Алфавит духовный иоанн крестьянкин читать. Душеполезные наставления. Соблазны времени, ИНН, новые документы

Сегодня, в день отшествия ко Господу «Всероссийского духовника» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), портал Православие.Ru представляет его избранные изречения и советы.

Духовная жизнь

    Главное в духовной жизни - вера в Промысл Божий и рассуждение с советом

    У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать

    Крылышки наши иногда повисают и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, - лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное, небо Божие, не исчезло.

    Почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите: надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук - духовной жизни - по-вашему, учиться не надо?

    Если в фундамент жизни изначала закладывается грех, то ждать доброго плода в таком случае сомнительно

    Любовь к человечеству - словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, - дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью

Соблазны времени, ИНН, новые документы

    70 лет плена не могли не наложить отпечатка на людей. Плен-то миновал, да новая беда на пороге - свобода и вседозволенность всякому злу

    Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут... Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали

    Одни выпускают на компьютере религиозную литературу, а другие творят безобразие. И, пользуясь одной и той же техникой, одни спасаются, а другие погибают уже здесь на земле

    Обращение к биоэнергетику есть обращение к врагу Божьему

    Нельзя одновременно принимать в себя Кровь и Тело Господне и мочу. Благословения Церкви на лечение мочой нет

    Карточки берите: вас еще не спрашивают о вере вашей и не принуждают отрекаться от Бога

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Предлагаем Вашему вниманию ответы архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на письма своих духовных чад, в которых содержится назидательная мудрость, так необходимая и нам в наших сложных, и порой тяжелых семейных отношениях:

Дорогая А.!

На словах Вы будто бы и благодарите Господа за все, а на деле с необыкновенной легкостью отсекли бы, отстранили бы от себя боль. А что отсекать-то - обеты, данные Богу. Супруг Ваш болен, но ведь и Вы завтра можете впасть в болезнь. И тогда - прощай все обеты. То же самое и в отношении дщери. При венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна. Вино - радости совместной жизни, вода (и ее боль­ше) - общие горести, беды и боли. Но мы чашу-то выпили, а жизнью не хотим под­твердить данный Богу обет. Вот за душу дочери Вы боретесь, а надо и за душу мужа бороться - тем более, что и сам он молится, но пока враг сильнее. А Фотиния что сделала, чтобы помочь мужу? Вот дорогая моя А.! Только терпение и несение креста заповедано нам, а мы все бежим от креста, данного Богом, и тянемся к самовольному и с ним погибаем. Умудри Вас Бог!

Дорогая о Господе Л.!

Быть с Господом - это значит исполнять волю Божию. Не без Промысла Божия стали Вы семейным человеком, матерью, супругой, теперь еще и бабушкой. Вот в этом чине и подобает Вам спасаться, неся этот нелегкий крест с помощью Божией. Монашество, о котором смущают Вас помыслы, - это для Вас нарушение Божьего благословения и, значит, мысль вражья. Ведь Вы как мать должны были воспитать своих чад по-христиански. Но раз этого Вы сделать не смогли, то хоть внучке-то бы помогли. А Вы опять только о себе печетесь. Нет Вам дороги в монастырь. Молитесь дома, терпите от своих и молитесь о всех их. Да все делайте с рассуждением, чтобы не раздражать близких и не вызвать их к восстанию на Бога и хулу на Него. Как Господь зовет: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». А Вы надумали свой крест бросить. Умудри и помоги Вам Господь!

Дорогая Е.!

Божие благословение Вам на любовь и терпение. Было время, когда и наши немощи терпеливо врачевал Господь по предстательству за нас близких, и вызревала душа незримо для нас, пока однажды не откликнулась и сама на любовь и терпение других. А у Вас-то печаль о родном человеке, о супруге. И печаль эта призвана усилить молитву. Но супругу не показывайте Ваших трудов и усилий, живите с ним в одной упряжке, не убегая далеко вперед в своем религиозном рвении, все время чувствуйте близко рядом своего С. А М. св. прп. Серафим Саровский приложил бы ручку к устам. Родители для чад неприкосновенны - даже если они и страждут. Если есть любовь, то она даст и понимание, и сочувствие к состоянию папы. И поехать иногда за супругом надо, чтобы не было в его жизни вопиющего разделения на жизнь одинокого и семейного, и не опережайте события - к венчанию надо идти ответственно и сознательно, это Таинство, которое ко многому обязывает. А раз пока такого восприятия Таинств нет, то и идти не надо. Надо потрудиться, умолить Господа даровать веру. У св. Григория Богослова мать была верующая, а отец - язычник. Думаю, что о венчании в тот период вопрос не стоял. Но конец венчает дело. Мать воспитала детей православными, и отец окончил жизнь православным архиереем. А плотская любовь - это одна из составных частей брака - и благословляется она в Таинстве брака, и грех тому, кто дерзнет ухудшать брак. Богом благословлено два пути ко спасению - брак и монашество, и оба пути крестные. Ваш выбор уже сделан, и надо с любовью и желанием донести свой крест до конца. И откуда знаете, не спасете ли супруга своего, освящающегося своей верующей женой? Прочитайте 1-ое Послание к Коринф., гл. 7. Там Вам ответ.

