Что происходит в 27 28 лет. Возрастной кризис как удобное самооправдание. Психология: как быстро и легко пережить кризис среднего возраста

Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] Слободчиков Виктор Иванович

4.3. Кризис молодости – становление субъекта собственной жизнедеятельности (27,0 лет – 33,0 года)

Феноменология кризиса молодости

К тридцати годам человек обычно утверждается во взрослой жизни – определяется в профессии, достигает первых результатов в профессиональной деятельности, устраивает семейную жизнь и т. д. Молодые люди входят в профессиональное сообщество и получают признание у своих более опытных сослуживцев. Они реализуют уже многое из того, что намечали в юности.

К тридцати годам человек становится уникальной личностью, со своим мировоззрением, со своим стилем деятельности, образом жизни, кругом общения и манерами поведения. Человек находится на вершине развития своих интеллектуальных возможностей. Он прошел серьезную школу социальной и общественной жизни.

В 27–28 лет человек вступает в период кризиса молодости. В этот период человек впервые оглядывается на прожитые годы; у молодого человека возникает отчетливое чувство, что он простился с юностью. Заглядывая вперед, он чувствует, что вступает в фазу, когда появляются совершенно другие жизненные задачи. Такая остановка и рефлексия проявляются в переживании чувства, что юность миновала и что начинается новый этап в индивидуальной жизни. Нередко первый взгляд назад, прощание с юностью окрашены в грустные тона. Это происходит в том случае, если представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, оказываются не совсем верными, жизнь вдруг перестает казаться легкой и понятной, иногда разрушаются основы образа жизни, перестраивается вся личность .

«Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что уже при сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т. п. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего “Я”. Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни… Этот кризис молодости свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – возраст взрослости».

Примерно в 30 лет подводят первые итоги, знают, что могут, что дается с трудом и чего никогда не сумеют сделать. Многие работающие люди переживают тридцатилетие, когда подводятся первые итоги жизни, как внутренне относительно спокойную фазу жизни. Под этим подразумевается, что внешне может случиться все, но внутреннее равновесие и внутренняя уверенность велики.

«Решив, казалось бы, сложнейшую проблему, – отмечает А. В. Толстых, – найдя себя во взрослой жизни, утвердившись в ней как муж, отец, профессионал, общественный деятель, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей – найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь».

Б. Ливехуд отмечает, что для женщины 28-й или 29-й годы жизни являются, может быть, еще большим переходом и еще более трудным прощанием с юностью, чем для мужчины . И от нее в тридцатые годы требуется относительно большие организаторские достижения. Дети уже немного подросли, они ходят в разные школы в разное время. Каждого ребенка надо вовремя отправить, снабдив его всем, что ему нужно для души и тела, а потом справиться с домашним хозяйством. Это требует также организаторского таланта, как пост руководителя предприятия для мужчины.

Г. Томэ ссылается на наблюдения двух известных авторов в области лонгитюдных («продольных») исследований Г. Джонса и Дж. Мак-Фарлейна об особенностях развития одних и тех же испытуемых в подростковом (юношеском) кризисе и кризисе 30 лет. Они фиксируют сильные отклонения в общей картине развития у многих испытуемых на втором и на третьем десятке их жизни. Молодые мужчины, в 30 лет оказавшиеся вполне собранными, компетентными и творчески направленными, в 14–16 лет действовали негативно, были крайне неуверенными в себе, отказывались учиться в школе. В то же время среди 30-летних встречались молодые люди, выглядевшие крайне неуверенными, безнадежно разочарованными, в то время как в 14–16 лет они казались уже относительно зрелыми и отличались весьма значительными интеллектуальными и школьными успехами. Психологическая природа взаимосвязи кризиса отрочества и кризиса молодости еще не изучена, но то, что эти кризисы внутренне связаны между собой, не вызывает сомнений.

Г. Томэ отмечает, что третье десятилетие жизни человека занимает особое место при рассмотрении вопроса о зависимости между возрастом и склонностью к конфликтам. Наряду с возрастом полового созревания третье десятилетие особенно выделяется у женщин. При этом отчетливо проявляются конфликты с родителями, учащаются конфликты, связанные с возможностями и реализацией своих интересов. Они отражают трудности социальных ситуаций; например, у секретарш и коммерческих служащих – женщин, которые после рождения ребенка внезапно вынуждены оставить свою работу. Социальная статистика свидетельствует о том, что профессиональная и географическая мобильность достигает пика в молодые годы, а эмиграция и значительное количество нарушений правил дорожного движения характерны именно для третьего десятилетия. На большую вероятность смены профессии или места работы и жительства указывается и в других исследованиях психологов и социологов.

