Роль рпц объединении русских земель. Роль православной церкви в объединении руси. Вопросы к лекции

Специфика формирования единого российского государства 14-17 века. Роль русской православной церкви в объединении Руси

Образование Русского централизованного государства илело значительные особенности по сравнению с аналогичными совпавшими по времени процессами в ряде стран Западной Европы.

Со второй четверти XIV века началось образование территории Русского государства в ходе собирания земель вокруг Москвы. Северо-Восточная Русь (Владимиро-Суздальское княжество) стала центром формирования будущего единого государства со столицей в Москве.

Раздробленная на ряд самостоятельных княжеств Северо-Восточная Русь не могла добиться независимости от Орды. Она нуждалась в собственной государственности. В результате начинаются параллельно идущие процессы: объединение русских земель вокруг Москвы и политическая централизация - усиление центральной власти.

Московское княжество как часть Владимирского великого княжества отпочковалось и было создано как отдельный удел во Владимирской Руси в 1237-м - страшном для Руси году. Возвышению Москвы - одного из многочисленных удельных княжеств Владимирд-Суздальской земли - способствовали и выгодное географическое положение, и целеустремленная политика московских князей (далеко не безупречная с точки зрения морали, но свидетельствующая об умении пользоваться обстоятельствам и), и поддержка русской православной церкви, политическим идеалам которой соответствовало собирание земель вокруг Москвы.

Возвышение Москвы привело к последующему объединению вокруг нее русских земель, осознающих свою культурную и религиозную общность, но главное -- связанных общими внешнеполитическими интересами и, в первую очередь, стремлением обрести независимость.

К процессу образования российского централизованного государства привели определенные экономические, социальные, политические и духовные предпосылки.

Среди историков существуют различные точки зрения по вопросу о причинах образования централизованного государства. Одни считают, что причины политической централизации и сам ее процесс в России,и в странах Западной Европы аналогичны. По их мнению, в Западной Европе процесс централизации опирался на общность хозяйственных интересов отдельных территорий; цементирующей основой строительства государства были процветающие города и торговые связи. Следовательно, материальной основой образования единого Российского государства с центром в Москве начиная с XIV века также стало развитие ремесел, торговли и рынка, являющихся признаками раннебуржуазных отношений. (Ж. Дюби).

Но большинство отечественных историков полагают, что ни подъем производительных сил в сельском хозяйстве, ни развитие ремесла и торговли, ни рост городов не являются свидетельством зарождения раннебуржуазных отношений. Процесс образования единого Российского государства, как считают М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов и др., происходил на феодальной основе.

Главную экономическую причину образования централизованного государства они видят в развитии феодальных отношений «вширь» и «вглубь». Распространялись эти отношения на всей территории Северо-Восточной Руси, наряду с вотчинами появлялось условное феодальное землевладение. Развитие условного феодального землевладения сопровождалось усилением феодальной эксплуатации и обострением социальных противоречий в стране - между крестьянами и феодалами, между различными группами феодалов за владение крестьянами. Средние и Мелкие феодалы нуждались в сильной централизованной власти, которая могла бы держать в повиновении крестьян и ограничивать феодальные права и привилегии бояр-вотчинников.

Возвышение и рост политического влияния нескольких центров - Москвы, Твери, Суздаля, претендующих на объединение вокруг себя остальных русских земель, рассматривается сторонниками данной концепции образования единого Российского государства в качестве основной внутриполитической причины.

Основной внешнеполитической причиной образования централизованного государства обычно считают сохранение вассальной зависимости русских земель от Золотой Орды, а также необходимость централизованной зашиты русских-земель от внешних врагов.

Ряд историков и философов, например Л.Н. Гумилев, Г.П. Федотов, образование единого государства трактовали иначе, а именно как «восстановление», «возрождение» российской государственности. Рассматривая при этом государство как «органический союз народа», представители этого направления основную причину образования государства усматривали в появлении в народном сознании идеи единого национального государства. Идею русской государственности наиболее последовательно выражала Москва.

При этом подчеркивается, что московские князья одерживали победу над своими политическими противниками благодаря коварству, вероломству и послушному следованию воле татар. Татарская стихия не извне, а изнутри овладела душой Руси, и в этом отношении московские князья оказались самыми последовательными в «собирании» русских земель, которое совершалось «восточными методами». Под ними следует понимать насильственные захваты территорий, вероломные аресты князей-соперников, увод населения в Москву и замена его пришлым и т.п.

Причины образования единого государства можно интерпретировать и в рамках цивилизационного подхода. Если исходить из признания того, что на рубеже XIII-XIV веков происходит зарождение новой - евразийской (российской) цивилизации, то тогда Русское централизованное государство надо рассматривать не наследником Киевского государства, а преемником Северо-Восточной Руси. Именно здесь, еще до татаро-монгольского нашествия, зарождался авторитарный тип государственности, впоследствии переросший в самодержавную форму государственной власти. Ее ядром станет не система договорных отношений - вассалитет, а отношения подданства и службы - министериалитет.

Можно выделить ряд специфических особенностей образования Российского централизованного государства:

Становление иного по сравнению с Древней Русью генотипа социального развития. Эволюционный (традиционный) путь развития, характерны для Древней Руси, был прерван. В XIV-XV веках утверждается мобилизационный путь, осуществлявшийся за счет постоянного вмешательства государства в механизм. функционирования общества.

Заметную роль в объединительном процессе играет духовная власть Русская православная церковь, несмотря на серьезные противоречия, которые возникали у нее во взаимоотношениях со светской властью.

Главной особенностью образования Российского централизованного государства, отличающей этот процесс от аналогичного в Западной Европе, явилось преобладание и опережение политических причин над экономическими. Города не стали экономическими центрами объединения Руси - слишком слабо были развиты товарно-денежные отношения. Они находились в подчиненном положении по отношению к феодальной знати.

