Легендарная «тридцатка»: как бронебашенная батарея наводила ужас на фашистов в Севастополе. Башенные береговые батареи севастополя 30 я береговая башенная батарея

30-я береговая батарея — легендарное оборонительное сооружение и шедевр фортификационного искусства, расположенное в севастопольском микрорайоне Любимовка. Своему второму названию «Максим Горький I» фортификация обязана немцам.

30-я береговая батарея известна тем, что в годы Великой Отечественной войны она играла роль огневого щита. С 1941 по 1942 годы сооружение не позволяло противникам подступиться к Севастополю. Во время обороны города с устройства было произведено больше тысячи выстрелов. Следует отметить, что артиллерийские установки, которыми была оборудована «тридцатка», могли посылать снаряды на 40-километровое расстояние. Вес каждого составлял полтонны. Сооружение было настолько крепкое, что могло уцелеть даже после попадания в него авиационной бомбы.

Подобных фортификаций на территории Советского Союза было немало. Однако только 30-й береговой батарее в Севастополе удалось сохраниться лучше всех. После окончания войны сооружение восстановили и оснастили 6 орудиями, радиолокационной станцией и современными системами наведения.

Несмотря на то, что военный объект действующий, последние выстрелы из него были произведены в 1958 году при съёмке фильма «Море в огне».

Экскурсия на 30-ю батарею

К сожалению, приобрести организованный тур к сооружению вам вряд ли удастся. Всё дело в том, что «тридцатка» находится на территории действующей воинской части. Чтобы посмотреть своими глазами на уникальный объект, нужно получить специальное разрешение. С соответствующим запросом можно попытаться обратиться в пресс-службу Черноморского флота.

В случае положительного ответа, не ограничивайтесь только внешним осмотром комплекса. Посетите и казематированное помещение батареи. Перед входом в каземат установлен мемориал в честь защитников сооружения. Внутри вам предстоит пройтись по длинным коридорам, проходящим под двумя орудиями 30-й батареи. О печальных событиях тех времён посетителям напоминают висящие на стенах таблички с именами. Видели ли вы когда-нибудь бронедверь? Здесь ей снабжено каждое помещение.

В длинных коридорах расположены и «внутренности» сооружения — системы управления, командный мостик, пост управления огнём, снаряды, подающие механизмы, пороховые заряды, переговорное устройство, коммуникации, желоба и тому подобные.

Музей 30-й батареи

Об образовании на территории сооружения полноценного гражданского музея Министерство обороны говорит уже на протяжении нескольких лет. По предварительным планам учреждение планируют открыть в преддверии 75-летней годовщины освобождения Севастополя. На данный момент рядом с фортификацией ведётся строительство парка.

Единственный музей, который сейчас доступен для просмотра (опять же только при наличии специального пропуска), содержит небольшую экспозицию. Она состоит из вещей, которые были обнаружены на территории «тридцатки» после боёв 40-х годов. В качестве экспонатов выступают немецкие тарелки 1941 года, памятка командиру взвода и командиру орудия, немецкая воинская книжка, уцелевшие части пистолетов и пулемётов.

История создания 30-й береговой батареи

Годом строительства сооружения считается 1913 . В те времена эта местность называлась Алькадар. Известно, что разработкой проекта занимался инженер Буйницкий. В расчёт принимались и рекомендации известного фортификатора Цезаря Кюи .

Спустя год работы по строительству батареи приостановились. Возобновились они лишь в 1928 году . В планах разработчиков значилось создание полностью электрифицированного сооружения. Для выполнения операций по наведению и заряжанию орудия батарею снабдили 17 электродвигателями . Причём все они находились под землёй, в специально отведённых для этих целей помещениях. Над земной поверхностью выступали лишь 305-миллиметровые орудийные башни.

В 1934 году сооружение протестировали. После артиллерийских стрельб фортификации был присвоен 30-й номер. Первым, кто командовал «тридцаткой», был капитан Ермил Донец.

В последующие годы сооружение модернизировалось и достраивалось. К началу Второй Мировой войны на территории города было две ББ (бронебашенная батарея), одна из которых называлась 35-ая .

Как добраться

От центра города закрытый объект отделён Севастопольской бухтой, преодолеть которую можно только на плавательном средстве. Такой фактор создаёт незначительные неудобства, которые легко решаются благодаря развитой транспортной системе города.

Комбинированный вариант : на железнодорожном вокзале Севастополя садитесь на маршрутное такси № 109, № 120 или троллейбус № 12. Выходите на остановке «Площадь Нахимова». Дальше около шести минут идёте пешком до Графской пристани. Там ждёте катер, который доставит вас на противоположный берег. Интервал движения транспорта — 10-17 минут. На площади Захарова нужно будет сесть на маршрутку № 36. Она доставит вас до остановки «Совхоз «Перовской». Потом ещё немного пройтись, следуя на север, пока перед вами наконец-таки не появится бронебашенная батарея. От автостанции «Северная» до «Совхоз «Перовской» также можно добраться на маршрутке № 45.

