Методы моторной коррекции. Психомоторная коррекция. Коррекционная работа с детьми

Значение психомоторного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Работы в этой области вели такие известные психологи как А.Н. Леонтьев (1975), А.Р. Лурия (1973), Н.С. Лейтес (1971, 1980), П.С. Лефгафт (1952) и др.

Психомоторное развитие ребенка является основой для дальнейшего психического развития. Оно обеспечивает полноценное обучение в школе и формирование учебных навыков. В дошкольном детстве невозможно провести четкую границу между психомоторным и когнитивным развитием ребенка. Двигательное развитие ребенка в последующем становится основой для его когнитивного, социального и эмоционального развития.

У дошкольников наиболее быстро развивается грубая моторика. Развитие же мелкой моторики происходит медленнее, т.к. в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации.

Оказывается, что чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психическом развитии. Такой неудобный и доставляющий много хлопот, ребенок, более полноценно развивается.

Мероприятия по психомоторному развитию, основанные на двигательных методах, включают растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для лицевой группы мышц, перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для релаксации. Рассмотрим подробнее каждый из видов упражнений.

1. Растяжки.

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса – одна из самых важных задач коррекционно-развивающей работы. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития.

Гипотонус связан со снижением психической и двигательной активности, замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.

Гипертонус проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Из всех упражнений растяжки больше всего нравятся детям.

2. Дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и т.д.

Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Эффективны для коррекции поведения детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.

Когда дети сознательно контролируют дыхание, у них снимается эмоциональное напряжение, уменьшается чувство тревоги, они способны расслабиться.

Правила, которые нужно соблюдать при выполнении дыхательных упражнений:

  • Научиться дышать животом, чтобы задействовать диафрагму;
  • Упражнения должны проводиться в четыре фазы: выдох животом – пауза 2-3 с. – вдох животом – пауза 2-3 с.;
  • Заниматься следует не более 2-3 минут за один прием. Упражнения можно проводить несколько раз в день.

Сначала дыхательные упражнения могут показаться детям довольно сложными, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия, психическому развитию.

Во время дыхательных упражнений можно прослушивать музыку, “надувать” цветные шарики в животе, “вдыхать” солнечный свет и золотистую энергию и т.д.

Произнесение звуков при выдохе имеет различное функциональное значение. Так, пропевание звука “А-А-А” используется для снятия стрессов; “И-И-И” - для улучшения работы сердца.

3. Глазодвигательные упражнения.

Глазодвигательные упражнения расширяют пространство зрительного восприятия. Движение глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения, правильного считывания информации с листа, развития пространственного мышления.

Эти упражнения тренируют мышцы, управляющие движением глаз, активируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости, повышают устойчивость вестибулярных реакций, способствуют улучшению координации движений глаз и головы, улучшают упругость век, стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение, предупреждают косоглазие, тренируют способность глаза фокусировать, усиливают координацию глаз, стимулируют сокращение и расслабление зрачков.

В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и мозгом.

4. Упражнения для лицевой группы мышц.

Большая часть двигательной коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти, которые формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, включая специализированную область – черную субстанцию, которая соединяет базальный ганглий с лобной долей мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.

В процессе таких упражнений у детей постоянно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата. Движения языка и губ становятся более точными.

5. Перекрестные телесные упражнения.

Процесс психического развития детей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций, повышает скорость мыслительной деятельности.

6. Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной долей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках пальцев”. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук была подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи, и следовательно, мышления будет затруднено.

Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словестной речи ребенка начинается, когда движения его пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для дальнейшего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики к детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова). Все авторы подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, и особенно для развития речи.

Д. Кимура в своих исследованиях также показала, что существует тесная связь между речью и моторной деятельностью рук, а также артикуляционного аппарата.

Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют формирование и совершенствование тонкой моторики – кисти и пальцев рук.

Тренировать пальцы рук ребенка можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка отдельно, сгибать и разгибать его. Упражнение обеих рук следует проводить ежедневно по 2-3 минуты. С 10-тимесячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие.

Еще с древних времен, задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи люди придумывали и передавали из поколения в поколение народные потешки: “Сорока-белобока”, “Ладушки-ладушки” и т.д.