«Приближаясь к тридцатилетию, – пишет Г. Шихи, – мы начинаем ощущать в себе новые жизненные силы. Мужчины и женщины говорят о своих чувствах скупо и ограниченно. Они обвиняют всех и вся в том, что выбор, сделанный ими в двадцать лет, был неудачен, и все сводят к росту карьеры. Может быть, на самом деле в тот момент выбор был прекрасен, но сейчас он уже не удовлетворяет человека. Какой-то внутренний аспект, оставленный без внимания, сейчас пытается проявиться. И человек опять поставлен перед необходимостью выбора. Требования к личности изменились и ужесточились. В работе происходят большие перемены, путаница и часто кризис, и человек, желая выплеснуть отрицательные эмоции, в то же время мечтает обрести опору в жизни. Появляется стремление вырвать пройденный кусок жизни и начать все сначала в тридцать лет. Это может означать выход на иную дорогу или превращение мечты “например, стать президентом” в более реальную цель. Одинокий человек чувствует толчок, побуждающий его искать партнера. Женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится выйти в свет. Бездетные родители стремятся завести детей. И почти каждый, кто уже семь лет живет в супружестве, чувствует недовольство. Если это не приведет к разводу, то вызовет серьезный пересмотр брачного союза и стремлений партнеров».

Нормативный кризис молодости – один из самых острых кризисов развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность в ощутимых переменах наряду с некоторым страхом перед ними (ведь неудача здесь более значима, чем для молодого специалиста). Более тяжело этот кризис переживают мужчины, чем женщины, что объясняется особыми социальными ожиданиями относительно профессиональной карьеры мужчин.

Как правило, мужчина на первое место ставит работу. Это предпочтение проявляется и в юности, в период самоопределения, когда решаются вопросы «кем быть? каким быть?». Но в 30 лет вопрос профессионального роста приобретает особое значение. Тридцатые годы жизни в общественном мнении и собственном представлении – это годы, когда необходимо делать карьеру. Кто до сих пор не был замечен, тот будет обойден при последующих повышениях, – таково господствующее мнение.

Несмотря на то что человек может быть относительно доволен своей жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что что-то переоценил в своей жизни, а что-то недооценил. То, что еще вчера казалось жизненно важным и чему отдавалось много усилий, кажется мелочным, пустым по сравнению с тем, что хотелось бы сделать. Происходит глубинный самоанализ и критический пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей.

Иногда такая внутренняя переоценка приводит к перемене профессии, к пересмотру своих отношений с окружающими людьми, к перемене уклада семейной жизни. Такая внутренняя работа необходима для осознания человеком своего места в жизни. Если человек не сумеет вовремя переоценить и при необходимости исправить сложившийся образ жизни, ему не удается реально изменить себя и развиваться дальше.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей автора Сурженко Леонид Анатольевич

Кризис первого года А это что еще за кризис? Кажется, никаких особенных причин для кризисов нет… Начинаем сами двигаться – кто ползать, а кто уже и ходить, взявшись за мамины руки. Начинаем познавать мир за пределами детской кроватки. И вот – первые сражения за свою

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

1.1. Родовой кризис – становление телесности человека (2 мес. – +3 нед.) Феноменология родового кризиса Человеческая жизнь начинается с кризиса рождения. Особенность кризиса начала жизни человека состоит, помимо всего прочего, в возможности самой жизни. И хотя фатальный

Из книги Философские рассказы для детей от шести до шестидесяти лет автора Тарасов Владимир Константинович

1.3. Кризис новорожденности – становление адресного поведения (3,5 мес. – 7 мес.) Феноменология развития в кризисе новорожденности Период от 3,5 мес. до 6 мес. в жизни ребенка – это время, когда у него постепенно исчезают автоматические двигательные акты и складываются

Из книги Мама и малыш. От рождения до трех лет автора Панкова Ольга Юрьевна

2.3. Кризис раннего детства – становление самодействующего субъекта (2,5 года – 3,5 года) Феноменология кризиса трех лет Кризис раннего детства или кризис трех лет со стороны своих симптомов или проявлений описан достаточно обстоятельно как в отечественной, так и в

Из книги Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка автора Петрановская Людмила Владимировна

2.4. Дошкольное детство – синтез субъекта собственных действий (3,0 года – 6,5

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

3.1. Кризис детства – становление личного поведения (5,5 лет – 7,5 лет) Феноменология кризиса детства Симптоматика кризиса детства (кризиса 7 лет) не так ярка и демонстративна в сравнении, скажем, с кризисом трех лет. Одним из первых в отечественной психологии кризис семи лет

