Литературно-музыкальная композиция "В песне - память о войне". Литературно-музыкальная композиция "мы ничего не знаем о войне" Название литературной композиции о войне

Татьяна Шубенкова

«Если мы войну забудем - вновь придет война!» Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию победы в Сталинградской битве.

Велика Отечественная война навсегда изменила все – изменила нас, изменила историю, изменила Россию. Мы все знаем, какими не лёгкими были годы войны. Мы с ужасом смотрим фильмы о войне. Мы с гордостью вспоминаем героев войны, с горечью вспоминаем погибших. Спасибо ветеранам, спасибо павшим солдатам! В январе 2012 года наш сад принял участие в конкурс литературно-музыкальных композиций в рамках II городского фестиваля «Мы живем на земле Волгоградской», посвященного 70-летию Победы в Сталинградской битве. В конкурсе принимали участие воспитатели, музыкальные руководители детских садов. Наша композиция называлась «Если мы войну забудем вновь придет война!» . Предлагаю Вашему вниманию сценарий этой постановки.

Звучит «Колокольный набат»

Чтец: С чего начинается память – с берез?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если – с убийства?

А если – со слез?

А если – с воздушной тревоги?

А если – с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых. В пыли распростертых!

А если – с недетского знания – как

Живое становится мертвым!

И в 5, и в 15 и в 25

Войной начинается память…

2."Звучит мелодия «Рио-Рита» (фокстрот) На танцплощадке танцуют две девушки, они тихо беседуют, смеются. На лицах - выражение безмятежной радости, в глазах - счастливый блеск (слайд 1 – «Довоенный Сталинград») Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов. Девушки в ужасе закрывают головы руками. Все разбегаются. (слайд 2 – «Начало войны»)

«Священная война» музыка (слайд - бойцы уходят на фронт, девушки, еще в белых платьях, на плечах платки, провожают уходящих на фронт)

3.«До свидания мальчики»

Девушки: (на фоне музыки)

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили,

И ушли – за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад!

Б. Окуджава

(слайд3 – «На фронт уходят девушки»)

Девушка-Солдат:

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы – девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне…

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

4.«А закаты алые» муз. В. Осошник. сл. Н. Осошник (слайд4 – «Бойцы вспоминают»)

Слышатся звуки боя: выстрелы, автоматные очереди, вой мин, разрывы снарядов, рев моторов. (слайд5 – «Разрушенный Сталинград»)

Чтец: Я вижу город Сталинград в 42-м году.

Горит земля, горит вода.

Металл кипит в аду.

Закрыто небо голубое, и солнца не видать

Окутан город в черный дым, и тяжело дышать.

Открытые степному ветру

Дома разбитые стоят

На 62 километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся. Принял бой

Встал фронтом поперек России –

И всю её прикрыл собой!

(слайды6- «Медсестра в бою»)

Девушка -медсестра: Четверть роты уже скосило:

Распростертая на снегу,

Плачет девочка от бессилья.

Задыхается: «Не могу!»

Тяжеленный попался малый,

Сил тащить его больше нет:

Санитарочке той усталой

Восемнадцать сравнялось лет.

5. «Вальс фронтовой сестры» муз. Д. Тухманова

сл. Владимир Харитонов (девушки вальсируют, раздается выстрел, все присаживаются)

Девушка: Мы лежим под снегами,

А вверху в ослепительной сини,

Словно белые птицы,

Плывут и плывут облака.

Вы не плачьте над нами,

Голубые березы России,

Вы не плачьте – вы ждите пока…

5.«Снегири» (музыка Ю. Антонова) слайд7 – «Гвоздики на снегу»

Чтец: Ну, вот и все…

Где бой гудел великий,

Где отвели от Родины беду,

Босая женщина в беззвучном крике

Стоит у всего мира на виду.

У этой женщины одна забота –

Родную землю от врагов беречь.

На высоту орлиного полета

Она стремительно взметнула меч.

Знаменами восходы и закаты

Склоняться будут вечно над мечом:

Под ним лежат Отечества солдаты

И память опаленная огнем.

6. «Грезы» музыка Р. Шумана (слайд8 – «Матери войны»)

Чтец: Спит у Мамаева кургана,

Под Сталинградом, сын один,

Другой – средь моря-океана,

Средь хмурой Балтики глубин.

А младший у Дуная:

Медали говорят о том.

А мать все верит, ожидая,

Стоит недвижно у дороги

С застывшим каменным лицом…

7. «Баллада о солдатской матери»(слайд9 – «Наше время»)

Чтец: Как время буйное течет,

Меняя все неумолимо!

Лишь память предъявляет счет –

Не проходите, люди, мимо!

В полях трава бушует в рост,

Дороги поменяли место

А здесь доныне держат пост

Бойцы, чье имя неизвестно.

Всмотритесь в цветы на бульваре –

Под ними мальчишки лежат.

Они Сталинград не отдали.

Поклонимся чести солдат.

И алое море тюльпанов.

Как россыпь мальчишеских грез.

Взгляните в глаза ветеранов –

В них горечь невысохших слез.

В них память, и гордость, и сила,

И радость победы видна.

Цветы…. А под ними могила,

В который зарыта война!

8. «Ветераны» (слайд 9 – «Ветераны», «Вечный огонь»)

Чтец: В последний час, во тьме, в огне,

Пусть сердце не забудет:

Нет оправдания войне!

И никогда не будет.

Будем жить, встречать рассведы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память – верьте, люди, -

Всей земле нужна.

"Если мы войну забудем

Вновь придет война!"Р. Рождественский







Литературно - музыкальная композиция

«Эти песни спеты о войне»

Ведущий 1. День Победы был, есть и должен оставаться са-мым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жиз-нью, дали нам возможность жить сейчас. Идут годы... Но каждый раз, когда мы вспоминаем эти па-мятные даты, всплывают строки песен, прошагавшие долгие ог-ненные дороги войны вместе с мужественными защитниками Ро-дины.

Ведущий 2. Некоторые приобретают сумас-шедшую популярность и внезапно забываются. Но есть такие песни, которые пережили своё время и стали классикой. Авторы их уловили какой-то тайный механизм, который воздействует на слушате-ля даже спустя десятилетия и дела-ет песню вечной.

Ведущий 1. Сегодня мы будем говорить о легендарных песнях, которые смогли выжить и победить в страшные годы Ве-ликой Отечественной войны. Песни действительно сража-лись! В Германии перед войной вообще не пели лирические пе-сни, повсюду слышались одни марши. В них прославлялась фа-шистская страна, воспевалась не-мецкая нация и нацистские вож-ди. Эти песни должны были поднять боевой дух солдат перед походом на Восток для завоевания жизненного пространства. С та-ким боевым духом враги пересту-пили границу нашей страны. И везде, во всех уголках России, против этих маршей поднялся весь наш народ: солдаты и матро-сы, старики и дети, люди всех на-циональностей встали на борьбу, чтобы никогда не слышать на сво-ей земле эти нацистские марши.

