Полезные советы батюшки. Практические советы относительно повседневной жизни христианина. Пророчество о судьбе России

Архимандрит Андрей Конанос — греческий священник родом из Германии. Много путешествует по миру, проповедует в разных странах, ведет передачу на греческом радио.

Книга содержит 14 бесед в формате прямой речи. Беседы не объединены какой-то общей темой, но читаются на одном дыхании.

За сколько дней можно обрести благодать

Андрей Конанос рассказывает множество историй, которые случились с ним или прихожанами. Однажды он был с паломничеством в одном православном монастыре Америки. Местные монахи непрестанно читали Иисусову молитву. Он читали ее весь день, за работой, за едой. Сам Андрей тоже проникся и стал читать молитву. Постоянно, все пять дней, что был в монастыре.

Под конец его охватила такая благодать, что он перестал замечать все мирское вокруг. Андрей думал, что наконец нашел Бога.

Пришло время возвращаться домой. Андрей Конанос стоял в очереди на самолет. И вдруг у одного из его попутчиков куда-то пропал билет: «Батюшка, не могу найти билет!», «Как же так? Что ты такое говоришь? Что ты предлагаешь теперь делать?». Вся благодать Иисусовой молитвы вмиг сменилась раздражением: «Смотри сколько людей позади ждут своей очереди! Где же твой билет? Куда ты его подевал?».

К счастью, позже билет нашелся и паломники вылетели своим рейсом. Сидя в самолете, Андрей Конанос укорял себя: «Ну зачем я раздражался? Бог все устроил. Зачем я растерял благодать?».

Так и мы не должны обольщаться. Благодать нужно искать всю жизнь.

Почему Бог попускает страдания

Можно встретить такую точку зрения: Бог попускает страдания в наказание за грехи . Возможно и так. Архимандрит Андрей честно признается, что не знает ответа.

Во время страшных событий на Гавайях, когда из-за землетрясения погибли тысячи человек, архимандрит Андрей прибыл на остров, чтобы оказать поддержку людям. Многие их родственники погибли. Все они обращались к Андрею с вопросом «За что? Почему мы?». Священник ответил, что не знает, почему Господь допустил такое. Потому что не может в данный момент, сейчас, осознать весь Божественный промысел.

Он рассказал о мальчике, который играет в мяч. Когда стемнело отец отобрал мяч и позвал сына домой. Сын начал плакать и просил вернуть ему игрушку. Но отцу виднее, что лучше для сына, пусть даже пока что сын этого не понимает.

Когда-то, говорит Андрей, возможно мы поймем, для чего Господь попустил то или иное. Со временем. Не сейчас.

Что будет — то будет

Зачем волноваться и переживать о завтрашнем дне, если каждый день приближает нас к Богу? Зачем проявлять упорство, если все будет так, как расположит Господь?

Как-то раз, под вечер Андрею Конаносу захотелось приобрести одну книгу. Он пошел в первый магазин, но там ее не оказалось. Скоро магазины закроются, нужно поторопиться в другой, — подумал он. Но и во втором ее не оказалось. Нужно скорее бежать в третий! Но и там книги не было в продаже.

Стоп! Какой мне прок от книги прямо сейчас? Буду ли я читать ее ночью? Нет. Ну значит продолжу поиски завтра.

Так нужно подходить ко всем мирским делам. Получится — хорошо. Нет — так нет. На все воля Божия.

Но всегда нужно думать головой. Если спешка необходима — нужно поспешить.

Оставь ближнего в покое

Один монах нес послушание тем, что ничего не делал. Пока другие монахи работали, он помогал им тем, что не мешал. Пока другие поучали людей, он молчал. За таким «занятием» он провел несколько лет.

И вот теперь к этому монаху едут паломники, просят его исповедовать. Дать совет. Почему? Он же ничего не делает. А потому, что как раз такого вот смирения и нет в людях. Они тянутся к нему, потому что хотят получить то, чего нет в них.

А другой постоянно всем указывает как делать правильно, как неправильно. Навязывает свою точку зрения. Но людям это не нужно, им нечего взять от человека, который пытается подчинить окружающих своей воле.

Мы не можем заставить людей жить, как нам хочется. Так же, как мы не можем заставить человека искренне полюбить нас.

Духовность — это не разговоры о Боге

Быть духовным человеком означает не говорить о Боге, а говорить то, что сподвигнет людей самим интересоваться Богом.

Однажды паломники, среди которых было много детей собрались исповедаться у одного известного афонского старца. Этот старец очень мудрый, он расскажет вам много душеполезных вещей! — говорили взрослые детям.

Когда паломники встретились со старцем, первым делом он поинтересовался, за какой футбольный клуб они болеют? Нравится ли им его любимая команда? Следят ли они за матчами?

Батюшка, — вмешались взрослые, — а можно послушать что-то духовное?

Конечно! Когда вы в последний раз водили детей на стадион?

Дети до того развеселились, что сами выстроились в очередь на исповедь к старцу.

Вот так, с помощью смеха, ему удалось разжечь интерес к вере у детей.

Брак — зеркало характера

Многие браки распадаются. Почему это происходит? Причин множество. Может, муж дает жене деньги и считает, что больше ничего не должен. Может, жена не получает от мужа внимания и ищет его на стороне. Так или иначе браки распадаются из-за пустоты между супругами, которую они заполняют не тем, чем надо.

Одна женщина пришла на исповедь к архимандриту Андрею и сказала:

Мне пришлось поругаться с мужем, который не верит в Бога, но я все равно пришла в храм! Мне с вами, батюшка, очень хорошо, вы всегда выслушаете, не то, что мой муж!

Женщина ожидала похвалы от священника, но вместо этого он ее отчитал:

Что же ты делаешь? А ну быстрее беги домой, к супругу. Нельзя заполнять пустоту в отношениях походами в храм.

Сначала супруг, потом — Бог. Если бы Господь сейчас слышал эту женщину и мог бы ей ответить, неужели Он бы одобрил ее поведение? Не сказал бы Он ей, что бы та вернулась к мужу и смиренно попросила у него прощения?

Еще одна особенность брака — это зеркало характера. Человек, с которым ты живешь много лет, видит тебя таким какой ты есть. Если твой супруг или супруга критикует тебя за что-то, то это тот недостаток, который ты бы сам в себе не увидел.

Почему мы не святые

Архимандрит Андрей Конанос очень любит старца Паисия Святогорца. Для него он пример подражания.

Старец Паисий всегда винил во всем себя. Во всех грехах других людей виноват только он. Когда к нему приходили и рассказывали, что согрешили, старец повторял: «Это я виноват, это я не уберег, не вразумил, какой-же я грешный!». Делал он это совершенно искренне и раскаивался в чужих грехах искренне.

Потому что святые не видят в людях зла . Они видят в людях только хорошее.

— Помогите, отец, я все время сплю, ничего не делаю!

— Ну так и хорошо, пока спишь — не грешишь.

Божии люди не упрекают других, не нравоучают. Их ответы всегда смиренны и кратки: «Не переживай, все хорошо», «Бог простит».

О домашних обязанностях . У каждого в семье есть свои обязанности. Муж содержит семью, а жена должна быть хранительницей дома.

- Должен ли муж помогать жене в домашних делах?

- Я бы по-другому сформулировал: может ли муж помогать жене в домашних делах? Может. Но сказать "должен" нельзя. Ведь что такое долг? Это обязанность. А мы уже говорили, что у каждого в семье есть свои обязанности. Муж содержит семью, а жена должна быть хранительницей дома.

То есть домашние заботы в основном лежат все же на ее плечах. И заставлять мужа постоянно полы мыть, стирать нельзя. Я знаю, что мужья сами с удовольствием это делают, если они видят, что жене трудно. Но когда их заставляют - для них это очень печально, все внутри противится, потому что это не является их обязанностью. Некоторые женщины похваляются: "Муж мой стирает, готовит, убирает...". Надо понимать, что когда жена начинает постепенно завоевывать авторитет и власть в семье и муж отодвигается на вторые роли - это путь к распаду семьи. Должен быть авторитет мужа и отца. Это очень важно. Точно так же, как для мужа должен быть авторитет Бога. Поэтому в выполнении домашних обязанностей можно просить мужа о помощи, но нельзя приказывать. Можно принимать помощь, но нельзя ее узаконивать.

- На ком из супругов в большей степени лежит воспитание детей?

- В православной традиции жена должна быть все же домашним человеком, детей воспитывать. Это великий труд - вести дом, хозяйство, и женщина обычно этим только и занималась. По бедности, когда муж не в состоянии стал прокормить семью, жене пришлось работать. Но даже если у жены бывает зарплата выше, чем у мужа, она должна это забыть. Традиционно весь уклад семейной жизни подчеркивал авторитет мужа, отца. Он садился на главное место за столом и пока не брал ложку, никто не начинал обед. А сейчас мамочка несет тарелку сыночку, дочке сначала, потом уж про папу вспомнит. Мелочи, но они разрушающие. Они возвеличивают детей, дети перестают слушаться родителей, авторитет взрослых теряется. Искусство семейной жизни - это искусство мудрости. Смиренной мудрости. Если папа отдыхает - все на цыпочках ходить должны. Если маме трудно, папа должен сказать: "Ну-ка, детки, поможем". Это видеть нужно, нужно замечать друг друга, любить, уважать, жить заботой друг о друге. А когда видишь только себя, свою усталость, свои желания, то начинаешь и жалеть только себя.

