Литературно — музыкальная композиция «Все о тебе, моя Россия. Литературно-музыкальная композиция «россия моя родина Литературно музыкальная композиция на тему родина

Сценарий историко – литературной музыкальной композиции “Русь, Россия, Родина моя”.

Слово директору школы - На экране просторы России,

    Звучит мелодия “Россия - матушка” (минусовка Жасмин),

на сцену выходит директор школы В.М. Жадова.

Выступление гостей.

    ГИМН РОССИИ

    Звучит: Рахманинов С. «Концерт для фортепиано с оркестром»

(на фоне музыки Буслаева Н.В., Войнова Л.В.)

Нелегок путь России своенравной -

Столетья закаляли ее стать.

Окреп с годами дух самодержавный.

Историю потомкам должно знать.

Русь Древняя под Рюрика началом

Есть власти государственной исток.

История сурово закругляла

Свой первый из пяти лихих виток.

За ним пришло Москвы стоглавой царство,

Прославилась Империя Петра

И Красное Советов Государство,

А ныне - Федерации пора.

Хватило нам на долю испытаний –

Немало пережили мы потерь.

Уходит время разочарований,

Вперед смелее смотрим мы теперь.

Исполнены торжественным волненьем,

Сплотимся крепкой, дружною семьей.

Своим патриотическим раденьем

Поднимем мы Россию – Дом родной!

    Фоновая музыка – «Рассвет на Москва - реке» (начало погромче)

на сцену выходит сказитель Баян. (Алёшин Владимир, 11класс)

Баян: Мне бы в руки звонкие гусли взять

Да потешить вас старой сказкою.

Неспроста нынче начали вспоминать

Призабытую быль славянскую.

Коли крепко помнится о былом

Легче знать, что в грядущем станется,

Так пускай же быль не слывёт быльём,

Пусть вовек старина не старится.

Баян: Русь языческая

Отмахнём по честь тыщу лет назад

Рыща след на тропу троянову.

Поведём свой сказ не на новый лад,

А по замышленью моему, баянову.

И пускай привидится сквозь туман

За посадами и за весями,

Как скитается по Руси Баян,

Собирая приданья с песнями.

    На сцене языческий танец под песню ансамбля Ивана Купала «Полосынька» - 6в класс

    Фоновая музыка «Богатырская симфония» Мусоргского

Баян читает слова на фоне музыки

Баян: Много дней Баян по Руси гулял,

А как в Киев прийти случилося,

Подевился мудрый старик,

Сколько тут чудес приключилося….

Правил Киевом Стольным Владимир князь,

Тот, кто Русь собирал по зёрнышку

И кого преспешники, умиляясь

Называли вслух Красным Солнышком.

И в боях и в пирах был тот князь силён:

Дума скорая, речь умелая.

800, не меньше имел он жён.

Сыновей – аж дружина целая.

С младу князь был язычеством обуян,

Хоть по всей земле зычно кликни – ка:

Ни в своих родных, не в чужих краях

Не сыскать такого язычника,

Он кумирами изукрасил град.

На холмах заблестали в роскоши

Со своим исконным Перуном в ряд

Привозные Хорсы, да Мокоши.

Баян: А теперь войдём же, наконец

С удалой толпою молодецкою

В золотой, резной, теремной дворец

Прямо в гридницу княжескую.

    Музыка «Переполох» танец Скоморохи (7б класс)

    Аренский А.С. «Фантазии» (фоновая музыка до середины слов Антона Кутукова)

Баян: Восседает у князя великий совет,

Воеводы, бояре думные.

Говорит старшином Владимир – свет,

Таковы слова великомудрые.

    Театральная миниатюра - князь Владимир -11класс, Антон Кутуков, Олег Данилов Никита Копнин, Кирилл Полынов, Тимофей Денисенко.

Аз собрал вас нонь не пир пировать,

Думу думать большую, главную:

Как любезной отчиной управлять,

Как упрочивать власть державную?

Друга! Братия верная, гой еси!

Людям бога чтить полагается,

Ан ведь темный люд на лесной Руси

Пням бесчувственным поклоняется.

Не срамно ли нам от других отстать

В веке разума воссиявшего,

Не пора ли новых богов сыскать

Для отечества заплутавшего?

Тут, успевший братину осушить,

Молвит слово Добрыня-дядюшка:

Так каким же ноне богам служить

Повелишь нам, прикажешь, князюшка? -

Князь тяжелой дланью подпер чело.

Видно, долго умом раскидывал,

Чай, немало вер изучил зело.

Тьму пресвитеров перевидывал.

Звали нас Магометов закон принять...

Зол закон на хмельное зелие.

Где же русским людям коран понять,

Коль питье - всей Руси веселие!

От хазарских каганов был посол,

Речью ластился фарисейскою,

Ждал, чтоб Киев-батюшка перешел

В веру ихнюю, иудейскую.

Иудеям короток был ответ:

«Зря своих богов предлагаете,

У самих у вас даже дома нет,

По чужим краям обитаете!»

Нам бы надобно к вере прийти такой,

Чтобы в храмах высоких пелося,

Чтоб, отведав сладости неземной,

Прежней горечи не схотелося!

Потому порешили мы в Корсунь плыть

С нашей знатью большой боярскою,

Там самим креститься и Русь крестить

В веру новую христианскую.

10. Песня « Покаяние» Ледовских Ирина

На экране видеоряд – икона Чудотворная, монастыри, свечи ….

    Аренский А.С. «Фантазии» Фоновая музыка

Ведущий: В 988 году князь Владимир принял на Руси православную христианскую веру. Вера в единого Бога собрала славянские племена и помогла им ощутить себя единым народом. (2 слайда)

    Прокофьев С. «Рыцари» Фоновая музыка (до середины слов Котельного Михаила)

Ведущий: Это был 13 век. Тевтоно – ливонские рыцари двинулись с запада на Русь, объявив новый крестовый поход. Русь привлекала завоевателей своими великими землями и богатствами. Захватчики ждали лёгкой победы над нашим народом, ведь Русь только что пережила кровавый удар монголов.

Котельный Михаил

Поэма « Александр Невский» К. Симонова, по ходу чтения музыка меняется – Прокофьев « Русская конница».

На голубом и мокроватом

Чудском потрескавшемся льду

В шесть тыщ семьсот пятидесятом

От Сотворения году,

В субботу, пятого апреля,

Сырой рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев тёмный строй.

На шапках перья птиц весёлых,

На шлемах конские хвосты.

Над ними на древках тяжёлых

Качались чёрные кресты.

Оруженосцы сзади гордо

Везли фамильные щиты,

На них гербов медвежьи морды,

Оружье, башни и цветы.

Всё было дьявольски красиво,

Как будто эти господа,

Уже сломивши нашу силу,

Гулять отправились сюда...

Князь перед русскими полками

Коня с разлёта развернул,

Закованными в сталь руками

Под облака сердито ткнул.

«Пусть с немцами нас бог рассудит

Без проволочек тут, на льду,

При нас мечи, и, будь что будет,

Поможем божьему суду!»

А впереди, по звонким льдинам

Гремя тяжёлой чешуёй,

Ливонцы едут грозным клином -

Свиной железной головой.

Был первый натиск немцев страшен.

В пехоту русскую углом,

Двумя рядами конных башен

Они врубились напролом.

Как в бурю гневные барашки,

Среди немецких шишаков

Мелькали белые рубашки,

Бараньи шапки мужиков.

Уже смешались люди, кони,

Мечи, секиры, топоры,

А князь по-прежнему спокойно

Следит за битвою с горы.

Его дружинники скучали,

Топтались кони, тлел костёр.

Бояре старые ворчали:

«Иль меч у князя не остёр?

Не так дрались отцы и деды

За свой удел, за город свой,

Бросались в бой, ища победы,

Рискуя княжьей головой!»

Князь молча слушал разговоры,

Насупясь на коне сидел;

Сегодня он спасал не город,

Не вотчину, не свой удел.

Сегодня силой всенародной

Он путь ливонцам закрывал,

И тот, кто рисковал сегодня, -

Тот всею Русью рисковал.

И, только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

    Фоновая музыка Прокофьев С. «Русская конница»(до конца стиха)

Он, полыхнув мечом на солнце,

Повёл дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты.

Стоял суровый беспорядок

Железа, крови и воды.

На месте рыцарских отрядов

Легли кровавые следы.