Ведущий 2. Какие же песни вдохновляли на борьбу наших людей? Лириче-ские — «Соловьи», «Синий плато-чек», «Тёмная ночь», «Катюша», «В землянке». В них говорилось о любви, родном доме, берёзках, соловьях. И эти песни победили! Потому что с ними наши солдаты защищали не жизненное прос-транство, а родную землю, люби-мых и близких.

Ведущий 1. Зная и испол-няя эти песни, мы воздаём дань памяти тем, кто спас народ от фа-шизма. Ибо память — это связую-щее звено между прошлым и буду-щим. Она учит и призывает, утверждает и предостерегает, даёт силы и внушает веру. Война и песня... Что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровож-дала солдата в походе, на привале. В минуты отдыха она позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помога-ла мобилизоваться, побороть сла-бость и панику. Поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных храни-лись блокноты с записями фрон-товых песен. Иной старшина тре-бовал, чтобы солдаты знали эти песни как личное оружие. Гово-рилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг бо-ится песни больше, чем огне-стрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего.

(Звучит песня «Священная война».)

Ведущий 2. Одна из глав-ных композиций — «Священная война». Эта песня содержала за-ряд такой силы, что до сих пор у многих людей комок подкатыва-ет к горлу и слёзы наворачиваются на глаза, когда они слышат: «Вста-вай, страна огромная, вставай на смертный бой...» «...«Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлериз-му» — так говорил об этой песне композитор А. Александров. Он вспоминал, что во время войны её слушали всегда стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и сами исполнители нередко плакали.

Ведущий 1. Эта песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт Василий Лебедев-Кумач на-писал стихотворение, а компози-тор Александр Александров музы-ку. С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья прово-жали солдат на смертный бой с фашизмом. Впервые она была исполнена 27 июня 1941 года на перроне Белорусского вокзала, который представлял собой жут-кое зрелище: слёзы прощания, бодрые крики отъезжающих сли-вались в единый гул. Когда артис-ты ансамбля появились на перро-не, на них почти не обратили внимания. Но вот они выстрои-лись полукругом, музыканты за-няли свои места, и над толпой за-гремел призывный набат песни. Люди встрепенулись, встали по стойке «смирно», боясь проро-нить хоть слово. «Не смеют кры-лья чёрные над Родиной летать, Поля её просторные не смеет враг топтать!» Такого люди ещё не слышали. В словах песни вырази-лась сущность их гнева. Песня сказала все, о чем думал каждый присутствующий здесь.

Ведущий 2. С этого памят-ного дня зашагала песня по стране как символ грозных лет, как воин-ская присяга, она стала музыкаль-ным гимном Великой Отечест-венной войны. Её пели всюду — на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. В летописи Оте-чественной войны есть немало ге-роических эпизодов, рассказыва-ющих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пе-щере, гитлеровцы яростно штур-мовали эту естественную кре-пость, забрасывали её гранатами. Силы защитников иссякали... И вдруг из глубины подземелья послышалась песня:

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой...

Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру. Не сдались советские воины нена-вистному врагу. Многие воена-чальники говорили, что по силе воздействия эта песня может сравниться с «целым бронетанковым корпусом»

Ведущий 1. Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что крепила армейскую дружбу. Знали люди, что война - это пропасть, гибель. Но матери, жёны, сестры ждали своих фронтовиков, ждали, даже если приходила похоронка, надеялись и писали письма.

ЧТЕЦ:

Ведущий 2. Письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша, героиня be:ни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Говоря со-временным языком, это много-летний музыкальный «хит». Песня «Катюша» была написана вконце 1930-х годов, когда ещё никто не думал о войне. Весна, цветушие сады, любовь и верность. «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни — всё то,что пытался разрушить беспощадный враг. В годы Второй мировой войны песня приобрела особоезначение за пределами нашей родины. В Италии «Катюша» стала гимном партизан, во Франции её пели бойцы отряда Сопротивления, а в Японии был создан клуб любителей русской песни, который так и назывался — «Катюша». А когда в 1943 году на фронте блестяще проявил гвардейский реактивный миномёт, получивший это же ласковое название - «катюша», песня стала символом Победы. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на её мелодию неоднократно сочинялись новыеслова. Композиция становилась ещё ближе и нужнее народу. Катюша проводила милого на войну, а потом и сама ушла в партизанский отряд, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, счастье.

(звучит песня «Катюша»)

Ведущий 1. В битве на Курской дуге фашисты мечтали взять реванш за крупное поражение под Сталинградом. Немцы планировали окружить наши войска с севера и юга, а потом уничтожить. Но и здесь враг был разбит.

ЧТЕЦ:

(Звучит песня «В землянке».)

Ведущий 2. В дни войны появилась песня Константина Листова на стихи Алексея Сурко-ва «В землянке». Нет в нашей стране человека, который бы не знал эту песню. Хотя в ней и говорится о «белоснежных полях под Москвой», но пели её в окопах и на привалах, хором и под гар-монь. И не предполагал поэт Сур-ков, что сочиняет слова всенарод-но известной песни. Он просто писал жене письмо в стихах, опи-сывал свои чувства после трудных боёв за Москву. Песня получилась очень тёплая, задушевная, немно-го грустная, но не тоску вызывала она у бойцов, а презрение к смер-ти. «В землянке» была песней-бойцом, участвовала в борьбе и помогала приближению Побе-ды. Её полюбили и запели на всех фронтах, так же как и другую пес-ню, которую вы сейчас услышите.

(Звучит песня «Тёмная ночь».)

Ведущий 1. Автор песни «Тёмная ночь» Владимир Агатов. Она проникнута удивительным лиризмом, верой в любовь, друж-бу, которые противостоят всем невзгодам и даже смерти. Обычно она звучала в минуты короткого отдыха, в перерывах между боями. За родной дом, за детскую кроват-ку, за любимую воевал солдат, по-ка не закончилась над нашей страной «тёмная ночь» войны.

(Звучит песня «Синий платочек».)

Ведущий 2. Песню «Си-ний платочек» московские люби-тели джаза распевали ещё до войны. Но эту лёгкую песенку забыли бы очень скоро, если бы не народ-ная артистка Советского Союза Клавдия Шульженко. В 1942 году она попросила молоденького лей-тенанта, сотрудника фронтовой газеты, написать другие слова на эту мелодию. В ней было много правды. У каждого воина есть од-на родная женщина, самая люби-мая, близкая и дорогая, за горе, страдания, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу. «Строчит пулемётчик за синий платочек, Что был на плечах до-рогих!»

Это было второе рождение песни. С новым текстом «Синий платочек» занял своё место на боевых позициях и дошёл с на-шим солдатом до самого Берлина. Песни Шульженко, как снаряды и патроны, были необходимы в бою солдатам и офицерам.

