Металлические площадки на санях чертежи саней. Используем пластиковые трубы для изготовления саней: пошаговая инструкция. Сани из дерева

Всем давно известно, что конные сани являются наиболее древним русским средством передвижения в зимний период. Самые старинные изображения похожих на сани изделий для перевозки различных грузов специалисты в области археологии нашли в римской эпохе. На самодельные полозья ложились огромные каменные блоки, большой массы грузы и другие тяжести.

В древней Руси, из-за специфических особенностей зимнего периода, они стали самым многочисленным транспортным средством. Лошадь, запряженная в сани, давно стала символом России и воспета всеми известными писателями и поэтами.

Именно с русскими санями можно связать большой пласт отечественной культуры. В различных областях нашего государства существовали свои особенности в изготовлении старинных саней и телег. В наше время все виды саней принято разделять на такие категории: городские, спортивные, охотничьи, беговые и розвальни. Наиболее простым видом являются розвальни , которые применялись в основном сельскими жителями для транспортировки различных грузов. Также были распространены городские сани. Они более компактные и позволяют развивать хорошую скорость. Их применяли для перевозки людей в черте города.

Обычно русские сани по своему строению очень похожи на телегу. Они оборудованы оглоблей и дугой. Именно поэтому метод запрягания коня у них полностью одинаковый. В случаях, когда необходимо запрячь тройку лошадей , применяется троечная упряжь, в которой коренник обязательно запрягается в оглобли, а две другие лошади пристегиваются за шлеи.

Всем известная поговорка: «Готовь сани летом, а телегу зимой», как нельзя лучше подходит к теме этой статьи.

Выпал снег, хочется получить удовольствие от всех зимних удовольствий, и мы в первую очередь идем в магазин за экипировкой.

Сложности выбора

Лыжи, коньки, сани – вот основное, что мы приобретаем в первую очередь. Однако, при всем изобилии предложенного товара в магазинах, нередко случается так, что мы уходим оттуда ни с чем.

А происходит это от того, что нам не понравился дизайн, или товар показался неудобным и не функциональным.

Ведь у всех разные вкусы и предпочтения. Учитывая исконно русскую изобретательность и умелые руки, можно посоветовать один действенный способ удовлетворить свои запросы.

Сделать, сани из пластиковых труб, к примеру, своими руками. Так поступали наши далекие предки, так почему бы и нам не попробовать свои силы и умение?

Более того, сделав что-то самостоятельно, вы обязательно зауважаете себя и будете гордиться тем, что можете то, что другой не смог или просто не решился.

Из чего состоят сани

  1. Прочный и надежный каркас . Основа – прежде всего в любом транспортном средстве. Каркас должен быть удобным и крепким, иначе вся конструкция развалится в самый неподходящий момент.
  2. Крепкие полозья, способные не только хорошо скользить . Полозьями должно легко управлять, ведь от этого зависит еще и безопасность едущего.
  3. Размер средства тоже имеет значение . Чересчур маленькие и короткие сани, так же, как и слишком большие и тяжелые будут менее маневренными.

Обратите внимание!

Задумав изготовить сани самостоятельно, прежде всего, определитесь – для каких целей они вам нужны.

Либо это будут детские санки для развлечений, или вам самим хочется вспомнить детство и покататься, весело проведя время с друзьями или семьей.

А может, вам нужны грузовые сани, для транспортировки чего угодно – начиная от дров или стройматериалов, заканчивая экипировкой для охоты? Соответственно размеру и назначению, средство и будет выглядеть.

Металлические сани

Промышленным способом изготовляются, как правило, из алюминия. Это классический вариант, знакомый с детства каждому. Сиденье из разноцветных деревянных дощечек, съемная спинка и крашеный каркас, который облезал в первый же сезон использования.

Предшественниками алюминиевых санок можно назвать тяжелые, сваренные из чугуна или стали, мощные и неповоротливые конструкции. Современное поколение ими уже не пользовалось, а вот люди постарше вполне могут вспомнить.

Деревянные аналоги

Корни их изобретения идут еще в те далекие времена, когда без этого транспорта наши предки не представляли свою жизнь. Как правило, такие сани делались из твердых пород дерева – дуба или бука. Внешне привлекательные, но имеют один недостаток – слишком тяжелы, и подходят больше для перевозки грузов.

