Сколько щелочи в аккумуляторе. Как правильно приготовить электролит для аккумулятора. Способ развести электролит для щелочного источника питания

На сегодняшний день рынок аккумуляторных батарей предлагает автолюбителям массу различных вариантов аккумуляторов. Главный критерий, по которому выбираются батареи – долгий срок службы электролита внутри. Можно приобрести сухозаряженные АКБ и потом сделать электролит самостоятельно, либо купить уже готовый вариант, залитый в заводских условиях. После покупки обслуживание можно делать либо своими руками, либо в специальных сервисах. Поэтому важно знать, как готовить электролит своими руками, чтобы в случае необходимости вы были вооружены к самостоятельному обслуживанию АКБ.

Подготовка к процессу

Перед тем как начинать приготовление электролита, нужно подготовить все необходимые для этого вещи. Вам потребуются такие элементы процесса:

Приготовление сопровождается соблюдением техники безопасности, вам потребуются:

Только имея все необходимое, допускается своими руками готовить электролит.

Приготовление жидкости для АКБ

По правилам техники безопасности, сделать электролит можно будет только после того, как выполняющий все операции человек будет должным образом защищен всеми доступными средствами защиты. Перед тем как приступать к делу, еще раз в голове прокрутите последовательность действий, чтобы ничего не перепутать, проверьте под рукой ли ареометр.

Итак, начинать нужно с промывки всей используемой посуды дистиллированной водой, а после этого посуда обязательно должна высохнуть. Также нужно сказать, что между приготовлением электролита с нуля и доливкой в аккумулятор есть существенная разница. Когда у вас ареометр показал упавшую плотность в АКБ, то вы должны долить внутрь только воды, ни в коем случае не кислоты. Когда же вы готовите электролит с нуля, то в емкость сперва наливается вода, а потом кислота. Эти два момента ни в коем случае нельзя путать – это крайне важно для того, чтобы правильно приготовить электролит своими руками.

Все дело в том, что серная кислота продается концентрированная, из расчета на емкость стандартных видов аккумуляторов. При соприкосновении с водой начинается химическая реакция, при этом если перепутать ингредиенты, то реакция начнет сопровождаться всплесками и значительным увеличением температуры. Во время изготовления жидкость нужно помешивать с помощью кислотоустойчивой палочки.

Критерии изготовления

При готовке электролита для щелочных аккумуляторов, нужно в руководстве по эксплуатации обязательно посмотреть рекомендуемое значение плотности. В большинстве случаев плотность привязывается к +25°С – это позволит исключить вероятность замерзания и повреждения аккумулятора вследствие этого. Если же у вас температура отлична от этого показателя, то используя ареометр, вам своими руками нужно будет увеличить плотность. Это делается в пропорции 0.035 единиц на 5 градусов. Соответственно, если температура ниже, то плотность понижается по такому же принципу. Также обязательно для щелочных аккумуляторов нужно измерить изначальную плотность серной кислоты. В концентрированном варианте она равна 1.83 г/см 3 , если вы покупаете готовый электролит, то плотность 1.43 г/см 3 .

В настоящее время выбор аккумуляторных батарей огромен - в продаже можно найти уже готовые к использованию источники питания, а также сухозаряженные батареи, которые требуют осуществить приготовление электролита и его заливку до начала эксплуатации. Дальнейшее обслуживание аккумуляторов многие часто осуществляют в сервисах. По разным причинам может возникнуть необходимость самостоятельно приготовить раствор. Чтобы это мероприятие увенчалось успехом, следует знать, как сделать электролит в домашних условиях.

Электролит - электропроводящий раствор, содержащий в своём составе дистиллированную воду и серную кислоту, едкий калий или натрий в зависимости от типа источника питания.

Концентрация серной кислоты в АКБ

Этот показатель кислотности напрямую зависит от необходимой плотности электролита. Изначально средняя концентрация этого раствора в автомобильном аккумуляторе - около 40% в зависимости от температуры и климата, в которых используется источник питания. Во время эксплуатации концентрация кислоты падает до 10–20%, что сказывается на работоспособности АКБ.

Вместе с тем стоит понимать, что аккумуляторная серная составляющая - наичистейшая жидкость, которая на 93% состоит непосредственно из кислоты остальные 7% — примеси. На территории России производство этого химиката строго регламентировано - продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ.

Отличия электролитов для разных типов аккумуляторов

Несмотря на то что принцип работы раствора одинаков для разных источников питания, следует знать о некоторых различиях составов. В зависимости от состава принято выделять щелочной и кислотный электролиты.

