Заявление о зачете переплаты усн образец. Зачет ндс. Составление заявления на возврат НДС

М ногие компании сталкиваются с ситуацией, когда у них возникает переплата по одному или даже по нескольким налогам. Разумным шагом в такой ситуации будет зачет переплаты в счет этого же или других налогов. Выясним, в каком ­порядке происходит такой зачет и какие документы нужно составить.

Сразу скажем, что правила о зачете переплаты применяются не только к налогам, но и к штрафам, и к пеням (п. 14 ст. 78, п. 9 ст. 79 НК РФ). Поэтому в дальнейшем, говоря о налогах, мы будем иметь в виду все три типа ­платежей.

Итак, переплата налога может возникнуть по двум причинам:

  • организация сама переплачивает налог (например, в результате неправильного определения налоговой базы или неверного указания КБК в платежке). В этом случае налог возвращается в ­порядке, который предусмотрен ст. 78 НК РФ;
  • налоговая инспекция взыскивает излишнюю сумму налога. В такой ­ситуации применяется ст. 79 НК РФ.

К сведению

Свернуть Показать

С 1 января 2015 г. принудительное взыскание налога допускается даже с лицевых счетов. Недосчитаться денег на лицевом счете могут те организации, чья недоимка по налогам составляет не более 5 млн руб. (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ). При возникновении большей задолженности налоговикам придется обращаться в суд.

Организация, переплатившая налог, может выбрать один из трех вариантов действий (глава 12 НК РФ):

  • вернуть переплату (в случае отсутствия задолженности по налогам - п. 1 ст. 79 НК РФ);
  • зачесть переплату в счет платежей по этому налогу;
  • зачесть переплату в счет платежей по некоторым (не по всем!) другим налогам.

Рассмотрим два последних варианта.

Какие налоги можно зачесть?

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ зачет производится по видам налогов: федеральные - в счет федеральных, региональные - в счет региональных, местные - в счет местных (п. 1 ст. 12 НК РФ). При этом не ­имеет значения, в какой бюджет зачисляется тот или иной налог (письмо ­Минфина России от 26.04.2011 № 03-02-07/1-141).

Пример 1

Свернуть Показать

Федеральными налогами являются, в частности, НДС и налог на прибыль (п. 1 и 5 ст. 13 НК РФ). При этом НДС идет в федеральный бюджет полностью (ст. 50 БК РФ), а налог на прибыль (ставка 20%) распределяется между ­федеральным (по ­ставке 2%) и региональным (по ставке 18%) бюджетами (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Тем не менее переплату по НДС можно полностью зачесть в счет налога на ­прибыль (и наоборот).

К сведению

Свернуть Показать

Налоги, уплачиваемые в связи с применением специальных режимов налого­обложения, тоже относятся к числу федеральных (п. 7 ст. 12 НК РФ, письмо ­Минфина России от 20.04.2006 № 03-02-07/2-30).

Если организация переплатила сама

Порядок действий организации будет зависеть от того, кто обнаружил переплату: она сама или налоговая инспекция.

Переплату обнаружила инспекция

В этом случае налоговики обязаны сообщить организации о переплате. На это им отводится 10 рабочих дней с даты обнаружения (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 78 НК РФ). Сообщение направляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 2 к данному приказу). Оно может быть передано представителю компании под расписку, направлено обычной почтой, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет (абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Надо сказать, что на практике налоговики далеко не всегда сообщают об обнаружении переплаты. Поэтому если организация выявила ее самостоятельно, есть смысл подать в инспекцию заявление о зачете, не надеясь на активность инспекторов в этом вопросе. Тем более что НК РФ позволяет это сделать, даже если налоговая инспекция сама обнаружила переплату (абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ).

Если у компании имеется недоимка по налогам, то инспекция должна сама зачесть переплату в счет имеющейся задолженности (п. 5 ст. 78 НК РФ). Разумеется, это относится только к тем случаям, когда возможность принудительного взыскания задолженности не утрачена (п. 32 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Утрата может произойти, например, если инспекция попустила двухмесячный срок (после того, как организация не исполнила требование об уплате налога) на вынесение ­решения о принудительном взыскании задолженности (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Если же долгов нет, то дальнейшую судьбу переплаты может определить только налогоплательщик. В такой ситуации самостоятельно (т.е. без заявления налогоплательщика) проводить зачет переплаты (например, в счет предстоящих платежей по тому же налогу) инспекция не вправе (письмо Минфина России от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260).

Переплату обнаружила организация

Налогоплательщик, обнаруживший переплату, может подать в инспекцию заявление о ее зачете. Форма этого документа утверждена приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 9 к данному приказу).

К сведению

Свернуть Показать

Подать заявление о зачете можно в течение трех лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Налоговая инспекция сверит информацию из заявления со своими данными о поступивших платежах. В случае выявления расхождений налоговики могут предложить провести сверку расчетов (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Если все вопросы будут сняты, то инспекция примет решение о зачете сумм налога, если нет - об отказе в зачете. И в том, и в другом случае на принятие решения у инспекции есть 10 рабочих дней. Этот срок отсчитывается либо с даты получения заявления от организации, либо с даты подписания акта сверки расчетов (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ). Нередко налоговики нарушают этот срок. В такой ситуации можно пожаловаться на их бездействие в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 138 НК РФ), но потребовать уплаты процентов за просрочку нельзя. Такая мера предусмотрена при просрочке возврата (а не ­зачета) излишне уплаченного налога (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Еще пять рабочих дней у инспекции есть на то, чтобы сообщить организации о принятом решении (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ).

Заявление о зачете

Порядок заполнения заявления о зачете рассмотрим в Примере 2.

Пример 2

Образец заполнения заявления о зачете переплаты НДС в счет предстоящих платежей по этому же налогу.

Свернуть Показать

ООО «Актив» имеет переплату по НДС за III квартал 2015 г. в сумме 100 000 руб. Недоимка по другим федеральным налогам отсутствует. В связи с этим ­компания ­хочет зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же налогу.

