Главный католический храм. Католическая церковь - религии - самопознание - каталог статей - любовь без условий. Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Раннехристианская архитектура стала последним периодом античного зодчества, и отличалась от предыдущего особенной организацией внутреннего пространства и применением новых техник изобразительного искусства.
Первые христианские храмы официально стали возводить в IV столетии и связан этот процесс с именем императора Константина.
Место, где прославляют Бога, старались сделать величественным и монументальным, потому многие культовые строения были больших размеров. Рассмотрим шедевры мировой архитектуры, и узнаем, какой самый большой католический собор.
Кёльнский собор. Кёльн
Красивейший собор в немецком Кёльне возведен в классическом готическом стиле, присущем периоду Средневековья. Первый камень в фундамент нового сооружения был заложен в 1248 году, а вот строительство растянулось на несколько столетий.
Свой окончательный вид католическая святыня приобрела в 80-е годы XIX столетия. Именно тогда завершили возводить шпили, которые взметнулись в небо на 157 метров, что сделало церковь одной из высочайших в мире.
Одна из легенд гласит, что с окончанием строительства собора в Кёльне наступит конец света, поэтому здание постоянно перестраивают, внося новые архитектурные элементы.
В современной архитектуре собор Пресвятой Богородицы в Милане считается крупнейшим зданием, возведенным из белого мрамора. Выполнен он в классическом пламенеющем готическом стиле, для которого характерны витиеватые элементы и причудливая орнаментация.
Строили его в течение 5 веков, а первый камень был заложен в далеком 1386 году. Облик храма уникален, и тысячи туристов приезжают насладиться великолепием здания и его внутренним убранством.
В стране, где ревностно относятся к христианским святыням, в премьер-министра Берлускони однажды бросили моделью Миланского собора.
Пражский храм, возведенный в честь христианских святых, считается самым длинным культовым сооружением католицизма. Шедевр архитектуры настоящая жемчужина ческой столицы и образец готики.
Как и многие культовые сооружения, Храм святого Вита возводили и в течение долгого времени и неоднократно перестраивали. Интерьер украшен резными арками и множеством витражных окон. Стены расписаны лучшими мастерами живописи эпохи Возрождения, а колоны выложены прекрасной мозаикой.
Католики всего мира съезжаются в канун христианских праздников, чтобы прикоснуться к святыням. Внутри храма находится мавзолей и склепы, где покоятся императоры, их жены и епископы.
В ысокие окна и живописные витражи, стройные копьевидные башни и остроконечные шпили. В неоготическом стиле, который заимствовал черты западноевропейской средневековой архитектуры, в России на границе XIX–XX веков строили католические храмы. В нашей подборке - история красивых и величественных зданий.
Москва: собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Москва. Фотография: Наталья Волкова / фотобанк «Лори»
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии начали возводить в 1900 году. Фома Богданович-Дворжецкий спроектировал здание в неоготическом стиле - с крестообразной планировкой, барельефами, стрельчатыми окнами и витражами. Исследователи полагают, что московский архитектор мог вдохновляться фасадом Вестминстерского собора и куполом кафедрального собора в Милане. Третий католический храм Москвы строили и украшали 17 лет.
Сегодня собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - самый большой католический собор в России. Его называют «частичкой Европы» на Малой Грузинской улице. Здесь находится самый большой в стране духовой орган - его подарил кафедральный собор из швейцарского города Базеля. Это первый российский храм, в котором возобновили многовековую европейскую традицию церковных концертов. Кроме органных выступлений, здесь проходят концерты инструментальной, джазовой и фольклорной музыки. Богослужения идут на русском, польском, корейском, вьетнамском, латинском языках; тут служат тридентские мессы и литургии по армянскому обряду.
Самара: храм Пресвятого Сердца Иисуса
Храм Пресвятого Сердца Иисуса, Самара. Фотография: Наталья Илюхина / фотобанк «Лори»
В 1901 году в петербургском журнале «Зодчий» опубликовали проект Католического храма Пресвятого Сердца Иисуса , который также создал Фома Богданович-Дворжецкий. Здание в неоготическом стиле из красного кирпича возвели в 1906 году. Его декорировали копьевидными башенками пинаклями - витражом с Девой Марией над входом и золотистой лепниной внутри. Внутри установили «великолепный орган, выписанный из Австрии и обошедшийся в около 5000 рублей», как писала газета «Голос Самары» в 1906 году.
В 1930-е храм закрыли. Там размещался детский театр, краеведческий музей, театральный техникум и строительный клуб. В 1991 году здание вернули католическому приходу. Его отреставрировали и установили кресты на шпили.