Очень важны регулярные занятия с пластилином или глиной, во время которых ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Так же интересен такой способ развития пальцев руки, как отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию. Кроме того рекомендуется нанизывание бусинок на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять 3-5 раз в медленном темпе сначала одной рукой, затем – другой, а в завершение – двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

7. Упражнения на релаксацию.

Релаксация может проводиться как вначале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.

Интеграция в теле является частью единого процесса. За ней следует интеграция в движении и в обсуждении. Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии.

Таким образом, регулярное выполнение психомоторной гимнастики с детьми дошкольного возраста формирует необходимые психические функции и навыки к обучению в школе.

В своей практике я использую комплекс игровых сеансов, которые разрабатываю, используя различные виды вышеперечисленных упражнений.

Пример игрового сеанса

Структура:

  • Растяжки (5-6 минут)
  • Дыхательные упражнения (2-3 минуты)
  • Телесные упражнения (10 минут)
  • Упражнения для развития мелкой моторики рук (10 минут)
  • Упражнения для релаксации (10-15 минут)

Растяжки

“Струночка” И.п. – лежа на спине. Ребенку предлагается почувствовать под головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Например, пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным, теплым, гладким, шершавым, ровным, бугристым и т.д. Затем инструктор берет одну руку ребенка и немного растягивает ее (другая рука лежит расслаблено), затем другую руку. После этого ребенок выполняет растяжки рук самостоятельно. Аналогично поочередно растягиваются ноги.

“Кобра” И.п. – лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч; представить себя в виде кобры: медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и открывая рот; приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину (ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены); вернуться в и.п. и расслабиться, не задерживая дыхание.

“Звезда” И.п. – лежа на спине, затем – на животе. Это упражнение выполняется в позе “звезды”; изобразить своим телом “звезду”, слегка разведя руки и ноги, а затем выполнить растяжки, аналогично предыдущей. Усложнение упражнения заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а затем левая рука и правая нога.

Дыхательные упражнения

Вдох: расслабить мышцы живота; начать вдох, “надувая” в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять); пауза (задержка дыхания). Выдох: втянуть живот как можно сильнее; пауза. Вдох: губы вытянуть трубочкой и с шумом “пить” воздух.

Вдох – пауза; выдох – пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки (А, О, У и др.) и их сочетания.

Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки – остальные пальцы смотрят вверх; для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки) Дыхание медленное, глубокое.

Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди; задержать дыхание, внимание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно выдохнуть; руки опустить вдоль тела.

Телесные упражнения

“Велосипед” И.п. – лежа на спине. Имитировать ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; то же – до одновременного колена; затем – снова до противоположного колена.

“Лодочка” И.п. – лежа на спине, затем на животе. Изогнувшись, приподнять голову, руки и ноги над полом, изображая лодочку.

“Перекрест” Сидя на полу, ноги вытянуть вперед и скрестить их. Сделать наклон вперед, пытаясь достать руками пальцы ног; наклонить голову. Вдыхать при подъеме тела, выдыхать при наклоне. Повторить упражнение трижды, меняя перекрестное положение ног.

Ползанье на четвереньках

С одновременным выставлением вперед руки и ноги; голова поднята и неподвижна, лицо направлено вперед (усложнение – ускорение темпа);

Перекрестная ходьба (левая нога – правая рука; правая рука – левая нога) на четвереньках на ладошках (передом и задом);

Перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом);

Односторонняя ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом).

“Перекрестное марширование” И.п. – стоя. На первом этапе шагать медленно, попеременно прикасаясь то правой, то левой рукой к противоположному колену (перекрестные движения). Инструктор на этапе усвоения отсчитывает 12 раз в медленном темпе.

На втором этапе шагать так же, но уже прикасаясь к одноименному колену (одностороннее движение) – 12 раз.

На третьем и пятом этапах – перекрестные движения, на четвертом односторонние. Обязательное условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.

Упражнения для развития межполушарного развития

“Кулак-ребро-ладонь” Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости пола; распрямленная ладонь на плоскости пола.

Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении предложить ребенку помогать себе командами (“кулак-ребро-ладонь”) вслух или “про себя”.

“Лезгинка” Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

“Ухо-нос” Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук “с точностью до наоборот”.

Пальчиковые упражнения

“Пароход” Пароход плывет по речке, и пыхтит он, словно печка.

Обе ладошки поставить на ребро; мизинцы прижать; большие пальчики поднять вверх.

“Очки” Бабушка очки надела и внучонка разглядела.