Одни лежали, захлебнувшись

В кровавой ледяной воде,

Другие мчались прочь, пригнувшись,

Трусливо шпоря лошадей.

Под ними лошади тонули,

Под ними дыбом лёд вставал,

Их стремена на дно тянули,

Им панцирь выплыть не давал.

Брело под взглядами косыми

Немало пойманных господ,

Впервые пятками босыми

Прилежно шлёпая об лёд.

И князь, едва остыв от свалки,

Из-под руки уже следил,

Как беглецов остаток жалкий

К ливонским землям уходил.

Видео «Александр Невский» (музыка и слова с видео)

    «Полонянки» музыка + видео до конца стиха Архиповой Марии

Ведущий:

Неспешно в годы лихолетья

Потоком бед ползло столетье,

Орда сжигала города.

Был век 14 тогда.

Сметая всё и разрушая,

На Русь пришла беда большая.

И были страшными следы

От злобной поступи Орды.

Чтиво: « Полонянки» - ученица 6А класса Архипова Мария
Полонянки шли степями,

Руки скручены ремнями,

Так девиц и гнали к морю.

Уцелевших же на горе

К персам, к туркам повезли,

Погрузив на корабли.

Турки пленных, как товар,

Покупали у татар.

Бедным девушкам отныне

Не видать земли своей,

И живут они рабынями,

Чтоб качать чужих детей.

Всё в чужих краях не мило –

Солнце, звёзды, соловьи.

Соловьи поют постыло,

Потому, что не свои.

И не радуют цветы

Небывалой красоты.

    На сцене танец «Улетай на крыльях» (видео, музыка с видео)

16. Миниатюра «Дмитрий Донской» без музыки (Блох Эндрю,

Морохов Игорь, Пащенко Георгий, Василов Альберт, Ухов Даниил)

«Не довольно ль, братцы, даром

Отдавать добро татарам?

Сбросить иго, не пора ли?

Сколько лет нас обирали!

Ой, вы, силы молодые,

Выше копья поднимай!

Возомнил себя Батыем

Злой татарин, хан Мамай.

Он путём Батыя старым

Всей ордой пошёл на Русь.

Надо дать отпор татарам.

Я вас в бой вести берусь!»

С чего бы слово мне начать

О славе тех времён?..

Большую, тысяч в триста, рать

Привёл Мамай на Дон.

Она драконом в сто голов

Легла на берегу,

О ней вернее этих слов

Сказать я не могу…

Пришли с войсками Дмитрий-князь

И друг его - Боброк.

Неслышно, крадучись, в туман

Пришли богатыри.

И на семь вёрст раскинут стан,

И ждут они зари…

Поутру Мамай в шатре

Глянул в щёлку узкую

И увидел на заре

В поле силу русскую.

«Ай-ай-ай! - подумал хан. -

Что за наваждение!

Может, так шалит шайтан?

Может, сновидение?»

Хан опять глаза протёр,

Закричал сердито.

Трепеща, к нему в шатёр

Прибежала свита.

«Вы видали эту рать?

Мы её разгоним!

Время битву начинать!

Батыры! По коням!

Поднимайтесь на врага

Золотой ордою!»

Крик в степи: «Олга! Олга!» -

Призывает к бою.

«Мамаево побоище»

Все знают на Руси!..

Там ратники к плечу плечо

С врагом сошлись грудь в грудь,

И места не было мечом

Иль палицей взмахнуть.

Шёл бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

Вот тут-то памятный урок

Был дан врагам-татарам:

Вдруг вывел конницу Боброк,

Что прятал он недаром.

И нанесла такой удар

С отвагою такою,

Что в страхе сонмища татар

Бежали с поля боя.

Мамай бегущих увидал,

Их крики услыхал он,

И сам, как баба, зарыдал,

И сам завыл шакалом.

Никто остановить не мог

Смятенного потока, -

Орда катилась на восток,

Гонимая жестоко.

А сам Мамай, один, на юг

Бежал живым, здоровым,

Но там пришёл ему каюк -

Убит был ханом новым.

Как мне закончить быль мою

О поле Куликовом?

Кому я славу пропою?

Кого прославлю словом?

Руси достойных сыновей -

Отчизны честь и силу,

А князя Дмитрия - Донским

С тех пор прозвал народ.

И слава добрая за ним

До наших дней живёт.

17. Фоновая музыка флейта (до слов «Мать мёртвого сына под вязом…» )

Ведущий: 1480 год - правление Ивана III , собирателя русских земель.

18. Чтиво « Казачья легенда» - Амирханян Анна

Давно, страсть давно, ах, и в те времена

Морила, губила, сжигала война.

Несчётные вражьи сходились полки

И шли безудержно до Дону-реки.

Казачья им сила навстречу пошла,

И в схватке неравной в степи полегла.

А враг, нагружённый добром не своим,

Шляхами небитыми тронулся в Крым.

И вышла Наталья, казачая мать,

Ах, сына Степана по Полю искать.

В соседней станице, сожжённой дотла,

Мать мёртвого сына под вязом нашла.

19. Фоновая музыка Моцарт «Реквием» (Лакримоза)

А рядом, сраженный казачьим копьём,

Татарин израненный, с мёртвым конём,

Метался в предсмертной борьбе на траве,

И кровь, ох, на бритой его голове.

Он шепчет чегой-то-су-бер, аль су-бар...

Напиться так просят у них, у татар.

И кинулась мать, чтобы сына обмыть;

Татарина хочет она напоить,

Могилку бы вырыть-да руки дрожат,

И катятся горькие слёзы, как град.

И бредит татарин. И солнышко жжёт.

А ворон-могильщик и кружит, и ждёт.

И кинулась снова казачая мать,

Татарина хочет она приподнять,

Он в латы закован, подбитый орёл,

И ей не под силу. Тяжёл, ох, тяжёл!

Татарскою саблею, слабой рукой,

Мать роет могилку, а слёзы - рекой.

Но дело своё до конца довела,

И сына зарыла, и Отчу прочла.

И снова к татарину: «Боже ты мой.

Никак не поднять - агромадный такой!

Поди, у него-то маманя его

Всё ждёт - не дождётся сынка своего.

Хоть нет его, Стёпушки, Господи, нет,

Нехай очунеется этот Ахмет!

Ох, нету в живых моего казака,

Нехай, хучь татарка, дождётся сынка!»

И хочет татарина вновь приподнять...

И всё это видела Божия Мать.

И кинулась к Богу-Отцу в небесах,

Просила Его со слезами в глазах,

И сбилась... и начала горько рыдать,

И хочет Наталью Ему показать,

Что, сына зарывши в землице сырой,

Татарина поит водой ключевой.

И видит: Господнею волей святой

Поднялся Степан из земли, из сырой,

Подходит к сражённому в битве врагу,

И матери шепчет: «Постой, помогу».

И с матерью вместе Ахмета подняв,

Кладёт на ковёр из лазоревых трав.

Не знает Наталья, казачая мать,

Смеяться ли ей - иль от счастья рыдать:

Господь бесконечных неведомых сил

Степана ей, сына её, воскресил!

20. Фоновая музыка флейта до конца стиха

Татарин спокойно лежит на траве,

Нет крови на бритой его голове.

Уснул он, спокойно Ахметка уснул,

Вернётся он снова в родимый аул.

Расскажет: в далёкой стране казаков

Сражённых на землю, не мучат врагов.

Дадут и поесть, и напиться дадут,

У них, казаков, там - лежачих не бьют!

А если кто думал - народ их убит,

Напрасно! Господь казаков воскресит.

И в мирном труде, не в кровавом бою,

Державу Казачью построят свою.

21. Театральная миниатюра Иван III в исполнении 10 класса

Обуяла татарского хана гордыня:

Он потомок прямой Чингис-хана!

Что-то мало ему подчиняется ныне

Русь великого князя Ивана!

«От высоких от гор и от тёмных лесов,

Что подвластны ордынскому хану,

И от сладостных вод и от чистых лугов

Шлёт Ахмет своё слово Ивану.

Ты припомни, как корчились ваши цари

От Батыевой сабли жестокой,

Сорок тысяч алтын мне теперь набери

И отдай эту дань за три срока.

Да ещё островерхий колпак свой вдави

В знак покорности хану Ахмету,

А не то потоплю твою землю в крови",

По хребтам по боярским проеду.

И как минет зима - девяносто ночей, -

Снова стану для вас я бедою,

Доберусь до Москвы я с ордою моей,

Напою тебя мутной водою!..»