молимся, дай Вам Бог крепости сил и деликатной мудрости, чтобы незримо для сына направлять его в сторону от вредящих ему влияний (особенно от современной музыки, расстраивающей психику у здоровых, а не только у больных). Дорогая Е., благодарю Вас за все, и простите за смелость! Молимся о семье Вашей уже давно. Познакомились с М… А М. и пора уже быть, если не центром (это место папы), но все же опорой Вам. Она уже достаточно взрослая.

Дорогая о Господе В.!

Без обращения А. к Богу кто же может ему помочь? Молитесь о нем своей материнской молитвой. Ведь, наверно, и Ваша вина есть в том, что нет в душе сына истинных понятии о жизни и ее ценностях настоящих. Вкладываю молитовку, которой ежедневно просите Господа о сыне. То, что крещеные - это, с одной стороны, и хорошо, но причащались ли дети Ваши, имеют ли понятие о Боге и Таинствах Церкви? Наверно, нет. Вот и вырастают из этого беды непоправимые. А моя молитовка о сыне только в помощь Вашей, материнской. Умудри и укрепи Вас Господь в борьбе за душу сына!

Дорогая о Господе В.!

Путь у Вас уже выбран и на Вашем попечении дочь, за которую Вы несете ответственность пред Богом. М. привлекает мир - так и быть должно, Ваша же задача - привить ей вкус к добру и научить понимать, что есть добро, а что - грех и зло. Приказом: «Шагом марш за мной спасаться», - ничего не сделаете. Да и сами-то Вы только-только почувствовали, что, кроме внешнего мира, есть еще и внутренний, который важнее внешнего. Живите дома, а если будет нужда крайняя переехать к маме, то и тогда это можно будет сделать только по общему согласию с дочерью. В церковь работать не ходите. Те искушения, которые там встречают новоначальные, Вас собьют с толку, и больше зла наделаете себе, чем добра. Просьбу о молитве за Вас с дочерью и маму выполню.

Дорогая о Господе Н.!

Просьбу о молитве выполняю. Слава Богу за благополучное разрешение и за радость о рождении сына. А впереди — труды, тревоги, и только молитва и постоянное попечение о духовном состоянии сыночка с самых первых дней его бытия в мире дарует то, о чем Вы меня просите. Воспитание сына - главное дело всей Вашей жизни. Божие благословение Вам и сыну.

Дорогая о Господе Н.!

Живи дома с родителями и начни помогать им во всем. Приглядись к ним внимательно, они ведь уже очень нуждаются в твоей дочерней ласке и тепле. Как только это поймешь и почувствуешь, так и перестанешь быть одинокой. Господь расширит твое сердечко, и тебе от этого самой будет хорошо. Не ищи опоры в людях, но в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу. Господь с тобою!

Дорогой о Господе А.!

Простите, не я нарушаю ваш семейный союз. Вся ответственность за это пред Богом ложится на Вас. Если человек взял на себя обет и бремя быть главою семьи, а за три года семейной жизни не удосужился заработать на жизнь не только семьи, но и свою, то дальнейшее существование такой семьи ставит под угрозу и физическую, и духовную жизнь той, которая ее содержит. Все очень просто. Христианская идея, выражаемая лишь в словах и отрицаемая жизнью, перестает быть жизненной. Вот почему рушится семья Ваша. У меня сохранилось Ваше первое письмо ко мне, где Вы пишете, что содержать семью, искать мирскую работу - значит зачеркнуть всю Вашу жизнь, отданную Церкви. Дорогой мой, об этом Вы должны были подумать до того, как решились создать семью. Так что на деле решать вопрос, быть или не быть семье Вашей, предстоит Вам самому. А пока Вы, и только Вы, даете М. право на развод и пред людьми, и пред Богом. Я же, действительно, не могу ничем, кроме болезни, объяснить Ваше поведение в семье (о котором говорила М.), ведь иначе пришлось бы заподозрить в Вас более страшное. И я думаю, что надо очень обидеть человека, даже больше, чем обидеть, чтобы он с двумя детьми решился на жизнь без опоры в супруге. Для меня очень мало значит, как судите обо мне Вы или как судят обо мне другие люди, я и сам не сужу о себе, ибо Господь один может судить нас. Одно ценно - верность своему Господу. Умудри Вас Бог! Если Вы очень захотите сохранить семью, то это чувство подскажет Вам путь к сердцу М. А я сейчас ничем не могу помочь Вам, ибо с тем А., о котором говорила М., продолжать семейные отношения нельзя. Вы вот говорите о Церкви, но за три года Вы не начали созидать ее - свою домашнюю Церковь.