Надувные сани

Стали выпускаться сравнительно недавно, и в основном для детей. Легкие и мягкие, но почти не управляемые, едут сами по себе, и о высоких скоростях и безопасности поездки тут говорить не приходится. На любом повороте заносит, и седок просто вылетает из них.

Пластиковые санки

Первые их экземпляры очень напоминали пластмассовое корыто или тазик. Дети очень любят кататься на них, однако, они достаточно непрочные, жесткие и плохо управляемые.

Для небольших безопасных горок подходят хорошо, а вот для дальних перевозок пригодятся вряд ли.

Итак, разновидностей и видов достаточно много. Но выбрать зачастую бывает довольно сложно. Если у вас маленькие дети, то можно приобрести для них простой вариант, легкий и достаточно безопасный.

А вот для хозяйственных целей или для профессионального катания подобрать снаряд непросто. Поэтому, попробуйте изготовить его самостоятельно. Очень хорошо подойдут для этой цели .

Обратите внимание!

Причем, вполне можно использовать уже бывшие в употреблении .

Дешево, как говорится, и сердито. Тем более, такой материал очень легко обработать и придать ему любую форму.

Делаем сани сами

Что для этого понадобится

Определившись с размером и формой саней, запаситесь трубами и минимумом инструментов.

Вам потребуется:

  1. Новые или старые трубы из пластика.
  2. Пила или ножовка по металлу.
  3. Аппарат для сварки труб (в народе его часто называют «утюжок»).
  4. Промышленный фен для разогрева труб.
  5. Острый нож, еще лучше специальный, сапожный.
  6. Наждачная шкурка или напильник.
  7. Маркер или карандаш.
  8. Болты с гайками.
  9. Металлические уголки.

Процесс изготовления


Как только выпал первый снег, выяснилось, что в доме нет такого нужного грузового зимнего транспортного средства, как салазки. Детские санки уже давно «отправились» на заслуженный отдых в кучу металлолома, да и слабоваты они были бы для перевозки тяжестей.

Пришлось взяться за изготовление новых санок, так сказать, хозяйственных - более крепких и приспособленных для транспортировки грузов (рис.1).

В дальнем уголке двора под навесом в складе металлолома отыскал предусмотрительно припасённые на всякий случай дужки от спинок стальных кроватей и какие-то более тонкие трубы.

По ходу изготовления этих санок в голове роился целый набор конструкций подобного назначения, причём уже не универсальных, а специализированных. Но о них - позже.

При конструировании санок предусматривал такие решения.

Во-первых, чтобы при довольно небольших размерах самих санок на них можно было перевозить не только массивные, но и габаритные грузы. Для этого их платформа должна быть выполнена в одной плоскости с передней перемычкой - траверсой. Правда, по ходу работы я решил траверсу установить всё же немного выше платформы, чтобы она служила передним упором для грузового короба. А при необходимости опустить перемычку до уровня платформы большого труда не составит.

Во-вторых, платформа должна находиться довольно высоко, чтобы на санках перевозить и свешивающиеся грузы. В-третьих, платформу нежелательно делать сплошной, а лучше выполнить её решётчатой, чтобы легче и надёжнее крепить на ней грузы, пропуская верёвку не только по краям, но и посередине. Для перевозки же сыпучих грузов (снега, песка) всё равно придётся использовать короб или ящик.

И последнее. Задние концы полозьев желательно тоже немного загнуть - тогда при необходимости можно будет легко сдавать санки назад.

Вот, пожалуй, и все «маленькие хитрости», которые я постарался предусмотреть при изготовлении грузовых санок. Сам же процесс их изготовления, как говорится, - дело техники. Сначала заготовил отдельные детали: полозья из трубы диаметром 30 мм - от металлических кроватей, стойки-порталы - из 20-мм трубы. Важно, чтобы стойки были как можно более одинаковыми между собой, а полозья - зеркально отображёнными. Трубки стоек-порталов загибал в тисках, а потому в местах загибов они немного сплющились и ослабли. Эти места для надёжности пришлось усилить подкосами тоже из трубы, но диаметром поменьше - 14 мм. Хотя как вариант, изображённый на чертеже, это можно сделать и косынками.