Сегодня храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре входит в перечень культурного наследия ЮНЕСКО . Здесь проходят концерты органной и классической музыки, работает библиотека, библейский кружок и редакция католической газеты. В алтаре собора находится фреска «Христос Святого Иоанна Креста», копия картины Сальвадора Дали, и главная святыня храма - мощи Мартина де Порреса, перуанского священнослужителя XVII века. Он был первым канонизированным темнокожим американцем.
Владивосток: церковь Пресвятой Богородицы
Церковь Пресвятой Богородицы. Фотография: syngach / фотобанк «Лори»
Изначально возводить церковь Пресвятой Богородицы планировали по проекту владивостокского архитектора Александра Гвоздзиевского. Но его замысел оказался дорогостоящим, поэтому комитет по строительству объявил конкурс.
В 1909 году газета «Дальний Восток» опубликовала заметку о победителе - архитекторе Владимире Плансоне. Эскизы интерьера подготовил варшавский художник Йозеф Шпетковский. Церковь строили в традициях восточно-европейской готики: с остроконечными шпилями, вертикальными выступами, резными фронтонами , витражами и сводчатыми потолками. В 1921 году храм освятили, хотя замысел Плансона был еще воплощен не до конца. Колокольню здесь установили лишь в 2010 году.
В 1996 году в храме сыграли первый в истории Дальнего Востока органный концерт. С тех пор органные и вокально-хоровые выступления здесь проходят регулярно. В 2015 году в Филиппинах специально для храма построили духовой орган - его внешняя отделка напоминает фасад церкви Пресвятой Богородицы.
Курск: храм Успения Пресвятой Богородицы
Римско-католический храм Успения Пресвятой Богородицы построен в 1896 году в традиционном для католических храмов рубежа XIX–XX веков неоготическом стиле: стрельчатые витражные окна, угловые башни-шпили и позолоченные кресты на здании и главных воротах. В эти годы в Курске жил и работал русский художник-авангардист Казимир Малевич . Он обвенчался здесь с первой женой Казимирой Зглейц: церемония прошла в римско-католическом храме. Об этом гласит памятная табличка на здании. Здесь же Малевич крестил дочь.
В 1938 году храм закрыли, имущество реквизировали, настоятеля и активистов прихода расстреляли, а в здании организовали антирелигиозный музей. Позже здесь располагался Дом культуры, и только в 1997 году его вернули местной католической диаспоре.
Сегодня в убранстве римско-католического храма восстановлены многие элементы старинного декора. Внутри его украшают расписные своды, алтарные фигуры Пресвятой Девы Марии, Святых Апостолов Петра и Павла, мозаика, резные скамьи и орган. В храме каждый месяц проходят благотворительные концерты, на которых выступают российские и зарубежные музыканты.
КАТОЛИЦИЗМ
Слово "католицизм" означает - всеобщий, вселенский.
Рыба - символ христианства
Сын богини моря Атаргатис был Ихтус, что в переводе с греческого означает "рыба". Ихтус - это акроним слов "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель (Iesous Christos Iheon Huios Soter)".
Крест святого Петра - один из символов святого Петра, распятого головой вниз в 64 г. н. э.
Истоки католицизма - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Пётр . Процесс обособления католицизма в христианстве начался ещё в III-V вв., когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи, особенно после её раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую империи в 395 г.
Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошёл разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.
На VIII Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом IV и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершён, когда крестоносцы захватили Константинополь.
Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признаёт её основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.
Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того-папские послания и постановления.
Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа
- глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.
Крест Папы, "Тройной крест"
В католических процессиях используют крест Папы. Три пересекающиеся линии символизируют власть и Древо жизни. А вот православной богослужебной традиции известен гамма-крест (гаммадион). Его можно видеть на одеждах православных священников, в нем заложена идея о Христе как о "краеугольном камне Церкви".
В 1540 г. был основан Орден иезуитов. Иезуиты – члены наиболее влиятельного в католической церкви монашеского ордена «Общество Иисуса», основанного в 1534 г. в Париже Игнатием Лойолой для защиты интересов папства, борьбы с ересями и миссионерской деятельности. Орден был утвержден папой Павлом III 27 сентября 1540 г. и построен на принципах единоначалия и строгого централизма, железной дисциплины и безусловного повиновения воле старшего.
Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалась и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения-вера и добрые дела. Церковь, по учению Католицизма (в православии этого нет) обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворённых Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из неё часть тому, кто в этом нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях-об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в "чистилище".
Догмат о "чистилище" есть только в католическом вероучении. Учение о "чистилище" сложилось ещё в I в. Православная и протестантская церкви учение о "чистилище" отвергают.
