Материал для классного часа "развивающие игры". Игры для классных часов (5класс) Игры на классный час 5

ВЕСЕЛЫЕ КОНКУРСЫ, ИГРЫ, ВЕКТОРИНЫ НА ВЫПУСКНОЙ ВЕЧЕР

Отгадай, кто на фото

Некоторые конкурсы на выпускной потребуют предварительной подготовки. Например, те, для которых нужно заранее предупредить родителей ребят или преподавателей, чтобы они принесли свои фотографии, где изображены в детстве или юности. Если собрать старые снимки за несколько дней до вечера, карандашом подписать их сзади, где никто не сможет увидеть фамилии, то затем их нужно будет развесить на стендах с чистым листом для «отгадок». Подписывать следует не только предполагаемую фамилию родителей, но и того, кто записывает отгадку. При подведении итогов выбирают победителя, правильно отгадавшего изображенных на фото людей. По такому же сценарию можно действовать, собрав фотоснимки самих выпускников, где они запечатлены в младенческом возрасте. Можно также заранее от сканировать фото с тем, чтобы затем проецировать изображения на экране. Это очень зрелищное и весёлое занятие!

Игра «Ромашка».

(На листках вырезанной из плотной бумаги ромашки написаны задания. Под музыкальное сопровождение ребята передают друг другу бубны. Музыку останавливают. У кого остались бубны в руках, отрывают лепесток ромашки, читают задание и выполняют его.)

Картинки для конкурса, распечатайте на принтере и вырежьте по шаблонам эти детали из цветного картона и соберите в цветок на другом плотном листе.

1. При помощи мимики и жестов необходимо объясниться в любви.

2. Рассказать стихотворение «Я вас любил» с иностранным акцентом.

3. Станцевать со своим партнером плечо к плечу, ухо к уху, нос к носу.

4. Улыбнуться, как само солнышко.

5. Пройтись, как петух или аист.

6. Представить себя на балетной сцене и попытаться изобразить умирающего лебедя.

7. Попрыгать по-заячьи.

8. Правой рукой взяться за нос, левой - за ухо, хлопнуть в ладоши и поменять руки.

10. Рассказать скороговорку.

Увлекательная викторина для учеников и учителей

Вопросы учителям.

1. Откуда берутся нерадивые ученики?

2. Есть ли витамины в плодах просвещения?

3. Из чего сделаны мальчики и девочки? Как это проявляется на уроках?

4. Назовите сленговые словечки, которые вы позаимствовали из лексикона ваших учеников.

5. Чем вам запомнился 11-й класс?

6. Кто был в классе самым-самым?

8. Кого из учеников вы можете назвать самой большой головной болью?

9. Сколько контрольных работ вы провели в этом классе?

10. Сколько ступенек у лестницы перед входом в школу?

11. Если бы вы решили заказать для учеников этого класса музыку, что бы вы выбрали?

12. Какое время года вы больше всего любите и почему?

Вопросы выпускникам.

1. Хотелось ли кому-нибудь из вас когда-нибудь сжечь школьный журнал?

2. Куда уходит детство?

3. У кого из учителей самый запоминающийся голос?

4. Часто ли ты сбегал (а) с уроков?

5. У кого ты любил (а) списывать?

6. Кто самый младший по возрасту в вашем классе?

7. Пятерка по какому предмету для тебя была самой радостной?

8. Какой предмет вы изучали все 11 лет и за 11 лет его название не изменилось?

9. Твой самый любимый момент на уроке?

10. Твое самое любимое место в школе?

11. Твоя будущая профессия?

Игра с родителями.

1. Место, к которому не любят выходить ученики. (Доска.)

2. Сюрприз на стуле учителя. (Кнопка.)

3. Плоский глобус. (Карта.)

4. Клуб знакомств для родителей и учителей. (Родительское собрание.)

5. Альбомчик для автографов родителей. (Дневник.)

6. От двух до пяти. (Оценка.)

7. Место, где дети отбывают 11 лет. (Школа.)

8. Сигнал к началу и окончанию мучений. (Звонок.)

9. Президент в масштабах школы. (Директор.)

10. Лобное место в классе. (Доска.)

11. Мальчики этого не носят. Во всяком случае, российские (Юбка.)

12. Ее носят всадники и прячут школьники. (Шпора.)

13. Три месяца счастья. (Каникулы.)

14. Десять минут свободы. (Перемена.)

Ответившим правильно на вопросы даются жетоны. Набравшие больше всех жетонов награждаются призами

Все разложат по полочкам и пакетикам!

Весы – художники, дизайнеры, оформители,

Тренировались на обоях, помните родители!?

Скорпионы наделены умом и хорошей реакцией,

Ждет их Министерство чрезвычайных ситуаций!

Стрельцам талант зарывать в землю не надо,

Ждет их шоу-бизнесс и российская эстрада!

Водолеи - с особенным складом мышления,

Преуспеют в расследованиях, без сомнения!

Рыбы добьются успеха в профессиях многих,

Особенно хороши они будут в психологии!

Козероги добиваются цели и держат удар,

Есть у них управленца и руководителя дар!

6. Весёлые вопросы для родителей.