Ведущую роль в формировании Российского государства играл политический («внешний») фактор - необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому. Государство с самого начала создавалось как «военно-национальное», движущей силой этого процесса являлась потребность в обороне и безопасности. Благодаря этим факторам все слои населения были заинтересованы в централизации.

4. Формирование государства проходило на многонациональной основе (в Западной Европе - на мононациональной).

Процесс централизации, начавшийся в условиях невызревших социально-экономических предпосылок, еще больше усилил действие тенденций, порожденных монголо-татарским господством.

Формированию государственности авторитарного типа на Северо-востоке Руси содействовал комплекс факторов. В частности, Северо-восток Руси в отличие от южной Руси представлял наименее культурную область с точки зрения условий хозяйствования и природопользования. Суровая и продолжительная зима оставляла на земледельческие работы 5-6 месяцев в году, ограничивала возможность животноводства. Природные условия затрудняли развитие транспорта, торговли, географической специализации производства, обмен производственным опытом. Преобладала натуральная система хозяйства. Условия не способствовали сплочению народа. Обилие незанятых земель позволяло земледельцу передвигаться в поисках пашен, не истощенных эксплуатацией. Семья в одном поколении меняла не один десяток таких заимок. Если Киевская Русь развивалась на городской основе, то основу Московского государства составлял деревенский элемент. М.Н. Покровский характеризовал Московскую государственность как более захолустную и провинциальную в сравнении с Киевской.

После ордынского нашествия на Северо-востоке было расчищено место для расцвета новой знати, формировавшейся уже на почве победивших отношений подданства. Новая знать возникла в княжеском дворе. Дворяне становились собственниками, получая от князя земельные пожалования. Эти дворяне ХШ века - мелкие слуги князя. По наблюдению А.А. Зимина, термин «дворяне» перестаёт употребляться с конца XV века и вновь появился в 30-х годах XVI столетия. Но теперь «дворяне» уже не рядовые земледельцы, а верхушка служилых людей - аристократов, из их числа выходили видные военачальники и администраторы. Между дворянами XIII-XVI,веков есть и общее: и те, и другие - люди двора, они не свободны уже по названию. Пройдут два с лишним века после Батыева нашествия, и глубинные изменения во внутренней структуре господствующего сословия будут «обнародованы» при Иване III в стандартных обращениях земледельцев к своему сюзерену: «Яз холоп твой». С появлением этой официальной формулы определится рубеж -- победа отношений подданства на Северо-востоке, которая отразится не только в документах, но и в сознании людей. Развитие авторитаризма было возможным, так как оно могло стимулироваться культурными представлениями, идущими от древности. В «Слове о полку Игореве» - литературном памятнике XII века князья назывались «даждьбожьими внуками», т.е. потомками божества - солнца, солнечного дня. Даждьбог был Царем - Солнцем, мифическим родоначальником русских людей. Последний русский великий князь-язычник Владимир именовался в былинах Владимиром-Солнцем. Подобное культурное наследие помогало первому лицу в государстве вписаться в нравственный идеал, выдвигающий князя, а затем и царя в качестве источника, носителя высшей Правды. - Новая государственность авторитарного типа свое непосредственное начало " ведет от княжения Ивана I (1328-1341), более известного как Иван Калита -- внука Александра Невского и сына Даниила Александровича, явившегося основателем династии московских князей. Со времен Ивана Калиты будущее московское единовластие подготовлялось несколькими параллельными процессами.

Во-первых, со второй четверти XIV века фактически началось образование государства в ходе собирания земель вокруг Москвы: Когда Иван Калита стал великим князем (1328), московский удел оставался очень незначительным. Он состоял из пяти или семи городов с уездами. То были: Москва, Коломна, Можайск, Звенигород, Серпухов, Ружа и Радонеж. Но в руках Калиты были значительные материальные средства. Немаловажную роль сыграло то, что Иван Калита, пользуясь милостью хана, получил от него исключительное полномочие - самому собирать и доставлять в Орду татарскую дань с подвластного русского населения. Это доставляло московскому князю добавочные финансовые выгоды и усиливало его власть и влияние на Руси. Калита прикупает к своей вотчине ряд сел в Новгородской, Владимирской, Ростовской областях и других местностях. Его преемники продолжали собирание земель. Увеличение территории своего удела - эта главная цель внешней, политики Москвы - достигается самыми разнообразными средствами: династическими браками, покупкой, захватом у слабейшего политическим обманом, экономическим давлением, войной или изгнанием того или иного князя из его родного удела, а иногда и убийством.

Во-вторых, политическим следствием приобретения московским князем великого княжения явилось то, что московский князь, став великим, первым начал выводить Северную Русь из состояния политического раздробления, в каковое привел ее удельный порядок. Полномочия, полученные Иваном Калигой от Золотой Орды, послужили в руках великого князя могучим орудием политического объединения удельной Руси. Простой ответственный приказчик хана по сбору и доставки дани, московский князь определен был в дальнейшем полном очным «руководителем и судьей русских князей. Старшему сыну Ивана Калиты - Симеону Гордому (1341-1353), назначенному великим князем, даны были «под руки» все русские князья: По смерти Симеона Гордого его брат и преемник Иван II (1353-1359) получил от хана вместе с великокняжеским званием и судебную власть над всеми князьями Северной Руси. А великая победа, одержанная под московскими знаменами в 1380 г. на Куликовом поле в княжение Дмитрия Донского (1359-~~1389), сообщила московскому князю значение национального вождя Северной Руси в борьбе с внешними врагами.

