Трафареты для наличников: функциональное предназначение, способы изготовления чертежей и шаблонов. Где купить шаблоны резных наличников на окнах. Инструменты для работы. Основные правила для изготовления наличника Наличники на окна трафареты в натуральную

Наличники – способ декоративного оформления оконных проемов. Однако, помимо украшения, они являются незаменимой функциональной частью, помогая закрыть щели, неровные скосы и другие погрешности.

Кроме того, они помогают сохранять тепло внутри помещения, предотвращают попадание в него осадков и пыли, а также уменьшают уровень проникновения уличного шума.

Выбор узора

Можно купить готовые наличники (самые простые или же необычные, которые готовятся на заказ). Не существует промышленного производства этих деталей, они изготавливаются мастерами на заказ в столярных мастерских. А можно проявить всю свою фантазию и собственными руками создать уникальные и неповторимые наличники. Самое главное – это наличие желания и огромного терпения!

Узоры, которые будут украшать готовое изделие, также можно найти, обратившись к тематическим источникам на бумаге или расположенным в интернет-сети. Кроме того, существует немало фирм и дизайнеров, которые готовы справиться с реализацией всех мыслей заказчика в готовый узор.

Создание рисунка можно произвести и своими руками. Лучше выбирать такие узоры, которые не перенасыщены мельчайшими деталями. Желательно, чтобы общий вид изображения легко разбирался на достаточном отдалении. Рисунки верхней и нижней части должны выполняться в едином стилистическом направлении.

Если не имеется достаточного опыта столярных работ, лучше отдавать предпочтения узорам, не требующим сложного исполнения. Тематика их может быть самой разнообразной – флора и фауна, стихии природы, солнечные знаки и т.д.


Примеры для вырезания элементов из дерева

Необходимые материалы и инструменты

Наличники могут быть изготовлены из самого разного материала:

  • Дерево (предпочтительнее всего);
  • Металл;
  • Пластик;
  • Пенопласт;
  • Полиуретан и т.д.

Кроме того, для работы также пригодится и некоторый инструмент, запастись которым следует заранее:

  • листы наждачной бумаги различных номеров;
  • электрический лобзик, с помощью которого возможно создание практически любого узора;дрель и набор сверл к ней;
  • набор стамесок;
  • различные по исполнению ножи.


Эскиз наличников

Определившись с узорами, которые будут использованы, необходимо приступить к созданию эскиза будущих наличников. Выполняя эскиз, нужно прорисовывать все элементы, включая:

  • нижнюю планку или поясок, выполняющий роль подоконника;
  • раму или вертикальные рейки;
  • верхнюю резную доску.

Кроме обязательных элементов прорисовываются также и все декоративные компоненты – диадемы, вазончики и другие.


Эскизы наличников на окна

Изготовление трафарета

По готовым эскизам и узорам будет создан трафарет. Существует несколько вариантов его создания (перенесения эскиза на материал).

С помощью графического редактора можно отредактировать абсолютно любое резное изображение. Для начала его нужно отыскать и обработать с помощью специальной программы – фотошопа. На любом компьютере присутствует стандартное приложение, которое позволяет редактировать, рисовать и раскрашивать. Именно здесь есть возможность создавать собственные изображения.

Если есть фотография конкретного узора, можно сделать его ксерокопию. После этого нужно задать необходимые параметры и получить готовый шаблон желаемого рисунка или фигуры в натуральную величину.

Также можно сканировать изображение для дальнейшей его распечатки на компьютере. Некоторые люди готовы тратить длительное время на создание эскизов. Для начала необходимый орнамент расчерчивается на равносторонние прямоугольники, при этом используется масштабирование.

Таким образом можно получить наиболее правильный трафарет наличников – даже пропорции узоров могут быть изменены собственноручно по своему усмотрению.

Чаще всего для создания трафарета используются листы плотного картона. Свой собственный шаблон должен быть создан для каждого элемента, узора или орнамента.

Следующий этап – перенесение шаблона на деревянную заготовку. Это может быть сделано с использованием самого обычного грифельного карандаша или шариковой ручки. Также шаблоны реально подготовить, воспользовавшись копировальной бумагой.

Чертеж закрепляется с помощью канцелярских кнопок и не съезжает. Далее, из полученного трафарета, происходит вырезка всех необходимых элементов.

Изготовление наличников

Для изготовления наличников своими руками потребуется цельная деревянная рама, которая состоит из нескольких частей, соединенных между собой. В первую очередь необходимо подобрать нужный материал.

Бук, береза, орех, дуб и ольха – наиболее часто используются именно эти породы дерева. Перед проведением основных работ выбранный материал поддается обработке водоотталкивающей смесью, красится или может быть покрыт лаком.

Нужно помнить о том, что наличники на всех окнах должны быть одинаковыми. Форма, размеры, узор – все должно быть идентично. Их внешний вид должен гармонировать с общим дизайнерским решением строения. Стиль выполнения резьбы может быть самым разнообразным – классический, фольклор, кантри и т.д.

  • Снятие всех необходимых замеров с оконных проемов.
  • Затем подготавливается пиломатериал. Толщина доски должна соответствовать следующим размерам: не меньше 30 мм, если используется прорезной способ, и не менее 10 мм для накладного способа нанесения узора. Сухие доски нужно строгать со всех сторон.
  • Следующий этап – вырезание заготовок.
  • Затем происходит вырезание узоров и сверление отверстий.
  • Потом проделанные отверстия поддаются обработке с помощью наждачной бумаги , пылесосом удаляется вся скопившаяся пыль и грязь.
  • Если при изготовлении была использована накладная техника нанесения узоров, то скрепление всех деталей происходит с помощью гвоздей без шляпок. Также можно произвести фиксацию при помощи клея. А вот использовать саморезы категорически не рекомендуется!

