Морфемика. Морфемный состав слова. Морфемный состав слова Какие слова могут иметь различный морфемный состав

Преподаватель Мырзахметова Б.А

Индустриально-технический колледж. Г.Шымкент

План урока

Тема: Морфемика и словообразование. Морфемный состав слова и морфемный разбор.

Цель : о бобщить и углубить знания по словообразованию и морфемике.

Задачи: повторить понятия и термины раздела «Морфемика и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного анализов, активизировать знания учащихся по теме; совершенствовать умение определять способ образования слова, выделять словообразовательные аффиксы; закрепить навык словообразовательного и морфемного разбора слов.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине - РК, уважительное отношение к русскому языку, толерантное отношение друг к другу.

Развивающаяцель : развитие речи (умение формулировать аргументированные ответы, создавать готовый речевой продукт);развитие умения применять теоретические знания в жизненной практике (моделирование собственных текстов в зависимости от поставленной коммуникативной задачи).

Тип урока: у рок закрепления новых знаний и выработки умений

Метод проведения: п ользование словарями различных типов

Наглядностиурока: учебник «Русский язык» ествественно-математического направления с казахским языком обучения, раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

І. Организационный момент:

а) Проверка внешнего вида и наличия учебных принадлежностей

б) Проверка робочих местучащихся, назначение дежурных;

в) Повторение правил техники безопасности.

II . Повторение пройденного материала:

Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.

Морфема – это минимальная значимая часть слова.

Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.

План морфемного разбора слова:

1. Выделяем окончание и основу слова.

2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.

3. Выделяем приставки и суффиксы.

Образец морфемного разбора:

Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).

Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).

Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Способы словообразования:

Приставочный: делать – пере делать

Суффиксальный: синий – син еньк ий

Приставочно-суффиксальный : стакан – под стакан ник

Усечение: заместитель – зам

Сложение: лес+степь – лесостепь

Сращение: вечнозеленый

Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк

Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая

Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденонос ец (сложение и суффиксация)

План словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый).

3. Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает ).

4. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

5. Указать средство словообразования.

6. Указать способ словообразования.

Образец словообразовательного разбора:

1. Под-окон-ник – окн о

Основа окн-

Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный

2. Мир(о)твор-ец – мир+творить

Основы, от которых образовано слово, - мир- и твор-

Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.

Способ словообразования: сложение и суффиксация

Способы словообразования

В зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова можно распределить на две группы:
1) слова, образованные морфологическим способом (с помощью различных словообразовательных морфем);
2) слова, образованные
неморфологическим способом (без помощи морфем).

1. Аффиксация (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).

1 . Морфолого - синтаксический (способ перехода одной части речи в другую).

2. Сложение (сложение слов, сложение основ с помощью соединительной гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых основ).

2. Лексико- синтаксический (сращение).

3. Лексико- семантический (распад многозначного слова на омонимы).

В словообразовании конкретных частей речи наиболее распространёнными являются те или иные способы. Так, в словообразовании имён существительных преобладают приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы и способ сложения. Имена прилагательные чаще образуются приставочным и суффиксальным способами. Глаголы чаще образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами. Бессуффиксным способом образуются только существительные от глаголов и прилагательных .

Морфологический способ является основным способом словообразования в русском языке.

Морфолого-синтаксический способ - это способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате перехода слов из одной части речи в другую, например: больной (имя прилагательное) - больной (имя существительное), вокруг (наречие) - вокруг (предлог).

Выделяются следующие разновидности морфолого-синтаксического способа словообразования:

Принадлежность такого слова той или иной части речи определяется только в контексте (словосочетании, предложении). В современном русском языке таким способом наиболее активно образуются имена существительные.

Лексико-синтаксический способ, или сращение (слияние), - это способ словообразования, при котором производное слово образуется в результате сращения (слияния) целого сочетания слов в одно слово: за благо рассудится - заблагорассудится; с ума сшедший - сумасшедший; вечно зелёный - вечнозелёный; сильно действующий - сильнодействующий, ума лишённый - умалишённый .

Лексико-семантический способ - это такой способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате изменений значений уже существующих слов, т. е. в результате распада многозначного слова на омонимы. Например: удел - 1) область, управляемая князем-феодалом в древней Руси; 2) судьба, участь.

IV . Закрепление пройденного материала:

Образец морфемного и словообразовательного разбора

В уездном городе N было так много парикмахерских 2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители 2 города рождаются 2 лишь затем, чтобы побриться 2 , остричься, освежить 2 голову 2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном 2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей 2 . Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена 2 в секретаршу месткома 2 коммунальников, что это мешало 2 ей работать (Ильф и Петров).

(Много) парикмахерских

1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск - их (имя существительное).
2. Окончание – -
их . Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск - ая , парикмахерск - ой .
3. Основа формы –
парикмахер-ск- .
4. Корень –
парикмахер -. Однокоренные слова: парикмахер □, парикмахер - а .
5. -
ск матрос- ск - ий , жен- ск - ий .

1. Начальная форма – парикмахерская .
2. Основа слова –
парикмахерск- . Основа производная.
3–5.
парикмахерск - ая (сущ.) ← парикмахерск - ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).

Жители

1) Морфемный разбор:

1. жи-тел - и (имя существительное).
2. Окончание – -
и . Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: житель □, жител - я .
3. Основа формы –
жи-тел- .
4. Корень -
жи -. Однокоренные слова: жи - ть , жи - ой .
5. -
тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а- тель □, вод-и- тель □.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – житель .
2. Основа слова –
жи-тель . Основа производная.
3–4.
жи- тель □ → жи - ть .
5.
-тель
6. Суффиксальный способ.

Рождаются

1) Морфемный разбор:

1. рожд-а - ют-ся (глагол).
2. Окончание – -
ют . Оно выражает значения 3-го л. мн.ч., ср.: рожд-а -ет- ся , рожд-а -ем- ся .
3. Основа формы –
рожд-а-…-ся .
4. Корень –
рожд -. Однокоренные слова: рожд -ть, рожд-ённ -ый.
5. -
а - – суффикс. Это суффикс глагола, ср.: пис- а -ть, реш- а -ть.
-
ся мы -ть- ся , куп-а -ть- ся . 2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – рождаться .
2. Основа слова –
рожд-а-…-ся . Основа производная.
3–4.
рожда - ть - ся рожда - ть .
5. -
ся – словообразовательный постфикс.
6. Постфиксальный способ.

Побриться

1) Морфемный разбор:

1. по-бри - ть - ся
2. Окончание – -
ть по-бре -ет- ся , по-бре -ем- ся .
3. Основа формы –
по-бри-…-ся .
4. Корень –
бри -. Однокоренные слова: бри -тв -а, вы- бри -ть.
5.
по - – приставка, ср.: по -сл-а - ть , по -сад-и - ть .
-
ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть- ся , куп-а -ть- ся .
2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – побриться .
2. Основа слова –
по-бри-…-ся . Основа производная.
3–6. а)
по-бри -ть- ся по -бри -ть; -ся – словообразовательный постфикс; постфиксальный способ.
б)
по-бри -ть- ся бри -ть- ся ; по - – словообразовательная приставка; префиксальный способ.

Освежить

1) Морфемный разбор:

1. о-свеж-и - ть (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание – -
ть . Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: о-свеж -ит, о-свеж -им .
3. Основа формы –
о-свеж-и- .
4. Корень –
свеж -. Однокоренные слова: свеж -ий, свеж .
5.
о - – приставка, ср.: о -бел-и -ть, о -светл-и -ть .
-
и - – суффикс глагола, ср.: о-бел- и -ть, о-светл- и -ть.
2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – освежить .
2. Основа слова –
о-свеж-и- . Основа производная.
3–4.
о -свеж- и - ть ← свеж -ий .
5.
о- – словообразовательная приставка; – словообразовательный суффикс.
6. Приставочно-суффиксальный способ.