На автомобиле : от городского аэропорта до «тридцатки» можно быстро, в течение 11 минут, доехать на машине. Направляйтесь на юго-запад по Т2707. Батарея будет справа.

На такси : значительно сократить путь вам поможет такси. Пассажирскими перевозками в Севастополе занимаются «СЕВТАКСИ», Pickup, Maxim, «Такси Метро».

Видео-экскурсия по 30-й батарее в Любимовке

Не зря крымский Севастополь называется городом воинской славы — этот статус подтверждают различные достопримечательности, расположенные на морском побережье. — одно из таких мест. К слову, это не музей, а законсервированный военный объект, постоянно готовый к бою. Форт располагается неподалеку от Качинского шоссе (северный район города). Ближайшие ориентиры:

  • Дом-музей Перовских;
  • Мемориал ВОВ;
  • река Бельбек;
  • Церковь святого Николая.

История «тридцатой береговой»

Дальнобойные крупнокалиберные батареи берегового типа появились благодаря дредноутам — артиллерийским судам, получившим распространение в начале прошлого века. Береговые батареи не могли достать вражеские линкоры и дредноуты в ходе русско-японской войны, поэтому военные инженеры занялись модернизацией укреплений. Вот и получается, что 30-я береговая батарея появилась после трагических событий 1905 года. Тогда японские линкоры обстреливали Порт-Артур безнаказанно — слабенькие русские пушки не могли их достать.

Идея была в том, чтобы создать бронебашенные батареи, оснащенные орудиями крупного калибра. Проект такого сооружения появился в 1908 году — его предложил Нестор Буйницкий, генерал-лейтенант Российской империи. Проект подвергся ряду существенных изменений, после чего был утвержден верховным командованием. С 1913 года начались масштабные строительные работы в ключевых российских портах. Вот несколько интересных фактов, касающихся «тридцатой береговой»:

  1. На возвышенности стояли две установки кругового вращения.
  2. Наведения осуществлялось благодаря 17 электродвигателям.
  3. Под землю инженеры спрятали силовую станцию, склад боеприпасов и служебные комнаты.
  4. Батарею и командный пункт соединял коридор продолжительностью 600 метров.
  5. Первый этап строительства завершился в 1914 году.

Историки полагают, что 30-я береговая батарея в Севастополе могла бы выглядеть еще солиднее, но фортификационные работы были прекращены из-за первой мировой. Революция также не пошла на пользу военной инфраструктуре. Строительство возобновилось лишь в 1928 году — тогда комплекс оснастили 305-миллиметровыми пушками. Перед самым началом ВОВ батарея уже входила в состав Главной базы береговой обороны под командованием Черноморского флота. В то время батарейные головы были значительно толще корабельных — их броня определялась параметром в 300 миллиметров.

Работала 30-я береговая батарея в Севастополе от электроэнергии, но при отсутствии подачи тока башни приводились в движение по старинке — механическим вращением. Сама батарея представляла собой огромный бункер с целой системой погребов, комнат, проходов и коридоров. Внутри комплекса имелась собственная скважина с питьевой водой и впечатляющий запас провианта. При желании 400 защитников могли держать оборону около месяца в полностью автономном режиме.

В те времена мощность и дальнобойность батареи поражала воображение. Снаряды, выпущенные орудиями «тридцатки» спокойно доставали до Почтового (48 километров), Николаевки (44 километра) и Бахчисарая (30 километров). Мощность должна сопровождаться точностью наводки, поэтому вокруг Севастополя выросла целая сеть наблюдательных пунктов для корректировки огня. Эти пункты располагались в следующих местах:

  • Фиолент;
  • Херсонес;
  • устье Альмы;
  • устье Качи;
  • Лукулл.

Батарея активно участвовала в обороне Севастополя на протяжении 250 дней и выполнила 1238 выстрелов по немецким позициям. Даже после повреждения одной из башен, защитники города продолжали сражаться. Немцы чудом прорвались внутрь комплекса, взяли в плен советских артиллеристов, и лишь после этого пушки замолчали. После войны батарея была демонтирована, затем ее опять ввели в эксплуатацию и использовали в качестве военного объекта вплоть до распада СССР.

Чем батарея привлекает туристов

В эпоху противостояния Советского Союза и фашистской Германии 30-я береговая батарея была практически целиком уничтожена. После 1945 года объект был восстановлен, оснащен радиолокационной станцией и современными системами наведения. В 1997 году было принято решение о полной консервации объекта. Сейчас на территории комплекса работает музей, но попасть туда нелегко — для этого вам потребуется специальное разрешение. Внутрь пропускают журналистов, военных и общественных активистов.

Простому туристу попасть в музей почти нереально, поэтому вокруг объекта наблюдается усиленный ажиотаж. Батарея окутана атмосферой таинственности, а с экспозицией люди знакомятся преимущественно по газетным и телевизионным репортажам. Вот перечень интересных экспонатов, представленных в музее:

  • осколки снарядов «Карла»;
  • предметы быта советских и немецких солдат;
  • топографические карты;
  • бочки для пороховых зарядов;
  • макеты снарядов;
  • амуниция.