Установка наличников

После выполненных работ по изготовлению наличника необходимо позаботиться о том, чтобы правильно провести его монтаж.

Крепление может осуществляться двумя способами:

  • Глухой шип – в этом случае все крепежи находятся в наличниках, а в раме для них подготавливаются соответствующие по размеру отверстия. Шип должен быть обработан с помощью клея, затем он вводится в паз. Это позволяет сохранять внешний вид таким, какой он есть.
  • Сквозной шип – этот способ проще в установке, но в надежности он значительно уступает первому. Здесь крепеж монтируется там, где его будет непросто заметить. А место соединения деталей закрывается каким-нибудь декоративным элементом.

Вставать в гнезде шип должен плотно, но без применения особых усилий. Шипы могут быть зафиксированы и с помощью , изготавливаемых из дерева твердых пород. Клей же не могут выполнять свои функции продолжительное время из-за агрессивного воздействия природных сил.

Всегда необходимо брать во внимание то направление, куда открываются окна. Если они открываются в наружном направлении, наличник размещают выше оконных створок на 30 мм. Кроме того, не должно создаваться препятствий для полного открытия рамы.

Правила изготовления наличников

Если исходным материалом является дерево, то ширина доски должна составлять 30-40 мм. Кроме того, могут быть использованы листы металла, пластика и другие.

Ширина материала должна быть достаточной для того, чтобы скрыть края стен, а также защитить их от негативного воздействия влажности воздуха.

Расположив резные элементы вдоль древесных волокон, их растрескивание будет предотвращено. Особенно это актуально при использовании хвойных пород дерева. Также следует помнить о том, что у ажурных наконечников и изгибов толщина значительно меньше, чем у конструкции в целом, именно поэтому они наиболее хрупкие.

После установки всей конструкции не должны возникать помехи для комфортного открытия и закрытия окон. Для этого внутренний размер наличника должен быть больше на пару сантиметров размера рамы. Нижняя часть обязательно крепится под небольшим углом, что обеспечивает нормальный сток воды. Планка нижней части делается на 1 см шире верхней.


  1. Использование трафаретов при вырезании деталей – обязательно, иначе невозможно будет добиться задуманного результата!
  2. Если не хочется делать большие затраты сил и времени , рекомендуется изготовление плоских наличников.
  3. Материал для изготовления наличника должен быть устойчив к изменениям температуры и повышенной влажности. Поэтому для изготовления фасадных элементов не рекомендуется использование и фанеры.
  4. Также материал, выбираемый для изготовления наличников , должен уверенно противостоять и ветровой нагрузке.
  5. Для всех наличников необходимо соблюдать единство общего стиля.

Можно горевать, что исчезают старинные резные наличники по городам и деревням России, и фотографировать на память то немногое, что ещё осталось, а можно попытаться продолжить традицию и изготовить новый резной наличник на окно самому, что я и сделал.

Изготовление наличника

Мне посчастливилось — я не только сделал точную копию старинного резного наличника из Ярославской области, но при этом имел возможность сверяться при изготовлении с оригиналом, постигая секреты и нюансы старинного ремесла на практике.

В процессе работы над наличником я всё больше и больше преисполнялся уважением и восхищением перед прежними русскими мастерами. И действительно, как не восхищаться, когда видишь, что старинные наличники по рисунку, конструкции и мастерству вполне сопоставимы с шедеврами церковного искусства — киотами и иконостасами.

Во-первых, материал для наличников использовался очень качественный — сухие доски без сучков. При пропильной резьбе первый же сучок вылезет со временем из дерева, чем испортит всю картину.

Вообще на Руси сухое дерево использовалось не только для столярных работ, но и при строительстве дома. И сейчас в тех же США везде продаётся исключительно высушенное дерево, и только у нас, как в какой-то дикой третьесортной стране, везде лежат на продажу штабеля сырых пиломатериалов.

Во-вторых, потрясающие композиции — выверенный эстетически и символически рисунок, гармония узоров и орнаментов, грамотное соотношение пропорций деталей наличника, стилистическое единство наличника со всем домом, — всё это говорит о безупречном художественном вкусе былых мастеров. Не сравнить с современными наличниками, выпиливаемыми потоком на станках, — за редкими исключениями, выглядят они весьма убого и пошло.

В-третьих, впечатляющее мастерство изготовления. При кажущейся с первого взгляда лёгкости и ажурности старинных наличников, когда сам начинаешь делать такой наличник, убеждаешься в том, что это вполне серьёзное изделие, требующее опыта и владения ремеслом. Чего стоят те же верха наличников — если присмотреться, можно увидеть, насколько сложны эти элементы по своим формам и резному оформлению.

И тем более удивительно повсеместное распространение красивейших резных наличников по Руси, учитывая, что даже если сейчас, при наличии электрических инструментов и станков, у меня ушло прилично времени на изготовление наличника, то насколько труднее и сложнее было их делать тогда вручную!

И это понятно — красота русской души, вдохновлённой и одухотворённой верой православной в Господа нашего Иисуса Христа, отражалась во всём, от предметов кухонной утвари до шедевров церковного зодчества, как каменного, так и деревянного.

На Руси русский человек воспринимал окружающий мир как целостный Божий микрокосмос, в котором всё связано и всё гармонично, всё имеет свой смысл и всё символично.

Отразилось это мировосприятие и на декоре русского наличника.