Голову

1) Морфемный разбор:

1. голов - у (имя существительное).
2. Окончание – -
у . Оно выражает значение ж.р., ед.ч., В.п., ср.: голов - а , голов - ой .
3. Основа формы –
голов- .
4. Корень –
голов -. Однокоренные слова: голов -ой, голов -аст -ый .
5. Приставок и суффиксов нет.
2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – голова .
2. Основа слова –
голов-

(В) уездном (городе)

1) Морфемный разбор:

1. уезд-н - ом (имя прилагательное).
2. Окончание – -
ом . Оно выражает значения ед.ч., м.р., П.п. ср.: уезд-н -ый, уезд-н -ого .
3. Основа формы –
уезд-н- .
4. Корень –
уезд -. Однокоренные слова: уезд □, по- уезд - ый .
5. -
н - – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: волост- н - ой , подъ-езд- н - ый .
2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – уездный .
2. Основа слова –
уезд-н- . Основа производная.
3–4.
уезд-н - ый уезд □.
5.
-н- – словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

(Жизнь)… (была) тишайшей

1) Морфемный разбор:

1. тиш-айш - ей (имя прилагательное).
2. Окончание – -
ей . Оно выражает значение ед.ч., ж.р., Т.п., ср.: тиш-айш - ая , тиш-айш - ую .
3. Основа формы –
тиш-айш- .
4. Корень –
тиш -. Однокоренные слова: тих - о , тиш -ин - а .
5. -
айш - – суффикс формы превосходной степени прилагательного, ср.: велик -ий – велич- айш -ый, свеж -ий – свеж- айш -ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма (положительная степень прилагательного) – тихий .
2. Основа слова –
тих- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).

Влюблена

1) Морфемный разбор:

1. в-любл-ен - а (краткая форма причастия).
2. Окончание – -
а . Оно выражает значение ед.ч., ж.р., ср.: в-любл-ён □, в-любл-ен - ы .
3. Основа формы –
в-любл-ён- .
4. Корень –
любл -. Однокоренные слова: люб - ть (чередование б/бл ), люб -овь □.
5.
в - – приставка, ср.: в -крапл-ённ - ый , в -плет-ённ - ый .
-
ен – суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени глагола, ср.: в-нес- ен - а , в-плет- ен - а .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма причастия – влюблённый .
2. Основа причастия –
в-любл-ённ- . Основа производная.
3–4.
в-любл-ённ - ый в-люб-и - ть .
5.
-ённ – суффикс причастия.
6. Суффиксальный способ.

(В секретаршу) месткома

1) Морфемный разбор:

1. мест-ком - а (сложносокращенное слово, имя существительное).
2. Окончание – -
а . Оно выражает значение м.р., ед.ч., Р.п., ср.: мест-ком □, мест-ком - ом .
3. Основа формы –
мест-ком- .
4. Корни слова: 1)
мест -; 2) ком(итет) - – в сокращённом виде. Однокоренные слова: мест - ый , мест - о ; комитет □, комитет -ск - ий .
5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – местком .
2. Основа слова –
мест-ком- . Основа производная.
3–4.
мест-ком □ ← мест -(н) - ый ком (итет) .
5–6. Сложение сокращённых до слогов основ – аббревиация.

V . Итоги:

Выставление оценок;

Домашнее задание;

Уборка аудитории.

VI . Домашнее задание:

Выучить правило, ответить на вопросы по теме.

Слово состоит из морфем.
Морфема -- это минимальная, далее неделимая, значимая часть слова.

В структуре слова выделяются морфемы корневые и морфемы служебные, или аффиксальные.

Корневая морфема составляет лексическую базу слова.

Аффиксальные морфемы (от лат. affixus - прикреплённый) - аффиксы (приставка, суффикс, окончание, пост­фикс, интерфикс) оформляют данное слово как лексико-грамматическую единицу в системе частей речи. Напри­мер, в словах бодрый, бодрость, бодришься выделяется корневая морфема -бодр-, образующая лексическую базу дан­ных слов, и различные аффиксальные морфемы (-ый, -ость, ■ишь и -ся), оформляющие каждое из этих слов как опреде­лённую часть речи в системе её форм.

По степени участия в образовании новых слов различаются продуктивные и непродуктивные морфемы . Продуктивные аффиксальные морфемы широко используются для образования новых слов и форм слов: приехать, говорят, читатель, молодые. Непродуктивные аффиксальные морфемы не производят или редко производят новые слова и формы слов: па-водок, су-глинок, жи-знь, боя-знь, паст-ух, тремя, цирк-ач, горл-ан, крикун. По своей роли в образовании и функционировании данного слова выделяются морфемы словообразователъные (служат для образования новых слов) и формоообразующие (служат для образования форм слова). Например, в слова бодрость, бодро суффиксы -ость и -о являются словообразовательными морфемами , а в формах бодрый, бодрая окон­чания -ый, -ая выполняют формообразующую функцию.

В изменяемых словах выделяются основа и окончание .
Основа слова может включать в себя одну морфему -- корень, например: вода, весна, гора , а также несколько морфем -- приставку, корень, суффикс, например: пригород, столик, побелка .
Корень -- это основная, значимая морфема основы, в ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов: зима -- зимний -- по-зимнему -- зимушка -- зимовье . В корне слова наблюдаются различные чередования гласных и согласных, например о // а (ровный -- равный); г // ж (бегу -- бежать) и т.д.
Приставка -- это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (переписать, убежать) и форм слов (наилучший -- форма превосходной степени; сделать -- глагол совершенного вида).
Суффикс -- это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов (желтизна, городской) и форм слов (белее -- форма сравнительной степени; читая -- форма деепричастия.).
Основа слова может быть производной , т.е.образованной от другой основы, например: окно - подоконник, учитель - учительская, зелень -- зеленый , и непроизводной , т.е. не образованной от другой основы и состоящей из одного корня, например: гора, беда, земля.
Основа слова может быть членимой , если в ней, кроме корня, выделяются другие морфемы, например: столик, оконный, бежать , и нечленимой , если она равна корню, например: белый, трава, зелень.
Основа слова может быть простой , если она включает в себя один корень, а не два, например: вредный, подсеребрить , и может быть сложной , если включает в себя несколько корней, например: водовоз, землепашец.
Окончание -- это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в предложении, например: красная -- окончание, образует форму ж. р., ед. ч., им. п., бегу -- окончание, образует форму 1-го л. ед. ч., столы -- окончание, образует форму мн. ч., им. и вин. п.
Окончание может быть материально выраженным , например: село, читаешь, белая , и нулевым , т.е. таким, которое не выражено звуками, например: город, плыл, сел. Неизменяемые слова окончаний не имеют , например: далеко, крепче, взяв.
Обратите внимание : основа слова не включает окончания.
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР.
Цель - выделить максимальное количество значимых частей слова.
Порядок морфемного разбора.

1. Выделить основу и окончание.
2. Дать характеристику основе: производная -- непроизводная, членимая -- нечленимая, простая -- сложная.
3. Дать характеристику окончанию: материально выраженное, нулевое, окончание отсутствует. Определить значение окончания.
4. Подбором родственных слов выделить корень слова, отметить чередования звуков в корне.
5. Подбором одноструктурных слов выделить приставку или несколько приставок, установить, какую функцию они выполняют -- словообразовательную или формообразующую.
6. Подбором одноструктурных слов выделить суффикс или несколько суффиксов, установить, какую функцию они выполняют -- словообразовательную или формообразующую.
7. Сделать вывод о морфемном составе слова.

Образец анализа .
Пригородный.
1. Чтобы выделить основу, надо изменить слово по падежам: пригородный, пригородному, пригородного. Итак, основа слова пригородн-, окончание -ый.
2. Основа слова производная, членимая, простая.
3. Окончание -ый -- материально выраженное, передает значение формы прил. м. р. ед. ч. им. п.
4. Родственные слова: город, городской, град (устар.), в городе, горожанин. В корне наблюдаются чередования д // т, д // д", д // ж, оро // ра. Корень город-.
5. Одноструктурные слова: пришкольный, придорожный. Приставка при- служит для образования нового слова.
6. Одноструктурные слова к суффиксу: привокзальный, прибрежный. Суффикс -н- служит для образования нового слова.
7. Итак, слово пригородный состоит из морфем: при-город-н-ый.



