Занятие в старшей группе роль гласных звуков. «Гласные звуки “А”, ”У”, “О”». план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему. Гласные и согласные звуки и буквы

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) «Гласный звук А, буква А, а»

Сценарий образовательной деятельности«Первая буква алфавита»


Описание: Конспект занятия по обучению грамоте для детей дошкольного возраста, предназначен для
воспитателей детских садов,педагогов дополнительного образования.
Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А, а, понятием «гласный звук»
Задачи:
Учить определять местонахождение звука А в словах.
Учить делить слова на слоги.
Познакомить с условным обозначением слога.
Развивать внимание и память.
Материал к занятию: предметные картинки, разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные
азбуки.

Ход занятия:

1.Организационный этап :
Приветствие, стихи на организацию внимания.
Игровое упражнение «Настроение»

«Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа,
Обними соседа слева,
Обними соседа справа,
Обними своих друзей,
Вместе жить нам веселей»
2.Подготовительный этап:
Педагог произносит пословицу: «Ученье-свет, а неученье- тьма»
Вместе с детьми выясняет значение пословицы
Немного сведений из истории письменности.
Как вы думаете, дети, для чего нужно уметь читать?
Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка»
«Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!»
3.Основной этап:
Анализ звука А.
Слово педагога: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем». Показ разрезной азбуки большого формата
(наборное полотно со всеми буквами)
Загадки
Где живут А Б В Г Д?
Тут живут А Б В Г Д.
Видишь, дома сидят,
Из окошек глядят.
Человечки чёрные,
Умные, учёные
Друг за другом стали в ряд,
Молча с нами говорят.
Тридцать три родных сестрицы-
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся.

Слово педагога: «Сегодня мы познакомимся со звуком А и буквой А. Звук А произносится только голосом: рот
открыт, никакой преграды голосу нет. Звук А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо».


Вводится термин «гласный звук»
Определение места звука в словах: АИСТ, АСТРА, ЛУНА, МАК.
Педагог загадывает загадки. На ТВ панели демонстрируются иллюстрации с данными словами. Место буквы
показывается во время произнесения слова.
Загадки
Его мы клёкот слышим
И летом, и весной.
И он над нашей крышей
Стоит, как часовой(Аист)


В осеннее небо глядится цветок
Сердцевиной своей золотой.
За лучистый, прямой лепесток
С древнейших времён он назван звездой(Астра)


Вот шершавый стебелёк,
В середине-уголёк,
Лепестки блестят, как лак, -
Распустился красный…(Мак)


В небе круглая лепёшка,
От неё струится свет.
Света может и немножко,
А на весь хватает свет (Луна)


Анализ буквы А.
А-начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко,
Ноги ставит широко.
Дети рассматривают букву. Она состоит из трёх палочек. Пишут большую печатную букву А в воздухе.
Вот два столбика наискосок.
А меж ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Анализ маленькой буквы а
Рассматривают букву. Она состоит из кружочка и изогнутой палочки справа от кружка, т.е. из двух частей.
Физкультминутка
Поднимайте плечики
Прыгайте, кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок. (Энергичные движения плечами)
Стоп! Сели.
Травушку покушали. (Приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко! (Прыжки на месте)
Показ схемы слова ЛУ-НА
Два квадрата
Сначала педагог, а затем дети произносят слово Луна по слогам.
Дидактическая игра «Покажи букву»
У каждого ребёнка в руках буква А. Педагог показывает карточку или предметные картинки по любым темам:
«Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Рыбы» и т. д. Можно использовать игрушки. Дети
поднимают карточку с буквой А, если этот звук слышится в словах. Интонационно звук выделяется.
Предложить два-три слова, в которых нет звука А.
4.Итоговый этап:
Вопросы:
Что нового узнали?
С каким звуком познакомились?
Гласный это звук или согласный?
В чём отличие буквы от звука?
Игровое упражнение «Мяч+ настроение»
Дети рассказывают о том, какое у них настроение и перекидывают мяч друг другу.

Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе на тему: Гласные звуки и буквы. Данное занятие рекомендовано учителям-логопедам, работающих с детьми с ОНР. Проводится как итоговое занятие для закрепления произношения гласных звуков, дифференциации гласных и согласных звуков, развития фонематического слуха и чувства ритма.

Цели:

  1. Закрепление произношения гласных звуков.
  2. Дифференциация гласных и согласных звуков.
  3. Развитие фонематического слуха, чувства ритма.
  4. Закрепление понятия — «ударение».
  5. Продолжать обучению звуко-буквенному анализу и синтезу.
  6. Чтение слогов и слов.
  7. Развивать память и внимание.

Оборудование:

  • Буквы, таблица №1, таблица №2, таблица №3, игрушка -Кот, звуко- слоговые схемы, звуковые домики,карточки- «бусы», таблица №4, предметные картинки (усы, куртка, дым, стол, туфли, санки, дом), таблицы для чтения, простые карандаши.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.