Любителей истории привлекает архивная документация. Особый интерес представляют советские офицерские инструкции, на которых проставлен штамп с немецким «орлом». Вражеское командование пыталось использовать эти документы для обучения собственных воинов. Еще одна интересная часть экспозиции — фрагменты дореволюционных пушек, датированные 1914-1917 годами. Эти орудия не утратили боевой потенциал и продолжают функционировать.

Практическая информация

Комплекс расположился на улице Батарейной, а добраться туда можно разными способами. Проще всего сесть на катер, отплывающий от Графской пристани (Южная бухта, окрестности площади Нахимова). Попав на другой берег, идите в сторону автостанции Северная. Дальше вам нужно сесть на маршрутку (или автобус), следующую до «Совхоза „Перовской“» — подойдут номера 45, 42, 47, 36, 51 и 52. В конце настройтесь на пешую прогулку (примерно 120 метров).

До батареи можно доехать и на собственном авто. Путь, конечно, будет извилистым и займет около часа — это в том случае, если вы будете выезжать из центра Севастополя. GPS-координаты объекта: 44.663792, 33.559225. Приятного путешествия!

На острове Русский будет не полным, если не сравнивать ее параллельно со сводной сестрой - легендарной 305-мм башенной батареей № 30 в Севастополе. Эти фотоматериалы я отснял в 2005 году и они почти девять лет вылеживались. Сейчас, когда Интернет забит фотографиями с этого, еще действующего, военного объекта МО РФ, я думаю настала пора их опубликовать, собрав в тематические репортажи, перекликающиеся с рассказом о Ворошиловской батарее. Польза от этого будет несомненная, ибо практика нам подсказывает, что даже уникальное военное наследие очень быстро переходит в разряд наследия исчезающего. Думаю, что посетителям 30-ой батареи последних лет будет интересно сравнить ее с тем, как она выглядела ранее.

30-я артиллерийская батарея была начата постройкой в 1913 году и первоначально носила номер 26. В 1917 году строительство остановлено, заливка бетонного массива было выполнено только на 70%. Работы возобновилось только в 1928 году и батарея получила свой новый номер 30. Батарея вступила в строй в 1934 году хотя различные недоделки устранялись вплоть до 1940 года. На вооружении батарея получила две двухорудийные артиллерийские установки МБ-2-12 с 305 мм орудиями. Аналогичные установки находились на русских батареях Финского залива и на 35-ой батарее на мысу Херсонес.
При обороне Севастополя в 1941-1942 годах батарея стала костяком его обороны и сражалась до последнего.

В 1947 году было принято решение о восстановлении батареи. Ввиду невозможности восстановить установки МБ-2-12 было решили использовать первую и четвертую башни с линкора "Полтава". Из-за более крупных габаритов теперь уже трехорудийных башен батарея подверглась существенной переделке.
Батарея вступила в строй в 1954 году как 459-ый башенный артиллерийский дивизион, в последствии она неоднократно меняла свое наименование.

Летом 1997 г. согласно договору между Российской Федерацией и Украиной о разделе Черноморского флота, личный состав 632-го полка и входившего в него 459-го башенного дивизиона убыл на Кавказское побережье. Территория бывшего городка батареи и техническая позиция полка были переданы Военно-морским силам Украины. Ныне полностью разграблены. Для содержания вооружения и фортификационных сооружений бывшей 30-й батареи, оставшихся в составе Черноморского флота, в том же году был сформирован 267-й взвод консервации Береговых войск ЧФ.

Летом 2004 г. 30-я батарея отметила 70-летие своего пребывания в составе Черноморского флота.

К сожалению, дальнейшая судьба батареи остается неопределенной, поскольку передача ее в ведение Украины может привести к разграблению батареи и последующей разделке уникальных башенных 305-мм установок на металлолом, как это уже произошло в Севастополе с переданными Украине 180-мм башенной и 130-мм открытой батареями.
Источник: Н.В. Гаврилкин (Москва), Д.Ю. Стогний (Севастополь). Батарея №30. 70 лет в строю. Цитадель №№ 12 и 13. В дальнейшем я буду его использовать в том или ином виде. Цит. по: http://www.bellabs.ru/30-35/30.html
Общий вид из космоса на огневую позицию 30-ой батареи, высоту восточнее с недостроенным фортом, КП и зенитными позициями

Батарея расположена на вытянутой ввиде языка возвышенности южного берега долины реки Бельбек. Позиция открытая. Две башенные установки размещены в одном орудийном блоке. Командный пункт расположен на высоте восточнее, на месте недостроенного форта начала ХХ века. КП и орудийный блок соединяет потерна пробитая на глубине до 38 метров протяженностью 650 метров. Чуть западнее орудийного блока в бывшем убежище для выкатных орудий расположена трансформаторная подстанция.

Огневая позиция батареи. Просмаривается орудийный блок с двумя башнями, трансформаторная подстанция (бывшее убежище для выкатных орудий) и церковь перед главным въездом на территорию

Немецкая схема позиции 30-ой батареи и з издания: Nachtrag zu den Denkschriften uber die fremde Landesbefestigungen. Berlin: Reichsdruckerei, 1943. Выделено желтым, слева-направо:

Трансформаторная подстанция (нем. Umformerstation),

Орудийный блок (Batterieblock),

Дальномер и командный пункт (Feuerleit-und Funkstand; Bastion).