11 апреля 2010 года исполнилось 100 лет со дня рождения старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

В наше время многие искренние христиане задаются вопросом о том, как выбрать себе подлинного духовного наставника и по каким признакам надлежит искать духовника, чтобы не ошибиться при выборе?

Вот как об этом пишут великие наставники «Добротолюбия» преподобные Каллист и Игнатий Ксанфопулы: «Со всем усердием взыщи и постарайся найти себе руководителя непрелестного (непрелестность его да будет в представлении им в подтверждение того, что говорит, свидетельства из Божественного Писания), духоносного, ведущего жизнь, сообразную со своими словами, смиренного в мудровании о себе, во всем добронравного» 1 .

Именно таким подлинным пастырем и был почивший четыре года назад архимандрит Иоанн (Крестьянкин; 1910-2006). Чувствуя это, тысячи людей со всех уголков России и даже других стран тянулись к нему, а вернее сказать, Бог приводил жаждущих духовного совета к тому, кто действительно мог дать таковой и помочь всякому.

Удивительная жизнь и судьба архимандрита Иоанна оказалась такова, что, можно сказать, он в себе самом являл неповрежденное преемство Священного Предания в Русской Православной Церкви, ее единство от дореволюционных времен до нынешних. Он начал церковное служение еще в царские времена: уже в 6 лет, то есть в 1916 году, стал алтарничать при храме святого пророка Илии на Песках в городе Орле. В юности помогал на службе священномученику Серафиму (Остроумову). В 1923 году в московском Донском монастыре встретился со Святейшим Патриархом Тихоном и получил от него благословение. В конце Великой Отечественной войны он становится одним из тех мирян, которые восполнили сильно поредевшие во время гонений ряды священников. Знакомый со многими исповедниками и мучениками, отец Иоанн и сам сподобился исповеднического венца: с 1950 по 1955 год он пребывал в заключении за веру. В 1966 году принял монашеский постриг и стал насельником Псково-Печерской обители — единственного монастыря Русской Церкви, не закрывавшегося в советское время. Впоследствии активно участвовал в деле возрождения церковной жизни после падения безбожной власти, оказывая духовную помощь множеству монахов, священников и мирян. Старец высказывался и по болезненным вопросам, смущавшим умы многих православных — таковым является его знаменитое обращение 2001 года по вопросу отношения к ИНН 2 . Почил он 5 февраля 2006 года, завершив свое почти 90-летнее служение Церкви Христовой.

Как говорят насельники Псково-Печерского монастыря, «мы понимаем, что жили при живом святом, который был одновременно очень доступным, простым, любвеобильным, смиренным. Батюшка всегда подбадривал, утешал. У батюшки все дела соответствовали словам… Он был совершенно живой, деятельный, все время ликующий, пасхальный!» 3

Многие свидетельствуют о том, что отец Иоанн обладал явными дарами Божиими, был прозорлив. Например, архимандрит Афанасий (Культинов), служивший с батюшкой еще в советские годы, рассказывал: «[Однажды] нападения на меня начались, другие помыслы: ”Не спасешься… Погибнешь…” — и все такое прочее. Он подходит ко мне и говорит: ”Сам спасешься, и семья спасется!” — прямо на помыслы ответил» 4 . Известно много таких рассказов, равно как и свидетельств о чудесных исцелениях по молитвам старца и о других знамениях.

Но все-таки большинство тех, кто ехал к нему в Печоры, ехали не ради чудес.

Люди, которым посчастливилось пообщаться с отцом Иоанном, говорят, что даже само его присутствие изгоняло из душ пришедших уныние и тоску, привнося радость, бодрость и одухотворенность. Те, кому довелось оказаться рядом с ним, чувствовали, что их внутреннее состояние меняется, преображается. Об этом свидетельствуют самые разные люди, не знакомые друг с другом, а значит, за их словами скрывается что-то большее, чем личные эмоции. Им было хорошо с отцом Иоанном именно потому, что отец Иоанн был со Христом, и это давало ему силы жить по заповеди апостольской: «Радуйтесь всегда о Господе» (Фил. 4: 4) .

Многие отмечали удивительную тактичность в его манере общения с людьми. В нем не было и тени той барской властности и упоения чужим вниманием, которое свойственно многим из тех, кто пытается разыгрывать из себя старцев, не будучи таковыми на деле. Отец Иоанн никогда не диктовал и не заставлял слушать своих духовных советов, потому что желал не навязывать свою волю приходящим, а учить их искать волю Божию, что невозможно без доверия Богу как всеведущему, всемогущему и благому Промыслителю.

