Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема «Зима». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Зима Занятие по развитию речи тема зима

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №13

КОНСПЕКТ

по теме


Подготовила Тетова Д. Э .,

воспитатель по обучению детей осетинскому языку

г.Беслан

201 5 г.

Программное содержание:

Познакомить с новыми словами; уточнить и систематизировать с детьми доступные их пониманию признаки и особенности зимы: зимние забавы и развлечения; одежда людей и их труд по очистке участка от снега; птицы, живущие и прилетающие на участок детского сада, и забота о них.

Обогащение и активизация словаря:

C лова связанное с зимой - снежинка, ёлка, Новый год, санки, лед, коньки, рукавички, снеговик, Дед Мороз, Снегурочка, мандарины, сосульки, снегопад, сугробы, лыжи.

Компьютерная игра-презентация:

В какое время года бывает?”

Цель: Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать умения развивать связную речь детей, внимание, быстроту мышления


Ход занятия:

1. Беседа по теме.

Ребятки, посмотрите в окно и скажите, заметили ли вы наступление зимы?
- А какие изменения мы видим в зимней природе? (деревья стоят голые, везде лежит снег, не слышны пения птиц, речка покрыта льдом)
- Да ребятки, пришла зима и укутала землю пышным одеялом. Деревья украсила пушистым инеем. Они стоят как будто выточенные из чистейшего хрусталя. Зима красивое время года!
- А вы любите зиму? В чем красота зимы? (кругом белым бело, в морозный день снег блестит словно серебро)
Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Зимняя песенка»

Вот зима пришла

Серебристая,

Белым снегом замела

Поле чистое.

Днём с детьми на коньках

Всё катается;

Ночью в снежных огоньках

Рассыпается.

В окнах пишет узор

Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор

Свежей ёлочкой.

(Р. А. Кудашева)

2. Знакомство с новыми словами, связанными с зимой.

Снежинка,

- ёлка,

Новый год,

Санки,

Лед,

Коньки,

Рукавички,

Снеговик,

Дед Мороз,

Снегурочка,

Мандарины,

Сосульки,

Снегопад,

Сугробы,

Лыжи.

Что значит «зима стучится к нам во двор со свежей елочкой»? Почему зиму часто называют серебристой? Кто рисует узор на наших окнах?

3. Зимние загадки

Отгадывание зимних загадок.

«Все его зимой боятся

- Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице» (мороз)

«С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный » (снег)

«У избы побывал – всё окно разрисовал, у реки погостил - во всю реку мостил » (мороз)

«Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? » (зимой)

«Зимой и летом одним цветом ? » (ёлка)

«С неба – звездой, в ладошку – водой » (снежинка)

«Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой » (лыжи)

«Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел (сосульки) »

«Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает » (снеговик)

«Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим » (лед)

«Он и добрый, он и строгий, Бородой до глаз зарос, Красноносый, краснощекий, Наш любимый. » (Дед Мороз)

4. Физминутка

"Вот так холод вот мороз, больно щиплет нос . " - хлопают в ладоши, трут их друг о друга.

"Чтоб согреть его скорей надо потереть сильней . " - трут нос кончиками пальцев.

"Будем ножки согревать, прыгать и скакать . " - подпрыгивают на месте.

"Очень холодно стоять, ножки стали замерзать … " - хлопают по ножкам, трут их.

«Нам пора бежать бегом, нам нельзя идти пешком … »

Действия соответствуют тексту песни.

«Чтобы ручки согревать будем мы махать … »

«И в ладошки будем бить, локтями шевелить … »

«Мы на месте не стоим, мы бежим, бежим … »

«Чтоб согреется поскорей надо нам бежать быстрей »

«Чтоб согреется побыстрей, побежим скорей »

Будем руки согревать, будем бить махать, махать

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Дети, Незнайка написал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме. Дети стоят полукругом, лицом к преподавателю.