Большие пальчики правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки, которые ребенок подносит к глазам.

“Цепочка” Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Большой и указательный пальчики левой руки сложить в колечко. Через него попеременно пропускать колечки из пальчиков правой руки: большой-указательный, большой-средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики.

“Шарик” Надуваем быстро шарик – он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – стал он тонкий и худой. Все пальчики обеих рук – в “щепотке ” и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них – при этом пальчики принимают форму шара. Воздух “выходит”, и пальчики принимают исходное положение.

Релаксация

“Огонь и лед” Попеременное напряжение и расслаблениевсего тела. И.п. – лежа. По команде “Огонь!” дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде “Лед!” дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Инструктор несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

“Пляж” И.п. – лежа на спине. Инструктор: Закройте глаза и представьте, что вы лежите на теплом песке. Ласково светит и пригревает солнышко. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу, почувствуйте позу, в которой лежите. Удобно ли вам? Попробуйте изменить свою позу так, чтобы было максимально удобно, чтобы вы максимально расслабились. Представьте себя целиком и запомните возникший образ. Затем потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

Литература

  1. Аверин В.А. Психология развития ребенка. Конспект лекций. – СПб., 2000.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. – М., 1999
  3. Выготский Л.С. избранные психологические исследования. – М., 1956.
  4. Гарбузов В.И. нервные и трудные дети. – СПб., 2005.
  5. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. – М., 1995.
  6. Дудьев В.П. Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. – 1999. - № 4.
  7. Зуев В.И. Волшебная сила растяжки. – Ь., 1993.
  8. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
  9. Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности мозга / Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. – М., 1980.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
  11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.
  12. Светова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук. – М., 2004.
  13. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.
  14. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М., АРКТИ, 2009.
  15. Ханнафорд К. Мудрое движение. – М., 2000.
Упражнения для психомоторного развития детей с синдромом гиперактивности и дефицита в

Упражнения для психомоторного развития детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ)

Содержание.

1. Определение гиперактивности.

2.Причины появления СДВГ.

3. Следствие СДВГ.

4. Классификация СДВГ.

5.Коррекционная работа с детьми.

6.Задачи коррекционной работы.

7.Средства коррекции.

8 . Игры с гиперактивными детьми:

Кинезиологические упражнения.

Игры для индивидуальных занятий.

Игры в группе.

Игры с воздушной струёй.

9 .Прогноз развития детей с СДВГ.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности (СДВГ - синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков,

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СНВГ.

Генетическая предрасположенность:

Предполагают, что наличие данного синдрома у ребенка обусловленомутациями трех генов, регулирующих обмен дофамина - специфического вещества нервной системы, участвующего в передаче нервных импульсов.

Неблагоприятные факторы в течении беременности и родов:

Внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода;

Угрозы прерывания беременности;

Курение и нерациональное питание матери во время беременности;

Стрессы во время беременности.

Недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г),

Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.

Наличие у новорожденных поражений центральной нервной системы различной степени выраженности.

Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям.
-.Согласно исследованиям, проведенным в институте по проблемам питания в одной из Университетской клинической больнице в Германии, среди причин вызывающих гиперактивность, выделяется непереносимость определенных продуктов питания. В частности, по мнению этих исследователей целесообразно использовать диету, что может привести к улучшению симптоматики.

СЛЕДСТВИЕМ данного синдрома является:

Функциональная незрелость или нарушения работы специфической системы головного мозга - ретикулярной формации, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания.

Сбои в адекватной обработке информации(приводят к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение.

Как следствие -нарушается функционирование лобных долей, отвечающих за высшие формы поведенческих реакций, подкорковых ядер головного мозга и соединяющих их нервных проводящих путей.

Классификация СНВГ.

Выделяют три варианта течения СНВГ в зависимости от преобладающих признаков:

Синдром гиперактивности без дефицита внимания;

Синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек - они достаточно спокойные, тихие, "витающие в облаках");

Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант.

Коррекционная работа с детьми:

  1. Диагностика
  2. Лечение
  3. Просветительская работа с родителями
  4. Разработка гибкой системы работы, позволяющей обеспечить:

Индивидуальный подход;

Комфортную обстановку;

Ситуацию успешности.

Подход к коррекционной работе с гиперактивным ребенком и его адаптацией в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, "ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...” Вот тут-то и приходят на помощь логопед, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми.

1.Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2.Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!