Указывая на эту истину, отец Иоанн напоминал: «Дорогие мои, миром правит Промысл Божий, а не мы, смертные люди… У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит на всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой… Дорогие мои, чадца Божии, верьте Богу, доверяйтесь Ему! Примите все в жизни: и радость и безотрадность, и благоденствие и злоденствие — как милость и истину путей Господних, и ничего не бойтесь в жизни, кроме греха» 5 ; «случайностей в жизни нет и быть не может, Бог-Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели — для познания Бога» 6 .

Упомянутая выше проблема поиска и обретения духовного наставника во многом связана с тем, что иногда даже воцерковленные люди не вполне ясно и правильно представляют, кем именно должен быть духовный отец и каковы должны быть их с ним отношения.

Распространилась практика называть духовником просто священника, у которого регулярно исповедуешься и который может тебя даже по имени не помнить или если и помнить, то общаться лишь двумя-тремя фразами в порядке общей очереди. Предостерегая от поспешности в выборе, архимандрит Иоанн говорил: «Не спешите кого-то одного называть своим духовником» 7 .

Отец Иоанн называл духовничество одним из сокровищ, данных Господом Церкви, которое не оскудеет в ней до конца времен. «Назначение духовничества — взращивать и возделывать то семя жизни, которое даровано душе человека Господом, оберегать его на неведомых стезях духовной жизни, быть путеводителем, примирять человека с Богом благодатными силами таинств. Духовничество — отцовство, когда в муках рождения духовник освобождает от пут греха и от неведения в человеке тот образ Божий, который ему дан, и указывает путь к подобию» 8 .

Духовный наставник — это человек, который опытно прошел путь духовной жизни и может, как путеводитель, провести свое чадо по нему. Принципы, по которым можно определить такого человека, указаны, как мы помним, в приведенных выше словах преподобных Каллиста и Игнатия Ксанфопулов и явлены в жизни самого отца Иоанна. Священника, который бы вполне этим принципам соответствовал, найти бывает не всегда легко, и это напоминает о той истине, что обретение духовного наставника — это не «естественное право всякого верующего», а дар Божий, который надо вымаливать. Поэтому отец Иоанн и советует в своих письмах: «Продолжайте молиться о даровании вам духовного отца» 9 .

Одну из распространенных и опасных ошибок в отношении к духовнику архимандрит Иоанн видел в стремлении переложить на духовника весь груз своих жизненных решений. Предупреждения об этом нередко встречаются в его письмах.

«Духовник не может жить за вас, этого никогда не было и не будет… Разве родной отец живет за свое чадо? Так и духовный отец только помощник, советник и молитвенник ваш, дающий благословение на обдуманное вами предложение» 10 .

«Письмо ваше я получил, но решать ваши семейные проблемы не буду, потому что вы решите с вашим супругом сами. И даже духовник ваш призван благословлять вами продуманные решения, а не сам произвольно диктовать своим чадам тот или иной шаг… Вдумайтесь в личный пример в ваших отношениях с духовником. Сделайте вывод. Ибо надлом в отношениях происходит из-за того, что вы пытаетесь заставить вашего духовника жить и думать за вас. И он, по вашему требованию, берется за то, что делать не должен. И Господь посрамляет и ваши надежды, и его усилия. А результат каков — сами знаете» 11 .

Другой столь же распространенной ошибкой в отношениях к духовнику является недоверие ему, которое делает невозможным для человека получение пользы от наличия духовного отца, ибо «покров чада [при духовной борьбе] — в доверии духовнику и в сознании своей греховности и в недоверии себе» 12 . Выше отец Иоанн сравнивал духовника с путеводителем, то есть проводником по тем стезям, которые сам человек не знает. Как ведомый доверяет проводнику (идти туда, значит, идти туда; остановиться на ночевку здесь, значит, здесь; эту воду не пить, значит, не пить), так и духовное чадо должно полностью доверять духовному отцу. Если путник перестает доверять проводнику и начинает своевольничать и не слушать его указаний, то он сбивается с пути, рискует вконец заблудиться и погибнуть. От такого недоверия и самочиния предостерегает отец Иоанн в своих письмах.

«Так не делается — спрашивать совета и благословения у всех духовников подряд… Божие благословение тебе определило духовным отцом отца З. Вот и не ищи самочинно других в советчики! Иначе будут искушения и раздвоишься. Цель одна, а путей много. Все нужное на потребу душе даст тебе твой духовный отец» 13 .

«Прости великодушно, но я не вижу необходимости вставать своими советами между тобой и твоим духовным отцом. Благо не в совете со многими, но во многом совете с одним. Господь даровал тебе духовного отца — ему и подклони свою выю, и его советы принимай без обсуждения. А если молчит в ответ на вопрос, то терпи и жди — ответ придет по молитве духовного отца» 14 .

Отец Иоанн в своих наставлениях сумел указать на наиболее существенные соблазны, встающие перед православным человеком в наше время.