- Но что делать, если женщине все же приходится брать на себя обязанности главы?

- Не брать! Грех, когда муж отдает жене власть в семье, и точно такой же грех, когда она берет. Тебе дают, а ты не бери: "Нет, дорогой, ты - глава семьи". Не говорить это надо, а бытом, отношением подчеркивать главенствующую роль мужчины.

- Как не брать? Семья будет нищей. Может так быть?

- Может. Беда в том, что мы в сравнении с другими пытаемся жить. А надо довольствоваться тем, что у тебя есть. Жена кормит семью, но власть-то не надо брать. Муж у нее безработный, не может заработать, но его все равно следует сажать на первое место, сохранять уважительное отношение, показывать, что он -главный в семье. Власть ведь не в том, кто больше денег приносит, а в иерархии перед Богом.

- Бывает так, что женщина-руководитель не подчеркивает в семье свое руководящее положение, а муж все равно болезненно переживает это.

- Подчеркивает, к сожалению. Это она думает, что не подчеркивает. Внутреннее состояние очень инерционно. Когда человек приходит с работы, где был руководителем, переключиться на семейную жизнь бывает трудно. Это происходит, когда мы начинаем относиться к работе как к главному в жизни, но ведь работа -это же послушание и гордиться особенно нечем. Есть внутрисемейное послушание, и есть социальное. И к каждому надо относиться ответственно, но не делать из него культа. К сожалению, послушники из нас плохие. В этом все дело.

О размолвках. Надо понимать, что близкий проявляет немощь. И стараться повода не подавать ему.

- Почему говорят: "Милые ругаются - только тешатся"? Значит - это неопасно?

- Не ругаются, а бранятся, то есть ворчат. Могли бы поругаться, но смирили себя до того, что только ворчат. Сумели внутри себя погасить огонь раздражительности, ссоры, когда мог бы конфликт возникнуть. Но когда ругаются - уже не тешатся. А со света друг друга сживают. Когда человек гасит в себе огонь, это дает утешение и радость, что удалось не довести дело до конфликта. Тогда тешатся, конечно.

Об обычных разногласиях между супругами старец сказал:

"Супруги должны иметь одного и того же духовника. Чтобы две деревяшки идеально подходили друг к другу, их нужно остругать одним рубанком". И в другой раз он сказал: "Супруги должны иметь духовника, потому что без арбитра не бывает состязаний". Из книги священника Дионисия Тациса "Архондарик под открытым небом", М., 1998.

- Что делать, если муж или жена начинают на людях высмеивать слабости супруга, говорить колкие, неприятные вещи?

- Святые отцы говорят, что про внутренние семейные проблемы никому ни слова не следует рассказывать. Не то что насмехаться друг над другом, но даже делиться не надо ни с кем. Если открываешь тайны семейной жизни перед другими людьми -власть над своей семейной жизнью даешь. А люди не все ведь порядочные. Ни в коем случае не следует ни хвалиться, ни радоваться, ни огорчениями своими делиться. Это внутренняя, очень таинственная жизнь, ее надо беречь. Человек может в семье и слабость проявить, но он именно в семье ее проявил, он-то надеялся, что близкие его поймут. Он, возможно, в другой ситуации не проявил бы ее, а здесь не сдержался, немощь свою показал, но не потому, что отыгрывается на близких, а оттого, что верит им. Муж жене открывает душу свою, потому что доверяет, как на исповеди доверяют священнику, и когда происходит нарушение тайны, это очень близко к разглашению исповеди. Печально, когда начинают друг над другом насмехаться, рассказывать тайны, уничижать. Это говорит о порочности того человека, который себе позволяет так поступать, об отсутствии мудрости.

- Что же второму человеку в такой ситуации делать?

- Попытаться вразумить супруга и терпеть. И стараться повода не подавать ему для насмешек.

Так вот, это я говорю тебе и всем: никогда не стремитесь исправлять друг друга гневом, ибо искушение искушения не устраняет, но смирением и искренней любовью. Если видишь, что впереди идет гнев, отложи на время исправление. И когда увидишь, что гнев прошел, и пришел мир, и бесстрастно работает рассуждение, тогда говори полезное.

Сестра моя возлюбленная, радуйся в Господе. Сегодня я получил полное любви и благоговения твое письмо. И, воздев руки, с теплой душой и горячей любовью тайными гласами смиренного моего сердца молился Господу: "Услыши, - говорю, - сладкая Любовь, Иисус мой Спаситель, Свет выше всякого света, от безначального Отца Родителя, Ведение и Истина, моя Надежда и Утешение, моя Крепость и Сила, моя Любовь и Просвещение, услыши и пошли моей сестре свет Божественного Твоего утешения, и разбей засовы и запоры темной и изболевшейся ее души, и озарением Твоего сияния утешь ее сердце, чтобы уменьшились ее скорби и постоянные волны искушений. Ей, сладкий мой Христос, Свет, просвещающий утробу и сердце, душу и тело, нервы и кости, ум и разум, и всякий состав нашего селения, услыши меня, молящегося о моей сестре, скорбящей и обессиленной".

Это и многое другое, моей любви к тебе верные знаки, моему Владыке возглашаю. Поскольку не забываю, поминая тебя, о твоих многих и бесчисленных с детства муках. И из-за них я еще более люблю тебя. И из всех мною любимых, тебе отдаю больше всего любви, ибо мои первенцы любви твоей суть.

Одно я прошу тебя сделать для меня, в воздаяние такой моей любви к тебе, - немного прибавить терпения. И верю возлюбившему нас Иисусу, что все твои просьбы Он исполнит с прибавкою. И мир душевный обретешь, и покой, и все, что на пользу бедной нашей душе, тебе Господь подарит. Ты только проси со слезами, чтобы совершилась, как знает Господь, Его святая воля, а не твоя.

Один раз познала, что согрешила Господу? Не прибавляй более язв к ране. А если как человек снова упадешь, не унывай, не отчаивайся в себе. Ибо как не простит нас человеколюбивый Господь, сказавший Петру прощать виновного семьдесят раз по семь в день?

Позволь своему мужу делать так, как он хочет. Скажи, что ты это дала на милостыню, и то, что должна была дать другому, не давай туда. Не делай нового благодеяния другому, этого достаточно. Оставь собственную волю, чтобы найти мир душевный. Ибо воля человека стала медной стеной, которая препятствует его

просвещению от Бога и миру.

Смотри на пример сладкого Иисуса, Который стал послушливым Безначальному Своему Отцу до смерти крестной. Предал тело бичеванию, щеки - заушениям и лицо Свое не отвратил от оплеваний. Видишь, сестра моя, какую любовь показал нам благоутробный Господь! Итак, да оставим и мы собственную нашу волю, да оставим и провинившимся перед нами. И тогда с дерзновением мы скажем: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим".

Ибо все мы - люди, из праха рожденные, и все согрешаем. Глина мы, и нет у нас ведения. Глина у глины ворует. Глина глину оскорбляет. Глина на глину клевещет. Глина над глиной возносится. Глина глину обогащает. Глина над глиной начальствует. Глина глину бьет. Глина глину заключает в тюрьму. И вообще, глина перед глиной воображает себя мудрее, сильнее, богаче, благороднее, честнее, обогащаясь безумием и неведением собственного естества: откуда и где оказался , как родился, каково его назначение, где оканчивается, что после этого.

Так вот, все это поглотило забвение и неведение и возник хаос бесчувствия, поэтому, не покаявшиеся, скорбим здесь и в другой жизни. И поэтому тот, кто видит лучше и кто чуть более просвещен, должен прощать и сострадать единодушному и единострастному ближнему своему брату.

Ах, дитя мое! Человек никогда не бывает совершенно плохим. У него есть и хорошее, и плохое. Так что, вспоминая его хорошее, желаешь ему добра, сопереживаешь, болит твоя душа и просишь о нем Бога. А в плохом виноват не он, а враг наш диавол. Из книги старца Иосифа Афонского "Изложение монашеского опыта", Троице-Сергиева лавра, 1998.

- Можно ли понимать "полную свободу" в браке как возможность супругам иметь отдельные друг от друга внесемейные интересы, свои компании? Как вообще относиться к друзьям мужа или жены, которые сохранились со времен холостяцкой жизни и не стали друзьями семьи?

- В семейной жизни не значит, что супруги друг на друга должны смотреть, они должны смотреть вместе в одном направлении. Суть-то семейной жизни в этом. Общие интересы, общая благодать - вот, что объединяет. Поэтому надо научиться ради любви, ради семьи чем-то жертвовать. Если ты от малого не можешь отказаться ради супруга, ради детей, то это очень тревожно. Когда человек ничего не хочет менять в своей жизни и свободу полную дает себе и другим - это не путь укрепления семьи. Это игры в нее.

Жертвенность не означает, что человек не имеет свободы в семье. Послушание как раз и обеспечивает сохранение свободы.

