Преподобный варлаам чикойский чудотворец. Варлаам чикойский, пустынник, преподобный Новопоставленному иеромонаху помимо обычного служения в Чикойской обители было поручено заботиться об обращении иноверных и о возвращении заблудших - раскольников

Преподобный Варлаам Чикойский. Первая из новонаписанных икон святого.
Источник: pravoslavie.ru

«Забайкальским Афоном» называли когда-то Иоанно-Предтеченский монастырь, затерянный в Чикойских горах почти у самой границы с Монголией. Эта обитель просуществовала около ста лет. Срок небольшой. Но и за такое малое время совершено было многое: сотни и сотни иноверцев приняли православную веру, множество людей получили здесь духовную помощь и исцелились у могилы преподобного Варлаама Чикойского, основателя монастыря и выдающегося миссионера Забайкалья.

На Чикойской земле из поколения в поколение передаются рассказы о жизни преподобного Варлаама, современника преподобного Серафима Саровского. Эти предания переносят нас в далёкий 1820-й год:

Охотник из небольшой забайкальской деревушки преследовал изюбра в горах. Вышел к холодному ключу, чтобы передохнуть, и вдруг увидел там необычные перемены: свежевытесанный восьмиконечный крест. А рядом у подножья горы небольшой шалаш. У ключа безмятежно спал бородатый странник. Звали странника Василием Федотовичем Надёжиным и было ему тридцать шесть лет от роду. Уроженец Нижегородской губернии, крестьянин Василий, был сослан в Сибирь и оказавшись там, решил уйти в чикойскую тайгу, чтобы стать пустынником. Но безвестная жизнь Василия Федотовича в тайге продолжалась всего пять лет. Молва о пустыннике быстро разносилась по окрестным деревням. Жители их начали посещать келью отшельника, а некоторые из них и вовсе пожелали разделить с ним молитвенный подвиг и селились поблизости. Возникла настоящая православная община - Иоанно-Предтеченский скит, а позже - монастырь

Пределы Чикойских гор в начале девятнадцатого века населяли в основном буряты-язычники и старообрядцы. Здесь остро ощущалась потребность в православных миссионерах. Это хорошо понимал местный владыка - епископ Михаил. Он узнал о подвижнической жизни Василия Федотовича Надёжина, благословил его принять монашеский постриг и потрудиться на ниве просвещения Чикойских земель.

Выдающийся успех имела миссионерская деятельность преподобного Варлаама среди язычников и особенно старообрядцев Забайкалья. Они без тени колебания отправляли своих детей в организованное в Чикойском монастыре училище. Здесь преподобный Варлаам сам обучал грамоте и чтению молитв. Вскоре на Чикое начали появляться единоверческие церкви. Их прихожане при сохранении двуперстия и богослужения по старопечатным книгам признавали иерархию Московского Патриархата.

Количество обращенных староверов, построенных церквей и приходов выросло настолько, за Байкалом было образовано единоверческое благочиние, которое возглавил игумен Варлаам.

Всего трудами преподобного Варлаама Чикойского было обращено из раскола около пяти тысяч староверов. Успехи единоверия на Чикое стали известны далеко за Уралом, в том числе и в Москве.

После смерти преподобного Варлаама, к могиле старца сразу же началось паломничество, и потому вскоре над местом его упокоения была воздвигнута часовенка. Не только жители окрестных деревень, но и паломники из Кяхты, Иркутска, Благовещенска посещали могилу преподобного, прося духовного совета, телесного здравия, жизненного определения. Даже в годы безбожия жители окрестных сел ходили крестным ходом к развалинам Иоанна-Предтеченского монастыря, где покоились мощи преподобного Варлаама Чикойского. Они были обретены в 2002-м году и сейчас находятся в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Чите.

День памяти:

10.06 ст.с.т/23.06 н.ст.

Преподобный Варлаам Чикойский – пустынник, подвизавшийся в середине XIX века в чикойских горах, игумен Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря.

Преподобный Варлаам Чикойский (Надежин Василий Федотович) родился в 1774 году в селе Марееве Нижегородской губернии в крестьянской семье. Грамоте Василий выучился сам. Женился по настоянию родителей, но детей у супругов не было, и они принимали на воспитание сирот.

В 1811 году Василий отправился в паломничество в Киево-Печерскую лавру, но из-за отсутствия паспорта был арестован за бродяжничество и сослан в Сибирь.

По прибытии в Иркутск он направился в Вознесенскую обитель, к мощам святителя Иннокентия. В Иркутске он пробыл недолго и уже через месяц продолжил путь за Байкал, в село Малокударинское Урлукской волости, куда был приписан на поселение.

Здесь будущий подвижник старался приютиться под сенью храмов, чтобы беспрепятственно предаваться молитве и работать Богу. С этой целью он нанимался сторожем в Урлукскую Богородице-Казанскую церковь, потом в Верхнекудринскую Покровскую, затем в Троицкий собор города Троицкосавска, и, наконец, в Воскресенскую церковь Кяхтинской торговой слободы. Всюду он исполнял свои обязанности старательно и добросовестно, так что положительно был отмечен кяхтинскими гражданами. В Кяхте Господь послал ему духовником известного на всю слободу священника отца Аетия Разсохина, который и благословил Василия оставить мир ради трудов во славу Божию на поприще пустынножительства.