Значение работы над морфемным составом слова состоит во-первых в том, что школьники овладевают одним из способов раскрытия лексического значения слов. Учащиеся должны понять взаимосвязь, существующую между лексическим значением слова и его морфемным составом. Во-вторых даже элементарные знания об образовании слов важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами. Слова создаются из морфем, которые уже существуют в языке и по тем моделям, которые исторически сложились в системе русского словообразования. В –третьих, ознакомление с основами словообразования способствует обогащению знаний школьников об окружающей действительности. Слова опосредованно (через понятия) соотносятся с предметами, процессами, явлениями. Осознание роли морфем в слове и семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Задача учителя – способствовать пониманию лексического значения слова и развитию осознанного употребления слов с определенными приставками и суффиксами. Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков. Поэтому одной из важных задач изучения м.с.с. является формирование навыков правописания морфем слова, и, прежде всего корня.

При построении системы изучении морфемного состава слова ведущими выступают следующие положения: все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскрывается только в составе слове. Корень, приставка, суффикс и окончание, изучаются не изолированно, а во взаимодействии: вначале учащиеся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема.

Этапы системы:

1. Пропедевтические (предварит., подготовит.) словообразовательные наблюдения, которые предшествуют изучению темы «Однокоренные слова» во 2 классе.

2. Знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова; наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах (2 класс).

3. Изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов, окончания; формирование навыка правописания корня и приставки (3 класс).

4. Углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени сущ., имени прил. и глагола; формирование навыков правописания падежных окончаний имен сущ. и имен прил., личных окончаний глагола (4 класс).

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы «Виды работ по морфемике на уроках русского языка» значима в современном языкознании, потому что задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются школьники при изучении однокоренных слов и морфем.

Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова, методику изучения и виды работ, которые проводятся в школе на уроках русского языка.

Подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;

Описать морфемный состав слова в современном русском языке;

Рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова;

Изучить опыт работы учителей школ по данной теме.

Объект исследования: состав слова.

Предмет исследования: методика изучения состава слова в школе, на уроках русского языка.

Методы исследования:

Теоретические методы:

1) изучение методологических основ;

2) изучение «истории вопроса» и изучение всей литературы по вопросу, анализ всего прошлого опыта, сопоставление прошлого опыта с современным положением дела;

3) изучение вопросов современного науковедения, эвристики, методов исследования и смежных наук, опыта исследовательской работы крупных ученых;

4) анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем - в результате наблюдений, изучения опыта учителей, формирование выводов и практических рекомендаций .

Эмпирические методы:

1) изучение опыта учителей, обобщение нового и ценного;

2) целенаправленное наблюдение над процессом обучения: протоколирование уроков и их фрагментов, ответов учащихся на вопросы, их рассказов, ведения магнитофонных записей, фотографирование, изучение письменных упражнений и контрольных работ - диктантов, изложений, сочинений, анкетирование школьников и учителей.

Этапы исследования:

1) изучение методологических вопросов теории познания и ее применения к процессу обучения школьников. Изучение психолого-педагогических вопросов теории познавательной деятельности учащихся.

2) обработка собранных материалов.

3) внесение корректив в предварительные выводы. Разработка рекомендаций. Окончательная доработка новой методики и учебных материалов, составление работы .

МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА

Понятие морфем

Морфема - это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова.

Это минимальная значимая единица языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются и материальность, значимость и воспроизводимость. К числу дифференциальных признаков морфемы относятся ее минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением.

Однако четкой границы между обоими типами признаков морфемы провести нельзя, поскольку ее интегральные признаки, внешне сходные с аналогичными признаками слова, качественно отличаясь от них, являются в то же время и дифференциальными.

Морфема - это минимальная значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Это наблюдается, например, у нулевых морфем (стол - стола, стрел - стрелы, рад - рада, высох - высохла и т.п.), представляющих собой значащее отсутствие звукового отрезка в определенной точке речевой цепи.

Для служебных морфем (аффиксов) характерны словообразовательное и грамматическое значение.

Так, например, суффикс - тель/- итель в именах существительных, мотивированных глаголами (победи-тель, спаси-тель) имеют словообразовательное значение «лица - производителя действия», а в глаголе победи-л суффикс -л- выражает грамматическое значение прошедшего времени.

Окончания являются носителями сразу нескольких грамматических значений: рода, числа, падежа у имен, лица, числа у глаголов. Носителем лексического значения является только корневая морфема.

Синкретические морфемы, совмещающие словообразовательное и грамматическое значения, в языке немногочисленны. Это, главным образом, глагольные приставки. Например, приставки в-/во-, до-, за- и др. в сочетании с глаголом идти, выражая, например, движения (внутрь, к предмету, за предметом и т.д.) в то же время изменяют вид глагола, переводя его из несовершенного вида в совершенный.

Два признака морфем - обобщенность и нелинейность (парадигматический характер) - однозначно являются интегральным. Парадигматический характер морфемы проявляется в ее способности входить в сопоставление с единицами, обладающими структурной общностью, но различающимися по смыслу, что подтверждает ее типовой, а следовательно, и обобщенный характер. Это можно показать на примере имен существительных с суффиксом - щик - чик, обозначающими лицо по профессии или занятию: гардероб-щик -, морожен-щик -, прицеп-щик-, обход-чик - , рез-чик - , разнос-чик-, лет-чик - - и т.д. Что касается слова, то оно изучается в морфемике с грамматической точки зрения. В этом плане наряду с его внутренним строением и членимостью на значимые части рассматриваются особенности его словоизменения и формообразования .

Кроме интегрально-дифференциальных у морфемы есть и собственно различительные признаки.

Наиболее важным из них являются признак ее минимальности, проявляющийся в невозможности дальнейшего членения морфемы на более мелкие части без нарушения ее смысловой целостности. В противном случае образуются незначимые единицы низшего уровня - фонемы.

К различительным признакам морфемы относится и ее структурная выделяемость в составе слова, поэтому морфема связана с единицами высшего, синтаксического уровня не прямо, а опосредованно, об этом свидетельствует невозможность выступать в качестве члена предложения и занимать в нем определенную синтаксическую позицию.

Что касается признака повторяемости морфемы, то это характерное для нее свойство (большинство морфем употребляются минимум в двух словах одного и того же словообразовательного ряда: учи-тель, писа-тель, ваяя-тель, оформи-тель и т.п.) относится не всеми лингвистами к числу ее обязательных дифференциальных признаков.

Таким образом, наиболее предполагаемым понятием морфемы является понятие, в которой говорится, что морфема - это минимально значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Морфема - единица двуплановая, обладающая и формой и содержанием. Этим она принципиально отличается от фонемы, не имеющей значения, а также от слога. Морфема - единица воспроизводимая, говорящий не создает морфем в речи, а берет их из хранящегося в памяти «инвентаря» языковых единиц, тогда как предложения относятся к числу единиц, создаваемых говорящим непосредственно в речевом общении.

Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах), о строении, структуре слова.

Слова в русском языке имеют дробную структуру, они состоят из значимых частей. Минимальную значимую часть слова принято называть термином морфема.

22 .Морфемный состав русского языка. Понятие о корне.

Корень – общая часть родственных (однокоренных) слов, в которой содержится основной элемент лексического значения (ср. мудрый – мудрость – мудрец – мудрёный – мудрствовать). Корень является обязательной частью слова. В русском языке существуют слова, которые состоят только из корня (пальто, кенгуру, в, там, где и т.п.), но чаще в слове они соединяются с различными аффиксами.

23 .Морфемный состав русского языка. Понятие о приставке.

Приставка – аффикс, занимающий в слове положение перед корнем. Приставка может находиться непосредственно пред корнем илиперед другой приставкой. Примеры слов с приставкой: про-снуться, до-читать, пред-при-нять, пред-рас-светный.