Он много говорил об эгоистичной «игре в духовную жизнь», происходящей от нежелания вести подлинную духовную жизнь, неразрывно связанную с трудом над собой и самоотречением. Отец Иоанн говорил про те «самодельные кресты», когда человек отвергает данный ему Господом путь ко спасению — не хочет нести крест кормильца многодетной семьи или ухаживать за больными родителями, но выдумывает для себя в горделивом мудровании особую «духовную» жизнь 15 .

Одной семье, желавшей продать квартиру в городе и купить дом вблизи монастыря, он пишет: «Вы только-только начали вступать на путь христианского осмысления жизни, так не уклоняйтесь в самость и эгоизм с самого начала. И еще: не забывайте, что сами мы, преследуя самые благие цели, ничего доброго сделать не можем. А спрятаться от рода человеческого теперь невозможно нигде, как только в сердце своем, воздвигнув престол живому Богу. Вот цель. Помыслы о Соловках оставьте совсем. Вы — люди семейные, и живите по-новому, жизнью, благословенной вам Господом. Не мните вносить в свою жизнь элементы монашеского делания» 16 .

Старец определенно высказывался и о многих других нынешних соблазнах. Иерей Александр Тихонов рассказывал, что на вопрос об экуменизме отец Иоанн ответил: «Ни-ни! Сохрани Господь и помилуй!» 17 Архимандрит Тихон (Шевкунов) засвидетельствовал, что в отношении тех, кого сейчас часто называют модернистами и порой сравнивают с обновленцами, отец Иоанн сказал: «Если мы не разорим это движение, они разорят Церковь» 18 . Одной жене священника, увлекавшейся сектантством и их кажущейся праведностью, отец Иоанн писал: «Насчет сектантов не обольщайтесь: все прекрасно, кроме спасения души, да и так ли прекрасно?» 19

Еще одним гибельным соблазном для многих православных является недоверие Церкви, о котором писал отец Иоанн: «Сейчас очень многие сами только-только входят в Церковь, а спасаться начинают не со своего исправления, но с критики Церкви. Знайте, что без Церкви спасения нет, и кормчий ее Сам Господь. И Он лучше знает, как и кем ее вести по бурному житейскому морю. Вот и будьте в Церкви Русской Православной, управляемой каноническим патриархом, и спасетесь, если жить будете, трудясь в исполнении заповедей Божиих.

Кто после найденной истины доискивается чего-то еще, тот ищет лжи. Вы — в Православной Церкви, которая есть столп и утверждение истины и в сокровищницах которой истина хранится и преподается устами Божиих иереев… Вот наше оружие [против соблазнов] — любовь к Богу и Церкви» 20 .

Действительно, в последние годы среди многих православных диавол посеял плевелы подозрительности и недоверия к священноначалию — наследникам апостолов, и возрастание этих плевелов приводило к расколу, когда человек, найдя себе тот или иной предлог, уходил из Церкви. Многие зараженные духом недоверия к Церкви и стремления бороться и насаждать собственные взгляды прибегали к архимандриту Иоанну, думая найти у него авторитетного подтверждения для своих намерений, но в ответ слышали:

«Государственная проблема об индивидуальных номерах налогоплательщика стараниями врага Божиего, ложными слухами о введении в ИНН трех шестерок обрела в духовном мире великую силу смуты и стала для нас той проверкой, которая проявила в верующих отсутствие веры Богу и доверия Матери-Церкви!.. Бойтесь разделения и раскола в Церкви! Бойтесь отпасть от Матери-Церкви: только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь! Бойтесь судить церковное священноначалие, ибо это гибель и без антихристовой печати!» 21

Одному иеромонаху, предлагавшему ему участие в движении «За жизнь без ИНН», старец писал: «В кампании, предлагаемой Вами, я участвовать не буду. Сам дух подобной деятельности, где много самости, шума и надежды не на Бога, а на человека, да еще с критиканством священноначалия Церкви, который ключом бьет в Ваших высказываниях, воспрещает мне это. Я уже видел подобное в действиях и духе обновленцев, восстающих на тишайшего патриарха Тихона, а фактически на Самого Господа и Его Церковь» 22 .

О том, как относился отец Иоанн к отделению священника от архиерея, видно из следующих двух историй.

Олег Тихомиров рассказывает: «Мне звонит духовник и говорит: ”Я перешел в катакомбную Церковь”. Я был потрясен его мужеством. И только потом подумал: ”А чего уходить-то? Все уже можно!”» Олег отправился в Псково-Печерскую лавру за советом к отцу Иоанну, и вот что случилось: «Батюшка назвал меня ”голубчиком”, погладил по головке, обласкал. Посадил на диванчик, окропил водой, маслом помазал мне лоб. И сказал: ”Передай отцу Н. только одно: пусть он вспомнит клятвы, которые он давал при диаконской и священнической хиротонии”. А мне сказал: ”Держись нашего патриарха, не отходи от него ни на шаг”» 23 .