В-третьих, Калита перенес в Москву не только великокняжескую резиденцию но и резиденцию митрополита Митрополит Петр, канонизированный вскоре после своей смерти и почитаемый как небесный покровитель Москвы, подолгу живал в Москве и был в тесной дружбе с Иваном Калигой. Он умер в.Москве в 1326 г, и был погребен в кафедральном храме Москвы - Успенском «оборе. Его преемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая стала, таким образом, церковной столицей «всея Руси». Сочувствие и поддержка митрополита и всего церковного общества, может быть, более всего помогли московскому князю укрепить национальное и нравственное значение своего престола в Северной Руси. русский монархия авторитарный население

В-четвертых, со времени правления Ивана Калиты начал складываться новый порядок наследования. При разделе Московского княжества между князьями-сонаследниками старшему из них всегда выделялась большая часть, и этот так называемый «излишек на старейший путь» с течением времени становился все значительнее. Кроме того, умирая, Калита завещал Москву в общее владение трем своим сыновьям. Его внук Дмитрий Донской в своей духовной установил порядок престолонаследия по прямой мужской нисходящей линии: от отца к сыну, просуществовавший вплоть до первой четверти XVIII века. В отличие от своих предков Дмитрий Донской «все великое княжение Владимирское безраздельно завещал старшему сыну Василию I (1389-1425)2. Таким порядком был положен еще один камень основания Великого Русского государства.

Таким образом, во второй четверти XIV - первой половине XV века происходило перенесение авторитарных порядков, свойственных княжеским уделам, на государство в целом. Местный князь становился боярином Московского князя. Страна превращалась в один громадный удел, в вотчину государя.

Зарождавшаяся монархия («авторитарная власть») была оптимальным государственным устройством для Московской Руси. Она соответствовала чаяниям огромного большинства населения и общенациональным интересам. Для всякого народа на первом плане стоит выживание, обеспечение внешней независимости и внутренней устроенности общества. Условия, в которых оказался русский народ в силу географического положения страны, сделали решение этих задач особенно трудным. Острота проблемы выживания способствовала консолидации нации, возрастанию роли и престижа государства, оптимальной формой которого оказалась монархия, не ограниченная какими-либо уставами й учреждениями. Именно монархия максимально - хотя, конечно, и не в полной мере - отвечала идеалу власти, стоящей над интересами различных сословий, социальных и национальных групп. Тем самым она была наиболее эффективной государственной формой для объединения всего населения страны во имя решения общезначимых задач. В этой работе монархия неизменно пользовалась содействием церкви, интересы которой вполне совпадали с интересами государства.

Налицо были предпосылки для введения самодержавной формы правления.

Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой - Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа - крещение князя Владимира в 987 году и в 988 году Крещение Руси.

Церковь в домонгольский период

Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

С Х века строятся величественные храмы. С ХI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси.

В ХII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей.

Церковь и объединение Руси

Татаро-монгольское нашествие, постигшее Русь в ХIII веке, не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Дмитрия Донского. Великий подвижник Церкви Русской преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на величайший ратный подвиг - Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

Первый русский Патриарх

В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси. В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Гермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем - исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону.

Церковь при Петре I

Начало ХVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет.

В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов.

ХIХ век

ХIХ век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.

ХХ век (начало до 1917 г.)

В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции - в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).

Фильм о Патриархе Кирилле

(FLV файл. Продолжительность 3 мин. Размер 23.2 Mb)

Экспонаты выставки

Введение

Русская культура XIV–XVI веков сохраняла свою самобытность, но находилась под сильным влиянием монголо-татар, которое проявилось в заимствовании слов (деньга – от тюркского таньга), оружия (сабля), техники в декоративно-прикладном искусстве (золотное шитье по бархату).

В результате монгольского нашествия погибло множество городов, прекратилось каменное строительство, были утрачены многие технологии декоративно-прикладного искусства, снизился образовательный уровень населения. В меньшей степени культурному разорению подверглась Новгородская земля.

До середины XIV века русская культура находилась в состоянии упадка. Начиная со второй половины XIV века, во главе с православной церквью, русская культура переживает состояние возрождения. Ее вдохновляли две идеи: борьба против Орды и феодальной раздробленности и стремление к объединению и национальному возрождению. Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри.

Русская православная церковь в борьбе с ордынским игом.

Монголо-татарское нашествие было самым тяжким испытанием для Руси. В результате монгольского нашествия и установившегося ордынского ига обезлюдели русские города, утратились многие ремёсла, пришла в упадок культура, замедлилась централизация русских земель. Татары грабили, убивали, уводили в плен многих русских людей. Из-за постоянных междоусобиц князья не могли объединиться и отразить набеги татар.

Церковь не раз обращалось с призывом к единению, и хотя сами татары были веротерпимы и не представляли никакой угрозы Православной Церкви и вере и даже освободили от дани духовенство и церковные земли, церковь активно боролась против татар. Церковь не раз пыталась призвать к миру князей, отстоять и защитить великую Русь, принимала большое участие в борьбе с игом. Поскольку татары с уважением относились к церкви, то некоторые священнослужители часто ездили в Орду с просьбами. Яркий пример тому – святитель Алексий, который не раз заступался за Русь.

Святитель Алексий , митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества. В пятнадцать лет решился стать иноком. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. В 1356 году, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху. Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом "всечестнаго митрополита и экзарха".Несмотря на
все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве - ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу - его супругу. "Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры". И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась. Признательная Тайдула не могла забыть своего целителя: при ее посредстве исходатайствована была милость для Русского государства и Церкви: святитель Алексий получил от Бердибека ярлык и охрану духовенства русского.

Когда скончался великий князь Иоанн, святитель взял под свою опеку малолетнего его сына ДимитрияЖитие.. Благоверный великий князь Димитрий ДонскойИкона. Явление иконы Свт. Николая Димитрию ДонскомуМолитвыХрамы (будущего Донского). Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей. Им основаны в 1361 году Спаса Неруко-творенного Образа монастырь на Яузе в Москве (Андроников, по имени ученика преподобного Сергия, первого игумена монастыря) по обету, который он дал, когда корабль во время его поездки в Константинополь терпел бедствие; Чудов - в Московском Кремле, восстановлены и две древние обители - Благовещенская в Нижнем Новгороде и Константино-Еленинская во Владимире. В 1361 году также была построена женская общежительная обитель его имени (Алексеевская).

Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших между собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси. Митрополия находилась до 1300 г. в Киеве, затем некоторое время - во Владимире, затем в Москве. Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.

Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг - Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

Возрождение Руси

В 40-е гг. XIV в. началась долгая и изнурительная «литовщина» - войны литовских князей, которые неоднократно вторгались в московские владения и осаждали Москву.

В эти годы оформился союз московских князей с церковью, способствующий возвышению Московского княжества.

В позиции русской церкви в конце XIII-XIV в. прослеживаются две линии. С одной стороны, митрополиты, в большинстве своем греки, стремились проводить самостоятельную политику, целью которой было сохранение единства епархии. Было ясно, что явная ориентация на одного из князей породит недовольство остальных, что, в свою очередь, вызовет смуты и стремление к расколу. Позднее так и случилось: могущественные литовские князья были недовольны промосковскими симпатиями митрополитов и неоднократно пытались склонить Константинополь к созданию отдельной епархии для своих православных подданных. Церковь стремилась поддерживать лояльные отношения и с правителями Орды.

С другой стороны, растущее стремление к независимости было облечено в религиозные формы. Национальное освобождение мыслилось как обретение своего православного суверенного царства. Эта национальная идея была близка многим церковным деятелям, особенно выходцам из Русской земли. В последующем эта линия станет определять церковную политику, но в первые десятилетия XIV в. в позиции митрополитов заметны колебания.

В первой трети XIV в, митрополиты считали выгодным поддерживать Москву в ее борьбе с Тверью. Митрополит Петр подолгу гостил в Москве. Здесь же, в освященном им Успенском соборе, он был и похоронен. В последующем Успенский собор стал усыпальницей высших церковных иерархов, а стоящий рядом Архангельский - местом упокоения московских князей. Для средневекового человека такое соседство было чрезвычайно символично. Москва представала охранительницей земной и небесной силы, средоточием духовной и светской власти.

Преемник митрополита Петра, грек Феогност, официально перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это окончательно оформило политический союз, в котором московские князья надеялись использовать авторитет церкви для борьбы со своими противниками, а церковь - быстро растущую силу Москвы и ее связи с Ордой для сохранения единства Киевской митрополии.

Трудно переоценить последствия этих перемен. Москва, еще не будучи столицей единой Руси, стала ее церковной столицей. Это произошло тогда, когда представления о «царствующем граде» обязательно предполагали пребывание в одном центре государя и митрополита. С появлением рядом с княжескими палатами митрополичьего двора московские князья получили заметное преимущество над соперниками. Последние могли отвергать притязания потомков князя Даниила, но нельзя было под страхом отлучения противиться митрополичьей воле.

Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

Архитектура

В XIV веке после монгольского погрома возрождается каменное строительство. В 1327 году Дмитрий Донской обносит Кремль белокаменной стеной. При Иване III на территории Кремля разворачивается крупное строительство, для которого приглашают лучших мастеров из Новгорода, Пскова, Ростова, Владимира и из Италии. Итальянский мастер Аристотель Феораванти возводит Успенский и Архангельский соборы, а псковские мастера возводят Благовещенский собор. Архитектурная композиция Московского Кремля в XVI веке становится образцом для строительства в других городах: Новгороде, Туле, Смоленске. В XVI веке складывается новый архитектурный стиль – шатровый. Элементы шатрового стиля использованы в архитектуре центрального храма собора Василия Блаженного.

В целом к концу XVI века русское искусство утрачивает следы местных художественных традиций и превращается в общерусское.


Похожая информация.



Появление на Руси выдающихся церковных деятелей, светочей нравственности и патриотизма

Большую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, в борьбе Руси с иноземными захватчиками сыграла в это время Русская православная церковь. Это выражалось в том, что церковные деятели – митрополиты, руководители крупных монастырей оказывали мощную моральную поддержку московским князьям, не жалели денег на организацию русского войска, вдохновляли русских князей, воевод, простых воинов на защиту родных земель.

Не случайно, что появление церковных деятелей, просветителей и священнослужителей, которые собственным примером жизни и деятельности побуждали русский народ к консолидации и подвигу, во имя освобождения от чужеземных захватчиков.

Так митрополит Петр, первый переехавший в Москву, и его преемники оказали большую поддержку Москве в ее объединительных усилиях. Их деятельность неразрывно была связана с деятельностью Ивана Калиты и его сыновей. Митрополит Алексий (ок.1293 – 1378) встал рядом с Дмитрием Ивановичем, когда тот в мальчишеском возрасте занял родительский трон. Он поддерживал Дмитрия во всех его патриотических делах. Это был умный, образованный, обладающий твердым характером человек. И одновременно отличался благочестием и скромностью в личной жизни. Алексий был настоящим пастырем душ человеческих. Митрополит Алексий использовал авторитет церкви, чтобы предотвратить княжеские междоусобицы в Нижнем Новгороде. Глава церкви пытался воздействовать на враждовавших членов нижнегородско – суздальской династии, использовав посредничество суздальского епископа Алексия. Когда Алексий отказался исполнить волю главы церкви, последний прибег к решительным действиям. Он объявил об изъятии Нижнего Новгорода и Городца из состава епископства и взял название города под свое управление. Вскоре суздальский епископ лишился кафедры. Сохранились сведения о том, что митрополит направил в Нижний личного эмиссара игумена Сергия, затворившего в городе все церкви.

Когда Русско – литовская война грозила окончательно расколоть общерусскую церковь, руководство вселенской православной церкви решительно встало на сторону Москвы. В 1370 году патриарх Филофей подтвердил постановление, «чтобы литовская земля ни под каким видом не отлагалась и не отделялась от власти и духовного управления митрополита Киевского» (Алексия).