1 ребенок:

Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.

[А] — откройте рот пошире,
Руки в сторону — три, четыре.

[У] — надул капризно губки,
Подними скорее руки!

[О] — округлив побольше губы,

О, прикрыл немного зубы.
Согни руки в колесо,
Получилось хорошо!

[И] — Улыба, весельчак,
Он смеется звонко, так.
Руки в стороны развели
И немного потрясли.

[Ы] — Хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья.
Бок рукою он подпер,
Ногу в сторону отвел,
Другой рукою потянулся
Словно только что проснулся.

[Э] — В задумчивом сомненье,
Он высказывает мнение.
Уважительный я звук,
Поклонюсь я всем вокруг.

А, У, О, Ы, И -
Вот такие все они,
Нет для них нигде преграды.
Петь мы эти звуки рады.

(Дети поют под минус «Песня кота Леопольда» с заданным гласным звуком звуком).

А теперь еще игра
Мяч скорее мне сюда!
Подарю вам звуки я,
Вы вернете мне слова.
Ты подумай, милый друг,
Чтобы был вначале звук.

(Игра с мячом — мяч возвращается логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т.д.)

Л.: Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки и я хочу с вами поиграть. (Дети садятся на свои места).

II. Постановка цели занятия.

Л.: — С какими звуками мы сейчас играли? (с гласными)

Л.: — Почему мы их называем гласными? (потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно).

1. Игра «Четвертый лишний».

Л.: — Назовите лишний звук и объясните, почему он лишний.

Д.: — Лишний звук «К», потому что он согласный, а остальные гласные.

(Аналогично: АМОИ, КТУП)

2. Игра с волшебным мешочком.

Узнайте буквы на ощупь (дети угадывают и выставляют на магнитную доску).

Л.: — Вы называли звуки, затем угадывали буквы. Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем). (таб. №1)

III. Развитие фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа и синтеза.

Л.: — А теперь прочитайте гласные со звуком «Т» в конце, произнося сильнее тот слог, на который падает ударение. (AT, УТ и т.д.)

Л.: — Прочитайте гласные со звуком «К» вначале, произнося сильнее слог, на который падает ударение. (КА, КУ и т.д.).

Л.: Назовите гласную перед которой согласный звучит мягко. (перед «и» согласный звучит мягко).

Л.: — «ки», что я произнесла? (Слог).

Л.: — Составьте схему слога «КИ». (один у доски, остальные индивидуально).

Л.:- Назовите первый звук (К).Звук «К» какой?(Согласный, мягкий, глухой)

Л.:- Назовите второй звук (И). Звук «И» какой? (гласный)

Л.: — Теперь добавьте звуковое обозначение звука «Т».

Л.:- Какое слово получилось? (КИТ).Покажите на схеме, что КИТ –это слово.

Л.: — Я взмахнула волшебной палочкой и вы превратились в волшебников. Какое слово получится, если в слове КИТ звук «И» заменить на звук «О»?(КОТ)

Л.: — Что нужно изменить в схеме слова КИТ, чтобы получилось слово КОТ?(Дети меняют зелёный квадрат в схеме на синий квадрат.).

Л.: — Расскажите все о слове КОТ по схеме.

Л.: — Сколько слогов в слове КОТ? (Один слог).

Л.: — Как вы узнали сколько слогов в слове КОТ? (Сколько гласных звуков столько и слогов)

Л.: — Назовите гласный звук. (О). Согласные твердые звуки (К,Т). Согласные мягкие звуки (Их нет).

Л.: — Сколько всего звуков в слове КОТ? (три звука).

Л.: — Итак, сегодня мы повторим гласные звуки и буквы.

Л.: — Мы уже убедились, что гласные очень любят петь.

Л.: — Эти буквы идут на прогулку и поют. Что они поют? Прочитайте, соблюдая ударение. (Ударение меняется).(таб.№2)

Л.: — А вот и КОТ. (Выставляется игрушка).

Л.: — КОТ очень любит гласные звуки и приготовил нам сюрприз — это картинки с изображением предметов (Дети переворачивают картинки на столах).

Л.: — КОТ просит вас показать на звуковых домиках сколько гласных звуков в слове и где они слышатся. (Работа со звуковыми домиками — индивидуально).

Л.:- Игра «Телефон». Назовите гласные звуки по порядку. (Дети показывают и называют — туфли «у, и» и т.д.).

Л.:- Поиграем в игру телеграф разделите своё слово на слоги.(Дети отхлопывают и проговаривают слово по слогам). Составьте слоговую схему слова.

Л.: — Поднимите картинки, в названии которых один слог (два слога).

Л.: — Какое важное правило мы вспомнили? (Сколько гласных столько и слогов).