1. О чем мечтает ученик на экзамене? (шпаргалка или подсказка)

2. Что зовет и отпускает с урока? (звонок)

3. Кабинет, который все, кроме его владельца, стараются обходить стороной? (кабинет директора)

4. Куда, хотя бы раз в жизни опаздывал каждый школьник? (урок)

5. У мушкетера были шпаги, а какое оружие есть у ученика? (линейка)

6. Самые приятные минуты в школьном расписании? (перемена)

7. Шар, по которому в школе изучают мир? (глобус)

8. На каком предмете мебели увековечивают свое имя в школе? (парта)

10. Редкая оценка, которой никто не рад? (единица)

11. Где, кроме речки и бассейна, «плавают» школьники? (у доски)

12. Кого, кроме цифр, считает рассеянный ученик? (ворон)

13. Какой год в школе, начинается не первого января? (учебный)

14. Какой вид искусства особенно любят прогульщики? (кино)

15. Заветная мечта и смысл жизни школьника? (каникулы)

Шуточное гадание «Шкатулка судьбы»

(Приготовить красивую шкатулку и карточки по количеству выпускников или немного больше)

Ведущий: «Сегодня все верят, что каждый выпускник, присутствующий на этом балу, непременно станет в чем-то великим неповторимым и всемирно известным, скорее всего, так и будет, Вопрос в том, что и кому из них надо сделать, чтобы мир заговорил о них. В этой шкатулке лежат шуточные прогнозы об этом, каждый может вытянуть, узнать самому и рассказать присутствующим, ведь здесь собрались только те, кто способен искренне обрадоваться успехам.

Каждому выпускнику надо вытянуть из шкатулки карточку, сказать фразу: «Обо мне узнает весь мир, потому что..», затем прочитать предсказание. Так как неизвестно, кому достанется карточка, основной текст написан в мужском роде, для девочек соответствующее окончание в скобках».

Варианты шуточных предсказаний:

(можно придумать свои)

1. Войду в состав королевской семьи, покорив сердце одной (одного) из наследниц (наследников).

2. Придумаю новый стиль в моделировании одежды и назову его своим именем.

3. Стану активным борцом за права домашних животных, в частности их права самим решать: продолжать свой род или нет.

4. Стану миссионером в Африке и в 80 лет получу медаль Альберта Швейцера и премию за гуманизм.

5. Стану актером (актрисой), но буду гордо отказываться сниматься в кино, за что удостоюсь на кинофестивале специальной премии «За честь и достоинство»

6. Однажды соберу пресс-конференцию, на которой объявлю себя сыном (дочерью) Ф.Киркорова и А. Пугачевой, в качестве доказательства предъявлю пробирку, украденную в кабинете химии.

7. Практикуясь в караоке-баре, однажды пойму, что слышу восьмую ноту и поведаю об этом миру.

8. Выиграю миллиард долларов в казино и на глазах изумленной публики откажусь их брать.

9. Войду в книгу «Рекордов Гиннеса» с аттракционом «невиданной щедрости»: куплю пирожные всем детям своего города и каждое понадкусываю.

10. Объявлю себя продолжателем дела Ленина и пройду «призраком коммунизма по Европе»

11. Совершу кругосветное путешествие на надувном «банане».

12. Объявлю себя «яснослышащим» (яснослышащей), предсказывающим будущее посредством мобильной связи.

14. Построю шалаш и проживу в нем с любимым человеком 33 года и 3 дня.

15. Тренируясь долгие годы, превзойду Джоконду, явив миру свою загадочную улыбку.

16. Выведу новую породу собак чао-чао, что в переводе будет означать: «До свидания, школа, здравствуй взрослая жизнь!»

17. Подружиться со снежным человеком

18. Установить контакт с инопланетной цивилизацией.

19. Сам клонирую себя и приду на очередную встречу одноклассников в тройном экземпляре.

20. Изобрету лекарство от несчастной любви.

Уважаемые родители!, папы, дедушки, мам ы, бабушки. Мы рады, что вы пришли на последний звонок к нам, устроили нам такую замечательную экскурсию. Вы естественно помните, как привели нас на первую линейку 1 сентября, как отвели первый раз в наш класс. Помните все свои переживания за нас, как он там, не плачет ли, не устал ли, все ли у нас в порядке? И вот за всеми этими переживаниями не заметно, а для кого-то и заметно, пролетели девять лет. Но пока еще есть время, позвольте нам выразить вам свои искренние слова благодарности. Сказать вам большое человеческое спасибо за то, что вы сделали для нас за годы учебы в школе. Без вас, без вашей поддержки нам было бы трудно..

Бабушки, дедушки, папы и мамы,

Школьную мы одолели программу!

С нами делили вы слезы и смех,

Взлеты, сомненья, позор и успех…

Оценки же нашей совместной работе

Вы в аттестатах найдете!

Мамочка, школа окончена, и уроков учить не надо.

Боже мой, сколько нервов испорчено…

Как я рада, мамочка! А ты рада?

Что ж ты плачешь, моя родная,

Закусила губы упрямо?

Улыбнись же, ведь школа окончена,

Ну, засмейся же, милая мама!

Девять лет не одно мгновение, шли и криво они, и прямо.