Юго-западная башня № 2 выделена красным, северо-восточная башня № 1 синим. Нумерация на 30-ой батарее от КП

КП соединен с артблоком 600-метровой потерной (красный пунктир).


Обобщенная схема 30-ой батареи:

1. Орудийный блок

2. Командный пункт

3. Дальномер

4. Потерна

5. Железная дорога и кран

6. Трансформаторная подстанция


Добраться до 30-ой батареи из Севастополя можно на любой маршрутке идущей в Любимовку. Выйдя на отвороте у начинаем подниматься через жилую зону по дороге в гору, проходя мимо дома-музея революционерки. Если принять чуть левее, то, пройдя мимо столовой, на другом краю пустыря можно увидеть один из ДОТов противодиверсионной обороны 30-ой батареи с установленной на нем цистерной для воды. выглядит конечно безобразно. но уж лучше так, чем снести.
Сухопутная оборона 30-ой батареи на 1941 год состояла из шести железобетонных пятиамбразурных двухэтажных пулеметных ДОТов. В верхнем каземате устанавливался 7,62-мм пулемет «Максим» на поворотном столе, в нижнем находилось противохимическое убежище и склад боеприпасов. Кроме того, вокруг позиций батареи были устроены стрелковые окопы и проволочные заграждения. В районе КП в качестве траншей использовались бетонированные брустверы с нишами укрытиями непостроенного форта.


Интерьеры ДОТа. Снято через центральную амбразуру.

UPD: Вы не поверите, но 10 июля 2016 года ДОТ выглядел вот так. Есть все-таки в жизни счастье

Вид от ДОТа на сектор обстрела в сторону Любимовки

Еще один ДОт возвышается над центральной усадьбой совхоза им.Перовской с противоположной стороны возвышенности. Его я заметил только тогда, когда покупал разливное вино в местном магазине. Совхоз им. Софьи Перовской производит различные вина, но не бутилирует их.

От ДОТа с цистерной выйдем на дорогу к 30-ой батарее. На подходе к территории войсковой части расположен памятник на братской могиле защитников 30-ой батареи.
Здесь я впервые побывал в июле 1977 года со своей мамой и братом. Пришли мы со стороны 16 и 24-ой батарей (мы их называли катакомбами), хотели посмотреть "тридцатку". Но посмотреть удалось только памятник. Ткнулись в ворота, военные сказали, что дальше нельзя, запомнилось только, что за проволочным забором возвышалась какая-то громада под маскировойчной сетью. Мы решили что после войны на вооружении батареи поставили ракеты. А все было оказывается совсем по другому...
Второй раз я оказался перед воротами войсковой части в августе 2005 года. На этот раз моим проводником был вольнонаемный электротехник батареи Дмитрий Стогний - известный военный историк Севастополя. Именно ему я обязат не только огромному количеству разнородной информации, но и трехдневной экскурсией по батарее. К великому сожалению, подробная фотосъемка первых двух дней оказалась утраченной и в третий день я "голопом по европам" за несколько часов переснимал все что попадалось, но уже как попало.
По имеющейся устной информации, в 1944 году, после освобождения Севастополя, силами оставшихся местных жителей скелетированные останки защитников были вынесены из казематов и захоронены перед главным въездом на батарею. Что интересно, немцы, несмотря на изучение и обмеры батареи в 1942-43 гг. останки из казематов так и не убрали и батарею при обороне 1944 года толком не использовали. Люди говорят что изначально было две братские могилы, но памятник поставили только на одной - северной, вторая постепенно забылась. В начале 2000-х на ней начал строить свой дом один непростой человек. Дом он не достроил, кажется сам умер или его убили. Сейчас дом, скорее всего, достроен уже другими хозяевами, он остался у меня за правым обрезом кадра.
А вот другой новострой в кадр попал. С какого-то перепугу РПЦ решила воткнуть перед батареей свою часовню. Вероятно все ее защитники были православными или партполитработа на батарее была поставлена просто отвратительно. Но вопрос у меня возник про другое. Ведь храм демаскирует батарею и еще закрывает сектор ее обстрела. Как оказалось ничего страшного в этом нет- при первом же выстрее от дульной энергии пороховых газов изящные купола в прямом смысле вознесуться на небеса, да и снести часовню ничего не мешает заранее (с устройством надувной часовни и батареи на соседнем холме), вот и будет дополнительная маскировка - потеря устоявшегося ориентира.

Пройдем чуть левее часовни и посмотрим через забор из колючей проволоки. Вот она красавица - башня № 2. Так же как и на Ворошиловской батарее с башен снят теплоизоляционный слой. Хотя с этим слоем и маскировочным каркасом башни мне нравились больше. Вид у них был по настоящему военный, а не парадно-показушный

Пока у ворот войсковой части ждал разрешения на проход, лопал сливы с куста и в прогал между деревьями сфотографировал возвышенность с командным пунктом. По ее центру, если знаешь где, можно разглядеть бронерубку дальномера и башню демонтированной радиолокационной станции.