Что касается процесса сборки-сварки, то сначала детали лишь слегка прихватил, а после тщательной рихтовки по выставлению параллельности полозьев проварил стыки окончательно и надёжно.

Задние торцы трубок полозьев заделал приваренными заглушками, а передние - концами пластинчатой поперечины-траверсы. Сварочные швы обточил на наждаке и доработал напильником. В траверсе, близ концов полозьев просверлил отверстия (притупив сверлом потолще их кромки) под вожжи. Платформу изготовил из трёх продольно расположенных деревянных планок сечением 100x20 мм. Планки - сосновые, хотя лучше бы их выполнить из не смолистой древесины. Со стойками скрепил их шурупами-саморезами, через предварительно просверлённые одновременно в обеих деталях соответствующие отверстия.

Красил только стальные детали обычным порядком: сначала чистил от ржавчины с помощью металлической щётки и наждачной бумаги; затем обезжирил уайт-спиритом; а в завершение загрунтовал и покрасил эмалью НЦ в два слоя с промежуточной сушкой.

Надо отметить, что санки получились неплохие (рис.1), хотя сделал их, можно сказать, на скорую руку.

Ну, а пока делал эти санки, понял, что для перевозки ёмкостей с водой и другими жидкостями они малопригодны, и для этого нужна уже другая конструкция. Однако работу отложил до следующих выходных дней, чтобы без суматохи, в собственное удовольствие, предаться работе с ржавым металлом. К тому времени продумал очередную конструкцию водовозных санок и, обмерив 40-литровую алюминиевую флягу, предполагаемую для использования в качестве тарной ёмкости, даже набросал их эскиз (рис.2).

В ближайший выходной опять с энтузиазмом взялся за дело и уже к обеду закончил изготовление (кроме покраски) ещё одних салазок - водовозных. Размером они поменьше хозяйственных, и по конструкции попроще. У них нет стоек - их заменили ограничители из более тонкой трубы - диаметром 14 мм. В принципе, им даже не нужна и площадка. Полозья у этих санок, выполненные из стальной трубы наружным диаметром 30 мм, плавно переходят в вваренную между ними траверсу из такой же трубы, все три детали смотрятся как единый элемент.

Руку, как говорят, уже набил, а потому и дело спорилось. Но тут пришли родственники. Они не только положительно оценили мои изделия, но и попросили сделать им подобные.


Не откладывая дела в долгий ящик, принялся за изготовление cледующих санок. По желанию заказчиков они представляли собой симбиоз предыдущих: размерами и конструкцией полозьев - как у водовозных, а стойки с грузовой площадкой - как у хозяйственных. Здесь отмечу, что буквально за день до этого приобрёл приспособление для вытяжных заклёпок. Вот на этих санках его и испытал, прикрепив платформу из 10-мм фанеры к стойкам такими заклёпками.


На изготовленных санках (рис.3 на фото) вечером гости и увезли в свою квартиру мешок с картошкой и овощами, хранившимися в нашем погребе. Вот только краска на санках ещё не успела как следует высохнуть.

И всё же, как ни хороши все предыдущие санки, однако пригодны они только для «снежноукатанных» или «ледовых» дорог. Для снежной целины нужны другие салазки. У нас их называют попросту - волокушей, а вот североамериканские индейцы нарекли их более звучно - тобогган, и это название закрепилось за ними как международное. Волокуша имеет другую конструкцию. Во-первых, у неё нет полозьев, а потому она больше похожа на корыто. В таком исполнении волокуша трудноуправляемая и её «заносит» на каждом повороте, особенно на скорости, когда она, например, прицеплена к снегоходу. Поэтому мои внедорожные салазки представляют собой тоже симбиоз, только теперь санок и волокуши (рис.4). Полозья волокуши, как и у санок, изготовил из трубы наружным диаметром 30 мм, а грузовую платформу-корыто - из стального листа толщиной 1 мм. По бокам корыто имеет борта, а впереди и сзади - траверсы с отверстиями для пропуска верёвок, крепящих груз. Траверсы можно выполнить и как отбортовки днища, например, сложив его края вдвое или даже втрое. Полозья загнуты с обеих концов, то есть конструкция выполнена по принципу «тяни-толкай». Вожжи закрепляются в отверстиях в загнутых концах полозьев, а потом торцы заглушаются деревянными пробками, чтобы в трубы не попадал снег.