24 .Морфемный состав русского языка. Понятие о суффиксе.

Морфема – мельчайшая значимая единица языка.

суффикс - (от лат. suffixus - прибитый, приколоченный). Служебная морфема, находящаяся после корня (непосредственно или после другого суффикса) и служащая для образования новых слов или их несинтаксических форм.

Суффикс словообразовательный (словообразующий). Суффикс , служащий для образования новых слов. Банщик, искатель, связист, москвич, бумажник, бодрость, авторство, листаж; лесной, искусственный, январский, дубовый; советовать, сапожничать, дебатировать, ахнуть; хорошо, дружески, по-новому, по-волчьи.

Суффикс формообразующий (словоизменительный). Суффикс , служащий для образования форм слов. Новее, дороже, тоньше; лежа, читая, написав.

Суффикс словоформообразующий Суффикс , служащий для образования другой формы слова и вместе с тем нового слова. Лужок, ноские (суффиксы указывают на реальную уменьшительность или увеличительность и вместе с тем выражают субъективно-эмоциональную оценку). см. суффиксы субъективной оценки.

Суффикс простой Суффикс неделимый, не выделяющий в своем составе морфем. Марксизм, ректорат, новость, ленинградец. Суффикс составной. Суффикс, образованный из двух морфем. Свирепствовать (-ствова-), лодырничать (-нича-), вмешательство (-тельство), шиповник (-овник).

25 . Морфемный состав русского языка. Понятие о постфиксе.

Постфиксы – служебные морфемы, которые находятся после окончания и выражают грамматическое и/или СО значение. В русском языке к постфиксам относятся: ся, либо, нибудь, таки, ка. Постфиксы отличаются от других морфем своей способностью употребляться после окончания, но они могут находиться и после суффикса или после других постфиксов, ех: подерж-и-ка, согни-сь-ка. Постфиксы также способны присоединяться к неизменяемым словам, ех: опять-таки, ну-ка, полно-те.

Постфиксы то, либо, нибудь обладают только СО значением. Они образуют неопределенные местоимения и наречия.

Постфикс ся выступает в двух функциях:

1. образует залоговые формы глагола, выражая значение страдательного и средне-возвратных залогов, ех: троить – строиться (страд), радовать – радоваться (средневозвр).

2. постфикс ся образует новые глаголы, сочетаясь, как правило, с непереходными глаголами, ех: чернеть – чернеться, белеть – белеться, толпа – толпиться, кричать – раскричаться, петух – петушиться, пересвистываться – префиксально-суффиксально-постфиксальный способ.

Постфикс те употребляется только в формообразующей функции: форма мн ч повел накл. Эти постфиксы присоединяются к формам настоящего и будущего времени для выражения мн числа побуждения, ех: едемте.

Постфиксы таки, ка присоединяются к словам или их формам, сообщая или дополняя оттенки, обычно выражаемые частицами, ех: опять-таки, поработай-ка.

Постфиксы в русском языке могут называться агглютинативными аффиксами. Они однозначно и последовательно присоединяются к основе.

26 .Морфемный состав русского языка.Соединительные элементы в слове (интерфиксы)

При соединении морфем в слове могут быть использованы незначимые соединительные элементы, называемые в лингвистике интерфиксами . Основным видом интерфиксов являются соединительные элементы, используемые при образовании сложных слов: -о- (сам-о-лёт ), -е- (пол-е-вод ), -ух- (дв-ух-этажный ), -ёх- (тр-ёх-этажный ), -и- (пят-и-этажный ). Такие соединительные гласные на стыке корней не являются морфемами в общепринятом понимании (хотя ряд учёных-лингвистов считает их морфемами с особым, соединительным значением). Основы слова соединительные элементы не прерывают.

Иногда термин «интерфикс» используется для описания более широкого круга явлений - всех соединительных элементов, использующихся в словообразовании и словоизменении. При этом выделяют следующие виды интерфиксов:

в словообразовании :

1) соединительные элементы, используемые при образовании сложных слов: -о- (сам-о-лёт ), -е- (пол-е-вод ), -ух- (дв-ух-этажный ), -ёх- (тр-ех-этажный ), -и- (пят-и-этажный ) и другие,

2) согласные, вставляемые между корнем и суффиксом или между двумя суффиксами; -л- (жи-л-ец ), -в- (пе-в-ец ), -j- (кофе-й-ный ), -т- (арго-т-ичесий ), -ш- (кино-ш-ный );

в формообразовании :

-j- (листь-j-я ), -ов- (сын-овь-я ), -ер- (мат-ер-и ), -ен- (плем-ен-а ). Функцию незначимых элементов в словоизменении также выполняют гласные в конце основы глагола, не имеющие значения и закрывающие глагольную основу: -а- (пис-а-ть ), -е- (гор-е-ть ), -о- (пол-о-ть ), -и- (люб-и-ть ).

Как при таком понимании решается вопрос о статусе интерфиксов при морфемном разборе? У учёных-лингвистов нет единого мнения по этому вопросу; интерфиксы разных групп принято квалифицировать по-разному.

Соединительные гласные на стыке корней (группа 1) не присоединяются ни к одному, ни к другому корню и остаются между морфемами; при морфемном членении слова их можно выделять скобками, подчёркиванием или обведением соединительного элемента кружком: сам(о)лёт-Ø ← сам + летать.

Что же касается интерфиксов второй группы, используемых в словообразовании, существует три точки зрения:

1) оставлять их между морфемами (пе(в)ец),

2) присоединять их к корню (пев-ец),

3) присоединять их к суффиксу (пе-вец).

Каждая из этих точек зрения имеет аргументы «за» и «против». Принятому нами алгоритму морфемного разбора соответствует третья точка зрения: суффиксом является тот отрезок производной основы, который отличает её от основы производящей, например, пе-вец ← петь.

Интерфиксы, используемые в словоизменении существительных, принято считать наращениями корня (мать - матер-и), а гласные в конце глагольной основы обозначать как суффиксы (чит-а-ть).

Соединительные гласные о, е выступают как своеобразные служебные морфемы. Основная функция этих семантически абстрактных морфем заключается в том, чтобы соединить знаменательные слова в одно сложное слово. Соединительная морфема представляет собой наиболее яркий и продуктивный структурный признак подавляющего большинства сложных слов современного русского языка.

Существуют следующие правила употребления соединительных гласных о, е:

1) Если первый компонент сложного слова оканчивается на твердый согласный, то в качестве соединительной гласной выступает О , например: головокружение, пчеловод, севооборот.

2) Если первый компонент сложного слова оканчивается на мягкий согласный или шипящий и аффрикату ц, то в качестве соединительной гласной выступает Е , например: пылесос, жизнерадостный, овцевод, дружелюбный и др.

Но не всегда эти правила последовательно соблюдаются. Так, в некоторых сложных словах после одного и того же первого компонента в качестве соединительного гласного выступает то О , то Е , например: кровожадный, кровообращение, кровопролитие , но кровенаполнение, кровеносный.

Следует заметить, что соединительный гласный О употребляется значительно чаще, чем соединительный гласный Е. Необходимо избежать механического выделения соединительных гласных там, где их нет.

Например, легко доказать, что в словах высокооплачиваемый, высокоуважаемый, малоизученный, малозаселенный, малозначимый, малоисследованный, нижеподписавшийся, нижеуказанный и др. звуки о, е не являются соединительными гласными, а наречными суффиксами (достаточно выделить эти наречия в самостоятельные слова: высоко оплачивать, глубоко уважать, мало изучить, мало исследовать и тому подобное). Также нет оснований воспринимать звук о как соединительный гласный в сложных словах, образованных от сокращенных иноязычных слов, в которых о входит в корень сокращенного слова, например: автомобильный транспорт - автотранспорт, автобаза, автовокзал, автодело, автозавод, автопарк; агрономический минимум - агроминимум, агропропаганда, агротехника.