Проходим через ворота на территорию огневой позиции батареи. Вдоль горжевой части орудийного блока проходит шоссейная дорога с каменной подпорной стеной, служившей еще и стрелковым бруствером. Слева, между трансформаторной станцией и орудийным блоком, какая-то современная конура неизвестного мне назначения. Она просматривается на космосъемке.

Поднимаемся на перекрытие орудийного блока. Слева башня № 2, справа башня № 1. Нумерация идет с правого фланга

Башня № 2 крупным планом. Установка МБ-3-12 МФ представляет собой специально переделанную после войны для установки на 30-ой батарее башенную установку линкора "Полтава". Если при строительстве Ворошиловской батареи № 981 в 30-е годы корабельная установка подверглась минимальным переделкам, а орудийные блоки были спроектированы под ее габариты, то на 30-ой батарее все было по другому. Восстановить после войны установки МБ-2-12 было не возможно. Других таких в запасе не было. Вот и приняли решение, переделать первую и четвертую башни линкора "Полтава" под установку в сохранившемся почти неповрежденным орудином блоке, который так же подвергся некоторой переделке. Основными конструктивными особенностями установок МБ-3-12 МФ стало совмещение отделений загрузки снарядов и зарядов в зарядники и за счет этого уменьшение высоты установки; устранение перегрузочного отделения и отказ от нижних зарядников; установка стационарно на полу боевого отделения досылателей, а не крепление их на казенной части орудия неподвижно. В результате последнего изменения орудия получили фиксированный угол заряжания и необходимость приводить их для этого в горизонтальное положение. Все это значительно сократило высоту морской установки и позволило вписать ее по высоте в существующий башенный колодец, диаметр которого был так же несколько увеличен. А главное - был увеличен угол вертикального наведения с 25 градусов до 40, что существенно увеличило дальнобойность установок. Скорострельность, благодаря более мощным электромоторам, выросла до 2,25 выстрелов в минуту.
Однако с бронированием башенных установок возникли некоторые проблемы. Еще до войны планировалось заменить вертикальную и горизонтальную броню на более мощную, чтобы установить башни на береговых батареях Балтики, но этому не суждено было сбыться. Только установки Ворошиловской батареи успели получить усиленное бронирование до 305 мм вертикальной брони и 203 мм горизнтальной. В период блокады Ленинграда башенная броня оставшихся двух установок частично пошла на изготовление ДОТов. В конечном итоге в башенных установках использовали оригинальную кормовую броню толщиной 305 мм, там где листов вертикальной брони не хватило - изготовили новые, толщиной 205 мм, крыша получила броню толщиной 175 мм. Толщина кирасы бала существенно увеличена до 380 мм.

Оригинальная кормовая 305 мм броня и 305 мм бронезадвижка входа. Справа и слева видны закрытые броневыми крышками люки, специально прорезанные в кормовой броне для замены лейнеров.

Устройство бронезадвижки

Бронезадвижка в закрытом состоянии на башне № 1

Вид на директрису стрельбы и Любимовку с крыши башни № 1. В 1977 году жители еще помнили, как при стрельбе главным калибром в домах стекла вылетали. Слева видно бронезакрытие визира рабочего места горизонтального наводчика башни. На Ворошиловской батарее это отверстие отсутствует. Перед башней видна специально забетонированная площадка, для того, чтобы при выстреле орудия не поднимались демаскирующие облака пыли.

Бронезакрытие визира командира башни, на заднем плане башня № 1

Бронезакрытие визира командира башни Ворошиловской батареи имеет другую конструкцию, хотя расположено на том же месте.

Самострел на крыше башни

Вид на башню № 2 от башни № 1

Мне сказочно повезло - довелось покататься на самой дорогой карусели в мире. Правда при всем желании сфотографировать это не получилось, ведь ты же находишься внутри вращающейся башни, а снимать надо снаружи. А вот вертиклаьную наводку правого ствола второй башни я заснял. Говорят редкий кадр башни № 2. Правильно, когда башня оживает - все находятся внутри.

Башня № 1. Она в более плохом состоянии нежели башня № 2 и внутри нее я не был.

Башня № 1. На первый взгляд броня ничуть не меньше чем на Ворошиловской батарее

Башня № 1, сторожевая вышка и лебедка для чистки орудий башни № 2

В состав дивизиона в послевоенный период кроме двух 305-мм башен входила 8-орудийная зенитная батарея (57-мм пушки типа «С-60») и четыре зенитно-пулеметных установки. Зенитная батарея ранее размещалась на высотке с КП батареи (видна у правого среза фотографии). Сейчас осталась только одна пушка, которая используется как экспонат.