В отличие от православного вероучения, в католическом есть такие догматы, как о непогрешимости папы - принят на I Ватиканском соборе в 1870 г.; о непорочном зачатии Девы Марии - провозглашён в 1854 г. Особое внимание западной церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 г. папа Пий XII ввёл догмат о телесном вознесении Девы Марии. Католическое вероучение, как и православное, признаёт семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-восьми лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает ещё одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.
В православии обет безбрачия принимает лишь чёрное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой Григорием VII, обязательно для всего духовенства.
Центр культа - храм . Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви.
Готический собор - образ мира
Средневековые строители решили сложнейшую для их времени задачу. Благодаря изобретённой ими стрельчатой, заострённой форме арок они сумели возвести здание огромной высоты. Стрельчатая арка уменьшает давление сводов на стены, а выстроенные снаружи мощные опоры – контрфорсы – ещё и облегчают это давление. Тяжёлая, заострённая кверху дверь ведёт внутрь собора.
Там, высоко над головой, перекинуты ряды стрельчатых арок. Ввысь уносятся пучки длинных, тонких колонн. Всё здание точно тянется к небу. Сквозь витражи льётся причудливый свет. Золотистые, алые, ярко-синие пятна окрашивают массивные каменные плиты пола. Разноцветные отблески играют на тонких, хрупких фигурах святых. Их контуры повторяют устремлённые ввысь линии колонн и арок.
Три искусства сочетаются здесь, но иначе, чем в египетском или греческом храме. Здесь господствует христианская религия. Подчиняя себе искусство, она стремится увести сознание человека в потусторонний, неземной мир. И хотя здание построено человеком, всё же оно было создано для служения невидимому Богу.
Вся конструкция готического храма, устремлённая вверх, как бы выражала стремление человеческой души ввысь, к небу, к Богу. Но готический храм являлся также своеобразным воплощением учения, согласно которому весь мир есть противодействие сил и конечный результат их борьбы – Вознесение.
Всем своим обликом готический собор по замыслу его творца должен выражать идеальное стремление к небу, к богу. В отличие от греческого храма, который весь пронизан ощущением радости, весь открыт человеку, готический собор строится на контрастах. Это, прежде, всего контраст между интерьером храма и его внешним обликом. Внутри – сумрак, мерцание свечей, наводящее на мысли о греховности и суетности земной жизни. Снаружи – неудержимый, стремительный полёт ввысь, к небу, всех шпилей и сводов собора.
Но стремление к Богу не трогает нас так, как средневекового человека, и тем не менее строгое благородство устремлённых ввысь линий тревожит и возвышает душу.
В готической архитектуре «всё соединено вместе: этот стройный и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и переплётами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пёстрых украшений, эта лёгкая паутина резьбы, опутывающая его своей сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо; величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и лёгкость – это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура. Вступая в священный мрак этого храма, сквозь который фантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим и им конца нет,– весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека.» (Гоголь).
Что произошло в историческом развитии западноевропейских народов того времени, когда их искусство постепенно перешло в новое качество? Возросло могущество крупных монархий с уменьшением количества и влияния крупных феодалов. Монастыри также теряли былое могущество. Города богатели, создавались крупные городские общины с самостоятельным управлением. Буржуазия крепла и завоёвывала новые права.
Церковное строительство, которым прежде ведали монастыри, переходило к горожанам. Это имело очень большое значение. Если монастырский храм романской эпохи уже обладал притягательной силой, собиравшей под его своды население округи, то готический храм обладал ею в ещё большей степени, ведь он воздвигался по заказу и на средства городской общины. Постройка и украшение храма, на которые часто уходили десятилетия, являлись уже действительно всенародным делом. Причём назначение храма не ограничивалось всеобщим общением в молитве,– он служил и средоточием общественной жизни. В городском соборе совершались не только богослужения, в нём читались университетские лекции, разыгрывались театральные представления (мистерии) и подчас даже заседал парламент. Культовый храм оказывался в центре городской жизни.
С эпохи Возрождения и интересом к античности каменные кружева средневековых соборов и вытянутые фигуры святых в разноцветном полумраке витражей стали казаться дикостью, порождением варварского, готского искусства. Так родились названия «готика», «готическая архитектура».
По католической иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Епископа назначает папа. Официальная резиденция пап - это Ватикан.
ВАТИКАН
– государство - город, международный центр католицизма и постоянная (с кон. XIV в.) - резиденция главы католической церкви - папы. Ватикан расположен в западной части Рима на холме Мон-те-Ватикано, отсюда и название государства. Занимает площадь 44 гектара, население - одна тысяча человек. В состав Ватикана входят собор Святого Петра, дворцовый ансамбль, там апартаменты папы, кардиналов, центральные церковные учреждения, библиотека, архив, служебные помещения, музеи... Огромная, овальная, обрамлённая колоннами площадь святого Петра служит торжественным входом в Ватикан и ведёт к крупнейшему католическому храму - собору святого Петра
(XVI в.).