В современном русском языке встречаются сложные слова, не имеющие соединительных гласных. Сюда в первую очередь относятся названия городов: Ленинград, Калининград и т. п. Имеются также разговорно-просторечные слова, содержащие в первой части глагольную форму на и (вертихвостка, держиморда, горицвет, скопидом, вертишейка, сорвиголова и др.). Часто встречаются сложные слова, в которых в качестве первого компонента выступают количественные числительные в родительном падеже (пятилетка, восьмилетка, семилетка, десятилетка, двухэтажный, трехлетний, сорокалетний, шестиугольник, десятидневный, пятидневка и т. п.). В них четко выделяются флексии (родительного падежа -и, -ух, -ех, -а), которые воспринимаются как суффиксы, так как эти формы выпали из парадигмы.Соединительные гласные, как правило, не участвуют в словообразовании сложносокращенных слов (профсоюз, партактив, сберкасса, зарплата, жилплощадь и др.). Это вполне закономерно, так как соединительные гласные служат для соединения двух или более слов, основ или корней, но не сокращенных слов. Типов сложных слов без соединительных гласных в современном русском языке мало. В подавляющем большинстве новые сложные слова, образуемые от словосочетаний или по аналогии с другими сложными словами, оформляются при помощи соединительных гласных о или е.

27 .Морфемный состав русского языка. Понятие об окончании.

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик ), управления (письмо брат-у ) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь ).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот-Ø , диван -кровать-Ø , диван-а-кроват-и.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определённое грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несёт определённую информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несёт информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик - И. п., стол - И. / В. п.;

2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;

3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.

4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умён;

5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) - ср.: дела-л-а, дела-л-и;

7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и- , пиш-и-те;

8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-Ø.

Морфема

Типы морфем

Корень – обязательная, главная часть слова. Все слова, имеющие одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными. Значит, корень – общая часть родственных слов. Родственные слова образуют словообразовательные гнезда. Например: вода, водный, водяной, подводный,наводнение; свет, светить, светлый, осветить, освещение, свеча, подсвечник.В некоторых гнездах может насчитываться несколько десятков слов-«родственников». Обычно корень не изменяет свою форму. Гласные и согласные, независимо от произношения, пишутся одинаково во всех однокоренных словах: море – морской, ходить – походка. Однако иногда в корнях происходит изменение звуков и букв, которое называется чередованием. Так, корень -свет- имеет свои варианты -свеч-, -свещ- (свеча, освещать), которые различаются согласными звуками и буквами. В родственных словах снег, снежок, снежинка, снежный, снеговой корень выступает в двух вариантах -снег- и -снеж-, в которых чередуются согласные [г-ж]. В корнях однокоренных слов дружба, дружить, друзья, подруга наблюдается чередование согласных [г-ж-з]. В корнях могут чередоваться не только согласные, но и гласные звуки: мыть,вымоем; ношу, нёс; везли – возит, рос – растение. Однокоренными считаются только те слова, в которых корнисовпадают как по своей форме, так и по значению. Иногда в словах корни совпадают только по форме, но не по значению: рисовать – рис; вода – водить, ручка – ручей; копить – копать. В таких случаях слова не являютсяоднокоренными, или родственными. Для того чтобы выделить в слове корень, нужно: 1) подобрать однокоренныеслова, 2) сравнить однокоренные слова и найти в них общую часть, 3)выделитьеё знаком.Безударные гласные в одних и тех же корнях пишутся одинаково – как под ударением, так и в безударном положении: дом, домашний; лес, лесной, в лесу; час, часы. Для проверки написания безударного гласного в корне надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на этот гласный падало ударение: стена – стенка, стеночка;

Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. В русском языке слова подразделяются на изменяемые и неизменяемые. Например, слова там, далеко, много, метро, такси не изменяются. Однако большинство слов изменяют свою форму: поехал к маме, люблю маму, был у мамы. При изменении формы слова изменяется окончание. С помощью окончания слова связываются друг с другом в предложении: На землю падали белые пушистые снежинки. Окончание обладает грамматическим значением. В существительных, прилагательных оно выражает значение числа, рода, падежа, в глаголах –значение числа, лица, рода (в прошедшем времени). В некоторых изменяемых словах может быть нулевое окончание, которое не состоит из звуков и букв. Нулевое окончание выявляется при сравнении форм 6 слова: лес, в лесу, нет леса. При изменении слова лес в других формах появляются окончания, значит, в форме лес также есть окончание, но оно н у – л е в о е – не выражено звуками и буквами. Таким образом, нулевое окончание – это окончание, не выраженное звуками (буквами). Чтобы выделить в слове окончание, надо: 1) изменить слово, 2) сравнить

разные формы слова, найти ту часть слова, которая изменяется, 3) выделить

изменяемую часть слова знаком.

Основа слова – это часть слова без окончания и формообразующих суффиксов. В основе заключено основное значение слова. Основа слова может состоять только из корня (звезд-а, неб-о, лес) или из корня и других морфем --суффиксов, приставок (кроме формообразующих). Основы бывают производными и непроизводными. Н е п р о и з в о д н а я основа состоит только из одного корня: дом, дел-о, хорош-ая, смотр-ят. П р о и з в о д н а я основа, кроме корня, включает одну или несколько других морфем – приставку, суффикс: подводн-ый, музыкант-ы, поед-ем. Чтобы выделить в слове основу, надо: 1) изменив слово, найти в нём окончание, 2) отбросить окончание,

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например: снег – снеж-н-ый, снеж-инк-а; дом – дом-ик, дом-ашн-ий; тёмный – темн-е-ть, темн-от-а. Суффиксы придают словам разнообразные значения. Например: 1) значение действующего лица: перевод-чик, строи-тель, уч-еник, футбол-ист, бокс-ёр, банк-ир, испан-ец; 2) значение признака: лет-н-ий, дет-ск-ий, апельсин-ов-ый, кож-ан-ый, дожд-лив-ый; 3) уменьшительно-ласкательное значение: стол-ик, птич-к-а, ден-ёк, мам-очк-а, Наташ-еньк-а и др.

Постфикс В некоторых словах встречается морфема, стоящая после окончания: одеваюсь, учится, какой-нибудь, что-то. Такая морфема называется постфиксом. Постфикс -ся употребляется после согласных, а его вариант -сь -- после гласных: радуюсь, радуемся.

Приставка (префикс) – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: ехать – при- ехать, хороший – не-хороший, полезный – бес-полезный. С помощью приставок чаще всего образуются глаголы. Приставки придают словам разнообразные значения. Например: 1) значение движения наружу:выходить, уходить, 2) движение внутрь: приносить, вносить; 3) отсутствия признака: некрасивый, бесшумный.Чтобы выделить в слове приставку, нужно: 1) подобрать однокоренные слова с приставками и без приставки; 2) выделить в слове корень; 3)найти ту часть слова, которая стоит перед корнем; 4) обозначить эту морфему знаком

Соединительная гласная (интерфикс) В состав некоторых слов могут входить два корня: пылесос, водопад, сухофрукты. Корни в таких словах соединяются особой морфемой, которая называется соединительной гласной, или интерфиксом. В русском языке чаще всего используются соединительные гласные о (после твердых согласных) или е (после мягких согласных): самовар, змеелов. Реже встречаются другие интерфиксы: пятилетний, двухэтажный, трёхместный.

Морфемный анализ (разбор) – это выделение в слове всех морфем.

Морфемы выделяются в словах в таком порядке: Окончание Основа Корень Приставка Суффикс

ТЕМА 2. СПОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

Словарный запас языка постоянно пополняется новыми словами. Пополнение словаря идёт двумя путями: заимствованием из других языков и образованием новых слов на базе существующих. Основным средством обогащения словаря является словообразование. Слова в русском языке делятся на и непроизводные, или простые, исходные (дом, победа, шахматы, ехать) и производные (домик, победить, шахматист, приехать). Производные слова образовались от других слов. Из двух соотносящихся друг с другом слов, имеющих общий корень, одно является более простым по своему составу, первичным, другое – более сложным, вторичным, производным от первого слова. Например: дом – домик ‘маленький дом’, победить – победитель ‘тот, кто победил’, учитель –учительница ‘женщина-учитель’. Таким образом, мы видим, что значение одного слова можно объяснить через значение другого слова. Такая связь между однокоренными словами называется словообразовательной мотивацией. Образование новых слов происходит различными способами. В современном русском языке используются такие основные способы словообразования : суффиксальный, приставочный, приставочно- суффиксальный, сложение, слияние слов, аббревиация. Все способы словообразования можно разделить на морфемные (когда новое слово образуется с помощью морфем) и неморфемные (когда в образовании новогослова морфемы не участвуют).