- Когда жене кажется, что муж ее не любит, что он не внимателен к ней, как сделать, чтобы супруг был более внимательным?

- Любовь - это жертвенность по отношению к семье. Можно и слов-то о любви не произносить, но жить так, что всем очевидно, как супруги любят, заботятся друг о друге. А когда требуют словесных подтверждений - это уже игра начинается, элемент зависти, что у нас не как у людей. Но у нас на самом деле все по-другому.

Конечно, хочется внимания. Жене приятно, когда цветы приносят, но и мужу приятно, когда стол накрыт. Друг друга радовать мелочами нужно. Но мы отвыкаем это делать. Мы очерствели уже, добывая хлеб насущный, и не думаем о том, что все же семью делает счастливой не то, что ты одел, обул всех с ног до головы... Семью делают счастливой эти мелочи. Не все умеют такие маленькие праздники друг для друга устраивать. Тут уж надо смириться, понимая, что "он у меня такой" или "она у меня такая". У других супруги внимательные, зато у наших есть другие достоинства. Всегда друг в друге надо видеть достоинства. А недостатков у всех хватает.

Домашняя война бывает за грехи.

Откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Давид ввел в дом свой чужую агницу, убив ее пастыря, и агнец из собственного дома его стал бодать своего пастыря; он внес войну в чужой дом, и из собственного дома его восстала против него война. Против Давида восстал сын его за умерщвление Урии и принятие жены его.

И ныне многие ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной от слуги - и каждый мучится, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войною; но никто не думает, рассуждая сам в себе, что, если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы, - если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его. А что бедствия суть плоды грехов и что исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует Божественное Писание, которого нет достовернее. С тобою ведет войну жена, при входе твоем встречает тебя, как дикий зверь, изощряет язык свой, как меч? Прискорбно, что помощница сделалась противницею; но исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины, и вот оскорбление женщины отмщается женщиною, и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя действующая не знает этого, но знает врач - Бог. А что злая жена есть бич за грех, об этом свидетельствует Божественное Писание; оно говорит, что злая жена дается грешному мужу (Сир. 26, 3, 9). И что нападения от детей суть также наказания за грехи, тому свидетель Давид, гонимый сыном своим Авессаломом за беззаконную связь. И что братья враждуют против братьев также за грехи, о том свидетельствует Книга Судей. Когда братья нападают на тебя, то не столько сетуй на них, сколько смотри на самого себя и тщательно Исследуй, за какие грехи братья сделались твоими врагами.

Но что я говорю о домашних бедствиях, если и самое тело наше, которое всего ближе и любезнее нам, иногда враждует против нас, когда мы согрешаем, отмщая нам горячками и другими болезнями и страданиями, - если и раболепствующее тело наказывает владычествующую душу, когда она согрешает, не потому, чтобы оно хотело этого, но потому, что делать так заповедано ему. Об этом свидетельствует Христос, Который сказал исцеленному расслабленному: "Се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет" (Ин. 5, 14). Итак узнав, братия, что войны от домашних, родных и рабов, и болезни телесные большею частью бывают за грехи, будем истреблять источник зол - грех.

"Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго избранные творения. Собрание поучений в двух томах", Троице-Сергиева лавра, 1993.

- Что делать, если муж жестокий?

- В одной из православных книг я прочитал такую историю, что муж часто приходил домой пьяный и избивал жену. Бил-бил... А жена все смирялась. Он в конце концов ее так избил, что она померла. И когда ее привезли на кладбище, закопали в могилку, он, стоя перед крестом, понял, что натворил. Заплакал и с этой могилы не сходил несколько лет. Потом совершенно изменил свою жизнь. Получается, что жена своим смирением его спасла. Своим смирением она его из глубины греховной достала и сама мученический венец получила. Это, конечно, очень высокий подвиг.

Надо понимать, что все же пожар следует тушить не бензином и не керосином. Нельзя раздражать. А то получается, что муж вспылит, а жена еще больше масла в огонь подливает. Нужно себя заставить потерпеть, смириться, потому что у зла есть одна особенность: оно требует подпитки. Человек, когда раздражается, желает и других вывести из себя, заразить своей злобой. Если хулиган ударит человека, он ждет, когда ему сдачи дадут. И уж начинает драться с полным основанием. Если сказал бранное слово - ждет того же в ответ. А если не получает, он дальше не знает, что делать. Нужно научиться этот пожар гасить. А гасит смирение, терпение. Потом, когда все успокоится, можно сказать, но только не в раздражении. И молиться об умягчении злых сердец пред "Семистрельной " иконой Божией Матери, святым, которые являются покровителями семейной жизни; если муж страдает пороком пьянства - мученику Вонифатию, Божией Матери пред Ее иконой "Неупиваемая Чаша".

И, конечно, нужно быть разумным, когда вступаешь в брак. Человек ни с того ни с сего не становится алкоголиком, не становится жестоким. Если ты видишь такие проявления и все же идешь под венец, должна понимать, какой крест на себя берешь. А если уж берешь, то терпи, неси, смиряйся. Ты свой выбор сделала.

- Как привести неверующего супруга в Церковь, как заронить семена веры в его сердце? И что делать, если он против того, чтобы жена молилась, ходила в храм, соблюдала пост?

- Когда в процессе семейной жизни один из супругов становится верующим, нередко он слишком резко меняет свою жизнь и начинает всех в доме донимать, забывая, что сам-то к этой жизни много лет шел. Поэтому нужно и близким дать какое-то время, чтобы они прошли этот путь. Мы не должны заставлять, учить, мы должны сами жить этой чистой жизнью, чтобы близкие убедились: с верой я становлюсь лучше - добрее, терпеливее, трудолюбивее. Заставить верить и любить невозможно. А видя нашу жизнь, и близкие пожелают нам подражать. Вот это - единственный путь обращения семьи к вере. И, конечно, нужно молиться, чтобы Господь привел близких наших к вере. Все с любовью должно быть, с уважением, с соблюдением свободы каждого в семье.

- Что делать, если один из супругов не прав и не намерен признать этого, а настаивает, чтобы было так, как он хочет?

- Мудрый уступает. Можно уступить на время, чтобы погасить конфликт. Как говорится, утро вечера мудренее. Зло рассыпается от времени, а добро терпит, потому что оно на вечности основано.

- Часто боятся, что другой уступчивость примет за слабость.

- Уступать надо благородно. Когда взрослый уступает ребенку - это ведь не воспринимается как слабость. Надо понимать что можно уступить не по слабости, а по мудрости.

- Как ужиться с раздражающими недостатками супруга?

- Нужно с собой ужиться, со своими недостатками бороться. Раз чьи-то недостатки меня раздражают, значит меня надо лечить. Раздражительность, невыдержанность - это мой грех. Я должен в этом каяться, церковные таинства на помощь призывать. Если внимательно последить за своим внутренним состоянием, то эти же недостатки, которые так раздражают в других, обнаружишь и в себе.

- Можно обобщенно сказать, от чего все проблемы в семье?

- Из-за отсутствия смирения, все проблемы. Мы все не хотим смиряться: мужья - перед Богом, жены - перед мужьями, дети -перед родителями. Как только каждый встанет на свое место, все проблемы в семье начнут исчезать.

Сказывается еще и стремление сравнить свою семейную жизнь с жизнью других семей, когда возникает зависть. С одной стороны, мы понимаем, что Бог дал нам индивидуальность, неповторимость, что мы друг на друга не похожи и семьи наши не похожи, но почему-то мы хотим жить, как все. А жить, как все, невозможно, потому что мы все разные. Бог кому-то дал больше благополучия, кому-то меньше, и нужно смиряться с этими обстоятельствами, учиться радоваться тому, что есть. Если человек благодарит и радуется тому, что у него есть, он всегда богат. Я видел людей, у которых огромный материальный достаток, с психологией нищих. Они все время плачут, им все время не хватает. А есть такие, что могут отдать последнее, как евангельская вдова, положившая две лепты, и при этом достойно живут. За все благодарить - это путь к богатству, потому что богатство - это умение соглашаться с обстоятельствами своей жизни и умение жить по средствам. Мы иногда завидуем и даже не подозреваем, что как только семья становится благополучной, она чаще всего распадается. Жили в бедности - в мире, в любви, вдруг все изменилось, муж уже стесняется жену, меняет ее, меняет семью. Мало людей, которые могут достойно пройти испытание властью, деньгами.

Поэтому Господь тому, кто может, - дает. А когда люди сами стараются взять желаемое, это часто оборачивается им во вред.

Когда я болела, то огорчалась на детей, что они мне не помогают. Приезжаю к отцу и спрашиваю: как быть?

Когда устанешь, то перекрестись и скажи: "Делаю ради Христа", - и Христос тебе поможет.

Так я и стала поступать. Исчезли мои обиды, и усталости не стало. Как только, почувствую, что раздражаюсь, прошу перед карточкой отца:

Отец, помогите, опять раздражаюсь. Приезжаю к нему, он говорит:

Вот ты все пишешь мне: "Раздражаюсь, помогите" (а я и не писала). - В руке у отца иконочка Божией Матери "Неопалимая Купина", он дает ее мне и говорит: "Она помогает не только от пожара дома, но и от пожара души. Молись Ей".