Из книги Как отучить ребенка капризничать автора Васильева Александра

3.3. Кризис отрочества – становление субъекта социальных отношений (11,0 лет – 14,0

Из книги автора

4.1. Кризис юности – становление авторства в собственной жизни (17,0 лет – 21,0 год) Феноменология кризиса юности На пороге самостоятельной жизни человек делает свой выбор – кем быть и каким быть; он психологически готов вступить в самостоятельную жизнь. С окончанием школы

Из книги автора

Феноменология кризиса молодости К тридцати годам человек обычно утверждается во взрослой жизни – определяется в профессии, достигает первых результатов в профессиональной деятельности, устраивает семейную жизнь и т. д. Молодые люди входят в профессиональное

Из книги автора

Самоопределение в собственной жизнедеятельности И по социальным и по психологическим меркам человек к тридцати годам завершает определенный этап своего развития. Возникает необходимость (социальная и личная) подвести предварительные (промежуточные) итоги и

Из книги автора

Секрет молодости Жизни несется состав, Каждый вагон – год! Лишь тайну любви познав, Ты сможешь замедлить ход. Секрет простой: В руке рука, Так на года, И на

Он становится умнее, ответственнее и сильнее, он ставит свои цели и имеет свои планы, он поднимается по ступеням личностного роста и развития. Когда же к человеку приходит возраст и новые трудные обстоятельства, к которым он оказался не готов, он впадает в метания, переживания и кризисы. Личностные кризисы - показатель не столько этапов взросления, сколько недостаток образования и затянувшейся инфантильности, проявляющейся через эти этапы. То, что люди называют возрастными личностными кризисами - обычное проявление «детскости», неподготовленности человека к жизни.

Если человек бестолков, много мечтает и мало делает - конечно, рано или поздно с какими-то трудностями жизни он будет сталкиваться. обязательно. Ответственные, думающие о будущем, правильно развивающиеся люди личностных кризисов допускать у себя не будут.

Оказаться в ситуации возрастного кризиса - то же самое, что намокнуть под дождем после того, как вы вышли в пасмурный день на улицу без зонта и не посмотрев, какая будет погода. Вы не в курсе, что в пасмурный день может начаться дождь? Следует быть немножко предусмотрительней.

Кризис 27-30 лет "Я ничего не достиг". Да, вам 30 лет и вы поняли, что ваши юношеские мечты не осуществились, возможности упущены: у вас нет ни великих достижений, ни славы, ни трехэтажной дачи. Удивительно… А что вы делали с 18 до 30 лет? Ходили на дискотеки и ночные клубы? Вы наладили учет времени, вы определили цели на 5 и 10 лет, вы начинали каждый день с планирования дел, держа перед глазами цели года? Нет? Если только сейчас вы начали понимать, что не делали толком ничего, то дело не возрасте и не в кризисе, а то, что вы жили криво. Если же вы каждый год подводите итоги, насколько вы приближаетесь к своим целям, то в свои 30 лет вы не узнаете о своей жизни ничего принципиально нового. Оснований для кризиса - нет.

Кризис 37-40 лет, когда на горизонте нарисовалась Смерть. Для вас это оказалось новостью? Вы только в это время, когда тело начало мстить за нездоровый образ жизни, отказывать вам и болеть, вы только теперь догадались, что жизнь не бесконечна, а до этого были в иллюзиях? Для взрослых людей, которые занимаются не только собой, у которых собаки умирали, которые родственников хоронили, это не будет открытием. Люди смертны. Да, я в курсе.

Кто сомневается, подойдите к страховому агенту, спросите, сколько вам осталось жить, он задаст вам несколько вопросов и достаточно уверенно назовет вашу пятилетку.

Кризис - показатель не взросления, а неготовности человека к изменениям, а возрастной кризис - удобное самооправдание.

Никаких доказательств того, что возрастные кризисы непременно сопровождают жизнь каждого человека - нет. Ранее, еще 50 лет назад, к алкоголизму и безалаберности относились именно как к алкоголизму и безалаберности, а не как к естественному проявлению закономерных возрастных кризисов личности. Люди, получившие качественное воспитание, как и действительно религиозные люди, никогда не имеют никаких кризисов, им этого не позволяет их совесть. Они живут каждый свой день наилучшим образом, выполняют свои обязанности перед Богом и людьми, и свои слабости на кризисы не списывают.

Возрастных кризисов не бывает в монастырях, возрастные кризисы не наблюдаются в действующей армии во время боевых действий. Не до глупостей. Каждый выполняет свою боевую задачу, а короткое время отдыха использует по назначению, для отдыха.