«Первый зимний месяц называется сентябрь. Когда наступает зима, становится очень холодно люди одевают теплую одежду: шубы, панамки, сапоги, варежки, шапки, шортики, . Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами : хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года! » Ребята, а вы согласны с последним предложением из Незнайкиного письма: «Зима – чудесное время года! ». Объясните почему. Расскажите, за что вы любите зиму.

-Ребята, специально для детей правила поведения зимой, чтобы вы не замерзали и всегда были здоровы :

Надевать рукавички, шапку, застегивать все пуговицы нужно еще до выхода на улицу. Поскольку холодный воздух может проникнуть под одежку;

Нельзя оставаться на улице когда метель или очень сильный мороз и ветер;

Нельзя грызть сосульки и есть снег. Поскольку снег очень грязный в нем могут быть опасные вещества, микробы. Да и можно запросто простудиться;

Нельзя прикладывать язычок к металлу;

Нужно ходить посередине тротуара, подальше от крыш домов. Ведь с крыши дома может упасть большая глыба снега вместе с сосульками;

Когда на тротуаре сплошной лед, ходить нужно маленькими шагами, наступая при этом на всю подошву;

Нельзя стоя кататься на санках, а на лыжах и коньках кататься нужно только в специально отведенных местах;

Если на горке много детей, нельзя толкаться и драться. А если горка расположена рядом с дорогой, или рядом много деревьев или забор, то для игры лучше подыскать другое место;

Снежки лепить небольшие, кидать их не очень сильно, а кидать в лицо вообще запрещено!

Составление творческих рассказов на тему «За что я люблю зиму»

Зима богата на праздники. Как вы понимаете это выражение? Какие бывают зимой праздники? Какие зимние виды вы знаете?

Мы пришли в зимний лес. - Ходьба на месте

Сколько здесь вокруг чудес! - Разводят руки в стороны

Справа берёзка в шубке стоит, - Руку отводят вправо и смотрят.

Слева ёлка на нас глядит. - Руку отводят влево и смотрят.

Снежинки в небе кружатся, - Поднимают и опускают руки.

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал. - Прыжки.

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет! - Имитируют "волчью" походку.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму он проспит. - Имитируют сон.

В лесу красота и покой,

А вам пора уже домой! - Разводят руки в стороны.

5. Компьютерная игра-презентация

В какое время года бывает?”

Итог занятия

Что вам особенно понравилось на занятии?
- Что вы нового узнали сегодня?
(дети делятся своими впечатлениями)