Начала я молиться Божией Матери перед этой иконой. Мне сделалось легко, я перестала раздражаться.

Поссорились мы с дочерью. А в это время у отца была одна из наших чад. Отправляя ее домой, он передал для нас духи "Роза" и говорит:

Там у Н. с Г. вспышка. Ух какая! - И руками показал, как. - Пусть они подушатся этими духами, а Г. скажи, чтобы она так больше не поступала.

После второй вспышки отец присылает нам розовое масло. Я серьезно обратила внимание на свою вспыльчивость и стала сдерживаться, даже сердитого вида не показывала дочери, вспоминая батюшкины слова: "Смиряйся перед детьми, ведь ты господствуешь над ними".

Отец мне сказал, чтобы я читала акафист Божией Матери, а какой - не сказал. По жребию я стала читать акафист Ахтырской Божией Матери, иконочку которой получила от него как первое благословение.

И дочь моя стала изменяться. Через некоторое время она мне призналась:

Если бы ты, мама, поступала со мной грубо, ты потеряла бы меня навсегда.

Видя, как страдают от греха раздражительности, гнева, отец говорил: "У некоторых бывает такой гнев, такая раздражительность, как на море волны бьют, поднимаются, шумят. Но если нас ругают, это не так страшно, лишь бы мы так не поступали, не гневались сами. Представьте, как тяжело бывает разгневанному человеку, ведь у него ад в душе. Его надо: пожалеть, помолиться за него".

Мы жили с мужем вдвоем, но мира и тишины в доме не было. Я мужу не уступала, а он, в свою очередь, доказывал свою правоту, и так долго продолжалось.

Наконец мне все это надоело, и я решила вести себя по-другому. Муж мне скажет обидное слово, чувствую, что начинаю раздражаться, - беру Псалтирь и начинаю читать. Муж немного пошумит, потом замолчит. И так мало-помалу у нас в доме водворились тишина и спокойствие.

Пришла я в храм, мимо проходит отец, остановился около меня и говорит: "Вот давно бы так!".

Отец Савва советовал: "Если имеете к кому-нибудь неприязнь, старайтесь переломить, победить себя. Молитесь так: "Спаси, Господи, раба Твоего (имя), и святыми его молитвами помилуй меня, грешного, и умири сердце мое". Принудите себя оказывать нелюбимому человеку знаки внимания, старайтесь услужить ему. И Господь, видя ваше доброе намерение, вырвет из сердца неприязнь и наполнит его святою любовью. Напрасны молитвы и подвиги человека, если он питает в сердце злобу на ближнего своего. Господь не отпускает таким грехов на исповеди". И еще говорил: "Когда чувствуете, что гнев овладел вами, скажите про себя: "Господи, помилуй", - а потом пять раз, вдохните: "Господи", - выдохните: "помилуй". И гнев пройдет, наступят мир и тишина.

Из книги "Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С любовью о Господе, ваш Д.О.С.", М., 1998.

- Если семейные отношения долгое время строились неправильно, но кто-то из супругов или оба прозрели, увидели, что все в семье поставлено с ног на голову, как изменить привычный, сложившийся уже образ жизни? С чего начать?

- Молиться нужно. А Господь распорядится. Когда начинаешь смиряться перед промыслительной волей Бога, Который иногда и попускает испытания для того, чтобы спасти душу человека, - вот это и есть начало спасения.

Страница 1 из 14

Один старец сказал: "Хороших и благочестивых священников много, но правильно руководить духовной жизнью человека может один из тысячи - это особый дар Божий".

Автор советов и наставлений, собранных здесь, отец Валентин (Мордасов). Все свое свободное от Богослужения время он посвящал пастве. Как к неиссякаемому источнику к нему тянулись страждущие, ищущие духовного вразумления или просто жизненного совета, люди.

1. Зависит ли наше спасение от внешних обстоятельств?

Наше спасение не зависит ни от чего внешнего: важно не то - знатен или не знатен кто, богат или беден, но - добродетелен ли, верует ли, заботится ли о духовном преуспеянии и любит ли Бога (св. Климент Александрийский).

2. Как жить, чтобы спастись?

Всякое дело благочестия и любви христианской: чтение священных книг, добрые мысли, разговоры полезные, послушание святое, благодарение в искушениях и скорбях, прощение обид - носят печать молитвы и благоухают пред Богом. Все-таки надо себя принуждать, испытывать во всем и стези изнеженности преграждать, тогда труженичество и благочестие обратятся в привычку (старец Иоанн Троицкий).

3. Какие самые большие дары Божии?

Покаяние и Причащение суть большие из всех даров Божиих. Отчасти можно отнести сюда и священные книги (преп. Варсонофий Великий).

4. Чего надобно остерегаться духовному человеку?

Подвижнику добродетели надобно всячески удаляться входящих в ум и сердце ублажающих его мыслей. Сатана весьма изобретателен на злодеяния: когда людей, известных благочестием, он не может отвлечь от драгоценной для них жизни и поведения и склонить к тому, что ему угодно, то он пытается поразить их другим способом. Он хвалит их как людей, достигших совершенства, потом прославляет их как святых, ублажает их как уже ставших друзьями Божиими и достигших до края всякой добродетели. А таким образом породивши в них страсть гордости, возбуждает их во вражде против Бога и, наконец, вырывает их с корнем, подобно некоторому растению. Поэтому, как я сказал, надо удаляться помыслов, ублажающих нас в уме и сердце (свт. Кирилл Александрийский).

5. Какое самое важное дело для христианина?

Самое важнейшее дело - учиться истинной вере (свт. Амвросий Медиоланский).

6. Как получить праведное мышление?

Начало праведного образа мыслей - слушание и чтение Слова Божия и [творений] святых отцов (преп. Ефрем Сирин).

7. Что мы обязаны знать?

Волю Божию и то, какие дела суть добродетели, и какие - грехи, мы все должны знать. И кто сего не делает, тот грешит пред Богом. И выходит, что кто держит себя в темноте и безграмотности, дважды грешит: и тем, что не знает воли Божией, и тем, что не употребляет средств узнать ее и нарочно "держит себя в темноте(свт. Феофан Затворник).

8. Как укрепить себя в Церкви?

Руководством духовного отца, постоянной с ним связью; частым прибеганием к таинствам, тщательным к ним приготовлением, посещением богослужения, домашней молитвой, ежедневным чтением Евангелия, чтением книг религиозного содержания, соблюдением праздников и постов церковного года, дружбой и общением с людьми верующими и церковными.

9. Всегда ли Бог посылает ко мне людей?

Нет, иногда не Бог, а диавол посылает к нам их.

10. Как научиться духовной жизни?

Живя уединенно, испытую Божественные Писания, по заповеди Господней, и их толкование, также и апостольские предания, жития и учения святых отцов и внимаю им; и что согласно моему разумению к угождению Божию и пользе душевной, то переписываю себе и изучаю: в этом жизнь моя и дыхание. Советую поступать так же. Я подаю совет сей ко благу души, предлагая то, что для самого себя считаю полезным (преп. Нил Сорский).

Чтобы чтение Писаний было полезно, надо: во-первых, перед чтением призвать благодать Духа Святого в помощь себе; во-вторых, читать неспешно, повторяя несколько раз то, что непонятно для тебя; в-третьих, не заботиться о том, чтобы прочитать много; в-четвертых, остерегаться чтения разнокнижного.

12. Можно ли научиться духовной жизни, не обучаясь в духовной школе?

Хотя подвижник Иероним не учился в духовных школах, однако он сам образовал себя духовным чтением и беседами с духовными старцами и опытными религиозными людьми.

13. Какие религии признаются ложными?

Все существующие в мире религии, кроме истинной единой православной, - ложные и не спасают человека. Ложная религия есть посмеяние над людьми. По смерти откроется тотчас, как прочно то, на чем кто основал свою надежду… Какое же ужасающее и раздирающее будет состояние того, кто увидит тогда, что он был обманут (свт. Феофан Затворник).

14. Почему важно окружать себя назиданием в доме и везде где бываешь?

Потому, что каждый предмет в мире и всякое впечатление от предмета вызывает в человеке те или другие мысли, чувствования и желания, ту или другую деятельность, согласные с этими впечатлениями. Вот почему надо окружать себя так, чтобы все тебя назидало. Даже если что не производит худых мыслей и чувств, то отвлекает от главного - спасения души и стремления к Богу… Например, раньше комната христианина всем назидала. На стенах были прибиты листы бумаги различной величины с молитвами и изречениями из Священного Писания; множество икон, картина Страшного суда, фотографии старцев, духовников, схимников, подвижников, монастырей и храмов.

15. Как руководствоваться в духовной жизни в наше время?

Для последних времен позднейшие святые отцы уже более предлагают в руководство Священное Писание и писания отеческие, не отвергая и весьма осторожный совет с современными отцами и братиями, при тщательном содержании в мыслях и чувствованиях духа смирения и покаяния. Это делание, дарованное Богом нашему времени; и мы обязаны с благоговением пользоваться даром Божиим, данным нам во спасение (свт. Игнатий Брянчанинов).