Ведущий 1. Фронтовые песни звучали не только на пере-довой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Второй фронт снабжал солдат военной техникой, оружием, одеждой и обувью, продовольствием. Пес-ня восстанавливала силы усталых тружеников и вдохновляла на тру-довой подвиг. Таковой являлась песня неизвестного композитора на стихи Михаила Исаковского «Огонёк».

(Звучит песня «Огонёк».)

Песня объединяла людей, как бы протягивала нить между фрон том и тылом, между передовой и родным домом. Представьте се-бе привал бойцов перед боем, кто-то наигрывает на походной гар-мошке, и под нехитрый вальс люди вспоминают свою жизнь, свою молодость, понимая, что че-рез несколько минут они подни-мутся в смертельной бой, чтобы сохранить всё это. В этой песне проходит и лирическая тема — те-ма любви, молодости, несбывше-гося счастья, и патриотическая — размышления о родине, своём ге-роическом часе, который есть у каждого, чтобы совершить под-виг. Текст песни «В лесу при-фронтовом» принадлежит Михаи-лу Исаковскому, а музыка Матвею Блантеру.

(Звучит песня «В лесу прифронто-вом».)

Ведущий 2. Наверное, нет человека, который, хоть раз услы-шав эту песню, не влюбился бы в неё. Она появилась на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, ка-ким-то необычным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе каждого бойца. Это было в конце 1944 года, Василий Соловьёв-Седой, нена-долго приехавший в Москву, остановился в гостинице. Однаж-ды утром дверь его номера открылась и на пороге появился Алексей Фатьянов, молодцеватый, улыбающийся, с медалью на выцветшейгимнастёрке, поэт из Вязников Владимирской об Оказывается, он только что приехал из освобождённого го ему дали отпуск на несколько дней. И привёз с собой написанные на фронте стихи. Среди были и «Соловьи».

(Звучит песня «Соловьи».)

«Я не спал после этого два, — вспоминал композитор, не мог сладить с необычным волнением, охватившим меня. Ещё шла война, ещё лиласькровь, и наши советские парни гибли на полях сражений. Победа была уже близка, она была неотвратима, и тем ужаснее в своей жестокости были человеческие жертвы. Но я уже знал, что в самые тяжёлые дни, в самое суровое время солдату нужна разрядка. Нужны, конечно, рассказы о мужестве, о героизме, но нужнаи лирика. И так уж получилось, продолжал он, — что в один присест я написал песню. И песня получилась сразу».

Ведущий 1. Впесне особенно сильно противопоставлены молодая, бушующая жизнь, и веснасмертельная опасность. Вдумайтесь, вслушайтесь в песню. Поэт, словно отстраняясь от своих героев, отдыхающих, спящих в весеннее утро солдат, просит природу, весну не пробуждать слишком сильной тоски в солдатах. Он сообщает, правда, что едва ли природа его послушается. «Но что война для соловья? У соловья ведь жизнь своя...»

Просьба поэта к весне, к соловьям, вселяющим в молодых солдат состояние, когда «солдатом стало не до сна», какая-то нерешительная, очень нежная, но настойчивая, напевная. «Соловьи соловьи, не тревожьте солдат, пусть солдаты немного поспят

Ведущий 1. Не спит солдат, припомнив дом И сад зелёный над прудом, Где соловьи всю ночь поют, А в доме том солдата ждут.

(Звучит песня «Дороги».)

Ведущий 2. Трудными до-рогами шли солдаты. Одной из первых послевоенных песен, получивших всенародное призвание стали «Дороги». Но первоначально онаназывалась «Солдатские дороги». «Эх, дороги» и просто «Дороги». Под этим названием она и во-шла в золотой фонд советского песенноготворчества, стала родной и близкой, особенно для тех, ктопомнил и пережил войну. Ведь в этой песне отразились исповедь о выстраданном, раздумье о том, черезчто довелось пройти, что вынести в минувшей войне нашему народу.Песня далёким эхом незабываемых, суровых и трудовых военных лет отзывается в сердце памятитех, кто поёт и слышит её знакомый до боли мотив. Секрет успеха этой песни очень точно объяснилмаршал Г.К. Жуков, который назвал «Дороги» в числе трех своих любимых военных песен. Это бессмертная песня. А почему? Потому, что в ней отразилась большая душа народа», — говорил он. В долгом походе помогала бойцам песня Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина «Дороги»

Ведущий 1. Много песен прозвучало на дорогах войны. Они остались в памяти миллионов людей. Для нас это история нашей страны. Давно отгремело эхо Великой Отечественной, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе, места боев отмечены обелисками, памят-ники с красными звёздами хранят имена погибших бойцов. 1418 страшных, мучительных дней, 27 миллионов погибших, невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была за-воевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Майский день 1945-го... Знакомы и незнакомые люди обнимались, дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улице. День Победы самый главный наш праздник. Он вобрав в себянеизбывную скорбь по каж-дому, кто сгинул в этой страшной войне, стал праздником жизни.

ЧТЕЦ:

Ведущий 2. Сегодня вы познакомились с историей не-скольких песен времён Великой Отечественной войны. Какое впе-чатление произвели на вас эти песни? Как вы считаете, совмес-тимы такие понятия, как «война» и «песня»? Можно ли назвать та-кую песню бойцом, грозным ору-жием? Для чего нужна в тяжёлое время для страны песня? Как пес-ня помогала солдатам в фронто-вой жизни? Как в вашей семье от-носятся к старым песням?

Ведущий 1. Действитель-но, песня — это и боец, и грозное оружие. Всё дальше уходит от нас Великая Отечественная. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не покинет нас память о подвиге народа. Она остаётся в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах очевидцев, песнях. Но песни хранят не просто па-мять, они сохраняют душу народа, согревают сердца воинов своей искренностью, глубокой человечностью. Слушаешь эти песни и понимаешь, что фашизм побе-дили не сказочные богатыри, а са-мые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно, но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов. А песни помога-ли им побеждать. И мы поём их, так как чувствуем душевную необ-ходимость в этом, они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

(Звучит песня «День Победы».)

Материал использован из журнала Читаем, учимся, играем 2011, № 3.

Разработка музыкально-литературной композиции

«Войны не знали мы, но всё же…»

Карасёва Ирина Дмитриевна

Звучит “Рио-Рита»

Чтец 1:

Городок провинциальный, летняя жара,

На площадке танцевальной - музыка с утра.

Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна.

Через месяц и не больше кончится война.

Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,

На площадке танцевальной - сорок первый год.

Звучит песня « Священная война »

Чтец 2:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалась.

Кто знал, что между миром и войной

Всего, каких – то пять минут осталось!

Учитель:

К нападению на нашу страну Гитлер начал готовиться летом 1940 года. К концу этого года был утверждён план войны против СССР, получивший название «Барбаросса». Гитлер рассчитывал быстро закончить войну. Война длилась страшных четыре года, 1418 дней и ночей.

Чтец 3:

Чёрные тени в тумане росли.

Туча на небе темна …

Первый снаряд разорвался вдали –

Так начиналась война.