Заявление будет заполнено так:

Если излишние суммы взыскала налоговая инспекция

Зачесть излишне взысканный налог инспекция может только в счет имеющейся недоимки. Причем зачет инспекция проведет самостоятельно, без каких-либо заявлений от налогоплательщика (п. 1 ст. 79 НК РФ). А вот зачет в счет будущих платежей в данном случае невозможен (письмо ­Минфина России от 23.11.2012 № 03-02-07/1-293).

В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ излишне взысканная сумма налога подлежит возврату с процентами, которые рассчитываются по ставке рефинансирования. При этом специалисты налоговой службы подчеркивают один очень важный момент: «для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета» (письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431). Суды с таким подходом согласны (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.2013 по делу № А32-14781/2012, ФАС Московского округа от 26.04.2013 по делу № А40-85167/12-107-453 и от 16.03.2011 № ­КА-А40/1301-11 по делу № А40-82943/10-35-416).

К сведению

Свернуть Показать

Проценты начисляются со дня, следующего за датой взыскания, по день фактического возврата (абз. 2 п. 5 ст. 79 НК РФ).

На практике часто возникает вопрос: по какой формуле считать такие проценты? По мнению чиновников, исходить следует из того, что в году 360 дней (письма Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7, ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@). При этом они ссылаются на п. 2 постановления Пленума ВС РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами». Однако как постановление, разъясняющее ­применение ГК РФ, ­связано с налоговыми отношениями, понять сложно.

Именно поэтому Президиум ВАС РФ выпустил постановление, в котором указал, что при расчете следует использовать фактическое количество дней в году: 365 или 366 (постановление от 21.01.2014 № 11372/13 по делу № А53-31914/2012).


Подскажите пожалуйста какой формой заявления нужно пользоваться при возмещении НДС из бюджета. Если это приложение № 8 к Приказу № ММВ-7-8/90 от 03.03.2015г., то там звучит возврат "уплаченной/взысканной" суммы, у нас же по итогам квартала принятая к вычету сумма НДС превысила рассчитанную (начисленную) сумму налога.

Да, нужно пользоваться формой, установленной приложением № 8 к Приказу № ММВ-7-8/90 от 03.03.2015г.

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как возместить НДС, если сумма вычетов превысила сумму начисленного налога

Если по итогам квартала принятая к вычету сумма НДС превысила рассчитанную сумму налога, то полученную разницу организация имеет право возместить* (п. 2 ст. 173 НК РФ). Порядок возмещения следует отличать от порядка возврата (зачета) излишне уплаченной суммы НДС.

Общие правила возмещения НДС установлены Налогового кодекса РФ. Они распространяются и на организации, которые реализуют продукцию на внутреннем рынке, и на экспортеров. При этом наряду с общим порядком возмещения НДС , предусмотренным Налогового кодекса РФ, некоторые организации могут воспользоваться заявительным порядком возмещения налога , который установлен Налогового кодекса РФ (п. 12 ст. 176 НК РФ).

Общий порядок возмещения

Процедура возмещения НДС включает в себя несколько этапов.*

Сначала организация должна подать в налоговую инспекцию:

  • декларацию по НДС с указанием в ней суммы налога к возмещению из бюджета;
  • заявление о возврате НДС, предъявленного к возмещению, на расчетный счет организации или заявление о зачете НДС в счет предстоящих платежей по этому же или по другим .*

Главбух советует: подавайте заявления о зачете (возврате) НДС одновременно с налоговыми декларациями. Это позволит ускорить процедуру возмещения налога.

Если инспекция не получит заявление до того момента, когда она примет решение возместить НДС, ускоренный порядок возврата (зачета), предусмотренный пунктами 7–11 статьи 176 Налогового кодекса РФ, не применяется. В этом случае будет действовать общий порядок, установленный Налогового кодекса РФ. Об этом сказано в пункте 11.1 статьи 176 Налогового кодекса РФ.

Получив декларацию, налоговая инспекция проведет ее камеральную проверку (). В рамках проверки у организации могут затребовать документы, подтверждающие заявленную сумму возмещения: счета-фактуры, договоры, первичные документы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Кроме того, высокая доля вычетов может привести к тому, что представителей организации пригласят на комиссию (письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722). Высокой считается доля вычетов, превышающая 89 процентов. В этом случае организации придется дать пояснения. Их можно представить в произвольной форме .

Если в ходе проверки инспекция не выявит никаких нарушений, то в течение семи дней после ее окончания она должна принять решение о возмещении НДС и его возврате (зачете) (п. и ст. 176 НК РФ).

Образцы новых заявлений для зачета и возврата налогов

Возврат налога

Заявление о возврате налога компания может подать в двух случаях. Во-первых, если она сама переплатила налог.* Во-вторых, если инспекторы взыскали доначисления, а компания доказала в УФНС или в суде, что это незаконно. Излишне взысканные суммы можно только вернуть. Зачесть их компания не вправе. Форма заявления есть в приложении № 8 к приказу № ММВ-7-8/90 .*

Наименование инспекции и реквизиты компании (1). В заявлении надо привести наименование инспекции и реквизиты компании - полное название, ИНН/КПП и адрес.

Ссылка на Налоговый кодекс РФ (2). В заявлении нужно сделать ссылку на норму, которая позволяет вернуть переплату. Для излишне уплаченных сумм это Налогового кодекса РФ. Исключений мало. К примеру, при возмещении НДС надо сослаться на Налогового кодекса РФ. Если же компания возвращает излишне взысканный налог, то надо указать .

Вид переплаты (3). В заявлении надо написать, какую сумму налога компания хочет вернуть - излишне уплаченную или излишне взысканную.

Название налога (4). В новом бланке предусмотрены поля для названия налога, по которому образовалась переплата, периода, к которому она относится, ОКТМО и КБК. Коды можно взять из платежки. Но лучше заранее провести сверку с налоговиками и посмотреть в акте сверки, по каким КБК и ОКТМО числится переплата.