Девять лет твоего терпения, страха, слез и сомнений, мама.

Я же знаю, ты счастлива очень и любуешься милой дочкой.

Отчего же в глазах твоих осень, закрываешь лицо ты платочком?

Может, вспомнила меня маленькой, ощутила в руке ладошку?

Как шептала: цветочек аленький, не шали на уроках, крошка.

Слушай, детка, учителя строгого, не рисуй на своих тетрадках!

И встречала меня у порога, содержала портфель в порядке.

А теперь твоя выросла дочка, но бегут слезинки упрямо…

Что ж, школа окончена. Точка. Поздравляю тебя, мама! Это я - твоя дочка!

Хочу я выразить большую благодарность

Любимым бабушкам и дедушкам родным,

Чтоб только в милых лицах видеть радость,

Пусть каждый будет Господом храним.

Спасибо Вам, что были с нами в детстве,

За то, что рядом с нами Вы сейчас,

Мы на каникулах у Вас, как в королевстве,

Гостить любили летом каждый раз.

Спасибо Вам, родные наши люди,

За доброту, заботу, искренность души,

Мы очень ценим Вас и очень любим,

Всем сердцем бесконечно к Вам спешим.

Школьные годы, выпускной, последний звонок

Бабушка, ты тоже

маленькой была?

И любила бегать

и цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуля, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Ты ходила в школу?

Ты ждала звонка?

Ты была такой же,

милая моя?

Значит, буду так же

Бабушкой и я?

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Мама, а помнишь,

Как привела меня в первый класс?

Как уроки со мной ты учила,

И объясняла мне из раза в раз.

Домашнюю работу делать помогала,

Стихи учила ты со мной,

Но вот закончили мы школу,

Звенит последний мой звонок,

Иду вперед я, к жизни новой,

Еще не знаю, что меня там ждет:

Какие трудности, какие испытания,

Какой там, в новой жизни, будет поворот,

Мамуля, спасибо за твои старания!

Мама, спасибо,

За жизнь, что ты дала мне.

За дни бессонные твои,

Что ты провела со мной в ночи.

За первые шаги мои,

Им научила меня именно ты

Ты всегда стараешься уберечь меня от всех невзгод в этом мире,

Посмотри же на меня сейчас

Я уже не та маленькая девочка,

Ладошку, которой ты держала, ведя в 1 класс,

Я выросла, и хочу сказать:

За все, за все тебя благодарю

И очень сильно я тебя люблю.

Классный час на тему: «ИГРЫ НА ДОВЕРИЕ»

Класс: 4 «Г»

Количество учащихся: 20

Классный руководитель: Стручкова А.Н.

Оборудование : карточки для игры «Эмпатия»; листки бумаги для игры «Прогноз»; бумага, карандаши, фломастеры для игры «Групповой рисунок»; бумага, чернила и кисточки для игры «Кляксы»; фломастер или карандаш, чистый лист бумаги для игры «Психологический портрет»; цветные карточки для игры «Ваш любимый цвет».

Цели: создание благоприятных условий для развития личности учащихся, свободного и полного раскрытия их способностей и сплочение классного коллектива.

Ход классного часа

Учитель. Ребята, вы любите играть? Назовите свои самые любимые игры. (Дети отвечают.)

«Эмпатия»

(Эмпатия - это способность человека сопереживать, умение понять состояние другого.)

Из всех учеников класса выбирается самый «эмпатичный». Он выходит за дверь. Остальные дети получают карточки, на которых написаны различные состояния человека. За минуту детям нужно вжиться в это состояние так, чтобы водящий мог угадать, что написано на карточке.

(Карточки: гнев, радость, задумчивость, ирония, испуг, печаль, страх, удивление, скука, восхищение, подозрение.)

«Прогноз»

Класс делится на две команды. Каждая получает 4 листка бумаги - надписями: ссора, грусть, дружба, счастье. На обратной стороне каждого из них игроки должны сделать небольшой рисунок, изображающий это слово. Члены другой команды, видя лишь слово, но не рисунки, должны предположить (сделать прогноз), что же изображено.

«Групповой рисунок»

Дети садятся в круг. Один начинает рисовать что-то важное для себя. Затем передает рисунок соседу справа. Одновременно он получает другой рисунок от соседа слева. Дети рисуют до тех пор, пока рисунок не вернется к своему хозяину. Затем можно организовать выставку групповых рисунков.

«С завязанными глазами» («Интересный эксперимент»)

Каждому участнику игры на глаза надевается повязка. Сначала все хаотично двигаются по комнате, стараясь не толкать друг друга. Затем предлагается мальчикам организовать свой круг в одной части помещения, а девочкам - в другой. Тут потребуются интуиция, чутье, так как разговаривать и вообще издавать какие-либо звуки запрещено. За соблюдением этого правила строго следит ведущий. Правда, можно прикасаться друг к другу.

«В тесноте, да не в обиде»

Класс делится на две равноценные команды примерно с одинаковым количеством мальчиков и девочек в каждой. Можно учесть взаимные интересы и симпатии. Ведущий рисует напротив каждой команды квадрат, разделенный на восемь клеток. Каждой команде предлагается занять как можно меньше клеток.