Государь прочитал и, спокоен и строг,

Повернулся к Ахметовым людям,

Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог

И сказал: «Дань платить мы не будем!..»

С той поры не решалась нас грабить орда,

Иго тяжкое сброшено было.

А в Орде началось несогласье, вражда,.

И распалась ордынская сила.

22. Видео с поляками (видео поляки без музыки)

Музыка – Набат до окончания звучания колоколов.

Ведущий: Н епререкаемый истории один, в борьбе не будет закон, кто предан Родине своей, в борьбе не будет побеждён.

23. Театральная миниатюра - Смута – 9Б

Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд.

И стойко бились москвичи

Со шляхтой и с огнём.

Всё обгорело, вся Москва

До каменной стены -

Дома, деревья и трава

Обуглены, черны.

А в сердце города враги,

И нету сил их взять.

Восстань, народ, и помоги

Повергнуть вражью рать!

От москвичей призыв идёт,

По городам до волжских вод.

Всю землю нашу охватив,

Дошёл до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика -

Нижегородца-мясника,

Что звался Минин-Сухорук.

Он весь народ собрал вокруг:

«Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдём мы, жизни не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра!

И понесли ему добро:

И жемчуга, и серебро,

Иконы, ризы и меха,

Одежды, платья вороха.

Кто приводил гнедых коней,

Коров, баранов и свиней,

Кто приносил мешки зерна,

Тюки овечьего руна, -

Ну, словом, всё, что лишь могли,

На площадь Минину несли,

Тащили и везли.

Поволжье Минин призывал,

Он ополчение собирал,

И эту рать в туманной мгле,

По нераспаханной земле,

Где колос уж давно не цвёл,

К Москве, к столице он повёл.

Подошёл под Крымский брод.

С тыла грянул на Ходкевича

Всею мощью, что была,

Далеко до поля Девичья

Сеча грозная дошла.

И бежал Ходкевич с ляхами,

Напрямик бежал в Литву,

Ни оружием, ни страхами

Одолеть не мог Москву.

А уж паны «благородные»,

Не дождавшись короля,

Еле двигаясь, голодные

Выходили из Кремля.

Позабыли честь дворянскую:

По Москве ползли ползком

И сложили гордость панскую

Перед русским мужиком.

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому -

Благодарная Россия».

24. Глинка М.И. «Славься, ты славься, ты – Русь, моя!»

25. Гендель «На водах» фоновая музыка до конца

Ведущий: Наступила пора царя Петра I . Вся жизнь Петра Великого прошла в служении Отечеству.

Чтиво – « Пётр Первый» ученик 6а класса – Гребенюк Даниил.

Романов Пётр Алексеевич

Окно в Европу прорубил,

Потратил он на то не мало

Терпенья, мудрости и сил.

Учился строить каравеллы,

Водил потешные полки,

Побрили бороды бояре

Попав в Петровские силки.

Одели на манер немецкий

Камзолы, туфли, парики.

Так и не поняли величья

Петра седые старики.

И доживая век кондовый

Держали фигу под полой,

Но поздно, мир родился новый,

Задорный, смелый, молодой.

Остался Пётр в умах народа

Как всадник медный на коне,

Стоит он на высоком камне,

Европа перед ним в окне.

Царь - человек, Герой, Завоеватель.

Несокрушимого крутого нрава

Им создана огромная страна

Великая Российская Держава.

26. Видео с музыкой

Ансамбль песни – « Марш Преображенского полка» 6 класс

27. ВАЛЬС Петров Александр (пара вальсирует)

Музыка Г. Свиридов «Метель» (вальс)

28. Ведущий: Восемнадцатый век – золотой век дворянства

(вместе с вальсом)

29. Музыка «Тройка» Г.Свиридов (всё на фоне музыки)

Ведущий : В июне 1812 года армия доселе непобедимая армия Наполеона вторглась в пределы России. Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.

Варвара Рябова

Гроза двенадцатого года

Настала - кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?

Наполеон, он принес миру горе, смерть, разрушения.

Жалкий человек, чего он хочет?

Небо ясно под небом места много всем,

но беспрестанно и напрасно один враждует он - зачем?

30. Музыка «Французский марш» (всё на фоне музыки)

Наполеон (Михаил Котельный):

В Европе я сыскал славу непобедимого. На пути к мировому господству осталась одна Россия, Я раздавлю ее. «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если я возьму Петербург, то возьму Россию за голову, если я возьму Москву, то поражу ее в самое сердце. Итак, Москва.

31. Музыка «Романс» Г.Свиридов (всё на фоне музыки)

Елена Бабич и Варвара Рябова

Да! Были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри не вы!

Плохая им досталась доля,

Немногие вернулись с поля боя.

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы.

Военный Совет в Филях (Денисенко Тимофей, Полынов Кирилл, Плотников Иван, Ким Владислав)

Господа, думаю, что нам придется сдать столицу, дабы сохранить армию

Потеряв этот город, мы сохраним армию

И вы говорите этот город, да этот город - сердце России, ее священная столица. Умереть каждому, но отстоять столицу.

Волею, данной мне государем и отечеством, приказываю отступать. Потеря Москвы еще не есть потеря России, сохраним армию, спасем и Москву и Россию. Приказываю отступать.

Елена Бабич и Варвара Рябова

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого кремля

Но не пошла Москва моя.

К нему с повинной головой.

Не праздник,

Не священный дар,

Она готовила пожар.

Нетерпеливому герою.

Денисенко Тимофей, Полынов Кирилл, Плотников Иван, Ким Владислав

Будете вы у меня ворон жрать, французы.

Наполеон:

Граф Лористон! Вам поручаю предложить перемирие армии Кутузова.

Лористон:

Ваше превосходительство. Я уполномочен мои императором предложить вам перемирие. Пора прекратить это ужасное кровопролитие, пора кончать войну.

Пора кончать говорите? А мы, граф, войну только начали. Да, только начали.

Лористон:

Но война ведется варварскими способами, со стороны русских.

Варварскими! Не Россия, граф, начала войну сию.

Бонапарт, не объявляя войны, вторгся в Россию. Увидим, как он теперь выберется из Москвы. Не имеет ли граф, что еще предложить.

Война закончилась за полным истреблением неприятели. Слава русскому воинству. Слава русскому солдату.

32. Музыка «Боже, царя храни!»

(П.Чайковский Увертюра «1812 год») (всё на фоне музыки)

Елена Бабич и Варвара Рябова

У русского царя в чертогах есть палата

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года

33. Видео с музыкой «1917 год – видео, газетчики»

Ведущий: «В России произошла революция, власть захватили большевики, Временное правительство арестовано.»

Чтиво – Маяковский – Нефёдова Д. и Чурикова С., Туркина А.

34. « Как родная меня мать провожала». Песня в исполнении 5Б класса.

35. «Взвейтесь кострами синие ночи» - под плюсовку. На сцене 5А класс, инсценировка

36. Музыка «В буднях великих строек» - инсценировка 7Б класса.

37. Видео Левитан – Объявление войны

Фоновая музыка «Священная война»

38. Песня «Победа» - Гайворонская Анна.

Школьный прощальный бал

Музыки круговорот

Танго оркестр играл

Шёл 41-й год

Кружишься в танце ты

Бывший десятый-а

Завтра твои мечты

Перечеркнёт война

Прощай, прощай, прощай

Детство с чистыми глазами

Прощай, прощай, прощай

Впереди войны экзамен

И не сдать его нельзя

За отечество в ответе

Добровольцами на фронт

Мы уходим на рассвете

Добровольцами на фронт

Мы уходим на рассвете

Утром, уйдя в туман

Доблестный выбрав путь

Мы не считали ран

Не береглись от пуль

Милых не долюбив,

Песен не дописав,

Родину заслонив,

Падали в зелень трав

Прощай, прощай, прощай

Мой ровесник, мой товарищ

Прощай, прощай, прощай

Мы уходим в дым пожарищ

Над тобой роняя грусть

Словно мама плачет ива

На рейхстаге я клянусь

Мы твоё напишем имя

На рейхстаге я клянусь

Мы твоё напишем имя

Отполыхал закат

Утро весны восход

Мимо садов и хат

Шёл 45-й год

Где ты 10 "А"?

Памятной той весной

Из двадцати ребят

Лишь трое пришли домой

Весна, весна, весна!

И салют, салют в полнеба!

Вот и кончилась война

С Днём рождения, победа!

