Главный католический храм. Католическая церковь - религии - самопознание - каталог статей - любовь без условий. Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Раннехристианская архитектура стала последним периодом античного зодчества, и отличалась от предыдущего особенной организацией внутреннего пространства и применением новых техник изобразительного искусства.

Первые христианские храмы официально стали возводить в IV столетии и связан этот процесс с именем императора Константина.

Место, где прославляют Бога, старались сделать величественным и монументальным, потому многие культовые строения были больших размеров. Рассмотрим шедевры мировой архитектуры, и узнаем, какой самый большой католический собор.

Кёльнский собор. Кёльн

Красивейший собор в немецком Кёльне возведен в классическом готическом стиле, присущем периоду Средневековья. Первый камень в фундамент нового сооружения был заложен в 1248 году, а вот строительство растянулось на несколько столетий.

Свой окончательный вид католическая святыня приобрела в 80-е годы XIX столетия. Именно тогда завершили возводить шпили, которые взметнулись в небо на 157 метров, что сделало церковь одной из высочайших в мире.

Одна из легенд гласит, что с окончанием строительства собора в Кёльне наступит конец света, поэтому здание постоянно перестраивают, внося новые архитектурные элементы.

В современной архитектуре собор Пресвятой Богородицы в Милане считается крупнейшим зданием, возведенным из белого мрамора. Выполнен он в классическом пламенеющем готическом стиле, для которого характерны витиеватые элементы и причудливая орнаментация.

Строили его в течение 5 веков, а первый камень был заложен в далеком 1386 году. Облик храма уникален, и тысячи туристов приезжают насладиться великолепием здания и его внутренним убранством.

В стране, где ревностно относятся к христианским святыням, в премьер-министра Берлускони однажды бросили моделью Миланского собора.

Пражский храм, возведенный в честь христианских святых, считается самым длинным культовым сооружением католицизма. Шедевр архитектуры настоящая жемчужина ческой столицы и образец готики.

Как и многие культовые сооружения, Храм святого Вита возводили и в течение долгого времени и неоднократно перестраивали. Интерьер украшен резными арками и множеством витражных окон. Стены расписаны лучшими мастерами живописи эпохи Возрождения, а колоны выложены прекрасной мозаикой.

Католики всего мира съезжаются в канун христианских праздников, чтобы прикоснуться к святыням. Внутри храма находится мавзолей и склепы, где покоятся императоры, их жены и епископы.

В ысокие окна и живописные витражи, стройные копьевидные башни и остроконечные шпили. В неоготическом стиле, который заимствовал черты западноевропейской средневековой архитектуры, в России на границе XIX–XX веков строили католические храмы. В нашей подборке - история красивых и величественных зданий.

Москва: собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Москва. Фотография: Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии начали возводить в 1900 году. Фома Богданович-Дворжецкий спроектировал здание в неоготическом стиле - с крестообразной планировкой, барельефами, стрельчатыми окнами и витражами. Исследователи полагают, что московский архитектор мог вдохновляться фасадом Вестминстерского собора и куполом кафедрального собора в Милане. Третий католический храм Москвы строили и украшали 17 лет.

Сегодня собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - самый большой католический собор в России. Его называют «частичкой Европы» на Малой Грузинской улице. Здесь находится самый большой в стране духовой орган - его подарил кафедральный собор из швейцарского города Базеля. Это первый российский храм, в котором возобновили многовековую европейскую традицию церковных концертов. Кроме органных выступлений, здесь проходят концерты инструментальной, джазовой и фольклорной музыки. Богослужения идут на русском, польском, корейском, вьетнамском, латинском языках; тут служат тридентские мессы и литургии по армянскому обряду.

Самара: храм Пресвятого Сердца Иисуса

Храм Пресвятого Сердца Иисуса, Самара. Фотография: Наталья Илюхина / фотобанк «Лори»

В 1901 году в петербургском журнале «Зодчий» опубликовали проект Католического храма Пресвятого Сердца Иисуса , который также создал Фома Богданович-Дворжецкий. Здание в неоготическом стиле из красного кирпича возвели в 1906 году. Его декорировали копьевидными башенками пинаклями - витражом с Девой Марией над входом и золотистой лепниной внутри. Внутри установили «великолепный орган, выписанный из Австрии и обошедшийся в около 5000 рублей», как писала газета «Голос Самары» в 1906 году.

В 1930-е храм закрыли. Там размещался детский театр, краеведческий музей, театральный техникум и строительный клуб. В 1991 году здание вернули католическому приходу. Его отреставрировали и установили кресты на шпили.

Сегодня храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре входит в перечень культурного наследия ЮНЕСКО . Здесь проходят концерты органной и классической музыки, работает библиотека, библейский кружок и редакция католической газеты. В алтаре собора находится фреска «Христос Святого Иоанна Креста», копия картины Сальвадора Дали, и главная святыня храма - мощи Мартина де Порреса, перуанского священнослужителя XVII века. Он был первым канонизированным темнокожим американцем.