«Рука к руке»

В игре принимают участие нечетное количество игроков. Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке! Все меняются местами», и все участники игры, в том числе и водящий, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти себе пару, становится водящим. Новый водящий говорит, например: «Спина к спине! Все меняются местами». Все игроки вновь стараются как можно быстрее найти себе партнера и встать с ним спина к спине. Продолжать игру можно с самыми разнообразными командами: «Нос к носу», «Плечо к плечу» и т. д.

«Как в зеркале»

Играющие разбиваются на пары, желательно противоположного пола. Партнеры по паре встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. В каждой паре один участник будет играть роль зеркала. Ему нужно как можно точнее копировать все движения партнера. Тот, кто якобы стоит перед зеркалом, будет как бы разглядывать в этом зеркале свое лицо, изменяя при этом его выражение: хмуриться или улыбаться, выказывать удивление, подмигивать и т. д. Партнер должен точно и бесстрастно изобразить все. А если игроки засмеялись, то они получают штрафное очко. Потом партнеры меняются местами.

«Кляксы»

Игроки берут маленькие листочки бумаги. С помощью кисточек наносят на них небольшую капельку чернил, затем складывают листок пополам и проводят по нему рукой. После этого на листке появляется удивительный узор. Листки с кляксами пускают по кругу. Задача каждого игрока - внимательно изучить все кляксы и написать под ними или на обратной стороне листка, что они ему больше всего напоминают, какие ассоциации вызывают. На каждом листке появятся ответы, отражающие ассоциации явного большинства. Те из участников, кто оказался в этой группе, относятся к числу людей, наиболее чутко улавливающих запросы и требования общества, они хорошо адаптируются к окружающей среде, они реалисты. Те, кто стал автором самых необычных, нестандартных, уникальных ответов, в какой-то мере гениальны и талантливы.

«Талисман»

Талисманом считают предмет, который приносит удачу и счастье. Поэтому его всегда стараются носить с собой. Талисманом может быть любой предмет - важно только, чтобы он попал к вам при счастливых обстоятельствах и из хороших рук. Возможно, талисман несет какую-то положительную, добрую энергию. Пусть каждый подумает и найдет у себя какой-то предмет, который сопровождал бы его в счастливые дни. Это может быть простая авторучка, расческа, значок и т. д. Потом выберите человека, который вам чем-то симпатичен. Обменяйтесь с ним талисманами, сопровождая это добрыми пожеланиями и напутствиями. Продумайте, что вы будете говорить своему партнеру при вручении талисмана: от чего талисман будет хранить своего нового владельца, какую удачу приносить, что символизировать.

«Походка»

То, как человек ходит, - одна из наиболее постоянных и выразительных характеристик индивидуума. Походка может очень многое рассказать о душевном состоянии человека, его характере, темпераменте, стиле жизни.

Предлагаем поиграть в игру, которая поможет научиться анализировать походку друг друга, а также узнать, о чем говорит окружающим ваша походка. Желающий выступить первым выходит на середину круга. Ему нужно несколько раз пройтись перед одноклассниками, стараться при этом держать себя свободно - например, вообразить, что он утром идет на работу, в школу, в магазин и думает по дороге о чем-то своем. Остальные участники игры должны придумать название, емкую характеристику данной походки. Например: «Лодочка без весел», «Штурм Зимнего дворца» и т. д. Самое главное, чтобы названия были точными, но ни в коей мере не обидными.

«Психологический портрет»

Приготовьте фломастеры или карандаши и чистые листы бумаги. Играющие должны заменить слова, которым нужно дать ассоциативное толкование, на рисунок. Слова могут быть любыми: дом, возмездие, работа, дружба, любовь, ужас, абракадабра, семья. На каждый рисунок отводится 1 минута. Детям надо постараться в рисунке выразить смысл, который заключен в каждом из слов.

После этого можно предложить детям составить психологический портрет своего соседа по его рисункам. Конечно, трудно дать их однозначное толкование, но жизненный опыт, интуиция и здравый смысл помогут.

Если рисунки крупные, конкретные и ясные по смыслу, то у рисовавшего их натура практичная, надежная, основательная, но без фантазии, без оригинальности. Рисунки в виде символов, аллегорий принадлежат человеку с хорошей логикой и ясным умом. Он хозяин своих эмоций, но, может быть, несколько суховат и педантичен. Если в рисунках много фантазии и оригинальности, то это говорит о творческих способностях, но также и о трудностях, с которыми автор сталкивается в обыденной жизни.

Можно взять и другие слова, например: учеба, развлечение, преступление, творчество, Бог, отдых, мечта.

«Быстрая рифма»

Каждому участнику нужно написать на листке бумаги 7-8 коротких отрывочных фраз. Темы фраз ничем не ограничены, но они должны быть короткими, например: «Я пошел в кино», «Хочу вкусный апельсин». Словом, любые фразы, не обязательно имеющие глубокий смысл. Потом участники игры должны разойтись по комнате и медленно, хаотично двигаться по ней, натыкаясь на других игроков. Каждый раз, когда участник натыкается на очередного партнера, тот зачитывает ему одну из фраз, а первый должен с ходу ответить какой-либо рифмовкой, стараясь по возможности завершить начатую тему. Затем он читает свою фразу, и над рифмой мучается его партнер. Обменявшись таким образом рифмовками, они расходятся и продолжают двигаться по комнате, пока не наткнутся на другого участника, с которым повторяют эту же процедуру. В конце все игроки обмениваются впечатлениями, зачитывают наиболее понравившиеся рифмовки, называют их авторов.