2.1. Морфемные способы образования слов

С у ф ф и к с а л ь н ы й – это образование слова путём прибавления к основе суффикса: учи-ть – учи-тель, вчера – вчера-шн-ий, обед – обед-а-ть, честн-ый – честн-ость. Суффиксация наиболее распространена при образовании существительных и прилагательных. Суффиксация может сопровождаться чередованием звуков в корне,. например: тихий – тишина, друг – дружить, книга – книжный, граница - граничить; Нередко при суффиксации наблюдается усечение основы (сокращение основы на один или несколько звуков (букв): низкий – низость, робкий – робеть, утка– утиный. В образовании нового слова участвует только один суффикс: учить –учитель – учительница. При образовании слова учительница суффиксы -тель- и -ниц- прибавлялись к основе по очереди на каждой ступени словообразования. Если новое слово образуется с помощью суффикса от глагола, то его образование всегда идёт от инфинитива, в котором суффиксы -ть, -ти отбрасываются, как и окончания, и не входят в основу: писа-ть – писатель, строи-ть – строитель. Чтобы уточнить, с помощью какого суффикса образовалось слово, надо сравнить основы двух слов (основу производную и основу того слова, от которого образовано новое слово) и установить, какой морфемой они различаются. Например, нерешительность – нерешительн-ый -- первое слово образовалось от второго с помощью суффикса -ость. При этом используется, как в математике, приём вычитания (вычитание основ). Как разновидность суффиксального способа рассматривается нулевая суффиксация.

Нулевая суффиксация – это образование нового слова с помощью нулевого суффикса. Например, от глагола бегать образовалось существительное бег(аналогично от полететь образовалось полёт, от входить – вход, от зелёный – зелень). При этом производящая основа (основа слова, от которого образуется данное слова) может содержать больше морфем, чем основа образованного слова: выходить – выход (суффикс -и- усекается, не входит в основу образованного слова).

П о с т ф и к с а л ь н ы й – образование нового слова с помощью постфикса –ся/-сь, -нибудь, -либо: мыть – мыться, какой-нибудь,кто-либо.

П р и с т а в о ч н ы й (п р е ф и к с а л ь н ы й) – это образование нового слова путём прибавления к целому слову приставки (префикса): группа – подгруппа, автор – соавтор, опасный – безопасный, прыгнуть – подпрыгнуть, гнать – выгнать, всегда – навсегда. Наиболее распространён приставочный способ при образовании глаголов: писать – подписать, выписать, переписать, списать,

П р и с т а в о ч н о - с у ф ф и к с а л ь н ы й – это образование нового слова путём одновременного присоединения к основе или слову и приставки и суффикса: окн-о – подоконник, граница – заграничный, новый – по-новому, чистый - дочиста. Иногда трудно определить, каким способом (приставочным или приставочно-суффиксальным) образовано слово, которое имеет в своём составе и приставку, и суффикс. В этом случае надо отнять от слова приставку и проверить, употребляется ли это слово без приставки или нет. Если не употребляется, то слово образовано приставочно-суффиксальным способом, а если употребляются – то приставочным способом. Например: антивоенный – военный (слово образовано с помощью приставки анти-), одеяло –пододеяльник (приставочно-суф способ, т.к. нет слова одеяльник).

*Если вместе с приставкой в образовании нового слова принимает участие постфикс, то говорят о префиксально-постфиксальном способесловообразования: звонить – дозвониться, бежать – разбежаться.

С л о ж е н и е – это такой способ словообразования, при котором новое слово возникает в результате объединения двух или более основ или слов: земля, трясти - землетрясение, кислый, сладкий – кисло-сладкий, выставка- продажа, лётчик-космонавт. В последних двух примерах (при сложении целых слов) образуются составные слова, которые характеризуются одним основным ударением, закреплённым порядком слов. Компоненты, образующие сложные слова, могут объединяться с помощью соединительного гласного (интерфикса) о/е: хлебозавод, земледелец, пылесос. Иногда в образовании сложного слова участвует также и суффикс: железная дорога - железнодорожный, тушить огонь – огнетушитель. В таком случае можно говорить о сложно-суффиксальном способе образования, который следует рассматривать как разновидность сложения.

*От сложения необходимо отличать суффиксальный способ, когда новое слово образуется от сложного слова путём прибавления суффикса: самолёт – самолётный, водопровод – водопроводчик. В таких случаях нужно, отняв суф, проверить, употребляется ли сложное слово без него. Если употребляется – слово образовано с помощью суффикса, если нет – значит, слово образовано сложно-суф способом.

2.2. Неморфемные способы образования слов

С л и я н и е – способ словообразования, при котором главное и зависимое слова словосочетания сливаются в одно новое слово: быстро растворимый – быстрорастворимый, глубоко уважаемый – глубокоуважаемый, вечно зелёный – вечнозелёный. Зависимым словом обычно бывает наречие, которое стоит перед главным словом – причастием или прилагательным. В таких сложных словах имеется одно основное ударение, закреплённый порядок частей (их нельзя поменять местамибыстродействующий – действующий как? быстро, нижеподписавшиеся – подписавшиеся где? ниже.

А б б р е в и а ц и я (сложносокращенный способ) – это такой способ образования новых слов, при котором новые слова возникают путём сложения сокращённых частей слов. Слова, образованные таким способом, называются аб б р е в и а т у р а м и. Аббревиация свойственна только именам существительным. Различают два типа аббревиации, которые зависят от того, из каких частей слов образуется аббревиатура: из звуков, букв или частей слов (но не морфем).

Слоговая аббревиация – образование сложносокращённых слов путём сочетания начальных частей слов или слогов (либо целого слова и части

другого слова): универсальный магазин – универмаг, заработная плата – зарплата, медицинский пункт – медпункт, заведующий кафедрой – завкафедрой, заместитель директора –замдиректора, физическая культура – физкультура, Европейский союз -Евросоюз;

Инициальная аббревиация – образование сложносокращённых слов из начальных звуков или букв: высшее учебное заведение – вуз, запись актов гражданского состояния – загс, без определённого места жительства – бомж, Государственная автомобильная инспекция – ГАИ, научно- 26 исследовательский институт – НИИ, Министерство иностранных дел – МИД, Белорусский государственный университет - БГУ.

Как неморфемный способ словообразования рассматривается также п е р е х о д с л о в о д н о й ч а с т и р е ч и в д р у г у ю часть речи. Чаще всего наблюдается переход имён прилагательных в имена существительные – субстантивация. Например: учёный человек -- крупный учёный, мороженое мясо -- вкусное мороженое, дежурный врач -- подошёл дежурный, рабочий человек -- рабочий трудится, проездной билет -- потерял проездной. При переходе в разряд существительных имена прилагательные приобретают все грамматические характеристики существительных и начинают отвечать на вопросы кто? что?

2.3.Основные словообразовательные понятия

Словообразовательный анализ – это установление 1) от какого слова образовалось данное слово,2) с помощью какой морфемы оно образовалось 3) каким способом оно образовалось.

Производное слово – это слово, образованное от другого слова. Слово сахарница производное, т.к. образовано от слова сахар, а слово сахар –непроизводное, исходное.

Производная основа – это основа производного слова. Кроме корня, в нее входят другие морфемы. Основа слова сахарница – (сахарниц) производная, так как состоит из корня сахар- и суффикса -ниц-.

Производящая основа – это основа того слова, от которого образовалось данное слово. Производящую основу для слова сахарница надо искать в слове сахар (это основа сахар-, которая в этом слове совпадает с корнем).