Вот и кончилась война

С Днём рождения, Победа!

39. Песня – «Дети войны» - минусовка Ледовских Ирина и 3 классы

(видео без музыки)

40. Чтиво: - Чурикова София «День Победы»

Фоновая музыка «Брестская крепость» до конца.

Когда окончилась война,

Цвели сады и птицы пели,

И, словно белая волна,

Мели вишнёвые метели.

А в домике молилась мать,

Просила Господа о сыне...

И не хотела принимать,

Что безвести сыночек сгинул...

В молитвах мать войну кляла,

Шептала имя сына тихо...

Она бы сердце отдала -

Так было ей сегодня лихо.

Зашла соседка и стоит,

Прижавшись к стенке виновато,

А за окном весна звенит,

Как гимн погибшему солдату.

Салют разрезал небосвод,

Земля спасённая рыдала.

Победу праздновал народ,

А мать сыночка поминала...

Так будь же проклята, война!

Любая, что ещё грохочет,

Моя родимая страна,

Как мать, покоя детям хочет!

41. Монтаж «Помните» - 6А класс

Фоновая музыка «Мама…»

Через года через века - ПОМНИТЕ!

О тех, кто уже не придет никогда - ПОМНИТЕ!

О тех, кто ценой своей жизни нас защитил - ПОМНИТЕ!

О тех, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей - ПОМНИТЕ!

О тех, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей - ПОМНИТЕ!

О тех, кто на речных переправах шел, словно камень, но дну - ПОМНИТЕ!

О тех, кто навеки безымянным канул в фашистском плену - ПОМНИТЕ!

О тех, кто ради правого дела сердце отдать был готов - ПОМНИТЕ!

Всех тех, кто ушёл в бессмертие и победил - ПОМНИТЕ!

42. Ведущий: Объявляется Минута молчания, на экране Вечный огонь и звучит метроном с видео

43. Ведущий: Наша страна выстояла в смертельной схватке с коричневой чумой, разгромила фашизм и возродилась к жизни, как птица Феникс.

44. Видео с музыкой «Время вперёд», Гагрин.

Чтиво – « Гагарин» - 1 класс

В космической ракете

С названием "Восток"

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Сказал: "Поехали!" Гагарин.

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень.

С тех пор эпоха началась.

Эпоха странствий и открытий,

Прогресса, мира и труда.

Надежд, желаний и событий,

Теперь всё это - навсегда!

45 . Песня: минус «Россия – Звезда моя» (Хохлома видео без музыки) - Логачёва Елизавета 7Б класс

46 . Чтиво - Стихотворение – «Россия» - 3 класс – Иванова Полина.

Видео с музыкой «Россия»

47 . «Гимн молодёжи» - Барабошкина Виктория, Ледовских Ирина, Саджая Меги, 7а, 7б, 6а класс и поют все.

Литературно-музыкальная композиция «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 лет "Люблю тебя, мой край родной!"

Автор : Степанова Галина Юрьевна, музыкальный руководитель СП ГБОУ СОШ п. Ильмень
Описание: Данный материал предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей. Литературно-музыкальная композиция используется для детей подготовительной группы.

Звучит песня «С чего начинается родина».Дети входят в зал и рассаживаются на свои места.
1 Ведущий: Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница,
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
2 Ведущий: Россия. Родина. Это край,
Где мы родились, где живем,
Это наш дом, это все то,
Что нас окружает.
Ребенок: Россия. Как из песни слово,
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Ребенок: Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей
Ребенок: Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «Русь».
Упражнение с обручами и цветами.
Ребенок: Пришел сегодня день чудес
Пришел он не напрасно.
И вдруг в лесу раздался треск,
И ожил день ненастный.
Ребенок : И лес проснулся в тишине,
Как будто от печали,
Проснулся он, и в вышине
Вдруг птицы зазвучали.
Ребенок: Люблю сады вишневые,
Люблю я синь небес,
И облака пушистые,
И жаворонка песнь!
Ребенок: Люблю озера синие,
И яркие луга.
Люблю тебя я, русская
Священная земля!
Хоровод: «Земелюшка-чернозем» рус. нар. песня.
Ребенок: Родина! Мы произносим тихо
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха,
И дымится луг в рассветный час.
Ребенок: Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть -чуть не долетев.
Ребенок: Родина- мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой.
Это наше детство, наша юность,
Это все, что мы зовем судьбой!
Девочка-солистка исполняет песню «Веселая песенка» муз. Глазковой.
Ребенок: Березка- лебедь белая,
Рядком с тобой стою.
Тебе, моя несмелая,
Я песенку пою.
Зеленая, раздольная,
Ты гибче камыша.
Березка белоствольная
Ну всем ты хороша.
Девочки исполняют хоровод «Березка».
Ребенок: Ничего не знаю краше
Ни дороже, ни милей,
Неоглядных наших пашен,
Наших солнечных полей
Родина любимая, родина моя.
Не видал лесов светлее,
Песен звонче не слыхал.
И людей, душой добрее,
Где б я ни был, не встречал.
Ребенок: Ромашки весь луг засыпали,
А клевер-пушистый шмель.
И пахнет сосной и липою,
И машет крылами ель.
Вот здесь, где все дышит сказкою,
Родились мы и живем.
Поэтому край наш ласковый
Родиной мы зовем!
Песня: «В золотой карете»
Ведущий: Одна у человека родная мать,
Одна у человека и Родина.
Крепко любит ее народ и много
Сложил о ней пословиц и поговорок.
Дети читают пословицы и поговорки.
Родина любимая-что мать родимая.
Жить- Родине служить.
Родина-мать, умей за нее постоять.
Человек без родины, что соловей без песни.
На чужой стороне и весна не красна.
Выходят трое детей и читают по очереди:
Широка, раздольна
Ты моя сторонушка.
Как цветок, прекрасна
Земля моя приволжская!
Может есть красивей страны?
Может лучше есть жилье?
Мы настаивать не станем-
Видно каждому свое.
Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь!
Русский перепляс под фонограмму «Ах, Самара-городок»
Ребенок: Сколько раз я зарекалась
Под гармошку песни петь.
Как гармошка заиграет.
Не могу я усидеть.
Девочка: Станем, девицы рядком
да частушки пропоем!
Мальчик: Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем.
Все поют частушки. В руках у детей шумовые инструменты.
Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем
Эх! Попросите только нас.
Мы с веселой песней дружим,
Все по-волжски говорим.
Хорошо живем, не тужим,
Эх! Со сметаной хлеб едим.
Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона.
Здесь повсюду нас встречает
Эх, приволжская земля.
Старину мы уважаем
Старину мы бережем.
О своем приволжском крае
Эх, песни звонкие поем.
Ой, березонька-березка
Раскудря-кудрявая!
Хороша ты, Волга наша,
Волга величавая.
Хорошо частушки пели
Хорошо и топали.
Мы бы очень все хотели,
Чтоб вы нам похлопали.
Приезжайте в гости к нам!
Очень рады мы гостям.
Мы вас чаем угостим,
С нами в пляску пригласим.
Ведущий: Ну-ка, сядем все рядком,
Да поговорим ладком!
Дети рассаживаются на стульчики, переговариваются меж собой. Затем инсценируют потешки.
- Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Зашить можно?
-Да иглы нету.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался
-Фома, что из леса нейдешь?
-Медведя поймал!
-Так веди сюда.
-Да он нейдет!
-Так сам иди.
-Да он не пускает!
-Иван, у тебя в избе тепло?
-Тепло. В шубе на печи согреться можно!
Выходит бабка: Сынок, сходи на речку за водицей.
-Брюхо болит.
-Сынок, иди кашу есть.
-Ну, раз мать велит, надо идти.
Ведущий: Эх, хороши потешки складом,
Ну, а песни наши -ладом.
Хоровод: Вдоль по улице молодчик идет, ру. нар. песня
Ребенок: Край родной, ты с малых лет всегда со мной.
Милый край, лесной, сиреневый, грибной.
Для меня поют здесь песни соловьи
И для меня журчат весенние ручьи!
Ребенок: Ты в жизни нам открыл простор,
На счастье дал права,
Перед твоею красотой
Бессильны все слова!
Песня: «Родина»
Ведущий 1: Над нами огромное небо,
Как парус на синей воде.
В полях созревающим хлебом
Звенит этот радостный день.
Мы крепче подружимся, если
Все вместе пройдем по земле.
Звени наша юная песня,
О счастье и радостном дне!
Ребенок: Чтоб звенел веселый смех,
Детвора не плакала-
Светит солнышко для всех,
Светит одинаково.
День откроет на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на земле
Каждому по лучику!
Ребенок: Мир создан для счастья и света,
Прекрасен друзей хоровод.
Пусть радостный день над планетой,
Как солнце над миром встает!
Ведущий: Словно слезы журавлиные,
Чуть качается роса,
И струится речка длинная,
Словно девичья коса.
По тропинке за околицей
Долго виден каждый след.
Дай нам доброй силы, Родина, -
Без тебя и песни нет!
Заключительная песня- поют взрослые и дети: «Пусть мне твердят, что есть края иные».