«Самый-самый»

Каждый человек - уникальная личность, в чем-то он совершенно неподражаем. Однако именно из-за того, что не все это замечают, у человека возникает неудовлетворенность отношением окружающих к его персоне. Попробуйте поправить это.

Класс делится на несколько команд. Внутри каждой из них все игроки рассказывают о своих достоинствах. А затем уже команды рассказывают о своих самых-самых веселых, находчивых, умных товарищах.

На основе этой игры можно провести конкурсы на выявление «самых-самых».

«Ваш любимый цвет»

У каждого человека во всем свой вкус. Общность вкусов часто объединяет людей - проявляется единство отношения к жизни. Психологи могут составить весьма точный портрет личности, опираясь исключительно на знание ее цветовых предпочтений. Предложите участникам игры на выбор цвета: оранжевый, темно-синий, сине- зеленый и светло-желтый (например, цветные карточки). Какой цвет человек предпочтет?

Как правило, любители оранжевого цвета - люди активные, с оживленным, радостным, деятельным и воодушевленным самоощущением. Любители темно-синего цвета - люди спокойные, удовлетворенные собственным положением. Любители сине- зеленого цвета - обычно люди настойчивые, строгие и серьезные. Любители светло-желтого цвета, как правило, люди веселые и общительные. Можно предположить поведение человека в трудной, неприятной или стрессовой ситуации. Если в такой ситуации предложить выбрать цвет, то человек, предпочитающий оранжевый, может перевозбудиться и даже выйти из себя. Люди, выбирающие синий цвет, перед лицом трудностей почувствуют скуку и отчуждение. Предпочитающие сине-зеленый цвет при появлении проблем почувствуют затруднения, а отдающие предпочтение желтому будут растеряны и озабочены, как при большой утрате.

Подведение итога классного часа - рефлексия.

Составила: Стручкова Анна Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Батагайская СОШ

Верхоянского района РС (Я)


1. Жребий

Учащиеся выбирают карточки с цифрами, листочки разного цвета, фигурки и т.п., а затем по подобию формируются группы.


2. Художники

Учащимся предлагается дорисовать что-либо (корабль, дом, машину и т.п.). Затем определяют 3–5 дорисованных элемента, по которым формируются группы (парус, весла, крыша, окна, колеса и т.п.).


3. Составление мозаики

Каждый участник получает одну часть какой-то фотографии, документа, четверостишия, известного высказывания и должен найти тех, кто имеет другие недостающие части разделенного материала.


4. Знаменитости

Учащиеся получают имена исторических личностей. Затем они должны объединиться в группы в зависимости от сферы общественной жизни, от исторической эпохи или от страны, в которой жили исторические деятели.


5. Мне нужна поддержка

Выбирается столько ведущих, сколько должно быть образовано групп. Ведущие по очереди выбирают себе помощников, произнося фразу: «Мне нужна сегодня поддержка… (называется имя), потому что он (она) … (называется положительное качество)». Так набирается необходимое количество групп. Каждого следующего участника, произнося ключевую фразу, называет тот, кто был выбран последним в группе. Нужно нацелить ребят на то, чтобы они выбирали не своих друзей, а тех, с кем они мало общаются, так как в каждом человеке можно найти положительные, ценные качества, которые очень важно заметить.


Игры на групповое сплочение и «эмоциональный разогрев».
6. Место справа от меня свободно

Все участники садятся в круг на стулья, при этом один стул остается свободным. Сутью данного упражнения является простое предложение «Место справа от меня свободно, и я бы хотел, чтобы это место занял…». Это предложение вслух произносит участник, который сидит рядом со свободным стулом. Он должен объяснить, почему он хочет, чтобы названный им одноклассник занял это место. Нельзя использовать клише типа «потому что он мой хороший друг», а необходимо давать более определенные описания.


7. Я – Джон Леннон

Каждый пишет имя какой-нибудь знаменитости, но при этом он должен быть абсолютно уверен, что эта личность известна всем. Это может быть актер, спортсмен, певец, писатель. Имя прикрепляется к спине наугад выбранного участника. Все превращаются в известных людей, но никто не знает, в кого именно. Затем играющие ходят по комнате и задают друг другу вопросы для выяснения своей личности. Ответ на вопрос должен быть только «да» или «нет». После четырех-пяти вопросов игрок подходит к другому участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не выяснит, кем он является.