Щелочные АКБ

Этот вид источников питания характеризуется наличием гидроокиси никеля, окиси бария и графита. Электролит в этом виде аккумуляторов представляет собой 20% раствор едкого калия. Традиционно используется добавка моногидрата лития, которая позволяет продлить срок эксплуатации АКБ.

Щелочные источники питания отличаются отсутствием взаимодействия калийного раствора с веществами, образуемыми во время работы аккумулятора, что способствует аксимальному уменьшению расхода.

Кислотные АКБ

Этот вид источников питания является одним из самых традиционных, поэтому и раствор в них знаком многим - смесь дистиллированной воды и серного раствора. Концентрат электролита для свинцово-кислотных аккумуляторов дешёво стоит и характеризуется способностью проводить ток большой величины. Плотность жидкости должна соответствовать климатическим показателям.

Другие виды АКБ: можно ли приготовить электролит для них самостоятельно?

Отдельно хотелось бы обратить внимание на современные свинцово-кислотные источники питания - гелевые и AGM. Они также могут быть заправлены собственноручно приготовленным раствором, который в них находится в специфической форме - в виде геля или внутри сепараторов. Для заправки гелевых аккумуляторов понадобится ещё один химический компонент - силикагель, который загустит кислотный раствор.

Кадмиевоникелевые и железоникелевые аккумуляторы

В отличие от свинцовых источников питания, кадмиево- и железоникелевые заливаются щелочным растовром, который является смесью дистиллированной воды и едкого калия или натрия. Гидроксид лития, входящий в состав этого раствора для определённых температурных режимов, позволяет увеличить срок службы АКБ.

Таблица 2. Состав и плотность электролита для кадмиево- и железоникелевых и аккумуляторов.

Как правильно приготовить электролит в домашних условиях: техника безопасности

Приготовление раствора - работа с кислотами и щелочами, поэтому соблюдение мер предосторожности необходимо для самых опытных людей. Перед началом действия подготовьте средства защиты:

  • резиновые перчатки
  • одежду и фартук, устойчивый химическим веществам;
  • защитные очки;
  • нашатырный спирт, кальцинированную соду или борный раствор, чтобы нейтрализовать кислоту и щёлочь.

Оборудование

Для приготовления аккумуляторного электролита помимо самого источника питания потребуются следующие предметы:

  • ёмкость и палочка, устойчивые к воздействию кислот и щелочей;
  • дистиллированная вода;
  • инструменты для измерения уровня, плотности и температуры раствора;
  • аккумуляторная серная жидкость - для кислотной АКБ, твёрдые или жидкие щелочи, литий - для соответствующих видов АКБ, силикагель - для гелевых аккумуляторов.

Последовательность процесса: делаем электролит для кислотно-свинцового источника питания

Перед началом работ ознакомьтесь с информацией, приведённой в таблице 3. Она позволит выбрать необходимый объем жидкостей. В аккумуляторах залито от 2,6 до 3,7 литра кислотного раствора. Мы рекомендуем разводить примерно 4л электролита.

Таблица 3. Пропорции воды и серной кислоты.

  • В ёмкость, устойчивую к едким веществам, налейте нужный объем воды.
  • Разбавлять воду кислотой следует постепенно.
  • По окончании процесса вливания замеряйте плотность получившегося электролита с помощью ареометра.
  • Дайте составу отстояться около 12 часов.

Таблица 4. Плотность электролита для разных климатов.

Концентрация кислотного раствора должна соотноситься с минимальной температурой, при которой эксплуатируется аккумулятор. Если жидкость получилась слишком концентрированной, её необходимо разбавить дистиллированной водой.

Смотрите видео, как измерить плотность электролита.

Внимание! Вливать воду в кислоту нельзя! В результате этой химической реакции может возникнуть закипание состава, что приведёт к его расплескиванию и возможности получить кислотные ожоги!

Обращаем ваше внимание, что во время смешивания компонентов выделяется тепло. В подготовленный аккумулятор следует заливать остывший раствор.

Способ развести электролит для щелочного источника питания

Плотность и количество электролита в таких аккумуляторах указана в инструкции по эксплуатации источника питания или на сайте компании-производителя.

  • Влейте в посуду дистиллированную воду.
  • Добавьте щелочь.
  • Смешайте раствор, герметично его закройте и дайте настояться в течение 6 часов.
  • По истечении времени слейте образовавшийся светлый раствор - электролит готов.