  • Дефектология
  • 4 кл.
  • 31.05.2017

Урок по развитию речи Тема: Зима. Признаки Зимы. Цели: Способствовать формированию умения различать признаки зимы, формировать умение правильно одеваться в зависимости от погоды; способствовать развитию основных психических процессов, общей и мелкой моторики, речи, коммуникативных навыков; способствовать воспитанию эмоциональной адекватности поведения, прививать интерес к занятиям. Оборудование: слайдовое сопровождение, иллюстрация снеговика, конверт со снежинками, бумага для рисования, краски, вода, салфетки, карточки для индивидуальной работы. Ход урока I. Организационный момент. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. II. Введение в тему (Звучит песня «Три белых коня».) (слайд 2) - О каком времени года идёт речь в песне? (О зиме, о зимних месяцах). -Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). - Какой первый зимний месяц? (Декабрь) - Какой второй зимний месяц? (Январь) - Какой месяц заканчивает зиму? (Февраль) III. Работа по теме урока. 1). Чтение стихов о зимних месяцах: Декабрь: (слайд 3) В декабре метет поземка, Мерзнет солнышко в окне. - Тук-тук-тук! - Войдите! Ёлка Вся в снегу пришла ко мне. Сразу в доме стало тесно, Жутко, весело, чудесно - Будто весь огромный лес Через форточку залез! Земляничная поляна Вдруг вошла, полна тумана… Я один сижу на пне… Солнце меркнет долго-долго, И за мной - темнеет елка Тишиною в тишине. Январь: (слайд 4) Я люблю тебя, Январь! Для меня ты месяц лучший - Молодой, большой, скрипучий, Золотистый, как янтарь Февраль: (слайд 5) В феврале, в феврале Едет вьюга на метле! По озерам и по рекам Белым снегом замела Черной ночи зеркала! - Много о зиме вам уже известно, что именно. - Какие признаки зимы вы знаете? (Стало холодно, деревья потеряли свой наряд, идёт снег, небо чаще покрыто облаками, дни становятся короче, а ночи длиннее). 2). Чистоговорки про зиму (слайд 6) - Ребята, а теперь давайте хором повторим чистоговорки о зиме. Ма – ма – ма – наступила зима. Мы – мы – мы – не боимся мы зимы. Ме – ме – ме – прочтём стихи мы о зиме. 3). Игра: «Слова на зимнюю тему» (слайды 7 - 15) - Придумайте слова, в которых есть звук [с], используя «Зимнюю тему». (Снег, снеговик, сугроб, Снегурочка, санки, снегирь, сосульки, солнце, снежинки). 4).Артикуляционная гимнастика. «Подуй на снежинку». (Упражнения для развития напора воздуха). - Ребята, к нам на ладошку упала снежинка, давайте её отправим опять в путешествие. (На ладошке лежит снежинка на верёвочке. С силой выдыхается воздух через губы, вытянутые вперёд трубочкой). Из снежинок получается снежный ком. (На парте лежит кусочек ваты. Снова ребята с силой выдыхается воздух через губы, вытянутые вперёд трубочкой). Из снежного кома можно слепить снеговика. Дорисуй снеговика (слайд 16) IV. Беседа о зиме (слайды 17-19). - Ребята, зима – это самое замечательное время года. Зима воспета в песнях, в музыке композиторов. - Живописцы изображают зимние пейзажи. - Нигде в мире нет такой зимы, как у нас. В песнях, былинах, сказках зима названа красавицей, рукодельницей, волшебницей. А почему называют волшебницей? (Новый год, приходит Дед Мороз со снегуркой, подарки) -Кто самый главный Новогодний герой? (Ёлка) Сюрпризный момент: (слайды20-) Вот, ребята, к нам тоже в гости пришла ёлка и привела с собой художника «Зиму». Послушайте его, пожалуйста. О чём рассказал вам художник зима? Зимние забавы (дети катаются на коньках, лыжах, на санках, лепят снежную бабу, играют в снежки) (слайд) Физкультминутка: -Ребята, чтобы согреться зимой на улице, можно поиграть в подвижные игры, побегать. Кто из вас любит играть в снежки? Давайте представим, что мы играем в них. Имитируем движения: - берем снег - лепим снежный комочек - кидаем. Ёлочка принесла задание. Посмотрите на иллюстрации. (Слайд). Как назвать, одним словом эти предметы? (Одежда). Выберите одежду, которая необходима для зимы. (Стрелочкой мышки показываю предмет, если эту одежду носят зимой, дети хлопают в ладоши). Почему плащ, шорты не нужны зимой? Посмотрите на эти иллюстрации. (Слайд) Назовите, одним словом эти предметы. (Обувь). Выберите обувь, которую носят зимой. Почему туфли и ботинки нельзя носить зимой? Посмотрите на иллюстрации. (Слайд). Назовите, одним словом эти предметы. (Зимняя одежда). Правильно. Для того чтобы нам не было холодно на улице мы надеваем теплую одежду, головные уборы, обувь. Вспомните, какую зимнюю одежду мы надеваем? (Ответ детей - шапка, шарф, пуховик, шуба, варежки, …). - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Продолжи предложения». Вы сейчас будите договаривать предложения. Слушайте друг друга внимательно и не повторяйтесь. Зимой люди ходят в.. (ответы детей: шапках, шубах, …). Зимой мы надеваем на ноги.. (ответы детей: сапоги, валенки,…) Зимой нельзя выходить на улицу без.. (ответы детей: сапог, варежек, пуховиков,….) Второе задание от Ёлочки. Прежде чем выполнить задание мы с вами потренируем наши пальчики, выполним пальчиковую гимнастику. В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний – С ним мизинчик-малышок. Постучался о порог. Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя. Наши пальцы-мастера, За работу им пора. Загадка: Чтоб не мерзнуть, пять ребят В печке вязаной сидят. (Варежка) 1. Соедини линией одинаковые варежки, пришей «резиночку» (индивидуальные задания на развитие зрительного восприятия). 2. Расставь по порядку цифры в кружочках. Что было сначала, а что потом? (индивидуальные задания на развитие логического мышления). Итог урока. Мы выполнили все задания Ёлочки. Она помог нам узнать много интересного. - О чем мы, говорили на уроке? (Ответы детей). Давайте скажем Ёлочке: «Спасибо!». Если ребята вы ей понравились, то она споёт вам песенку.

Конспект обобщающего занятия по развитию речи

Тема: «Зима»

(Подготовительная группа)

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать зрительное вни мание и восприятие, речевой слух и фонематическое воспри ятие, память, тонкую и общую моторику, дыхание и ко ординацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, само стоятельности.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением зимних забав, «снежный ком», снежинки на ниточках, магнитофон, «растаявшие снежинки», фломастеры на каждого ребёнка, карточки с изображением ветра и снежинок, разрезные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята, вы хотите узнать, чем мы будем сегодня заниматься? Для этого вы должны отгадать загадки.

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала, Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?

2. Беседа о времени года

Назовите приметы зимы.

Какой день зимой?

Какая ночь?

Что можно сказать о снеге?

Какой бывает лед?

Перечислите зимние месяцы.

А с какого месяца зима начинается? А заканчивается, каким месяцем? А какой посередине?

Какая бывает зима?

Ребята, а давайте отправимся на зимний участок.

3. Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пошли гулять. («Идут» пальчиками по столу.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щёку.)

4. Упражнение «Снежинки»

Пока мы с вами гуляли, пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (употребление прилагательных).

(Снежинки висят на ниточке.)

А вы хотите, чтобы наши снежинки закружились? Нужно на них подуть. (Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.)

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

5. Дидактическая игра в кругу

«Снежный ком передавай, слова-действия называй »

Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я вам, буду задавать вопросы, а вы отвечайте

Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает?) - вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) - идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

«Снежный ком передавай, слова ласково называй »

Зима-зимушка,

Снег-снежок,

Снеговик - снеговичок,

Снегурка - Снегурочка. (Ой, а какой ком холодный! Давайте погреемся!)

6. Физминутка.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем,

И себя похлопаем.

Хлопушки в парах.

Снего-снего-снегопад,

Каждый очень, очень рад,

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки.

Молодцы! А вы, у меня внимательные?

7. Игра «Какое слово лишнее?»

Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Назовите лишнее слово.

Каток, платок, каток, каток.

Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.

Снежок, снежинка, нежный, снеговик.

Молодцы!

Ой, ребята, посмотрите, что у меня лежит на столе?

Возьмите себе по одной картинке.

8. Игра «Снежинки и ветерок».

Мы сейчас разделимся на две команды: «снежинки» и «ветерки».

Дует сильный ветер ш-ш-ш…, снежинки кружатся под музыку.

9. Составление разрезной картинки. Составление рассказа по этой картине.

Ребята, ветер так сильно дул, что наши зимние картинки разбились на осколки, их нужно собрать.

Команда снежинок собирает одну картинку, а команда ветерки – другую.

После того, как вы соберёте картинки, по ним нужно будет составить рассказ.

Самостоятельное рассказывание с опорой на картинки.

10. Развитие мелкой моторики «Дорисуй снежинку».

Ребята, а вы заметили, что наши снежинки начали таять?

Что нужно сделать, чтобы снежинки снова стали красивыми? (Дорисовать).

Молодцы!

Кто хочет, может подарить их гостям.