8. Слепой

Игроки разбиваются на пары. Затем партнеры договариваются, кому из них завязать глаза. После этого партнер ведет «слепого» по комнате таким образом, чтобы его не ушибить, но чтобы слепой мог опознать окружающие его предметы. В игре есть одно важное условие: партнерам нельзя разговаривать. «Слепой» полностью зависит от своего партнера, который решает, куда идти и как быстро. Через пять минут они меняются ролями. По окончании игры можно провести обсуждение, сначала в парах, а затем и общее:


В какой момент игры я чувствовал себя комфортнее?
Что мне больше подходило – вести или следовать?
Когда я чувствовал дискомфорт?
Что мне понравилось в моем партнере?
Что бы я ему посоветовал?
9. Услышь меня

Выберите одного игрока и попросите его выйти из комнаты. С другими подберите пословицу (например, «Лес рубят – щепки летят»). Затем поручите разным участникам произнести по одному слову из пословицы одновременно. Отрепетируйте, произнесите пословицу как минимум три раза. Затем пригласите вышедшего игрока и попросите его в произнесенном вами словесном хаосе узнать известную пословицу.


10. Раскачивание в круге

Поставьте в круг 5–7 ребят и одного в центр круга. Последний скрещивает руки на груди и замирает. Ему нужно, не сдвигая с места ступней, падать в чью-либо сторону – с закрытыми глазами. Стоящие в круге выставляют руки перед собой и мягко отталкивают его, перебрасывая друг другу. Цель игры – научиться доверять людям.


11. Шарада о чувствах

Участникам игры раздаются полоски бумаги с написанными на них названиями чувств.

Ведущий говорит: «У каждого есть чувства! Чувства не могут быть плохими или хорошими. Плохими или хорошими они становятся тогда, когда мы их переводим в действия. Каждому из нас порой бывает нелегко обозначить свои чувства».

Попросите участвующих в игре поразмышлять в одиночку над своим словом и придумать, как это чувство может быть сыграно. Пусть каждый сыграет свое чувство, а остальные догадаются, что это за чувство. Затем можно обсудить вопросы:


Все ли одинаково выражают свои чувства? Есть ли такие чувства, которые труднее выразить, чем другие? Какие это чувства? Почему это происходит? Почему людям важно выражать свои чувства?

Список чувств: Гордый Пугливый Счастливый Ревнивый Довольный Скучающий


Перепуганный Очарованный Обезумевший Напряженный Страдающий Смущенный
Сердитый Одинокий Надеющийся Сбитый с толку Удовлетворенный Печальный
Возбужденный Разочарованный Усталый

12. Шляпа вопросов

Приготовьте полоски бумаги с написанными на них вопросами и сложите их в шляпу. Шляпа передается по кругу, и каждый участник, вытягивая вопрос, отвечает на него. Шляпа ходит по кругу до тех пор, пока не кончатся вопросы.
13. Похвали меня

Вариант 1. Игрокам раздаются листки бумаги, на которых они записывают свое имя. Затем, собрав и перетасовав листки, раздайте их участникам. Ребята должны написать, что им нравится в человеке, имя которого они получили, а потом согнуть листок так, чтобы закрыть написанное («гармошкой»), и передать другому, пока каждый не оставит свою запись. Подписываться не надо. Соберите листки и прочитайте вслух, что на них написано. (Обязательно просматривайте каждое описание перед чтением, чтобы удостовериться, что оно положительное.) Тот, кто получил похвалу, обязательно говорит: «Спасибо».

Вариант 2. Игроки встают в круг. Каждый участник, по очереди, говорит своему соседу справа, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева.
14. Какой я хороший!

Игроки всего за одну минуту должны записать перечень всех качеств, которые им в себе нравятся. Затем дайте им еще одну минуту, чтобы они записали те качества, которые им не нравятся. Когда оба списка будут готовы, пусть сравнят их. Обычно перечень отрицательных качеств бывает длиннее. Обсудите этот факт.


15. Рискни сказать

Участники садятся в круг. Им дается пакет с бумажными полосками, на которых записаны незаконченные рискованные утверждения. Пакет передается по кругу, все по очереди вытягивают из него свою полоску, читают, что на ней написано, и заканчивают фразу.

Примерные фразы:
Очень люблю заниматься…
У меня неплохо получается…
Меня беспокоит…
Я особенно счастлив, когда…
Мне особенно грустно, когда…
Я злюсь, когда…
Когда печалюсь, я…
Я представляю себя…
Я привлекаю внимание с помощью…
Я добился(ась)…
Я притворяюсь… хотя на самом деле…
Другие люди вызывают во мне…
Самое лучшее во мне – это …
Самое плохое во мне – это …

Продолжите перечень фраз сами.


16. Блюз одинокого сердца

Раздайте опросники и карандаши. Дайте игрокам 10 минут, чтобы ответить на вопросы, затем соберите группу в круг. Пройдите по кругу, задайте каждому по одному вопросу и выслушайте ответы. Позвольте остальным участникам задавать уточняющие вопросы. Выслушайте ответы на все вопросы в опроснике. Если есть вопрос, представляющий интерес для всех, обсудите его группой.

Опросник
Опиши то время, когда тебе было одиноко.
Что тебе помогло справиться с одиночеством?
Что ты сделал, чтобы помочь страдающим от одиночества?
Что дали тебе дни испытания одиночеством?
17. Три правды и одна ложь

Каждый участник получает карандаш и лист бумаги с надписью: «Три правды и одна ложь» и записывает три правдивых высказывания о себе самом и одно ложное. Записанное предлагается вниманию всей группы, и все пытаются решить, какое из утверждений ложное. Затем автор оглашает настоящее ложное утверждение.