16. В каком случае внешние труды бывают безполезны?

Нет никакой пользы от всех внешних трудов, если через них не сумеем достигнуть внутренней доброты.

Не пренебрегайте псалмами, потому что они отгоняют от души лукавых духов и вселяют в нее Святого Духа.

18. Чем должна быть управляема жизнь христианина?

Жизнь христианина должна быть управляема совестью и разумом, то есть рассуждением с советом опытных. Диавол там успевает, где люди верят своему уму, своему рассуждению и у духовника не спрашивают совета.

19. Как должно проводить дни говения?

Во время говения должно отклоняться от мирской суеты, дабы подумать о своих грехах, поплакать пред Богом и приготовить чистосердечную исповедь, очищающую нас от грехов. Дни говения должно посвящать на пощение, посещение храма Божия, чтение Слова Божия и на дела милосердия: посещение больных, скорбных и бедных, чтобы им помочь.

20. Что требует Бог от человека?

Из всего Писания вижу, что требование Бога от человека сосредоточивается в следующем: чтоб он смирялся пред ближними во всем, чтоб отсекал греховные свои желания, чтоб непрестанно умолял Бога о помиловании и чтобы Он подал ему руку помощи (преп. Симеон Новый Богослов).

21. Что значит "удалиться от мира"?

Удалиться от мира - это значит оставить нравы, обычаи, правила, привычки, требования, совершенно противоположные Духу Христову.

22. Как узнать пристрастие к вещи?

Бывает у человека греховное пристрастие к вещи, например: он любуется ею, сердится на других, заводит спор, а когда лишается ее, скорбит о ней.

23. По какой причине иногда бывают хульные мысли против Бога, Божией Матери, святых икон, Святых Таин?

Перестанем судить и осуждать ближнего - и мы не будем бояться хульных помыслов. Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах, если он их не хочет и с ними не соглашается, и должно относить их к бесам. Старайся не обращать на них никакого внимания (преп. Иоанн Лествичник).

24. Какими делами приобретается Божие благоволение?

Есть пять дел, с помощью которых снискивается Божие благоволение. Первое - чистая молитва, второе - чтение Псалтири, третье - чтение Божественных Писаний, четвертое - воспоминание с сокрушением о своих грехах, о смерти и Страшном суде, пятое - рукоделие (монах Евагрий).

25. Какая польза от Иисусовой молитвы?

Молитва "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", постоянно совершаемая в сердце, иссушает блуд, укрощает ярость, отгоняет гнев, отъемлет печаль, удаляет дерзость, уничтожает уныние, отгоняет леность, просвещает ум, рождает умиление, приносит слезы.

26. По какой причине должно оставлять место жительства?

Говорили старцы: Древние отцы не скоро переселялись с места жительства своего; если же переселялись, то по следующим трем причинам: во-первых, если кто гневался на них напрасно, и они не могли примирить его к себе при всем употреблении к примирению; во-вторых, если их многие прославляли; в-третьих, если случалось кому из них несчастье впасть в блуд. По этим трем причинам они оставляли место своего жительства.

Почитать священников нужно больше родителей. "Знаете ли вы, - спрашивает святой Иоанн Златоуст, - кто есть священник?". И отвечает: "Ангел Господень". А посему и почитать пастырей, говорит он, должно больше, чем родителей, ибо они - служители Христовы на земле, и кто почитает их, тот почитает Христа.

28. Какие грехи против Духа Святого?

Во-первых, излишняя надежда на милость Божию; во-вторых, отчаяние в своем спасении; в-третьих, явное противление утвержденной истине и отвержение православной веры; в-четвертых, зависть относительно тех духовных благ, которые ближние получают от Бога; в-пятых, пребывание в грехах и коснение в злобе; в-шестых, нерадение о покаянии до конца этой жизни.

29. С кем не должно иметь дружбы?

Не води дружбы и не имей союза с врагами Христовой Церкви, с еретиками, с раскольниками, с теми, которые постов святых не соблюдают. Должно бегать от тех людей, которые не боятся и не почитают Бога (преп. Серафим Саровский).

30. Чем укрепляется вера?

Слушай Слово Божие, проповеди и поучения, читай Слово Божие, [творения] святых отцов и старческие книги, ищи и вопрошай, беседуй и общайся с верующими, богатыми в вере; молись, вопий к Богу о вере, живи по вере, чаще исповедуйся и приобщайся Святых Таин (свт. Феофан Затворник).

31. Как относиться к ближнему?

Представляйте всегда ближнего на своем месте, а себя - на месте ближнего.

32. Что важно в духовной жизни?

Постарайся во всю жизнь иметь духовного отца, открывать ему всякий грех и помысл, пользоваться его советами и наставлениями. "Спасение, - говорит Премудрый, - во мнозе совете, и муж безсоветный - сам себе враг".

33. Чем более всего благоугождается Бог?

Ничем так не благоугождается Бог, как злостраданиями или телесными ради Его лишениями; и ничем так не привлекается человеколюбие Его, как слезами.

34. Как бороться со страстями?

Христианин должен стараться делать противное страсти, как например: страсть понуждает на прекословие, а ты заставляешь себя молчать; страсть понуждает на объядение, а ты не даешь себе наедаться и т. п.

35. Какую должно иметь спасительную мысль?

Если человек не утвердит в помысле своем, что он три уже года, как умер и погребен, не может исправить добродетели.

36. Как смотреть на празднование праздников?

Господь говорит в Библии: "Праздников ваших ненавидит душа Моя", - то есть когда религиозные праздники празднуют в пьянстве, в гулянии, в объедении и пр. Вообще на праздниках (празднуемых не духовно) расточается то. что собрано во дни труда.

37. Как избежать соблазнов?

1. Не смотреть, что делают люди, какие бы они ни были, но слушать и внимать, чему Слово Божие учит.

2. Подражать жизни Спасителя и Его святых угодников.

3. Слух и глаза отворачивать от непотребных, ибо через них, как дверями, всякое зло в сердце входит.

4. Более держаться дома своего (у кого нет соблазнов) и уединения.

38. Как научить ребенка страху Божию?

1. Приучить дитя преклоняться на землю пред Святым Крестом и иконами, лобызать их.

2. Чаще приводить (или приносить) ребенка в храм Божий.

3. Его рукою ставить свечи перед образами, подавать поминание, подавать милостыню, опускать монету в кружку.

4. Часто причащать Святых Христовых Таин.

5. Давать просфору и святую воду прежде пищи.

6. Научать молитвам.

7. Приводить под благословение священника.

8. Приучать к домашнему пению и чтению.

9. В присутствии ребенка вести благочестивые разговоры о Боге и спасении души.

10. Приучить его делиться лакомствами, даже своим куском хлеба, с братьями, с сестрами и посторонними лицами.

39. Как умело наказывать детей?

Не должно подвергать детей ни выговорам, ни наказаниям в запальчивости с употреблением грубых слов, чтобы такими приемами не привести детей к мысли, что они терпят наказание потому только, что родители их в неспокойном духе.

40. Как детей учить божественному?

Детей должно учить Евангелию с ласкою, в виде рассказов, сея в сердцах их Слово Божие.

41. Чем отгоняется Дух Божий?

Знайте, что Дух Божий ничем так не отгоняется, как пустыми беседами.

42. Что важно в трудах?

Какая польза от наших трудов - поста, чтения Священного Писания и т. п. - если мы не научились смирять себя, прощать обиды, любить врагов, молиться за обидящих?!

43. Как употреблять время во спасение души?

Время - драгоценный дар Божий, за который потребуется на Страшном суде отчет. Спасительное употребление времени - это когда человек проводит время, во-первых, в молитве, в беседе с Богом; во-вторых, в чтении Слова Божия; в-третьих, в посещении храма Божия; в-четвертых, в благочестивых разговорах; в-пятых, в размышлениях о жизни Иисуса Христа, о смерти, о Страшном суде, о вечных муках и вечном блаженстве; в-шестых, в делании добрых дел и в трудах. Душепагубное провождение времени - в пустых разговорах и занятиях, в играх (картах, шашках, шахматах, лото) и других забавах, в пьянстве, в чтении пустых книг, в объядении, гулянках и греховных удовольствиях, особенно в зрелищах.

44. Как бороться с греховными мыслями?

Против всех греховных мыслей самое сильное оружие - молитва, особенно Иисусова молитва. Однако есть и другие приемы борьбы. Против мыслей тщеславия и самомнения - вспоминать о разложении своего тела; против гордости - приводить на память, что одна гордость все добрые дела съедает; против злопамятства - помолиться о враге; против осуждения - укорять себя в гордости, вспомнив свои грехи, помолиться, чтобы Господь исправил упавшего в грех и помиловал; против хульных мыслей - нее обращать внимания на хулу и относить ее к бесам, исповедовать (в общем) на исповеди, читать молитву тому, против кого хула; против суетных мыслей - читать Священное Писание и размышлять о Боге и божественном; против блудных мыслей - воспоминать о Страшном суде, муках вечных.

45. У каких старцев, духовных отцов спрашивать совета?