Литературно-музыкальная композиция «Родному дому поклонись»
Маслова Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОАУ «Лицей № 21», г. Киров

Аннотация. В разработке предлагается литературно- музыкальная композиция «Родному дому поклонись». Главное внимание уделяется творчеству кировского поэта О.М.Любовикова. Стихотворения поэта посвящены родному дому, Вятскому краю и России. Знакомясь с творчеством земляков, ребята учатся любить свою малую родину.
Ключевые слова: О.М.Любовиков, отчий дом, родина, Вятка, Россия, отец, мать, любовь.
Край родной… Как много эти два слова говорят сердцу каждого из нас. И счастлив человек, сохранивший любовь к родной стороне на протяжении всей жизни.
Но мало любить свой край, надо еще хорошо знать историю, литературу, искусство маленькой родины.
На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Учителя истории, географии, литературы дают знания учащимся с опорой на местный материал. Конечная цель этой многогранной работы - вырастить человека, влюбленного в свою "малую" родину. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, где родился и рос.
Литературное краеведение располагает богатейшими возможностями для формирования сознания учеников. Оно, прежде всего, призвано воспитывать патриотические чувства, вызвать у ребят живой интерес к жизни родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края.
Наш край всегда был богат талантливыми писателями, поэтому освоение творческого наследия знаменитых земляков представляется делом существенно важным.
Почему обратились к творчеству именно этого кировского поэта? «Да будет светлой наша память, как материнская слеза. Забывчивым напомни, камень, о том, что забывать нельзя. Шагнувших в пламя, усмиривших пламя убереги людская память»,- эти строки высечены у Вечного огня, каждый из ребят не раз читал их, а вот автора, к великому сожалению, не знали... И вот началась работа…
Это изучение стихотворений поэта, беседы с представителями библиотеки, носящей имя Овидия Михайловича, встречи с вдовой поэта Агнессой Михайловной, с писательницей Надеждой Перминовой. Работа увлекла, познакомили с творчеством Овидия Михайловича не только свой класс, но и всю школу. Итогом работы стали выступления на конференции «Пою мое Отечество» не только в Кирове, но и в городе Москва. В школе были показаны литературно- музыкальные композиции по первому проекту, а затем учащиеся уже самостоятельно составили композицию «Родному дому поклонись». С этой программой выступали на Любовиковских чтениях в Кирове и Кирово-Чепецке.
Цель мероприятия: воспитание любви к родному краю.
Задачи:
Познакомить с творчеством поэта-земляка О.М.Любовикова
Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к Родине, уважение к людям,к родителям, к труду.
Прививать любовь к родным местам, вызвать желание больше узнать о своём крае, чувство восхищения красотой родных мест.
Способствовать развитию у детей желания больше узнавать о своем крае.
Клип «Приходите в мой дом»
Вед.1: ...Поклонюсь родному дому... Чарам тихого уюта... И цветочкам... Да, обычным... Но столь милым для души!!!Помолюсь... Пусть драгоценнойСтанет каждая минута...Миг любой... Штрихи... Нюансы...Не дающие тужить!!!
..Пусть теплом сердец искритсяДом родной!!! Благим... Взаимным...Счастье и любовь несущим...Воскрыляющим мечты...Лучики добра творящимВолшебством неуловимым...Согревающим нам чувстваНесказанной красоты!!!
Вед.2: Дом – это место, объединяющее членов одной семьи. В родительский дом мы с удовольствием приезжаем, встречаемся с родней, делимся тем, что произошло за время после последней встречи. Отчий дом – это место воспоминаний, овеянных самыми различными, к счастью, больше позитивными, эмоциями. Дом – это родной город, где ты вырос. Дом- это родина наша, Россия.
Вед.1: Стихи Овидия Михайловича о доме, о земле отличаются особой теплотой и искренностью. И мы с вами сегодня побываем в доме поэта.
Вед.2: Пока отец твой жив
И мать жива,-
Пусть сам великовозрастный детина,
И буйно серебрится седина,
И дослужил до имени и чина,-
Для них ты только сын.
И может мать
Тебя и пожурить, и приголубить,
Отец сначала за уши надрать,
А после стопку разрешит пригубить.
Когда дорога скатертью,
легка,
Ты катишь без опаски и сомнений.
Но есть, на случай, крепкая рука,
И в горе есть к кому упасть в колени.
Ты сам себе, считаешь, голова.
Они с тобой, уверенным, не спорят.
Твоя защита и твоя опора,-
Пока отец твой жив
И мать жива.
Вед.1:За день до рождения ребенок спросил у Бога:- Я не знаю, что я должен делать в этом Мире?Бог ответил:- Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой и подскажет.- Но я не понимаю его язык.- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.- А как зовут моего ангела?- Неважно, как его зовут......ты будешь называть его MAMA...
Чтец 1: Вспоминая,
Вспоминая,
Деревенский старожил,
Сам того не понимая,
Душу мне разбередил.
«Голосистой да пригожей
Помню матушку твою…»
Ты запамятовал, может,
С кем-то спутал, говорю.
Он свое – мол, помнит, юной,
Раскрасавица была
И на все село певуньей
Самой первою слыла.
К ней сватов своих задаром
Слал торгаш и мельник слал.
Продотрядовец с наганом
Ухажеров распугал.
«Он умчал отселе девку.
Помню, парень, наизусть
До сих пор ее запевку,
Коль не веришь –побожусь…»
За окном ольха скрипела
И гудели провода.
Я не слышал, чтобы пела –
Мама пела! – никогда.
В час веселья - стол качало!-
Под гармошку и питье
Пели все.
Она молчала.
Словно не было ее.
…Радиоле в клубе тесно,
Над селом грохочет всласть.
Почему так рано песня
Мамина
Оборвалась…
Песня о маме
Вед.2: Родина... Родная улица... Для всех эти слова велики. И уже становясь взрослыми, мы вспоминаем о местах, где провели свое детство с улыбкой. Всем хочется опять побегать босиком по утренней росе, выпить парного молока. Но бывают и такие моменты, когда Родина в опасности. И ее нужно защитить, чтобы другие дети тоже смогли испытать радости детства. И это опасность – война.
Вед.1: Семнадцатилетним мальчишкой Овидий Михайлович ушел на фронт. Сколько мужества нужно, чтобы покинуть свой родной дом, свою родную улицу для того, чтобы защитить Родину.
Чтец 2: В вагоны грузится бригада,
По сходням сапоги стучат.
«Не надо, мама! Мам, не надо…» -
То шепчет, то кричит солдат.
Локомотив рванул и шибко
Заколесил на всех парах,
И виноватая улыбка
Окаменела на губах.
Как будто он тому причина,
Как будто в том его вина,
Что ей – тревога и кручина,
Ему – дорога и война.
ПЕСНЯ «Щербатый месяц» (из сериала «А зори здесь тихие»)
Вед.2: «Никто не забыт, ничто не забыто» Но сколько солдат осталось лежать в чужой, земле, сколько пропало без вести, сколько вернулось домой искалеченными на всю жизнь. Сколько людей побывало в плену, пережило унижение на оккупированной фашистами территории!.. А сколько невинных стариков, женщин, детей было замучено в лагерях смерти… Оттого долгожданный День Победы- ”это праздник со слезами на глазах”.
Чтец 3: Мы ждали сигнальной ракеты.
Притихли танки в засаде.
Томились возле лафетов
В железных лотках снаряды.
Последняя папироса
У нас еще не погаснет,-
Раскатом многоголосым