Символика русского наличника

Многие отмечают исключительную особенность старинной России в украшении домов и наличников. Я думаю, причин к тому несколько. Во-первых, ощущая себя частичкой микрокосмоса и видя красоту и гармонию Божьего творения, русский человек стремился и от себя внести долю прекрасного от трудов своих. Мы и сейчас, любуясь старинными русскими наличниками, испытываем те же восторг и благодарность, которые в давние времена вложил в декор русский мастер.

Во-вторых, украшение дома несло охранительную функцию, пробуждая в смотревших на дом людях положительные эмоции вместо отрицательных, оберегая, так сказать, живших в доме от негативной энергии.

И в-третьих, через украшение дома самовыражался сам хозяин, как бы показывая через рукодельную красоту широту своей души и мастерство своих рук. А то и не думая о других, а просто делая ради собственной потребности к красоте и благоустройству.

Всё в Божьем мире имеет свой смысл, не исключение и резьба на наличниках. Зная основы орнаменталистики, можно долго простоять перед наличником, находя в его декоре новые смыслы и значения.

Итак, пройдёмся кратко по символике русского наличника. Отмечу, что эта символика вполне соотносится с орнаментикой прочих традиционных русских ремёсел — вышивки, резного декора церковных предметов и домовой резьбы, росписи, чеканки, и так далее.

Весь наличник в целом является символом окружающего нас мира, и делится на три части:

Верхняя часть. Мир небесный — Божий. Часто был двухуровневым. Верхнее небо называлось «небесной твердью» и часто изображалось в виде двускатной или полукруглой крыши. На верхней доске, но чуть ниже, нижнее небо — «небесная хлябь».

Центральная часть — срединный мир — реальный. Боковые стороны наличника называются «полотенцами». Полотенце у русских известно как особый символ, знак принадлежности к определенному семейно-родовому коллективу, полотенцами-рушниками украшали иконы и полки для икон, рушники часто жертвовали в храмы и часовни.

Нижняя часть — твердь земная. Карниз (завершение наличника).

Каждая часть оформлялась соответствующим орнаментом.

Солярные символы

Солнце — символ Господа нашего Иисуса Христа. В Библии и Евангелии множество мест, где Господь Иисус Христос называется Солнцем: «Ибо Господь Бог есть солнце и щит» (Пс.83, 12), «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал.4, 2), «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет , и нет в Нём никакой тьмы» (1Иоанна 1, 5).


И в богослужениях православной церкви Господь часто называется Солнцем правды, Солнцем истины. Естественно, что этот символ отразился и в декоре наличника, особенно его верхней части.

Можно встретить резьбу пяти солнц — одно в середине и четыре по сторонам, не трудно догадаться, что это символ Господа Иисуса Христа и четырёх Евангелистов, часто используемый также в иконописи и храмовой росписи. Вообще количество солнц на наличниках перекликается с количеством куполов на храмах — та же символика, то же значение.

В мирском значении солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу, что вполне логично — ведь без солнца не будет урожая, а без урожая не будет благосостояния.

Символы воды


Как вода, так и её символы чрезвычайно мистичны и многозначны. Водой совершается крещение, очищение от грехов, рождение духовного человека и освящение. Вода, смешанная с вином, в причастии означает человеческую природу Христа, а само вино — Его божественность. Вода является источником и символом жизни.


Воды бывают небесными (верхняя часть) и подземными (нижняя часть), как сказано в Библии: «И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью» (Быт. 1, 7).

В виде дождя вода несёт оплодотворяющую силу Бога, что символизирует плодородие. Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода. Бегущая вода означает жизнь и её источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр. Вода, подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте.

В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения. Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, «зачатие от воды и от Духа», смешение низшего и высшего в человеке. Согласно св. Киприану, Христос — это вино, а вода — тело Христово. В христианском искусстве смирение изображается как вода, смешанная с вином. Роса — символ Благовещения.

И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам, капли-кружочки, чередующиеся ступеньки — это всё знаки воды во всех её значениях и символах.

Символы земли

Тоже, как и вода, имеют множество значений.

Земля — одна из основных (наряду с водой, огнём, воздухом) стихий мироздания; центральная часть трёхчастной вселенной (небо — земля — преисподняя), населённая людьми и животными; символ женского плодоносящего начала и материнства.


Земля, порождающая деревья и травы, и дающая человеку жилище, часто используется в качестве символа Церкви, которая питает человека духовной верой и предлагает ему убежище. Таким образом, земной шар, на котором воздвигнут крест, иногда передаёт это символическое значение.


Наконец, земля — то, чем жил русский крестьянин, она давала ему урожай, обеспечивала пропитанием, одеждой и жильём.

Знаки аграрной символики, пожалуй, самые простые, одни из самых распространённых. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы, квадратики — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

Женские символы

Изначально происшедший из культа славянских языческих богинь типа макош и берегинь, в христианской Руси символ женщины с широкими бёдрами и раздвинутыми ногами и поднятыми руками трансформировался в общий символ материнства, плодородия и плодовитости.

Как считалось на Руси, у человека три матери — мать-земля, родная мать и Божья Матерь, и все эти значения вполне присущи символу берегини.

Вот так берегиня изображалась в вышивке.


Женские символы в резных наличниках часто настолько утрированы, что с первого взгляда кажутся простым узором, но при внимательном рассмотрении нетрудно найти этот материнский символ.


Изображённые в декоре четыре женские фигуры символизируют четыре христианские добродетели: справедливость, благоразумие, храбрость и умеренность.

Символы-звёзды

Основные признаки символов звёзд — количество и конфигурация лучей. При этом важно, что все образующие её форму лучи одинаковы, что отличает этот символ от изображений солнца.