Сумма налога (5). Сумму налога, которую компания просит вернуть, надо привести в полных рублях - цифрами и прописью.

Реквизиты счета (6). В этих строчках надо указать реквизиты счета, на который налоговики должны будут перечислить деньги: наименование банка, корсчет, БИК, ИНН/КПП банка, номер счета компании. И подчеркнуть, в каком качестве компания выступает - как налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент.

Получатель (7). В этой строке надо еще раз написать полное название компании.

Важная деталь

Инспекторы вернут переплату, если с даты, когда компания перечислила эти суммы в бюджет, прошло не более трех лет.

Дата заявления (8). Излишне уплаченные налоги можно возвратить через инспекцию только в течение трех лет с даты уплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ). Для переплаты по авансам этот срок считают так же, как при зачете.

Подать заявление о возврате излишне взысканных сумм можно в течение месяца с даты, когда компании стало известно о переплате. Например, со дня получения решения УФНС, которое отменяет доначисления (п. 3 ст. 79 НК РФ). При возврате переплаты налоговики должны зачислить деньги на счет компании в течение месяца с даты получения заявления о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ). Либо в течение месяца после камеральной проверки декларации (письмо Минфина России от 25 ноября 2014 г. № 03-08-05/59810).

Подпись (9). В форме заявления нет полей для должности работника, который ставит в нем визу, и его Ф. И. О. Но мы советуем привести эти данные. Например, под строкой с подписью. Если за директора расписывается другой сотрудник, то к заявлению надо приложить доверенность.

Пример 3. Как заполнить заявление на возврат налога

Воспользуемся условиями примера 2. Допустим, компания решила получить переплату живыми деньгами. Тогда нужно составить заявление на возврат переплаты. Образец ниже.?*

В 2019 году изменились документы, которыми юридические и физические лица должны пользоваться для зачета и возврата переплаты по налогам. Рассмотрим, как сейчас выглядит форма заявления о зачете переплаты по налогу и как правильно заполнять этот документ.

Бланки заявлений, используемых для осуществления зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, утверждены приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/ . Ими должны пользоваться и физические, и юридические лица. Но с 2019 года в приказ ФНС были внесены небольшие изменения, о которых необходимо помнить.

Когда понадобятся новые формы

Согласно статье 78 НК РФ , налогоплательщики, у которых образовалась переплата, могут по-разному распорядиться излишне уплаченными суммами:

  • зачесть их как будущие платежи;
  • погасить недоимку по иным обязательным выплатам;
  • сократить или полностью закрыть задолженность по пеням и штрафам за правонарушения;
  • потребовать возврат средств.

Эти правила распространяются на все введенные в РФ сборы и налоги, в том числе госпошлину (с некоторыми особенностями, перечисленными в статье 333.40 НК РФ ), НДС, авансовые платежи. Однако надо понимать, что налоговая служба не станет возвращать или производить зачет излишне уплаченной суммы в счет будущих платежей до тех пор, пока не будут погашены задолженности.

Образец заявления на зачет излишне уплаченного налога

Если налогоплательщик решил перераспределить свои деньги, ему необходимо написать заявление о зачете налога. Бланк этого документа представлен в приказе ФНС от приложение № 9. Скачать его можно внизу страницы.

Как заполнить такой документ

Допустим, ООО «Колосок» подало декларацию по транспортному налогу за 2018 год, но при его уплате допустило ошибку, заплатив на 3112 рублей больше. Организация обращается в межрайонную ИФНС, просит зачет переплаты по налогам; заявление пишет,чтобы ей зачли переплаченную сумму в счет предстоящих платежей по налогу на имущество организаций. Рассмотрим пошагово заполнение такого документа.

Шаг 1. Традиционно в самом верху следует указать ИНН и КПП. Идентификационный номер у ИП состоит из 12 цифр, поэтому свободных клеточек оставаться не должно. Организации вписывают в соответствующие поля только 10 цифр, в оставшиеся две ставят прочерки. Когда заполняется строка, предназначенная для КПП, заявители должны действовать также: есть цифры — вписать их, нет — поставить прочерки.

Шаг 2. Прописываем номер обращения. Здесь проставляют то число, сколько раз в текущем году они обращались за зачетом. Не забываем про прочерки, если количество вписываемых цифр меньше, чем клеток.

Шаг 3. Вписываем код налогового органа, куда будет отправляться обращение. Это должна быть инспекция ФНС по месту учета ИП или организации. В консолидированной группе налогоплательщиков о зачете переплаты по налогу на прибыль должен просить ответственный участник этой группы.

Шаг 4. Прописываем полное наименование организации-заявителя, например, общество с ограниченной ответственностью «Колосок». Оставшиеся клеточки заполняем прочерками. Ни одна из них остаться пустой не должна. При заполнении этого поля индивидуальным предпринимателем ему необходимо указать фамилию, имя и отчество, если оно имеется. Кроме того, следует указать статус заявителя, в качестве кого он обращается, в соответствии с указаниями:

  • налогоплательщик - код "1";
  • плательщик сбора - код "2";
  • плательщик страховых взносов - код "3";
  • налоговый агент - код "4".

Шаг 5. Указываем статью НК РФ, на основании которой можно произвести зачет. Она будет зависеть от того, по какому платежу образовалась переплата. ФНС оставила 5 клеточек для указания конкретной статьи. Если какие-то из них не нужны, необходимо поставить прочерки. Вот какие могут быть варианты заполнения этого поля:

  • — для зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора, страховых взносов, пеней, штрафа;
  • — для возврата излишне взысканных сумм;
  • — для возмещения НДС;
  • — для возврата переплаты по акцизу;
  • — для возврата или зачета государственной пошлины.

Шаг 6. Записываем, по чему именно образовалась переплата - налогу, сбору, страховым взносам, пеням, штрафам.