V.: — Посмотрите, КОТ подарил нам бусы. Постарайтесь запомнить цепочку гласных и правильно напечатать буквы на бусинках.

Л.: — А вот еще одна игра «Стол находок», буквы потерялись, найдите буквы и прочитайте слова.

М..к к…т л…к п…ла
Л…к т…к к…м л…па
Т…к м…х т…к т…хо
А О У И

VI. Итог занятия.

Л.: — О чем мы говорили на занятии? (О гласных звуках и буквах).

Л.: — Встанет тот, кто произнесет свое имя, выделяя ударный гласный и назовет его. (Ангелина — ударный гласный «и» и т.д.).

VII. Оценка деятельности детей.

Л.: — Молодцы, дети! Мы сегодня замечательно играли. Занятие закончилось, можете быть свободными.

Надорова Ирина Александровна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г.Саранск

Олеся Духанина
Звук А и буква А. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.

Задачи : 1. Познакомить детей с буквой А . 2. Дать детям понятие гласный звук . 3. Развивать умение называть слова с заданного звука . 4. Развивать фонематический слух, анализ, синтез. 5. Развивать конструктивный праксис . 6. Развивать зрительно-пространственное восприятие буквы . 7. Воспитывать в детях уважительное отношение к взрослым и товарищам.

Материалы : мольберт, письмо, конверт, коробка, стрелки, фишки черного и красного цвета, картинка с изображением мака (на каждого ребенка, Нарисованный апельсин (на обратной стороне написано задание, изображение буквы А (большая и маленькая, пластилин, дощечки, карандаши, заготовленные листочки с нарисованной буквой А .

Ход занятия.

Ребятам в группу приходит письмо :

Здравствуйте ребята! Мы-жители страны Грамоты опечалены тем , что по дороге к вам буква А и ее слуга звук А попали в плен к злодею. Помогите нам спасти букву А и ее слугу , и вернуть их домой. Для этого нужно выполнить все задания злодея.

Буквы и страны Грамота .

Воспитатель : И, правда, ребята, посмотрите - стрелки, давайте пойдем по ним. А вот и первое задание.

1 конверт :

Д/игра "Поймай звук А ". (Из разных звуков нужно поймать только звук а и хлопнуть в ладоши, но смотрите не ошибитесь.)

(к, с, а,о, р,т,а,у,ж,ш,и,а,а,з,в) - звуки называет воспитатель.

2 задание

Д/игра "Собери слова из звуков "(Слова рассыпались на звуки , соберите слова из звуков )

р-а-к (рак, с-о-к (сок, д-о-м (дом, к-о-т (кот, л-у-к (лук, ж-у-к (жук, л-у-н-а (луна, в-а-з-а (ваза)

3 конверт (картина с изображением мака)

Задание : найдите где спрятался звук а , какой он по счету.

Воспитатель : Звук А не простой - это волшебный звук , его можно спеть. Попробуйте. Мы произносим этот звук голосом , этот звук - гласный . Мы будем обозначать его красной фишкой, а все остальные звуки - черной .

Дети звуковой анализ слова мак , а пото на схеме, определяют место звука А .

Это задание освобождает звук А , но чтобы злодей не смог снова его поймать, нужно придумать и назвать слова, которые начинаются со звука А . Это 4 задание.

Айболит, акула, аист, автобус, апельсин, ананас, автомат, антенна, арбуз, азбука, ангел, астра.

Продолжаем идти по стрелкам, вдруг видим висит апельсин на обратной стороне 5 задание "построй из пальчиков букву "(физминутка) :

Пальцы указательные

Ставим под углом.

Средний - перекладинкой

Ровно ляжет в нем.

Дети строят букву , а вот и сама буква (плакат на мольберте) .

Воспитатель : Букву А узнать легко , ноги ставит широко. Букву мы видим и пишем , а звук слышим и говорим . На что похожа буква А (Ответы детей) . Из каких элементов она состоит (ответы детей) Напишите ее в воздухе.

А чтобы вы запомнили букву , раскрасьте ее.

6 задание (в конверте карточки с буквой , раскрасьте букву , а чтобы у нее было много друзей, вылепим букву А и пластилина Это 7 задание.

Воспитатель : Ребята вы справились со всеми заданиями злодея, и буква А свободна и ее слуга звук А тоже .

Подведение итогов.

Разработала учитель-логопед

Гимадиева Людмила Павловна

МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.

Цель : Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У. ы, И.

Коррекционно - образовательные:

Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Закрепление понятия буква, и правила написания большой буквы. Способствовать закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв. Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии.

Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать фонематическое восприятие. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию навыка чтения.

Способствовать дальнейшему развитию интереса к литературе, совершенствование навыка слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитания любви и бережного отношения к природе. Любви к музыке и классической литературе.