Вообще звезда в христианской символике чаще всего означает Бога, иногда Церковь. Наиболее часто в русской орнаментике встречаются шести- и восьмиконечные звёзды.


Шестилучевая звезда — знак Творения и Печать Соломона. Это комбинация мужского и женского начал, а также огня и воды, союз духа и материи, основа действия и неподвижности, единство противоположностей.

Восьмилучевая звезда — символ Пресвятой Богородицы: в православной иконографии Божью Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звёздами на плечах и на челе в знак Её Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова. Также в виде восьмиконечной звезды изображают Вифлеемскую звезду, явившуюся во время Рождества Христова и приведшую к родившемуся младенцу Христу трёх волхвов и пастухов.

Также восьмиконечная звезда — сочетание двух крестов. Часто вырезали и простые кресты — четырёхконечные звёзды.

Символы животных

Агнец, вол — ветхозаветный прообраз жертвы Христа; символ мучеников, которых убивали за Христа.

Змея, уж — их изображение происходит из языческого культа ужей-господариков. Обычай держать в домах ужей с глубокой древности известен всем славянам: ужи считались охранителями зерна и дома от мышей. Изображения ужей археологи встречают на многих предметах.

В этом контексте ужи символизируют мудрость, плодородие и благосостояние.

Кони — в народной традиции одно из наиболее мифологизированных животных, воплощение связи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологических (эпических) персонажей. Связан одновременно с культом плодородия (солнца и т. п.), смертью и погребальным культом. Отсюда роль коня (и соответствующих обрядовых персонажей при ряжении и т. п.) в календарных и семейных обрядах (прежде всего в свадьбе), гаданиях и др.

Естественно, что символизм коней не потерял своего значения и в христианской Руси.

В христианском искусстве конь выступает символом Солнца, отваги и смелости, благородства, щедрости, а также победы, например, мучеников над грешным миром.

Высеченные в древнеримских катакомбах изображения коней символизируют бег времени и быстротечность жизни, они нередко относятся к миру мёртвых, либо служат свидетельством отречения от римской религии.

В Средние века конь считается атрибутом чувственной любви, набожности и вдохновенной веры.


Лев — символ неусыпной и духовной бдительности, крепости — поскольку считалось, что он спит с открытыми глазами. Часовой, поддерживающий устои Церкви. Символ воскресения, т.к. считалось, что лев вдыхает жизнь в львят, рождающихся мёртвыми. Поэтому льва стали связывать с воскресением из мёртвых и сделали его символом Христа.


Лягушка — символ непрерывности жизни и воскресения.

Птицы — утки, голуби, лебеди, петухи, фениксы, в общем, всё, что имеет крылья и способность к полёту.

Очень глубокий и многозначный символ. В Ветхом Завете о Боге говорится, как о птице или крылатом существе: «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16, 8).

В христианстве птицы — символ всего духовного и боговдохновенного, вознесённость духа, души верующих (в раю, под божественным покровительством и т. д.). Младенец Христос часто изображается с птицей в руках или привязанной на верёвке.

Связь со сферой божественного, благовествование, быстрота мысли проявляются в различных мотивах: св. Матфей пишет своё Евангелие под диктовку голубя — Святого Духа; схождение Святого Духа; птицы гнездятся в дереве в момент благовествования ангела Анне.

Различным видам птиц придаются определённые характеристики:

аист — символ благоразумия, бдительности, набожности и целомудрия. Поскольку аист возвещает о приходе весны, его связывают с Благовещением Марии — с благой вестью о пришествии Христа. Возможно, что существующее североевропейское поверье относительно того, что детей матерям приносит аист, произошло от того, что эту птицу связывали с Благовещением;

бабочка — символ воскресения и вечной жизни. Короткая жизнь бабочки делится на три этапа. Первый, в котором нет никакой красоты — ползающая личинка, гусеница, или, как люди называют её, червь. Второй — когда это существо превращается в куколку (кокон). Личинка покрывается оболочкой, как бы запечатывается в конверт. Третий — когда обитательница кокона разрывает свою шёлковую оболочку и выходит наружу. Это уже зрелая бабочка с прекрасным обновлённым телом и ярко раскрашенными крыльями. Крылья вскоре крепнут, и бабочка взмывает ввысь.

Поразительно, как эти три этапа жизни бабочки похожи на жизнь в уничижении, смерть и погребение, а затем славное воскресение Христово. Рождённый в человеческом теле, в образе слуги, наш истинный Господь, как писал Исайя, не имел «ни вида, ни величия». Говоря: «Се Человек», Пилат указывал на истерзанное тело, которому вскоре предстояло оказаться в могиле. Наш Господь был погребён в могиле. Но на третий день Иисус воскрес в прославленном Теле, а через сорок дней вознёсся на Небеса.

Все верующие во Христа также переживают три этапа. По природе греховные, смертные существа, они живут в унижении. Приходит смерть, и их безжизненные тела предаются земле. Но в Последний День, когда Христос вернётся во всей Своей славе, христиане последуют за Ним в обновлённых телах, созданных по образу прославленного Тела Христова;

ворон — символ уединения и отшельнической жизни;

голубь — воплощение Божьего Духа, символ чистой души. Голубь также воплощает добродетели умеренности и согласия;

гусь — символ предусмотрительности и бдительности;

ласточка — чистая, святая птица, наделённая женской символикой и сочетающая в себе небесное и земное начала. В песне ласточка уподобляется Божьей Матери:

«Ой на Дунаечку, на бережечку,

Там ластівочка та купалася,

То не ластівочка, то Божа Мати…»

Ласточка и голубь — любимые Богом птицы. Своим пением ласточка славит Бога. Щебетание её воспринимается как молитва: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». В народной легенде о распятии Христа ласточки старались избавить Его от мучений: кричали «умер, умер!», похищали гвозди, вынимали колючие тернии из Его венца и носили Ему воду.