Шаг 7. Заявитель уточняет, за какой период образовалась переплата. Разработчики предоставили для указания кода 10 знакомест, из которых две точки. Первые два из них могут быть заполнены одним из следующих вариантов:

  • МС — месячный;
  • КВ — квартальный;
  • ПЛ — полугодовой;
  • ГД — годовой.

Конкретные значения будут зависеть от предусмотренного законодательством отчетного периода для того платежа, по которому планируется осуществить зачет.

В 4-м и 5-м знакоместах отчетный период уточняется:

  • если для платежа утвержден месячный расчетный период, то в предусмотренных графах вписывают числовое значение месяца (от 01 до 12);
  • если квартальный — указывают значение квартала (от 01 до 04);
  • для платежей с полугодовым отчетным периодом вводятся значения 01 или 02, в зависимости от полугодия;
  • для годового сбора предусмотрены нулевые значения, то есть в обеих клеточках надо проставить «0».

Последние четыре знакоместа предназначены для указания конкретного года, например 2019.

Вместо буквенно-цифровых комбинаций может быть записана и конкретная дата, например 25.01.2019. Такая запись допускается, если законодательство предусматривает конкретную дату уплаты сбора или предоставления декларации.

Примеры заполнения расчетного периода: «МС.02.2019», «КВ.03.2019», «ПЛ.01.2019», «ГД.00.2019», «04.05.2019».

Шаг 8. Вписываем код по ОКТМО. Если вы его не знаете или забыли, можно позвонить в ИФНС по месту учета либо на сайте nalog.ru узнать нужный код по наименованию муниципального образования.

Шаг 9. Безошибочно вводим КБК для уплаты соответствующего платежа, используя Приказ Минфина России от 08.06.2018 N 132н. Узнать код можно также с помощью сайта ФНС либо посмотреть его на ранее заполненном платежном поручении.

Шаг 10. Уточняем, в какую ИФНС были перечислены лишние средства.

Шаг 11. На первом листе остается заполнить, на каком количестве листов подается заявление и сколько приложено листов подтверждающих документов, а также указать данные о самом заявителе. Мы рекомендуем оставить эти два небольших раздела на потом.

Продолжим заполнение на втором листе. В самом первом поле, где требуется указать фамилию, имя и отчество, ставим прочерки. Ниже указываем, что надо сделать с переплатой, — погасить задолженность или оставить средства в счет предстоящих платежей.

Шаг 12. Записываем конкретную сумму, которую заявитель хочет зачесть. Она указывается цифрами, без текстовой расшифровки.

Шаг 13. Заполняем период для того платежа, по которому планируется осуществить зачет. В нашем случае налог на имущество организаций ежеквартальный, поэтому вписываем тот квартал, в счет которого должна пойти переплата.

Шаг 14. Вновь записываем код ОКТМО. Как правило, он дублируется.

Шаг 15. Уточняем КБК для перечисления средств, в счет которого пойдет лишняя сумма. У нас он отличается от прошлого КБК, поскольку налоги разные. Если переплата пойдет в счет будущих платежей по одному и тому же сбору, то КБК совпадают. Исключение в случае, если ранее были изменены коды по решению Минфина. Напомним также, что зачет может осуществляться по определенным правилам: они должны относиться к одному виду: федеральным, региональным или местным. Зачесть федеральную часть налога на прибыль в счет предстоящих платежей торгового сбора, например, нельзя.

Шаг 16. Код ИФНС, которая принимает поступления, как правило, дублируется.

Шаг 17. Поскольку больше никаких переплат нет, в нашем примере следующие строки не заполняются. Там можно поставить пробелы. Также организации и ИП не заполняют третий лист. Он предназначен для физических лиц, не зарегистрированные в качестве ИП, которые не указали ИНН.

Шаг 18. Возвращаемся к первому листу и вписываем количество страниц и приложений. В предусмотренных полях заявители указывают соответствующие данные.

Шаг 19. Последняя часть заявления не должна вызвать проблем при заполнении. Здесь необходимо уточнить, кто и когда подает обращение, а также указать контактный номер телефона. Правая часть остается незаполненной: она предназначена для отметок инспекторов ФНС.

Как вернуть деньги

Если предприниматель (компания) решил вернуть сумму переплаты, ему надо воспользоваться другой формой из приказа ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/ , предложенной в приложении № 8. В нем содержится бланк для возврата лишней суммы.

Правила заполнения этого документа примерно такие же. Поэтому детально рассматривать их не будем, а приведем пример заполненного документа. Допустим, ООО «Колосок» переплатило НДС за первый квартал 2019 года на сумму 15 732 рубля и теперь хочет вернуть ее. Вот как будет выглядеть обращение руководителя ООО.

Когда и как подавать обращение

Согласно статье 78 НК РФ , обращаться за зачетом и возвратом можно в течение 3 лет с даты уплаты сбора. Доставить документы можно тремя способами:

  • лично;
  • по почте ценным письмом с описью;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет.

Получив такое заявление, налоговый орган решает, удовлетворить его или нет. О своем решении служба уведомляет предпринимателя в течение 10 дней со дня получения обращения. Как правило, если инициатива исходит от организации или ИП, в ФНС делают сверку расчетов. Если же переплату обнаружит сам проверяющий, то от сверки могут отказаться. От обязанности подать заявление предприниматель не освобождается.

Если налогоплательщик подал в налоговый орган декларацию, в которой НДС отражен к возмещению, он имеет полное право на после ее подтверждения проведенной инспекцией камеральной проверкой. Порядок возврата таких сумм регламентируется ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ и в широком смысле слова может быть назван заявительным, т.к. на практике налоговыми органами такой возврат производится только после получения от налогоплательщика соответствующего заявления. В узком же смысле заявительным является только порядок возврата, предусмотренный ст. 176.1 НК РФ, что прямо следует из ее названия.
Как показала практика применения данных норм НК РФ, процедура возврата заявленных к возмещению сумм НДС непроста и вызывает множество споров между налоговиками и налогоплательщиками. Рассмотрим, как же правильно применять все эти положения.