Великое спасительное дело - спрашивать совета у старцев, но в то же время святой Антоний Великий советовал удостовериться в правомыслии и в опытности старца, и тогда уже доверяться его слову и безпрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его со Словом Божиим, растолкованным святыми отцами.

46. Что значит "быть духовно нерадивым"?

Архиепископ Арсений на это отвечает: «Это значит лениво молиться, быть невнимательным к своему сердцу, не плакать о грехах, не противодействовать дурным мыслям и чувствам».

47. Что есть внимание, бодренность и трезвение?

Кто заключен в сердце, тот собран, а кто собран, тот - в сердце. Около сознания в сердце должно собираться всеми силами: и умом, и волею, и чувством. Собрание ума в сердце есть внимание, собрание воли - ободренность, собрание чувства - трезвение. Внимание, бодренность, трезвение - три внутренних делания, коими совершается самособрание и действует внутрь-пребывание. У кого есть они, и притом все, - тот внутри [себя] (свт. Феофан Затворник). Собранность дает возможность видеть в сердце мысли, желания, страсти, чувства.

Хорошо слушать и читать божественное, лучше - взаимное собеседование, а еще лучше - слово опытнейшего. Плодоноснее - Слово Божие, а за ним - отеческие писания и жития святых. Жития святых лучше для начинающих; писания отеческие - для средних; Слово Божие - для совершенных. Перед чтением упразднить душу от всего; обратиться молитвенно к Богу. Читаемое следить вниманием и складывать в сердце. Что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет. Читать должно весьма медленно. Прекратить чтение, когда душа не хочет уже чтением питаться - сыта, значит. Если поразит душу какое место, стой на нем и не читай далее. Лучшее время для Слова Божия - утро; житий святых - после обеда; святых отцов - незадолго перед сном. Есть такие тексты Священного Писания, которые возгревают дух, действуют на сердце и вызывают умиление и слезы. Посему такие места надо выписывать и хранить на случай нужды, для возбуждения духа.

49. Что выше: тратить деньги на храм или терпеть воровство?

Одинаково хорошо тратить свои средства на украшение церквей и терпеть убыток, благодаря (за все) Промыслителя спасения - Бога.

50. Какие слезы спасительны?

Одни слезы от огорчения, от обиды - эти не полезны, а о том, что ленюсь, оскорбляюсь, не имею настоящей любви к Богу - эти слезы полезны, и о них надо молиться, чтоб Господь дал.

51. Какие два порока особенно душевредны?

Всякие пороки злы есть и душевредны, но более люто и губительно есть самооправдание и любовь к спорам; посему диавол и понуждает противоречить в самооправдание, ибо знает, что если перетерпят и не будут оправдываться, то от Бога будут оправданы (архим. Феофан Новоезерский).

52. Что лучше всего для спокойствия души?

Многое испытав в жизни, я не нашел ничего лучшего для мира и спокойствия души моей, как умеренное принятие пищи, пребывание на одном месте и прилежное занятие Божиим Словом (иеросхим. Стефан).

53. Чем угождается Бог?

Бог угождается ласковым обхождением с людьми, успокоением рассерженного, заступлением обиженного, отвращением очей от дурных предметов, противостоянием дурным мыслям, понуждением себя на молитву (архим. Феофан Новоезерский).

54. Какие это "могильщики молодости"?

Семь могильщиков молодости: неверие в Бога, пьянство, распутство, гнев, непочитание родителей, дурное товарищество и праздность (безделие).

55. Когда молитва ставится во грех?

Нет большего греха, как молиться Богу без страха, внимания и благоговения; молиться языком, а умом с бесами вести беседу (свт. Феофан Затворник).

56. Как усилить любовь ко Христу?

Всего более укрепляет и усиливает любовь нашу ко Христу сердечное размышление о страданиях Христовых. Для сего хорошо всякий день поутру выбирать какое-либо одно из страданий Христовых, обстоятельно размышляя и чаще вспоминая о нем в продолжение дня. От сего всегда получим дар терпения, кротости и любви ко Христу.

57. Что от нас хотят люди мирские?

Люди, живущие по духу века развращенного и неверующие, домогаются того, чтобы мы вместо воли Божией отдавались их воле, и хотят отвлечь нас от Царствия Божия.

58. Как бороться с посторонними мыслями?

Во время молитвы и духовных рассуждений остерегайтесь принимать какие-либо посторонние мысли; с запрещением говорите мысли своей: "Именем Божиим, запрещаю тебе!" - и мысль непременно послушает. Иисусовой молитвой и крестным знамением удобно прогонится вся сила вражия (архим. Феофан Новоезерский).

59. Какие бывают препятствия в молитве?

В молитве много препятствий: сон, уныние, отяжеление тела, кружение мыслей, нетерпение, расслабление, восстание бесов.

60. Часто советуют больше кушать. Как относиться к таким советам?

Не слушай советов самоугодливых людей, которые сделали себя рабами чрева и плотских страстей. Вообще бойся злых советов больше, нежели врагов (преп. Ефрем Сирин).

61. Объясните действие Адамова естества.

Христианин должен противиться Адамову греховному естеству. Святой Ефрем Сирин в своем поучении говорит: "Адамово естество - учиться не хочу, а учить рад; подчиняться не хочу, а подчинять себе люблю; трудиться не хочу, а других утруждать охоч; не хочу оказывать чести, а чтимым быть желаю; упреков не терплю, а упрекать люблю; не хочу, чтобы уничижали меня, а уничижать люблю. Мудр я на то, чтобы давать советы, а не на то, чтобы исполнять их самому; что делать должно - то говорю, а чего не должно и говорить - то делаю. Если брат согрешит, с удовольствием обличаю его, а если грешу сам, не с приятностью принимаю обличение".

62. Почему надо избегать общения с мирскими людьми?

Не надо иметь обращения с небрегущими о страхе Божием, потому что ничего не говорят они полезного, ничего не делают для Господа, не говорят ни о добродетели, ни о благоговении, ни о чистоте. Речи их - сеть смертная; совет их - бездна адова; сообщество их - душевная пагуба (преп. Ефрем Сирин).

63. Как должно приветствовать людей?

Не будем ожидать, чтобы нас прежде приветствовали, и уже после этого отвечать на приветствие. Это - признак ума надменного и безрассудного. Напротив того, первые всегда будем приветствовать и друга, и врага.

64. На что должно в основном обращать внимание при подвижничестве?

Внимание свое меньше всего останавливайте на внешних подвигах (например: посте, поклонах, лежании на твердом и т. п.). Хотя они необходимы, но они суть подмоги. Здание строится посреди их, но они - не здание.

Здание в сердце. На сердечные делания и обратите внимания свое (то есть чтобы не раздражаться, не обижаться, не осуждать, прощать, отвергать худые мысли и греховные желания и т. п.).

65. Как быть, если руководителя нет?

Правду говорит Н., что ныне нет настоящих руководителей. Однако ж, с одним Писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо вопрошение! Старец Паисий так решил: два или три единомысленных составят союз, и друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании, со страхом Божиим и молитвою (свт. Феофан Затворник).

66. Какая милостыня бывает?

Милостыню и помощь христианин может оказывать не только материально, но и своими знаниями, трудом, советом и другим (свт. Феофан Затворник).

67. Как лучше спрашивать старцев: одного или многих?

Никогда не следует об одном и том же деле вопрошать разных руководителей и не вопрошать опять того же самого, потому что самый первый ответ идет от Господа, а второй - от рассуждения человека в старце… Всякий вопрошающий принимает на себя знак смирения, и этим подражает Христу.

68. Что есть богомыслие?

Богомыслие есть в мысли держание какой-либо истины: воплощения, крестной смерти, воскресения, вездесущия и прочих - без всякого направления мысли(свт. Феофан Затворник).

69. Каких руководителей должно вопрошать?

Святой Петр Дамаскин говорит о себе: "Много я получил вреда от неопытных советников". Посему весьма хорошо о всем вопрошать, но опытных; а неопытных - опасно, потому что они не имеют рассуждения.

70. Как Бога представлять? На небе, в себе или еще как?

Никак. Приобрести навык стоять в убеждении, что Бог везде есть и, следовательно, в тебе, и видит все твои сокровенности; и в сем убеждении держи себя благоговейно пред невидимым Богом, без всяких Его воображений. Но молись, чтобы Бог Сам научил тебя сему (свт. Феофан Затворник).

71. Какая жертва Богу главная?

Главная жертва Богу - дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

72. Что надо знать о беседах?

Разговоры требуют большого опасения: в каком духе и направлении имеешь говорить, в какое время и что именно, и с какой целью… Любящий говорить все это должен помнить, а молчаливый уже совершил и исполнил (свт. Димитрий Ростовский).

73. Что такое благочестие?

Под благочестием надо разуметь строгое православие, соединенное со строгой жизнью по заповедям Божиим.

74. Какие грехи считаются смертными?

Смертные грехи - это ересь, раскол, богохульство, отступничество, колдовство, отчаяние, самоубийство, блудный грех, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая безчеловечная обида. Смертный грех православного, не уврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке (свт. Игнатий Брянчанинов).

75. Что надо делать и чего не следует делать в воскресенье?