Такую волокушу я сделал в подарок своему приятелю-охотнику как прицеп к снегоходу. Сразу не сфотографировал, а теперь уже нет такой возможности.

19157 0 0

Самодельные сани для снегохода из пластиковых труб: роман из 3-х томов, подробно описывающий нелёгкий путь, который им необходимо пройти до осуществления первой поездки

Общеизвестная поговорка о том, что сани необходимо готовить ещё с лета , абсолютно верна. Зимой, когда выпадет снег, подходящее к новым погодным условиям транспортное средство уже должно быть готово к эксплуатации, а не находится лишь в стадии разработки. Именно поэтому я предпринял соответствующие сборочные работы ещё тогда, когда в небе грело летнее солнышко, и до первых заморозков было ещё несколько месяцев.

О том, как это было, вы можете ознакомиться далее в статье.

Том №1: Первые решения

Сразу хочу отметить, что в моём случае речь шла о транспортных санях для снегохода, но всё описанное ниже вполне удачно можно применить даже и при изготовлении небольших детских санок, так как основные принципы сборки абсолютно аналогичны.

Можно было, конечно же, просто отправиться в специализированный магазин и купить наиболее подходящую модель. На самом деле я вначале так и поступил. В качестве примера того, что мне там предложили, могу привести сани «ПГМП 2500»:

Но я вернулся без покупки по следующим причинам:

  • Потоковые стандартные модели не смогли «зацепить» меня в визуальном плане, захотелось чего-то более оригинального;
  • Цена готового продукта с учётом его исполнения оказалась неожиданно высокой.

В результате мне и пришла в голову мысль, собрать сани для своего снегохода своими руками. Такой вариант позволяет сэкономить , благо у меня как раз выпало немного свободного времени, и с помощью собственных идей придать конструкции уникальность .

Зато в процессе несостоявшегося шопинга я ознакомился с основными элементами саней:

Название составной части Комментарии
Каркас «Скелет» изделия должен обладать наиболее высокой прочностью, обеспечивая его надёжность и устойчивость к столкновениям с различными препятствиями, которые могут встретиться саням на дороге
Полозья Тут помимо крепости большое значение имеют также такие качества как:
  • Наличие гладкой скользкой поверхности, контактирующей со снегом, за счёт чего обеспечивается желаемая скорость транспортного средства;
  • Удобство управления, лёгкими изделиями маневрировать проще
Кузов Непосредственно место размещения пассажиров или груза, тут стоит обратить внимание на размеры, которые также влияют на сложность управления, и комфортабельность, особенно, если сани предназначаются для людей

Эта информация заставила меня серьёзно подойти к выбору наиболее подходящего материала для будущего транспортного снегоходного средства:

Выбор материала

  1. Металл . Тут сразу вспоминается классический детский вариант с алюминиевым , обшитым дощечками. Но даже алюминий достаточно тяжёлый по весу и непростой в работе, чтобы из него самостоятельно собрать удобные и визуально интересные сани, не говоря уже о стали или чугуне, которые готовое изделие вообще превратят в «недвижимое имущество»;

  1. Дерево . Это был выбор ещё наших предков, у которых альтернативы, правда, и не было. Безусловно, из древесины можно соорудить невероятно красивую конструкцию, которая выйдет также очень дорогой и, снова-таки, тяжёлой;

  1. Пластик . Дешёвый, лёгкий, простой в обработке и долговечный – одни лишь лестные эпитеты. Единственный минус, который можно отметить – это относительно невысокие прочностные показатели, но с другой стороны лучше уж пусть сила удара в результате случайного столкновения с препятствием будет поглощена санями, а не костями пассажиров.

Таким образом, третий вариант оказался для меня наиболее подходящим. Но, где же взять столько пластика? В этом качестве превосходно подойдут водопроводные поливинилхлоридные трубы , из которых благодаря их пластичности можно соорудить практически любую конструкцию.