Владивосток: церковь Пресвятой Богородицы

Церковь Пресвятой Богородицы. Фотография: syngach / фотобанк «Лори»

Изначально возводить церковь Пресвятой Богородицы планировали по проекту владивостокского архитектора Александра Гвоздзиевского. Но его замысел оказался дорогостоящим, поэтому комитет по строительству объявил конкурс.

В 1909 году газета «Дальний Восток» опубликовала заметку о победителе - архитекторе Владимире Плансоне. Эскизы интерьера подготовил варшавский художник Йозеф Шпетковский. Церковь строили в традициях восточно-европейской готики: с остроконечными шпилями, вертикальными выступами, резными фронтонами , витражами и сводчатыми потолками. В 1921 году храм освятили, хотя замысел Плансона был еще воплощен не до конца. Колокольню здесь установили лишь в 2010 году.

В 1996 году в храме сыграли первый в истории Дальнего Востока органный концерт. С тех пор органные и вокально-хоровые выступления здесь проходят регулярно. В 2015 году в Филиппинах специально для храма построили духовой орган - его внешняя отделка напоминает фасад церкви Пресвятой Богородицы.

Курск: храм Успения Пресвятой Богородицы

Римско-католический храм Успения Пресвятой Богородицы построен в 1896 году в традиционном для католических храмов рубежа XIX–XX веков неоготическом стиле: стрельчатые витражные окна, угловые башни-шпили и позолоченные кресты на здании и главных воротах. В эти годы в Курске жил и работал русский художник-авангардист Казимир Малевич . Он обвенчался здесь с первой женой Казимирой Зглейц: церемония прошла в римско-католическом храме. Об этом гласит памятная табличка на здании. Здесь же Малевич крестил дочь.

В 1938 году храм закрыли, имущество реквизировали, настоятеля и активистов прихода расстреляли, а в здании организовали антирелигиозный музей. Позже здесь располагался Дом культуры, и только в 1997 году его вернули местной католической диаспоре.

Сегодня в убранстве римско-католического храма восстановлены многие элементы старинного декора. Внутри его украшают расписные своды, алтарные фигуры Пресвятой Девы Марии, Святых Апостолов Петра и Павла, мозаика, резные скамьи и орган. В храме каждый месяц проходят благотворительные концерты, на которых выступают российские и зарубежные музыканты.

КАТОЛИЦИЗМ

Слово "католицизм" означает - всеобщий, вселенский.

Рыба - символ христианства

Сын богини моря Атаргатис был Ихтус, что в переводе с греческого означает "рыба". Ихтус - это акроним слов "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель (Iesous Christos Iheon Huios Soter)".


Крест святого Петра - один из символов святого Петра, распятого головой вниз в 64 г. н. э.

Истоки католицизма - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Пётр . Процесс обособления католицизма в христианстве начался ещё в III-V вв., когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи, особенно после её раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую империи в 395 г.
Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошёл разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.
На VIII Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом IV и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершён, когда крестоносцы захватили Константинополь.

Мальтийский крест - восьмиконечный крест, использовавшийся некогда могущественным рыцарским орденом госпитальеров (иоаннитов - членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна Иерусалимского, основанного в XII в. в Палестине). В XIII в. при магистре Раймунде де Пюи орден стал вселенским, как сама церковь, разделённым на восемь (универсальное число направлений пространства) «языков», представляющих главные государства феодальной Европы. Название «госпитальеры св. Иоанна» рыцари сохранили, равно как: и красную мантию с вышитым белым шёлком восьмиконечным крестом - символом целомудрия и восьми рыцарских добродетелей. Орденская печать изображала больного на ложе с таким же крестом в головах и светильником в ногах. Иногда называется крестом Святого Иоанна Иерусалимского или Георгиевским крестом. Символом рыцарей Мальтийского ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого обозначали восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире. В 1807 г. российским императором Александром I, в качестве награды был учрежден Георгиевский крест, по образцу Мальтийского креста. Он был предназначен для награждения нижних чинов армии и флота за подвиги и храбрость в военное время.

Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признаёт её основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.
Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того-папские послания и постановления.
Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Крест Папы, "Тройной крест"

В католических процессиях используют крест Папы. Три пересекающиеся линии символизируют власть и Древо жизни. А вот православной богослужебной традиции известен гамма-крест (гаммадион). Его можно видеть на одеждах православных священников, в нем заложена идея о Христе как о "краеугольном камне Церкви".