Учитель:

В первую же военную ночь фашистские бомбардировщики атаковали города Мурманск, Каунас, Минск, Киев, Одессу, появились над главной базой Черноморского флота – Севастополем. В 3 часа 13 минут флот открыл по ним огонь. Война для севастопольцев началась. В тот же день о ней стало известно всему Крыму.

Чтец 4:

Кабинеты и классы превратились в палаты

Ряд носилок плывёт, там – страданье в глазах …

И заметили мы, озорные ребята,

Настоящую кровь на « учебных » бинтах

Закачался над нами солнцем сбрызнутый тополь,

И послышался шепот из кровавых бинтов:

« На рассвете сегодня враг бомбил Севастополь!

Собирайтесь, солдаты, кто ещё не готов!»

Звучит песня « Жди меня»

Чтец 5:

Так пришла к нам война: до приказа наркома

Взвился вой матерей, в нем - проклятье и стон,

А сыны уже шли от дверей военкома

И в стволы загоняли свой первый патрон.

Звучит песня Берковского «Вспомните, ребята»

Чтец 6: Родина! Пламя ударило в небо – Ты помнишь Родина? Тихо сказала: « Вставайте на помощь…Родина»

Учитель:

Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Гитлеровцы планировали поработить и физически истребить миллионы людей. Свою цель Гитлер определил так: уничтожить жизненную силу России. Не должно остаться никаких политических образований, способных к возрождению.

Чтец 7:

Кровью закат окрашен,

Молча идём без слов

Мимо полей и пашен,

Мимо родных лесов.

Путь наш тяжел и длинен

В горе, в слезах, в огне.

Немец, заняв Калинин,

Рвётся уже к Москве.

Ноги твои босые,

Кровь посреди дорог,

Трудный твой путь, Россия,

С запада на восток…

Звучит песня «Дороги»

Учитель:

На захваченных территориях фашисты совершали дикие по своей жестокости преступления, жертвами которых были мирные жители – старики, женщины, дети. Гитлеровцы последовательно проводили массовое уничтожение населения.

Ученица читает стихотворение М. Джалиля «Варварство»

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами -
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных. Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи спустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес.

Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы,
И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня!

Не надо умирать!-
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти, чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно,
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы живым тебя не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи.

Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь.
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих.
Земля моя, скажи мне, что с тобой?!
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

Учитель:

В ходе войны было несколько битв, которые определили её исход. Одна из них - битва под Москвой. Здесь в декабре 1941 года немецкая армия потерпела серьёзное поражение и была остановлена.

Москва, Москва священная держава,

Благословляя, веря и любя,

Мы за тебя - по долгу, и по праву,

И по любви - мы бьёмся за тебя.

Окончательный перелом в войне - Сталинградская битва, в которой немецкая армия потерпела поражение. С этого времени началось её отступление из нашей страны. « За Родину! Ни шагу назад!» с этими словами шли в бой защитники Сталинграда.

200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. За этот период советские войска измотали рвавшуюся к Волге немецко-фашистскую группировку и вынудили ее перейти к обороне. В последующие два с половиной месяца Красная Армия, перейдя в контрнаступление, разгромила войска противника северо-западнее и южнее Сталинграда, окружила и ликвидировала 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск.

Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

Чтец 8:

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперек России –

И всю её прикрыл собой!

Учитель:

В истории Великой Отечественной Курская битва отмечена особо. Ее называют поворотным пунктом в ходе войны, после которого Германия так и не смогла взять инициативу в свои руки. Это была третья - после советского контрнаступления под Москвой и Сталинградской битвы - операция, которая окончательно решила исход противоборства между СССР и Третьим рейхом.

Курская битва – это была поистине грандиозная битва. Началась она в половине третьего и продолжалась тридцать минут. Огонь одновременно вели шестьсот орудий. Советские солдаты верили в победу, и эта вера имела под собой твердую почву: немецкие войска были разгромлены в этой битве.

Чтец 9:

Шли бои на море и на суше,

Грохотали выстрелы кругом.

Распевали песенку «Катюша»

Под Касторной, Курском и Орлом.

Дух солдат советских поднимала,

Пела марш победный, боевой

И врагов в могилу зарывали

Под великой Курскою дугой…

Звучит песня «Катюша»

Учитель:

Севастополь, Керчь!!!

Славой овеяно имя городов героев. 320 военных дней и ночей Керчь была фронтовым городом. Борьба с ненавистным врагом шла на земле и под землёй, на воде и в воздухе.

Звучит песня «Здесь птицы не поют»

Завершающий этап войны – взятие Берлина. В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенные через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя. Артиллерия ещё больше усилила огонь, пехота и танки дружно бросились вперед, их атака сопровождалась мощным двойным огневым валом. Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. 20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь по Берлину. Начался исторический штурм столицы фашистской Германии. Час расплаты с фашистскими извергами наступил!

Сержант Егоров и младший сержант Кантария под непрерывным огнем немцев 30 апреля 1945 года водрузили над рейхстагом Знамя Победы.

Чтец 10:

Где трава от росы и крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост над окопом переднего края

Поднялся победитель - солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина…Тишина…Не во сне – наяву.

И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста! –

И приметил подснежник во рву.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом, попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день (А. Сурков)

Звучит песня «Последний бой»

Учитель:

    мая невиданным салютом 30 залпами из 1000 орудий Москва салютовала победителям.

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

Салют её большим и малым,

Творцам, что шли путем одним,

Её бойцам и генералам,

Героям павшим и живым.

В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженный труд тружеников тыла. Война вошла в каждый дом, каждую семью. Трудно найти тех, кто не потерял бы близких. Безмерна горечь утрат.

Без малого четыре года

Гремела грозная война

И снова русская природа

Живого трепета полна.

И вот дорогою обратной,

Не покоряемый вовек,

Идёт, свершивши подвиг ратный,

Великий русский человек.

Звучит песня « Алёша »

Чтец 11:

Помните, через века, через года!

Помните о тех, кто уже не придёт никогда.

Не плачьте,

В горле сдержите стоны.

Памяти павших будьте достойны.

Вечно достойны.

Учитель:

Прошу встать! Давайте минутой молчания почтим память павших в этой жестокой войне!!! (Звучит метроном. Учащиеся встают)

Минута молчания

Ребята, помните, что рядом с нами есть люди, которые выстрадали для нас Победу. Так будем же достойны чести жить с ними рядом.

Родина высоко оценила подвиг бойцов освободителей – присвоив им звания Героя Советского Союза, но наряду с человеческим подвигом оценила и подвиг городов, которые выдержали страшную вражескую осаду, присвоив им звание Город – герой с вручением ордена Ленина и медали « Золотая Звезда ». Этими наградами удостоены города – герои: Москва, Ленинград, Одесса, Севастополь, Киев, Волгоград, Брестская крепость, Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, город Феодосия награждён орденом Отечественной войны

Мы не знали войны

Да зачем это нам?