Однако сейчас время свободы и досуга. Люди могут позволить себе жить так, как хочется им, хотя внутренний стержень присутствует далеко не у всех. Люди начинают шататься, и типовые шатания человека, который не умеет себя организовать сам, удобно называть личностными кризисами - тем более, что звучит это солидно и серьезно.

Возрастной кризис - удобное самооправдание, в котором человека поддерживают психологи. Само объяснение психотерапевтично: если человеку объяснить, что это не он дурит, а у него естественный личностный кризис, это успокаивает: снимает с него чувство вины, снимает ответственность. Человек получает понятное и удобное объяснение, а психолог получает и статус умного человека, и очередного клиента, поскольку "ваши затруднения не случайны, это не просто лень, у вас кризис среднего возраста и вам нужна психологическая работа". Все довольны.

Итого: тему кризисов изучите, нужную литературу прочитайте - и сделайте так, чтобы у вас ни возрастных, ни любых других личностных кризисов не было. К жизни лучше быть готовыми!


Информация, которую я хочу опубликовать, напрямую с именем Майкла Джексона не связана. Но в ней я увидела некоторую тенденцию, которая имеет место быть в Америке или даже вообще в мире.

Цифра 27 считается “проклятой” для творческих людей. И вот почему.
Считается, что 27 лет является критическим возрастом для тонко чувствующих творческих личностей. Попытки некоторых исследователей подкрепить это с помощью статистики и привели к созданию подобного клуба.
Напомним, что в числе музыкантов, чья жизнь оборвалась на этом рубеже, значатся лидер Nirvana Курт Кобейн (Kurt Cobain), гитарист Rolling Stones Брайан Джонс (Brian Jones), фронтмен Doors Джим Моррисон (Jim Morrison), Дженис Джоплин (Janis Joplin) и Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix). Трое последних, сделавших неоценимый вклад в развитие рок-музыки в целом, ушли из жизни один за другим на протяжении десяти месяцев в 1970-71 годах.

Совсем недавно к этому клубу присоединилась, если можно так выразиться, Эми Уайнхаус. Вот с неё и начну.
У британских и американских музыкальных продюсеров есть выражение: death watch – “дозор смерти”. Так называют исполнителей – явных кандидатов на преждевременный уход из жизни. Шоу-бизнес обожает мрачную романтику (она хорошо продаётся), и у него есть ещё одно выражение – “клуб 27-летних”. На удивление много музыкантов погибло именно в этом возрасте. 45-м членом “клуба 27-летних” стала Эми Уайнхаус.

Дорогие дары

27 лет – это, конечно, одно из тех странных совпадений, которыми богата жизнь. Эми Уайнхаус могла умереть ещё в 2007 году – по крайней мере именно тогда её отец написал речь, которую собирался произнести на похоронах дочери. В 2008 году мать Эми сказала, что со дня на день ждёт трагической новости: “Её жизнь – это автомобильная катастрофа. Человек отвергает принесённые ему природой дары”. Судьба одарила Эми щедро: голос из числа тех, в которых, по выражению Скотта Фицджеральда, “звучат деньги”. Еще талант композитора и поэта, плюс харизма. Уайнхаус была любимицей музыкальных критиков: “Вот настоящая звезда, а не кукла, изготовленная на конвейере “Х-фактора” и тому подобных шоу”. Эми была “голосом десятилетия” и “лицом поколения” - кумиром “девочек на районе”, любящих вызывающие наряды и ведущих себя соответственно, а также склонных к запойному употреблению спиртного. В день смерти Эми к её огромному дому (она купила его в 2009-м, но въехала только в мае этого года – всё руки не доходили мебель завезти) это поколение принесло вместо традиционных плюшевых мишек бутылки водки, рома и пива.

Наркотики – жаркий костёр. В оправдание всем совершившим на нём самосожжение музыкантам можно сказать, что музыка – это самое мистическое из всех искусств. Никто не знает, откуда она приходит, - возможно, один из путей через сознание, расширенное наркотиками. Эми Уайнхаус гордилась тем, что попробовала марихуану в 13 лет: она считала, что здесь кроются корни её вдохновения. “Трава” сегодня считается детской забавой, хотя вполне может вызвать тягу к более жёстким наркотикам, а у некоторых людей (врачи так говорят) даже шизофрению.