В 1540 г. был основан Орден иезуитов. Иезуиты – члены наиболее влиятельного в католической церкви монашеского ордена «Общество Иисуса», основанного в 1534 г. в Париже Игнатием Лойолой для защиты интересов папства, борьбы с ересями и миссионерской деятельности. Орден был утвержден папой Павлом III 27 сентября 1540 г. и построен на принципах единоначалия и строгого централизма, железной дисциплины и безусловного повиновения воле старшего.

Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалась и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения-вера и добрые дела. Церковь, по учению Католицизма (в православии этого нет) обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворённых Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из неё часть тому, кто в этом нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях-об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в "чистилище".
Догмат о "чистилище" есть только в католическом вероучении. Учение о "чистилище" сложилось ещё в I в. Православная и протестантская церкви учение о "чистилище" отвергают.
В отличие от православного вероучения, в католическом есть такие догматы, как о непогрешимости папы - принят на I Ватиканском соборе в 1870 г.; о непорочном зачатии Девы Марии - провозглашён в 1854 г. Особое внимание западной церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 г. папа Пий XII ввёл догмат о телесном вознесении Девы Марии. Католическое вероучение, как и православное, признаёт семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-восьми лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает ещё одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.

В православии обет безбрачия принимает лишь чёрное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой Григорием VII, обязательно для всего духовенства.

Центр культа - храм . Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви.


Готический собор - образ мира

Средневековые строители решили сложнейшую для их времени задачу. Благодаря изобретённой ими стрельчатой, заострённой форме арок они сумели возвести здание огромной высоты. Стрельчатая арка уменьшает давление сводов на стены, а выстроенные снаружи мощные опоры – контрфорсы – ещё и облегчают это давление. Тяжёлая, заострённая кверху дверь ведёт внутрь собора.
Там, высоко над головой, перекинуты ряды стрельчатых арок. Ввысь уносятся пучки длинных, тонких колонн. Всё здание точно тянется к небу. Сквозь витражи льётся причудливый свет. Золотистые, алые, ярко-синие пятна окрашивают массивные каменные плиты пола. Разноцветные отблески играют на тонких, хрупких фигурах святых. Их контуры повторяют устремлённые ввысь линии колонн и арок.
Три искусства сочетаются здесь, но иначе, чем в египетском или греческом храме. Здесь господствует христианская религия. Подчиняя себе искусство, она стремится увести сознание человека в потусторонний, неземной мир. И хотя здание построено человеком, всё же оно было создано для служения невидимому Богу.
Вся конструкция готического храма, устремлённая вверх, как бы выражала стремление человеческой души ввысь, к небу, к Богу. Но готический храм являлся также своеобразным воплощением учения, согласно которому весь мир есть противодействие сил и конечный результат их борьбы – Вознесение.
Всем своим обликом готический собор по замыслу его творца должен выражать идеальное стремление к небу, к богу. В отличие от греческого храма, который весь пронизан ощущением радости, весь открыт человеку, готический собор строится на контрастах. Это, прежде, всего контраст между интерьером храма и его внешним обликом. Внутри – сумрак, мерцание свечей, наводящее на мысли о греховности и суетности земной жизни. Снаружи – неудержимый, стремительный полёт ввысь, к небу, всех шпилей и сводов собора.
Но стремление к Богу не трогает нас так, как средневекового человека, и тем не менее строгое благородство устремлённых ввысь линий тревожит и возвышает душу.
В готической архитектуре «всё соединено вместе: этот стройный и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и переплётами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пёстрых украшений, эта лёгкая паутина резьбы, опутывающая его своей сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо; величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и лёгкость – это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура. Вступая в священный мрак этого храма, сквозь который фантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим и им конца нет,– весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека.» (Гоголь).
Что произошло в историческом развитии западноевропейских народов того времени, когда их искусство постепенно перешло в новое качество? Возросло могущество крупных монархий с уменьшением количества и влияния крупных феодалов. Монастыри также теряли былое могущество. Города богатели, создавались крупные городские общины с самостоятельным управлением. Буржуазия крепла и завоёвывала новые права.
Церковное строительство, которым прежде ведали монастыри, переходило к горожанам. Это имело очень большое значение. Если монастырский храм романской эпохи уже обладал притягательной силой, собиравшей под его своды население округи, то готический храм обладал ею в ещё большей степени, ведь он воздвигался по заказу и на средства городской общины. Постройка и украшение храма, на которые часто уходили десятилетия, являлись уже действительно всенародным делом. Причём назначение храма не ограничивалось всеобщим общением в молитве,– он служил и средоточием общественной жизни. В городском соборе совершались не только богослужения, в нём читались университетские лекции, разыгрывались театральные представления (мистерии) и подчас даже заседал парламент. Культовый храм оказывался в центре городской жизни. С эпохи Возрождения и интересом к античности каменные кружева средневековых соборов и вытянутые фигуры святых в разноцветном полумраке витражей стали казаться дикостью, порождением варварского, готского искусства. Так родились названия «готика», «готическая архитектура».