11. Итог занятия.

Наше занятие закончено.

Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

Что мы делали на занятии?

Что понравилось?

Оценка работы детей.


РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ "ЗИМА" И "ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветренный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий.

ГЛАГОЛЫ: пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:.
Снег – белый, пушистый, легкий, искристый, холодный…
Зима – холодная, суровая, морозная, ветреная…
Мороз…, лед…, метель…, снежинка…

ЗНАТЬ ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ:
Декабрь, январь, февраль.
Декабрь за ноябрем и перед январем.
Январь - …
Февраль - …

ЗАКАНЧИВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Зимой люди ходят в…(шапках, шубах…).
Зима приносит…(снегопады, морозы…).
Вода замерзла на…(реках, озерах…).
Я люблю кататься зимой на…(санках, лыжах…).

ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
Снежный – ком, городок, вихрь…
Снежная – баба, гора, пелена…
Морозный…, морозная…, морозное…, ледяная… .

НАЗЫВАТЬ ЛАСКОВО:
Зима – зимушка, мороз – морозец, снег – снежок, лед – ледок, сугроб – сугробик, метель – метелица…

СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО ПЛАНУ:
Как ты заметил наступление зимы?
Назови её первые приметы в природе.
Зимние месяцы.
Повадки зверей и птиц.
Зимние забавы и развлечения.

"ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: зима, снег, снежинка, снежок, снегурочка, дед мороз, снеговик, снежная баба, лед, каток, коньки, санки, лыжи, горка, забавы, елка, каникулы, гирлянда, мишура, шары, звезда, конфетти, подарки, праздник, радость, веселье, игры, карнавал, хоровод, маски, календарь, хлопушки, шишки, сугроб, снежный ком, хоккей, клюшка, шайба, соревнование.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:холодный, морозный, радостный, снежный, блестящий, разноцветный, веселый, трескучий, праздничный, новогодний, узорный, хрустящий, пушистый, ледяной, грустный, серебристый, пестрый.

ГЛАГОЛЫ:идет, наступает, кружится, рисует на окнах, покрывает, танцуют, веселятся, радуются, зажглись, вспыхнут, кидают, бросают, спускаются, скрипит, бегают, обгоняют, падать, отряхивать, мерзнуть, липнет, щиплет, колет.

ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ.
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК К ПРЕДМЕТУ:
Елка (какая?)……
Праздник (какой?)…..
Елочные игрушки (какие?)…..

КОМУ ЧТО НУЖНО:
Хоккеисту – клюшка, шайба, коньки, каток, ворота…
Лыжнику - …
Фигуристу - …
Горке - …
Снеговику - …



СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПОЛЕЗНАЯ ПРОГУЛКА.

"В городском парке зимой много снега. Снег лежит на земле, на скамейках, на ветках деревьев. Ребята пошли в парк. они построили там снежную крепость и стали играть в снежки. Один снежок попал в кормушку. Мальчики заметили, что там пусто. Они достали из карманов семечки и насыпали их в кормушку. А с другого дерева на ребят смотрели две белочки. Для них мальчики приготовили орешки. Весёлая и полезная получилась прогулка".

* ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
- Где лежит снег?
- Куда пошли ребята?
- Что они построили?
- Как стали играть ребята?
- Куда попал снежок?
- Что заметили мальчики?
- Чем накормили птиц?
- Что приготовили мальчики для белочек?
- Какая прогулка получилась у ребят?

ТЁПЛАЯ КОРМУШКА.

"Была зима. Ваня шёл из детского сада. он нёс в руке пряник. Мальчик не заметил, как уронил варежку и пряник. Пришёл Ваня домой - нет варежки, нет пряника. Где же они? А в это время воробьи налетели на пряник, клюют его, чирикают. Уже весь пряник съели, стали клевать рукавичку. Ваня смотрит из окна на свою варежку и думает: "Вот какая тёплая кормушка для птиц получилось".

* ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
- Откуда шёл Ваня?
- Что он нёс?
- Чего не заметил Ваня?
- Кто клевал пряник?
- Что подумал Ваня?

* Назови, каких ты знаешь зимующих птиц.

В средней группе

Цель: развитие связной речи.

Образовательные задачи

Обобщать представления о зимних явлениях в природе.

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию.

Расширять словарь по теме: «Приметы зимы».

Развивающие задачи

Развитие диалогической речи.

Развивать у детей умение логически выстраивать своё высказывание.

Развивать воображение, мышление и зрительное внимание.

Развивать память.

Развивать общую моторику.

Воспитательные задачи

Воспитывать умение внимательно слушать рассказ воспитателя и своих товарищей.

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: картина М. Пишвановой «В зимнем парке»; конверт; снежинка, предметные картинки «Времена года».

1. Орг. момент:

Дети собираются в круг на ковре. Воспитатель вносит конверт.

Воспитатель: Дети, когда я сегодня шла в детский сад, встретила почтальона. Он передал мне письмо. Сейчас я посмотрю, что в нём (достаёт из конверта, снежинку ).

Воспитатель: Что это?

Дети: Снежинка.

Воспитатель: Как вы думаете, какое время года прислало нам снежинку. Выберите это время года (на столе разложены картинки времён года: дети выбирают ).

Дети: Зима.

Воспитатель: Какую краску любит зима?

Дети: Белую.

Воспитатель: Правильно, зимой всё белое, потому что снег укутал деревья, кусты, поля.

2. Игра: «Снежное поле»

Воспитатель: Посмотрите, у меня все картинки перепутались. Найдите картинки, которые относятся к зиме.

(Дети выбирают и закрывают картинками «снежное поле». )

Ребенок 1: Зимой дети катаются на лыжах.

Ребенок 2: Зимой встречаем праздник Новый год.

Ребенок 3: Зимой на деревьях, домах лежит снег.

Ребенок 4: Прилетает зимняя птица – снегирь.

Ребенок 5: Зимой дети катаются на санках.

Ребенок 6: Зимой можно рассматривать снежинки.

Ребенок 7: Зимой дети лепят снеговика.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас, давайте превратимся в снежинки.

Покружись, покружись

И в снежинку превратись.

Теперь, я дуну на вас, и вы улетите на свои стульчики.

(Дети садятся на стульчики. )

3. Беседа по картине.

Воспитатель: Кто нарисован на этой картине?

Дети: На картине нарисованы дети.

Воспитатель: Куда они пришли?

Дети: Они пришли в парк.

Воспитатель: Что делает девочка в синей шапочке?

Дети: Она лепит снеговика.

Воспитатель: Что делает мальчик?

Дети: Он катается на лыжах.

Воспитатель: Что есть у девочки в красном комбинезоне?

Дети: У неё есть санки.

Воспитатель: Кто пришёл с ней?

Дети: Собака.

Воспитатель: Какое время года на картине?

Дети: Зима.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Везде лежит снег.

Воспитатель: Какой снег?

Дети: Белый, пушистый, холодный, мокрый.

Воспитатель: Правильно! Молодцы!

А сейчас поиграем в снежки.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре дети шагают на месте

Мы с тобой снежок слепили. руками лепят снежки

Круглый, крепкий, очень гладкий имитируют движения

И совсем, совсем не сладкий. грозят пальчиком

Раз – подбросим, прыжки вверх

Два – поймаем приседают

Три – уроним наклон

И…. сломаем. топают

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: Послушайте рассказ о том, как дети гуляли в зимнем парке.

На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях. Дети пришли в парк. Мальчик катается на лыжах. Девочка в синей шапочке лепит снеговика, а девочка в красном комбинезоне пришла с санками и с собакой.

Дети на картине весёлые, радостные. Им нравится гулять зимой!

Воспитатель: Вам понравился рассказ? Кто хочет повторить? (Повтор рассказа один – два ребенка.)

Итог занятия. Оценка деятельности детей.