Если у вас имеются старые ПВХ трубы, то для выполнения задуманного можно использовать и их. Они обладают всеми необходимыми характеристиками для изготовления саней и позволят вам обойтись вообще практически без финансовых затрат.

Том №2: Подготовка к основному действу

На этом этапе я позаботился о наличии всего необходимого инструмента и составлении чертежа.

Приготовление принадлежностей

Кроме непосредственно самих труб и фитингов из поливинилхлорида вам потребуются также металлические болты и определённый набор инструментов, большую часть из которых хороший хозяин найдёт в своей мастерской:

  • Ножовка или специальные ножницы для резки труб ;
  • Трубный паяльник для ПВХ изделий;

Для разовой работы паяльник покупать не рационально, поэтому рекомендую взять его напрокат. Так выйдет гораздо экономнее, и вы не станете «счастливым» обладателем вещи, которая может и не понадобиться вам в ближайшие десять лет.

  • Строительный фен . Он потребуется для того чтобы можно было разогревать пластик, делая его тем самым более податливым для сгибания;
  • Хорошо заточенный нож ;
  • Дрель для создания отверстий под болты;
  • Наждачная бумага, напильник , кстати, под рукой тоже не помешает;
  • Карандаш с рулеткой для нанесения разметки;
  • Алюминиевые или хотя бы стальные уголки , совсем без металла сани лучше не оставлять.

Чертёж

Если вы желаете, чтобы размеры всех сторон и отдельно взятых элементов конструкции совпали, то лучше отметьте их на чертеже . К тому же совсем необязательно «придумывать велосипед». В интернете легко можно найти много подробных схем саней, выбрать ту, которая вам подходит больше всего, и при необходимости внести свои поправки. Лично я так и поступил.

Том №3: Акт сотворения

И теперь я наконец-то начал делать сани из пластиковых труб своими руками. Откровенно говоря, меня подготовительные работы всегда как-то утомляют, и хочется как можно быстрее перейти непосредственно к наиболее активным действиям, самому процессу творения:

  1. Первым делом, как это бывает в любой работе, я разметил места резки на всех заготовленных трубах, тщательно сверяясь с чертежом;
  2. Для создания каркаса отрезал два длинных и два коротких отрезка с помощью ножовки;
  3. Выложил прямоугольник из труб на ровной поверхности, ещё раз проверил соответствие всех размеров, чтобы исключить образование перекоса, и с помощью фитингов и трубного паяльника спаял их . Вот краткая инструкция осуществления пайки, которая пригодится и в дальнейшем:
    • Зачищаем края;
    • В «утюг» вставляем насадки;
    • Включаем прибор;
    • Стыкуем с насадками фитинг и трубный отрезок;

    • Ждём определённое время, пока края не начнут плавиться;
    • Вынимаем и соединяем пластиковые элементы между собой;
  1. Затем усилил каркас металлическими уголками , привинтив их болтами, под которые заранее просверлил соответствующие отверстия. Можно было обойтись и без этого шага, но я всё-таки планировал использовать готовые сани в качестве прицепа к снегоходу и не хотел, чтобы они однажды на приличной скорости развалились, зацепившись за выступающую из снега корягу, растеряв при этом пассажиров;
  2. Отрезал поперечины, вырезал и обработал напильником на их краях полукруглые углубления, после чего осуществил пайку;

  1. Теперь отрезал 8 стоек . Для них я выбрал размер 250 мм, что, по сути, определило и высоту самого транспортного средства. Обработал края и припаял к раме каркаса, усилив затем уголками, так как это несущие фрагменты конструкции;
  2. После проделанных шагов перешёл к созданию полозьев , для чего разрезал нужные отрезки труб поперёк, так как круглая форма для этой части саней не совсем удачная;

  1. Разогрел пластмассу промышленным феном , что сделало её податливой, и выровнял в ровные полосы;

Если строительного фена у вас нет в наличии, то не спешите бежать в магазин или по соседям. Кусок разрезанной трубы можно разогреть даже над печной конфоркой, а потом уложить его на ровную поверхность, и придавить по всей площади чем-то тяжёлым. Эффект будет аналогичен, хотя и несколько более трудоёмок.