Рванем тишину на части.
Взлетят смертоносные стаи.
Взлетят, как только будет
Команда: «Огонь!»
…- «Отставить!
Надеть чехлы на орудия.
Как вспышка, как выстрел следом,
Внезапно и очень просто:
Победа!
Победа!
Победа!
Над фронтом тысячеверстном.
Раскинув лучи-подарки
В полнеба, и даже шире,
Вставал необычно яркий
Мирный рассвет над миром,
Лица людей озаряя,
Радуя сердце народа.
…Утро девятого мая,
Весна сорок пятого года!
ПЕСНЯ «А ЗАКАТЫ АЛЫЕ»
Чтец 4: Берегите юность от войны.
И от тишины.
И от обмана.
Мускулы земли напряжены,
И под каждым шрамом ноет рана.
Звездочеты взяли на учет,
Все светила отразили в списках.
Кто пересчитает,
кто сочтет
Звезды на фанерных обелисках!
Берегите юность от войны.
И от тишины.
Молчанье почек
И покой полночный не страшны.
Есть на свете тишина обочин.
Может громкой,
может пестрой быть,
Душу с треском раздирать на клинья.
Жить – не только в барабаны бить,
Надо, чтобы шелестели крылья.
Берегите юность от войны.
И от тишины.
И от обмана.
Добывали правду для страны
Плуг на пашне,
штык на поле бранном…
Наша правда – и встают бойцы,
И броню гранаты раздолбили.
Наша правда – и летят юнцы
В глубину распахнутой Сибири.
Но бредет за правдой тенью ложь.
Мягко стелет,
в душу метит камень.
Правда или ложь не разберешь –
И земля качнется под ногами.
Наша правда – выше вышины.
Наша правда – глубже океана.
Берегите юность от войны.
И от тишины.
И от обмана.
Вед.1: Закончилась война и солдаты с нетерпением ждут, когда они смогут вернуться обратно домой. Им очень хочется поскорее найти любимых девчонок, жениться на них и завести семью.
Чтец 5: Без тебя не могу.
Не могу.
Пропаду и в грозу, и в пургу.
Без тебя заблужусь в трех соснах,
В четырех потеряюсь стенах.
Оступлюсь и споткнусь на бегу.
Без тебя не могу.
Не могу.
Ноль без палочки.
Стало быть – ноль.
Боль всегда.
Неизбывная боль.
Да, живут на земле лекаря.
Только деньги им платят зазря.
Я держал с ними долгий совет –
Нет лекарства от этого, нет.
И живут на земле мудрецы,
Ловко прячут от тайны концы.
Я просил их помочь – морщат лбы
И гудят, как во поле столбы.
Ты – мой лекарь.
И ты – мой мудрец.
Может быть, навестишь наконец?..
Может, скажешь и ты:
- Знать, судьба –
Не могу без тебя.
Без тебя.
Вед.2: Любовь способна дарить человеку наивысшее счастье – счастье нахождения рядом с любимым. Редкий поэт обходится без музы. Муза есть женщина, всепоглощающая страсть к которой вдохновляет поэта на творчество и созидание. Для Овидия Михайловича Любовикова музой стала его жена, Агнесса Михайловна.
Песня «Разбросала косы русые береза»
Вед.1: Место, где находится наш дом, наши родители, где мы растём, учимся, работаем, живем, встречаемся с друзьями,- это наша малая родина. И это наша Вятка.
Чтец 6: Мастерица и солдатка,
Семь холмов и семь ветров.
С крутояра крикну: «Вятка» -
Отзовется даль веков.
И поддаст ответный голос
От посада и от рек
Меч отважный,
Хлебный колос, -
Все, чем крепок человек.
На Руси, пожалуй, чаще,
Сомневаешься – проверь,
Города звучат рычаще:
Кострома, Самара, Тверь…
Молвлю: Вятка, -
взмоет лебедь,
Осенит своим крылом
Звон ручья,
Младенца лепет,
Грусть березы под окном.
Не придумка,
Не сказанье,
А биографу урок:
Стихотворца из Рязани
Некто «Вяткою» нарек.
С тем прозваньем,
С нашим краем,
Размышляю не спеша,
Повязали прядь льняная,
Обнаженная душа.
Не испуган поговоркой
О болотном кулике,
Слышу вятский бас над Волгой,
Славный бас, под стать реке.
Песня – песней,
Слово – словом,
Путь вздымает,
держит путь
Вековечная основа,
Основательная суть.
Клип на песню братьев Радченко «Этот город над Вяткой-рекой»
Вед.2: Дом - это и Родина. Для кого-то – это шумный город или тихая, спокойная деревушка. Первые воспоминания детства, ласковые мамины слова, солнечное утро, пение птиц за окном, шум ветра в кронах деревьев. Но всё это – наша Малая Родина. Место, где ты родился, вырос, там, где твои корни.
Вед.1: А для тех, кто живёт в нашем государстве Россия - это наша Родина. Огромная, бескрайняя, неповторимая, многонациональная страна. Нигде в мире больше нет таких полей, лесов, таких гостеприимных людей. И поэт Любовиков гордится тем, что живет в России.
Вед.2: Когда порою вешнею
Пука земли касается, -
Я говорю ей: матушка!
И с гордостью: красавица!
Как под июльским солнышком
В полях хлеба поднимутся,-
Я кланяюсь ей: матушка!
С надеждою: кормилица!
Мы помним годы грозные,
И в памяти останется,
Как ей шептали: матушка!
С тревогою: страдалица!
Родная неоглядная,
И счастье песней выльется:
Земля ты наша матушка,
Земля моя кормилица!
Вед.1: Родина начинается с членов семьи, с дома семьи, в котором она живет со своими обычаями и традициями. Города, в котором находится дом семьи. Страны, в которой находится город семьи. И наконец, Отчизна Великая красивая земля в мире, которую зовут Родиной и у нас есть обязанности перед ней. И она у человека одна.
Чтец 7: Дом
А дом –
он дом по-над рекой,
Вливаются в оконце
Струи всегдашний непокой,
Полуденное солнце.
А дом –
великая страна,
Союз единоверцев,
И неоглядная она,
И вся вместилась в сердце.
А дом –
обжитый шар земной,
Летящий по орбите,
Овеянный голубизной,
Всех нас – землян - обитель.
Да будет светом и добром
И ныне, и вовеки
Не обделен,
а славен дом –
Дом каждый, человеки!
И чтобы не спалили нас,
Не сбили в пропасть войны, -
Рука будь твердой,
зоркий глаз
И сердце беспокойным.
Песня («Где-то текла, текла река»)
Вед.2:Как могучая и бурная река берет силу с маленьких ручейков, так и наша страна обогащается семьями, родами. Нам хочется,чтобы река была полноводной, чтобы наша Родина была красивой и счастливой. Для этого всем нам нужно узнать традиции своего народа, любить родной язык, беречь свою землю, родной край. Ведь мы - частичка своей Родины. И к этому нас призывает в своих стихах Овидий Михайлович Любовиков.
Чтец 8:Родному дому поклонись!..
Однажды часовую стрелку
Вспять раскрути и возвратись
К бревенчатому пятистенку.
Он до окошек в землю врос,
Крыльцо подгнило и осело,
Тропинки от ступенек врозь
На ощупь и осиротело.
Там разлетаются птенцы, -
С них, бесшабашных, взятки гладки, -
Из отчих гнезд во все концы
Без памяти и без оглядки.
Но ты сумей вернуться вспять,
Рукою дотянись до детства,
Себя, вчерашнего, понять,
К сегодняшнему приглядеться.
Твоя тропа влилась в большак,
И есть тобой взращенный колос.
Но здесь он самый первый шаг
И откровений первый голос.
Отсюда и на долгий срок,
Пока по силам в гору топать, -
Высокой нежности урок
И мужества суровый опыт.
Раздольной поймы благодать.
В лучах закатных роща рдеет.
Кем был, кто есть, кем можешь стать,
С крыльца отцовского виднее.
Песня «Гимн молодежи»
Использованные источники
1. Любовиков О.М. Листая летопись любви. - Антология Вятской литературы. Том 10. – Киров, 2009
2. Энциклопедия земли Вятской. Литература. Том 2.- 1995 г.
3. Любовиков О. Родному дому поклонись.- Киров, 1999 г.
4. Буторина – Палагута Е. Поклонюсь родному дому. - URL: https://www.stihi.ru/2012/05/04/50875. Притчи о маме.- URL: http://zdravamama.ru/pritchi-o-mame

Литературно – музыкальный урок

«Край, в котором я живу».

Тема: Край, в котором я живу.