Вера Стриевская сообщает о подобном случае, когда знакомый ей священник перешел в Зарубежную Церковь (еще до воссоединения с Русской Православной Церковью). Старец Иоанн тогда сказал следующее:

«Отца А. вы как человека знаете. И мне он небезызвестен. С этой стороны не может быть никаких претензий. Но даже в Псалтири есть такая молитовка, где человек просит помилования и прощения и говорит: хоть я и много согрешил, но от веры во Христа и от Православной Церкви не отступил. А отец А., если он выходит из-под омофора того владыки, который его рукополагал, — а он уже вышел, — то он лишается благодати, становится безблагодатным. Это фактически измена Богу и Церкви. Это как если бы, предположим, была у

меня Вера. Разонравилась бы она — и ушел бы я к Марии. Эта Мария надоела бы — взял бы другую Марию.

Когда я служил на приходе, мне приходилось много венчать. И я давал жениху и невесте читать такое обещание. Скажем, я, Вера, согласна вступить в брак с Иоанном. Обещаюсь быть верной супругой и любить его, быть с ним до смерти. И жених говорит: я, Иоанн, согласен вступить в брак с Верой и обещаюсь быть верным ей до смерти.

Когда священника рукополагают, он дает подобную клятву о верности вере и Церкви архиерею. И здесь уже получается тяжелый грех

— клятвопреступление… Сколько уже этих разделений… Это ведь все раны для Церкви» 24 .

Противоядием от всех современных заблуждений отец Иоанн считал искреннее доверие Богу и любовь к Его Церкви: «Ни одному, пусть и кажущемуся достойной жизни человеку, ни группе лиц единомысленных, ни снам, ни видениям, а Церкви — гласу Церкви — веру имеем. Церковь не может уйти в подполье, ведь тогда она перестанет быть для народа, чем быть должна… Церковь по обетованию Спасителя будет жить и совершать свое служение великое и спасительное до последнего дня жизни мира, а потому глас Церкви через ее канонически правое священноначалие для нас — глас Божий» 25 .

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Добротолюбие. Т. 5. С. 315.
  2. Никифорова Александра. «Утешайте, утешайте люди Моя»
  3. Воспоминания архимандрита Афанасия (Культинова). Ч. 1
  4. Симаков Николай. Встречи со старцем
  5. Позднякова Евдокия. Из воспоминаний об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Ч. 1
  6. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). О духовничестве.
  7. Позднякова Евдокия. Из воспоминаний об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Ч. 5
  8. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). О духовничестве
  9. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Духовник
  10. Там же
  11. Павлова Нина. «Молились бы вы святителю Спиридону Тримифунтскому». Рассказы об архимандрите Иоанне (Крестьянкине)
  12. Позднякова Евдокия. Из воспоминаний об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Ч. 5
  13. Там же
  14. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Сектанство
  15. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) об ИНН
  16. Тихон (Шевкунов), архимандрит. Об отце Иоанне (Крестьянкине). Ч. 1
  17. Позднякова Евдокия. Из воспоминаний об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Ч. 5
  18. Там же
  19. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Церковь

Духовная жизнь

Главное в духовной жизни - вера в Промысл Божий и рассуждение с советом

У Бога все бывает вовремя для тех, кто умеет ждать

Крылышки наши иногда повисают и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, - лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное, небо Божие, не исчезло.

Почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите: надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук - духовной жизни - по-вашему, учиться не надо?

Если в фундамент жизни изначала закладывается грех, то ждать доброго плода в таком случае сомнительно

Любовь к человечеству - словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, - дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью

Соблазны времени, ИНН, новые документы

70 лет плена не могли не наложить отпечатка на людей. Плен-то миновал, да новая беда на пороге - свобода и вседозволенность всякому злу

Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут... Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали

Обращение к биоэнергетику есть обращение к врагу Божьему

Нельзя одновременно принимать в себя Кровь и Тело Господне и мочу. Благословения Церкви на лечение мочой нет

Карточки берите: вас еще не спрашивают о вере вашей и не принуждают отрекаться от Бога

Печать антихриста появится, когда он воцарится и получит власть, и будет один-единственный правитель на земле, а сейчас у каждого государства свой глава. И поэтому не паникуйте преждевременно, а страшитесь сейчас грехов, которые открывают и углаживают путь будущему антихристу

Скорби, болезни, старость

Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так, каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать

Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души

С Креста, данного Богом, не сходят - с него снимают

То, что скорбите, - это хорошо, это ведь род молитвы. Только ропота не допускайте

В заключении у меня была истинная молитва - и это потому, что каждый день был на краю гибели

Последние верующие будут в очах Божиих больше первых, больше совершивших немыслимые для нашего времени подвиги

Болезни - попущение Божие - споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу

Надо выполнять предписания возраста, они даются нам свыше, и противящийся им противится Божию о нас определению