Башня № 1

Башня № 1

Вид с огневой позиции на Любимовку

Продолжение следует

Предыдущие репортажи о Тридцатой батарее:
1. Тридцатая батарея. Огневая позиция и башни МБ-3-12 ФМ

Севастопольская цитадель

В чем секрет стойкости 30-й бронебашенной батареи

Андрей Коц

Осенью 1941-го эта севастопольская батарея первой приняла на себя мощный удар 11-й армии генерала Манштейна. И держалась в полном окружении почти десять месяцев. Ее обстреливали сверхтяжелой артиллерией, штурмовали, против краснофлотцев применяли газ, сбрасывали двухтонные бомбы. Они истекали кровью, но продолжали уничтожать врага. Легкоузнаваемый профиль ее орудийных башен стал одним из главных символов героической обороны Севастополя.

Бронебашенная батарея № 30, строительство которой началось 105 лет назад, и сегодня на страже города русских моряков. Если потребуется, ее орудия готовы заговорить вновь. Корреспондент РИА Новости посетил «тридцатку» и попытался разгадать военную тайну ее долголетия и легендарной стойкости.

Подземная крепость

Центральный коридор боевого блока 30-й батареи, соединяющий под землей первую и вторую орудийные башни, растянулся на 120 метров. Слева и справа - полуторатонные бронедвери на массивных петлях, отсекающие основную потерну бункера от других помещений. Над головой - десятиметровый «слоеный пирог» из асфальтобетона, железобетона, песка и утрамбованного грунта.

Кажется, секунда - и свод дрогнет от мощных разрывов немецких снарядов, тишину подземного города разорвет пронзительный рев сигнала боевой тревоги, а по бетонному полу вновь загрохочут ботинки орудийных расчетов.

Сегодня бронебашенная батарея № 30 на окраине поселка Любимовка - это действующая воинская часть Черноморского флота России.

Личный состав - семь человек: начальник отделения обслуживания и регламента специальных фортификационных сооружений капитан-лейтенант Сергей Воронков, его заместитель-старшина и пять контрактников.

Ежедневно - утреннее построение и развод на работы.

В блоке - 72 помещения общей площадью более трех тысяч квадратных метров (половина футбольного поля): котельная, насосная, кубрики личного состава, силовая станция, пороховые и снарядные погреба, подвальные емкости для воды, масла и топлива. Все действующие механизмы и агрегаты нужно поддерживать в идеальном рабочем состоянии.

Батарея находится на консервации, но «если завтра война» — великолепная семерка батарейцев вернет ее в строй меньше чем за неделю.

«После раздела Черноморского флота между Россией и Украиной территорию батареи тоже поделили», — объясняет капитан-лейтенант Сергей Воронков.

«России достались подземный блок и две орудийные башни. Вынесенный наблюдательный пункт и окрестные территории отошли Украине. Место здесь очень привлекательное. Красивый вид, чистый воздух, десять минут пешком до пляжа. На украинской части как грибы стали вырастать коттеджи. Если бы не известные события 2014 года, всю высотку бы застроили. Сейчас ситуация улучшилась. Строительство прекратилось, нам выделяют больше средств на поддержание батареи на плаву. С разрешения командования организуем лекции для школьников и студентов. Только за прошлый год у нас их побывало более семи тысяч», — говорит он.

Уроки Цусимы

«Тридцатка» прикрывала севастопольскую бухту от морской угрозы с севера. Ее сестра-близнец - бронебашенная батарея № 35 (сегодня - действующий музей) - с юга. Решение о строительстве таких береговых укреплений на военно-морских базах приняли вскоре после Цусимского разгрома.

По дальности стрельбы пушки японских кораблей значительно превосходили орудия Порт-Артура. Защитникам города было нечем ответить на град летящих с моря снарядов.

Вывод русского командования был однозначным: береговая артиллерия по мощности должна с лихвой перекрывать корабельную.

Возвышенность Алькадар на севере Севастополя еще в середине XIX века приметил знаменитый русский фортификатор генерал Цезарь Кюи - по его мнению, она идеально подходила для укрепленной артиллерийской позиции. Порученный военному инженеру, генерал-лейтенанту Нестору Буйницкому проект 30-й бронебашенной батареи был готов к 1912-му.

Строительство началось спустя год, однако Первая мировая война и революция едва не поставили на нем крест. Работа возобновилась лишь в 1928-м, а сдали батарею заказчику перед самым началом Великой Отечественной.

Никаких мелочей

На «тридцатке» и сегодня все предельно функционально. Любая, даже самая мелкая деталь - неслучайна. У пола центрального коридора небольшой уклон - это сделано для того, чтобы отработанная при пожаре вода стекала в дренажные отверстия.

В случае штурма массивные бронедвери главной потерны распахиваются в шахматном порядке, образуя непроходимый для противника лабиринт из полуторатонных пуленепробиваемых баррикад.

Жизненно важные кабели защищены легкоплавкой свинцовой оплеткой, под которую закачано специальное вещество с резким запахом - чтобы при коротком замыкании можно было в буквальном смысле учуять место повреждения.

Переходы между пороховыми погребами - под углом 45 градусов, чтобы при пожаре взрывная волна уходила в бетонную стену. Просто не верится, что все это можно было предусмотреть.