Даже раздвоенность ласточкина хвоста имеет значение — согласно южнославянским легендам, ласточка после всемирного потопа спасла человека от кровожадной змеи, которая откусила ласточке хвост, отчего он стал раздвоенным.

Также ласточка — символ домашнего счастья и крепкой семьи;

лебедь — чистота, милосердие и символ Девы Марии;

орёл — символ вознесения и души, которая ищет Бога; также орёл символизирует справедливость или такие достоинства, как храбрость, веру и религиозное размышление. В более общем смысле орёл стал символом вдохновляющей идеи Евангелий;


петух — символ бдительности и предостережения. «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру» (Марк. 13:35). Бодрствование и готовность к исповеданию — признаки живой веры. Один из символов Христовой любви — поющий петух;


утка — символ брачного союза и преданности. Часто на Руси деревянные ковши вырезали именно в форме уток. Также в декоре наличников (на концах полотенец) очень часто используется символ утиных лапок, который, впрочем, можно истолковать и как символ ласточкина хвоста.

Рыба — символ Господа Иисуса Христа. Греческое слово ihtis (рыба), было символом Христа ещё и потому что каждая литера в греческом языке составляет слова «Иисус Христос, Божий Сын Спаситель» (Isus Hristos Teu Ius Soter).

Рыба с монетой во рту — символ Чуда, совершённого Иисусом Христом. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя. (Мф. 17:24-27). Он совершает чудо: если Иисус знал, что во рту рыбы, которая первой попадётся Петру, окажется проглоченная ею монета, — Он всеведущ. Если же Он монету эту сотворил у неё во рту — Он всемогущ.


Ящер, ящерица — символ возрождения, омоложения посредством линьки, страстного стремления к духовному свету.

В раннехристианском тексте «Физиологус» сообщается, что, когда ящерицы стареют, и глаза у них затухают, они вползают в щели стен, обращённых к востоку. И когда встает Солнце, «их глаза открываются, и они выздоравливают. И ты, человек, когда... глаза сердца твоего замутятся, таким же путём ищи восходящее солнце справедливости, Господа нашего Иисуса Христа, и Он откроет глаза сердца твоего». Слепая ящерица, которая ищет страну, где восходит солнце, символизировала грешника, ищущего помощи у Бога.

Растительные символы

Виноград вместе с пшеничными колосками — это обычный орнамент на церковных киотах и на колоннах иконостасов. Сам Христос называет себя виноградной Лозой, Своего Отца Небесного Виноградарем, а своих учеников — ветвями. «Я истинная виноградная Лоза, — говорит Христос, — а мой Отец Виноградарь… Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы ветви». (Ион.15, 1-5.). Пшеничный хлеб и вино освящаются во время св. Литургии в Пресвятые Тело и Кровь Господню.

Трилистник — символизирует Святую Троицу, объединение, равновесие. Он может символически заменяться на один большой лист.


Цветы — символизируют новую жизнь: Господь пришёл на землю — и расцвели цветы. Цветы были привычным украшением на гробах мучеников в катакомбах как символ проходящей человеческой жизни. В книге Иова читаем: «Человек, который родится от женщины, веком короткий и тревоги полный. Вырастает словно цветок, и вянет, и бежит тенью без остановки» (Иов.14,1-2). Св. Апостол Пётр поучает: «Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве, засохла трава, и цвет её опал» (1 Петра 1, 24).

Другие символы


Русалки — мифические существа, наполовину женщина с длинными волосами и девственной грудью, наполовину рыба с чешуйчатыми хвостом и плавниками. В существование русалок всерьёз верили в древние времена, вплоть до 19-го века. Символизируют любовь, чувственность, стремление к высшему.


Символ «S» — ассоциируется с лебедем, поскольку он напоминает лебединую шею. Но его относят и к символам огня и солнца, с другой стороны, он также может выполнять функцию «луча» у «солнц». Также символ «S» может быть интерпретацией символа воды — часто повторяющиеся линии «S» создают ощущение волн, растительных символов — вьющиеся ветви, и тех же ужиков-господарей.

Цвета

Помимо символики отдельных элементов, своё символическое значение имеют и цвета, в которые окрашен наличник.

Белый — символ святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах — в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным является такое значение белого, как чистота и непорочность, освобождение от грехов.

Жёлтый — символ Святого духа, божественного откровения, просветления.

Зелёный — символ жизни, весны, цветения природы, юности; также цвет Святителя Николая Чудотворца — купола на его храмах часто окрашены именно в зелёный цвет. Зелёный цвет — природный, живой. Это цвет травы и листьев, надежды, вечного обновления.

Коричневый — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь на иконах с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Красный цвет символизирует кровь Христа, пролитую ради спасения людей, а, следовательно, — и Его любовь к людям. Также это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии, символ Воскресения — победы жизни над смертью.

Синий — цвет небесной истины, философии, покорности Божьей воле и смирения. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное, и небесное. Росписи во многих храмах, посвящённых Богоматери, наполнены небесной синевой, купола окрашены в синий цвет.

Чёрный цвет — цвет зла и смерти. В иконописи чёрным закрашивали пещеры — символы могилы — и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на чёрном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос — старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Чёрные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, — это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

http://otherreferats.allbest.ru/religion/00222211_0.html

Резные наличники на дверях и окнах украшают дом, делают его непохожим на окружающие. Даже если здание построено по типовому проекту, оно может стать неповторимым.