Слышать грохот орудий

И раненых крик

Слышать вздох партизан,

Замеревших на миг

Видеть пепел,

Разорванный бомбами дом.

Замеревших от страха

Детишек кругом.

Надо мир укреплять

Чтоб всегда и везде

Понаслышке лишь

Знали бы мы о войне.

Пришла долгожданная Победа!

С днём нашей Славы!

С днём Победы!

Звучит песня « День Победы

Спасибо за внимание.

«Детям войны посвящается….»

На экране - слайд, посвященный рождению ребенка.

Н.Р.Ведущий1:

И шумная волна ушла в песок, и стихло море, и застыли ветры...

И в наших лицах удивленья нет, что чудо величайшее природы,

Которому пройти огни и воды, беспомощным рождается на свет.

О.Д.Ведущий2:

Глаза детей - души моей светильник.

В моих ушах не молкнет детский смех.

Малыш воркует - и ветра притихли,

И громы смолкли - никаких помех!

Н.Р.Ведущий1:

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребе нок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не зву чат взрывы, не горят деревни и города.

О.Д.Ведущий2:

Звезда упала и прервалась чья-то жизнь.

Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка!

Совсем недавно он смеялся звонко -

Теперь же в небесах лишь след его парит.

Н.Р.Ведущий1: Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

О.Д.Ведущий 2: Дети, погибшие в годы Великой Отечественной войны, не допели и не доиграли, их улыбки были стерты взрослой бесчеловечностью и жестокостью в самом начале их жизни. Их родители, дедушки и ба бушки уже никогда в своей жизни не были или не будут в полной мере счастливы.

Н.Р.Ведущий1: Светлой памяти всех детей на планете Земля мы посвящаем наше выступление .

    О ровесниках наших

Что мы знаем с тобой?

Как жилось им когда-то,

Перед самой войной?

О.Д. 2) О ровесниках наших

Мы рассказ поведём,

В то далёкое время

Хоть на миг попадём.

Н.Р .3 ) Любимым писателем был Гайдар .

Интересные книжки для детей он писал.

О.Д. 4) «Тимура и его команду»

Наизусть все знали.

Отряды тимуровцев всюду создавали.

Н.Р. 5) Верили все перед войной,

Что будет всегда мир и покой.

(позывные горна, выбегают дети в пионерской форме)

(Лера) девочка.

Сегодня я – Женя!

(Андрей) мальчик.

А я – Тимур!

Наша очередь нести караул.

А всем остальным узнать нужно срочно-

Кому нужна помощь?

Адреса записать нужно точно.

(Ирина) девочка.

У бабки Матрёны сердце больное.

Лекарства нужны ну и всё такое.

В квартире её мы приберём.

Будем дежурить ночью, и днём.

(Лера) девочка.

Я с дочкой соседки должна погулять.

Отца её снова вызвали в часть.

А мать её на работе с утра,

За дочкой её присмотреть мне пора.

(Андрей) Мальчик.

Так было поверьте по всей стране.

Никто не предвидел, что быть войне.

(один куплет «Если завтра война»)

О.Д. ведущ.

Учёба закончилась.

Лето настало.

У детей каникулы, у их родителей – отпуск, у всех - выходной…

( Выходят Девочка с воздушным ша риком, Мальчик с игрушками, иг рают. Мама моет окно, папа читает газету.)

(О.Я.)ДЕВОЧКА :

К началу Второй мировой

Мы в школу еще не ходили.

На станцию по мостовой,

окутанный облаком пыли,

катился ночной грузовик,

подвода с утра грохотала,

как будто по стеклам квартала

хлестало из туч грозовых.

Над речкой, у самой воды,

Играл отпускник на гитаре, цвели, задыхаясь, сады,

и низкие птицы летали.

Такая стояла пора.

Неведенье. Детство. Жара.

И вдруг - как гром среди ясного неба...

(С.Г.)мама:

Что случилось, скажи мне, ветер

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так уж светит,

Или вянут травы в садах?

(Т.К.) мальчик:

Почему люди все на рассвете

вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

(Сообщение Левитана о начале ВОВ)

Шарик в руках у Девочки лопается.

Звучит аудиозапись песни « Священная война»

Мама с Девочкой заклеивают окна. Папа встаёт, надевает гимнастёрку, берёт вещмешок, прощается с женой, детьми и уходит, за ним пристраива ется. Мальчик собрался на войну, вооружившись игрушечным пис толетом. Папа останавливает его, показывает жестом, что нужно защищать Маму и сестру. Маль чик возвращается, подходит к Маме, которая сидит на стуле. Мальчик и Девочка стоят рядом с Мамой. Песня смолкает.)

(Т.К.) МАЛЬЧИК:

Отца забрали на войну. ...

Мальчишка - шпингалет,

Но враз прибавила ему Война так много лет.

«Так что же, мать?

Так, значит, мать,

Я в доме голова?

Ты начинай белье стирать,

А я - колоть дрова!

Ты говоришь: дровец чуток

Осталось. Так и быть,

Продай слона, Продай свисток!

Без них ведь можно жить!

Продай матроску, говорю!

Теперь не до тряпья.

Ты только, мама,

Не горюй! Не брошу я тебя!»

(Мама берет за руки детей, прижимающих к себе игрушки; они уходят.

На сцену выходят Чтецы

(дети в белой одежде):

(А.К.)Чтец 1: Тебе враги не раз грозили,

Тебя сметали, не смели,

Любовь моя, земля Россия,

Тебя порушить не смогли.

(И.Р.)Чтец 2: Тебя топтали – не стоптали,

Тебя сжигали – не сожгли.

Мы все с тобою испытали,

И даже больше, чем могли.

(дети, одетые в красную одежду)

(Н.Л.)Чтец: 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших, обездоленных. Среди них не только воины, но и дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети.

Война внезапно ворвалась в их детство и юность.

(песня «Ах, война, что ты подлая сделала?»)

(Н.Р.) Вед.: Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям . Они гибли под бомбами и умирали от голода, сражались рядом с взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. “Дети Великой Отечественной войны” - так их называют сейчас. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами - дети войны. А память хранит всё в сердце.

(О.Д.) Вед.: В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, наши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам.

Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, приближали победу, не жалея сил и самой жизни.

Инсценировка отрывка из повести В. П. Катаева «Сын полка» Казачок чистит шашку. Ваня, стоя в стороне, с завистью смотри на него

(Рома)КАЗАЧОК: Чего стоишь?

(Ваня)ВАНЯ: Хочу и стою.

КАЗАЧОК: Иди, откуда пришел.

ВАНЯ: Сам иди. Не твой лес.

КАЗАЧОК: А вот мой!

ВАНЯ: Как?

КАЗАЧОК: Так. Здесь наше подразделение стоит.

ВАНЯ: Какое подразделение?

КАЗАЧОК: Тебя не касается. " Видишь - наши кони.

ВАНЯ: А ты кто такой?

КАЗАЧОК: Знаки различия понимаешь?