Обманутый мессия

Смерть Курта Кобейна в 1994 году вызвала такое же потрясение, какое этим летом вызвала смерть Эми Уайнхаус. Кобейна тоже считали “голосом поколения” и даже “мессией”. Мать музыканта, услышав о его смерти, пожала плечами: “Вот вам и пожалуйста – стал членом этого дурацкого клуба!" По большому счёту в этом была и её вина: в своё время она отказалась от материнских прав на Курта. Создатель свирепой музыки, Кобейн был податливым материалом в руках женщин – видимо, искал в каждой из них любящую мать. Не особо удачливая актриса и исполнительница Кортни Лав увидела в гениальном музыканте свой шанс и этот шанс не упустила. Сначала союз, замешенный на интересе к наркотикам (только она свою меру знала, а его – увеличивала), потом беременность и брак, затем умелое манипулирование таблоидами. Вот крохотную дочку проверяют на “врожденную наркозависимость”, вот Курта и Кортни лишают родительских прав, вот им родительские права возвращают. Кобейн признавал внимание общественности только к своему творчеству, а истерия вокруг личной жизни доводила его до отчаяния. Кортни упрекала его в неспособности понять, как “делаются дела”, отсюда – постоянные ссоры, запои и, как следствие, финальный выстрел. Некоторые люди до сих пор утверждают, что выстрел не был самоубийством – якобы Кортни кого-то подослала, чтобы завладеть его наследством. Скорее всего, это не так (Кобейн страдал шизофренией), но, по сути, дело было именно так. И убила, и завладела – творческое наследие Кобейна стоило многие миллионы.

Увидеть Париж – и умереть

Творчество Джима Моррисона один критик назвал “музыкой для одиночек”. Конец 1960-х годов трудно себе представить временем одиночества: “лондонский свинг” (начало сексуальной революции), “лето любви”, массовые фестивали рока, общины “детей-цветов”, молодежные бунты. Тем не менее одиночек наверняка было очень много, поскольку именно это время породило Джима Моррисона. Он был одиночкой по сути – даже придумал себе полное сиротство, хотя вся его вполне благопристойная родня была жива и здорова. Моррисон и в рок-музыке стоит особняком: поклонник символической поэзии и идей Ницше, перечитавший труды всех выдающихся философов и заказывавший в Библиотеке Конгресса США средневековые трактаты по демонологии. Его лучшие произведения тоже были созданы в затворничестве, когда (если верить его знакомым) он питался “только консервированными бобами и ЛСД”.

В марте 1971 года Моррисон впервые приехал в Париж. Музыканта-интеллектуала этот город не мог не поразить, тем более, что тогда он ещё не превратился в не очень опрятный туристический аттракцион. Моррисон решил остаться здесь надолго, а остался навеки: уже 3 июля того же года его нашли в съёмной квартире скончавшимся в результате передозировки наркотиков. Знакомые Моррисона считали, что его смерть была неслучайной – слишком большую дозу ему намеренно подсунула постоянная подружка. Она считала себя его “женой” и страшно ревновала: Моррисон был “настоящей рок-звездой”, то есть регулярно заводил интрижки. Зато его похороны на парижском кладбище Пер-Лашез не были похожи на похороны звезды. Очевидец описал их так: “Несколько человек постояли пару минут у могилы, бросили цветы и поспешно удалились, словно за ними смерть гналась”.

Запутанная лондонская история

Несмотря на всю мистику, царящую вокруг “клуба 27-летних”, смерть многих из его самых знаменитых членов тяготеет не столько к потустороннему, сколько к криминальному. Смерть Джимми Хендрикса (сентябрь 1970 года) относится к числу классических детективных сюжетов, которые тянутся долгие годы, но так и не завершаются разгадкой. “Самый выдающийся мастер электрической гитары за всю историю музыки” умер в лондонском отеле “Самарканд” от случайной передозировки снотворного. Однако в момент смерти с ним была одна из его подружек – некая Моника Даннеманн, которая утверждала, что музыканта можно было спасти, но врач скорой помощи почему-то не принял должных мер. Много лет спустя был обнародован рапорт полицейского патруля с совсем другой версией. Полицейские не нашли в номере отеля никого, кроме покойного, музыкант был полностью одет и “уже какое-то время мёртв”. Тогда непонятно, почему Монике Даннеманн позволяли делать заявления вплоть до её собственной смерти в 1996 г. Она, кстати, покончила с собой, когда была привлечена к суду за клевету на другую бывшую подружку Хендрикса.

В 2009 году один из знатоков истории музыкального бизнеса заявил, что Хендрикс был умерщвлён по заказу своего менеджера, с которым собирался расторгнуть контракт. Врач, обследовавший тело музыканта в 1970 году, согласился с правдоподобностью этой версии. Опять же, непонятно, почему он молчал сорок лет. Надо сказать, что Джимми Хендрикс всегда охотно баловался алкоголем, а вот тяжелых наркотиков и таблеток избегал до тех пор, пока его к ним не приучили… подружки.