Святой Косьма учил христиан: по воскресным дням не торговать, не ходить на базар, не заниматься работами, а также не ходить за ягодами, грибами, охотиться, заниматься рыбной ловлей, но ходить в церковь и слушать там святую службу и Божие Слово.

76. Как должно толковать Священное Писание?

Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Святый Дух истолковал его через святых отцов… И бывает Слово Божие, слово спасения для дерзких толкователей его, волию в смерть, мечом обоюдоострым, которым они заколают сами себя в вечную погибель (свт. Игнатий Брянчанинов).

77. Какое самое сильное средство против греха?

Ни один подвиг так не изгоняет грех, с таким удобством и силою, как ежедневное исповедание старцу (свт. Игнатий Брянчанинов).

78. Что должно сохранять, чтобы уберечься от греха?

Ум - от худых, злых и пустых мыслей; взор - от мирских прелестей. Сердце - от злых желаний и возношения. Слух - от суетных и смехотворных бесед, а наиболее - от злословных на ближнего. Язык - от осуждения и ропота. Желудок - от сластолюбия и от излишнего винопития. Всего себя - от безделия.

79. Должно ли со всеми быть откровенным?

Нельзя пред всеми и во всем быть совершенно откровенными, нельзя обо всем говорить всякому, иное нужно и умолчать, скрыть.

80. Что такое великодушие?

Великодушие - это когда среди постигших нас несчастий не смущаемся, не падаем духом, переносим их без уныния, ропота, с преданностью воле Божией.

81. Что возбуждает страсти?

Мирская поэзия, музыка и пение возбуждают только страсти (еп. Петр).

82. Как приобрести добросердечие?

Если человек не будет замечать пороков ближнего, то с помощью Божиею рождается в нем добросердечие, которым благоугождается Бог (авва Дорофей).

83. Что такое "самоуглубление" (удаление внутрь себя)?

Самоуглубление - главная добродетель, необходимая для того, чтобы не развлекаться влиянием мира, преградить ему возможность возбуждать страсти - это есть отречение от мира (св. Исаак Сирин).

84. Что важно в работе?

Когда работаете, то смотрите на то, с каким духом работа делается (с ропотом или гневом, недовольством, празднословием, со скверными мыслями или с молитвой и богомыслием и т. п.).

85. Какое моление злому духу не нравится?

Диавол, видя, как через умное делание в совершенстве преуспевает кто в заповедях Христовых, употребляет все усилия, чтобы истребить все книги об Иисусовой молитве и через негодных людей прервать занятие умным деланием (свт. Феофан Затворник).

86. Как вести себя с ближними?

Приветствуй с приятностью, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы самому себе, не вынуждай и других говорить о тебе, не принимай неприличного слова, сколько можно скрывай свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других. Не будь тяжел в выговорах, обличай не скоро, и не со страстным движением, не осуждай за маловажное, как будто сам ты строгий праведник. Столько прилагай старания не быть прославляемым от людей, сколько другие стараются быть прославляемы (свт. Василий Великий).

87. Какое блаженство ожидает в будущей жизни благочестивых людей?

Если кто объимет словом и соединит в одно все счастье людей со времени их существования, то найдет, что это не равняется и малейшей части благ будущей жизни (свт. Василий Великий).

88. Как послужить душе другого?

Не телу, но и душе другого послужи: вразуми, совет подай, книжку хорошую укажи, утешь, подкрепи (свт. Феофан Затворник).

89. Что главное есть для христианина?

Это забота о спасении других. Спасению христианин содействует молитвой о спасении, созиданием спасения: и словом, и взором, и делами, чтобы не соблазнить, наставить, вразумить, укрепить, особенно распространением Божественных Писаний (свт. Феофан Затворник).

90. Какие невыгоды супружества христианина с неверующим?

Древний учитель Тертуллиан, исчисляя невыгоды супружества христианского лица с языческим, говорил: "Где память о Боге? Где призывание Христа? Где питание веры чтением Писания? Где упоение духа? Где прославление Бога?"

91. Чего не следует иметь в доме?

Подвизающемуся много помогает ничего не иметь в комнате такого, что вызывает богопротивные мысли и чувства, ибо тогда он вне опасности двойной брани: внутренней и внешней (преп. Нил Синайский).

92. В случае нужды можно ли сократить молитвенное свое правило?

В случае великой нужды можешь сократить твое правило, именно: чтобы ради Бога ближнему послужить (старец Назарий Валаамский).

93. Что важнее: богоугождение или учение в школе, институте?

Главное у нас дело есть богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому не должно, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная о ней забота (свт. Феофан Затворник).

94. Отчего мы не боимся будущих мук?

Оттого не боимся мы вечного геенского мучения, что не размышляем о нем, не углубляемся умом в сущность его, не стараемся сего достигнуть трудом, хотя часто слышим и читаем о вечном мучении.

95. Как мы крадем у себя время?

Не крадите сами у себя времени, данного вам для спасения души. Крадем мы время ничего неделанием, пустословием, любопытством, бездельным мечтанием, многим сном. Сообразите, сколько бы мы добра сделали, если бы не проводили время безполезно.

96. В чем заключается единение духовного отца с его чадом?

Все, что происходит между старцем и его духовными чадами, должно быть тайною, равной исповеди, иначе враг расстроит их духовное единение о Господе.

97. Что такое "мир"?

Слово "мир" означает людей, враждебно настроенных против всего божественного и религиозного; отсюда под словом "мир", "мирское" разумеется все греховное, всеваемое нам врагом спасения: грехи, пороки, страсти.

98. Служебные дела - суетные или нет?

Дела службы не суетность - это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг… Исполнять его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете. Суетность - дела по удовлетворению страстей, а также ненужные и безполезные (свт. Феофан Затворник).

99. Как действует встреча на человека?

Даже короткое сближение с другим человеком оставляет отпечаток, то есть или получишь пользу, или вред для души.

100. Что нас сближает с Богом?

Нас сближает с Богом скорбь, теснота, болезнь, труды, если разумно переносим их. Не ропщи на них и не бойся их.

Уважаемые братия и сестры!

Если Вы хотите задать вопрос, мы просим Вас учитывать следующее:

1. Вопрос будет принят редакцией портала «Православие и современность» и передан для рассмотрения священнику Саратовской епархии или Митрополиту Саратовскому Лонгину.

2. Основное служение священника происходит в храме. Для разрешения недоумений лучше всего прийти в храм и посоветоваться со священником лично. Следует также помнить, что на многие вопросы, касающиеся семейной жизни конкретного человека, может ответить только тот священник, который знает ситуацию в семье, у которого члены этой семьи исповедуются достаточно долгое время.

3. Редакция не имеет возможности оперативно отвечать на каждое письмо. Если у Вас сложились обстоятельства, требующие срочного ответа, необходимо обращаться к священнику лично, в храме.

4. Большинство ответов предназначено для публикации на сайте с просветительской целью. На вопросы, поступившие на сайт «Православие и современность» с пометкой «прошу ответить лично, на мой адрес», мы будем отвечать в исключительных случаях.

5. Очень много писем содержит вопросы обще-информационного характера (например: Кто такой архимандрит? ) или вопросы, на которые наши авторы уже многократно отвечали на сайте (например: Как выбрать крестных, церковное имя? Как получить разрешение на второй брак? ). Просим Вас прежде, чем задавать такие вопросы, воспользоваться системой поиска на нашем сайте или другими поисковыми системами. В архиве рубрики в настоящее время находится несколько тысяч вопросов и ответов.

Еще раз напоминаем Вам, что возможность задать вопрос священнику в Интернет-пространстве не может заменить личного общения со священником, посещения храма.

Пост сложен для современного человека, живущего не в монашеском общежитии, а посреди мира. Окружающим пост представляется иногда странным анахронизмом, а иногда - попросту мракобесием. Как избежать «подводные камни» поста.

Безусловно, поститься посреди мира труднее, чем в монашеской обители. Порой и в семье кто-то пришел к Богу, а кто-то церковной жизни и ее правил не понимает и не принимает, и постная кухня как таковая отсутствует. Трудно и когда человек большую часть дня проводит на работе, где нет возможности приобрести качественную постную пищу. Но трудно - не значит невозможно. Опыт неопровержимо свидетельствует: когда христианин решается поститься, то ему это удается, все препятствия преодолеваются.

Есть и еще один очень существенный аспект поста для человека, живущего посреди мира. В этом мире, расцерковленном, не знающем Бога, в его событиях и делах мы очень часто «растворяемся», «теряемся», он заставляет нас забывать, кто мы. И в этом смысле пост - очень действенное средство для того, чтобы помнить о том, что ты верующий, православный человек. И в то же время это проповедь без слов, потому что люди, видя того, кто от чего-то отказывается ради Бога, поневоле начинают относиться к его вере с уважением. Часто это становится для них поводом задуматься, а потом и спросить о чем-то важном для себя.

Но, все же. каждый год перед обычным городским жителем неизбежно встают два практических вопроса:

— Как посещать богослужения, если рабочее время во время поста не сокращается?

— Как поститься, если, проводя целый день на работе, ешь то, что предлагает общепит?