  1. Готовые лыжи снова подверг нагреву, только в это раз для того, чтобы загнуть их передние края. Сравнил угол загиба на обеих деталях, чтобы они были абсолютно одинаковыми;
  2. Далее полозья присоединил к нижним торцам стоек , а загнутые концы зафиксировал на передней части каркаса, после чего в конструкции начали проступать именно сани для снегохода из пластиковых труб, а не нечто невразумительное;

В качестве альтернативы можно не разрезать и выравнивать трубу, а соединить несколько изделий в виде двух узких плотов. Такое решение сделает транспортное средство менее быстрым и усложнит управление, но зато усилит прочность полозьев. К тому же не придётся мучиться с нагревом.

  1. Теперь пришла очередь и кузова. Я согнул трубы для создания красивой спинки и ручек, опять-таки, при помощи фена, после чего приделал их к каркасу;

  1. Далее вырезал подходящий по размерам кусок фанеры для сидения , но прежде чем зафиксировать его, оббил поролоном и обшил кожей . Можно использовать для этих же целей также старое одеяло и дерматин в целях экономии;
  2. И вот наконец-то прикрепил готовое место для сидения к каркасу с помощью всё тех же болтов, хотя тут можно обойтись и саморезами.

Примечательно, что именно последние три пункта дают возможность разгуляться вашей творческой фантазии. С помощью спинки, поручней и сиденья вы не только можете сделать сани для снегохода из труб ПВХ удобными, но ещё и красивыми.

Для обустройства кузова также можно применить и старое автомобильное сиденье. Всё равно вы его уже не используете по назначению, а на санях оно позволит чувствовать себя максимально комфортно.

Заключение

Из пластиковых водопроводных труб можно сделать превосходные сани, как для снегохода, так и для ребёнка. Главное собрать всё для этого необходимое и методично следовать описанным выше рекомендациям. И при этом не забывайте вносить свои коррективы в процесс, чтобы ваше транспортное средство приобрело свою индивидуальность. Удачной сборки!

Видео в этой статье позволит вам ознакомиться с некоторым количеством дополнительной информацией, имеющей непосредственное отношение к изложенному материалу.

В случае же возникновения вопросов по теме, задайте их в комментариях.

30 июля 2016г.

Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!

Безусловно, быстрая езда по снегу - это море незабываемых положительных эмоций и ощущений, которые откладываются в памяти человека на долгие годы. Всегда приятно вспомнить те романтические моменты, когда ты один или с друзьями отправляешься зимой на рыбалку или просто в глубокий лес на поиски адреналина. Но иногда для того чтобы поместить всю поклажу и людей, одного снегохода бывает недостаточно. Для таких целей предусмотрены сани, в которые можно положить абсолютно любую вещь. И если у вас есть такая мечта - прокатится «с ветерком» по заснеженной долине, вы вполне можете воплотить ее в жизнь, так как сегодня мы расскажем вам о том, как сделать сани для снегохода.

Разновидности

Для начала вам нужно определиться с тем, к какому именно типу ваше транспортное средство будет относиться. То ли это будут сани-волокуши, то ли классические устройства с полозьями. Чтобы выяснить, какой тип лучше всего использовать, рассмотрим каждый из них по отдельности.

Волокуши

Такое название данные сани получили из-за своей примитивной формы. Конструкция такого транспортного средства предусматривает несколько жердей, которые связаны между собой поперечно. При этом никаких колес и полозьев в их конструкции нет. В основном используются такие сани-волокуши для снегохода в лесных и болотистых местах. В качестве груза сюда можно поместить сено, дрова и даже строительные материалы. Волокуши характеризируются довольно простой конструкцией, поэтому сделать такие сани для снегохода своими руками можно за считанные часы. При этом затраты на материалы будут минимальными.

Основной плюс данных саней также заключается в компактных размерах (всегда найдется место, где их хранить летом) и легкой транспортировке. Таким образом, при необходимости волокуши можно перевезти даже на обычном легковом автомобиле. Еще один плюс - это устойчивость на дороге. Несмотря на свою древнюю конструкцию сани-волокуши для снегохода довольно устойчивы на поворотах и не опрокидываются в случае перевозки больших габаритных грузов.