По католической иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Епископа назначает папа. Официальная резиденция пап - это Ватикан.
ВАТИКАН – государство - город, международный центр католицизма и постоянная (с кон. XIV в.) - резиденция главы католической церкви - папы. Ватикан расположен в западной части Рима на холме Мон-те-Ватикано, отсюда и название государства. Занимает площадь 44 гектара, население - одна тысяча человек. В состав Ватикана входят собор Святого Петра, дворцовый ансамбль, там апартаменты папы, кардиналов, центральные церковные учреждения, библиотека, архив, служебные помещения, музеи... Огромная, овальная, обрамлённая колоннами площадь святого Петра служит торжественным входом в Ватикан и ведёт к крупнейшему католическому храму - собору святого Петра (XVI в.).


Собор Святого Петра

Папу избирает кардинальская коллегия большинством не менее чем две трети плюс голос при тайном голосовании. Выборы проходят во дворце, в Сикстинской капелле. Избирается папа пожизненно. При папе есть тайный совет - священная коллегия кардиналов. Часть кардиналов постоянно пребывает в Риме и возглавляет папские учреждения, другие - руководят местными католическими церквами в других странах.
Каждодневная одежда католического священника - это длинная чёрная сутана со стоячим воротником. У епископа - сутана фиолетового цвета, у кардинала - пурпурного, у папы - белого. Как знак высшей духовной власти папа во время богослужения надевает митру-позолоченный головной убор, а как знак высшей земной власти - тиару. В основе тиары - митра, на которую как бы надеты три, символизирующие тройственность прав папы как судьи, законодателя и священнослужителя. Тиара сделана из драгоценных металлов и камней. Венчает её крест. Надевали тиару папы только в исключительных случаях: при коронации, во время больших церковных праздников. Отличительная деталь папского одеяния - паллий. Это широкая белая шерстяная лента с шестью нашитыми на неё крестами из чёрного сукна. Паллий надевают на шею, один конец спускается на грудь, а другой - перебрасывается через плечо на спину.
Важный элемент культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.

Рождественский пост у католиков называется адвент . Он начинается в первое воскресенье после дня - 30 ноября.
- наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днём, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в х рамах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения.
Отмечается Рождество Христово 25 декабря (до IV в. этот праздник был совмещён с Крещением и Богоявлением). Богоявление у католиков называется праздником Трёх царей - в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о поклонении Ему трёх царей.
В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жертву как царю - золото, как Богу - кадило, как человеку - миро, благовонное масло.
У католиков есть ряд специфических праздников: праздник Сердца Иисуса - символа надежды на спасение, праздник Сердца Марии - символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного зачатия Девы Марии (8 декабря).
Один из главных богородничных праздников - Вознесение Богоматери - отмечается 15 августа (у православных-Успение Пресвятой Богородицы).
Праздник Поминовения усопших (2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католическому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в "чистилище".
Таинство Евхаристии (причащение) католическая церковь называет праздником Тела Господня . Отмечают его в первый четверг после Троицы.
Особую роль при католическом богослужении отводится музыке и пению. Мощное красивое звучание органа эмоционально усиливает действие слова в богослужении.
За пределы Европы католицизм распространялся в виде миссий к нехристианам. Большую роль в миссионерской деятельности сыграли монашеские ордена доминиканцев, францисканцев, августинцев, иезуитов. Католические миссии находятся практически на всех континентах и в Океании.

Из всех существовавших до сих пор и вполне определивших себя культур человечества только две оказались способными выйти из локальных пределов и распространить свои начала на весь почти земной шар: культура Романо-католическая и культура Северо-западная. Сколько причин этого влияния ни обнаруживали бы историки – социально-экономических, географических, общекультурных – и сколько ни пытались бы замалчивать неудовлетворительность своих объяснений – для метаисторика, нисколько не отвергающего относительного значения и механизма этих причин, первичным, конечно, останется иное. Эту прапричину он будет искать в том факте, что христианский миф, исконно связанный не только с Эдемом и Монсальватом, но с реальностью Небесного Иерусалима и самой Мировой Сальватэрры, сообщил европейскому духу его истинные масштабы и сделал его способным к действительно всемирной миссии.
Две другие христианские метакультуры, Византийская и Абиссинская, были так стиснуты, так сжаты демоническими силами, что существование одной из них в Энрофе прекратилось совсем, а другая в своём пути была безнадежно задержана.
Пятой метакультурой, проникнутой лучами христианского Трансмифа, была метакультура Российская.

Эдем – условное наименование затомиса Романо-католической метакультуры, одна из лестниц, ведущих к Небесному Иерусалиму. К этой метакультуре принадлежит и несколько народов другого этнического корня: поляки, венгры, чехи, ирландцы, хорваты.
Основатель Эдема – великий человекодух, бывший в Энрофе апостолом Петром.
Эмблематический образ – тот же, что у Рая, но преобладающий цвет – голубой. Голубой цвет означает большую пронизанность католичества началом Мировой Женственности.