Задачи психокоррекционной работы с гиперакгивными детьми

Развитие внимания ребенка (концентрация, переключаемость, распределение внимания).

Тренировка психомоторных функций.

Снижение эмоционального напряжения.

Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам.

Обучение детей выразительным движениям.

Формирование у детей моральных представлений.

Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Обучение ауторелаксации.

Средства коррекции:

Этюды и игры на развитие психомоторных функций и регулирование поведения в коллективе.

Упражнения и игры, направленные на развитие у ребенка устойчивости, концентрации, переключаемое и распределения внимания.

Упражнения и игры, направленные на преодоление двигательного автоматизма.

Упражнения и игры, способствующие произвольному из
менению мышечного тонуса и релаксации.

ИГРЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Кинезиологические упражнения

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое - отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга - математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое -отвечает за восприятие- слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клео-патра также была обязана кинезиологии.

Развивая мо-торику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леон-тьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сече-нова доказали влияние манипуляций рук на функции выс-шей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организ-ме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых преде-лах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществ-ляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности челове-ка и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизи-руют работу головного мозга. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.

Упражнения необходимо проводить ежедневно, сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

Я предлагаю Вам добавить к кинезиологическим упражнениям стихотворный ритм написанных мной маленьких стихотворений

Подбирая игры для гиперактивных детей, необходимо учитывать их особенности: импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив. Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Диета, которая может помочь Вашему ребёнку.

Фосфат-ридуцирующая диета (продукты, от которых следует отказаться).

Молоко, творог, молочные продукты

Кока-кола, многие фруктовые соки

Продукты из овса, включая мюсли и хлопья

Орехи и продукты из орехов

Попкорн, марципан, нуга, продукты из какао, а так же шоколад и крем из нуги и орехов

Овощи: горошек, морковь, соя, цветная капуста, краснокочанная капуста, белокочанная капуста, брокколи, шпинат, бобы, длинные огурцы

Салат: листовой

Фрукты: яблоки, груши, бананы

Гарнир: картофель, лапша из муки грубого помола, нешлифованный рис

Зерновые: пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, льняное семя

Хлеб: пшеничный и ржаной хлеб, приготовленный без молока

Жиры: кисломолочное масло, маргарины, в которые не входит простокваша, растительное масло холодного отжима

Мясо: говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1-2 раза в неделю)

Напитки: не подслащенный чай, негазированная вода с содержанием натрия около 50 мг/кг

Приправы: йодированная соль

Важно указать, что некоторые биологически активные вещества, такие как комплекс витаминов группы В, цинк, хром, таурин, 5-гидрокситриптофан, лецитин, пробиотики и ряд других оказывают существенную питательную поддержку мозгу и уменьшают проявления гиперактивности.

Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить “нет”, “нельзя”, “прекрати” - лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его..

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную “территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от

И не забывайте, что самая важная для детей деятельность - игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что “Норовистые дети похожи на розы - им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка

Когда становится совсем тяжело , вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках!

“Норовистые дети похожи на розы - им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка)

ПСИХОМОТОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКОТЕРАПИИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ

Одним из механизмов психической деятельности являются эмоции. Они представляют особый класс психических явлений, а также процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Характеризуются переживанием человека действительности и выражают интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, который отражается на всех сторонах как психики, так и организма человека.

Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт. Являясь приспособительным продуктом эволюции - они выдают эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях.

Человек может испытывать две противоположные эмоции - это отрицательные и положительные. Они или удовлетворяют, или не удовлетворяют существующие потребности. Качественное удовлетворение той или иной потребности напрямую зависит от уровня развития эмоционально-волевой сферы.

Эмоционально-волевая сфера начинает формироваться уже во внеутробном развитии ребенка. Младенцы начинают регулировать активацию (возбуждение) и сенсорно-моторные реакции еще до рождения. Младенец может начать сосать палец, услышав громкий звук, так он будет регулировать степень своей реакции на воздействие окружающей среды.

В детском возрасте закладывается определенный эмоциональный фон. В возрасте 2-3 лет дети начинают подавлять свои реакции и подчиняться взрослым. К четырем годам они проявляют более сложные формы саморегуляции, такие как ожидание соответствующей реакции и изменение своей реакции даже при незначительном изменении внешних обстоятельств. По мере развития ребенка появляются новые потребности, мотивы и цели. Формируется сознательная саморегуляция поведения. Процесс формирования саморегуляции достаточно сложный и долгий, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства. По мере развития детей их навыки регуляции становятся более сложными. Но это происходит лишь в том случае, если развитие ребенка не имеет органических, физических, психологических или социальных проблем.