При появлении осадка следует его перемешивать. Если к концу отстаивания он остаётся, слейте электролит так, чтобы осадок не попал в аккумулятор - это приведёт к уменьшению срока его эксплуатации.

Внимание! Во время работ температура щелочного раствора не должна превышать 25 градусов по Цельсию. Если жидкость чрезмерно нагревается, охладите её.

После приведения раствора к комнатной температуре и его заливке в аккумулятор, источник питания необходимо полностью зарядить током, составляющим 10% от ёмкости АКБ (60Ач — 6А).

Как видите, приготовление раствора электролита не такое сложное дело. Главное, следует чётко определиться с необходимым количеством ингредиентов и помнить о безопасности. Вы пробовали развести электролит своими руками? Поделитесь опытом с нашими читателями в комментариях.

Приготовление электролита для аккумуляторных батарей

Приготовление электролита осуществляется на специально оборудованном рабочем месте, которое должно содержать:
посуду для приготовления электролита;
опрокидывающийся разливатель;
пластмассовую, фарфоровую или стеклянную кружку с носиком емкостью 1,5-2,0 литра;
резиновую грушу;
мензурку;
стеклянную или эбонитовую мешалку;
денсиметр (ареометр), термометр, уровнемер;
специальную одежду (резиновые перчатки, нарукавники, фартук, сапоги или костюм из кислостойкого материала), защитные очки;
нейтрализующие растворы (5-10 %-ный раствор кальцинированной соды или нашатырного спирта для нейтрализации кислоты и 10 %-ный раствор борной кислоты для нейтрализации щелочи).
Исходным материалом для приготовления электролита является:
аккумуляторная серная кислота, соответствующая требованиям ГОСТ 667-73;
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЛИТА ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
дистиллированная вода, нормируемая по ГОСТ 6709-72.
В исключительных случаях допускается применять чистую воду из снега или дождевую, собранную не с железных крыш и не бывшую в железных сосудах; такую воду необходимо предварительно пропустить через чистое полотно для очистки от механических загрязнений, о чем делается отметка в формуляре на машину.
Для приготовления электролита применяется стойкая против действия серной кислоты посуда:
выложенные свинцом деревянные аккумуляторные баки;
эбонитовые, керамические, пластмассовые, полиэтиленовые, хлорвиниловые сосуды;
баки от стартерных аккумуляторов.
Применение стеклянной, металлической посуды, в том числе и эмалированной, а также посуды, используемой для приготовления щелочного электролита, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Порядок приготовления электролита.
Всю посуду перед приготовлением электролита тщательно протереть и промыть дистиллированной водой.
Исходя из условий эксплуатации аккумуляторов (климатического района или температуры замерзания электролита), по таблицам, приведенным в инструкции по эксплуатации АКБ, определить необходимую плотность заливаемого электролита, приведенную к температуре +25°С, чтобы не допустить его замерзания и предупредить повреждение аккумуляторов, эксплуатируемых на открытом воздухе в зимних условиях.
Если температура электролита отличается от +25°С, в результат измерения плотности нужно внести поправку из расчета +0,0035 на каждые 5°С выше +25°С или -0,0035 на каждые 5°С ниже +25°C, т.е. привести плотность электролита к +25°С.
После того, как определена необходимая плотность приготавливаемого электролита, следует уточнить, какую плотность имеет используемый для приготовления электролита раствор серной кислоты.
Поступающая c завода концентрированная аккумуляторная кислота имеет плотность 1,83 г/см3. Однако часто для сокращения времени охлаждения электролита из аккумуляторной кислоты плотностью 1,83 г/см3 заблаговременно готовят электролит плотностью 1,40 г/см3 и хранят его в стеклянных бутылях.
Количество дистиллированной воды, которое необходимо для получения электролита требуемой плотности при температуре +25°С из I литра аккумуляторной кислоты или раствора электролита плотностью 1,40 г/см3 определяется по таблице.
В инструкциях по эксплуатации АКБ имеются таблицы из которых можно определить количество дистиллированной воды, концентрированной серной кислоты или электролита плотностью 1,40 г/см3 для получения 1 литра электролита заданной плотности при температуре +250С. Это намного удобнее для определения количества исходных веществ при приготовлении электролита т.к. необходимое количество электролита для заполнения одной батареи определенного типа известно из ее характеристики, приведенной в инструкции по эксплуатации.
Примечание: в результате химической реакции объем приготовляемого
электролита получается меньше, чем сумма объемов компонентов, участвующих в реакции.
После определения необходимых объемов компонентов для приготовления электролита залить в посуду необходимое количество дистиллированной воды, а затем в нее тонкой струёй вливать кислоту. При этом раствор непрерывно помешивать стеклянной или эбонитовой мешалкой.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВЛИВАТЬ ВОДУ В КИСЛОТУ ВО ИЗБЕЖАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ.
При переливании кислоты из бутыли в другие сосуды бутыль должна быть установлена в специальный разливатель, позволяющий наклонять бутыль.
Приготовленный для заливки АКБ электролит должен быть охлажден. Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть от 150С до 300С, кроме особых случаев их срочного ввода в эксплуатацию.
Кислота и электролит хранятся в закупоренных стеклянных бутылях, помещенных в специальные корзины или деревянные обрешетки. На всех бутылях должны быть бирки с соответствующими надписями (наименование, плотность, дата).
Переносить бутыли необходимо при помощи специальных носилок, оборудованных посредине обрешеткой.