Образующая морфема – это морфема, с помощью которой образовалось слово. Например: водить – водитель, апельсин – апельсиновый, петь – запеть. Чтобы найти образующую морфему, нужно из производной основы «вычесть, отнять» (как в математике) производящую основу. Та морфема, которой эти основы различаются, и будет образующей морфемой. В слове сахарница образующая морфема – это суффикс -ниц-, так как с помощью этого суффикса слово образовалось от слова сахар (сравним основы сахарниц- и сахар- и получим суффикс -ниц-).

Словообразовательное значение – это значение образующей морфемы. Например, в слове запеть приставка за- -- образующая морфема, которая имеет значение ‘начало действия’. В слове водитель образующая морфема – суффикс -тель со значением ‘действующее лицо’, в слове сахарница образующая морфема – суффикс -ниц- со значением ‘предмет’ (‘посуда’).

Словообразовательная модель – это схема, образец, по которому образовалось данное слово. Для того чтобы слова относились к одной словообразовательной модели, они должны: 1) образоваться от одной части речи (существительного, глагола и т.д.), 2) иметь одну и ту же образующую морфему с тем же словообразовательным значением. Так, слова сахарница, мыльница, хлебница образовались от существительных сахар, мыло, хлеб с помощью суффикса -ниц-, который имеет значение предмета (‘посуда, в которой что-либо хранят’). А слово школьница не относится к этой же модели, так как суффикс -ниц- здесь имеет другое значение -- ‘действующее лицо’. Глаголы запеть, закричать, засмеяться также образованы от глаголов по одной модели, поскольку приставка за- имеет значение ‘начало действия’ (начать петь, начать кричать, начать смеяться). Глагол закопать не относится к этой модели, поскольку в нём приставка обладает другим значением.

Словообразовательная цепочка – это однокоренные слова, расположенные в том порядке, в котором они образованы друг от друга. Например:

учительница – учитель – учить; доверчивость – доверчивый – доверить – верить – вера; доброта – добрый. Словообразовательные цепочки могут состоять из двух, трёх и более слов. Словообразовательные цепочки однокоренных слов входят в словообразовательное гнездо. Во главе гнезда расположено исходное слово, от которого образуются другие слова с этим же корнем. Например, в гнездо с исходным словом аптека входят такие цепочки: аптека – аптечка; аптека –аптекарь – аптекарша; аптека – аптечный. Таким образом, в этом гнезде «живут» пять однокоренных, родственных слов, которые образуют трисловообразовательные цепочки. Аптека – аптечка аптечный аптекарь – аптекарша

Словообразовательный анализ (разбор) – это определение 1) от какого слова, 2) каким способом, 3) при помощи какой морфемы образовано данное слово. Словообразовательный анализ может быть полным и неполным.При н е п о л н о м словообразовательном анализе находим слово, от которого образовано данное слово. Затем, сравнивая производную и производящую основы, находим образующую морфему и определяем способ образования слова При п о л н о м словообразовательном разборе анализируем всю словообразовательную цепочку, пока не доходим до исходного, непроизводного слова. На каждой ступени словообразовательной цепочки могут выявляться разные способы образования слов.

ТЕМА 3. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Глаголы с приставкой в-/во-

Основные значения приставки:

1.движение внутрь: войти, въехать, внести, вписать, вклеить, ворваться и др.

2.движение вверх: влезть (на дерево), втащить (по лестнице);

3.углубление в действие (глаголы восприятия): вслушаться, вдуматься,всмотреться.

Нормы управления:

Глагол + в + В.п.: войти в дом, вмешаться в беседу, внести мебель в комнату,

вслушаться в разговор, внимательно всмотреться в фотографию; 74

Глагол + на + В.п.: влезть на дерево, въехать на гору, внести чемодан на пятыйэтаж.

Переносное употребление:

Входить/войти в историю, в традицию, в привычку, в положение, в курс дела

Вводить/ввести в заблуждение

Вносить/внести вклад

Вкладывать/вложить смысл, знания, силы, средства

Глаголы с приставкой вы-

Основные значения приставки:

1. движение изнутри: вынести из дома, выбросить (мусор), выпустить (птицуиз клетки), высыпать 2. исчерпанность действия: выплакаться, выслушать, выспаться, выказаться.

Нормы управления:

Глагол + из + Р.п.: выехать из Минска, выселиться из квартиры;

Глагол + в, на + В.п.: выбежать на улицу, вылететь в Москву;

Глагол + В.п.+ из + Р.п.: выписать слова из текста, вытащить руки из

карманов; 75

Глагол + на + П.п., глагол + с + Т.п.: выступить на конференции, на собрании,выступить с докладом, с речью, с предложением.

Переносное употребление

Выйти/выходить из печати (о книге), выйти/выходить на экраны (о фильме)

Выйти/выходить из строя (испортиться, нуждаться в ремонте)

Вынести/выносить жару, холод, трудности, перегрузки

Выглядеть хорошо, плохо, больным, усталым

Выйти/выходить замуж

Выйти/выходить из себя

Глаголы с приставкой до-

Основные значения приставки:

1.доведение действия до конца, до определённой границы: доехать (до дома),дописать (письмо);

2.достижение результата, несмотря на трудности: дозвониться,договориться, дождаться, додуматься;

Нормы управления

Глагол + до + Р.п.: дожить до старости, доплыть до берега;

Глагол + В.п. + до + Р.п.: дослушать песню до середины, дочитать книгу доконца;

Глагол + В.п.: дозваться детей, добудиться сына (с трудом);

Глагол + Д.п. (+ к + Д.п.; + до + Р.п.): дозвониться подруге, к подруге, доподруги;

Глагол + с + Т.п. (о + П.п.) договориться с подругой о встрече, догадаться опричине (чего?)

Переносное употребление

Довести/доводить до сведения, до конца.

Глаголы с приставкой за-

Основные значения приставки:

1.движение вглубь или за предмет: зайти за угол дома, забросить мяч в сетку,засунуть руки в карманы;

2.попутное действие: зайти по дороге в магазин, заехать за другом;

3.распространение действия на всю поверхность: зашить дырку, засадить участок цветами;

4.чрезмерное действие: засидеться в гостях, зачитаться до утра;

5.начало действия: заплакать, закричать, зацвести

6.совершение действия заранее: закупить продукты, запланировать поездку;

7.доведение действия до конца: заработать деньги, зажарить мясо;

Нормы управления:

Глагол + за + В.п.: забросить за забор, зайти за дерево;

Глагол + В.п. + Т.п.: засыпать землю снегом, заселить дом жильцами

Переносное употребление

Заводить/завести 1)часы, машину, мотор, 2)собаку, рыбок

Заходить/зайти (о солнце)

Забрасывать/забросить учёбу, занятия, спорт, работу

Глаголы с приставкой на-

Основные значения приставки

1.направление действия на поверхность: наступить на гвоздь, наехать напешехода, намазать хлеб

2.полнота, исчерпанность действия: наговориться, наесться досыта,натанцеваться, накопить денег, напечь блинов

Нормы управления:

Глагол + на + В.п.: наскочить на камень, набросить на плечи шаль

Глагол + Р.п.: нарвать цветов, накупить конфет

Переносное употребление

Наносить/нанести вред, ущерб, обиду, оскорбление

Наталкиваться/натолкнуться на препятствия, на интересную статью

Глаголы с приставкой пере-

Основные значения приставки:

1.направление действия через предмет, перемещение на другое место:перелезть через забор, переехать

3.превышение нормы в действии: переоценить свои силы, пересолить еду,ереутомиться 4. разделение предмета на две части: перерезать верёвку, перепилить дерево;

5. исчерпанность действия: перемыть всю посуду, перечитать все книги,много пережить;

6. взаимное действие (с постфиксом –ся): переговариваться по телефону,переписываться с друзьями;

7. преимущество в действии: переспорить брата, перебороть свой страх,перекрикивать друг друга

Нормы управления:

Глагол + через + В.п.: перейти через дорогу, перевести через дорогу

Глагол + с + Т.п.: перешёптываться и переглядываться с подругой

Переносное употребление;

Переносить/перенести болезнь, операцию, страдания, горе, испытания, нужду

Передавать/передать чувства, настроение, характер, обстановку

Переходить/прейти к (следующей) теме, вопросу

Перебить/перебивать собеседника, взрослых (при разговоре)

Глаголы с приставкой при-

Основные значения приставки:

1.приближение, присоединение: приклеить марку, придвинуть стол к столу,прикоснуться к руке, 2.неполнота действия: приоткрыть дверь, прилечь отдохнуть, присесть наминуту; 86

3.углубление в действие: присмотреться к студентам, прислушаться к совету;

4.приобретение каких-либо качеств: приручить зверя, приучить к порядку,привыкнуть к жаре, привить

Нормы управления

Глагол + в, на + В.п.: прилететь в Минск, прийти на концерт, в театр

Глагол + из, с + Р.п.: приехать из деревни, из Москвы, с моря, c юга

Глагол + к + Д.п.: прислушаться к звукам, приблизиться к городу, привыкнутьк шуму

Глагол +В.п. + к + Д.п.: пришить пуговицу к рубашке, привязать лошадь кдереву, приучить детей к труду, привить любовь к книге

Глагол + В.п.: привезти подарки, привести друга, приобрести умения, знания,профессию, имущество

Переносное употребление

Приносить/принести пользу, вред, радость, горе, удачу

Приступать/приступить к учёбе, к работе, к занятиям, к выполнениюобязанностей

Прививать/привить любовь, интерес к спорту, к искусству, к математике

Глаголы с приставкой про-

Основные значения приставки:

1.движение сквозь предмет или пространство: проехать через город,прорыть тоннель, проколоть шину;

2.ограничение действия во времени или в расстоянии: проработать шестьчасов, проспать всю ночь,

3.действие мимо предмета: проехать мимо памятника, пройти мимобиблиотеки;

4.ошибочное действие: нечаянно проехать свою остановку, проспать лекцию,пролить кофе на скатерть,

5.распространение действия на все объекты: прослушать курс лекций,просмотреть все конспекты,

6.действие в один приём: проговорить, прошептать, проветрить комнату

Нормы управления

Глагол + через, сквозь + В.п.: проехать через мост, пробраться сквозь заросли,

протечь сквозь крышу

Глагол + по + Д.п.: пройти по проспекту, проехать по мосту

Глагол + мимо + Р.п.: пройти мимо кассы, мимо магазина

Переносное употребление

Проходить/пройти темы, материал, программу, конкурс

Проводить/провести урок, занятие, мероприятие

Провалиться на экзаменах

Глаголы с приставкой с-/со-

Основные значения приставки:

1.удаление: срубить дерево, соврать цветок, стереть пыль со стола;

2.движение сверху вниз: сбежать с лестницы, съехать с горы;

3.соединение: соединить провода, сложить вещи в чемодан;

4.движение с разных сторон в одно место: съехаться на конгресс, скопиться;

5.сделать копию: срисовать, сфотографировать, скопировать;

6.взаимное действие (с постфиксом –ся): созвониться с подругой, сговоритьсяо встрече, сдружиться;

7.совместность: сочувствовать, сопереживать, чужому горю, соболезноватьо поводу смерти, сопровождать кого-либо, содействовать кому-либо;

8.движение туда и обратно: съездить на экскурсию, сходить в магазин

Нормы управления:

Глагол + В.п. + с + Р.п.: стряхнуть песок с одежды, снять картину со стены;

Глагол + с + Р.п.: спуститься с пятого этажа, слезть с дерева, спрыгнуть свшки;

Глагол + с + Т.п.: сдружиться с соседями, созвониться с братом;

Глагол + Д.п.: сочувствовать другу, содействовать развитию бизнеса;

Переносное употребление:

Сходиться/сойтись во мнениях, взглядах, вкусах

Сносить /снести дом, здание, строение

Не сводить глаз с чего-либо, с кого-либо

Сойти/сходить с ума

Глаголы с приставкой у-

Основные значения приставки:

1.удаление: уйти домой, улететь на юг, угнать машину, удалить зуб;

2.полнота действия: уложить вещи в сумку, уставить стол тарелками;

3.совершение действия, несмотря на трудности: уцелеть на войне, устоятьна месте, уговорить ребёнка пойти к врачу;

4.удобство действия (с постфиксом –ся): усесться в кресло, улечься на диване,

устроиться поудобнее

Нормы управления

Глагол + В.п. + от + Р.п.: уберечь ребёнка от простуды,

Глагол +В.п. + Т.п.: усыпать дорогу цветами, уставить полки книгами

Переносное употребление:

Уходить/уйти на пенсию, в отставку, от дел, от ответственности

Устраиваться/устроиться на работу

Укладываться/уложиться в срок, в регламент

Устанавливать/установить отношения

Уживаться с людьми

Тема 6. Словосложение

Сложные слова включают в себя два корня: долгожитель, однофамилец,широкоплечий, самолёт. Компоненты сложного слова могут быть свободными:они употребляются как самостоятельные слова. Например: сухофрукты – сухой+ фрукты, семичасовой – семь + час, чернокожий – чёрный + кожа, новогодний– новый + год. Первый или второй компонент сложного слова может бытьсвязанным, он не употребляется как самостоятельное слово: авиарейс,цветовод, жизнелюб.Компоненты сложного слова чаще всего соединяются с помощьюинтерфикса (соединительной гласной) о, е, и, а, ух, ёх: добродушный,нефтепровод, пятилетний, сорокалетие, двухместный, трёхэтажный. Некоторые

сложные слова, образованные без интерфикса, пишутся через дефис (черезчёрточку): ганерал-майор, лётчик-космонавт, кафе-бар, тёмно-зелёный,

ТЕМА 1. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА

Слова русского языка состоят не только из букв и звуков. В них выделяются самые маленькие (минимальные) части, имеющие значение, – морфемы. Например, слово сотрудники имеет значение ‘люди, которые совместно трудятся, работают’. В этом слове 4 морфемы: со-труд-ник-и. Главная часть слова -труд- обозначает процесс – занятие, работу. Морфема со- указывает на совместность. Морфема -ник- обладает значением ‘лицо (человек), которое выполняет действие’. Последняя часть слова -и является показателем грамматического значения имени существительного, в данном случае именительного падежа множественного числа. Таким обр, каждая морфема несет часть значения слова.

Морфема – минимальная (наименьшая) значимая часть слова. Она имеет следующие признаки.

1. Является частью слова. Самостоятельно, вне слова не употребляется, только в составе слова.

2. Имеет свое материальное выражение, обычно состоит из звуков (букв): школь-ник-и. Однако бывают и нулевые морфемы, не выраженные звуками (буквами): школь-ник (в данном случае нулевое окончание).

3. Обладает значением. Значение морфемы имеет обобщенный характер.

4. Не создается в речи, а воспроизводится. Морфемы являются готовым строительным материалом, из которого строятся, создаются слова. Морфемы бывают продуктивные и непродуктивные. Продуктивн ые морфемы – такие, которые активно участвуют в образовании новых слов.Например, суффиксы -ник, -тель продуктивные: работник, сотрудник,проводник, помощник; учитель, строитель, издатель, покупатель Суффиксы -ун, -ач непродуктивные: бегун, шалун, циркач, ткач.

Типы морфем

По роли в составе слова морфемы делятся на корневые и служебные. К корневым относятся корни, а к служебным – приставки, суффиксы,окончания, соединительные гласные (интерфиксы).

Все морфемы подразделяются на словообразующие и формообразующие. Словообразующие морфемы участвуют в образовании новых слов, а формообразующие – в образовании разных форм одного и того же слова.Например, формообразующие приставки совершенного вида: делать –сделать, строить – построить. Формообразующими являются суффиксы –показатели инфинитива, прошедшего времени, причастий, деепричастий(строить, строил, строящий, строивший, строя), степеней сравнения прилагательных (красивее, красивейший) и др.