В 1820 году Василий пришел на склоны Чикоконского хребта и близ Урлука устроил себе келью, став отшельником. По прошествии нескольких лет отшельнической жизни Бог наградил Василия даром слова, и никто из приходящих не уходил от него неутешенным, а некоторые оставались, чтобы не покидать его более. Через 5 лет к нему присоединились еще 9 человек. В пустыньке были построены кельи и часовня во имя Иоанна Предтечи, в которой ежедневно читались монашеское правило, Псалтирь, акафист.

Поскольку подвижник числился ссыльным, в 1827 году он был арестован земской полицией и увезен в острог, затем в Иркутскую духовную консисторию. После беседы с Василием Иркутский архиепископ Михаил (Бурдуков) предложил ему принять постриг и преобразовать скит в миссионерскую обитель для обращения в Православие бурят и монголов.

В 1828 году настоятель Селенгинского Троицкого монастыря иеромонах Израиль постриг Василия в монашество с именем Варлаам, и основанная им община была приписана к обители как скит во имя Иоанна Предтечи.

В 1830 году Варлаам был рукоположен во иеродиакона, а затем – во иеромонаха. Архиепископ Михаил выдал Варлааму инструкцию для миссионерской деятельности.

Расположенный среди языческого и старообрядческого населения Чикойский скит стал миссионерским центром Забайкалья. В 1831 году Варлаам освятил в скиту Предтеченскую церковь, в которой совершал весь суточный круг церковных служб. Благочестивая жизнь преподобного привлекала в обитель местное население: монголы, буряты, татары стали принимать Православие. Варлаам часто посещал окрестные селения, чем заслужил любовь и уважение жителей. Вскоре в обители был построен двухэтажный келейный корпус.

В 1839 году Варлаам был возведен в сан игумена основанного им Иоанно-Предтеченского монастыря, и с этого момента начинается расцвет обители: строятся монастырские храмы, организуется подсобное хозяйство, ведется просветительская деятельность среди местного населения и миссионерская работа среди раскольников и иноверцев.

Щедро расточая духовные дары, которыми награжден был от Господа отец Варлаам, он обращал к вере людей разных наций, различных званий. Были среди обращенных и сосланные в Сибирь образованные неверы, были и язычники, а также мусульмане и иудеи. Часто обращения в православную веру сопровождались явленными чудесами над крещаемыми.

Всего за время миссионерских трудов отцом Варлаамом было обращено до пяти тысяч душ и устроено несколько единоверческих церквей. Во многом этому способствовала его личная подвижническая жизнь, простота его убеждений.

В 1845 году преподобный был награжден Святейшим Синодом золотым наперсным крестом.

В том же 1845 году старец Варлаам почувствовал в себе крайний упадок сил, но продолжал трудиться. В январе следующего года он еще успел совершить поездку по селениям Урлукской волости, но это скорее походило на прощание с паствой собранных им воедино под управление Господне. В обитель из поездки он вернулся больным.

В 1846 году, на семьдесят первом году жизни, напутствованный Святыми Таинами, преподобный предал дух свой в руце Божии на глазах у чикойской братии. По отпевании его тело было погребено с южной стороны алтаря придела в честь иконы «Всех скорбящих Радость» Иоанно-Предтеченского храма.

В конце XIX века он был прославлен как местночтимый святой.

«Забайкальский Афон»

«Забайкальским Афоном» называли затерянный в Чикойских горах Иоанно-Предтеченский монастырь. Обитель, основанная трудами преподобного Варлаама Чикойского, просуществовала около ста лет. Срок не слишком большой. Но и за это малое время милостью Божией совершено было многое: сотни и сотни раскольников и иноверцев приняли православную веру, сотни и сотни людей получили по молитвам насельников обители духовную помощь, сотни и сотни людей чудесно исцелились у могилы преподобного Варлаама. «Все претерпел ради Бога и угодников»

Преподобный Исаия-отшельник сказал: «Слава святых подобна сиянию звезд, из которых одна светит очень ярко, другая тускнее, иная – едва приметно; но эти звезды все – на одном небе». Яркой звездой для Забайкалья стал преподобный Варлаам Чикойский. Таинственен и непостижим путь монаха, скрыт от людского глаза, никто кроме Бога не знает, какие искушения приходится претерпевать вставшему на этот прямой путь в Царствие Небесное. Трудности и лишения, жизнь в диких местах среди людей диких нравом, несправедливости от властей не сломили преподобного Варлаама. Смирением, терпением, любовью к людям, проповедью слова Божия пустынник Варлаам стяжал милость Божию и ныне пред Богом ходатайствует за весь Забайкальский край.

Родился будущий подвижник (в миру Василий Федотович Надежин) в 1774 году в с. Маресево Лукояновского уезда Нижегородской губернии.

По происхождению он был из дворовых крестьян Петра Ивановича Воронцова. По достижению совершеннолетия Василий женился на Дарье Алексеевой, тоже крепостной Воронцовых. Брак их был бездетным. Видя в бездетности Промысл Божий, они брали на воспитание сирот, растили их, устраивали их жизнь. Девочкам готовили приданое и выдавали замуж за благочестивых мужей. О том, что это была не прихоть и не попытка удовлетворить свои родительские инстинкты и потребности, а духовный подвиг, свидетельствует фраза из письма Дарьи Алексеевны своему мужу, уже монаху Варлааму, в Сибирь: «Взяла я снова сироту, ради спасения своей души». Подвиг взращивания и воспитания сирот Дарья Алексеевна несла всю жизнь: из ее писем мы узнаем, что одна она вырастила и выдала замуж трех девочек-сирот.