Как по чертежу сделать шаблон?

Чтобы сделать красивые наличники на окна своими руками, потребуются шаблоны. С их помощью рисунок переносится на поверхность древесины.

Начинается создание шаблона с выбора рисунка . Вариантов найти можно много, при желании можно скопировать узор с фотографии. Способов увеличения чертежа до размеров шаблона существует несколько. Если рисунок в электронном формате, то его можно обработать в графическом редакторе.

Если же чертеж уже напечатан, то стоит воспользоваться одним из двух методов. Первый - ксерокопирование. Все копирующие аппараты могут печатать с изменением масштаба и пропорций. Второй способ - вручную. Его можно назвать традиционным. Узор просто перерисовывается с увеличением по клеточкам.

Получившийся увеличенный чертеж переносят на картон, а потом из него вырезают готовые шаблоны наличников на окна. Для каждого узора или элемента делают отдельный шаблон. Затем его кладут на доску, из которой будет выпиливаться наличник и обводят карандашом.


Делаем наличники на окна своими руками


Проект

Проектирование - основа любого процесса. Если требуется сделать резные наличники на окна своими руками, то также следует начинать с проектирования. Выполняется чертеж фасадной части здания со всеми его деталями и выполняется чертеж резных элементов . Это позволяет представить внешний вид здания. Если есть программа визуализации, то можно сделать объемный проект дома.

Наличники своими руками: чертежи.

Наличники на окна своими руками. Фото

На этом этапе подготавливаются материалы и инструменты. Лучшим материалом являются сосновые доски с минимальным количеством сучков.

Сделать наличники на окна своими руками можно, применяя:

  • лобзик, имеющий плавный пуск;
  • перьевое сверло диаметром 12мм;
  • шуруповерт;
  • шлифовальную машинку.


Выпиливание

После того как трафареты наличников на окна были обведены, следует приступать к процессу выпиливания. Сначала выпиливают внутренние ажурные элементы. Для этого по контуру изображения высверливают отверстия. Сверло должно располагаться перпендикулярно доске.

После выпиливания внутреннего контура, переходят к внешнему.

Лобзик ведут от одного конца будущего наличника к другому. Заранее выполняют надпилы, чтобы облегчить процесс.

Результатом становится готовая деталь. Для другой стороны окна требуется сделать ее зеркальное отражение.


Шлифовка

Чтобы поверхность приобрела эстетичный внешний вид, ее обрабатывают шлифмашинкой. Используется наждачный круг с зернистостью 80. После этого деталь можно окрашивать.

Грунтовка и окраска

Древесина чувствительна к гниению и повреждению насекомыми, поэтому перед окраской ее тщательно обрабатывают антисептиком . Чем меньше пропусков, тем дольше будут служить наличники.

После нанесения состава детали просушиваются. Сухие поверхности окрашивают. Оптимальным вариантом является водоэмульсионная краска для древесины. Цвет выбирается во время проектирования. В данном случае используется белый и вишневый.

Красят двумя кистями. Широкой прокрашивают внешнюю поверхность, а узкая предназначена для боковых частей и труднодоступных мест.

Элементы прокрашивают тщательно, в два слоя. Второй слой наносят, когда высохнет предыдущий.

Завершающим слоем является лаковое покрытие. Для этой цели лучше взять акриловый состав , имеющий водную основу.

Лак наносят в один слой, старясь избежать потеков. Сушат детали на открытом воздухе.


Сборка

Все детали собирают в общую композицию перед монтажом на окне. Такая последовательность удобнее.

Резные наличники на окна своими руками. Пошаговые Фото

репление осуществляется по эскизу на саморезы. Их вкручивают с изнаночной стороны, чтобы не портить внешний вид наличников.


Монтаж

Непосредственно монтаж наличников на окно выполняется с использованием лесов. Это безопаснее и удобнее, чем лестницы. Крепят модуль на место при помощи саморезов.


Варианты трафаретов наличников

При выборе узоров для наличников следует обращать внимание на целый ряд моментов. Среди них сочетаемость с общим внешним видом дома. Если деревянные наличники на окна своими руками изготавливаются впервые, то лучше выбрать более простой вариант.






Шаблоны наличников своими руками

Раньше в каждом регионе существовали свои традиции в оформлении окна. Их можно использовать и сейчас, если хочется напомнить о культурном наследии.


Роль наличников

Элементы отделки окна часто называют наличниками, но правильное их название обналичка. У обналички имеется множество функций. Рассмотрим основные из них:

  • декоративная - внешний вид окон и всего фасада выглядит завершенным, с помощью наличника можно визуально изменить пропорции дома;
  • правильный орнамент помогает выразить личные предпочтения или традиции;
  • с помощью наличников все постройки на участке объединяются в единый архитектурный ансамбль;
  • благодаря наличникам влага и мусор не попадают в щели между стеной и рамами;
  • уменьшаются теплопотери, поскольку щели вокруг окон дополнительно перекрываются.

При изготовлении наличников следует учитывать, что дерево со временем разрушается. Продлить ему жизнь помогут антисептические составы.

Мастер-класс по рисованию оконного наличника в графике.