ВАНЯ: Понимаю!

КАЗАЧОК: Ну, так вот. (Показывает погон.) Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?

ВАНЯ: Да! Ефрейтор! Видали мы таких ефрейторов!

КАЗАЧОК: А вот представь се бе, ефрейтор! (Показывая медаль.) Видал?

ВАНЯ: Великое дело!

КАЗАЧОК: Великое, не великое, а медаль, за боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришел, пока цел.

ВАНЯ: Не больно модничай. А то сам получишь.

КАЗАЧОК: От кого?

ВАНЯ: От меня/

КАЗАЧОК: От тебя? Молод, брат.

ВАНЯ: Не моложе твоего.

КАЗАЧОК: А тебе сколько лет?

ВАНЯ: Тебя не касается. А тебе?

КАЗАЧОК: Четырнадцать. ВАНЯ: Хе! (Свистнув.)

КАЗАЧОК: Чего - хе?

ВАНЯ: Так какой же ты солдат?

КАЗАЧОК: Обыкновенный. Гвардейской кавалерии.

ВАНЯ: Толкуй! Не положено.

КАЗАЧОК: Чего не положено?

ВАНЯ: Больно молод.

КАЗАЧОК: Постарше тебя.

ВАНЯ: Все равно не положено. Таких не берут.

КАЗАЧОК: А вот меня взяли.

ВАНЯ: Как же тебя взяли?

КАЗАЧОК: А вот так и взяли.

ВАНЯ: А на довольствие зачис лили?

КАЗАЧОК: А как же!

ВАНЯ: Заливаешь.

КАЗАЧОК: Не имею такой привычки.

ВАНЯ: Побожись.

КАЗАЧОК: Честное гвардейское.

ВАНЯ: И оружие дали?

КАЗАЧОК: А как же! Все, что положено. Видал мою шашечку? Знатный, братец, клинок. Да это что! У меня еще бурка есть. Бурач ка что надо. Но я ее только в бою надеваю.

ВАНЯ: А меня не взяли. Сперва взяли, а потом сказали - не положено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у артиллерийских.

КАЗАЧОК: Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не захотели принять за сына.

ВАНЯ : Как это - за сына? За какого?

КАЗАЧОК: Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.

ВАНЯ: А ты - сын?

КАЗАЧОК: Я - сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня еще под Смоленском приняли. Меня сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь, гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Они меня, братец мой, один раз даже вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки большой шум у фашистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там полторы сотни набили. (Машет шашкой.

ВАНЯ: И ты рубал?

КАЗАЧОК: Не. По правде, я не рубал. У меня тогда еще шашки не было... Ну и, стало быть, иди, откуда пришел. Прощай, брат.

ВАНЯ: Прощай!

( Ваня и Казачок уходят)

(Н.Р.) Вед.: Окончилась война… Домой вернулись не все… Но память о них жива. Как жива наша благодарность к ним, заслонивших нас своей грудью.

(О.Д.) Вед.: Дети войны. Некоторых ребят, а их очень даже немало, немцы увезли к себе в Германию и поместили в концлагерях. На этих детях ставили опыты, их отправляли в печи крематориев.

(Д. Аф.) Чтец: (одет в черную одежду)

С чего начинается память- с берёз?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если – с убийства! А если – со слёз!

А если - с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростёртых!

А если с недетского знания – как живое становится мёртвым!

И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет

Войной начинается память.

(Н.Л.) Чтец: 7 тысяч детей погибло в лагере Саласпилс в Литве.

Из воспоминаний : (дети на сцене в чёрном)

(Д.Аф. )Лагерь Нацвайер, где производились “научные опыты” над заключенными. Среди найденных документов дневной рапорт от 31 октября. Всего на этот день в лагере содержалось 18486 человек, в том числе детей, юношей и подростков до 20 лет – 2595.В крематорий лагеря попадали не только нетрудоспособные, но и здоровые. В то время, как первых здесь убивали и отправляли в печь просто в целях истребления, вторые играли роль подопытных кроликов: им прививались тиф, холера, чума, проказа и другие болезни. Лагерь давал немцам побочный доход от продажи пепла в специальных урнах ценою в 60 марок и получше - 120 марок. Что может быть циничнее и страшнее, чем земля, удобренная прахом наших сверстников!..

(Н.Л. )Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь.

(Д.Аф.)Чтец: Страшнее мир еще не видел действа

Жестокости предела нет на свете

Идут гуськом под планкой дети.

Она им отмеряет жизнь и детство.

Придумано забавно, и очень просто

Кто хоть немного ниже планки ростом

Без промедленья будет в печь отправлен.

И ребятишки знали

Про условие.

О, как они на цыпочки вставали!

Гесс видел всё

Он, молча, хмурил брови

И молча цепь детишек разрывали.

Не плакали

Пощады не просили.

Вытягивались телом выше, выше

Шли дети Украины и России

Варшавы, Братиславы и Парижа.

(Н.Р.)Вед.: Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах немецких концлагерей. О сотнях тысяч замученных, задушенных газом, сожжённых и расстрелянных людей. (песня «Бухенвальдский набат»)

(О.Д.)Вед.: Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.

Цветут в Бухенвальде цветы-

Алые маки.

В музейном покое- щиты,

А рядом бараки.

Цветут в Бухенвальде цветы-

Алые вспышки.

На маки глядят с высоты

Бессменные вышки.

На вышках эсесовцев нет

Дым не клубится…

Цветы пламенеют – и свет

Ложится на лица.

Не ходит по лагерю смерть,

Не лают собаки,

А все-таки жутко смотреть

На алые маки.

(Н.Л.)Чтец: В марте 1943 года в белорусской деревеньке Хатынь появилось 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших их огня встречала автоматная очередь (звук автоматной очереди). Кричали дети, плакали взрослые. Задыхались и горели люди. В огне погибло 149 человек из них - 75 детей.

(О.Я.) Девочка:

(слайд – Таня Савичева)

А маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания.

Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву С: “Савичевы умерли все”.

Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жили много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своём времени.

(Слайд – портрет Вали Котик)

(Т.К.) Валя Котик. Когда началась война, мне было всего лишь 11 лет. Я учился в школе г. Шепетовки, был лидером среди своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, я вместе с друзьями решил бороться с врагом. Мы собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправляли в отряд. Взрослые доверили мне быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Я узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а я, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…

В феврале 1944 г. в одном из боев я погиб. Было мне 14 лет…

(Н.Р.)Ведущий: 2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

(слайд – портрет Зины Портновой)

(С.Г.)Выходит Зина Портнова.

Война застала меня в деревне Зуя, куда я приехала на каникулы. Я вступила в подпольную молодёжную организацию. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку.

Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, я подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили меня в лес к партизанам, где я стала разведчицей.

Стоял декабрь 1943 года. Я возвращалась с задания. В деревне Мостище меня выдал предатель. Фашисты схватили меня, пытали. Ответом врагу было мое молчание, мое презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, я схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Я пыталась бежать, но фашисты настигли меня...