Любой свинцовый аккумулятор работает на кислотном электролите. Без него был бы не возможен сам эффект накопления энергии. Сейчас технологии идут вперед и батареи уже с завода заправляются электрохимической жидкостью и заряжаются, то есть вам не нужно ничего делать, такие АКБ называют необслуживаемыми, у них в пластинах есть частички «кальция» и «серебра». Но так было не всегда, на заре еще в СССР большая популярность была у сурьмянистых АКБ, а вот они зачастую шли сухозаряженные («залить» и «зарядить» нужно было вам самим). Советую вам почитать мою статью . Конечно, готовый электролит сейчас достаточно легко купить, но существует еще много вопросов – как его сделать своими руками? Именно для автомобильного применения. Давайте разбираться …


Для начала давайте подумаем, что такое вообще этот электролит (применительно к автомобилю)? Это токопроводящая жидкость, которая под воздействием своего состава на свинцовые пластины может способствовать накоплению или отдаче электрического тока.

Собственно практически любая жидкость на нашей планете может быть электролитом в той или иной степени. Даже обычная вода! Кстати в человеческой крови, также есть принцип электролита, наши с вами нервные клетки передают импульсы именно через нее.

Состав электролита

Собственно тут нет ничего сложного. Нам нужно смешать и в нужной пропорции. Обычная «водопроводная» вода не подойдет, потому как в ней есть много примесей солей, частичек хлора и прочего, все это негативно влияет на пластины аккумулятора! Автомобильный электролит имеет нужную концентрацию, ее отображает плотность готового состава, обычно колеблется от 1,23 до 1,29 г/см3. Разные значения регулируют температурные зоны нашей страны. Так плотность в 1,23 г/см3 применяется в теплых регионах, а 1,29 (и даже больше) в холодных. Стоит помнить если значения плотность недостаточно, то батарея просто может замерзнуть при кране низких морозах.

Как сделать своими руками

Хочу сразу всех предостеречь – работы по производству электролита своими руками ОПАСНЫ! Потому как нам нужно будет работать с серной кислотой в высоких концентрациях. НА вас должны быть защитные средства, для рук, тела, дыхательных путей.

Что нам понадобиться:

  • Серная кислота плотностью не менее 1,83 г/см3
  • Дистиллированная вода
  • Фарфоровая емкость

Процесс изготовления очень прост, нам нужно смешать наши ингредиенты в нужной пропорции. Сразу хочу отметить, в процессе производства выделяется очень много тепла, поэтому не рекомендуется использовать стеклянные емкости, они банально могут лопнуть. Идеально использовать фарфор, далее, когда температура состава упадет, можно перелить в стеклянную или пластиковую тару.

Идеально добавлять кислоту в воду! Если делать наоборот, то будет происходить сильное бурление с выделением тепла (закипание).

Таким образом, смешиваем ингредиенты и замеряем плотность полученного состава ареометром, после того как добились нужного показателя — электролит готов.

Однако ареометр есть не у всех! Поэтому выложу небольшую подсказку, сколько и чего добавлять. Для плотности электролита:

1,23г/см3 – нужно в литр дистиллированной воды, добавить 280грамм серной кислоты

1,25г/см3 – на 1л. воды 310грамм кислоты

1,27г/см3 – на 1л. – 345грамм

1,29г/см3 – на 1л. – 385гр.

Таким образом, можно своими руками приготовить готовый электролит, больше ничего не нужно!

Использование высокой концентрации

Можете подумать – почему самая высокая концентрация в 1,29г/см3, можно ли больше? Вообще сейчас можно найти концентрат электролита плотностью в 1,4г/см3, но его также нужно разбавить водой и только затем наливать в сухозаряженный аккумулятор.