Даниил Андреев.

Приход Пресвятой Девы Марии Священного Розария Римско-Католической церкви в городе Владимир

Административно относится к Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци.
Католический приход города Владимира был основан в 1891 г. Тогда же было получено разрешение городских властей на строительство храма в Куткином переулке (нынешняя улица Гоголя).


Куткин переулок. Иодко В.В. 1909-1917 гг.
Вид с севера, со стороны Дворянской улицы. В центре: католический костел Розария Божьей Матери (на правой стороне переулка), с оградой прясла в каменные столбы (1892, архит. И.О.Карабутов). Вокруг деревянная застройка. Рядом с костелом дом Агапитовых с вывеской сапожной мастерской над воротами.

Вид с северо-востока. Кирпичное здание костела Розария Божией Матери в форме базилики псевдоготического стиля (1892, архит. И.О. Карабутов). Основной объем одноэтажный, с двускатной кровлей, окнами, миниатюрной башенкой с запада и печной трубой. Над входом, со стороны Куткина переулка, высокая ярусная башня. Фасад башни в нижнем объеме разделен лопатками как бы на три прясла; в среднем розетка, над ней аркатурно-колончатый пояс. Верхний объем в одно прясло, с большими окнами, увенчан невысоким шатром с поясом треугольных фронтонов в основании. Все окна арочные, стрельчатой формы. Здание очень импозантное и нарядное. Перед ним забор: каменные столбы со стрельчатым верхом и дощатые прясла, деревянные ворота, электрический столб. Справа крона дерева.
Надписи. На лицевой стороне: “г. Владимир. Польский костел”. На оборотной стороне: “Издание М.В. Петрова в Владимире. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, Москва. Почтовая карточка (то же по-французски)”.


Католический костел. Открытка. 1909-1917 гг.

Строительство было начато в 1892 г. и завершено в первые месяцы 1894 г. В том же году храм был освящён в честь Святого Розария. В 1904 г. был учреждён автономный владимирский приход, его численность в нач. XX в. превышала 1000 человек.
После революции 1917 г. храм некоторое время функционировал, однако в 1930 г. был закрыт. Колокольня церкви долгое время использовалась в качестве радиоретранслятора. В кон. 70-х гг. в храме разместился выставочный зал.
Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в нач. 90-х гг. XX в.
В 1992 г. зарегистрирована католическая община, и в том же году здание храма было возвращено Церкви.



Католическая церковь во имя Пресвятой Девы Марии святого Розария во Владимире


«Дом ксендза»/«Дом священника», 1891 г. Архитекторы - Афанасьев А.П. и Карабутов И.А.

В 1996 г. был возвращён и прилегающий к храму «Дом ксендза».

Сайт прихода - http://hram-vladimir.ru/


Скульптура Девы Марии во дворе Католического прихода города Владимира.

«Роза Мистика».


  • Сегодня в столице работают три католических храма , в которых идут богослужения на разных языках.
  • Первый католический собор появился в Москве в конце 17 века в эпоху преобразований Петра I.
  • Активная роль в московском католическом мире отведена Институту св. Фомы, который был создан в 1991 г. как колледж католической теологии.
  • Кафедральный собор непорочного зачатия девы Марии находится на Малой Грузинской улице. Здесь проходят великолепные органные концерты.
  • Храм св. Людовика старейший в Москве. Здесь служат мессы на латинском, английском, французском, русском, литовском, итальянском и вьетнамском языках.

Католицизм – одна из традиционных конфессий России. История католической церкви в Москве насчитывает многие столетия и прошла путь от полного неприятия до доброжелательности. Сегодня в столице работает три католических храма — кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии, храм св. Людовика и храм св. равноапостольной княгини Ольги. В них идут богослужения на разных языках, организуются мероприятия скаутского движения, курсы катехизации, работают воскресные школы и проводятся замечательные концерты органной музыки.

История появления католиков в Москве

Рядовые москвичи впервые близко познакомились с католиками в конце XV века во время строительства Московского Кремля и его соборов. Все ведущие архитекторы — Аристотель Фиораванти, Алевиз Фрязин, Марко Руффо — были . В XVI в. был известен Алевизов двор в Кремле, который был своеобразной гостиницей итальянцев, задействованных в строительстве.

В 1469 г. великий московский князь Иван III решил жениться на Софье Палеолог, наследнице византийских императоров. Она долгое время жила и воспитывалась в Италии при папском дворе. Папа римский Павел II, давая согласие на брак, рассчитывал, что это станет залогом сближения церквей и участия Руси в борьбе против . Заочное обручение великого князя и греческой принцессы произошло в 1472 г. в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме. Однако при въезде в Москву православное духовенство не пропустило католическую символику в город, и очный обряд венчания прошел по православным традициям.