Стремление к подвижничеству другого рода у ее мужа Василия сначала проявлялось в том, что он паломничал по разным обителям. В одно из таких богомолий он посетил преподобного Серафима Саровского, который наставил его на новый путь. Духовным руководителем Василия Надежина была и игуменья Казанского монастыря г. Касимова Елпидифора. Под влиянием их писем и бесед Василий Надежин твердо решил стать на путь иноческого жития.

В 1810 году Василий Федотович был на богомолье в Киево-Печерской лавре и хотел было здесь пожить, но начальство лавры, узнав, что у него нет паспорта, сообщило об этом светским властям. Надежин был признан «бродягою» и по приговору осужден без наказания к ссылке в Сибирь на поселение. Видя в этом Промысл Божий, Василий Надежин, не обращаясь за помощью ни к Воронцовым, ни к родным, отправляется в неведомую Сибирь.

На три года растянулся путь до Иркутска. Здесь будущий подвижник Божий получил первое духовное утешение – в Вознесенском монастыре у мощей святителя Иннокентия Иркутского.

Первые годы своего пребывания в Сибири Василий Надежин проживал при храмах, исполняя послушания трапезника, просфорника, сторожа. Также, будучи достаточно грамотным, он брал на обучение детей. В г. Кяхте Василий Надежин встретился со священником Аетием Разсохиным, отличавшимся смирением, благочестием, делами милосердия. По благословению этого духовно опытного священника в 1820 году Василий тайно уходит в Чикойские горы для уединенной жизни. В семи верстах от селения Урлука и трех от Галдановки остановился отшельник в чаще леса, поставил деревянный крест во освящение места и в ограждение себя от силы вражией, а рядом собственными руками срубил из дерев келью для себя. Здесь предался он богомыслию, молитве и подвигам поста и смирения. В свободное время он занимался переписыванием церковных книг, молитв для своих знакомых и благодетелей. Много искушений пришлось пережить в первые годы отшельничества: суровый климат, скудное пропитание, дикие звери были не так страшны, как враг спасения, являвшийся то в виде разбойников, то в виде родных людей. Как гласит предание, для духовной борьбы и смирения угодник Божий надевал железную кольчугу, которая заменяла ему вериги.

В 1824 году на пустынника наткнулись охотники, а вскоре молва о благочестивом старце распространилась среди местного населения. Пустынь стали посещать как живущие неподалеку староверы, так и именитые граждане из Кяхты. Молитвами Василия Надежина, трудами и средствами первых паломников была сооружена часовня, закуплены колокола, приобретены богослужебные книги.

Весть о пустыннике дошла до епархиального начальства. 5 октября 1828 года по предписанию владыки Михаила (Бурдукова), епископа Иркутского, настоятель Троицкого Селенгинского монастыря иеромонах Израиль постриг Василия Надежина в монахи с наречением имени Варлаам – в честь святого Варлаама Печерского. Незадолго до пострига игуменья Казанского монастыря Елпидифора через письмо наставляла: «Знаю с начала Вашего бытия, сколь много было Вам терпения, но Вы все претерпели ради Бога и угодников. Мужайся и крепися!.. Бог Вас призывает к ангельскому образу. Надо благодарить Бога и радоваться сему подвигу. Но кто ж похвалится быть достойным сему игу? Никто. Господь призывает нас из небытия в бытие. Но вот – это совершенный есть подвиг».

Владыка Михаил, видя духовную силу монаха Варлаама, благословил «устроение Чикойского скита на твердом основании»: соорудить в скиту храм, руководить собранной братией, проводить миссионерскую работу среди монгольского, бурятского и старообрядческого населения.

Светоч Православия на земле Забайкальской

Чикойские горы

В 1835 году скит был официально признан как заштатный и назван в честь Рождества Иоанна Предтечи. Об учреждении Чикойского скита сообщили «Московские ведомости», и потекли пожертвования на строительство храма. Жертвовали и многочисленные паломники, благоволили и Иркутские преосвященные. Особо почитал старца Варлаама и его скит архиепископ Нил (Исакович), который неоднократно посещал Чикойскую пустынь. Он исходатайствовал на устройство Чикойской обители у Святейшего Синода три тысячи рублей и сам руководил планировкой и застройкой «Забайкальского Афона». Архиепископом Нилом Варлаам был возведен в сан игумена.

В 1841 году игуменом Варлаамом был освящен главный храм обители – в честь Рождества Иоанна Предтечи с боковыми приделами в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя святителя Иннокентия, Иркутского Чудотворца. По указанию преосвященного Нила, главный храм был построен в средине скита, так что прежний храм приходился при спуске по лестницам от нового на восток; влево от последнего по тротуару – настоятельский корпус, сгоревший в 1872 году и замененный новым, тоже двухэтажным корпусом. Все хозяйственные постройки были вынесены за стены монастыря, в самом монастыре находились дом для паломников, кельи для братии, которые соединялись террасами, многочисленными лестницами, тротуарами.

Выдающийся успех имела миссионерская деятельность игумена Варлаама среди старообрядцев и инородцев Забайкалья. И те и другие хорошо знали подвижническую жизнь игумена Варлаама, и потому крестили у него своих детей и отдавали их ему на воспитание.