Собор Святого Петра
Папу избирает кардинальская коллегия большинством не менее чем две трети плюс голос при тайном голосовании. Выборы проходят во дворце, в Сикстинской капелле. Избирается папа пожизненно. При папе есть тайный совет - священная коллегия кардиналов. Часть кардиналов постоянно пребывает в Риме и возглавляет папские учреждения, другие - руководят местными католическими церквами в других странах.
Каждодневная одежда католического священника - это длинная чёрная сутана со стоячим воротником. У епископа - сутана фиолетового цвета, у кардинала - пурпурного, у папы - белого. Как знак высшей духовной власти папа во время богослужения надевает митру-позолоченный головной убор, а как знак высшей земной власти - тиару. В основе тиары - митра, на которую как бы надеты три, символизирующие тройственность прав папы как судьи, законодателя и священнослужителя. Тиара сделана из драгоценных металлов и камней. Венчает её крест. Надевали тиару папы только в исключительных случаях: при коронации, во время больших церковных праздников. Отличительная деталь папского одеяния - паллий. Это широкая белая шерстяная лента с шестью нашитыми на неё крестами из чёрного сукна. Паллий надевают на шею, один конец спускается на грудь, а другой - перебрасывается через плечо на спину.
Важный элемент культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.
Рождественский пост у католиков называется адвент
. Он начинается в первое воскресенье после дня - 30 ноября.
- наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днём, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в х рамах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения.
Отмечается Рождество Христово 25 декабря (до IV в. этот праздник был совмещён с Крещением и Богоявлением). Богоявление
у католиков называется праздником Трёх царей - в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о поклонении Ему трёх царей.
В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жертву как царю - золото, как Богу - кадило, как человеку - миро, благовонное масло.
У католиков есть ряд специфических праздников: праздник Сердца Иисуса
- символа надежды на спасение, праздник Сердца Марии
- символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного зачатия Девы Марии
(8 декабря).
Один из главных богородничных праздников - Вознесение Богоматери
- отмечается 15 августа (у православных-Успение Пресвятой Богородицы).
Праздник Поминовения усопших
(2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католическому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в "чистилище".
Таинство Евхаристии (причащение) католическая церковь называет праздником Тела Господня
. Отмечают его в первый четверг после Троицы.
Особую роль при католическом богослужении отводится музыке и пению. Мощное красивое звучание органа эмоционально усиливает действие слова в богослужении.
За пределы Европы католицизм распространялся в виде миссий к нехристианам. Большую роль в миссионерской деятельности сыграли монашеские ордена доминиканцев, францисканцев, августинцев, иезуитов. Католические миссии находятся практически на всех континентах и в Океании.
Из всех существовавших до сих пор и вполне определивших себя культур человечества только две оказались способными выйти из локальных пределов и распространить свои начала на весь почти земной шар: культура Романо-католическая и культура Северо-западная. Сколько причин этого влияния ни обнаруживали бы историки – социально-экономических, географических, общекультурных – и сколько ни пытались бы замалчивать неудовлетворительность своих объяснений – для метаисторика, нисколько не отвергающего относительного значения и механизма этих причин, первичным, конечно, останется иное. Эту прапричину он будет искать в том факте, что христианский миф, исконно связанный не только с Эдемом и Монсальватом, но с реальностью Небесного Иерусалима и самой Мировой Сальватэрры, сообщил европейскому духу его истинные масштабы и сделал его способным к действительно всемирной миссии.
Две другие христианские метакультуры, Византийская и Абиссинская, были так стиснуты, так сжаты демоническими силами, что существование одной из них в Энрофе прекратилось совсем, а другая в своём пути была безнадежно задержана.
Пятой метакультурой, проникнутой лучами христианского Трансмифа, была метакультура Российская.
Эдем
– условное наименование затомиса Романо-католической метакультуры, одна из лестниц, ведущих к Небесному Иерусалиму. К этой метакультуре принадлежит и несколько народов другого этнического корня: поляки, венгры, чехи, ирландцы, хорваты.
Основатель Эдема – великий человекодух, бывший в Энрофе апостолом Петром.
Эмблематический образ – тот же, что у Рая, но преобладающий цвет – голубой. Голубой цвет означает большую пронизанность католичества началом Мировой Женственности.
Даниил Андреев.
Приход Пресвятой Девы Марии Священного Розария Римско-Католической церкви в городе Владимир
Административно относится к Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци.
Католический приход города Владимира был основан в 1891 г. Тогда же было получено разрешение городских властей на строительство храма в Куткином переулке (нынешняя улица Гоголя).
Куткин переулок. Иодко В.В. 1909-1917 гг.
Вид с севера, со стороны Дворянской улицы. В центре: католический костел Розария Божьей Матери (на правой стороне переулка), с оградой прясла в каменные столбы (1892, архит. И.О.Карабутов). Вокруг деревянная застройка. Рядом с костелом дом Агапитовых с вывеской сапожной мастерской над воротами.
Вид с северо-востока. Кирпичное здание костела Розария Божией Матери в форме базилики псевдоготического стиля (1892, архит. И.О. Карабутов). Основной объем одноэтажный, с двускатной кровлей, окнами, миниатюрной башенкой с запада и печной трубой. Над входом, со стороны Куткина переулка, высокая ярусная башня. Фасад башни в нижнем объеме разделен лопатками как бы на три прясла; в среднем розетка, над ней аркатурно-колончатый пояс. Верхний объем в одно прясло, с большими окнами, увенчан невысоким шатром с поясом треугольных фронтонов в основании. Все окна арочные, стрельчатой формы. Здание очень импозантное и нарядное. Перед ним забор: каменные столбы со стрельчатым верхом и дощатые прясла, деревянные ворота, электрический столб. Справа крона дерева.
Надписи. На лицевой стороне: “г. Владимир. Польский костел”. На оборотной стороне: “Издание М.В. Петрова в Владимире. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, Москва. Почтовая карточка (то же по-французски)”.
Католический костел. Открытка. 1909-1917 гг.
Строительство было начато в 1892 г. и завершено в первые месяцы 1894 г. В том же году храм был освящён в честь Святого Розария. В 1904 г. был учреждён автономный владимирский приход, его численность в нач. XX в. превышала 1000 человек.
После революции 1917 г. храм некоторое время функционировал, однако в 1930 г. был закрыт. Колокольня церкви долгое время использовалась в качестве радиоретранслятора. В кон. 70-х гг. в храме разместился выставочный зал.
Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в нач. 90-х гг. XX в.
В 1992 г. зарегистрирована католическая община, и в том же году здание храма было возвращено Церкви.
Католическая церковь во имя Пресвятой Девы Марии святого Розария во Владимире
«Дом ксендза»/«Дом священника», 1891 г. Архитекторы - Афанасьев А.П. и Карабутов И.А.
В 1996 г. был возвращён и прилегающий к храму «Дом ксендза».
Сайт прихода - http://hram-vladimir.ru/
Скульптура Девы Марии во дворе Католического прихода города Владимира.
- Сегодня в столице работают три католических храма , в которых идут богослужения на разных языках.
- Первый католический собор появился в Москве в конце 17 века в эпоху преобразований Петра I.
- Активная роль в московском католическом мире отведена Институту св. Фомы, который был создан в 1991 г. как колледж католической теологии.
- Кафедральный собор непорочного зачатия девы Марии находится на Малой Грузинской улице. Здесь проходят великолепные органные концерты.
- Храм св. Людовика старейший в Москве. Здесь служат мессы на латинском, английском, французском, русском, литовском, итальянском и вьетнамском языках.
Католицизм – одна из традиционных конфессий России. История католической церкви в Москве насчитывает многие столетия и прошла путь от полного неприятия до доброжелательности. Сегодня в столице работает три католических храма — кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии, храм св. Людовика и храм св. равноапостольной княгини Ольги. В них идут богослужения на разных языках, организуются мероприятия скаутского движения, курсы катехизации, работают воскресные школы и проводятся замечательные концерты органной музыки.
История появления католиков в Москве
Рядовые москвичи впервые близко познакомились с католиками в конце XV века во время строительства Московского Кремля и его соборов. Все ведущие архитекторы — Аристотель Фиораванти, Алевиз Фрязин, Марко Руффо — были . В XVI в. был известен Алевизов двор в Кремле, который был своеобразной гостиницей итальянцев, задействованных в строительстве.
В 1469 г. великий московский князь Иван III решил жениться на Софье Палеолог, наследнице византийских императоров. Она долгое время жила и воспитывалась в Италии при папском дворе. Папа римский Павел II, давая согласие на брак, рассчитывал, что это станет залогом сближения церквей и участия Руси в борьбе против . Заочное обручение великого князя и греческой принцессы произошло в 1472 г. в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме. Однако при въезде в Москву православное духовенство не пропустило католическую символику в город, и очный обряд венчания прошел по православным традициям.
Еще одной попыткой упрочить влияние римско-католической церкви на Руси был брак царя-самозванца Лжедмитрия I и польской дворянки Марины Мнишек в 1606 г., но новый царь был свергнут в том же году народным восстанием. В годы польской оккупации Москвы в начале XVII в. на Руси был провозглашен царем первый и единственный в истории страны монарх-католик — королевич Владислав, сын короля Польши Сигизмунда III. Его выбрал совет знатнейших московских бояр. Но Владиславу в итоге не суждено было венчаться на царство, поскольку он отказался принимать православие.
В XVI-XVII вв. католики в Москве были представлены многочисленными выходцами из польских земель, осевшими здесь в ходе затяжной эпохи войн и внутренних конфликтов в Польше. Они селились преимущественно в районах «Старые паны» (ул. Ильинка в ), «Литовском дворе» на ул. Тверской и на Крымском валу. Это были первые центры католической диаспоры в столице. Вскоре потомки польских переселенцев ассимилировались, и польские слободы исчезли.
Первые католические храмы
Первый католический собор появился в Москве в конце XVII века в эпоху преобразований . Он был построен в Немецкой слободе в 1690-е годы и располагался в Старокирочном переулке. Это было небольшое деревянное здание храма свв. Петра и Павла , которое позже заменили каменным и освятили его в честь Пресвятой Троицы.
В 1789 г. московские власти разрешили строительство католического храма на улице Малая Лубянка, в самом центре города. Одним из самых известных его священников был аббат Адриен Сюррюг. В 1812 г. император Франции Наполеон, вошедший в Москву, пожелал встретиться с ним, но аббат отказался, а позже остановил , напавших на храм, выйдя к ним в полном священническом облачении с крестом!
Еще один католический храм в Москве принадлежал польской общине. Это был костел св. апостолов Петра и Павла (Милютинский пер., д. 18). При храме в XIX веке действовали приходская школа, богадельня, дом польского благотворительного общества и женское училище. В костеле было выстроено шесть алтарей, хранились ковчеги с частицами св. Креста, с частицами мощей св. Станислава Костки, находился образ Матери Божией Ченстоховской. В приходе было около 15 000 верующих. Прихожанами храма были доктор Фридрих Гааз, архитектор Михаил Быковский, меценат Альфонс Шанявский, поэт Юргис Балтрушайтис.
В 1937 г. он был закрыт большевиками, а все священники репрессированы. В годы Великой Отечественной войны здание храма сильно повредила упавшая неподалеку бомба, а позже оно было перестроено как административное. Тем не менее, приход храма свв. ап. Петра и Павла сохранился до наших дней. Он является преимущественно русскоязычным и проводит службы в соседнем католическом храме св. Людовика на русском и литовском языках.
Католическая церковь, как и все остальные конфессии, сильно пострадала во второй четверти XX века от большевиков во время «антирелигиозной войны». Храмы всех церквей закрывали по всему Советскому Союзу, их имущество национализировали, а священнослужителей массово расстреливали или отправляли в тюрьмы и лагеря. В Москве работал только один католический храм св. Людовика. Там служили священники, которые были капелланами посольств западных стран и не могли быть репрессированы советскими властями в силу своего статуса.
Большую роль в сохранении католической церкви в советской России сыграл Мишель-Жозеф Бургиньон д’Эрбиньи. Будучи посвященным папой Пием XI в епископы, он тайно рукоположил в епископы священников Б. Слосканса, А. Фризона, А. Малецкого и П. Эжена Невё. Они стали апостольскими администраторами четырех крупных регионов страны: Москвы, Ленинграда, Минска-Могилёва и Одессы.
В 1936 г. епископ Бургиньон д’Эрбиньи выехал во Францию на лечение, и советские власти запретили ему возвращаться в СССР. Считается, что под влиянием его свидетельств была издана энциклика папы Пия XI Divini Redemptoris, в которой осуждался коммунизм.
Возрождение католической церкви в Москве
В начале 1990-ых гг. началось активное возрождение католической церкви в Москве. Не последнюю роль в этом процессе сыграло установление дипломатических отношений России с Ватиканом и открытие посольства Ватикана в особняке А. Маркина (Вадковский переулок 7 стр.1) . Этот особняк выстроен в 1904 г. в стиле модерн по проекту архитектора П. Харко, в его здании, помимо посольства, расположена небольшая католическая часовня. Над особняком реет бело-желтый Понтификальный флаг с золотым и серебряным ключами св. Петра, который является основателем католической церкви.
В 1995 г. католической церкви вернули здание собора Непорочного Зачатия Девы Марии (см.ниже). А в 1996 г. открыли монастырь Св. Франциска (Шмитовский пр-д., 2, стр. 2). Монастырь относится к Российской Генеральной Кустодии св. Франциска Ассизского и принадлежит ордену францисканцев-конвентуалов. Его здание выстроено в классическом стиле в 1993-1996 гг.
Активная роль в московском католическом мире отведена Институту св. Фомы (ул. Фридриха Энгельса, д.46, стр.4, м. Бауманская), который был создан в 1991 г. как колледж католической теологии. При нем работает обширная библиотека и собственное издательство.
В 2011 г. во внутреннем дворике Библиотеки иностранной литературы (ул. Николоямская, д. 1) был открыт памятник Папе римскому Иоанну Павлу II (скульпторы А. Васякин, Илья и Никита Фёклины). Это дань уважения россиян главе римско-католической церкви.
Кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии
Это истинное сердце католической общины Москвы. Собор находится на улице Малая Грузинская, д. 27. Его величественное зд ание было выстроено в 1906-1917 гг. под руководством архитектора Фомы Богданович-Дворжецкого. Собор Непорочного Зачатия Девы Марии проработал до 1938 г. и был закрыт большевиками одним из первых. Его имущество было разграблено, а фасад и интерьеры сильно обезображены перестройками.
В 1995 г. собор был передан католической церкви. Ныне он полностью восстановлен. В нем идут службы на разных языках мира, проводятся Божественные Литургии армянского обряда. Здесь же проходят великолепные органные концерты, работает библиотека и церковная лавка. В настоящее время в соборе несут служение салезианцы (общество св. Франциска Сальского, основанное св. Иоанном Боско), а также сёстры Святейшего Сердца Иисуса. Настоятелем собора является о. Иосиф Заневский. В здании курии находятся секретариат и резиденция архиепископа, который руководит учрежденной в 2002 г. Архиепа рхией Божией Матери в Москве.
В алтарь Собора Непорочного Зачатия Девы Марии помещены частицы мощей св. ап. Андрея, свв. Косьмы и Дамиана, св. Зенона, св. Анастасии, св. Григория Назианина, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии, которая была подарена Веронской епархией. В крипте собора находится Большая часовня, в которой служат тридентскую мессу. Алтарь в северном конце часовни происходит из США. Поскольку реставрация храма шла медленно, он использовался первоначально в качестве дарохранительницы, а потом был перенесен в крипту собора. В нем также заложены мощи святых. На передней стенке алтаря изображены святые Франциск, Тереза Авильская, Елизавета Венгерская и Иосиф. В соборе имеются часовня Божия Милосердия в конце левого нефа (с дарохранительницей и алтарем Святых Даров), реликварий с мощами св. Терезы Младенца Иисуса (дар Посольства Гватемалы). В западной части двух трансептов установлены еще два алтаря: слева - Фатимской Божией Матери, справа - св. Иосифа. В нартексе храма можно видеть вмурованный кирпич из святых врат Латеранской базилики и медаль Юбилейного 2000 г. Под иконой выгравированы тексты молитв на церковнославянском и польском языках.
Орган собора был установлен в 2005 г. Он был создан фирмой Kuhn, и ранее стоял в соборе швейцарского Базеля. Это один из самых больших органов в России: в нем 74 регистра, 4 мануала и 5563 трубы.
Пять колоколов звонницы собора были подарены Тарновским епископом Виктором Скворцом: это «Фатимская Божья Матерь» «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» «Юбилей-2000» и «Святой Виктор».
12 декабря 1999 г. собор был освящен легатом папы Иоанна Павла II государственным секретарем Ватикана, кардиналом Анджело Содано и стал кафедральным собором Москвы. В 2000 г. в здесь был проведен Всероссийский евхаристический конгресс, и прошла евхаристическая процессия по улицам Москвы, а в 2001 г. в соборе завершилось празднование Великого Юбилея, посвященного 2000-летию Рождества Христова, которое завершилось коронацией статуи Фатимской Божией матери. В притворе храма установлена памятная доска в честь Иоанна Павла II, а на одном из шпилей собора и витражах – гербы папы Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича.
Кельнский собор (Cologne Cathedral)
Этот собор - не только одна из самых известных католических святынь в Германии, но и визитная карточка города на протяжении многих столетий. С 1880 года, когда закончили строить шпили, до 1884 года церковь была самым высоким зданием в мире. Она хоть и уступила звание самого высокого здания монументу Вашингтона, однако до сих пор остается самой высокой церковью, построенной в готическом стиле.
Начали строить святыню на месте бывшего римского храма в 13 веке, а завершили через 600 лет. Собор построен в честь Девы Марии и апостола Петра. Здесь хранится самая большая святыня Западной Европы - саркофаг с мощами волхвов. Перевезли позолоченный саркофаг из Милана.
Аахенский собор (Aachen Cathedral)
Старейший в Северной Европе собор имеет еще название Собора Империи. Его строительство начал в далеком 786 году архитектор по фамилии Шарлеманя (Charlemagne). Когда в 814 году зодчий умер, его останки похоронили на территории собора в собственной часовне. На саркофаг великого архитектора можно посмотреть и сейчас. Кстати, ему принадлежит важнейшая в композиции собора часть - Дворец Шапель (Palace Chapel). Сейчас она кажется крохотной по сравнению с позже достроенными элементами церкви. В целом в архитектуре собора угадывается классический византийский, германо-францисканский стили. В его стенах было короновано 30 императоров Римской империи, а сам собор строили около 600 лет.
Базилика Национального Храма Вознесения Девы Марии (Basilica of the National Shrine of the Assumption of the Virgin Mary)
Святыня, построенная в США сразу после принятия Конституции, в то время была самым величественным храмом во всей Северной Америке. Строил здание Бенжамин Генри Летроуб (Benjamin Henry Latrobe) с 1804 по 1821 год. Этот архитектор известен своей работой над Капитолием.
Базилика Храма Непорочного Зачатия (Basilica of the Shrine of the Immaculate Conception)
Базилика посвящена Святой Деве Марии, покровительнице США; собор является самым большим храмом во всем Западном Гемпшире, поскольку в Соединенных Штатах Америки нет официальной религии, однако базилика стала неофициальным национальным храмом.
Начало строительства церкви пришлось на 1921 год, а открыли базилику в 1959 году. Она построена в романском стиле, здесь много часовен, украшенных мозаикой. Также здесь находится одна из крупнейших мозаик в мире - ее размер 3600 м². Она показывает Христа в образе Панкратора - традиционное изображение для восточнохристианского мира.
Собор Святого Патрика в Нью-Йорке (St. Patrick"s Cathedral, New York)
Собор построен в готическом стиле в самом сердце мегаполиса. Ежегодно его посещает около 3 млн. человек. Церковь щедро украшена прекрасными витражами, которые были созданы во Франции, Англии и США. Настоящей жемчужиной собора является работа Чарльза Коника (Charles Connick) - витраж под названием «Окно из роз». Послушать органную музыку могут одновременно около 2200 человек - на столько рассчитан собор. Кстати, здесь есть целых три ограна.
Вестминстерский Кафедральный Собор (Cathedral Church of Westminster)
Вестминстерский Кафедральный Собор расположен в Лондоне. Посвящен Пресвятой Крови Владыки нашего Иисуса Христа. Собор построен в раннем восточнохристианском византийском стиле архитектором Джоном Франциско Бентли (John Francis Bentley). Первый камень в строительство заложили в 1895 году, а уже через 8 лет церковь открыли.
Собор Божией Матери, Париж (Notre Dame, Paris)
Известный собор начали строить в сердце Парижа в 1163 году, однако завершить его удалось только в 1345 году. Тогда же изменили интерьер, выполненный в готическом стиле.
Собор состоит из нескольких часовен, которые строились в разные годы 12-13 в.в. Именно в Нотр-Дам де Пари правили выдающиеся литургические мессы: месса в честь освобождения Франции (1944), месса в честь Шарля де Голля (1970 год), месса Папы Римского Иоанна Павла II (1980).
Церковь Святого Фрациска Серафима (Saint Francis Seraph Church)
Церковь возведена в честь основоположника ордена францисканцев Франциска Серафима. Расположена в Филадельфии и является главным храмом католической епархии в округе.
Церковь Святого Баво (Saint Bavo Cathedral)
Святой Баво родом из Бельгии. По легенде, он в свое время был герцогом, имел жену и дочь. Однако после смерти жены решил не жениться больше и посвятить себя служению Богу. Ныне церковь, построенная в его честь, является крупнейшим в местности католическим приходом. Помимо богослужений здесь можно послушать органную музыку и попасть на концерты известных музыкантов.
Базилика Святой Девы Марии, Ковингтон, Кентуки (St. Mary"s Basilica, Covington, Kentucky)
А эта Базилика известна крупнейшим в мире витражом - длиной 61 метр и шириной 22 метра. На витраже изображен Вселенский собор 5 ст. в Эфесе, во время которого Деву Марию было провозглашено Матерью Божьей. Место расположения святыни - Ковингтон, США.
Базилика Святого Петра, Ватикан (St. Peter"s Basilica)
Невозможно не вспомнить эту едва ли не самую большую святыню католического мира. Считается, что ее начали строить по приказу императора Константина в 342 году н.э., а в 15 веке было решено внести некоторые изменения в конструкцию и интерьер базилики. Реконструкция началась во времена папы Юлия II в 1504 году, а завершилась при Папе Павле V в 1615 году. Над отделкой работали немало выдающихся мастеров. Вспомним хотя бы своды базилики, разрисованные самим Микеланджело. После его смерти дело завершил ученик мастера Джакомо делла Порта.