Роковой бильярдный стол

Если “клуб 27-летних” действительно существует где-то в потустороннем мире, то там за одним столом с Эми Уайнхаус сидит Дженис Джоплин. Джоплин тоже была самой яркой женщиной в музыкальном мире своего времени – в 1960-х годах. Она тоже была некрасива, нелюбима в школе и рано приобщилась к наркотикам и алкоголю. Эми и Дженис сидят, выпивают (первая – водку, вторая – свой любимый ликер) и ругают мужчин. Как и у Эми, у Дженис отношения с мужчинами были самым уязвимым местом.

Нетерпеливое ожидание смерти
Практически всех знаменитых членов “клуба 27-летних” объединяет ещё одно немаловажное обстоятельство – гениальный старт, после которого от них ждут ещё более гениального продолжения. Это чудовищный прессинг, который легко вызывает глубокую депрессию, особенно у людей, склонных к злоупотреблению “субстанциями”. И вот тогда воротилы шоу-бизнеса начинают жадно ждать их смерти, потому что трагедия превращает этих исполнителей в легенду, а легенда – надёжный источник прибыли. Подскакивают продажи дисков, хитами становятся неопубликованные и не особо удачные произведения, отлично идут сопутствующие товары.

Из Википедии: Клуб 27 (англ. 27 Club, также исвестен как “Навсегда 27”, “Проклятие 27”) - объединённое название группы музыкантов, сильно повлиявших на становление и развитие музыки стилей рок и блюз и умерших в возрасте 27-ми лет, иногда при странно сложившихся обстоятельствах.

Роберт Джонсон – официальная причина смерти: Официальная версия - застрелен ревнивым мужем одной из своих любовниц. По другой версии - отравлен стрихнином. Блюзмен. Один из самых известных блюзменов XX века.

Брайан Джонс - Утонул в бассейне, по неподтверждённым данным был убит. Основатель группы “The Rolling Stones”, гитарист/мультиинструменталист.

Джимми Хендрикс - Захлебнулся рвотными массами после передозировки снотворного. Считается лучшим гитаристом за всю историю рок-музыки, автор песен, вокалист.

Дженис Джоплин – Передозировка наркотиков. Одна из величайших вокалисток в истории рок-музыки.

Джим Моррисон - Официальная версия смерти звучит как “сердечная недостаточность”. Хотя есть мнения, что причиной смерти могла стать передозировка наркотиков и убийство. Поэт, вокалист, автор песен, видео, солист и лидер группы “The Doors” один из величайших музыкантов в истории рок-музыки.

Курт Кобейн - Официальная версия - застрелился из дробовика. Но существует теория убийства. Вокалист, гитарист, автор песен. Лидер группы “Nirvana”. Один из идолов рок-музыки.

Ну и упоминавшаяся уже Эми Уайнхаус - Алкогольное отравление. Английская R&B, джаз, соул-певица. “Greatest Britons-2007” за музыкальные достижения.

Есть и более привычные для русского слуха имена:
Александр Башлачёв - Выпал из окна. Возможно, самоубийство. Советский рок-музыкант и поэт.

Игорь Чумычкин – Выбросился из окна. Российский рок-музыкант, лидер-гитарист группы “Алиса”.

Эдуард “Рэдт” Cтарков - Самоубийство путём повешения. Вокалист, автор песен и гитарист группы “Химера”.

Александр Коржов – Самоубийство. Лидер группы “Манускрипт”.

Дима “Никифоровна” – ДТП (дорожно-транспортное происшествие). Участник проекта “МС Вспышкин” и “Никифоровна”.


Им всем было по 27 лет.

По материалам Википедии –

Почему же они позволили такому с собой случиться – закончиться жизни в таком молодом возрасте, когда всё впереди? – успех у зрителей, почитатетей, муки поисков и радость творческих успехов, когда надо радоваться жизни. Впереди – целая жизнь!

Как они позволяли загнать себя в угол, случиться тому, что невозможно становилось жить без приёма наркотиков или сильнодействующих лекарств? Без того разгульного образа жизни, ведущего в никуда. Фактически они сами загоняли себя в угол, сидели в этом углу и тупо ждали, что скоро, со дня на день, случится непоправимое. Не понимали? Нееет, не верю в то, что не понимали… Похоже, надеялись на “авось”.

Ну и хватит, пожалуй. Как мне кажется, просто так из окна не выпрыгивают. И не кончают жизнь самоубийством, когда тебе 27 лет. Если обстоятельства жизни не стали такими, с которыми невозможно было справиться.
Пока искала фотографии артистов, попалось очень много фото спортсменов, умерших в этом же возрасте.