С благословения архиепископа Нила и при его активном содействии игумен Варлаам начал склонять местных староверов воссоединиться с Православной Матерью-Церковью. В первую очередь при обители было организовано миссионерское училище, в котором могли обучаться дети старообрядцев.

Видя благочестие и искренность игумена Варлаама, жители окрестных старообрядческих сел стали принимать единоверческих священников. Количество обращенных староверов, построенных церквей и приходов выросло настолько, что архиепископ Нил образовал за Байкалом единоверческое благочиние, которое возглавил сам игумен Варлаам.

Всего трудами игумена Варлаама было обращено из раскола около 5000 староверов. Успехи единоверия на Чикое стали известны далеко за Уралом, в том числе и в Москве. Старообрядцы, столь недоверчивые к чужакам, прониклись доверием к словам и наставлениям игумена Варлаама.

В 1845 году старец Варлаам почувствовал упадок сил, но продолжал трудиться на пользу обители и окрестных жителей. В январе 1846 года он совершил последнее свое миссионерское путешествие – прощание с паствой Урлукской волости. В обитель он вернулся больным, восстановить упадок сил было уже невозможно, и 23 января 1846 года старец Варлаам, причастившись, предал дух в руки Божии. Тело его было погребено близ главного храма обители. Позднее над могилой был устроен кирпичный памятник с могильной плитой.

К могиле старца сразу же началось паломничество, и потому вскоре над местом его упокоения была воздвигнута часовенка. Не только жители окрестных деревень, но и паломники из Кяхты, Иркутска, Благовещенска посещали могилу старца, прося духовного совета, телесного здравия, жизненного определения. Старца чтили настолько, что даже в годы безбожия жители окрестных сел ходили крестным ходом к развалинам монастыря.

С благоговением относились и к кольчуге старца, и к его келье в Чикойских горах – свидетельнице его первых духовных. Паломники, приходившие к келье старца, в красном углу под иконами могли видеть надпись, сделанную самим пустынножителем, которая была духовным девизом на протяжении всей его подвижнической жизни: «Препояши мя, Господи, Силою Твоею свыше на вся враги видимыя и невидимыя, и буди ми покров и заступление».

Преемники игумена Варлаама продолжали начатое старцем дело: приводили к принятию Православия старообрядцев, бурят, магометан, иудеев, занимались обустройством и благоукрашением обители, обучали детей из окрестных сел, брали на содержание увечных старцев и мальчиков-сирот.

Одним из таких деятельных настоятелей был иеромонах Нектарий (1865–1872). В своих миссионерских заботах он очень много внимания уделял бурятам, выезжал сам к ним в Хоринский стан, и они часто бывали в обители. Об успехе миссионерской деятельности иеромонаха Нектария говорят и свидетельства о крещении в Православие бурятских шаманов, магометан и иудеев.

При нем в 1865 году в Иоанно-Предтеченскую обитель была пожертвована кяхтинским промышленником М.Ф. Немчиновым икона Божией Матери «Споручница грешных». Икона, прославившаяся своими чудотворениями в мужском Одринском монастыре Орловской епархии, была особо почитаема в Сибири. Списки с этой иконы получили широкое распространение по земле Сибирской: в Троицкосавске, Тарбагатае, Тахое, Селенгинском и Чикойском монастырях хранились списки с чудотворной иконы Богородицы «Споручница грешных», через которые Царица Небесная являла Свою милость. Вот как повествует об особом почитании этой иконы в Забайкалье «Сибирский патерик»: «Коренные и язычники-буряты прибегают к помощи святого образа и берут из лампады при нем масла. Лик Споручницы в многочисленных копиях распространился по всему Забайкалью: по домам и часовням… При заселении в недавнее время Амура иконы Споручницы сопровождали забайкальских казаков и ставились в тамошних первых часовнях». Популярность этого образа можно объяснить тем, что в краю ссыльно-каторжных многие считали себя великими грешниками. В несчастиях и лишениях одна была надежда на Царицу Небесную – Споручницу, то есть Ходатаицу, Поручительницу.

Торжественно крестным ходом был перенесен чудотворный образ из Кяхты в монастырь. В память об этом событии каждый год 29 мая (11 июня по новому стилю), в день празднования в честь иконы «Споручница грешных» в Иоанно-Предтеченский монастырь совершался крестный ход.

Молились не только о здравии, о семейном благополучии, но и об избавлении от засухи, о сохранении скота. И по молитвам Божией Матери Споручницы – Помощницы молящиеся получали исцеления от болезней, сибирская земля плодоносила, эпидемии и моры обходили стороной домашний скот. Каждый год на протяжении более сотни лет от отдаленного от крупных городов и дорог селения Урлук к Иоанно-Предтеченскому монастырю двигался многотысячный крестный ход.

По случаю большого стечения паломников иеромонах Нектарий при содействии мецената Немчинова перестроил первый монастырский храм. В 1869 году храм был переосвящен епископом Селенгинским Мартинианом (Муратовским) в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».