«А что вы хотели? Военным дай волю - они вообще все регламентируют, - усмехается капитан-лейтенант, когда мы, согнувшись, пролезаем в тесную каморку запасного командного пункта. Коренной севастополец Сергей Воронков свободно ориентируется в подземных лабиринтах и с легкостью объясняет назначение каждого винтика. - Видите эту деревянную дощечку? Если пропадала связь, приказы передавались через вестовых. Писали карандашом на дощечках. Бумагу можно смять и намочить, а с таким «блокнотом» ничего не случится».

«Тридцатку» построили полностью электрифицированной. Все операции по наведению и заряжанию орудий обеспечивали электродвигатели. Максимально автоматизировали и систему подачи снарядов. Однако все механизмы дублированы ручными приводами - на случай, если противнику удастся обесточить батарею. На помощь краснофлотцам приходила сложная система рычагов, ленточных транспортеров, направляющих рельсов и даже сама гравитация.

Воронков нажимает ногой на едва заметную педаль - и с полки, расположенной под наклоном в два градуса, тяжело скатывается в лоток транспортера макет 471-килограммового снаряда.

Два движения рычага - и боеприпас скрывается в подбашенном помещении.

А еще подземные казематы для обслуживания обеих башен идентичны по внутреннему устройству и расположены зеркально. Так расчетам было проще ориентироваться в темноте или в дыму. И это тоже один из неочевидных секретов стойкости «тридцатки», проявленной при обороне Севастополя.

Столетние орудия

Главный калибр батареи - две башни, снятые с линкора «Полтава» (после революции - «Фрунзе») после Великой Отечественной. На каждую приходится по три двенадцатидюймовых морских орудия (304,8 миллиметра). Длина ствола - 52 калибра, максимальная дальность стрельбы - 45 километров.

Этим пушкам уже больше ста лет, но они исправны.

Капитан-лейтенант Воронков демонстрирует работу затворного замка, процедуру досылания снаряда и порохового картуза в ствол. Предлагает мне самому навести орудие по вертикали. Массивный штурвал на удивление легко закручивается против часовой стрелки. Уравновешенный специальными грузами пятидесятитонный ствол плавно поднимается вверх.

Аналогичным образом на обесточенной батарее осуществляется и горизонтальная наводка. Башня весом 868 тонн установлена на специальном горизонтальном подшипнике.

Чтобы ее развернуть, достаточно усилий восьми человек и длинного рычага.

«Все исправно и боеспособно, - объясняет Воронков. - Дайте мне снаряд, пороховой заряд и воспламенительную пороховую трубку - я прицелюсь по стволу и выстрелю. Здесь можно заставить работать абсолютно все, но в этом сейчас нет особого практического смысла. Генераторы, к примеру, по сегодняшним меркам неэкономичны. Наша батарея хранит память о битве за Севастополь. Стоит ее осовременивать или нет - большой вопрос».

Под огнем

В годы Великой Отечественной на «тридцатке» были установлены другие башни, двухорудийные. Осенью 1941-го немцы прорвались на Перекопе и маршем шли на Севастополь. Разведка доложила Манштейну, что с суши город почти не защищен и есть все шансы взять его с ходу. Но немцы недооценили возможности мощных береговых батарей, которые развернулись и ударили по суше.

«Батарея вступила в бой 1 ноября 1941 года. В 12:39 два фугасных снаряда ударили по колонне противника под Бахчисараем, - Воронков показывает рукой на северо-восток. - Попали удачно: удалось разом уничтожить 80 единиц техники и более двух батальонов пехоты. Осколки в местах попаданий разлетались эллипсом 300 метров в ширину и километром в длину. После такого «привета» немцы растерялись. Придя в себя, атаковали батарею. Но танковые пушки оказались бессильны против 300-миллиметровой брони колпаков башен. А вот орудия батареи ответным огнем разносили бронетехнику буквально на куски».

Тогда немцы накрыли «тридцатку» с воздуха.

Однако массив подземного блока не могли пробить даже двухтонные бомбы. К тому же самолетам люфтваффе активно противодействовали советские истребители и батареи ПВО. Первым штурмом взять укрепление не удалось. Провалилось и второе наступление. Неудачи под Севастополем Манштейн объяснял Гитлеру именно неприступностью 30-й и 35-й батарей. Фюрер приказал отправить в Крым сверхтяжелую артиллерию - 800-миллиметровую железнодорожную пушку «Дора» и две 600-миллиметровые самоходные мортиры «Карл». Мортиры открыли огонь 5 июня 1942-го и нанесли башням «тридцатки» колоссальный ущерб.

30-я башенная береговая батарея - одно из наиболее мощных фортификационных сооружений береговой обороны Главной базы ЧФ. Начата постройкой в 1913 на возвышенности Алькадар (в р-не нынешнего пос. Любимовка) по проекту воен. инженера ген. Н.А.Буйницкого. Первоначально имела номер 26. В 1915 строительство прекращено. Достроена в 1928-1934 по проекту воен. инженера А.И.Василькова.