Еще одной попыткой упрочить влияние римско-католической церкви на Руси был брак царя-самозванца Лжедмитрия I и польской дворянки Марины Мнишек в 1606 г., но новый царь был свергнут в том же году народным восстанием. В годы польской оккупации Москвы в начале XVII в. на Руси был провозглашен царем первый и единственный в истории страны монарх-католик — королевич Владислав, сын короля Польши Сигизмунда III. Его выбрал совет знатнейших московских бояр. Но Владиславу в итоге не суждено было венчаться на царство, поскольку он отказался принимать православие.

В XVI-XVII вв. католики в Москве были представлены многочисленными выходцами из польских земель, осевшими здесь в ходе затяжной эпохи войн и внутренних конфликтов в Польше. Они селились преимущественно в районах «Старые паны» (ул. Ильинка в ), «Литовском дворе» на ул. Тверской и на Крымском валу. Это были первые центры католической диаспоры в столице. Вскоре потомки польских переселенцев ассимилировались, и польские слободы исчезли.

Первые католические храмы

Первый католический собор появился в Москве в конце XVII века в эпоху преобразований . Он был построен в Немецкой слободе в 1690-е годы и располагался в Старокирочном переулке. Это было небольшое деревянное здание храма свв. Петра и Павла , которое позже заменили каменным и освятили его в честь Пресвятой Троицы.

В 1789 г. московские власти разрешили строительство католического храма на улице Малая Лубянка, в самом центре города. Одним из самых известных его священников был аббат Адриен Сюррюг. В 1812 г. император Франции Наполеон, вошедший в Москву, пожелал встретиться с ним, но аббат отказался, а позже остановил , напавших на храм, выйдя к ним в полном священническом облачении с крестом!

Еще один католический храм в Москве принадлежал польской общине. Это был костел св. апостолов Петра и Павла (Милютинский пер., д. 18). При храме в XIX веке действовали приходская школа, богадельня, дом польского благотворительного общества и женское училище. В костеле было выстроено шесть алтарей, хранились ковчеги с частицами св. Креста, с частицами мощей св. Станислава Костки, находился образ Матери Божией Ченстоховской. В приходе было около 15 000 верующих. Прихожанами храма были доктор Фридрих Гааз, архитектор Михаил Быковский, меценат Альфонс Шанявский, поэт Юргис Балтрушайтис.

В 1937 г. он был закрыт большевиками, а все священники репрессированы. В годы Великой Отечественной войны здание храма сильно повредила упавшая неподалеку бомба, а позже оно было перестроено как административное. Тем не менее, приход храма свв. ап. Петра и Павла сохранился до наших дней. Он является преимущественно русскоязычным и проводит службы в соседнем католическом храме св. Людовика на русском и литовском языках.

Католическая церковь, как и все остальные конфессии, сильно пострадала во второй четверти XX века от большевиков во время «антирелигиозной войны». Храмы всех церквей закрывали по всему Советскому Союзу, их имущество национализировали, а священнослужителей массово расстреливали или отправляли в тюрьмы и лагеря. В Москве работал только один католический храм св. Людовика. Там служили священники, которые были капелланами посольств западных стран и не могли быть репрессированы советскими властями в силу своего статуса.

Большую роль в сохранении католической церкви в советской России сыграл Мишель-Жозеф Бургиньон д’Эрбиньи. Будучи посвященным папой Пием XI в епископы, он тайно рукоположил в епископы священников Б. Слосканса, А. Фризона, А. Малецкого и П. Эжена Невё. Они стали апостольскими администраторами четырех крупных регионов страны: Москвы, Ленинграда, Минска-Могилёва и Одессы.

В 1936 г. епископ Бургиньон д’Эрбиньи выехал во Францию на лечение, и советские власти запретили ему возвращаться в СССР. Считается, что под влиянием его свидетельств была издана энциклика папы Пия XI Divini Redemptoris, в которой осуждался коммунизм.

Возрождение католической церкви в Москве

В начале 1990-ых гг. началось активное возрождение католической церкви в Москве. Не последнюю роль в этом процессе сыграло установление дипломатических отношений России с Ватиканом и открытие посольства Ватикана в особняке А. Маркина (Вадковский переулок 7 стр.1) . Этот особняк выстроен в 1904 г. в стиле модерн по проекту архитектора П. Харко, в его здании, помимо посольства, расположена небольшая католическая часовня. Над особняком реет бело-желтый Понтификальный флаг с золотым и серебряным ключами св. Петра, который является основателем католической церкви.

В 1995 г. католической церкви вернули здание собора Непорочного Зачатия Девы Марии (см.ниже). А в 1996 г. открыли монастырь Св. Франциска (Шмитовский пр-д., 2, стр. 2). Монастырь относится к Российской Генеральной Кустодии св. Франциска Ассизского и принадлежит ордену францисканцев-конвентуалов. Его здание выстроено в классическом стиле в 1993-1996 гг.