Пост для работающего человека - время особое, как и для любого другого. Неработающих людей нет - кто-то работает на государственной службе, кто-то в частных компаниях, кто-то на дому. И мера поста у каждого своя. Так, как воздерживались древние отцы в египетских пустынях, наверное, сейчас поститься невозможно. Никто и не говеет, вкушая три боба в день, подобно тому, как, согласно житию преподобной Марии Египетской, питался Великим постом преподобный Зосима. Но отчуждать себя от тела всей Церкви в этот период ни в коем случае нельзя.

Вообще Устав, говоря о посте, не различает, работающий человек или не работающий. Поэтому такие вопросы обычно решают с духовником , священником, который хорошо знает свое духовное чадо и может посоветовать что-то индивидуально. Очень много людей работают и строго постятся: не употребляют ни рыбы, ни мяса, ни молока. Но есть те, кому это соблюдать тяжело, особенно это относится к страдающим заболеваниями желудка или другими недугами. Тогда нужно брать благословление духовника на послабление поста.

Каждый должен воздерживаться в ту меру, чтобы не просто волочить ноги, но и что-либо делать. Один духовник говорил, что если человек умирает от поста, то это грех самоубийства.

Если проблема работающего человека состоит в том, что на работе негде отыскать постную пищу , то можно что-то готовить дома и брать с собой. Если и такой возможности нет - значит, из того, что предлагается в точках общепита, выбирать наименее скоромное.

Соблюдать пост нужно таким образом, чтобы пощение не влияло на работоспособность . Общий принцип, который можно прочесть у многих святых отцов: пост и любые другие телесные подвиги должны оставлять место для молитвы и рукоделия. В данном случае таким рукоделием является работа.

В прежние времена строго постились, этому мы находим множество примеров. Но тогда была другая экология и другая пища. известен случай, когда иностранцу советовали приезжать в Россию Великим постом, когда стол самый изысканный. Ведь постная пища может быть и вкусной и питательной и полезной.

А мы очень сильно отличаемся от наших предков и здоровьем физическим, и духовным здоровьем, у нас другая экология, темп жизни, перегрузки. Мы другие. Поэтому нельзя буквально перенимать те традиции, которые были естественными даже не так давно, даже еще в начале двадцатого века. Произошла миграция из деревни в города, крестьянство у нас уничтожено, в нашем современном языке нет слова, которым можно назвать земледельца. Жизнь изменилась кардинально. Поэтому сейчас так остро встает вопрос о формах физического поста: раньше у людей был больший запас прочности. Люди по-другому питались: молоко было не из пакета, а из-под коровы, хлеб из печи, вода ключевая, воздух чистый.

Вообще традиция послабления поста – древняя. Еще в Соловецком монастыре, где в целом придерживаются очень строгих правил, трудникам (молодым ребятам, которые работали при монастыре, но еще не были монахами) разрешалось в пост вкушение рыбы. Потому что они выполняли тяжелую работу, и им давалось такое благословление.

Дают послабление и беремеенным, и немощным от болезни. Но хоть в какой-то мере даже самому немощному и предельно загруженному в трудах человеку пост нужно соблюдать. Ведь пост заключается не только в гастрономических ограничениях, но и в определенном поведении, отказе от развлечений.

Что касается посещения кафе и ресторанов, то во всем должно быть разумение. Если человек зашел туда просто поесть, то в этом ничего предосудительного нет. Да и два православных друга, давно не видевшиеся, вполне могут зайти в подобное заведение и выпить разрешенные Уставом 1-2 красовули вина (или, с поправкой на северный климат 1-2 кружки пива). Да и если Ваш день рождения выпадает на Рождественский пост, дома готовить трудно, а средства позволяют - не грех будет пригласить гостей и в ресторан. Однако пьянство (это, правда, и вне поста недопустимо), а также гурманство ради гурманства в пост должны быть исключены (это касается и домашнего времяпрепровождения).

Поэтому можно выделить для себя: да, я не смогу обходиться этим постом без подсолнечного масла, но я зато смогу обходиться без лишней болтовни на работе, без телевизора, без осуждения или участия в каких-то других недостойных мероприятиях. Я отключу себя от развлекательной части интернета. Может быть, дам себе задание прочитать какие-то определенные книги… (Корпоратив и Новогодние вечеринки читайте здесь — внизу страницы)

Пост важен не только в гастрономии. Важно и внутреннее состояние. Зачастую бывает так, что в первый пост позволяешь себе послабления. Но со временем эта необходимость сама собой отпадает и ты даже не замечаешь того, что тебе легко уже соблюдать пост, а сам пост окрывается для тебя удивительной наполненностью и смыслом.

Что касается посещения богослужений, то я вспоминаю советское время, когда работу и церковные службы, было действительно тяжело совмещать по тем причинам, что работодатель (то есть государство) «гонял» и всячески следил за верующими, чтобы их как-то ущемить в их церковной жизни. Но люди верующие иногда даже брали отпуска, чтобы присутствовать на службах.

Пост без богослужений может незаметно превратиться в диету. Вы сами, получается, обкрадываете себя. В конце концов, совсем не надо бегать в храм каждый день, хотя и бывают иногда такие богослужение (во время Великого поста).

Здесь все зависит от того, что ты ищешь : ты ищешь средство посещения богослужения или причины их не посетить? Каждый сам определит. Практически все могут прийти в храм на воскресную Божественную литургию.

Но если даже ты в силу каких-либо причин, имея желание посетить храм, в него не попадаешь - сейчас есть множество литературы, с помощью которой можно восполнить пропуск богослужения. Это ведь тоже очень важно: ты вдумчиво, не спеша, сам встанешь на молитву, ущемишь себя где-либо - и прочитаешь.

Богослужение - это важнейшее средство богообщения, но оно не единственное. При очень занятом графике (если вдруг даже нельзя в воскресный день прийти в храм) можно почитать молитвы дома (или на той же работе). Опять таки, какие молитвы и как их читать, прежде необходимо посоветоваться у духовника (священника) и испросить у него благословение.

Так что необходимо прежде искать средства богообщения трезвомысленно . Пусть это будет богослужение или пост, и во всем надо соблюдать свою меру. Чтобы мы воспитывали в себе воздержание, отказываясь от малого, а Господь мог бы нам доверить большее.

Нам ведь заранее известно, что, к примеру, на первой неделе Поста будет читаться канон Андрея Критского. Поэтому православные люди со своим начальством стараются заранее договориться, предлагают отработку в другие дни, или просто отпрашиваются. Каждый пытается сделать все, чтобы его отпустили, потому что этот Канон дает удивительную помощь и сам по себе очень красив. А вообще здесь тоже все очень индивидуально. А у кого-то, может, и нет такой возможности.

В крайнем случае, если и дома, и на работе обстоятельства для молитвы затруднительные - тот же канон Андрея Критского (его можно легко найти в инете) можно почитать в дороге, сидя в вагоне метро или электрички . Это все равно будет лучше, чем ничего - разумеется, если нам не приходится стоять, толкаться, перепрыгивать из автобуса в автобус, а мы можем в транспорте сосредоточиться, погрузиться в себя.

А чтобы сосредоточиться на молитве, нужно постоянно понуждать себя к вниманию : рассеялись - снова собрались. Поверьте, всем, даже «опытным» христанам, и священникам, и «самым молитвенникам» всегда приходиться понуждать себя к молитве. Если чуть расслабился, то все: пошло-поехало.

Да и есть прекрасный совет владыки Илариона (Алфеева) – не хватает времени на вдумчивую молитву, заполните ей пустое время дня . Набираете чей-то номер телефона и пока слушаете гудки в трубке про себя «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Длинная очередь на переходе в метро, идут люди, покачиваясь из стороны в сторону: «Господи, помилуй!». Сидите в ожидании начальника в очереди: «Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя!».

Вообще хорошо бы прежде, чем начать молиться, поупражняться в том, что называется «богомыслие»: тут хорошо помогают размышления на темы вечности, нашей греховности перед Богом, смерти, последующего Суда, домостроительства Божьего, творения мира, искупительной жертвы Спасителя; помогает чтение Писания и Святых Отцов. Многие занятые люди не могут позволить себе такого чтения, но нашли такой выход: перед сном полчаса чтения творений Святых Отцов . Благодаря таким размышлениям молитва будет более внимательной. Да и вообще духовная жизнь как-то укрепляется. А без этих чтений все легко растерять. Попробуйте – и жизнь ваша станет намного интереснее и ярче. И, кто еще не читал «Несвятые свяые» — очень советуем! пусть не творени Святых отцв, но все же, насстраивает на определённый лад.

Но все равно рассеяние, особенно от усталости, неизбежно - нет такого человека, который бы не испытывал этого состояния. Его нужно принять как данность, не унывать, не опускать руки, не впадать в отчаяние от невозможности идеально настроиться на пост и молитву. Нужно понимать, что рассеяние - общее состояние нашей падшей природы, нашего ума, поврежденного грехом. Нужно просто постоянно возвращать, погружать свой ум в слова молитвы, в память о Боге.

Дай Бог нам всем всегда стараться выдерживать пост и, чтобы Господь укреплял нас, давал силы и складывал обстоятельства наши к угодному Ему нашему служению.

Просмотрено (1351) раз