И напоследок хочется отдать дань уважения замечательной певице, актрисе, просто красивой женщине, разделившей судьбу многих других - Уитни Хьюстон . Ей было 48.





Какое же это страшное слово – нaркoтики…

Почему существует «клуб 27-ми»? Почему в 27 лет ушли из жизни такие кумиры, как Роберт Джонсон, Брайан Джонс, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Курт Кобейн? Сейчас вот Эми Уайнхауз. Наша рок-сцена тоже имеет такие потери, можно вспомнить Игоря Чумычкина из «Алисы» и Александра Башлачева. Ответ не будет сильно сложным. Но и не может быть совсем уж простым. Потребуется некоторое внимание. Попробуем разобраться.

Человеческая жизнь циклична. Наверное, потому, что циклична жизнь природы, частью которой человек является. Земля крутится вокруг солнца и вокруг своей оси, день сменяет ночь, год меняется за годом, протекая каждый раз в одних и тех же границах. Внутри года есть четыре времени года. Заметьте, четыре, а не три и не пять. Календарь может быть разным у разных народов, разным признается количество месяцев в году и дней в месяце, но времен года, кажется, всегда четыре. Есть день. И есть год.

Человек живет в этих циклах. Он связан с циклами планеты Земля, но не только с ними. Возможно, на человека влияют циклы других небесных тел, циклы взаимодействия Земли и различных созвездий. Такое влияние предполагается астрологами, но не является научно доказанным. Возможно, влияют циклы солнечной активности. Кажется, 11-летние. Однако у человека есть и собственно биологические циклы, и социально-культурные циклы, и такие циклы, которые можно назвать антропологическими, циклами человеческой жизни.

Я предполагаю, что жизнь поделена на ряд больших пересекающихся периодов. То, что они пересекаются, крайне важно. В том числе потому, что именно это делает их установление таким трудным.

Этих циклов три или четыре. Тут все зависит от того, на какую продолжительность жизни рассчитан человек. Не какой-то конкретный, а человек вообще, идеальный тип человека, человек как представитель видаHomo sapiens. Если придерживаться имеющей хождение версии, что человек должен жить 120 лет, то идеально подходят именно четыре больших цикла. Накладывающихся, по 40 лет. Каждый из этих периодов соотносится с теми средами и субстанциями, что образуют человеческую жизнь. Человек существо биологическое, социальное, культурное и личностное. Природа, социум, культура и личность - четыре среды его существования, четыре мира, к которым человек адаптируется на протяжении своей жизни, четыре сферы его интересов и деятельной активности.

Первые 40 лет жизни человек активирует и реализует свой природный потенциал. Вторые 40 лет живет социальной доминантой. В третьи 40 лет человек оформляется как культурная единица. Ну, единица той культуры, с которой он реально взаимодействует всю свою жизнь. Мир культуры многообразен. Последние, четвертые сорок лет человеку даны для того, видимо, чтобы разобраться с самим собой и попытаться соединить себя биологического с собой социальным и собой культурным. А может быть, не соединить всех вместе, а понять, что в нем есть еще, кроме природных свойств, социальных зависимостей и культурных установлений. Личность человека как среда существования человека - это конечно звучит странно. Но, может быть, именно потому, что у нас мало информации об этом периоде человеческой жизни?

По годам жизни это выглядит так:

1. природный цикл - 0-39 лет;

2. социальный цикл - 27-66 лет;

3. культурный цикл - 54-93 лет;

4. личностный цикл - 81-120 лет.

Как видите, 27 лет появились. В 27 лет заканчивается однозначное доминирование в жизни человека природного, биологического основания. Начинается переориентация человека с природных на социальные интересы. Со всеми вытекающими последствиями. Ну, хотя бы, с такими: человек к этому времени более-менее четко знает или чувствует, что те таланты, которые у него есть, те способности, самого общего плана, которые на тот момент у него обнаружились, и есть то, что у него имеется для дальнейшей жизни. Больше никаких новостей в этом смысле в обозримом будущем ожидать не приходится. Период открытий в себе чего-то принципиально нового закончен. Дальше будет все то, что уже было.

Тринадцатилетие 27-39 лет вообще едва ли не самое сложное и тяжелое в жизни человека. И так устроено, что в первый год любого тринадцатилетия человек как бы переживает в общих чертах весь тринадцатилетний период. Фактически, он в этом году явно или неявно осознает все проблемы, которые перед ним встанут, которые предстоит решать в последующие годы. И вчерне, в самых общих чертах, их решает. Разные люди, с разными талантами, способностями и возможностями, переживают это по-своему. Кто-то напряженно, кто-то незаметно. У кого-то не получается вообще.