В июне того же года в разгар русско – литовской войны патриарх обратился с обширными посланиями к митрополиту Алексею и русским князьям. Филофей полностью одобрил деятельность Алексея и советовал ему и впредь обращаться в Константинополь по церковным и государственным делам ввиду того, что русский «великий и многочисленный народ» требует и великого попечения: он «весь зависит от тебя (митрополита Алексия. – Р. С.), и потому старайся, сколько можешь, поучать и наставлять его во всем».

Филофей убеждал всех русских князей оказывать почтение и послушание митрополиту Алексею как представителю патриаршей власти, заместителю самого патриарха, «отцу и учителю душ». Одновременно глава вселенской церкви решительно осудил нападения Литвы на Москву, а князей, помогавших литовцам, заклеймил как нарушителей божественных заповедей. Позднее Алексий был канонизирован Русской православной церковью.

Большое влияние на всю русскую жизнь оказал святой Сергий Радонежский (ок.1321 -1391). Уже в отроческом возрасте Варфоломей (так звали Сергия до пострижения в монахи) отличался склонностью к уединению, книжному чтению, к постоянному труду и высокой религиозностью, которая удивляла окружающих. После смерти родителей, обедневших бояр, Варфоломей отказался от наследства и ушел в монастырь, где уже находился его старший брат. Там он уговорил брата принять еще более трудный и тяжелый обед – уединиться, уйти жить в пустынь и там посвятить себя богу.

В густом Радонежском лесу братья расчистили небольшую полянку, соорудили хижину, поставили маленькую церковь в честь святой Троицы. Жизнь их стала «скорбной и жестокой», как написано в древнем источнике. Брат не выдержал холода, голода, других трудностей и ушел в один из московских монастырей. Варфоломей остался один. Через два года он был пострижен в монахи под именем Сергия и провел на своей поляне 12 лет. Жизнь его проходила в трудах, молитвах и размышлениях. Он страдал от одиночества и невзгод. Дикие звери грозили ему гибелью. Слава о подвижничестве Сергия, о его святых делах быстро распространилась по Руси. И вот вокруг него собираются последователи и соратники, рубят кельи, осваивают природу, ставят новые деревянные церквушки. Так зарождается Троице – Сергиев монастырь.

Впервые на Руси Сергий организовал монастырь на новой, общежительной основе. Это означало, что в отличие от прежних особножительных или келийных монастырей теперь все монахи жили одним общим хозяйством, не имели личного имущества и не могли заниматься личным предпринимательством. Сергий призвал их жить в братстве, любви и служить друг другу. Сам он, уже будучи игуменом монастыря, часто помогал братьям – монахам, таскал бревна, чинил их жилища, выполнял другую тяжелую работу.

Сюда, к Сергию, к святым отцам, тянутся люди за советом, утешением, отпущением грехов, духовной поддержкой, здесь же селятся крестьяне. Монастырь начинает обрастать деревеньками.

При участии Сергия и по его благословению на Руси возникают в лесных дебрях десятки новых монастырей. Их основывают ученики и соратники Сергия. Постепенно идет преображение глухих лесных углов, там зарождается жизнь. Не случайно имя Сергия знала вся Русь, не случайно к его голосу прислушивался и великий князь, и последний горемыка – крестьянин.

Несколько позже совершает свой отшельнический подвиг московский монах Симонова монастыря Кирилл (ок.1337 – 1427), выходец из знатной боярской семьи. Он уходит из Москвы в далекий Белозерский край и там в лесной чаще копает себе землянку – келью и ставит крест. Это было началом знаменитого на Руси Кирилло – Белозерского монастыря. Добродетельный и скромный образ жизни, наполненный трудами и молитвами, отказ от стяжания, т.е. накопления денег и вещей, привлекают к Кириллу людей. Он учит добру, высокой нравственности, взаимопомощи, трудолюбию, преданности родной земле. Кирилл также был канонизирован Русской православной церковью.

Но мирские интересы, мирские страсти проникли и за монастырскую ограду, входили в монашеские кельи, меняли жизнь монастырского братства. Монастыри обрастали хозяйством. Князья наделяли их землями, появлялась собственная пашня, которую обрабатывали зависимые крестьяне. Развивались торговые операции. Трудно было сохранять святость в этих условиях. Однако истинные ревнители религии старались сочетать христианские идеалы с житейскими условиями.

Поддержка церковью великокняжеской власти, как прочной защиты православия и лидера в борьбе с ненавистной Ордой

В 1425 году после смерти великого князя Василия Дмитриевича, на престол взошел его сын, малолетний Василий (1415 -1462). У Василия появился грозный соперник, претендовавший на княжеский престол – второй сын Дмитрия Донского князь Юрий Дмитриевич Звенигородский – Галицкий (1374 – 1434). Ему по завещанию Дмитрия Донского достались крупные по тому времени города – Звенигород и Галич. Основная же часть Московского княжества перешла к великому князю. После смерти Василия Дмитриевича пятидесятилетний Юрий Дмитриевич предъявил свои права на престол. Он попытался вернуть прежний порядок наследования престола – по старшинству, не от отца к сыну, как происходило до последнего момента. Это отступление от сложившейся традиции откинуло бы опять Русь в глубокую удельную старину. Только наследование от отца к сыну способствовало единению русских земель и укрепляло мощь Московского княжества, только от отца к сыну переходил основной массив московских земель, казна княжества и ресурсы.

Юрий Звенигородский решил нарушить этот порядок. У него были личные причины захватить великокняжеский трон. Он являлся по первому завещанию Василия I прямым его наследником. Но после рождения еще одного сына про первое завещание забыли. Но Юрий помнил и он являлся сыном Дмитрия Донского, а при рождении был крещен самим Сергием Радонежским, что делало его очень популярным среди народа. Юрий был всесторонне образован, знал и ценил литературу и искусство. Он был покровителем великого русского иконописца рубежа XIV – XV вв. Андрея Рублева. Известна его переписка с основателем Кирилло – Белозерского монастыря игуменом Кириллом. В Звенигороде и округе Юрий на свои средства развернул строительство прекрасных церквей и монастырей. Он был прекрасным воином, мужественным полководцем, и на поле боя ни разу не терпел поражений. Вот такой яркий человек бросил вызов десятилетнему мальчику, наследнику престола.