(О.Д.)Ведущий: Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

(слайд – портрет Лени Голикова)

(В.Н.)Выходит Леня Голиков: Когда моё родное село Лукино захватил враг, я ушёл к партизанам.

Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

Н.Р.Ведущий: Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец, сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву.

(О.Д.) Вед. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. А сколько ещё было боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.

(слайд- дети в тылу)

(Н.Р.)Вед.: Кто помогал ковать нашу общую победу? Кто обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением Красную Армию для борьбы с врагом? Ими были и взрослые, и совсем еще юные мальчишки и девчонки. Без выходных и отпусков, подставив под ноги снарядные ящики , они работали по 14-15 часов в сутки слесарями, токарями, фрезеровщиками на заводах, выращивали хлеб, чтобы накормить армию, сами при этом чаще всего недоедали. Дети рано взрослели, заменяя ушедших на фронт старших братьев, отцов, матерей. В тылу наши сверстники проявляли чудеса трудового героизма, поэтому и награды получали, как и их сверстники-фронтовики.

(Н.Л.) Чтец: За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

(Д.Аф.) Чтец:

Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько русских? Погибли дети – граждане мира.

(О.Д.)Вед.: Склонитесь и молод, и стар

В честь тех, кто за счастье,

Что жизнь ради жизни отдал.

Летнее небо над нами

Горечью пахнет полынь,

Черными колоколами

Стонет бездонная синь.

Стонет земною печалью

Тех, чьи сердца не стучат.

Колокола не молчат.

(Н.Р.)Вед.:

Звенят колокола… их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат. Он взывает не только к памяти погибших, ко всем живущим на земле, он призывает:

«Люди! Не забудьте! Не допустите новых войн!»

(Звучит сообщение Совет. бюро об окончании войны ,

песня «День Победы» выходят мама с детьми, расклеивают окна. Возвращается папа, дарит девочке шарик, мальчику фуражку. Выходят все участники выступления кланяются)




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
(А. Твардовский)

Цель:

  • Воспитать патриотизм, гордость за свою Родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам.
  • Научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя.

Материалы:

  • Плакаты: “Дошли до Берлина”, “Родина – Мать зовёт”

  • Выставка детских рисунков “Никто не забыт - ничто не забыто.”

  • Выставка книг на военную тематику

Подготовительная работа:

  • Конкурс детских рисунков, оформление книжной выставки
  • Заучивание стихов, песен, разучивание танцев
  • Подбор костюмов

(Звучит запись военной песни на сцену выходят 6 учащихся - 3 мальчика и 3 девочки.)

(Слайд №1)

От неизвестных и до знаменитых,
Сразить, которых годы не вольны,

Их миллионы незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Память человеческая строго
Дни считает, как бойцов в строю

Знает мир, что путь ваш был нелегок
К этому торжественному дню.

Война не заканчивается, когда смолкает оружие.
Она продолжается в душах тех, кто в ней участвовал.

Она будет напоминать о себе, пока живы матери,
потерявшие сыновей, пока болят раны воинов.

(Слайд №2)

ВЕДУЩИЙ 1: Каждый год в первые майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым.

Более шести с половиной десятилетий прошло с того летнего воскресного дня 1941 года. Но каждый из нас содрогается, услышав строки, бьющие прямо в сердце: “Сегодня, 22 июня 1941года, в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза”. Война...

(Слайд №3)

ВЕДУЩИЙ 2: Прошло 67 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, сердцах, мыслях. Да, у времени своя память. Время лечит. А память хранит. Веками человечество пишет и хранит письма. В них история. История страны, народа, человека. Самые сокровенные, самые искренние чувства, которые переживает за свою жизнь человек, хранят эти листочки бумаги.

ВЕДУЩИЙ 1: И пока в школьных музеях, в семейных архивах, в наших сердцах мы храним письма, жива память о тех, кто отдал свои жизни во благо нашего светлого будущего.

(Слайд №4)

ВЕДУЩИЙ 2: Шестьдесят семь лет, назад отзвучали последние выстрелы большой, трудной, трагической и незабываемой Великой Отечественной войны, но не заживают раны в сердцах человеческих. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы не должны забывать о тех, кто “ковал” победу в тылу, кто выстоял эти 1418 дней и ночей и дошёл до Берлина. И в торжественные, праздничные дни Великой Победы, мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням.

(Слайд №5)

ВЕДУЩИЙ 1:

Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом в мае.

(Слайд №6)

ВЕДУЩИЙ 2:

На незримых фронтах
Необъявленных войн
Нету пауз и нету антрактов.
Все гремит над землей
Нескончаемый бой,
Лязг затворов и танковых трактов.
И к прикладу плечо
Притерпелось уже,
Принимая отдачу тугую,
Этой ночью мой друг
На ничейной меже
Принял в сердце случайную пулю.

(Слайд №7)

(звучит военный вальс, выпускники танцуют)

(Слайд №8)

ВЕДУЩИЙ 1:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Каких-то пять минут осталось.

(слайд №9)

ВЕДУЩИЙ 2:

День был с небом без границ,
Небом синим и бездонным.
День был светел пеньем птиц
И надеждами влюблённых.
Не спешила ночи тень опуститься над землёю.
Это был последний день
Последний день перед страшною войною.

(Слайд №10)

ВЕДУЩИЙ 1: Сколько трудов выпало на долю женщин, матерей, жён в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа... Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка. А многие воевали рядом с мужчинами.

(выходят девушки в платках)

(слайд №11)

1 девушка:

Что есть жизнь человека? Дар свыше. В эту жизнь мы приходим для того, чтобы жить, растить детей, быть счастливыми. На земле одно поколение сменяет другое. И нет в истории человечества ни одного поколения, которое не познало бы войны, боли потери близкого человека. Когда больно, когда душа кричит не всегда все можно выразить словами.

(Слайд №12)

2 девушка:

“И начались страшные дни. Жесточайшие бомбардировки не прекращались. Видимо, немцы решили полностью уничтожить город, всех и вся, что в нём находилось. Уже никто не мог покинуть этот город...”

(Слайд №13)

3 девушка:

На фронт сынку я на заре писала,
Водила пальцем по стоке:
- Сынок, - в письме ему сказала, -
Всё хорошо у нас в селе.
Посеяли хлеба, картошку посадили...
Но не писала, как дался тот сев,
О том, что в плуг корову снарядили.
И бабы по бокам, в натуге посинев...
- Сынок, - писала я, - ты будь смелее,
А обо мне не думай, не тужи,
Гони врага проклятого с России,
Отчизне-матери своей служи.
А я дождусь тебя, я не помру без спроса,
Мне много ль надо-то, мне надо-то чуть-чуть:
Вот выдал председатель к севу проса,
Картошка есть ещё. Дотянем как-нибудь.
А ты, мой сын, писал бы мне почаще.
Аль всё бои идут, и нету им конца?
Твои мне письма всех гостинцев слаще
Да фотокарточка героя-молодца.
Ты сделал хорошо, что карточку мне выслал,
Теперь и утром ранним и в ночи
Я будто говорю с тобою в мыслях.
И ты, моя кровинка, не молчи.
Уж отыщи минутку да другую
От сна, от отдыха для мамы оторви
И напиши, что жив-здоров, целую,
Мол, скоро буду дома, только жди.
Я жду, родной, из всех я сил стараюсь.
И сколько нужно будет - столько буду ждать!
А ты, солдатик храбрый, постарайся
Живым остаться и порадуй мать...-

(выходит ученик, исполняет под гитару песню “Здравствуй, Мама!”)