Пособоруйтесь, исповедайтесь и причаститесь - и с Богом отдайте себя врачам. Врачи и лекарства - от Бога, и они даны нам в помощь

Бог, Его Промысл и спасение

Миром правит только Промысл Божий. В этом спасение верующему человеку и в этом сила, чтобы перенести земные скорби

Бог ни с кем не советуется и отчета никому не дает. Одно несомненно: все, что Он делает, - благо для нас, одно благо, одна любовь

Без веры все страшно и сама жизнь - не в жизнь

Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете ли почему? Да потому, что совсем отошли от Источника жизни - от Бога

Важно не что делать, но как и во имя Кого. В этом спасение и есть

Нет препятствий для желающих спасаться во все времена, ибо желающих ведет по пути спасения Сам Спаситель

Семья, воспитание детей, аборты, работа и учеба

Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви (1 Кор. 13), то от счастья будете недалеко

По велению Божию первое и самое важное благословение на создание семьи вы должны оба получить от своих родителей. Им о чадах дается сакраментальное знание, граничащее с провидением

Каноны церковные надо знать: возможная разница в возрасте плюс-минус 5 лет, больше недопустимо

За каждого - по воле матери нерожденного - младенца те другие, которых она родит «на радость» себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной

К работе надо относиться как к послушанию, и в профессиональном плане быть всегда на должном уровне, а никак не ниже среднего

Учиться ради того, чтобы время убить, - грех. Временем дорожить надо

Монашество

Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу

У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то и другое - крестоношение, это безусловно

С искушениями монаху подобает бороться на месте: на новом месте тот же самый бес ополчится на вас с удвоенной силой по праву, ибо он однажды уже одержал над вами победу, изгнав с места брани

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Т. Москвина, Н. Левитский

Каждому человеку. Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского

Светильник веры

Имя преподобного Серафима, великого светильника земли Русской, близко и дорого каждому христианину, оно почитается во всем христианском мире и произносится с особенно трогательной любовью и умилением. Духовный облик этого святого не перестает удивлять величием и глубиной, яркостью и многогранностью своих дарований. Живший в сравнительно недалекое от нас время (вершина подвижнического служения приходится на 1-ю треть XIX в.), преподобный Серафим не только напомнил, но, возможно, и превзошел подвигами древних монахов-аскетов, соединив в своем духовном пути разные виды подвижничества и в каждом из них явив образец святости: в пустынножительстве, затворе, молчальничестве, постничестве, столпничестве, старчестве… Не потому ли образ угодника Божьего обладает для многих из нас особой притягательной силой, что в нем как будто скрывается некая тайна святости, которую Господь промыслительно явил Русской земле почти за столетие до начала страшных событий XX века? Словно Святая Русь, перед тем как окончательно перестать быть «святой», «зажгла» в образе преподобного Серафима один из самых ярких своих «светильников веры», воплотила в нем веками взращивавшийся и лелеявшийся идеал святости. В наши дни с возвращением после десятилетий безбожной власти, к православно-христианским традициям и ценностям, именно имя преподобного Серафима стало для многих символом духовного возрождения России. Неожиданное обретение считавшихся утерянными святых мощей угодника в 1991 году, торжества в честь 100-летия прославления (2003 г.), на котором, как и сто лет назад, присутствовали глава церкви и глава государства, и празднование 250-летия со дня рождения (2004 г.) святого становились событиями всероссийского масштаба, приковывали к себе внимание всего православного мира и сопровождались небывалым стечением паломников со всех уголков страны в Серафимо-Дивеевский монастырь, к месту последнего упокоения отца Серафима, где находятся сейчас его мощи. Может быть, именно к нашему времени относятся слова Преподобного о том, что «он откроет в Дивееве проповедь всемирного покаяния»? И одной из возможностей услышать и глубоко восприять эту проповедь для нас, людей XXI века, является изучение и запечатление в уме и сердце слов духовных наставлений отца Серафима, великого старца, чудотворца и прозорливца.

Изначально духовные наставления преподобного Серафима были собраны, записаны и переданы для публикации постриженником Саровской пустыни иеромонахом Сергием (Васильевым), первым автором-составителем как жизнеописания, так и наставлений святого старца. Современник Преподобного, его самовидец, иеромонах Сергий вскоре после кончины отца Серафима в 1833 году вышел из Саровской обители (свои дни он окончил в числе братства Троице-Сергиевой лавры), но еще будучи в Сарове в течение нескольких лет он собирал и записывал сведения о жизни, подвигах и чудотворениях Саровских подвижников, старцев Серафима и Марка. Духовные наставления преподобного отца Серафима мирянам и инокам впервые были изданы, как ни странно, раньше, чем его житие, отдельно от него. Они увидели свет в 1839 году, спустя шесть лет после кончины подвижника, причем не как самостоятельное издание, а как дополнение к житию Саровского старца Марка, в составе книги «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка» (М., 1839). Первые же «Сказания о жизни и подвигах отца Серафима» появились только в 1841 году, причем без его наставлений. Подобная отдельная публикация наставлений и жизнеописания была связана с невероятными трудностями прохождения первого жития преподобного Серафима через духовную цензуру. Издание постоянно откладывалось из-за сомнений в истинности представленных в нем случаев чудесных видений и исцелений, явленных угоднику Божьему свыше. Поэтому, желая как можно скорее предоставить православному читателю возможность получать духовное утешение от слов великого старца, усердный почитатель памяти преподобного Серафима митрополит Московский Филарет (Дроздов) предложил издать духовные наставления отдельно от жития, что, не встретив препятствий со стороны цензуры, было осуществлено довольно быстро.