При игумене Аверкии (1890–1897) в монастыре появилась икона «Распятие Иисуса Христа с предстоящими», переданная в обитель как благословение праведным Иоанном Кронштадтским. В 1895 году, будучи в Санкт-Петербурге, игумен Аверкий отслужил десять раз Божественную литургию с протоиереем Иоанном Кронштадтским в Андреевском соборе Кронштадта. Тогда-то отец Иоанн и дал игумену далекого забайкальского монастыря икону работы петербургских иконописцев со словами: «Продолжай службу в Сибири, молись и будешь здоров, терпи – спасешься». В настоятельство игумена Аверкия монастырь торжественно отпраздновал пятидесятилетие со дня преставления игумена Варлаама. А через год игумен Аверкий исчез. Долгое время о нем не было никаких вестей, и только в революционное лихолетье через Забайкальскую консисторию прошло его прошение о возвращении ему иконы, подаренной некогда праведным Иоанном Кронштадтским. В прошении архимандрит Аверкий объяснял причину самовольного оставления Забайкальской епархии: «Выехал в Крым на лечение. Не имея денег, устроился на службу в военный флот (по всей вероятности, военным или флотским священником. – Ю.Б. ). Переведен в Порт-Артур. А образованная Владивостокская епархия в лице архиерея Евсевия взяла меня». Резолюция епископа Мелетия (Заборовского) на прошение архимандрита Аверкия была такова: «Выслать икону в Царевококшайск в с. Семеновку». Но икона так и осталась в Забайкалье: ныне она находится в с. Урлук в школьном музее.

К 1917 году обитель разрослась: три деревянных храма в самом монастыре, школа при монастыре, а также Пантелеимоновский скит с церковью на Ямаровских водах.

Последним игуменом обители был иеромонах Пимен (1926–1927). Он управлял монастырем в тяжелые годы. В 1927 году иеромонах Пимен присутствовал на торжествах по случаю 200-летия Иркутской епархии, где поделился своими бедами со священноначалием. В дневнике местного летописца протоиерея Петра Попова по этому случаю появилась запись: «О<тец> Пимен сообщил, что монастырь кончил свое существование: братия вынуждена разойтись, здания разобраны и увезены, такая же участь ждет и храм».

В 30-е годы прошлого века еще доживали в разрушающей обители последние дни старцы-монахи, что с ними стало впоследствии – неизвестно. Вскоре перестал существовать и сам Иоанно-Предтеческий монастырь. Советские исследователи истории края писали, что упадок монастыря был предсказуем: обитель находилась вдали от центральных городов и больших дорог, не имела хлебопашенных земель; слабая заселенность Забайкалья и весь уклад жизни переселенцев сказывались и на числе монахов в обители; скудное питание, тяжелые климатические условия также не благоприятствовали процветанию обители. Нам же кажется, что к упадку обитель привело то духовное и нравственное обнищание российского общества на рубеже XIX–XX веков, которое стало причиной событий 1917 года, а позже – убийства царской семьи – помазанников Божиих, массовых расстрелов пастырей и православных мирян.

«Сие место прославилось…»

Со смертью монахов-старцев жители окрестных сел, в особенности старообрядцы, перешедшие в единоверие, не оставили обитель на полное разорение безбожникам: до 50-х годов прошлого века в обители сохранялись некоторые постройки, могилы и келья преподобного Варлаама. Из 30 монастырских колодцев, выкопанных братией, сохранилось в хорошем состоянии три.

Но самое главное: была жива народная память почитания святого места и святынь монастыря. В течение всех десятилетий безбожия 29 мая/11 июня, в день празднования иконы Божией Матери «Споручница грешных», в память о принесении в Иоанно-Предтеченский монастырь из Кяхты чудотворной иконы жители совершали крестный ход от Пророка-Илиинского храма с. Урлук к развалинам монастыря. Несмотря на различные запреты власть имущих, несмотря на насмешки односельчан, ходили верующие к заброшенному Чикойскому монастырю, дабы поклониться святыне, набрать святую воду из монастырских колодцев, помолиться о здравии своих родных, об урожае, о заступлении от бед. Отправлялись группками и поодиночке, пешком, на лошадях, а иногда и на машинах. Со временем селяне заметили, что у тех, кто каждый год ходит на «Споручницу», и дом полон, и дети здоровы, и в огороде все растет.

В наше время крестные ходы вновь стали тем, чем и должны быть, – молитвенным шествием. И с каждым годом число крестноходцев увеличивается. В 2002 году в крестном ходе впервые приняли участие паломники из Читы, а через год к крестному ходу присоединились прихожане Успенского храма г. Кяхта и Богородице-Казанского города Северобайкальск, возглавляемые своими настоятелями. На крестный ход ими была привезена святыня кяхтинского храма и всего Забайкалья – икона Божией Матери «Споручница грешных», обретенная в середине 90-х годов прошлого века.

Дорога идет все время в гору около 20 км, из них 2 км крутого подъема. О горной системе Предтеченского монастыря и говорилось, и писалось много, но все равно поражаешься чуду, которое проявляется здесь в каждое лето, даже в самое засушливое: на вершине горы бьет ключ, а в монастыре всегда полны водой древние монастырские колодцы.

По прибытии на место, где некогда находился один из процветающих монастырей Сибири, священники совершают водосвятный молебен и освящают воды древних колодцев. После торжественного богослужения всех ждет братская трапеза прямо на поляне: местные жители считают обязательным испить на намоленной монастырской земле чаю на колодезной воде.