Предназначалась для обороны морских подступов к Севастополю с западного и северо-западного направлений. Была вооружена двумя 305-мм двухорудийными башенными установками "МБ-2-12" , спроектированными и изготовленными Ленинградским Металлическим заводом (широко распространенное мнение, что на 30 Б.Б. были установлены башни или орудия линкора "Императрица Мария" , ошибочно). Вес снаряда - 471 кг, дальность стрельбы - до 42 км. По своему устройству батарея состояла из орудийного блока (железобетонного массива длиной 130 и шириной 50 м, в котором были установлены орудийные башни; внутри блока на двух этажах располагались погреба боеприпасов, силовая станция, жилые и служебные помещения общей площадью свыше 3000 мг) и командного пункта с бронированными боевой и дальномерной рубками и расположенным на глубине 37 м под землей центральным постом с приборами управления стрельбой. Орудийный блок и командный пункт соединялись между собой 600-метровым подземным коридором (потерной).

Для проживания личного состава батареи в мирное время был построен специальный городок. С 1937 30 Б.Б. командовал ст. лейт. (с 1939 - кап., с 1942 - майор) Г.А.Александер. К началу Великой Отечественной войны входила в состав 1 -го отдельного артиллерийского дивизиона береговой обороны Главной базы ЧФ, являясь наиболее современной и хорошо подготовленной батареей. Первая боевая стрельба 30 Б.Б. в обороне Севастополя 1941-1942 была проведена 1.11.1941 по частям германской подвижной группы Циглера в р-не станции Альма (ныне Почтовое).

За два месяца боевых действий 30 Б.Б. произвела 1238 выстрелов, что привело к полному износу орудий. В янв.-февр. 1942 специалистами ленинградского завода "Большевик" , Артиллерийского ремонтного завода №1127 ЧФ (бригадиры С.И.Прокуда и И.Сечко), совместно с личным составом батареи в течение 16 суток были произведены не имеющие аналога в мировой практике работы по замене орудийных стволов весом более 50 т каждый, без специального кранового оборудования и всего лишь в 1,5 км от линии фронта. Готовясь весной 1942 к решающему штурму Севастополя и понимая всю важность "форта Максим Горький - I" (немецкое название батареи) в системе его обороны, противник сосредоточил для борьбы с 30 Б.Б. мощную группу тяжелой артиллерии,в том числе специально доставленные из Германии 600-мм мортиры "Тор" и "Один" и 800-мм железнодорожную пушку "Дора" . 7.06.1942 прямым попаданием нескольких тяжелых снарядов 1-я башня батареи была выведена из строя. Оставшаяся 2-я башня в течение последующих 10 суток произвела около 600 выстрелов.

Лишь после того, как утром 17 июня и она вышла из строя, германские войска (213-й пехотн. полк 132-й пехотн. дивизии, два батальона 132-го саперного полка и 1-й батальон 173-го саперного полка) к исходу дня смогли окружить батарею. Ее личный состав вместе с частью бойцов и командиров оборонявшейся в р-не Любимовки 95-й СД сражался в подземных сооружениях еще больше недели, неоднократно предпринимая попытки прорваться из окружения. Пытаясь сломить сопротивление защитников батареи, германские саперы произвели внутри уже разрушенных башен несколько мощных взрывов. В орудийном блоке начался пожар. Большая часть находившихся в нем людей погибла. Раненый при неудачной попытке прорыва комиссар батареи ст. политрук Е.К.Соловьев застрелился. Группа личного состава во главе с Г.А.Александером успела перейти по потерне в центральный пост, откуда в ночь на 26 июня через галерею водостока вышла на поверхность и попыталась прорваться к партизанам, однако на следующий день, в р-не д.Дуванкой (ныне Верхнесадовое) была обнаружена и пленена противником. 26 июня германские штурмовые группы прорвались внутрь орудийного блока и взяли в плен 40 последних его защитников.

В 1949-1954 батарея была восстановлена (взамен старых двухорудийных были установлены трехорудийные башенные установки "МБ-3-12-ФМ ", снятые с линкора "Фрунзе " (быв. "Полтава ") БФ, заменено силовое оборудование, установлена новая, самая совершенная для того времени, система управления стрельбой "Берег " с радиолокационной станцией и теплопеленгаторами) и переформирована в 459-й отдельный башенный артиллерийский дивизион. До середины 1990-х в составе 778-го артиллерийского, а затем 51-го ракетного и 632-го ракетно-артиллерийских полков дивизион обеспечивал береговую оборону Главной базы ЧФ. В 1997 личный состав дивизиона был переведен на Кавказское побережье, а фортификационные сооружения переданы 267-му взводу консервации.

Огромная благодарность командиру батареи и людям, которые отдают все силы на сохранение легендарной тридцатки, зачастую тратя на это личные средства! Дай Бог больше таких людей в рядах военных!

Рядом с территорией в/ч стоит храм...

Рядом с территорией в/ч стоит храм...

Территория закрыта, но к орудийным башням можно подойти почти вплотную, и полюбоваться на них из-за колючей проволоки.

Территория закрыта, но к орудийным башням можно подойти почти вплотную, и полюбоваться на них из-за колючей проволоки.