Примечание. налогоплательщик имеет право осуществить как зачетом по другим налогам, так и возвратом данных сумм. Можно также заявить о зачете такого НДС в счет будущих платежей по этому же налогу. Поэтому налоговые органы всегда желают видеть соответствующее письменное заявление налогоплательщика по данному вопросу.

Общий порядок возврата

Под ним в данной статье будем понимать порядок возврата, предусмотренный ст. 176 НК РФ. Данная процедура растянута во времени (только камеральная проверка декларации длиться до трех месяцев) и содержит много подводных камней. Большинство таких трудностей связаны прежде всего с тем, что результат рассмотрения декларации с налогом к возмещению может оказаться не только строго положительным или отрицательным, но и частичным.
В общем виде процедура возмещения выглядит так. Решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС принимается инспекцией по результатам рассмотрения в рамках обязательной камеральной налоговой проверки декларации, в которой он заявлен.

Ошибки и нарушения не выявлены

Если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения, то в течение семи дней по ее окончании налоговый орган обязан принять два решения - о возмещении и возврате соответствующих сумм налога (п. п. 2 и 7 ст. 176 НК РФ). После этого ими оформляется поручение на возврат, которое на следующий день направляется в территориальный орган Федерального казначейства. В течение 5 дней со дня получения поручения он возвращает плательщику суммы налога на счет в банке (п. 8 ст. 176 НК РФ). При этом согласно п. 10 ст. 176 НК РФ при нарушении данных сроков возврата (т.е. считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки) в пользу налогоплательщика начисляются проценты.

"Камералка" выявила нарушения

Если налоговый орган выявит нарушения законодательства о налогах и сборах, то он сначала составит акт камеральной налоговой проверки. На это ему отводится 10 рабочих дней плюс еще пять на вручение акта налогоплательщику. После его получения у налогоплательщика будет 15 рабочих дней для подготовки своих возражений по акту и исправления тех недостатков, которые обнаружили инспекторы. Спустя еще 10 рабочих дней после рассмотрения акта и возражений на него налоговый орган примет решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС. Причем решение может быть принято как на всю сумму, так и на ее часть.

Как видно, срок принятия окончательного решения о возмещении в случае претензий налоговиков существенно увеличивается. После окончания камеральной проверки он отодвигается еще минимум на 40 рабочих дней, т.е. почти на два месяца! Здесь-то и находится первый подводный камень порядка возмещения НДС.

Дело в том, что налоговики были убеждены, что если по итогам камеральной проверки декларации выявлены нарушения хотя бы в части сумм, на возврат которых претендует плательщик (и неважно, что претензии есть только к 100 руб. заявленного к возмещению налога, а миллион подтвержден!), то весь налог, заявленный к возмещению, не перечисляется ему, пока не приняты решения, указанные в п. 3 ст. 176 НК РФ. По их мнению, данное правило распространяется и на ту часть НДС, в отношении которой замечания не предъявлялись и, соответственно, не имеется оснований говорить, что сроки возврата нарушаются и налогоплательщику причитаются проценты за несвоевременный возврат.

Однако Президиум ВАС РФ (Постановление от 12.04.2011 N 14883/10) счел такое толкование ошибочным. Он указал, что п. 3 ст. 176 НК РФ действительно предусматривает, что в случае, когда в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, НДС возмещается в специальном порядке на основании решения налогового органа, выносимого с соблюдением процедуры материалов проверки, определенной ст. ст. 100 и 101 НК РФ. Однако это не дает оснований утверждать, что предусмотренная п. 3 ст. 176 Кодекса процедура рассмотрения материалов проверки затрагивает эпизоды, в отношении которых нарушений не обнаружено. Следовательно, налоговый орган не вправе по окончании проверки со ссылкой на п. 3 ст. 176 НК РФ откладывать возврат части НДС, в отношении которой не выявлено нарушений, до изготовления акта проверки либо принятия решений о возмещении и возврате налога. В части данной суммы должны применяться п. п. 2, 7 и 8 ст. 176 НК РФ, и ее возврат должен быть осуществлен в 12-дневный срок (семь дней отводится на принятие решения о возмещении и возврате соответствующей суммы налога и пять дней - на исполнение поручения казначейством).

Причем в Постановлении N 14883/10 прямо было указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

В 2012 г. для тех налоговиков и судей, которые не захотели прислушаться к его мнению, Президиум ВАС РФ еще раз напомнил, что его позиция по данному вопросу является неизменной.

Так, в его Постановлении от 20.03.2012 N 13678/11 говорится, что положения п. 3 ст. 176 НК РФ не должны распространяться на ту часть суммы налога, заявленного к возмещению, в отношении которой не было выявлено нарушений налогового законодательства и, соответственно, не имелось реальных препятствий к ее возврату. Следовательно, нет оснований, чтобы откладывать возврат этой величины до того, как будет изготовлен акт проверки либо принято решение о возмещении в порядке п. 3 данной статьи.

Нужно ли подавать заявление для возврата НДС?

Еще недавно этот вопрос показался бы по меньшей мере странным. Ведь про наличие такого заявления прямо говорится в п. 6 ст. 176 НК РФ, и налоговые органы никогда без такового возврат не производили. Но оказалось, что это не так. Рассматривая спор налогоплательщика и инспекции о процентах за несвоевременный возврат налога, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.03.2011 N 14223/10 отверг довод налоговиков о том, что период просрочки возврата надо считать только с даты получения соответствующего заявления самого налогоплательщика.

Примечание. Напомним, в п. 6 ст. 176 НК РФ говорится, что при отсутствии недоимки по НДС и иным федеральным налогам, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

Достаточно часто такое заявление налогоплательщики подают не сразу с декларацией, в которой отражен налог к возмещению, и даже не в период до завершения ее камеральной проверки, на что они имеют полное право, а только после получения решения инспекции об отказе в возмещении НДС. И если после обращения налогоплательщика в арбитраж такое решение признается судьями недействительным, то встает вопрос, с какого момента надо считать период просрочки возврата для расчета полагающихся налогоплательщику по п. 10 ст. 176 НК РФ процентов.