Думлер Татьяна Петровна, учитель изобразительного искусства МАОУ гимназии №56
Назначение: данный мастер-класс предназначен для учащихся 4 классов, для педагогов, родителей и всех интересующихся людей.
Цель: выполнение зарисовки оконного наличника в графике.
Задачи:
- формировать основы изобразительной грамотности;
- совершенствовать графические умения;
- развивать пространственное мышление, воображение и фантазию;
- развивать уважительное отношение к истории и культурным традициям России.
Материалы: лист бумаги для рисования, простые карандаши, ластик.
Прививать любовь к искусству наших предков, которое и сейчас, по истечении веков, удивляет и восхищает нас, мы будем вместе с вами на уроках рисования. Сегодня я приглашаю вас на увлекательное путешествие в город Томск.

Томск, один из старейших городов Сибири. В XVII веке Томск - крепость и город «служилых» людей, предназначенный для защиты местных народов и русских переселенцев от набегов кочевников. В XVIII Томск становится торговым центром обширного края. В конце XIX века становится ареной революционного рабочего движения, в котором горячее участие принимает передовое студенчество.
Ныне Томск - промышленный, культурный, учебный и научный центр страны. И один из красивейших в стране.


Томск, как и большинство городов в России, всегда был деревянным. Но ему повезло больше других: провинциальный статус помог сберечь значительно больше деревянных построек, чем в крупных городах.


В конце 1880-х архитектуру ждали серьезные перемены: на авансцену вышла резьба. Раньше ее можно было увидеть только в церквях, жесткие регламенты не позволяли украшать деревянными кружевами здания. Но в 1880-е обязательные проекты отменили. И фасады домов мгновенно преобразились! Резьба глухая, ажурная, прорезная, пропильная, объемная - из нее-то и получалось деревянное кружево.


Для томских домов периода эклектики характерно обилие высоких окон, фронтончики вместо фронтонов (они в первую очередь декоративный элемент, не влияющий на конструкцию). Их обычно украшали солярными знаками.



Разнообразную деревянную архитектуру, изумительную резьбу по дереву можно встре-тить во многих местах необъят¬ной России. Но в Томске искусство деревянной домовой резьбы достигло редкостной силы, обрело уникальные черты - Богатство резьбы, разной по тематике, форме и технике!


Резной оконный наличник - элемент деревянной архитектуры, знаком каждому. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой, тем самым защищая её от разрушающих воздействий окружающей среды.
Томские наличники имеют отличительные особенности: живое дерево и отсутствие всякой краски, объёмная резьба с растительным орнаментом.


Наличник не просто украшение - это оберег, охраняющий дом. Ведь окна - глаза избы, а глаза, как известно - зеркало души... Вот душу каждого дома и охраняют разнообразные по форме и резьбе оконные стражи.


Оконные наличники - символ красоты давно ушедшего, деревянного мира. Резные наличники красивы, необыкновенны и интересны. Это элемент традиционной, народной архитектуры тепло принимаемый всеми!
Попробуем нарисовать резной наличник. Возьмём лист бумаги и простые карандаши.
Рисовать будем без линейки, развивая твёрдость руки и глазомер.


Начнем с прямоугольника в центре листа – это оконный проём.


Проведём внутри прямоугольника линии параллельно данным на одинаковом расстоянии – это рама.


Покажем оконный переплёт – проводим внутри линии, толщина такая же как у рамы.


Вокруг рамы показываем доску – наличник. Форма и размеры могут быть разными. Мы выбираем вариант томских наличников – не большой ширины и характерным закруглением в верху.


Традиционно доска украшалась деталями объёмной резьбы (выполнялись отдельно, тщательно моделировались и затем с помощью длинных тонких гвоздей без шляпок набивались на основу). Мы начинаем моделировать украшение доски и нарисуем одинаковые узоры по углам.


Дальнейший узор может состоять из сочетания геометрических элементов. Важно рисовать узор справа и слева на одинаковом расстоянии – симметрично.


Завершив моделировать боковые части наличника переходим к верхней. Начнём с обозначения центра, затем развиваем растительный узор то в право, то в лево.


В нижней части наличника намечаем центр и направление завитков.


Развиваем растительную тему по всей нижней части доски.
Деревянные узоры присутствуют не только на доске, но и за её пределами. Начнем рисовать их с низу. Задаём траекторию растительного кружева.


Добавляем параллельные линии, усложняем узор.


Рисуем профилированный карнизный пояс сверху. Добавляем симметричные линии-завитки для навершия наличника.


Каждый завиток прорисовываем второй параллельной линией, усложняем узор.


Теперь нарисуем дополнительные узоры по бокам наличника.


Осталось добавить горизонтальные линии – это доски (брёвна) стены.


Для тонировки фона используем твёрдый карандаш. Заштриховываем, используя приём «растяжка» - сверху бревна светлее, снизу темнее.



Наличник тонируем слегка, оставляя узор белым (ведь он набивается сверху доски)


Мягким карандашом тонируем прямоугольники - внутреннее пространство дома.


Почти всегда, вглядываясь в окна, можно увидеть занавески, разные по рисунку и по-разному задрапированные. Я предлагаю показать занавески приёмом стирания ластиком.


Ребятам нравиться работать с ластиком, но его периодически нужно чистить (потереть о другой лист бумаги)


Очень трудоёмкая и кропотливая работа завершена, теперь настало время полюбоваться результатом!

Отправим материал вам на e-mail

Наличник является украшением и функциональной частью окна на фасаде здания. Данная традиция идет с давних пор и не теряет актуальности и на сегодняшний день. Можно сделать красивые наличники на окна в деревянном доме самостоятельно. При этом многие изделия выполняются не только из древесины, но и из других материалов. Создание подобных элементов требует определенных знаний и навыков, а также подходящих инструментов.

Необыкновенный колорит и стиль делают резные наличники настоящим украшением постройки

В настоящее время вновь востребована установка наличников на окна в деревянном доме. Фото ниже позволяют увидеть лучшие примеры. Данный элемент подчеркивает стремление к возрождению традиционного декора.