В общем, все выполнено с расчетом на практичность и универсальность. Единственное, что может усложнить конструкцию данного транспортного средства, так это наличие амортизирующих механизмов, которые в последнее время стали укомплектовываться заводами-производителями на серийные модели. Однако делая сани для снегохода своими руками, вы сами можете решить, стоит ли устанавливать подобные устройства на волокуши или нет. В этом и заключается вся «фишка» самодельных деталей и аппаратов - только вы являетесь главным инженером, и именно от вашего решения будет зависеть конструкция будущего изделия. Но не будем отходить от темы и перейдем к классическим саням с полозьями.

Сани с полозьями

В отличие от волокуш данный тип используется зачастую для транспортировки пассажиров. Также он может быть использован для перевозки массивного груза. И если предыдущий вариант саней изготавливается из специального пластика (в промышленных условиях), то транспортное средство с полозьями может производиться как из листового металла, так и из морозостойкой пластмассы. Это и есть их основное конструктивное отличие. В остальном они ничем не отличаются от волокуш, поэтому какой именно тип саней выбирать, зависит только от вас и условий эксплуатации. Однако если вы предусматриваете вариант перевозки людей на них, безусловно наиболее подходящим будет вариант с полозьями.

Как сделать сани для снегохода своими руками?

Для начала вам необходимо нарисовать эскиз или схему будущей конструкции. Чертежи саней для снегохода должны включать в себя такие элементы, как:

  • кузов;
  • каркас;
  • дышло.

Кроме этого, следует начертить рисунок лыж, обозначить их место расположения и размещение крепежных элементов. Так вы заранее будете знать, что именно получите в итоге. К тому же, сделав расчет длины и ширины конструкции, вы сможете точно выяснить, какое количество и длина металла вам необходимы для работ. Но здесь нужно быть внимательным, так как не всегда данные совпадают с реальностью. По этой причине следует покупать немного больше листового металла и прочих стальных изделий (из расчета примерно на 8-10 процентов выше требуемого). К примеру, если для работ вам требуется приобрести трубу с квадратным сечением длиной в 200 сантиметров, прибавьте к этому значению 10% и получите данные в 220 сантиметров. В любом случае этот «хвост» можно будет обрезать. Другое дело, если труба оказалась короткой - вот тут и начинаются проблемы.

Как сделать кузов и каркас?

Кузов саней изнутри обшивается фанерой с толщиной примерно в 1 сантиметр. Над защитным листом ее можно не укладывать, так как данный материал значительно утяжеляет конструкцию. Форма каркаса будет прямоугольной. Изготавливать его следует из квадратной размером 20х20 миллиметров. Для того чтобы сделать сани более прочными, дополнительно приварите к основе лист железа толщиной примерно в 2 миллиметра.

Сани для снегохода своими руками - делаем дышло

Так как они при движении постоянно подвергаются значительной нагрузке, для смягчения ударов при торможении и поворотах в дышле желательно использовать специальные пружинные амортизаторы. Основание сцепки тоже изготавливается из 20х20 миллиметров. При этом полная длина должно составлять 160-170 сантиметров. Пружину, которая будет служить амортизирующим элементом, можно взять с автомобильной головки блока цилиндров. Такие детали обычно имеют размер не более 5-7 миллиметров и при этом достаточно мягкие, что и требуется для снижения ударов на санях. Дышло закрепляется в передней части кузова. Здесь следует приварить дополнительную стойку для увеличения прочности сцепки. Между самими стойками устанавливается дополнительно лист металла, в который будет врезаться втулка диаметром 2.5 сантиметра.

Лыжи

Все самодельные сани для снегохода, как и их заводские аналоги имеют пару лыж. В нашем случае они будут изготавливаться из листового металла. Чтобы самодельные сани для снегохода были жесткими, желательно использовать листогиб для образования дополнительных загибов по 2 см каждая. Суммарная длина полозьев составляет порядка 2-2.5 м. Крепятся лыжи к каркасу при помощи 8 П-образных стоек высотой в 130 миллиметров.