Такова краткая предыстория первой публикации «духовных наставлений» преподобного Серафима. Впоследствии они выходили уже в составе жития святого старца, были расширены и дополнены другими биографами отца Серафима, также выходцами из Саровской обители. В настоящем издании вниманию читателя предлагается достаточно полный вариант наставлений преподобного Серафима, по книге дореволюционного автора-составителя Н. Левитского, переизданной в наше время (см.: Н. Левитский. Житие, подвиги, чудеса и прославление преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Дивеево: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь; М.: Отчий дом, 2007. С. 505-536).

Значение поучений великого старца, чудотворца и молитвенника, их роль в формировании духовного облика современного человека на сегодняшний день огромны. Святой, дни памяти которого объединяют в едином молитвенном порыве всю Россию, чье имя стало символом духовного возрождения России, единением Церкви и государства, в своих наставлениях раскрывает тот единственно верный путь, к которому мы призваны. Идя по этому многотрудному пути борьбы со страстями, совершенствуясь в любви к Богу и ближнему каждый из нас может достичь той или иной степени духовного совершенства. Об извечном призвании человека к Богу, о его предназначении для Царства Небесного говорит, явно или прикровенно, каждая строчка наставлений преподобного Серафима. Особенный акцент делается святым старцем на необходимости приобретения любви к Богу и ближнему. «С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видом оскорбления», «мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслию чисты и ко всем равны, иначе жизнь нашу сделаем бесполезною », – говорит батюшка Серафим в своих поучениях. В настоящее время, когда наблюдается некая неопределенность, «размытость» духовных ориентиров даже для желающих идти путем внутреннего совершенствования, эти слова особенно актуальны. Не к внешним аскетическим подвигам, не к строгому посту, молчальничеству и ношению вериг призывает нас преподобный Серафим, а, в первую очередь, к любви к Богу и ближнему, к неосуждению и прощению обид (этим темам посвящены целые отдельные главы его духовных наставлений). Из жития Преподобного известно, что когда к нему пришел один Саровский инок за благословением на ношение вериг, мудрый старец ответил, что для нас, не умеющих и замечания от ближнего безболезненно перенести, «вериги» должны заключаться в неосуждении ближнего, в благодушном терпении обид и укорений.

Эту же мысль подчеркивают слова, сказанные батюшкой Серафимом своему сотаиннику и ученику Н. А. Мотовилову в своей знаменитой «Беседе о цели христианской жизни»: «Господь ищет сердца, преисполненного любви к Богу и ближнему, – вот престол, на котором Он любит восседать…», и что Он «равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные и оба любили Бога из глубины душ своих…» (см.: Вениамин (Федченков), митр. Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца. М., 2006. С. 79, 80). Именно сердцу, преисполненному любви к Богу и ближнему, обильно подается благодать Святого Духа, в стяжании которой, как известно, и состоит цель христианской жизни.

Преподобный Серафим, запечатлевший в своем кротком, любвеобильном облике сокровища даров Святого Духа, через свои наставления продолжает озарять и преображать и нас, современных людей, воздействуя на наши сердца благодатной силой своего боговдохновенного слова.


Т. Москвина

Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского

Уста праведнаго каплют премудрость.

Притч. 10, 31

Словеса уст премудраго благодать.

Еккл. 10, 12

Чему преподобный Серафим учил русский народ? Что служило предметом бесед святого старца с приходящими к нему? Прислушаемся же с благоговением к речам, к этим беседам дивного Саровского подвижника, воспроизведем, хотя и не во всей полноте, те наставления, которые он преподавал своим многочисленным посетителям. Это – мудрые советы, это – священные заветы богоносного старца, которым мы должны последовать, которые должны сохранить, если желаем пользы своей душе, которые обязаны исполнять, как свято и точно выполняем завещания дорогих и близких нам лиц, отошедших в вечность. А разве не близок русскому народу отец Серафим, которого знала и знает вся Русская земля от царских палат до убогой хижины крестьянина, к которому при жизни приходили целые тысячи с самыми разнообразными нуждами и запросами и к многоцелебным мощам которого стекаются теперь бесчисленные массы народа?..