Высокие концентрации очень негативно влияют на пластины аккумулятора в целом, то есть они их разъедают, пусть медленно, но верно! Поэтому если налить высокие концентрации ваш АКБ прослужит недолго.

Для средней полосы России нормальный показатель равняется в 1,27 г/см3.

Электролит в заряженный аккумулятор

При разрядах плотность электролита может падать. Это происходит потому что — кислота, соединяясь со свинцом, оседает в виде сульфатов на пластинах. Стоит подзарядить АКБ и сульфаты начинают распадаться, концентрация восстанавливается.

Сейчас небольшой, но полезный ролик смотрим.

НА этом заканчиваю, думаю моя статья была вам полезна, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

В серебряно-цинковых щелочных аккумуляторах применяют раст­воры едкого кали плотностью 1,4 г/см3.

В обычных же щелочных кадмиево-никелевых и железоникеле - вых аккумуляторах в качестве электролита в зависимости от тем­пературных условий их эксплуатации применяют либо растворы едкого кали, либо растворы едкого натра.

В зависимости от температуры в обычных щелочных аккумуля­торах используют следующие электролиты плотностью, г/см3:

При -25-.------ 40° С - раствор едкого кали 1,27;

При -15 Н------- 25° С - раствор едкого кали 1,25;

При -15++35° С- раствор едкого кали 1,19-1,21 с добавкой

5 г/л едкого лития; при 15 + 35° С -раствор едкого иатра 1,18-1,20 с добавкой

5 г/л едкого лития; при 40+ 60" С -раствор едкого иатра 1,17-1,19 с добавкой 10-15 г/л едкого лития.

Как видно из приведенных данных, в аккумуляторах, работаю­щих при низких температурах, применяют растворы едкого кали, так как они замерзают при значительно более низких температу­рах, чем растворы едкого натра.

В области более высоких температур предпочтителен электролит из раствора едкого натра, поскольку применение при этих темпера­турах раствора едкого кали приводит к сокращению срока службы аккумулятора из-за укрупнения структуры активной массы поло­жительного электрода.

Введение гидроокиси лития в электролит щелочного аккумуля­тора увеличивает емкость и срок службы аккумулятора при обыч­ных температурах и удлиняет рабочий интервал в сторону высоких температур. Это полезное действие, однако, наблюдается лишь при умеренных концентрациях едкого лития в электролите, превыше­ние которых, наоборот, приводит к ухудшению свойств аккумуля­тора. Установлено, что при большой концентрации едкого лития в электролите он может образовать с массой положительного элек­трода электрохимически инертное соединение LiNiC>2, от чего емкость электрода падает.

Для приготовления электролитов, применяемых в щелочных аккумуляторах, используют щелочи, технические условия на кото­рые приведены в ГОСТ 9285-69 (едкое кали); ГОСТ 2263-71 (едкий натр); ГОСТ 8595-57 (едкий литий).

Электролиты для щелочных аккумуляторов в процессе работы поглощают углекислый газ из воздуха и переходят в карбонаты. Наличие в электролите карбонатов в больших количествах вызыва­ет возрастание удельного сопротивления электролита и уменьшение емкости аккумулятора. Замечено также, что отрицательные элек­троды перестают принимать заряд. Максимально допустимое содер­жание карбонатов - 50 г/л электролита.

Для уменьшения скорости накопления карбонатов в электролите последний должен быть по возможности изолирован от воздуха.

С этой целью аккумуляторы снабжают клапанными пробками, пропускающими газы изнутри аккумулятора наружу, но не пропу­скающими воздух в аккумулятор. Кроме того, в ряде случаев на поверхность электролита наливают тонкий слой вазелинового масла.

Приготовление рабочих электролитов для заливки щелочных аккумуляторов производят разбавлением концентрированных раст­воров щелочи. Для растворов едкого кали используют данные табл. 34.

Таблица"34

Приготовление электролита разбавлением концентрированных растворов КОН

1.26 1,27 1,30 1,357 1,410 1,453 1,483 1,530 1,563 1,597 1,615 1,634

1217 1492 1686 1998 2222 2463 2594 2753

95,9 144,0 200,8 244,5 296,9 344,8 487,7 815 1102 1362 1546 1842 2055 2284 2409 2559

42,2 80,8 203,8 460 690 901 1050 1291 1463 1653 1750 1873

36,9 154,9 401 623 825 968 1199 1355 1544 1642 1760

113,8 352 565 761 899 1122 1282 1455 1549 1664