Оборудование:

  • Игра «Билеты»;
  • Сигналы-символы гласных звуков: А, О, У, И, ы;
  • Гласные буквы А, О, У, И, ы;
  • Магнитная доска;
  • Игра «Буквы играют в прятки»;
  • Гусеница со «сломанными» буквами;
  • Красные карандаши или маркеры по количеству детей;
  • Картинки на гласные звуки в конверте;
  • Игра «Прочитай-ка» - составь предложения с помощью картинок букв и моделей предложений;
  • Игра «Куб с буквами»
  • Компьютер и музыкальное сопровождение
  • «Дерево» и «листья - прищепки» (красного, желтого, оранжевого цветов).

Ход:

1. Орг.момент

Дети входят в игровую зону.

Игра «Билетики»

Сейчас мы с вами в очередной раз отправимся в страну «АБВГДЕЙ - ка». Пройти помогут вот эти билеты. Каждый получивший билет, смотрит на картинку и определяет, какой гласный звук «спрятался» в начале слова.

Дети, получают билеты, отвечают.

Повторение пройденного.

Назовите, все звуки, которые вы сейчас произносили?

Логопед: Как называются эти звуки?

Логопед: Почему они гласные?

2. «Вспоминай-ка!»

После каждого упражнения делается обобщение. Например, в какую игру поиграли? ("Вспоминай-ка" ) Мы определяли место звука в слове.

Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту нет преграды ).

Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?

Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом

Игра «Читалочка» - по сигналам гласных звуков.

Мальчики подбирают нужный сигнал для своих билетов, девочки для своих - выставляют на доске .

А теперь выберите сигнал - символ звука, подходящий к вашей картинке - соотнесение с сигналом - символом гласных звуков. Взаимопроверка.

3. Сообщение темы занятия

Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня.

В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.

Ребята, скажите как обозначаем звук на письме - буквой.

Что такое буква- это то, что мы видим и пишем.

Правило : Буква - это графический знак, обозначающий звуки на письме.

4. Игра «Иностранные буквы».

«Приползает» гусеница с «поломанными буквами»

К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы, с которыми мы познакомились.

Вот они!

Ой, какие буквы странные совсем как иностранные!

Ребята, я догадалась, эти буквы «поломались, их надо «отремонтировать». Возьмите фломастеры и допечатайте буквы. Дети, дописывают элементы букв.

Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно)

(когда игра закончена, обнаруживают конверт с картинками)

5. Игра «Заколдованные картинки»

Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками - отгадками и соотносят с буквой.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку, милый мой дружок!

Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

6. Игра «Подарочки»

Для этого нужно определить какой гласный звук в слове находится в ударной позиции и соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в словах и обозначали гласной буквой.

Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам.

Гласные буквы (А,О,У,ы,И) выставлены на доске.

Почему картинок меньше чем букв?

(В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)

7. Физкультминутка «Веселый кубик». (Под аудиозапись «Буква А повсюду знаменита, буква А - начало букваря...").

Мы старались звуки определить по порядку.

Я вас приглашаю на веселую зарядку.

У нас есть кубик - помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.

Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру.

Кто будет кидать первым?

Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться.

Раз, два, три - дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её.

Повторяют на что похожа буква. Стихотворение - шутка.

Придумывают слова с заданной буквой, (например Автомобиль - и выполняют соответствующее упражнение). Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это … , выполняют упражнение,

ИВОЛГА - птица

Выполняют упражнение - «тело-буква».

8. Игра« Прочитай-ка»

С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.

  • Мальчик плачет: А-а-а!
  • Винни пух и осы: О-о-о!
  • Воет волк: У-у-у!
  • Яблоко и груша.
  • Морковь____, а огурец_____.
  • Заблудились в лесу! Ау !
  • Как зовут ослика: Иа!
  • Малыш плачет: Уа !
  • У кошки котенок.
  • У девочки кукла, а у мальчика машина.
  • У врача лекарство и градусник, а у повара чайник и кастрюля.

__, а _ __. Конфеты сладкие, а лимон кислый.

__ ___ у-у-у!

_______ _________ Уа,уа!

У и ,

а у и .

У ..

_____ О .

(Зайчик мечтает, или думает о капусте)

9. Итог занятия. Рефлексия

Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.

В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть?

В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками - прищепками.

Дерево - дети украшают дерево листочками.

Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями - украсьте дерево листочком желтого цвета.

Если вы испытывали затруднения - оранжевого.

Если было очень трудно - красного. (Дети у которых красные и оранжевые листочки - закрепляют материал на индивидуальном занятии).

Какое дерево получилось?

Осеннее, разноцветное.

Многие поэты любили это время года и воспевали его в своих стихах.

О нашем дереве можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина

«В багрец и золото одетые леса», - что значит багрец - багровый, красивый, темно-красный, золото - желто - оранжевое.

Наше путешествие в страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)

Ещё по данной теме: