Оптимизация территориальных налоговых органов в году. Оптимизируй это: что дали и отняли поправки в НК РФ о налоговой выгоде. Налог на прибыль

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О проведении в 2016 году эксперимента по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов


В целях повышения эффективности налогового администрирования и оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов

приказываю:

1. Провести эксперимент по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов по Республике Алтай и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.

2. Установить, что участниками эксперимента являются Федеральная налоговая служба, ее территориальные налоговые органы по Республике Алтай и Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу.

3. Целями эксперимента являются:

1) определение возможности повышения качества налогового администрирования за счет увеличения количества работников, деятельность которых связана с осуществлением аналитических, контрольных функций и оказанием сервисных услуг, за счет снижения численности руководителей и обеспечивающих специалистов;

2) определение финансовой эффективности структуры и системы управления и удобства ее применения для налогоплательщиков.

4. Федеральная налоговая служба организует проведение эксперимента и обеспечивает его методологическое сопровождение.

5. Реорганизация территориальных налоговых органов по Республике Алтай проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации путем присоединения двух инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня по Республике Алтай к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай.

6. Эксперимент проводится на основе действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы деятельности территориальных налоговых органов, с учетом следующего:

1) Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай осуществляет, помимо полномочий, установленных в Положении об Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, полномочия инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления и инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня на территории Республики Алтай в установленной сфере деятельности;

2) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу осуществляет, помимо полномочий, установленных в Положении о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу, следующие полномочия вышестоящего органа по отношению к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай:

а) рассмотрение жалоб (апелляционных жалоб) физических и юридических лиц на акты ненормативного характера Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, действия (бездействие) его должностных лиц;

б) проведение повторных выездных налоговых проверок налогоплательщиков в порядке контроля за деятельностью Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай;

в) осуществление согласования запросов Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай в банках сведений по счетам физических лиц;

3) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу имеет право отменять решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай как нижестоящего налогового органа или приостанавливать их действие в случае несоответствия законодательству Российской Федерации по вопросам, указанным в подпункте 2 пункта 6 настоящего приказа.

7. Федеральная налоговая служба размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о проведении эксперимента, информирует налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, общественные объединения и иных заинтересованных лиц о проведении эксперимента.

8. Федеральной налоговой службе до 1 марта 2017 года провести оценку результатов эксперимента, предусмотренного настоящим приказом, и представить соответствующую информацию в Министерство финансов Российской Федерации.

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на руководителя Федеральной налоговой службы М.В.Мишустина.

Министр
А.Г.Силуанов


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 сентября 2015 года,
регистрационный N 39048



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 01.10.2015,
N 0001201510010025

Налоговая политика до 2018 года: совершенствование налогового администрирования (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 20.11.2015

Увеличивать размеры налоговых поступлений в бюджет можно разными способами: повышать налоговые ставки, расширять налоговую базу или увеличивать собираемость налогов. Поскольку до 2018 г. главным вектором развития налоговой политики Российской Федерации заявлено недопущение увеличения налоговой нагрузки, то на первый план выходит повышение собираемости действующих налогов. В этом направлении налоговые органы работают уже не первый год и результаты есть.

К сведению. В результате работы по активизации поступлений в бюджетную систему РФ в первом полугодии 2015 г. налоговым органам удалось урегулировать значительный объем задолженности. За этот период показатель "эффективность взыскания задолженности за счет применения мер принудительного взыскания" вырос и составил 69,6%, что является самым высоким значением за все время. Сумма урегулированной задолженности в расчете за год (расчет значений ведется с 01.07.2014 по 01.07.2015) составила 1,4 трлн руб., что на 93 млрд руб. больше, чем по итогам 2014 г. Так, поступления от применения мер принудительного взыскания возросли на 135 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также на 13,4 млрд руб. увеличилась сумма задолженности, урегулированной путем зачета.

Кроме того, расчетное значение показателя "снижение соотношения объема задолженности по налогам и сборам к объему поступлений в бюджетную систему Российской Федерации", характеризующее долю задолженности в объеме поступлений в бюджет, по итогам первого полугодия 2015 г. составило 9,1%. В прошедшем году данный показатель за аналогичный период составил 9,6%.

Основные итоги в области налогового администрирования

В Основных направлениях подведены итоги реализации налоговой политики в области налогового администрирования. Выделим главное.

Начнем с Плана мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование налогового администрирования", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р. Если проанализировать этот документ, то можно заметить, что основная часть планируемых мероприятий приходится на 2014 г. Так что же из запланированного было претворено в жизнь?

Во-первых, в настоящее время совершенствование налогового администрирования реализуется в рамках данной "Дорожной карты".

Во-вторых, разработаны все запланированные рассматриваемой "Дорожной картой" проекты федеральных законов, ряд из которых уже принят (см. таблицу 1). Отметим, что часть новшеств уже действует в 2015 г., а часть вступает в силу с 2016 г.

Таблица 1

Суть и значение изменения

Введен институт налогового мониторинга

Формирование оптимальной для РФ модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа;

Повышение прозрачности правоприменения законодательства РФ о налогах и сборах;

Существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата;

Повышение прогнозируемости налоговых платежей;

Своевременное выявление пробелов и коллизий в законодательстве о налогах и сборах;

Сокращение затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров;

Обеспечение повышения уровня правовой культуры налогоплательщиков

Введено понятие "личный кабинет налогоплательщика"

Создан и совершенствуется функционал личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС. Обеспечена возможность получения налогоплательщиками документов (актов сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, справок об отсутствии задолженности и иных документов по требованию налогоплательщика) от налогового органа по телекоммуникационным каналам с электронной подписью должностного лица налогового органа по требованию налогоплательщика. Урегулированы положения, связанные с использованием личного кабинета налогоплательщика как самими налогоплательщиками, так и налоговыми органами

Урегулирован вопрос о принятии к вычету НДС в случае его получения после окончания квартала

Предусмотрено право покупателя, получившего счет-фактуру от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до срока представления налоговой декларации за налоговый период, принять к вычету сумму НДС в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в том налоговом периоде, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет

Урегулирован вопрос об учете НДС при применении ЕСХН и УСНО в случае выставления счетов-фактур

Предусмотрено исключение из доходов при исчислении ЕСХН и налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, сумм НДС, уплаченных в бюджет при выставлении счетов-фактур с НДС, а также невключение в расходы уплаченных в указанных случаях сумм НДС

Расширена сфера применения УСНО

Исключено существующее ограничение на применение УСНО для организаций, имеющих представительства

Усовершенствовано администрирование НДФЛ

Установлена обязанность налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ;

Установлена ответственность налоговых агентов за непредставление и несвоевременное представление в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ, а также представление недостоверных расчетов и недостоверных сведений о доходах физических лиц;

Предоставлено право налоговым органам на приостановление операций налогового агента по счетам в банке в случае непредставления налоговым агентом указанного расчета

Продолжается работа в рамках применения "Дорожной карты" "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 N 1128-р. Напомним, что программа мероприятий, предусмотренная указанным документом, рассчитана на период с 2013 по 2018 г., при этом основная часть мероприятий запланирована на 2015 - 2016 гг.

В рамках данной "Дорожной карты" на сегодняшний день плательщикам НДС, осуществляющим внешнеторговые операции, дано право представлять в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения ставки НДС в размере 0%, в электронном виде: в ст. 165 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 октября 2015 г. введены реестры документов в электронной форме, подтверждающие правомерность применения ставки НДС в размере 0%.

Среди прочих важных изменений в области налогового администрирования разработчики Основных направлений выделяют следующие:

Урегулирование внесудебного порядка взыскания налогов с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма не превышает 5 млн руб.;

Расширение возможности использования банковских гарантий;

Введение обязанности налогоплательщиков - физических лиц по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, однократно сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Ответственность за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу указанного сообщения предусмотрена с 1 января 2017 г.;

Установление права налогоплательщика заявить налоговые вычеты по НДС в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных им на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию РФ;

Введение обязательности досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;

Установление права налогового органа при проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, заявлена сумма убытка, требовать от налогоплательщика представления соответствующих пояснений;

Введение запрета на открытие налогоплательщиком нового счета в другом банке, если по существующим счетам операции приостановлены.

Все приведенные мероприятия должны способствовать в том числе улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.

Параллельно с данными мероприятиями в рамках совершенствования налогового администрирования идет борьба с уклонением от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций. В целях создания действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций для создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды принят Федеральный закон, которым внедрены принципы налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. С 1 января 2015 г. вступили в силу новые положения НК РФ (см. таблицу 2).

Таблица 2

Изменение налогового законодательства

Суть изменения

Введена гл. 3.4 НК РФ, предусматривающая внедрение механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний

Действие гл. 3.4 НК РФ распространяется на организации и физических лиц, участвующих в иностранных компаниях или контролирующих их. Введены новые понятия: "контролируемая иностранная компания" и "контролирующее лицо".

Главой 3.4 НК РФ вводятся условия в отношении иностранных компаний, соответствие хотя бы одному из которых влечет за собой освобождение прибыли этой компании от налогообложения.

Налоговые резиденты РФ (контролирующие лица) обязаны уведомлять налоговые органы об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), о контролируемых иностранных компаниях, а также уплачивать налог с нераспределенной прибыли контролируемой иностранной компании. При этом прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по НДФЛ за налоговый период, если ее величина составила более 10 млн руб. (2015 г. - более 50 млн руб., 2016 г. - более 30 млн руб.)

Введено понятие "налоговое резидентство организаций"

Налоговыми резидентами РФ, помимо юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством РФ, будут признаваться организации, местом фактического управления которых является РФ, если иное не предусмотрено международным договором. Такие организации будут уплачивать налог на прибыль организаций в РФ.

Иностранной организации, осуществляющей деятельность в РФ через обособленное подразделение, предоставлено право самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ, а также отказаться от такого статуса

Введено понятие "фактический получатель дохода"

Норма направлена на пресечение выведения доходов в низконалоговые юрисдикции с применением соглашений об избежании двойного налогообложения (в отношении дивидендов, процентов, платежей по нематериальным активам)

Кроме этого, в целях повышения эффективности мероприятий налогового контроля в рамках противодействия уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний:

Ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, положения которой обеспечивают возможность обмена налоговой информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок со странами - участницами Конвенции, а также помощь по взиманию налогов на их территориях;

Утверждено Типовое межправительственное соглашение об обмене налоговой информацией, на основе которого возможно заключение соответствующих двусторонних межправительственных соглашений с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями в целях противодействия использованию незаконных схем минимизации налогообложения.

В совокупности указанные нормы направлены на обеспечение прозрачности ведения бизнеса, создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части налогообложения и контроля иностранных организаций.

Большая работа была проведена Минфином и ФНС в 2014 г. по принятию необходимых решений для создания нормативной правовой базы в области налогов и сборов на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в том числе для обеспечения синхронизации законодательства Республики Крым и города федерального значения Севастополя с законодательством РФ (по НДС, налогу на прибыль организаций, акцизному налогообложению). Были введены переходные положения, для чего внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс. А с 2015 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя создана свободная экономическая зона.

Налоговое администрирование в 2016 - 2018 годах

Совершенствование налогового администрирования в 2016 - 2018 гг. планируется в разных направлениях:

- введение института предварительного налогового контроля. Такой институт, с одной стороны, поможет налогоплательщику значительно снизить налоговые риски, а также предоставит гарантию в отношениях с налоговым органом. С другой - позволит налоговым органам осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов;

- оптимизация перечня информации, не относящейся к налоговой тайне. Речь идет прежде всего не об информации регистров налогового и бухгалтерского учета или конфиденциальной информации, характеризующей особенности деятельности налогоплательщика, а о таких показателях, как информация о представленной отчетности, показатели налоговой отчетности, средняя численность персонала, средняя заработная плата, сумма уплаченных налогов, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации. Это расширит возможности налогоплательщиков по получению информации о своих контрагентах;

- совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). В рамках обеспечения стабильности налоговых условий для ведения бизнеса до 2018 г. целесообразно рассмотреть вопрос о продлении на период до 1 января 2019 г. действующее в 2015 г. ограничение на вступление в силу зарегистрированных налоговыми органами договоров о создании КГН. Предлагается внести ряд изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на повышение эффективности КГН с целью обеспечения его прозрачности и сокращения возможностей для злоупотреблений;

- борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения. Данная работа проводится по нескольким направлениям. Одним из них является обеспечение возможности автоматического обмена информацией по финансовым операциям для налоговых целей с иностранными юрисдикциями. Внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, направленных на обеспечение возможности автоматического обмена налоговой информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями, должно позволить в 2018 г. осуществить запланированное присоединение РФ к многостороннему соглашению по автоматическому обмену финансовой информацией, предусмотренному Единым стандартом отчетности (ЕСО) по финансовым операциям для налоговых целей, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и начать обмен.

Важным направлением является изменение порядка налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов). Планируется продолжить совершенствование правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. По результатам окончательной выработки рекомендаций ОЭСР/"Группы двадцати" в отношении ключевых положений будет принято решение о необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство РФ о налогах и сборах.

Продолжится совершенствование правил налогообложения при трансфертном ценообразовании - за три года действия правил налогообложения при трансфертном ценообразовании практика их применения свидетельствует о необходимости совершенствования налогового контроля использования трансфертных цен. В связи с этим в плановом периоде предполагается:

1) пересмотр требований к раскрытию информации о контролируемых сделках, содержащейся в документации о ценообразовании в целях налогового контроля и в уведомлениях о контролируемых сделках, в том числе с учетом предложений, опубликованных ОЭСР в рамках Плана BEPS;

2) уточнение порядка применения методов определения цен для целей налогообложения, предусмотренных гл. 14.3 НК РФ;

3) уточнение условий, при которых внешнеторговые сделки с товарами, составляющими основные статьи экспорта РФ (нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни), признаются контролируемыми;

4) уточнение полномочий ФНС при реализации положений разд. V.1 НК РФ.

Кроме того, планируется разработка порядка заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства;

Ужесточение мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов. Данные меры направлены на противодействие созданию и использованию недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов и незаконного возмещения налогов из бюджета. Одной из мер по противодействию налоговым злоупотреблениям, направленным на уклонение от уплаты налогов и незаконное возмещение налогов из бюджета, является четкое закрепление на законодательном уровне механизмов, ограничивающих использование налогоплательщиками так называемых фирм-"однодневок", а также налоговых схем с использованием офшорных компаний. Планируется разработать предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс в части введения правового механизма противодействия налоговым злоупотреблениям в виде использования налогоплательщиками формально правомерных действий с основной целью неуплаты или уплаты налогов в меньшей сумме, а также в рамках решения задач по деофшоризации российской экономики в части закрепления в законодательстве о налогах и сборах прямого запрета на злоупотребление правами в сфере налогообложения;

- улучшение инвестиционного климата в РФ. Предполагается снижение рисков налогоплательщиков за счет введения механизма, регулирующего налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов, повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков при одновременном сохранении добровольности института налогового консультирования. Кроме этого, планируется расширение электронного документооборота между участниками налоговых правоотношений, сокращение времени и материальных затрат на подготовку и представление налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы, повышение эффективности налогового администрирования и налогового контроля, в том числе:

1) снижение порога со 100 до 50 человек для перехода на обязательное представление налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме;

2) совершенствование порядка проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и ознакомления проверяемых лиц со всеми материалами налогового контроля, включая материалы по результатам дополнительных мероприятий.

В Основных направлениях подведены итоги работы в области совершенствования налогового администрирования. В 2015 г. была завершена разработка проектов федеральных законов, предусмотренных "Дорожной картой" "Совершенствование налогового администрирования". При этом часть законов уже принята и действует, остальные нормы налогового администрирования вступают в силу с 2016 г.

В периоде 2016 - 2018 гг. планируется осуществить ряд мер по совершенствованию налогового администрирования, в том числе ужесточение мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов, для чего планируется ввести прямой запрет на злоупотребление правами в сфере налогообложения, в том числе на законодательном уровне закрепить механизмы, ограничивающие использование фирм-"однодневок" и офшорных компаний.

Еще в июне 2015 года появились первые слухи о том, что предвидится новое сокращение и организационно-штатные изменения с 2016 года, но мало кто в это верил. А может быть просто не хотелось в это верить после череды сокращений предыдущих годов (вспомним о сокращении 2010-2013 года – мы много об этом писали и держали вас в курсе в наших статьях).
Одни считали, что этот слух распускался специально, чтобы люди не увольнялись и ждали возможности сократиться.
Но вот уже в июле была доведена до Управлений и налоговых органов стратегическая карта ФНС России на 2015-2019 годы, предусматривающую оптимизацию структуры территориальных органов ФНС России (приказ ММВ-7-12/ от 27.07.2015 «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2015-2019гг.»). Заголовок этой карты звучит довольно-таки оптимистично:

Миссия ФНС России — эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства

Пунктом 2.2 стратегической карты предусмотрена «Оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление», которая включает в себя подпункты:
2.2.1. Совершенствование организационно-функциональной модели ФНС России (Оптимизация структуры территориальных органов ФНС России). Под этим подразумевался показатель: Выявление резервов сокращения численности сотрудников налоговых органов в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ. Указанные изменения должны были проведены с целью повышения внутренней эффективности налоговых органов.
Наиболее значимые изменения должны были коснуться Алтайского края. В данном федеральном округе проводился глобальный эксперимент, информация о котором доведена приказом Минфина России от 14.09.2015 N 142Н «О проведении в 2016 году эксперимента по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов».

В проекте приказа предлагается провести реорганизацию территориальных налоговых органов Республики Алтай путем присоединения двух Инспекций по Республике Алтай к Управлению по Республике Алтай. Управление по Республике Алтай будет осуществлять, помимо полномочий, установленных в Положении об Управлении по Республике Алтай, полномочия Инспекций по Республике Алтай в установленной сфере деятельности.
При этом высвобождающаяся численность руководителей и обеспечивающих специалистов будет перераспределена на приоритетные направления налогового администрирования: аналитическую и контрольную деятельность, обслуживание налогоплательщиков.
Численность сотрудников территориальных налоговых органов Республики Алтай в настоящее время составляет 378 единиц. В непосредственном подчинении Управления по Республике Алтай находятся: Инспекция № 5по Республике Алтай в г. Горно-Алтайске (численность — 220 единиц) и Инспекция № 2 по Республике Алтай вс. Онгудай (численность — 65 единиц). В состав двух Инспекций по Республике Алтай входят 8 территориально обособленных рабочих мест (далее -ТОРМ), расположенных в 8 муниципальных образованиях.
Для обеспечения удобства налогоплательщиков на территории Республики Алтай будет функционировать 9 ТОРМ (включая вновь созданные), при этом налогоплательщики смогут получать сервисные услуги в любом из них.
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу (далее — МИ ФНС России по Сибирскому федеральному округу) с целью повышения объективности принятия управленческих решений в части досудебного урегулирования налоговых споров, проведения повторных выездных налоговых проверок, а также получения согласия вышестоящего налогового органа в случае запросов налоговыми органами в банках сведений по счетам физических лиц наделяется полномочиями вышестоящего налогового органа по отношению к Управлению по Республике Алтай. При этом МИ ФНС России по Сибирскому федеральному округу будет наделена правом отменять решения Управления по Республике Алтай как нижестоящего налогового органа или приостанавливать их действие в случае несоответствия законодательству Российской Федерации по указанным выше вопросам.
Проведение эксперимента, предусмотренного проектом приказа, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на руководство и управление в сфере установленных функций.
Предельная численность работников территориальных налоговых органов Российской Федерации при проведении настоящего эксперимента сохранится в рамках, установленных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации о предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на соответствующий финансовый год единиц.
Новая система управления позволит в территориальных налоговых органах по Республике Алтай:
снизить долю численности руководителей и обеспечивающих специалистов к общему количеству работников;
повысить качество работы за счет развития аналитических инструментов и более узкой специализации работников, в том числе повысить эффективность контрольной работы;
увеличить количество работников, осуществляющих аналитические функции, связанные с выявлением сокрытой налоговой базы и отбором налогоплательщиков для проведения проверок;
увеличить количество работников, деятельность которых связана с оказанием сервисных услуг.
В дальнейшем по результатам эксперимента будет рассмотрена возможность его распространения на другие территориальные налоговые органы Российской Федерации.

Таким образом, в конечном итоге указанный эксперимент может стать повсеместным, если пройдет удачно.

Первая информация об организационно-штатных изменениях появилась в конце декабря 2015 года (письмо от 18.12.2015 № 4-2-05/): началась централизация досудебного аудита УФНС, правового сопровождения в судах всех материалов по выездным и камеральным проверкам независимо от суммы, процедур банкротства – по всем субъектам РФ. Сокращаемые единицы могли быть частично спасены, так как переводились в Управления (конечно же – не все, а только кому предложат). Новая структура налоговых органов на 2016 год определена в начале нового рабочего года.

Принятой Федеральной налоговой службой новой концепцией определены меры по повышению эффективности работы налоговых органов в процедурах банкротства, улучшения качества досудебной и судебно-правовой работы, в том числе за счет централизации ряда функций, в части:
досудебного урегулирования налоговых споров,
правовой работы,
банкротства;
на уровне управлений по субъектам Российской Федерации и оптимизации численности территориальных налоговых органов по данным направлениям.
С 2016 года согласно новой концепции определения жалоб подразделения досудебного урегулирования споров Управлений по субъектам дополнительно осуществляют функции:
по рассмотрению следующих жалоб (обращений) лиц, участвующих в делах о банкротстве, на акты налоговых органов РФ ненормативного характера, а также на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, которые, по мнению налогоплательщиков, нарушают их права при участии в делах о банкротстве;
жалоб, связанных с внесением в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях;
жалоб (обращений), связанных с процедурой проверки налоговыми органами соблюдения требований к контрольно-кассовой технике.
Планируемый дополнительный объем материалов, подлежащих рассмотрению подразделениями досудебного урегулирования налоговых споров управлений по субъектам РФ в 2016 году, составит 30% к выполняемому в настоящее время соответствующими подразделениями объему.
В этой связи необходимо принятие мер по сокращению численности и ликвидации структурных подразделений досудебного урегулирования налоговых споров на уровне инспекций, а также перераспределения штатных единиц на уровень управлений по субъектам РФ.
В рамках новой концепции по централизации функций территориальный налоговых органов на уровне управлений на правовые подразделения Управлений по субъектам РФ будут возложены обязанности по сопровождению судебных споров по заявлениям налогоплательщиков о признании незаконными решений инспекций, вынесенных в соответствии со статьёй 101 Налогового кодекса Российской Федерации, вне зависимости от суммы рассматриваемых требований.
В этой связи необходимо принятие мер по сокращению штатной численности сотрудников правовых подразделений на уровне инспекций до необходимого количества сотрудников для выполнения возложенных на правовые подразделения инспекций функций и задач, а также перераспределения штатных единиц на уровень управлений по субъектам РФ и Правового управления ФНС России.
Одновременно необходима централизация функций сопровождения процедур банкротства на региональном уровне путем создания соответствующих отделов в управлениях по субъектам РФ, в том числе обязательная централизация функций сопровождения процедур банкротства на региональном уровне путем создания соответствующих отделов в Управлениях, либо в зависимости от соответствия разрабатываемым критериям — полная централизация по решению руководителя, либо обязательная частичная.

Таким образом:
согласно новой концепции определения жалоб :
— подразделения аудита Управлений с 2016 года дополнительно будут рассматривать жалобы по банкротству, гос.регистрации, проверкам ККТ (очевидно эти функции заберут у других профильных отделов Управлений);
— для рассмотрения этих дополнительных жалоб увеличат на 30% штат аудита Управлений за счет сокращения штата аудитов инспекций.

согласно новой концепции по централизации функций территориальных налоговых органов :
— судебные споры о признании незаконными решений инспекций, вынесенных по ст.101, передаются из правовых отделов инспекций в правовые отделы Управлений;
— соответственно сокращается штатная численность сотрудников правовых отделов инспекций.

согласно новой концепции централизации функций банкротства :
— создаются новые отделы по банкротству в Управлениях, при этом в зависимости от количества дел о банкротстве функции инспекции по сопровождению банкротства могут как полностью быть переданы в Управление, так и частично на усмотрение руководителей Управлений.

Изменения, указанные в концепции, по настоящий день уже реализованы, о чем имеется соответствующее письмо (для служебного пользования, поэтому не разглашается) «О реализации концепции централизации функций обеспечения процедур банкротства, правовой и досудебной работы» №СА-5-18/56ДСП@ от 21.01.2016.

Очередной год наступил не без последствий и существенных изменений. Очень хотелось бы надеяться, что все изменения проводятся к лучшему, но, это не всегда так. По крайней мере, изменения этого года не страшнее предыдущих…
Какие изменения коснулись в вашей инспекции – пишите в комментариях, будет всем интересно узнать.

Специальные режимы налогообложения – упрощенка, вмененка, патентная система и единый сельхозналог – сами по себе являются низконалоговыми. Но при правильном использовании разрешенных законом схем можно еще больше сократить расходы по уплате налоговых платежей.

 

Оптимизируем с умом

Оптимизация налогообложения - это снижение облагаемой базы по налогам законными способами. Экономить на налогах без риска привлечения к ответственности - главная цель оптимизации.

Важно! ФНС разграничивает оптимизацию и уклонение от уплаты налогов, оценивая действия предпринимателей с точки зрения экономической обоснованности. Если единственным мотивом действий бизнес-субъекта была минимизация - споры с фискалами обеспечены.

Таблица 1. Основные способы оптимизации для спецрежимников

Группа методов

Использование оптимального режима

выбор подходящей системы на стадии открытия бизнеса, смена режима в ходе деятельности (в т. ч. переход с одного объекта налогообложения на другой при УСН)

комбинирование УСН, ЕНВД и ПСН

Использование льгот и преференций

изменение вида деятельности для использования пониженной регионами ставки

«переезд» в регион со льготными ставками

использование сниженных тарифов по страховым взносам

При сравнении вариантов упрощенки опираются на соотношение доходов и расходов по деятельности: если расходы составляют более 60% от доходов, то обычно выгоднее УСН «доходы-расходы». Режим налогообложения можно скорректировать по ходу дела, если условия ведения бизнеса, вид деятельности изменились. Перейти на новую систему удастся с нового года.

Схема №2 Упрощенка «доходы»: снижение объекта обложения

Компания «Продторг» занимается оптовой торговлей и применяет 6-процентную упрощенку. Вместо договора купли-продажи фирма решила заключать с покупателями договор комиссии. «Продторг» по новой схеме - посредник, а контрагенты - заказчики. Размер вознаграждения посредника устанавливается равным обычной прибыли от сделки. Товары приобретаются компанией «Продторг» от своего имени, но на деньги заказчиков. Облагаться налогом будут именно комиссионные - вознаграждение посредника.

Схему целесообразно применять, если в течение года появляется риск «слететь» с упрощенки (при приближении совокупной выручки к установленному лимиту). Способ эффективен, когда:первоначально компания применяет УСН 6% и ведет деятельность, расходы по которой составляют менее 60% от доходов, а затем дополнительно начинает заниматься торговлей (с невыгодным для «доходной» упрощенки соотношением доходов и расходов).

Схема 3. Использование ИП на УСН «доходы» в качестве управляющего

В ООО или АО единоличным исполнительным органом (руководителем) может выступать индивидуальный предприниматель. Применение схемы убивает нескольких зайцев: ИП платит с полученных доходов не 13% НДФЛ, а 6% по УСН «доходы», уменьшая при этом сумму налога на 50% за счет выплаченных страховых взносов.

Допустим, генеральный директор получает зарплату в размере 150 тыс. руб. в месяц (1,8 млн. руб. в год). Организация исчислит с его оплаты труда НДФЛ (13%) - 234 тыс. руб. и страховые взносы - 376 тыс. руб. (в ПФ - 265,32, в ФСС - 19,43, в ФОМС - 91,80).Если месячное вознаграждение ИП-управляющего будет таким же, то страховые взносы за год составят 37,26 тыс. руб. (22,26 - фиксированные платежи и 15 - 1% с суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб.). В итоге ИП заплатит за год всего 108 тыс. руб. платежей.

Ознакомьтесь с порядком расчета взносов по ИП в 2015 году и взносов с ЗП нанятых работников .

При планировании схемы стоит учесть, что страховые взносы, которые компания выплачивала с ЗП директора:

  • по «доходно-расходной» упрощенке включались в расходы и уменьшали сумму единого налога, поэтому при прочих равных условиях компания заплатит больше на 56 482,50 руб. (376 550 x 15%);
  • по«доходной» упрощенке и ЕНВД уменьшали сумму налога (в пределах 50%).

Поэтому для оценки выгодности схемы потребуется дополнительный анализ влияния снижения расходов компании (они уменьшились на страховые взносы за сотрудника) на налоговый результат.

Схема №4. Совмещение УСН и ЕНВД

Организация занимается оптовой и розничной торговлей, причем последнюю ведет в торговом зале площадью 50 м2. Компания применяет упрощенку «доходы». В регионе на следующий календарный год для стационарной розничной торговли будет установлен К2, равный 0,5. Перевод розницы на ЕНВД для организации выгоден. Просчитаем три возможных варианта.

Данные для расчета ЕНВД: базовая доходность = 1 800 руб. в месяц, К1=1,798, К2=0,5. Сумма платежа по вмененке в месяц = 1 800 x 1,798 x 0,5x50 x 15= 12 137 руб.

* - Налог можно снизить только вполовину. Ознакомьтесь с правилами расчета ЕНВД .

При благоприятных для вмененки региональных условиях, в структуре компании, которая в том числе занимается розницей, выгодно иметь подразделение на ЕНВД- независимо от полученной выручки сумма налога фиксирована. При этом выгодность вмененки возрастает с увеличением продаж.

Ознакомьтесь с позицией ФНС по условиям совмещения спецрежимов:

Оптимизация: факторы успеха

Оптимизационная схема не может быть универсальным, подходящим для всех решением. Это не более чем идея. При разработке программы по минимизации фискальных платежей нужно учитывать реальные внешние и внутренние условия ведения бизнеса. Наибольший эффект дает комплекс мероприятий, максимально учитывающий специфику бизнеса: масштаб, вид деятельности, структуру организации, региональные факторы и т.д. Разрешено все, что не запрещено законом. Однако в России сегодня грань между оптимизацией и уклонением от налогов слишком размыта. Будьте начеку и учитывайте мнение специалистов!

Государственный бюджет живет сегодня отдельной от обещаний президента жизнью и остро нуждается в притоке денег. Власть дала налоговой новые инструменты для наведения порядка, которые ухудшат положение бизнеса, ужесточат контроль за платежами налогов в полном объеме, отсекут известные способы . Особенно обратите внимание на то, что ответственность учредителей и руководителей компаний за налоговые долги в ближайшее время возрастет и будет все чаще оцениваться людьми из налоговой в уголовной плоскости.

Если говорить о ждущих всех нас перспективах категорично, то…

1. Налоговые проверки больше никогда не будут прежними

Следственный комитет России и ФНС выпустили революционный документ - , которое описывает новое направление в борьбе с налоговыми «уклонистами». Методы, изложенные в нем, в совокупности с и поправками в НК РФ, которые увеличивают размер пени по налогам ( начал действовать в этой части с 1 октября 2017 года), сигнализируют о том, что уже никогда не будут прежними.

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram . Присоединяйтесь!