18. Поводырь

Члены группы встают в линию, держась за руки. Все, кроме ведущего-поводыря, с закрытыми глазами. Поводырь должен безопасно провести группу через препятствия, объясняя, куда они направляются. Шагать нужно медленно и осторожно, чтобы группа прониклась к ведущему доверием. Спустя 2–3 минуты остановитесь, смените поводыря и продолжите игру. Пусть каждый попробует себя в роли поводыря. После игры обсудите, всегда ли игроки могли доверять ведущему; в роли кого они чувствовали себя лучше – ведущего или ведомого?


19. Дай мне руку

Каждый член группы получает по листку бумаги и маркеру. Им нужно обвести по контуру свою кисть. Переходя от одного листка к другому, все члены группы записывают что-нибудь на «руке» каждого своего товарища. Не забудьте подчеркнуть, что все записи должны быть положительными. Все игроки могут взять листки домой в качестве сувенира.


20. Любишь ли ты своего ближнего?

Игроки сидят в кругу на стульях, один человек в середине. Тот, кто в середине, подходит к кому-либо из сидящих в круге и спрашивает: «Любишь ли ты своего ближнего?» Если тот отвечает «да», то все, за исключением двух ближних, вскакивают и бросаются занимать какой-нибудь другой стул из тех, что стоят в круге. Водящий тоже старается завладеть стулом, так что в центре окажется кто-то другой. Если же последует ответ «нет», водящий выпытывает: «Кого ты любишь?» Тот, кого спрашивают, может ответить что угодно, например: «Всех в красном». Все, на ком есть красный цвет, остаются сидеть, а остальные, вместе с водящим, бросаются занимать другие стулья. Тот, кто остался без стула, становится водящим.


21. Сердце класса

Вырежьте заранее из красного картона большое сердце.

Учитель говорит: «Знаете ли вы, что у нашего класса есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Если кто-то вытянет собственное имя, он должен поменять бумажку».

Пусть каждый придумает дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя он вытянул по жребию, и запишет ее фломастером на «сердце класса». Учитель должен проконтролировать то, что собираются записать участники. Повесьте сердце на стене так, чтобы к нему можно было подойти со всех сторон. Сердце класса может стать прекрасным украшением помещения.

Сценарий интеллектуальной игры «В царстве смекал

Разум человека сильнее его кулаков.

Франсуа Рабле

Быть сильным хорошо,

Быть умным лучше вдвое.

И. А. Крылов

Цели : расширить представления детей о логических задачах и способах их решения; способствовать развитию воображения, пробуждению творческой активности детей; формировать положительное нравственное отношение к умственному труду; способствовать воспитанию коллективизма.

Подготовительная работа : предложить детям объединиться в две команды, выбрать капитана, придумать название. Выбрать судей (по 2 на каждую команду).

Реквизит:

Сделать медали из картона «Рыцарь Смекалки», «Оруженосец Смекалки», «За смекалку» (по количеству участников);

Сделать ксерокопию листа с заданиями в трех экземплярах, один лист разрезать на полоски с заданиями (без ответов!), второй и третий отдать судьям;

Сделать 20 ключей из картона.

Оформление:

Сделать из парт два больших стола, вокруг которых будут сидеть команды;

Написать на доске эпиграфы к игре и нарисовать лабиринт, ходы которого в десяти местах закрыты замками. (Можно нарисовать такой лабиринт на двух листах ватмана, закрепить на доске, и судьи будут зачеркивать замки по мере выдачи ключей.)

План классного часа

I. Вступительное слово «Человек - существо играющее».

II. Интеллектуальная игра «В лабиринтах Царства Смекалки».

III. Награждение победителей.

IV. Заключительное слово «Разум сильнее кулаков».

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Человек - существо играющее»

Классный руководитель. Ученые-социологи утверждают, что человек - существо играющее. Игра сопровождает нас на протяжении всей жизни. Спортивные игры тренируют тело, а для тренировки ума существуют интеллектуальные игры. Разгадывая загадки, ребусы, головоломки, мы не только развлекаемся, но и учимся - учимся сопоставлять, анализировать, думать. Учимся терпению, настойчивости, мудрости.

И чем сложнее головоломка, тем больше радости приносит ее решение.

II. Интеллектуальная игра «В лабиринтах Царства Смекалки»

Классный руководитель . Сегодня мы будем играть в интеллектуальную игру «В лабиринтах Царства Смекалки». Послушайте правила игры.

Две команды шестиклассников заблудились в лабиринтах Царства Смекалки. На пути к выходу им нужно найти ключи от 10 замков, которыми заперты ходы лабиринта. В каждом замке - головоломка. Кто ее разгадает, получит волшебный ключ. Собрав 10 ключей, команда выбирается из лабиринта и получает ордена и звание «Рыцари Смекалки». Команда, которая приходит второй, получает ордена и звание «Оруженосцы Смекалки». А те участники, которые добыли волшебный ключ для своей команды, получают медали «За смекалку».

Как будет проходить игра? Все замки-головоломки команды получают на старте. Каждую головоломку можно разгадывать всей командой, а можно и распределить задания между участниками - все зависит от организованности и сплоченности группы.