(Слайд №14,15)

Здравствуй, Мама!
Я опять пишу письмо
Здравствуй, Мама!
Все как прежде хорошо
Все нормально, светит солнце
Над горой встает туман
Знаешь, мама, здесь не страшно
Просто здесь Афганистан
Как там наши?
Я во сне всех видел вас
Как сестренка?
Перешла-ль в четвертый класс?
Ты бы, мама, Ольгу в гости
К нам почаще бы звала
И скажи ей, что вернусь я
Чтоб она меня ждала /
Мать читает, а в глазах стоит туман
Мать читает, все здесь правда, что - обман

Сын в земле, а на ладони - листик этого письма
Мать не в силах оторваться от могильного холма
Сын в земле, а на ладони - орден "Красная звезда"
Лишь вчера с соследним ветром
Горе стукнуло в окно
А сегодня, на рассвете
Почтальон принес письмо
В нем живой он, он смеется
И так хочет долго жить
Здравствуй, Мама! Здравствуй, Вечность
Мы не в праве их забыть
Здравствуй, Мама...

ВЕДУЩИЙ 1:

(Слайд №16)

Все то, что в письмах им писали из дому,
Все то, что в песнях с их судьбой сплелось,
Все это снова, заново и сызнова,
Коротким словом – Родина – звалось

ВЕДУЩИЙ 2:

Тех мрачных лет воспоминанье свято,
Претензий никому не предъявить.
Но по плечу российскому солдату
От имени России говорить.

(Слайд №17,18)

1 мать:

На площади опустошённой разрушен вражеским огнём,
Приветливый, многооконный с цветами в окнах детский дом.

2 мать:

Что в мире может быть печальней полуразрушенных печей,
На месте прежней детской спальни, среди обломков кирпичей.

3 мать:

В зале я видела мячик детский, а рядом школьная тетрадь,
Её примял сапог немецкий, оставив грязную печать.

4 мать:

Нет преступления бесцельней, бессмысленней злодейства нет.
И слезы детские и материнскую слезу, мы будем помнить много лет.

(Слайд №19)

1 ребёнок:

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.

2 ребёнок:

Почему сыновья не вернулись домой.
Сколько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней.

3 ребёнок:

Дети детство узнали в руинах домов
Эту память вовек не убить
Лебеда – их еда и землянка – их кров
А мечта – до победы дожить

(Слайд №20)

4 ребёнок:

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне
чтобы не было войн и смертей
чтобы мамам страны не пришлось хоронить
вечно юных своих сыновей.

(Слайд №21)

ВЕДУЩИЙ 1:

В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость грозных лет...

(Слайд №22)

ВЕДУЩИЙ 2:

И сколько сыновей, великая Россия,
Ты отдала за то, чтобы великой быть.
Безусых, молодых, веселых и красивых,
А ведь они могли сто лет прожить.

(Свет гаснет, выходят участники, у каждого в руке горит свеча, одна из участниц играет на скрипке)

(Слайд №23)

Мы будем жить в рассветах и закатах,
В мерцанье звезд и в шелесте волны.
Мы будем жить в молоденьких солдатах,
В делах страны живущей без войны.
Мы будем жить и в вас, и в ваших детях.
Мы станем ветром, колосом, дождем.
Мы будем жить! И завтра на рассвете
В тяжелый бой за эту жизнь пойдем.

ВЕДУЩИЙ 2:

Возвращаются радость и гордость,
Осыпается траур с лица –
Лишь афганская, терпкая горечь
Не спеша покидает сердца.
Нам в ушедших нельзя воплотиться,
Возвратить им угаснувший свет –
И минута молчания длится
В тех, кто вынул счастливый билет.

(Слайд №24)

ВЕДУЩИЙ 1:

Этим людям мы обязаны очень многим. Но вспоминаем об этом не так часто - один раз в году, 9 мая. В остальное же время - это в лучшем случае чьи-то бабушки и дедушки, в худшем одинокие старики. Они не ждут от нас преклонения или бесконечной благодарности за свои подвиги. Они просто хотят иногда слышать от нас слово “Спасибо!” и чувствовать, что они кому-то нужны.

ВЕДУЩИЙ 2:

Вспомним тех, кто бился на фронте с врагом, кто воевал в партизанских отрядах, кто страдал в фашистских концлагерях. Вспомним тех, кто без сна и отдыха трудился в тылу, кто дошёл до Берлина и Праги, и кого сегодня нет с нами. В память о тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны и умер от ран, объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

(Звучит звук биения сердца)

(Слайд №25)

Мы, дети XXI века, не хотим жить для войны. Мы хотим учиться в школе, играть с друзьями, петь, веселиться, пускать кораблики по весенним лужам, рисовать, запускать в чистое голубое небо воздушного змея, сажать деревца - словом, светло и радостно жить на Земле.

ВЕДУЩИЙ 1:

Есть истории огромный камень,
Мы на нём напишем имена,
Золотом их тиснем, чтоб веками
Помнила и чтила их страна –
Всех, кто умер за свою Отчизну,
За её величье и рассвет,
Всех, кто отдал дорогие жизни,
Чтобы ярче лился счастья свет.

(Слайд №26)

ВЕДУЩИЙ 2:

Война свои “подарки” раздала –
Кому звезду на грудь, кому на холмик,
Кого-то развенчала долгота,
А кто-то вписан в жизни многотомник.
Пусть десять или двадцать лет пройдет.
И время врачевать умеет раны.
Давайте помнить тех, кто не придет.

(Слайд №27)

ВЕДУЩИЙ 1:

Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, люди всей земли!
Пусть наша дружба только вырастает!

(Слайд №28)

ВЕДУЩИЙ 2: И какие бы времена не наступили, истинная школа человеческих ценностей остается неизменной – это верность солдатской дружбе, неистребимая любовь к Отечеству, всегдашняя боль за свою землю.

(Приглашение ветеранов на сцену, поздравление, вручение цветов)

ВЕДУЩИЙ 1:

Не старейте, дорогие бойцы, мальчишки и девчонки войны, о вас еще напишут великие книги, а родная Русь всегда была братской, многонациональной и непобедимой!

Низкий поклон вам, мужественные солдаты Великой Отечественной войны. Живите долго и счастливо.

(все участники выходят и исполняют песню “День Победы”)