Активная роль в московском католическом мире отведена Институту св. Фомы (ул. Фридриха Энгельса, д.46, стр.4, м. Бауманская), который был создан в 1991 г. как колледж католической теологии. При нем работает обширная библиотека и собственное издательство.

В 2011 г. во внутреннем дворике Библиотеки иностранной литературы (ул. Николоямская, д. 1) был открыт памятник Папе римскому Иоанну Павлу II (скульпторы А. Васякин, Илья и Никита Фёклины). Это дань уважения россиян главе римско-католической церкви.

Кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии

Это истинное сердце католической общины Москвы. Собор находится на улице Малая Грузинская, д. 27. Его величественное зд ание было выстроено в 1906-1917 гг. под руководством архитектора Фомы Богданович-Дворжецкого. Собор Непорочного Зачатия Девы Марии проработал до 1938 г. и был закрыт большевиками одним из первых. Его имущество было разграблено, а фасад и интерьеры сильно обезображены перестройками.

В 1995 г. собор был передан католической церкви. Ныне он полностью восстановлен. В нем идут службы на разных языках мира, проводятся Божественные Литургии армянского обряда. Здесь же проходят великолепные органные концерты, работает библиотека и церковная лавка. В настоящее время в соборе несут служение салезианцы (общество св. Франциска Сальского, основанное св. Иоанном Боско), а также сёстры Святейшего Сердца Иисуса. Настоятелем собора является о. Иосиф Заневский. В здании курии находятся секретариат и резиденция архиепископа, который руководит учрежденной в 2002 г. Архиепа рхией Божией Матери в Москве.

В алтарь Собора Непорочного Зачатия Девы Марии помещены частицы мощей св. ап. Андрея, свв. Косьмы и Дамиана, св. Зенона, св. Анастасии, св. Григория Назианина, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии, которая была подарена Веронской епархией. В крипте собора находится Большая часовня, в которой служат тридентскую мессу. Алтарь в северном конце часовни происходит из США. Поскольку реставрация храма шла медленно, он использовался первоначально в качестве дарохранительницы, а потом был перенесен в крипту собора. В нем также заложены мощи святых. На передней стенке алтаря изображены святые Франциск, Тереза Авильская, Елизавета Венгерская и Иосиф. В соборе имеются часовня Божия Милосердия в конце левого нефа (с дарохранительницей и алтарем Святых Даров), реликварий с мощами св. Терезы Младенца Иисуса (дар Посольства Гватемалы). В западной части двух трансептов установлены еще два алтаря: слева - Фатимской Божией Матери, справа - св. Иосифа. В нартексе храма можно видеть вмурованный кирпич из святых врат Латеранской базилики и медаль Юбилейного 2000 г. Под иконой выгравированы тексты молитв на церковнославянском и польском языках.

Орган собора был установлен в 2005 г. Он был создан фирмой Kuhn, и ранее стоял в соборе швейцарского Базеля. Это один из самых больших органов в России: в нем 74 регистра, 4 мануала и 5563 трубы.

Пять колоколов звонницы собора были подарены Тарновским епископом Виктором Скворцом: это «Фатимская Божья Матерь» «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» «Юбилей-2000» и «Святой Виктор».

12 декабря 1999 г. собор был освящен легатом папы Иоанна Павла II государственным секретарем Ватикана, кардиналом Анджело Содано и стал кафедральным собором Москвы. В 2000 г. в здесь был проведен Всероссийский евхаристический конгресс, и прошла евхаристическая процессия по улицам Москвы, а в 2001 г. в соборе завершилось празднование Великого Юбилея, посвященного 2000-летию Рождества Христова, которое завершилось коронацией статуи Фатимской Божией матери. В притворе храма установлена памятная доска в честь Иоанна Павла II, а на одном из шпилей собора и витражах – гербы папы Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича.

Кельнский собор (Cologne Cathedral)

Этот собор - не только одна из самых известных католических святынь в Германии, но и визитная карточка города на протяжении многих столетий. С 1880 года, когда закончили строить шпили, до 1884 года церковь была самым высоким зданием в мире. Она хоть и уступила звание самого высокого здания монументу Вашингтона, однако до сих пор остается самой высокой церковью, построенной в готическом стиле.

Начали строить святыню на месте бывшего римского храма в 13 веке, а завершили через 600 лет. Собор построен в честь Девы Марии и апостола Петра. Здесь хранится самая большая святыня Западной Европы - саркофаг с мощами волхвов. Перевезли позолоченный саркофаг из Милана.