Но к сожалению, не всегда такая легендарная личность может объединять большие массы людей и увлекать их за собой. В Угличе и Звенигороде Юрия любили, но только в своих уделах, которые привыкли к вольностям и чувствовали себя независимо от сильной московской власти. За него встали и северные города – Вятка и Устюг, которые также привыкли к вольностям, а так же верхушка Новгорода, мечтавшая, что при Юрии давление Москвы не будет таким сильным. Поддержали Юрия и мелкие князьки, мечтавшие о былой независимости.

Борьба между старыми удельными порядками и новой тяжелой и неодолимой поступью рождающегося единого русского государства стала закономерным явлением в истории. Ожесточенная феодальная война в середине XIV в. вспыхнула в Англии между династиями Йорков и Ланкастеров – Алой и Белой розы. Англия из этой борьбы вышла сильным и единым государством.

За плечами маленького мальчика стояли мощные силы централизации и единства Руси. Это были служилые князья, боярство и нараждающиеся помещики – дворяне – основа великокняжеского войска, которые поднялись к славе вместе с великими князьями, получили от Дмитрия Донского и Василия I большое количество земель и теперь не хотели делиться богатством и влиянием со сторонниками Юрия Звенигородского.

Великокняжескую власть поддержали и крупные русские города во главе с Москвой (Коломна, Нижний Новгород, Кострома, Ярославль и др). Горожане, посадский и торговый люд за время татарских набегов и потом в период борьбы Юрия Дмитриевича и его сыновей с Василием II устали от насилий, грабежей, пожаров, бесконечных поборов и мечтали о стабильной жизни.

Поддержала Василия II и церковь – московский митрополит, епископы, кроме новгородского владыки, игумены крупных монастырей. Они видели в московском великом князе прочную защиту православия, лидера в борьбе против ненавистной Орды, о чем мечтали все их прихожане. Кроме того, великокняжеская власть неустанно поддерживала церковь материально – богатыми земельными пожалованиями, предоставлением церковным хозяйствам всяческих льгот.

Наконец, весь «дом Калиты», все родственники великого князя, даже братья Юрия Звенигородского поддерживали юного московского правителя. Они понимали, что сильная великокняжеская власть – это и их сила и мощь.

Война между дядей и племянником, между силами единства и централизации и удельной вольницей началась. Но на первом этапе стороны при помощи московского митрополита договорились, что лучше решить дело миром. Оба соискателя отправились в Орду за ярлыками, и пробыв там год спор выиграла Москва.

Вскоре Юрий Звенигородский вместе с сыновьями нанес по Москве неожиданный удар. Великокняжеские войска были разбиты, а Василий бежал в Кострому. Сыновья Юрия требовали расправы над великим князем, но Юрий одарил племянника уделом Коломна, самым значимым городом после Москвы. Что давало возможность после смерти Юрия Василию вернуть себе великокняжеский трон.

Но случилась удивительная вещь: сломленный и изгнанный из Москвы, поселенный в Коломне Василий II сразу привлек к себе повышенное внимание всех слоев русского общества. Они не хотели служить удельному князю. В Коломну перекочевала вся московская элита. Юрий остается в одиночестве и принимает неожиданное решение: отказывается от московского престола и уступает столицу племяннику. Василий II занимает столицу и решает наказать сыновей Юрия. Василий II наскоро собрал войско и пустился за бежавшими в Кострому братьями. На берегу Клязьмы Василий опять терпит поражение. Василий собирает новую рать и двигает ее на Юрия и сыновей. В решающем сражении в 1434 году на территории ростовской земли вторично Юрий, одержав полную победу, занимает Москву, захватывает казну. Судьба дала Юрию на правление два месяца, затем он умирает, а старший сын Василий Косой провозглашает себя великим князем. Начался новый этап феодальной войны. Ареной битв и походов стала вся Северо – Восточная Русь. Горели села и города, брались штурмом крепости. Гибли тысячи людей. Обескровливалась Русь в угоду амбициям отдельных правителей. Насилием и жестокостями шла Русская земля к своему единству и централизации.

Василий Косой не обладал ни обаянием, ни талантами своего отца. Все более широкие слои общества, в том числе и другие сыновья Юрия, выступают против честолюбивого авантюриста и поддерживают старомосковскую власть. В решающем сражении в той же Ростовской земле в 1436г. Василий Косой был разбит московским войском, пленен и отвезен в Москву. Там он был ослеплен по приказу великого князя; так был преподан первый урок жестокости.

Казалось, теперь Русь может вздохнуть с облегчением и залечивать раны, нанесенные междоусобной войной. Но нет, военное разорение и ослабление Руси немедленно использовал старый враг - Орда, которая предприняла ряд набегов на русские земли. Зимой 1444г.ордынское войско вновь появилось на Руси, захватило нижний Новгород, Муром, другие города. Василий II сам повел войска навстречу врагу и потерпел поражение. Вспомогательный отряд Шемякина не явился на поле боя в назначенное время. Именно в этот момент у Шемяки возникла идея заговора против великого князя. Он использовал поражение Василия II и обвинил его в неумении защищать Русь от татар.

Под руководством Шемики Василий II был похищен и ослеплен, затем его доставили в Москву. Василий II вошел в историю под именем Иван Темный. Великий князь вместе с семьей был сослан в Углич на Волгу.

Казалось, что противники Василия II прочно захватили власть в Москве, но все силы, которые прежде поддерживали великого князя, отвернулись от мятежников. Сторонники Василия стали перебираться в Углич, как когда-то в Коломну, собрали вооруженные отряды и начали борьбу с Шемякой. В этой ситуации пришлось освободить великого князя и перевезти его на постоянное место жительства в Вологду, взяв с него клятву никогда более не претендовать на трон.