К достоинствам данного элемента можно отнести следующие:

  • выполняет декоративную функцию и помогает зрительно расширять или вытягивать постройку;
  • дополняет общий стиль архитектурного решения;
  • защита пространства между оконным проемом и поверхностью стены от влажности и пыли;
  • уменьшение теплопотерь и уровня шума;
  • подчеркивает индивидуальность сооружения и стиль понравившейся эпохи.


Также подобная конструкция имеет некоторые недостатки:

  • древесина требует определенной обработки от высокой влажности и разбухания;
  • необходимость постоянной обработки и в регулярном уходе;
  • не сочетаются с металлопластиковыми окнами.
Полезная информация! При комбинации древесины с металлопластиком их нужно выполнить в единой цветовой гамме.


Шаблоны резных наличников на окно своими руками

Существуют различные наличники на окна в деревянном доме. Их разновидности часто зависят от способа крепления к окну.

По типу крепежа можно выделить два вида:

Оригинальным решением считается установка резных наличников. При этом в интернете можно найти массу шаблонов резных наличников на окно. Своими руками подобные конструкции можно сделать только при помощи специального оборудования.


Можно рассмотреть следующие виды материалов для создания подобных конструкций:

  • традиционным материалом считается древесина;

  • пластиковые модели отличаются стойкостью к температурным скачкам и ультрафиолетовым лучам;

  • МДФ производится из отходов древесного производства, поэтому отличается большей экологичностью, чем пластиковые изделия;

  • полиуретановые разновидности характеризуются практичностью.

Как правильно выбрать древесину?

Пользуются популярностью наличники из дерева. При этом эксплуатационные качества изделия зависят от сорта выбранного дерева.

Стоит рассмотреть следующие варианты:

  • ясень, бук и дуб представляют собой твердые лиственные сорта. Они отличаются прочностью, но на них сложно вырезать узоры;
  • намного проще обрабатывать мягкие лиственные породы – липу, осину и ольху. На их поверхности можно вырезать узоры даже вручную. Подобные поверхности необходимо тщательно обрабатывать специальными составами;
  • из черешни и яблони рекомендуется создавать мелкие элементы, которые можно прикрепить к основанию;
  • характеризуются простотой обработки и хорошими эксплуатационными свойствами сосна и береза.
Полезная информация! Можно применять разные комбинации сортов древесины. При этом следует использовать специальные защитные пропитки.

Секреты изготовления шаблонов наличников на окна своими руками: трафареты и дизайн

Можно найти в интернете различные шаблоны наличников на окна. Своими руками можно распечатать трафареты . Выбранный орнамент должен сочетаться с общим стилем. При этом не стоит смешивать геометрические и растительные узоры.

При изготовлении наличников стоит учесть следующие моменты:

  • цветовая палитра стен и декоративных изделий должна сочетаться;
  • важно правильно выбрать подходящий размер. Изделия не должны быть слишком маленькими или широким;
  • необходимо подобрать качественный вариант покрытия. При этом используются специальные краски и лаки;
  • шаблон требуется для создания внешних резных элементов.
Полезная информация! На заготовке необходимо правильно размещать рисунок. Детали должны располагаться вдоль волокон древесины.

Наличники на окна в деревянном доме: этапы изготовления

Прежде, чем начать создавать оконный декор, можно подобрать по фото резные наличники на окна в деревянном доме. Предварительно делается шаблон, который должен быть одинаковым для оформления всех оконных проемов.

Существует два основных способа создания узоров:

  • накладная резьба отличается отдельными элементами узора, которые крепятся к одной основе;

  • при прорезной резьбе выполняется сквозной орнамент, который выглядит как кружево из дерева.

При любом способе изготовления должны использоваться . Также понадобятся специальные инструменты: , ножовка для древесины, комплект ножей и стамесок, и дрель. Наличники на окна выполняются в деревянном доме из подготовленных материалов. Процесс создания изделий включает несколько этапов:

  • производятся точные замеры;
  • выбранная древесина должна быть сухой. Ширина досок зависит от габаритов оконного проема. Толщина материала должна быть не менее 30 мм при выполнении прорезной резьбы и не менее 10 – при накладной;

  • полученные отверстия затираются шлифовальной бумагой;

  • подготовленные детали крепятся к основе. При этом используется клеевой состав или специальные гвозди.
Полезная информация! При монтаже наличников нельзя применять саморезы, так как подобный крепеж вызывает растрескивание.

Особенности монтажа

Готовый наличник монтируются к оконному проему следующими способами:

  • монтаж на глухой шип. Такие детали устанавливаются на внутренней стороне. Под них в раме создаются специальные отверстия. На шип распределяется клей и он вставляется в паз. Подобный крепеж защищает наличники от попадания пыли и влаги;

  • применяется сквозной шип. При этом место стыка нужно тщательно обработать лаком.

Подобные техники применяются, если окно деревянное. Для монтажа на металлопластик используется специальный жидкий клей.

Какой нужен уход?

Резные изделия грунтуются, покрываются лаком или окрашиваются. Подобные обработки проводятся раз в несколько лет. Это позволит продлить срок службы изделий, а также сохранит их привлекательный внешний вид. Если устанавливаются изделия из пластика или металла, то им не требуется особый уход. Важно оберегать изделия от коррозии и иногда обновлять краску.

Изготовление красивых наличников с тематическими узорами своими руками позволит оригинально и необычно декорировать оконные проемы и привнести особую изюминку в задуманный архитектурный стиль.

Экономьте время: отборные статьи каждую неделю по почте