Аахенский собор (Aachen Cathedral)

Старейший в Северной Европе собор имеет еще название Собора Империи. Его строительство начал в далеком 786 году архитектор по фамилии Шарлеманя (Charlemagne). Когда в 814 году зодчий умер, его останки похоронили на территории собора в собственной часовне. На саркофаг великого архитектора можно посмотреть и сейчас. Кстати, ему принадлежит важнейшая в композиции собора часть - Дворец Шапель (Palace Chapel). Сейчас она кажется крохотной по сравнению с позже достроенными элементами церкви. В целом в архитектуре собора угадывается классический византийский, германо-францисканский стили. В его стенах было короновано 30 императоров Римской империи, а сам собор строили около 600 лет.

Базилика Национального Храма Вознесения Девы Марии (Basilica of the National Shrine of the Assumption of the Virgin Mary)

Святыня, построенная в США сразу после принятия Конституции, в то время была самым величественным храмом во всей Северной Америке. Строил здание Бенжамин Генри Летроуб (Benjamin Henry Latrobe) с 1804 по 1821 год. Этот архитектор известен своей работой над Капитолием.

Базилика Храма Непорочного Зачатия (Basilica of the Shrine of the Immaculate Conception)

Базилика посвящена Святой Деве Марии, покровительнице США; собор является самым большим храмом во всем Западном Гемпшире, поскольку в Соединенных Штатах Америки нет официальной религии, однако базилика стала неофициальным национальным храмом.

Начало строительства церкви пришлось на 1921 год, а открыли базилику в 1959 году. Она построена в романском стиле, здесь много часовен, украшенных мозаикой. Также здесь находится одна из крупнейших мозаик в мире - ее размер 3600 м². Она показывает Христа в образе Панкратора - традиционное изображение для восточнохристианского мира.

Собор Святого Патрика в Нью-Йорке (St. Patrick"s Cathedral, New York)

Собор построен в готическом стиле в самом сердце мегаполиса. Ежегодно его посещает около 3 млн. человек. Церковь щедро украшена прекрасными витражами, которые были созданы во Франции, Англии и США. Настоящей жемчужиной собора является работа Чарльза Коника (Charles Connick) - витраж под названием «Окно из роз». Послушать органную музыку могут одновременно около 2200 человек - на столько рассчитан собор. Кстати, здесь есть целых три ограна.

Вестминстерский Кафедральный Собор (Cathedral Church of Westminster)

Вестминстерский Кафедральный Собор расположен в Лондоне. Посвящен Пресвятой Крови Владыки нашего Иисуса Христа. Собор построен в раннем восточнохристианском византийском стиле архитектором Джоном Франциско Бентли (John Francis Bentley). Первый камень в строительство заложили в 1895 году, а уже через 8 лет церковь открыли.

Собор Божией Матери, Париж (Notre Dame, Paris)

Известный собор начали строить в сердце Парижа в 1163 году, однако завершить его удалось только в 1345 году. Тогда же изменили интерьер, выполненный в готическом стиле.

Собор состоит из нескольких часовен, которые строились в разные годы 12-13 в.в. Именно в Нотр-Дам де Пари правили выдающиеся литургические мессы: месса в честь освобождения Франции (1944), месса в честь Шарля де Голля (1970 год), месса Папы Римского Иоанна Павла II (1980).

Церковь Святого Фрациска Серафима (Saint Francis Seraph Church)

Церковь возведена в честь основоположника ордена францисканцев Франциска Серафима. Расположена в Филадельфии и является главным храмом католической епархии в округе.

Церковь Святого Баво (Saint Bavo Cathedral)

Святой Баво родом из Бельгии. По легенде, он в свое время был герцогом, имел жену и дочь. Однако после смерти жены решил не жениться больше и посвятить себя служению Богу. Ныне церковь, построенная в его честь, является крупнейшим в местности католическим приходом. Помимо богослужений здесь можно послушать органную музыку и попасть на концерты известных музыкантов.

Базилика Святой Девы Марии, Ковингтон, Кентуки (St. Mary"s Basilica, Covington, Kentucky)

А эта Базилика известна крупнейшим в мире витражом - длиной 61 метр и шириной 22 метра. На витраже изображен Вселенский собор 5 ст. в Эфесе, во время которого Деву Марию было провозглашено Матерью Божьей. Место расположения святыни - Ковингтон, США.

Базилика Святого Петра, Ватикан (St. Peter"s Basilica)

Невозможно не вспомнить эту едва ли не самую большую святыню католического мира. Считается, что ее начали строить по приказу императора Константина в 342 году н.э., а в 15 веке было решено внести некоторые изменения в конструкцию и интерьер базилики. Реконструкция началась во времена папы Юлия II в 1504 году, а завершилась при Папе Павле V в 1615 году. Над отделкой работали немало выдающихся мастеров. Вспомним хотя бы своды базилики, разрисованные самим Микеланджело. После его смерти дело завершил ученик мастера Джакомо делла Порта.