Святой Варлаам – единственный из святых подвижников, стяжавший святость, живя непосредственно в Забайкалье. Великим Божиим благоволением можно считать и то, что Господь не только открыл имя этого пустынника, подвизавшегося в середине XIX века в пустынных горах, но и сподобил всех нас быть свидетелями обретения мощей преподобного Варлаама.

Начиная с 1998 года интерес к истории Иоанно-Предтеченского монастыря и его основателю пустынножителю Варлааму постоянно растет. Не только православные исследователи заинтересовались судьбой монастыря: в Чикойских горах неоднократно проводились археологические раскопки преподавателями и студентами Забайкальского государственного педагогического университета, археологами из других регионов России. В июле 1999 года состоялись выездные Иннокентьевские чтения, местом для проведения которых был выбран Красночикойский район. Во главе с епископом Читинским и Забайкальским Иннокентием (Васильевым; ныне архиепископом Корсунским) участники и организаторы конференции побывали на развалинах Иоанно-Предтеченского монастыря. Профессора ЗабГПУ, краеведы, православные исследователи высказывали свои предположения о том, где следует искать лежащие под спудом мощи святого.

Божиим провидением обретение мощей было осуществлено преемником владыки Иннокентия – епископом Читинским и Забайкальским Евстафием (Евдокимовым). Вот как это было.

В 2002 году в Чикойские леса отправилась экспедиция в составе настоятеля Свято-Троицкого храма г. Улан-Удэ священника Евгения Старцева и краеведов из Республики Бурятия А.Д. Жалсараева и А.Д. Тиваненко. Уверенность исследователей в том, что место упокоения преподобного Варлаама будет отыскано, основывалась на жизнеописании пустынника Варлаама, составленного епископом Мелетием (Заборовским). После непродолжительных поисков место, указанное святителем Мелетием (напротив алтарного окна с южной стороны придела во имя иконы «Всех скорбящих Радость» Иоанно-Предтеченского храма), было найдено.

После получения патриаршего благословения, 21 августа 2002 года к Иоанно-Предтеченскому монастырю направился возглавляемый епископом Читинским и Забайкальским Евстафием крестный ход. Священнослужители, насельницы Всехсвятского монастыря, паломники из Москвы, Читы и Улан-Удэ, местные жители прошли от поселка Урлук до монастыря. Никто не предполагал, что раскопки будут длиться так долго. Трижды земля обваливалась. Наконец уже глубокой ночью под молитвенное пение были обретены мощи преподобного. Сомнений в их подлинности не было: вместе с мощами был обретен деревянный настоятельский крест, который чудесным образом не истлел.

Достойно внимания то, что в житии преподобного Варлаама отмечается: у чикойского подвижника была святыня – икона Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия – благословение игумении Елпидифоры. С этой иконой она отправила письмо, в котором писала: «Сей образ из той обители с их мощей. Изливаю Вам душевное мое желание, чтобы с помощью Божией и молитвами сих угодников Ваше сие место прославилось как лавра и обитель Соловецких чудотворцев… Просите сих угодников. Они Вам будут помогатели». 8/21 августа, когда были обретены мощи святого Варлаама Чикойского, празднуется как раз память преподобных Зосимы и Савватия.

Владыкой Евстафием и священнослужителями мощи были переложены в приготовленную гробницу и привезены в Читу.

Но хотя мощи и перенесены с места их первого упокоения, благодать Божия на том месте остается, и преподобный Варлаам равно ходатайствует за всех, с верой притекающих и к его мощам, и к месту их былого упокоения.

А накануне дня обретения мощей преподобного Варлаама, 19 августа, в Читинском Спасо-Преображенском храме был совершен постриг. Новопостриженный монах был наречен в честь святого Варлаама Чикойского. По необычному стечению обстоятельств иеромонах Варлаам (в миру Василий Попов) был некогда послушником в храме «на Семеновке» в Йошкар-Оле, где был погребен один из наместников Иоанно-Предтеченского монастыря – архимандрит Аверкий.

Мощи преподобного Варлаама сейчас находятся в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Чите. Многовековой опыт свидетельствует: монастыри и храмы России, в которых находились мощи святых, сохранились, несмотря на войны, смуты, гонения, и действуют до сего времени. Верим, что молитвами и заступничеством преподобного Варлаама Чикойского Господь охранит город Читу и все Забайкалье от врагов видимых и невидимых.

Преподобный Варлаам Чикойский прославлен в Соборе Сибирских святых в 1984 году (память 10/23 июня). Известно, что к Поместному собору 1918 года в Забайкальской епархии собирали материал для общецерковного прославления подвижника Чикойского: владыкой Мелетием (Заборовским), епископом Забайкальским и Нерчинским, было составлено жизнеописание преподобного, легшее в основу очерка о преподобном известного православного писателя Евгения Поселянина. Документы, необходимые для прославления, мог доставить в Москву делегат от Забайкальской епархии – епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов), убиенный вместе с протоиереем Иоанном Восторговым большевиками в 1918 году.