Цели: - пробудить интерес у учащихся к истории возникновения своего города, углубить знания об истории и музыке родного края, побудить к активному исполнительству.

Развитие интереса самообразования, кругозора, внимания, памяти, умение пользоваться дополнительной литературой с целью поиска нужной информации; развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Воспитывать детей нравственно и эстетически, прививать любовь к родному краю, воспитывать патриотические чувства.

Ход урока:

1. Люблю тебя моя Россия

За ясный свет твоих очей,

(Песня «Расцветай, моя Россия»)

(под музыку Эдварда Грига, с показом фотографий)

Разорвавши Полярный Круг,

Поезд к дому несётся быстрее,

Здравствуй, север, мой верный друг,

Нет на свете тебя роднее.

Смотрят в окна глаза озёр,

Машут радостно лапами ели,

И жемчужные шапочки гор

Уж виднеются еле – еле.

И встаёт в ожерелье огней,

Вновь гостей у ворот встречая,

Кандалакша – цель жизни моей,

Королева Полярного края!

(Т. Фабрициева)

Наш город – частица нашей большой страны. Мест красивых в России немало, но каждый дорожит и любит край, в котором родился и вырос. И даже не надолго покидая свой город, мы вспоминаем его теплыми словами

Русокосая, синеглазая,

Ты стоишь над крутой

Беломорской волной!

Кандалакша моя,

Северянка моя,

Заполярный мой город родной!

ГИМН Кандалакши

Мы живём далеко – далеко на Севере, за Полярным кругом. Вот и мы сегодня поговорим о нашем родном городе и о земле, на которой живём. В этом году наш город – отмечает 500 - летие упоминания в ростовской летописи.

А) - С незапамятных времён люди знали, что где–то в стране северного ветра, есть таинственная страна Лапландия, где живут счастливые люди. Правда, ходят они в звериных шкурах, но дух у них не звериный, а человечий. Полгода в этой стране тёмная ночь, много снега, вьюга да мороз. Люди верили, что в этой стране в обледенелых избушках живут колдуны и злые заклинатели, посылающие снежные бури и зажигающие на небе волны зелёного и малинового огня.

Другие же, например, жители нашего края считали, что в тундре живёт лиса – чародейка. Махнёт она пушистым хвостом: по снегу – искры идут, вверх поднимаются, огнём разгораются.

Что это за явление природы? (Северное сияние – показ фото).

И я приглашаю ………Она расскажет стихотворение о том, как появились самые первые жители в этих краях.
Дмитрий Ушаков Под сполохи полярного сиянья…

Под сполохи полярного сиянья,
Лаптями стёжку протоптав в снегу,
Однажды к морю вышли россияне
И замерли толпясь на берегу.

Они дивились шири необъятной,
Могучим глыбам голубого льда.
И порешили не ходить обратно,
У моря поселиться навсегда.

На нашей земле в те далёкие времена жили люди, которые были меткими охотниками и удачливыми рыбаками. Шили себе одежду из шкур, жили в жилищах, которые представляли собой полуземлянку, полушалаш, покрытый берестой и дерном.

Кто мне скажет, как называется это жилище? (Вежа)

С того вежного времени появилось у саамов любимое животное. Оно кормит, одевает и обувает. Одежда из его шкур тёплая, лёгкая и красивая.

Что это за животное? (олень – показ фото)

Так и жили на нашей земле люди в оленьих шкурах. Не боялись ни комаров, ни гнуса, ни дремучих лесов, а ещё пели весёлые песни и играли в игры.

(игра «Олень»)

Б) Прошло много – много лет. В 11 – 12 веке в наши края стали проникать русские люди – новгородцы, архангело-городцы (16в.). Наш край был очень богат: много пушнины, рыбы, жемчуга. На месте Кандалакши сначала было построено несколько рыбацких домиков. Люди приходили сюда и оставались. Так возникло поселение, которое позднее стало называться – Кандалакша. Уже в 1517 году в ростовской летописи упоминается селение Кандалакша, когда послы с нашего севера пришли в Москву просить освятить церковь и крестить лопарей. Как старинное поморское село Кандалакша – была известна давно, а статус города получила 20 апреля 1938 года.

(фото «Старый город»)

……………… прочитают стихотворение, в нём говорится о том, какой была Кандалакша в далёкие, давние времена.
Кандалакша. А. Хоменко .


Кандалакша – село поморское
Вдоль залива, да под горой,
Избы серые, лодки плоские,
Ветер носится стороной.

Избы серые, лодки плоские,
Но незримо прошли года,
И плывут корабли громоздкие,
И приплывают сюда.

А по улицам светло – каменным,
Путь далек до деревни той,
Что ютилась веками давними
Вдоль залива да над горой.

Кандалакша – откуда произошло это название?

К сожалению, нет однозначного ответа на этот вопрос.

(ответы)

Старожилы нашего города помнят, что часть села Кандалакши, лежащая на левом берегу реки Нива, называлась Зарецкая сторона или Малая сторона, а на правом берегу – Деревня. Селение со временем разрасталось, появились порт, лесозавод, рыбоконсервный завод, а главное построена – железная дорога и край стал меняться.

(звучит отрывок из песни «Священная война»: сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)

С первых же дней войны Кандалакша стала прифронтовым городом. Многие кандалакшцы ушли в армию. Они воевали на различных фронтах В. О. войны, в том числе и в Заполярье.

25 июня Советское информбюро сообщило: «24 июня 4 немецких самолёта пытались бомбардировать район Кандалакши». Но границу на Кандалакшском направлении фашистские захватчики перешли 1 июля. Бои были жестокими.

Немецкие войска рвались к нашему городу, имея приказ взять его не позднее 15 июля. В своих планах гитлеровцы особое внимание уделяли выходу к Белому морю. Это дало бы им возможность отрезать незамерзающий порт от центра страны. Много досталось и ж. д. узлу, электровозному и паровозному депо.

Кандалакшу гитлеровские самолёты бомбили по 15 - 16 раз в сутки, сбрасывая крупные фугасы и тысячи зажигательных бомб. В первый же налёт сгорел хлебозавод. На станции пылали вагоны с грузом и цистерны с горючим; повреждена контактная сеть и линия связи.

Промышленность города перешла на производство вооружения, боеприпасов и снаряжения. С первых дней тяжёлых боёв на Кандалакшском направлении в город хлынул поток раненых. Десятки женщин города пошли работать санитарками, медсёстрами и уборщицами в госпитали. Например, в школе № 1 в годы войны располагался эвакогоспиталь.

«Всё для фронта! Всё для победы!» - под этим лозунгом, ставшим главным для всего советского народа, жили и трудились кандалакшане.

82 дня шли тяжёлые, кровопролитные бои, когда мы отступали, но гитлеровцы продвинулись от границы на 75 км, потеряв при этом около 25 тысяч солдат и офицеров. Они не смогли выполнить задачу – выйти к Кандалакшскому заливу.

Сейчас о былых сражениях напоминают лишь скорбные памятники – обелиски. Это – наша вечная память, наша скорбь.

Очень много солдат погибло, защищая нашу Родину, и в память об их подвиге поставили памятники, обелиски. И ………………………… прочитают стихотворение «Обелиски Заполярья».



Стоят, чтобы память о страшной войне
Осталась гореть в поколеньях!

Здесь, кровь оставляя на взрытом снегу,
Шли воины грудью на доты…
Словами я вряд ли поведать смогу
Про подвиг бессмертный пехоты!

Громили, крушили, сметали врага
На суше, и с неба, и в море!
Победа досталась, скажу не солгав,
Ценою страданий и горя.

Стоят обелиски на Кольской земле,
Как быль о минувших сраженьях.
Стоят, чтобы помнить о страшной войне
Осталась гореть в поколеньях.

(показ фото – памятники воинам)

Прифронтовой город, на подступах к которому три года находились вражеские войска, выстоял и победил, благодаря мужеству и героизму его защитников. Ценой своих жизней погибшие защитники не пустили гитлеровцев в Кандалакшу, остановили врага на рубеже Верман. Многие улицы нашего города названы их именами.

(презентация «Улицы города»)

(чтение стихотворения

Я люблю этот маленький город,

Я люблю этот северный край,

Хоть здесь стужа господствует, холод,

Ветер воет в кустах разгуляй.

Я люблю здесь скалистые горы,

И леса, и холмы, и поля,

Синеокие реки, озёра,

В белой пене седые моря.