Но расчет Шемяки не оправдался, т.к. Вологда очень быстро стала центром сопротивления мятежникам. К тому же Шемяка быстро дискредитировал себя как правитель. При нем начался передел земельной собственности, разграбление государственной казны. Огромные масштабы приобрело взяточничество и несправедливость в княжеском суде.

Вскоре игумен Кирилло – Белозерского монастыря освобождает Василия II от клятвы, данной Шемяке. Великий князь собрал войско и в этом же году захватил Москву. Шемяка бежал в Новгород, где вскоре умер. Еще несколько лет шла война, и в1453году Василий II окончательно утвердился на московском троне. Много лет он потратил на укрепление власти; восстановил влияние великокняжеской администрации в Новгороде, который за время феодальной войны добился для себя рядя свобод; укрепил союз с Тверью, продолжил борьбу с недовольными мелкими князьями; отражал новые ордынские набеги. Князь жестоко наказал смутьян, которые являлись сторонниками Шемяки, устроив в Москве показательные казни.



Где только распространялось христианство, там возникали и монастыри. Одни из них строились и поддерживались князьями и богатыми частными лицами, другие, по образцу, оставленному Киево-Печерским монастырем, созидались отшельниками, которые сначала уходили в пустынные места, а потом славой своих подвигов невольно привлекали к себе товарищей и после обыкновенно делались настоятелями образуемых таким образом обителей.

Последнего рода монастыри представляют особенную важность для истории, потому что такие монастыри привлекали население в пустынные места и были одними из главных двигателей русской колонизации. Где являлся монастырь, там около него образовывалось село или даже многолюдный посад; расчищались дикие лесные места, обрабатывались поля, а около некоторых монастырей учреждались ярмарки, образовывалось средоточие промысла и торговли. Вместе с тем пролагались новые пути сообщения. Сами монахи вначале подавали пример трудолюбия и хозяйственности. Благочестивый обычай отдавать монастырям села делал монастыри не только религиозными, но и хозяйственными учреждениями. (Надо вообще заметить, что этот обычай, ослаблявший впоследствии строгость монашеской жизни и даже развращавший монастыри, имел в свое время благодетельные последствия: жители монастырских волостей пользовались сравнительно большей безопасностью, так как с одной стороны князья, воюя между собой, из религиозного страха нередко щадили их, не щадя других волостей, а при монгольском владычестве монастырские волости находились в наиболее благоприятном положении: огражденные ханами, насколько исполнялись ханские повеления, от поборов и разорений, монастыри умножались непрерывно: но с половины XIV века умножение их является в несравненно большем размере против прежних времен; на Руси делается заметным сильное стремление к монастырской жизни, и это стремление избирает для себя преимущественно последний из указанных нами способов основания монастырей).

Отшельники уходят от людей в дикие места; к ним присоединяются другие; основывается обитель; народ стремится туда на поклонение, возникает около обители поселение; в свою очередь из этой обители выходят отшельники, удаляются в новые дикие места, основываются там другие обители и также привлекают к себе население и т. д. Этим путем весь дикий, неприступный север с его непроходимыми лесами и болотами до самого Ледовитого моря усеивается монастырями, и к ним, как к средоточиям жизни, приливают колонии смелых и трудолюбивых жителей, готовых на тяжелую борьбу с негостеприимной природой. Независимо от общего аскетического духа, всегда господствовавшего в религиозных воззрениях православной Руси, в XIV столетии были причины, особенно способствовавшие распространению и процветанию монашества. В это именно время кипчакские ханы выразили свою милость к русской церкви; Узбек и Чанибек оградили своими грамотами не только собственно духовенство, но вообще всех людей, принадлежащих к церковному ведомству. Тогда было приманчиво быть причисленным к церкви; это был единственный путь достигнуть более спокойной жизни.

Монастыри оказывали великое нравственное влияние на народную жизнь; многие из их основателей приобрели по смерти повсеместное уважение; толпы народа стекались у их мощей, и это в известной степени способствовало сплочению нравственных сил народа, что в особенности оказывалось там, где святые чествовались не местно, не одной какой-нибудь семьей, а всею Русью.

Ранее всех и более всех святых, явившихся в московской земле, приобрел народное уважение всей Руси преподобный Сергий, основатель знаменитой Троицко-Сергиевской Лавры, получивший в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви. Кроме того, личность Сергия представляется исторически важной потому, что он был отцом множества обителей; некоторые из них были основаны при его жизни, а еще больше возникло их после смерти Сергия, основанных его сподвижниками и учениками, или же учениками его учеников. Жизнь Сергия, можно сказать, служит самым полным образцом жизни и деятельности всех подобных ему основателей монашеских общин его времени. Все они в главных чертах представляют с ним подобие, при всех отличиях личных характеров и условий местности и времени. церковь христианство православный раскол