Обитель же, некогда основанная трудами преподобного Варлаама, постепенно приводится в порядок. Поставлен крест и ограда на месте обретения мощей преподобного Варлаама – над алтарной частью разрушенного храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных»; возведена часовня во имя преподобного Варлаама Чикойского, заботливой рукой прикрыты каменными плитами останки неизвестного монаха, отреставрирована могильная плита иеромонаха Феофана. Тщательно охраняют местные жители горные колодцы. Сохраняют уцелевшие святыни: кольчугу Варлаама Чикойского и икону, подаренную святым Иоанном Кронштадтским. Семена Православной веры, посаженные преподобным Варлаамом, дают сегодня сторичные плоды: повсеместно в Читинской и Забайкальской епархии строятся храмы, совершаются крестные ходы, возрождается монашеская жизнь. Преподобный Варлаам Чикойский вслед за святым Серафимом Саровским, своим современником и духовным руководителем, проповедует: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи».

По данным сайта Православие.Ру

Варлаам Чикойский
Имя в миру:

Надежин Василий Федотович

Рождение:

1774 год(1774 )

Смерть:
Почитается:

в Русской православной церкви

Канонизирован:

в 1984 году

В лике:

преподобных

Главная святыня:

мощи в Казанском соборе Читы

Варлаам Чикойский (в миру - Надежин Василий Федотович ; 1774 - 23 января 1846) - игумен Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря. Святой Русской церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 23 января (день смерти), 10 июня (Собор Сибирских святых), 8 августа (годовщина обретения мощей в 2002 году), 5 октября (годовщина монашеского пострига).

Василий родился в селе Марееве Нижегородской губернии в крестьянской семье, по настоянию родителей женился. Брак был бездетным и Василий в 1811 году отправился в паломничество в Киево-Печерскую лавру. Как беспаспортный был арестован за бродяжничество и сослан в Сибирь. Начал странствовать, в 1814 году дошёл до Иркутска, а в 1820 году пришёл на склоны Чикоконского хребта и близ Урлука устроил себе келью, став отшельником. Вскоре к нему присоединились другие люди и образовалась братия будущего Чикойского монастыря.

В 1828 году Василий принимает монашеский постриг с именем Варлаам (в честь преподобного Варлаама Печерского) а в 1830 году был рукоположён во иеромонаха. В 1839 году Варлаам был возведён в сан игумена, основанного им Иоанно-Предтеченского монастыря. При нём были построены монастырские храмы, начата миссионерская работа среди местного населения. В 1845 году Варлаам был награждён Святейшим синодом золотым наперсным крестом.

Варлаам скончался в 1846 году и был погребён с южной стороны алтаря придела в честь иконы «Всех скорбящих Радость» Иоанно-Предтеченского храма основанного им монастыря. Вскоре после смерти ему стали приписывать чудотворения и в конце XIX века Варлаам был прославлен как местночтимый святой. Житие преподобного Варлаама написал святитель Мелетий (Якимов).

В 1984 году Варлаам Чикойский был прославлен для общецерковного почитания в Соборе Сибирских святых. В 2002 году среди руин Чикойского монастыря было определено место захоронения преподобного Варлаама и по благословению патриарха Алексия II 21 августа состоялось обретение его мощей, которые поместили в приделе Александра Невского Казанского кафедрального собора Читы.

Ссылки

  • Варлаам Чикойский // Православная энциклопедия
  • Преподобный Варлаам Чикойский (на сайте Читинской и Краснокаменской епархии)

Преподобный Исайя-отшельник сказал: «Слава святых подобна сиянию звезд, из которых одна светит очень ярко, другая тускнее, иная - едва приметно; но эти звезды все - на одном небе». Такой яркой звездой для Забайкалья является святой преподобный Варлаам Чикойский. Святой Варлаам - единственный из святых подвижников, стяжавший святость, живя непосредственно в Забайкалье. Великим Божиим благоволением можно считать то, что Господь не только открыл имя этого пустынника, подвизавшегося в середине XIX века в чикойских горах, недалеко от селения Урлук, но и сподобил всех нас быть свидетелями обретения мощей преподобного Варлаама.

Родился будущий подвижник (в миру Василий Федотович Надежин) в с Маресево Нижегородской губернии.

По происхождению он был из дворовых крестьян Петра Ивановича Воронцова. По достижению совершеннолетия Василий Федотович вступил в законный брак с Дарьей Алексеевой, тоже крепостной Воронцовых, но они были бездетны. Видя в бездетности промысел Божий, они брали на воспитание сирот и не только заменяли им родителей, но и устраивали их жизнь в дальнейшем. Девочкам готовили приданое и выдавали замуж за благочестивых мужей. О том, что это была не сиюминутная прихоть и не попытка заменить родительские инстинкты и потребности, а духовный подвиг, может говорить одна фраза Дарьи Алексеевны из письма своему мужу, уже монаху Варлааму в Сибирь: «Взяла я снова сироту, ради спасения своей души». Подвиг взращивания и определения в обществе сирот Дарья Алексеевна пронесла, через всю жизнь, только из ее писем мы узнаем, что она одна вырастила и выдала замуж трех девочек сирот.

Стремление к подвижничеству другого рода сначала выливалось в то, что Василий совершал паломничества в различные обители. В одно из таких богомолий он посетил св. преподобного Серафима Саровского, который наставил его на новый путь. Также в числе его духовных наставников была игуменья Казанского монастыря г. Касимова Елпидифора. Под влиянием писем и бесед с этими духовными руководителями, Василий Надежин твердо решил стать на путь иноческого жития.