На сегодняшний день, мы, к сожалению, не можем говорить о том, что количество детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы снижается, практика показывает обратное. С каждым годом, наоборот, отмечается увеличение числа детей у которых наблюдается:

  • Быстрое психическое утомление. Ребенку сложно сосредоточиться, он может демонстрировать явное негативное отношение к ситуациям, в которых необходимо проявлять мыслительные и интеллектуальные качества.
  • Агрессивность. Ребенок проявляет демонстративное неповиновение взрослым, в виде физической и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена и на самого себя, тем самым причиняя себе боль. В эти моменты ребенок с большим трудом поддается воспитательным воздействиям взрослых.
  • Повышенная тревожность, которая кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Отсутствие эмпатии. Ребенок не способен чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. Также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Ребенок старается избегать гипотетических неудач, поэтому с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, еслисомневаетсяв результате. Его трудноуговорить попробовать что-то сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею».
  • Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.

Все вышеназванные проявления сопровождаются слабостью саморегуляции поведения, деятельности, состояния, мотивов и целей. Это связано с тем, что этим детям сложно управлять собственными психическими, физическими состояниями и поступками.

Начиная с дошкольного возраста им необходима помощь, иначе в противном случае, в дальнейшем возникнут значительные проблемы, связанные с обучением. Так как в школе ребенок проходит период адаптации к новым условиям, у него должна быть сформирована система саморегуляции необходимая для эффективного выполнения им учебной деятельности.

Существуют разнообразные способы коррекции саморегуляции, помогающие научиться управлять своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом, дыханием и т.д.

Одним из наиболее эффективных методов будет психомоторная коррекция. Так как психомоторное развитие ребенка имеет большое значение для его психического развития. Психомоторика является объективизацией всех форм психического отражения в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и процессах. Движения - это почти единственная форма жизнедеятельности, путем которой организм не просто взаимодействует со средой, но и активно воздействует на нее, изменяя или стремясь изменить ее в нужном ему качестве.

Во время психомоторной коррекции с целью развития саморегуляции можно использовать следующие упражнения:

  • Психогимнастические. Эти упражнения будут тренировать умения осознавать и контролировать двигательную и эмоциональную сферы ребенка.
  • Дыхательные. Благодаря этим упражнениям происходит энерготизация мозга, активизация стволовых отделов, подкорки, лба, межполушарной области, ритмирование правого полушария, развивается самоконтроль и произвольность.
  • Растяжки. Эти психомоторные упражнения нормализуют тонус, регуляцию возбуждения и торможения, произвольную саморегуляцию. Они способствуют снятию эмоционально-психического напряжения, повышая двигательную активность.

Невозможно оставить без внимания один из способов коррекции эмоциональных нарушений - музыкотерапию. Музыка выступает в качестве психотерапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Она также является хорошим регулятором психического состояния. К каждому психомоторному упражнению подбирается свое произведение.

Работа с детьми при проведении психомоторной коррекции с использованием музыкотерапии имеет больший эффект, так как выражать свои эмоции, учиться управлять ими, управлять своим телом и своим поведением куда интереснее с музыкальным сопровождением, чем в угнетающей тишине.

В совокупности все вышеперечисленные упражнения, направленные на психомоторную коррекцию саморегуляции, и музыкотерапия дают возможность детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы успешно социализироваться в обществе.

Список литературы

  1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 1990.
  2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: МГУ, 1991.
  3. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). - М., 2004.
  4. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1996, №6
  5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М; - Педагогика, 1973.
  6. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников// Практическое пособие. - М.: Аркти, 2008.

Разработана технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка». Её фундаментом является метод "замещающего онтогенеза", созданный в 1990 – 1997гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьёва, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005, 2007) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития. Разработана технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка». Её фундаментом является метод "замещающего онтогенеза", созданный в 1990 – 1997гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьёва, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005, 2007) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития. Анна Владимировна Семенович имеет 120 научных и учебно-методических публикаций. Наиболее крупные из них: «Мозговая организация психических процессов у левшей», «Эти невероятные левши», «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза». Анна Владимировна Семенович имеет 120 научных и учебно-методических публикаций. Наиболее крупные из них: «Мозговая организация психических процессов у левшей», «Эти невероятные левши», «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза». Семенович А.В.