В Постановлении от 17.03.2011 N 14223/10 был сделан революционный вывод, согласно которому ст. 176 Кодекса (в действующей редакции) осуществление возврата налога не ставится в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате.

Высокий суд разъяснил, что указание в п. 6 ст. 176 НК РФ на заявление налогоплательщика не свидетельствует об обратном выводе. Данное заявление подается налогоплательщиком при наличии у него необходимости в осуществлении возврата суммы налога на конкретный банковский счет, поскольку при отсутствии такого заявления налоговый орган, приняв решение о возврате НДС, вправе осуществить возврат на любой известный ему расчетный счет.

Следовательно, доводы инспекции о том, что до получения от общества заявления о возврате суммы налога, подлежащей возмещению, у налогового органа не возникает обязанности ее возвратить, противоречит нормам действующего законодательства.

Ранее вся судебная практика исходила из обратного: возврат налога, в отличие от зачета, возможен только по заявлению самого налогоплательщика, а срок в 12 дней, установленный для возврата НДС, исчисляется со дня подачи соответствующего заявления, если оно подано спустя три месяца, отведенных Кодексом на камеральную проверку (Постановления Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 10848/04, от 29.11.2005 N 7528/05, от 28.11.2006 N 9355/06, от 27.02.2007 N 13584/06, ФАС Московского округа от 23.03.2011 N Ф05-1605/2011, Дальневосточного округа от 24.02.2011 N Ф03-439/2011, Северо-Кавказского округа от 14.01.2011 N А53-12222/2010 и др.).

Чем же был вызван такой поворот в точке зрения судей Президиума ВАС РФ? Объяснение простое: с 1 января 2007 г. изменилась редакция ст. 176 НК РФ. Ранее п. 3 ст. 176 НК РФ в ред. от 29.12.2000 гласил, что "по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику...".

Это, безусловно, означало, что без заявления организации решение о возврате налоговики принять просто не могли. Теперь же такое решение принимается налоговым органом без привязки к заявлению налогоплательщика в четко установленные Кодексом сроки, выраженные в днях.

Свою правовую позицию о том, что положения п. 6 и других пунктов ст. 176 НК РФ не являются взаимосвязанными и налоговая инспекция должна принимать решение о возврате в установленный законом срок независимо от наличия заявления налогоплательщика на возврат НДС, Президиум ВАС РФ подтвердил в своем новом Постановлении от 21.02.2012 N 12842/11.

Соответственно, исходя из смысла указанной статьи проценты за несвоевременный возврат начисляются на сумму, подлежащую возврату, с учетом даты, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган принял надлежащее решение своевременно.

Кроме того, Президиум ВАС РФ своему Постановлению, в отличие от более раннего и аналогичного по смыслу, придал большую силу, указав в нем, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном Постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

Таким образом, в настоящее время налогоплательщики могут сегодня использовать выгодную для них вышеизложенную позицию Президиума ВАС РФ и взыскивать с инспекции суммы налога, заявленные к возмещению, и проценты без подачи заявления на возврат.

Однако для облегчения взаимодействия с инспекцией, в частности для скорейшего решения вопроса о процентах в случае задержек с возвратом, не доводя дела до суда, налогоплательщикам можно порекомендовать подавать заявление о возврате НДС одновременно с декларацией, содержащей суммы налога к возмещению, или до момента окончания ее камеральной проверки.

Пишем заявление на возврат

Если для снижения риска возникновения спора с налоговиками налогоплательщик примет решение подать заявление на возврат, то составить его он может в произвольной форме.

Однако, чтобы инспекторы не отказали в его рассмотрении по формальным основаниям, заявление должно содержать полное наименование организации, ИНН и ее почтовый адрес, подпись руководителя и ее расшифровку (при подписании другим сотрудником - ссылку на доверенность с приложением ее копии), печать организации, если письмо-заявление составлено не на бланке компании. При отсутствии данных реквизитов налоговая, скорее всего, просто откажет в рассмотрении такого заявления (пп. 3 п. 12 Административного регламента ФНС России, утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н).

Если оформляется заявление на полный или частичный зачет возмещаемого НДС в счет уплаты другого федерального налога, то в заявлении помимо КБК налога на добавленную стоимость нужно указать КБК того налога, в счет уплаты которого засчитывается НДС. Кроме того, отражается та сумма НДС, которую налогоплательщик хочет зачесть в счет уплаты такого налога. Оставшуюся сумму незачтенного НДС налогоплательщик может попросить не возвращать ему, а направить в счет уплаты будущих платежей по НДС. Если все же в заявлении указывается требование о возврате НДС, то в нем нужно обязательно указать реквизиты расчетного счета, на который инспекция должна перечислить деньги, особенно если счетов у налогоплательщика несколько и какой-либо из них находится в проблемном банке.

Примечание. Если заявление на возврат не подано, налоговики, чтобы не подпасть под санкции, могут произвести возврат НДС на любой известный им расчетный счет налогоплательщика. Так что возвращенные деньги вполне могут (неважно, случайно или сознательно) попасть на незакрытый расчетный счет в банке-банкроте и раствориться в общей массе его имущества, подлежащего распределению между всеми кредиторами. Иными словами, налогоплательщик их попросту потеряет.

Сколько должны вернуть?

Но налоговики даже при наличии заявления налогоплательщика могут вернуть не всю указанную в нем сумму налога. Дело в том, что п. 4 ст. 176 НК РФ предусматривает, что при наличии у налогоплательщика недоимки по самому НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговым органом самостоятельно производится зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (п. 7 ст. 176 НК РФ).

Чтобы ускорить возврат налога, избежать неожиданностей и понять, какую сумму можно вернуть на свой расчетный счет, целесообразно проверить суммы недоимки, которые могут быть зачтены налоговиками. Для этого надо к моменту истечения трехмесячного срока, отведенного на камеральную проверку, произвести с инспекцией сверку расчетов. Для этого надо самостоятельно обратиться в инспекцию с заявлением в произвольной форме.

Все те недоимки по налогам, пеням и штрафам, которые будут выявлены налоговиками непосредственно на момент принятия решения о возмещении подтвержденных ими сумм НДС, они могут зачесть. Подтверждается это и арбитражной практикой (см., например, Постановление от 19.01.2010 N 11822/09). При этом, по мнению арбитров, даже если при возврате НДС ИФНС принимает решение о зачете каких-то сумм недоимки до истечения срока на их добровольное исполнение, то это не влечет нарушения прав налогоплательщика, не приводит к необоснованному взысканию либо изменению его налоговой обязанности или ущемлению его прав и законных интересов.

Проведение зачета в такой ситуации не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 N 277/11).

Проценты за несвоевременный возврат

Как отмечалось выше, если налоговая инспекция нарушит срок возврата налога, ей придется заплатить налогоплательщику проценты за каждый день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России (п. 10 ст. 176 НК РФ). С какого момента следует начислять такие проценты, мы также уже разобрались.

Однако на практике применение данной нормы зачастую приводит к разногласиям между налоговыми органами и налогоплательщиками и по другим нюансам ее применения. Разберем основные моменты, связанные с исчислением таких процентов.

Начнем со ставки процентов, которая принимается равной ставке рефинансирования. Но для того чтобы верно рассчитать сумму процентов, нужно определить "ежедневную" процентную ставку, про правила расчета которой в НК РФ ничего конкретно не говорится. Налоговые органы пытаются использовать данное обстоятельство в свою пользу, указывая, что ставку Банка России нужно разделить на количество дней в году (365 или 366). При этом они чаще всего ссылаются на п. 3.2.7 своих же Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@), а иногда и на п. 3.9 Положения Банка России от 26.06.1998 N 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками", согласно которым именно такое количество дней в году принимается в расчет.

Вместе с тем если порядок расчета "ежедневной" ставки не предусмотрен НК РФ, то следует руководствоваться п. 1 ст. 11 НК РФ и использовать порядок, установленный для расчета процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами гражданским законодательством.

Речь идет о ст. 395 ГК РФ. Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 разъяснено, что в этом случае годовую ставку Банка России нужно делить на 360 дней. Большинство арбитров поддерживают этот вывод, указывая, что из системно-правового анализа положений НК РФ следует, что законодатель не предполагает применения иной ставки рефинансирования, кроме как в размере 1/360 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Это подтверждается Определениями ВАС РФ от 15.10.2009 N ВАС-11232/09, от 21.10.2009 N ВАС-13648/09, а также Постановлениями ФАС Московского округа от 16.02.2011 N КА-А40/124-11, от 01.06.2009 N КА-А40/4548-09, от 29.05.2009 N КА-А40/4573-09, от 16.10.2009 N КА-А40/10973-09, ФАС Поволжского округа от 03.11.2009 N А65-24431/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 19.08.2010 N А53-27429/2009, ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2009 N А52-245/2009 и др.

Другой хитростью налоговиков является их попытка при расчете процентов учитывать не все дни просрочки, а только рабочие. Однако суды пресекают такие попытки, указывая, что проценты, являясь компенсацией потерь налогоплательщика в результате задержки возврата налога, начисляются за каждый календарный день, поскольку из содержания ст. 6.1 НК РФ (В ней сказано, что срок, определяемый днями, исчисляется в рабочих днях, если не установлен в календарных днях) не следует, что при расчете периода просрочки возврата налога следует исключать выходные и праздничные дни (Постановления ФАС Московского округа от 14.02.2011 N КА-А40/342-11, от 04.02.2011 N КА-А40/18231-10, ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2005 по делу N А56-43355/04).

Согласно позиции арбитров период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления органами Федерального казначейства соответствующих сумм налогоплательщику (Постановления от 21.12.2004 N 10848/04 и от 29.11.2005 N 7528/05, ФАС Московского округа от 16.02.2009 N КА-А40/489-09, ФАС Поволжского округа от 23.12.2008 N А65-5922/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.11.2008 N Ф08-6988/2008, ФАС Северо-Западного округа от 28.08.2008 N А05-10302/2007).

Однако налоговики часто отказывают в выплате процентов за несвоевременный возврат налога на том основании, что их вины в такой просрочке нет.

Они утверждают, что если они своевременно исполнили свою часть работы (приняли решение и передали в казначейство поручение на возврат), то за несвоевременное перечисление денег казначейством они уже не в ответе. Однако арбитры при рассмотрении разногласий между налоговиками и хозяйствующими субъектами по данному вопросу придерживаются иной точки зрения.

Они считают, что именно налоговый орган одновременно с возвратом из бюджета суммы НДС обязан обеспечить выплату налогоплательщику процентов и с любыми претензиями по вопросам процентов налогоплательщикам следует обращаться исключительно к ним (Постановления ФАС Московского округа от 19.09.2007 N КА-А40/9580-07 и от 17.12.2007 N КА-А40/13021-07, ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2008 N А56-39965/2007 и др.).

Следует учитывать, что такие проценты начисляются только в случае нарушения сроков возврата НДС.

Если налоговики нарушают сроки зачета НДС по заявлению налогоплательщика, проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176 НК РФ, не начисляются (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.10.2004 N 5351/04).

При этом в случае нарушения налоговым органом установленных законом сроков возврата НДС последующее обращение налогоплательщика с заявлением о зачете спорных сумм не освобождает инспекцию от обязанности выплатить ему проценты за нарушение срока возврата путем зачета (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 27.02.2007 N 11484/06 и от 27.02.2007 N 13584/06).

В заключение отметим, что для получения процентов за несвоевременный возврат налога налогоплательщик никакого самостоятельного заявления писать не должен. Такие проценты налоговики должны выплатить самостоятельно одновременно с возвратом неправомерно задержанной суммы самого налога. Хотя на практике это происходит весьма редко.