Если какой-то участник разгадает головоломку, он должен выйти к доске и передать ответ судьям - хранителям ключей. Они оценят правильность решения и вручат участнику волшебный ключ. Дальше этот участник может присоединиться к своей команде и продолжить разгадывание головоломок.

Итак, начинаем игру.

(Звучит музыка, судьи раздают задания командам. Затем все карточки с заданиями раскладываются на столе. Дети разгадывают головоломки. Капитан команды может распределить задания между участниками для ускорения решения. Разгадав головоломку, участники подходят к судьям и показывают решение. Получив ключ, присоединяются к своей команде.)

III. Награждение победителей

Классный руководитель. Наша игра подошла к концу. Обеим командам удалось выбраться из лабиринта. Первыми собрали 10 волшебных ключей ребята из команды (...). Все члены этой команды получают звание «Рыцарей Смекалки» и награждаются одноименными медалями.

(Судьи раздают награды.)

А их соперники, которые пришли вторыми, становятся «Оруженосцами Смекалки» и тоже получают медали.

(Судьи раздают награды.)

Ну а все, кто получил волшебный ключ, оставляют его у себя в качестве приза, получая в придачу и ордена «За смекалку».

(Судьи раздают награды.)

IV. Заключительное слово «Разум сильнее кулаков»

Классный руководитель. Кем бы ни стал человек, где бы он ни оказался, ему всегда помогут сообразительность, четкость и логичность мышления. Прочитайте афоризмы на доске. (Читает, комментирует.)

Действительно, знания - это сила. Ведь умный способен ответить на любой вопрос и найти выход из любого положения. А чтобы быть сильным, нужно развивать свой ум - читать книги, расширять свой кругозор, участвовать в интеллектуальных играх.

И волшебные ключи, которые вы сегодня нашли, разгадывая головоломки, будут символом того, что Царство Смекалки для вас всегда открыто.

Дополнительный материал

Карточки-задания

Первая команда

раб + луна = ?

ров + сто = ?

мухи + ус = ?

(Барнаул, Ростов, Сухуми.)

2. С «г» - он будет частью слова,

С «й» - немного схож с пластом,

С «н» - не конь и не корова,

Хоть с ногами и с хвостом.

(Слог, слой, слон.)

(Темный сектор добавляется по часовой стрелке.)

4. Найдите лишнюю фигуру.

(В; у всех других есть пара.)

(2; число в круге - результат деления сумм чисел, расположенных по диагонали. 1)12 + 4 = 16;2) 5 + 3 = 8;3) 16:8 = 2.)

6. Вставьте недостающие буквы и прочтите синоним слова «работник».

(Служащий.)

7. Разгадайте ребусы.

(Анапа, Волгоград, Москва.)

8. Угадайте (переставив буквы в нужном порядке), какие профессии здесь зашифрованы:

ИТОРКАХРЕТ, ЯИРНСТУЯЖ, ТИЮРС, ЛИЧУЕТЬ.

(Архитектор, журналист, юрист, учитель.)

9. Разгадайте числовые ребусы (одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры):

ДА + ДА + ДА = ЕДА (50 + 50 + 50= 150.)

10. (Нота) + (игра) = столярный инструмент.

(Мусор) + (река) = птица.

(Морское животное) + (дерево) = военный пиджак.

(Нота) + (оленя украшение) = место движения.

(Долото, сорока, китель, дорога.)

Вторая команда

1. Из каждой пары слов путем перестановки букв составьте третье слово - название города.

лог + вода = ? мази + ил = ? пол + вата = ?

(Вологда, Измаил, Полтава.)

2. С «т» - он там, где стадион,

С «м» - животным пища,

С «а» - у дерева найдем,

Если там поищем. (Корт, корм, кора.)

3. Изучите данный ряд фигур, найдите закономерность и продолжите этот ряд в соответствии с найденной закономерностью**.

(Сначала темный сектор добавляется с каждым ходом по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки.)

4. Найдите лишнюю фигуру.

(В; у других фигур в ряду стороны закруглены.)

5. Какое число нужно поставить вместо вопроса?

(2; посмотрите на числа, стоящие в одинаковых сегментах в каждом из пятиугольников. Их сумма равна 10. Например: 6 + 1 + 3 = 10. Или: 2 + 4 + 4=10. Таким образом: 10-3-5 = 2.)

6. Вставьте недостающие буквы и прочтите синоним слова «служащий».

(Работник.)

7. Угадайте (переставив буквы в нужном порядке), какие профессии здесь зашифрованы:

СЛИЕТОРТЬ, КИЖНУХОД, РЕЙДАНИЗ, ДАПРОЦЕВ.

(Строитель, художник, дизайнер, продавец.)

8. Разгадайте числовые ребусы (одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры):

УХ + УХ + УХ = ОХ

(25 + 25 + 25 = 75.)

9. Разгадайте ребусы.

(Патриот, осень, нашествие.)

10. (Мера площади) + (нота) = музыкальный инструмент.

Рабочий скот) + (мера площади) = река.

(Мужское имя) + (сто женских имен) = город в Крыму.

(Главная песня страны) + (часть света) = учебное заведение.

(Арфа, Волга, Севастополь, гимназия.)