Методологически коррекционная программа опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации психических функций в онтогенезе (прежде всего, в ракурсе теории о трёх блоках мозга), учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; принцип «замещающего онтогенеза». Методологически коррекционная программа опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации психических функций в онтогенезе (прежде всего, в ракурсе теории о трёх блоках мозга), учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; принцип «замещающего онтогенеза».


Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга. Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: 1. Воздействуя на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ). 2. Расширение адаптационных возможностей, развитие коммуникативных навыков и формирование у детей положительной оценки себя и своих способностей. 3. Формирование умений выходить из опасных ситуаций, противостоять влиянию сверстников. Помочь ребёнку обрести сопротивляемость склонности к негативному и вредному поведению. 1. Воздействуя на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ). 2. Расширение адаптационных возможностей, развитие коммуникативных навыков и формирование у детей положительной оценки себя и своих способностей. 3. Формирование умений выходить из опасных ситуаций, противостоять влиянию сверстников. Помочь ребёнку обрести сопротивляемость склонности к негативному и вредному поведению.


Цели 1-го уровня: стабилизация и активация энергетического потенциала организма (подкорковых образований).Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции. Цели 1-го уровня: стабилизация и активация энергетического потенциала организма (подкорковых образований).Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции. Задачи: оптимизация общего тонуса тела, проработка «проблемных зон». Развязывание синкинезий. Расширение полей зрительного восприятия. Формирование сенсомоторных взаимодействий. Задачи: оптимизация общего тонуса тела, проработка «проблемных зон». Развязывание синкинезий. Расширение полей зрительного восприятия. Формирование сенсомоторных взаимодействий.


Цели 2-го уровня: формирование операционального обеспечения психических процессов. Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции. Цели 2-го уровня: формирование операционального обеспечения психических процессов. Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции. Задачи: формирование сенсомоторных взаимодействий. Формирование пространственных представлений. Развитие целостного образа тела. Освоение внешнего и телесного пространства. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие ловкости, меткости. Задачи: формирование сенсомоторных взаимодействий. Формирование пространственных представлений. Развитие целостного образа тела. Освоение внешнего и телесного пространства. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие ловкости, меткости.


Цели 3-го уровня: формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ. Цели 3-го уровня: формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ. Задачи: ритуалы, правила игры и роли. Развитие памяти, внимания, логического и образного мышления. Причинно-следственные отношения. Последовательность. Произвольное внимание. Развитие навыков сотрудничества и коммуникативных навыков. Формирование новых полезных умений. Задачи: ритуалы, правила игры и роли. Развитие памяти, внимания, логического и образного мышления. Причинно-следственные отношения. Последовательность. Произвольное внимание. Развитие навыков сотрудничества и коммуникативных навыков. Формирование новых полезных умений.


Основы программы воздействуя на сенсо-моторный уровень (уровень действий и ощущений) с учетом общих закономерностей онтогенеза (естественного развития) активизировать развитие всех высших психических функций. Занятия могут быть групповые и индивидуальные. воздействуя на сенсо-моторный уровень (уровень действий и ощущений) с учетом общих закономерностей онтогенеза (естественного развития) активизировать развитие всех высших психических функций. Занятия могут быть групповые и индивидуальные.


Рассмотрим курс занятий с детьми 4-7 лет по программе «Дельфины» Автор – логопед Т.Н. Ланина, ЦППРиК «Тверской» ЦАО г.Москвы Программа создана по идеологии метода замещающего онтогенеза, ориентированна на формирование базовых предвербальных предпосылок речевого развития


Программа «Дельфины» осуществляется в три этапа. На первом этапе ребенок должен научиться чувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляционная моторика) носят синхронный характер.На первом этапе ребенок должен научиться чувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляционная моторика) носят синхронный характер. На втором этапе они приобретают реципрокный характер.На втором этапе они приобретают реципрокный характер. На третьем этапе интегрируются во взаимодействии с движениями глаз.На третьем этапе интегрируются во взаимодействии с движениями глаз.