Замечательно, что этот святой муж, сделавшийся впоследствии покровителем Москвы и ее властителей, происходил из рода, искавшего спасения в бегстве из родной земли от начинавшихся проявлений московской власти. При Иване Калите подчиненный Москве Ростов терпел притеснения. Тогда в числе бежавших от начальства москвичей был боярин Кирилл, человек знатного и богатого рода, обедневший подобно многим от поборов, от платежа выходов, от разорительных посещений ханских послов и невольных путешествий с князьями в Орду. Кирилл с супругою своею Мариею и сыновьями: Стефаном, Варфоломеем и Петром перешел в Радонеж (в 12-ти верстах от нынешней Лавры), удел, оставленный Иваном Калитой сыну своему Андрею. В тот век владельцы старались привлечь к себе население из других волостей и давали пришедшим разные льготы; так поступал и князь Андрей. Двое сыновей Кирилла, Стефан и Петр, женились, но средний Варфоломей, одаренный поэтическим воображением и наклонностью к созерцательной жизни, с отрочества порывался в монастырь. Тяжелые труды подвижника, неустанная молитва и внутренняя борьба с искушениями молодой жизни представлялись привлекательными его горячей и крепкой натуре. Родители удерживали его: "Потерпи немного, - говорили они ему, - мы стары, бедны и немощны, братья твои более заботятся о своих женах, нежели о нас. Послужи нам, проводи нас в гроб, а там делай, что хочешь". Вскоре они, чувствуя приближение кончины, постриглись и умерли. Старший брат Стефан лишился жены и пошел в монастырь. Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства, покинул отцовский дом и отправился по окрестностям искать места для пустынного житья. Он сначала уговорил идти с собою брата своего Стефана и, вместе с ним, построил деревянную келью и церковь в лесу, на том месте, где теперь стоит богатый Троицкий собор Сергиевской Лавры; по просьбе Стефана митрополит Феогност отправил священников освятить новую церковь во имя Св. Троицы. Но вскоре Стефан оставил своего брата: ему тяжело показалось одинокое житие. Он уехал в Москву в Богоявленский монастырь и скоро сделался там игуменом, затем духовником великого князя Симеона, тысячского и разных бояр. Варфоломей обратился к какому-то игумену Митрофану, принял от него пострижение под именем Сергия, так как в день, когда совершилось это пострижение, праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было тогда двадцать три года. Событие это совершилось в первых годах княжения Симеона. Сергий остался один в лесу, пробыл там более года, подвергаясь чрезвычайным лишениям, опасности быть растерзанным зверьми, страдая от видений, неразлучных с мукою подобного уединения. Между тем сделалось известным, что в таком-то месте в лесу спасается труженик, начали приходить к нему монахи один за другим и строили около него келии. Они служили в деревянной церкви заутреню, вечерню и часы, для литургии приглашали по временам соседнего священника, а через несколько времени убедили Сергия принять игуменство над ними, угрожая разойтись, если он не согласится.

Сергий, после долгих отказов, был рукоположен в священники и назначен игуменом от переяславского епископа Афанасия. Так положено было начало Троицко-Cepгиевского монастыря. Сначала новооснованный монастырь был крайне беден: в нем было всего двенадцать братий, и от скудости средств к содержанию, больше этого числа братий не допускалось; положено было правилом принимать нового брата только тогда, когда выбудет кто-нибудь из числа двенадцати. Богослужение нередко отравлялось у них при свете березовой лучины, а иногда литургия не могла совершаться по недостатку вина. Игумен, однако, строго запретил ходить и просить милостыню и постановил правилом, чтобы все жили от своего труда или от добровольных, невыпрошенных даяний. Сам Сергий показывал собой пример трудолюбия: пек хлеб, шил обувь, носил воду, рубил дрова, во всем служил братии, ни на минуту не предавался праздности, а питался хлебом и водой. Чрезвычайно крепкое и здоровое телосложение способствовало ему переносить такой образ жизни. Вместе с тем он был строг и к другим, требовал от братии такой же суровой жизни, какую вел сам. Через несколько времени, однако, положение монастыря улучшилось. Молва о святой жизни Сергия и его братии расходилась все более и более, и вот пришел к ним из Смоленска архимандрит Симон. Он принес с собою значительное имущество, которое пожертвовал в монастырь Сергия. За ним прибыл брат Сергия, Стефан, и привел двенадцатилетнего сына своего Ивана, которого отдал под начало Сергия; последний тотчас постриг его, назвавши Феодором. С этих пор Сергий не ограничивал числа братий в своем монастыре, постригал всякого желающего, подвергнув предварительно строгому испытанию.

В монастырь все более и более стало приходить богомольцев: были между ними нищие странники, которых нужно было кормить, но были князья, воеводы и богатые люди, дававшие на монастырь богатые вклады. О Сергии распространилось мнение, что он одарен свыше даром пророчества. Несмотря на эту славу, Сергий продолжал вести прежний простой образ жизни и с равной любовью обращался как с князьями, которые обогащали монастырь, так и с бедняками, питавшимися от монастыря.

Уважение к Сергию побуждало великого князя Димитрия несколько раз обращаться к нему. В 1365 году, по поводу спора Димитрия Константиновича суздальского с его братом Борисом за Нижний Новгород, по повелению Димитрия московского и митрополита Алексия, Сергий ездил в Нижний Новгород, затворил в нем все церкви и тем принудил Бориса уступить брату. В 1385 году Сергий, уже престарелый, устроил вечный мир между непримиримыми до того врагами: Димитрием московским и Олегом рязанским. Но самую громкую славу приобрело его отношение к Куликовской битве. Димитрий, собираясь идти на Мамая, ездил к нему за благословением. Сергий предрек ему победу и возбуждал как великого князя, так и весь русский народ на священную брань за свободу Руси. Когда предсказание сбылось и русские победили, святость Сергия возвысилась еще более.

Митрополит Алексий перед смертью призвал Сергия к себе и хотел передать ему после себя митрополию. Сергий решительно отказался и даже долго не хотел принять золотою креста от Алексия: "Я от юности не носил золота, а в старости тем более подобает мне пребывать в нищете", - говорил Сергий.

Сергий скончался, по некоторым известиям, в 1392 году, а по некоторым - в 1397 году. Последнее вероятнее, так как он, говорят, дожил до 78 лет. Непосредственным преемником его был Никон, а за ним Савва сторожевский. Основанная Сергием Троицкая обитель осталась до сих пор первенствующею среди всех других, построенных как им и его учениками, так и последующими основателями монастырей. Великие князья и цари имели обычай ежегодно ездить к Троице на праздник Пятидесятницы и, кроме того, считали долгом отправляться туда перед каждым важным делом, нередко пешком, и просить содействия и заступничества чудотворца Сергия. Великие события смутного времени в особенности возвысили историческое значение Троицкой Лавры.