Городок так раскинулся чудно,

Окружён и рекой, и заливом,

Хоть известным назвать его трудно,

Со своим колоритным мотивом.

Летом в зелени он утопает,

В ярких красках рябина цветёт,

И берёза косу заплетает,

И черёмухи запах влечёт.

Хоть и узкие улочки, что ж,

И не так высокИ здесь дома,

В сказку Севера ты попадёшь,

Когда в город приходит зима.

На деревьях серебряный иней,

Белым пухом покрыты просторы,

В ясный день небосвод синий - синий,

В белых шапках красуются горы.

Я люблю этот сказочный город,

Я люблю этот северный край,

Для меня ты всегда будешь молод,

Кандалакша, живи, процветай.

(песня о Кандалакше)

17 октября 1984 года указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы В. О. войны, и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, город Кандалакша награждён орденом Отечественной войны 1 степени.

(показ книги «Колокола нашей памяти»)

Г) – Ещё не закончилась война, пришлось кандалакшцам всё по сути делать заново: строить и восстанавливать разрушенное.

В 1944году возобновили прерванные работы по строительству Нива ГЭС -3 – ощущался острый недостаток в электроэнергии.

Алюминиевый завод – его строительство возобновилось вскоре после окончания войны, а в 1951 году он выдал первый металл.

Широкое развитие получили культура, народное образование и здравоохранение.

В начале 50-х годов строительство ДК «Металлург».

В 1959 г на территории города и района работало 46 школ, в которых обучалось 9 тысяч учащихся.

(показ фото «строительство»)

Д) Неузнаваемо изменилась Кандалакша за последние десятилетия. На месте пустырей и болот встали современные жилые кварталы, протянулись ленты асфальтированных дорог и тротуаров.

(показ фото «Современный город»)

Есть много людей родившихся в нашем городе, которых знает вся страна.

(презентация)

Художники отмечают удивительную палитру нежнейших красок, характерную для Беломорья. (выставка)

Очень многие люди, побывавшие в Кандалакше, влюбляются в этот край, и их тянет сюда снова и снова.

У Белого моря.

Есть город неброский – моя Кандалакша,

Где добрые, светлые люди живут.

Портовые краны над гладью залива,

Здесь скверы и улицы радуют глаз,

Здесь трубы взметнул в небеса горделиво,

Как славу рабочую, труженик КАЗ.

Здесь белые ночи, как сказка красивы,

И смотрятся сопки в озёрную синь.

Полярным сияньем расцвечены зимы,

И иней искрится на кронах осин.

У Белого моря, где скалы, как башни,

В суровом величье покой стерегут,

Есть город неброский – моя Кандалакша

И сердце навеки оставил я тут.

Сегодня мы совершили путешествие из прошлого в настоящее нашего любимого, юбилейного города.

Цели урока: воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к ее культуре, истории, традициям.

Оборудование: компьютер, мультимедиа.

Ход мероприятия

Ведущий: Мы начинаем наш праздник “Россия – Родина моя”, посвященный зарождению Российской Федерации.

Человек без Родины прожить не может. Слово “Родина” мы слышим часто. Оно знакомо нам с детства. Когда говорим о Родине, мы думаем о месте, где мы родились, где прошло наше детство. Но Родина – это и наша огромная страна, которая зовется Россией.

Приложение 1. Слайд №1

Ведущий: Россия - страна, занимающая восточную Европу и северную Азию. Россия расположена в Северном полушарии , на севере материка Евразия . Её территория омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов , а также Балтийским , Чёрным , Азовским морями .

Приложение 1. Слайд №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9.

Ведущий: Москва – сердце России, один из самых красивых в мире городов. Ежегодно столицу посещают миллионы туристов, чтобы воочию увидеть Кремль, Красную площадь, Храмы Василия Блаженного и Христа Спасителя, Данилов и Новодевичий монастыри, Большой театр и Третьяковскую галерею.

Приложение 1. Слайд №10

Ведущий: В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у России. Давайте внимательно рассмотрим Герб России.

Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр, держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Всадник поражает копьем змею. Это победа добра над злом.

Приложение 1. Слайд №11

Символом нашего государства является флаг. Его цвета – цвета природы, добра и красоты. Белый – мир и чистота, синий – небо, правда, красота. Красный – огонь, отвага, любовь.
Но каждое государство имеет не только герб и флаг, а еще и главную музыку страны. Это гимн.

На сцену приглашаются ученики 4“Б” класса.
Прошу всех встать.

Композитор: А.В. Александрова.

Ведущий: Человек без Родины прожить не может. Слово “Родина” мы слышим часто. Оно знакомо нам с детства. Когда говорим о Родине, мы думаем о месте, где мы родились, где прошло наше детство. Но Родина – это и наша огромная страна, которая зовется Россией.

На сцену приглашаются ученики 3“А” класса

Я родился в этой стране
Под названием дивным Россия
В целом мире ее нет родней
И, конечно, же нет красивей.

Здесь раскинулись щедро луга
Перелески, холмы и дубравы.
Здесь зимой серебрятся снега,
А весной зеленеют травы.

Я люблю золотые поля,
Васильков и ромашек букеты.
Я родился в России не зря –
Защищать и любить землю эту.

Ведущий: Стих о Родине: Лучше нет родного края! П. Воронько

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!

Композитор: Э.Колмановский.

Ведущий: Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах!

Стихотворение о Родине для Вас прочтут ученики 2 “Б” класса

Здравствуй, Родина моя! В.Боков.

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
Какая наша Родина!

О Родине. В. Орлов.

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!

Ведущий: Широка Россия как душа русского человека, щедрая, мудрая, сильная. Мы часто слышим слова “Россия”, “Родина”, “Отчизна”. Что же для нас они значат? Это святые слова. Понятие “Родина” включает в себя не только необъятные просторы нашей страны. Это и язык, на котором мы говорим – наш “могучий и великий” русский язык. Родина – это культура, традиции, достижения народа, который называет себя таким красивым словом “россияне”.

На сцену приглашаются ученики 4 “Б” класса.

Русский народный танец “Березка”

Ведущий: Нам надо всегда помнить, что наша страна – это родительский дом, где нас с любовью и надеждой ждут родные и близкие. Это то место, куда мы всегда возвращаемся, где бы мы не странствовали в мире. Так как родная земля дает нам силу для жизни. Все, что нас окружает: небо, солнце, тучи, месяц и звезды, зеленые леса и плодородные поля, люди, которые рядом с нами в радости или в печали – это то, что поддерживает нас и дает силы жить и радоваться жизни, словно теплому поцелую матери.

На сцену приглашается 3 “Б” класс

Композитор: Шаинский В.

Ведущий: Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась сила и храбрость Русского война, так же самоотверженность, и дух! Погибали на войне наши земляки и были горды тем, что погибали за родину в бою.

На сцену приглашается 4 “А” класс

Ученик: Гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды.

Ученик: Гражданин всегда готов защитить своё отечество. Он – настоящий патриот.

Ученик: Защита Отечества – священная и почетная обязанность человека и гражданина Российской Федерации.

Ученик:

За мир, за детей. Е.Трутнева

В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Кто сеет хлеб на мирном поле,
Заводы строит, города,
Тот для ребят сиротской доли
Не пожелает никогда!

Композитор: Островский А.

Ведущий: Мать и Родина… Наверное, нет на свете ближе и роднее слов. Человек любит свою мать. Любит место, где родился и впервые произнес слово “мама”. Любит свою малую Родину, где впервые услышал шепот листьев и журчанье ручья, увидел мерцанье звезд и капли утренней росы. С чего начинается Родина? Родину нельзя, так же, как и слово “счастье”, определить одним словом или даже фразой.

На сцену приглашается 2 “А” класс

Композитор: Баснер В.

Ведущий: Россия многонациональная страна, в ней проживает более 100 народов, и все они живут дружно и стараются помогать друг другу.

Композитор: Тухманов. Д.

Ведущий: Любить свою Родину – это не значит только восхищаться, любоваться тем, что есть в твоей стране. Любить Родину – это не значит жить только настоящим. Ведь без прошлого нет будущего. Нужно помнить о прошлом страны, в котором были и героические, и трагические моменты. Любить Родину – это значит делать все, чтобы она становилась богаче, чтобы людям жилось лучше. Каждый из нас мечтает быть счастливым и полезным своему отечеству. Мы должны всегда помнить слова А. Пушкина, которые обращены и к нам, поколению, живущему в XXI веке:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!