы умерли.

Умерли все.

Осталась одна Таня.

За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо

Их радость слишком велика –

Гремит салют

над Ленинградом!

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня праздничный салют!

Сегодня ленинградцы плачут! (Ю. Воронин. Салют)

Музыка смолкает.

В этом году, в День победы люди снова придут на Пискарёвское кладбище. Старые и молодые, семьями и в одиночку. Они положат на холмы братских могил цветы. А некоторые – конфеты, папиросы, хлеб. Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там.

Вечная им память!

(Метроном).

Слайд 45, 46, 47.

Фонограмма песни Дольского «Ленинград».