В 1810 Василий Феодотович находился на богомолье в Киево-Печерской Лавре и хотел здесь пожить, но начальство Лавры, узнав, что у него нет паспорта, выдало его светским властям. Надежин был признан «бродягою», и по приговору был осужден без наказания к ссылке в Сибирь на поселение. Видя в этом Промысел Божий, Василий Надежин, не обращаясь за помощью ни к Воронцовым, ни к родным, отправляется в неведомую Сибирь.

В три года растянулся путь до Иркутска, где он получил первое духовное утешение – Вознесенском монастыре у мощей Св.Иннокентия Иркутского.

Первые годы своего пребывания в Сибири Василий Надежин проживал при храмах, исполняя послушания трапезарника, просфорника, сторожа. Также, будучи достаточно грамотным он брал на обучение детей. В г. Кяхте Василий Надежин встретился со священником Аетием Разсохиным, который отличался смирением, благочестием, делами милосердия. По благословению этого духовно опытного священника в 1820 году Василий тайно уходит в Чикойские горы, для уединенной жизни. В семи верстах от селения Урлука и остановился отшельник в чаще леса, поставил деревянный крест во освящение места и в ограждение себя от силы вражией, а рядом собственными руками срубил из дерев келию для себя. Здесь предался он богомыслию, молитве и подвигам поста и самоуничижения. В свободное время он занимался переписыванием церковных книг, молитв для своих знакомых и благодетелей. Много искушений пришлось пережить в первые годы отшельничества: тяжелые климатические условия, скудное пропитание, дикие звери были не так страшны, как враг спасения, являвшийся то в виде разбойников, то в виде родных людей. Как гласит предание, для духовной борьбы для смирения он надевал железную кольчугу, которая выполняла функцию вириг.

В 1824 году пустынник был обнаружен охотниками - вскоре молва о благочестивом старце распространилась среди местного населения. Пустынь стали посещать как живущие неподалеку староверы, так и именитые граждане из Кяхты. Молитвами Василия Надежина, трудами и средствами первых паломников была сооружена часовня, закуплены колокола, приобретены богослужебные книги.

Весть о пустыннике дошла до епархиального начальства. 5 октября по старому 1828 года по предписанию Преосвященного Михаила, епископа Иркутского, настоятель Троицкого Селенгинского монастыря иеромонах Израиль постриг в монахи основателя Чикойского скита Василия Надежина с наречением имени Варлаам в честь св. Варлаама Печерского. Незадолго до пострига будущего подвижника игуменья Казанского монастыря Елпидифора через письмо наставляла Василия Надежина: «Знаю с начала вашего бытия, сколь много было вам терпения, но вы все претерпели ради Бога и угодников. Мужайся и крепися!.. Бог вас призывает к ангельскому образу. Надо благодарить Бога и радоваться сему подвигу. Но кто ж похвалится быть достойным сему игу? Никто. Господь призывает нас из небытия в бытие. Но вот - это совершенный есть подвиг».

Архиепископ Михаил, видя духовную силу монаха Варлаама, благословил «устроение Чикойского скита на твердом основании»: соорудить в скиту храм, руководить собранной братией, проводить миссионерскую работу среди монгольского, бурятского и старообрядческого населения.

В 1835 году скит был официально признан как заштатный и назван в честь Рождества Иоанна Предтечи. Учреждение Чикойского скита было опубликовано в «Московских ведомостях» и вызвало поток пожертвований на строительство храма. Также жертвовали многочисленные паломники, благоволили и Иркутские Преосвященные. Особо почитал старца Варлаама и его скит архиепископ Нил Исаакович, который неоднократно посещал Чикойскую пустынь. Он исходатайствовал на устройство Чикойской обители из Св. Синода три тысячи рублей и сам руководил планировкой и застройкой «Забайкальского Афона». Архиепископом Нилом Варлаам был возведен в сан игумена.

В 1841 году игуменом Варлаамом был освящен главный храм обители – во имя Рождества Иоанна Предтечи, с боковыми приделами в честь Скорбящинской иконы Божией Матери и святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца. По указанию преосвященного Нила, главный храм был построен в средине скита, так что прежний храм приходился при спуске от него по лестницам на востоке; влево от последнего по тротуару – настоятельский корпус, сгоревший в 1872 году и замененный новым, тоже двухэтажным корпусом. Все хозяйственные постройки были вынесены за стены монастыря, в самом монастыре находились дом для паломников, келии для братии, которые соединялись террасами, многочисленными лестницами, тротуарами.

Таинственен и непостижим путь монаха, скрыт от людского глаза, никто кроме Бога не знает, какие искушения приходится претерпевать вставшему на этот прямой путь в Царствие Небесное. Трудности и лишения, жизнь в диких местах среди людей диких нравом, несправедливости от властей - все это не сломило преподобного Варлаама. Смирением, терпением, любовью к людям, проповедью слова Божия пустынник Варлаам стяжал милость Божию и ныне пред Богом ходатайствует за весь Забайкальский край.

На сегодняшний день Чита - один из немногих городов Сибири, имеющий духовную силу, духовный щит - мощи святого преподобного Варлаама Чикойского. А как показывает многовековой опыт, монастыри и храмы России, в которых находились мощи святых, несмотря на войны, смуты, время безбожничества, сохранились и действуют до сего времени.

Хочется верить, что молитвами и заступничеством святого преподобного Варлаама Чикойского Господь сохранит город Читу и Забайкалье в целом от врагов видимых и невидимых.

Юлия Биктимирова