Программа «Дельфины» состоит из 7 блоков 1 блок. Разминка1 блок. Разминка 2 блок. Растяжки рук2 блок. Растяжки рук 3 блок. «Море»3 блок. «Море» 4 блок. Пальчиковая гимнастика4 блок. Пальчиковая гимнастика 5 блок. «Глазодвигательный репертуар»5 блок. «Глазодвигательный репертуар» 6 блок. Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия6 блок. Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия 7 блок. Механическая гимнастика для рук7 блок. Механическая гимнастика для рук




Блок 2. Растяжки рук Выполнение растяжек должно производиться стоя, в щадящем режиме, медленно и плавно, не более 4 раз. Эти упражнения не изменяются на втором и третьем этапах. Руки в замок, тянуть их вверх, вниз, в стороны; руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку; прогнуть назад и тянуть вверх, руки за спиной, наклон вперед с поднятыми руками вверх. Взять правой рукой за локоть прямую левую руку и тянуть ее вправо, то же – с правой рукой. Соединить пальцы домиком и надавливать друг на друга; то же по одной паре пальцев. Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по одной паре пальцев.


Блок 3. «Море» Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз. Данная физкультминутка не претерпевает изменений на втором и третьем этапах. Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз. Данная физкультминутка не претерпевает изменений на втором и третьем этапах.


Сценарий: На море плещутся волны: Маленькие и большие. Вот такие! По волнам плывут дельфины: мама и папа. Один нырнул, а другой вынырнул, вот так. За ними плывут их дельфинята, вот такие! Один нырнул, а другой вынырнул. Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. А навстречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, вот другая. А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так. Ну-ка показали все ножки-осьминожки. И все вместе танцуют и смеются. Вот так!


Блок 4. Пальчиковая гимнастика Данные упражнения можно разнообразить и усложнять от этапа к этапу любыми играми с пальчиками, учить детей рассказывать стихотворения и сказки руками, ногами, глазами, телом, поиграть в пантомиму и другие интересные игры. «Пальчики здороваются» «Ладушки» «Змейки» «Крестики» «Ножницы» и другие.


Блок 4. «Глазодвигательный репертуар» Упражнения вводятся в коррекционный курс в начале 2- го этапа. При выполнении этих упражнений голова всегда фиксирована. Каждое из движений выполняется На расстоянии вытянутой руки На расстоянии локтя Около переносицы Последовательно лежа, сидя и стоя, в медленном темпе, с фиксацией в крайних положениях.


При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, мячик, маленькие игрушки и т.д. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, мячик, маленькие игрушки и т.д. Отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям(по диагоналям); к себе (сведение глаз к центру) и от себя.Отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям(по диагоналям); к себе (сведение глаз к центру) и от себя. Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала и т.д.Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала и т.д. Рисование в воздухе перед собой знака бесконечности.Рисование в воздухе перед собой знака бесконечности.


После того как эти упражнения освоены, можно попытаться совместить их с движениями языка. Сначала глаза и язык двигаются за предметом в одну сторону, затем глаза следят за предметом, а язык поворачивается в противоположную сторону. При этом следует обратить особое внимание на то, что движения глаз и языка должны быть одновременными, а не последовательными. После того как эти упражнения освоены, можно попытаться совместить их с движениями языка. Сначала глаза и язык двигаются за предметом в одну сторону, затем глаза следят за предметом, а язык поворачивается в противоположную сторону. При этом следует обратить особое внимание на то, что движения глаз и языка должны быть одновременными, а не последовательными.


Блок 4. Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия Все упражнения выполняются по 4-6 раз. В этот цикл можно вставлять и другие артикуляционные упражнения. Когда они начинают сочетаться с глазодвигательными этюдами, их следует делать 2-3 раза. «Цветок» «Ветер» Покусывание и почесывание губ «Улыбка-трубочка» «Хомяк» и другие.


Блок 7. Механическая гимнастика для рук Механическая гимнастика для рук выполняется взрослым, хотя со временем можно и полезно научить ребенка самостоятельному ее использованию. Эти упражнения неизменны на всех этапах программы «Дельфины» Пассивный массаж можно сделать с помощью разнообразных контрастных средств: жестких и мягких щеточек, горячих и холодных предметов, мягких и колючих шариков и специальных массажеров, тканей различной фактуры и т.п.


По окончанию описываемого цикла у большинства детей улучшается качества игровой, учебной, изобразительной деятельности, конструирования, устной и письменной речи. По окончанию описываемого цикла у большинства детей улучшается качества игровой, учебной, изобразительной деятельности, конструирования, устной и письменной речи.