Кроме того, напомним, что проценты, выплачиваемые налоговым органом за несвоевременный возврат НДС, в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ, не облагаются налогом на прибыль (Письма Минфина России от 14.02.2011 N 03-03-06/1/101, от 12.03.2010 N 03-03-06/1/128).

Заявительный порядок возмещения

Согласно нормам ст. 176.1 НК РФ налогоплательщики могут воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, сутью которого является осуществление возмещения налога до завершения камеральной проверки.

Для этого им необходимо представить в инспекцию соответствующее заявление в течение пяти рабочих дней со дня подачи декларации (п. 7 ст. 176.1 НК РФ).

Если налоговики одобрят заявление, уже через 11 рабочих дней после его подачи сумма НДС, подлежащая возмещению, поступит на расчетный счет налогоплательщика.

Однако если у него есть задолженность по налогам, пеням и штрафам, то НДС, подлежащий возмещению, как и в общем случае возврата по ст. 176 НК РФ сначала будет направлен на погашение задолженности (п. 9 ст. 176.1 НК РФ).

При нарушении этих сроков возврата налоговики должны выплатить налогоплательщику проценты по тем же правилам, что и в обычном случае возврата.

Несмотря на уже произведенный возврат сумм налога на добавленную стоимость, указанных в декларации к возмещению, ее камеральная проверка происходит в обычном порядке.

Если она покажет, что в заявительном порядке возмещена сумма НДС большая, чем следовало, тогда одновременно с вынесением решения по материалам камеральной проверки инспекция отменяет:

  • решение о возмещении НДС в заявительном порядке;
  • решение о возврате (полностью или частично) суммы НДС в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной проверки;
  • решение о зачете НДС, заявленного к возмещению, в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной проверки.

Об отмене прежних решений инспекторы сообщат налогоплательщику в письменной форме в течение пяти рабочих дней (п. 16 ст. 176.1 НК РФ) и одновременно направят коммерсанту требование о возврате в бюджет сумм НДС, поступивших на расчетный счет или зачтенных в счет погашения задолженности коммерсанта по налогам, пеням и штрафам (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.

Заявительный порядок возмещения НДС, с одной стороны, является более льготным по сравнению с обычным, но с другой - возлагающим на налогоплательщика большую материальную ответственность.

Кроме того, воспользоваться им могут не все плательщики НДС.

Такое право предоставлено: во-первых, налогоплательщикам-организациям, существующим более трех лет и у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три года, составляет не менее 10 млрд руб., а во-вторых, налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией действующую банковскую гарантию банка, включенного в специальный перечень, обеспечивающую возврат полученных из бюджета по заявительному порядку сумм НДС, если такое решение будет отменено.

Нормы ст. 176.1 НК РФ не препятствуют налогоплательщикам реализовать право на возмещение НДС в заявительном порядке как в отношении всей суммы налога, заявленной к возмещению в декларации, так и в отношении части заявленной суммы.

Соответственно, в последнем случае представлению в налоговые органы подлежит банковская гарантия только на часть суммы налога, заявленной к возмещению в декларации и указанной в заявлении о применении упрощенного порядка возмещения (Письма ФНС России от 11.03.2012 N ЕД-4-3/3906, от 17.10.2012 N ЕД-4-3/17588 и Минфина России от 24.06.2012 N 03-07-08/214).

Если сумма налоговых вычетов превышает исчисленную сумму НДС, "входной" НДС подлежит возмещению в порядке и сроки, установленные ст. 176 НК РФ (п. 2 ст. 173 НК РФ).

При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам (п. 6 ст. 176 НК РФ). Одновременно с решением о возмещении (полном или частичном) сумм налога налоговый орган принимает решение о зачете или возврате налога (п. 7 ст. 176 НК РФ).

Если заявление о зачете не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решении о возмещении налога (полностью или частично), зачет (возврат) суммы налога производится в порядке и сроки, установленные ст. 78 НК РФ (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

По вопросу отражения операции по зачету налога, исчисленного к возмещению из бюджета, в счет предстоящих платежей по этому же налогу существует две позиции: первая — не отражать операцию, вторая — отражать ее на соответствующих субсчетах второго порядка. Наиболее "информативной" является позиция 2, поскольку она позволяет видеть, какая сумма была зачтена в счет предстоящих платежей по тому же налогу, но каждый при выборе варианта действия вправе руководствоваться своим профессиональным суждением.

Позиция 1. На том основании, что задолженность перед бюджетом не меняется, операция по зачету в бухгалтерском учете не отражается, а в следующем налоговом периоде сумму налога, начисленную к уплате на основании декларации, налогоплательщик уменьшит на сумму переплаты по этому налогу.

Исходя из декларации по НДС за I квартал 2014 года сумма налога, исчисленная к возмещению, составила 100 000 руб. Предприятие представило в налоговый орган заявление на зачет названной суммы в счет предстоящих платежей по данному налогу. Налоговый орган принял соответствующее решение.

За II квартал 2014 года согласно декларации сумма налога к уплате составила 500 000 руб.

Сумма, руб.

Оплачен НДС за II квартал 2014 года

— 68-2-1 "Расчеты по НДС";

— 68-2-2 "Расчеты по НДС, зачтенному в счет будущих платежей по налогу".

Воспользуемся условиями примера 1.

Корреспонденция счетов будет следующей:

Сумма, руб.

Остаток по счету на конец I квартала 2014 года

Сумма, исчисленная к возмещению из бюджета, зачтена в счет предстоящих платежей по этому налогу на дату вынесения решения

Начислен НДС за II квартал 2014 года

Уменьшена сумма налога к уплате на сумму налога, зачтенного в счет предстоящих платежей

Уплачен НДС за II квартал 2014 года

Предприятие произвело зачет НДС, исчисленного к возмещению из бюджета, в счет будущих платежей по налогу. Как отразить эту операцию в бухгалтерском учете?