Это, конечно, не весь анализ, это только его начало. Предварительные, базовые основания. 40-летние циклы - самые общие. Рисунок переплетения циклов довольно сложный. Циклы человеческой жизни - 1 год, 4 года, 13 лет, 40 лет, 120 лет. И каждый цикл имеет внутреннюю смысловую структуру.

Итак, человеческая жизнь циклична. Есть общий цикл человеческой жизни, предположительно 120 лет. Он состоит из четырех накладывающихся друг на друга больших циклов: природного (0-39 лет), социального (27-66 лет), культурного (54-93 лет), личностного (81-120 лет). Название цикла указывает на доминирующую в это время адаптационную задачу, стоящую перед человеком. На основную сферу интересов и реальных жизненных задач, свойственных этому периоду.

В природный (биологический) период внимание человека сосредоточено преимущественно на природных потребностях и мотивах в ущерб и социальным, и культурным, и личностным. Человек стремиться определить и реализовать свой природный потенциал. Осознать и воплотить свои биологические потребности в ущерб всему остальному. Отсюда идет и социальный эпатаж молодых людей. И стремление подростков к свободе, игнорирование общепринятых норм и правил. И отрицание культуры взрослых. И бунтарство. И пренебрежение дальними последствиями собственных действий. И некоторая аморальность, которая вообще присуща детям и подросткам.

Биологические потребности - питание, защищенность, познавательная, манипулятивная и игровая активность, взросление (утверждение в качестве самостоятельного, самодостаточного индивидуума), секс (в том числе создание брачной пары), размножение (создание собственной семьи). Эти потребности довлеют над человеком до 40 лет. Так или иначе, их надо удовлетворять.

Затем наступает период социальной доминанты. Социальные потребности - это деятельность в социальной системе (работа, труд) за определенную часть социальных ресурсов, зрелое творчество, мерилом которой является уже не только материальное вознаграждение, но и социальное признание; борьба за социальное положение, за место в социальной иерархии; установка на выражение интересов семьи и/или общества. Проблемы, как мы видим, совершенно другие. Но социальный период начинается в 27 лет. Поэтому с 27 по 39 лет человек живет в ситуации, когда в нем остро борются природное и социальное начала, природные и социальные мотивы и интересы.

Связано это с тем, что 40-летние периоды структурированы так же, как жизнь в целом. Каждый 40-летний цикл человеческой жизни разделен на четыре 13-летних цикла. У этих циклов своя природа.

Человек отличается от животных одним существенным свойством. Он осуществляет систематическую целенаправленную деятельность. Животное не занимается деятельностью, животное решает текущую задачу в реальном времени. Хочет есть - ищет и находит еду. Хочет спать - выбирает безопасное место и засыпает. В отличие от человека, который создает целую систему производства пищи, функционирующую на постоянной основе. Или строит не только отдельное жилье, но целые поселения и города. Это, наверное, одно из наиболее важных отличий человека. Он - деятельностное существо. А деятельность имеет несколько аспектов, ее организация заставляет отвечать на несколько вопросов. Первый - кто будет это делать? Второй - что он хочет получить? Следующий - как он может этого достичь? И, наконец, кем он окажется, приняв такие цели и такие средства деятельности?

13-летние пересекающиеся циклы - это фактически деятельностная последовательность решения проблемы, стоящей перед человеком в данный большой сороколетний период. Первый, природный сорокалетний цикл выглядит так:

1. 0-12 лет - формирование биологического индивида, то есть предварительное оформление того, кто будет в дальнейшем решать проблему природной адаптации; выход на старт;

2. 9-21 год - период определения целей биологической адаптации; в это время человек определяется с теми проблемами, какие будут наиболее важными именно для него: будет ли он ориентирован на простое жизнеобеспечение, или на секс, или на размножение и обеспечение семьи, или на познавательную активность, или на игровое или деятельностное творчество; вообще-то у каждого человека имеются все данные потребности, и желательно положительное решение по удовлетворению каждой из них, однако это не всегда возможно; очень важный, центральный период;

3. 18-30 лет - период выяснения средств природной адаптации, которые имеются у этого конкретного человека; человек осознает, что его цели требуют от него определенных качеств, которые нужно в себе найти и зафиксировать, что требуется определенный стиль жизни, неизбежны какие-то жертвы и ограничения; в противном случае целей можно не достичь;

4. 27-39 лет - время окончательного формирования природного человека, ориентированного на выбранные им цели при помощи тех или иных найденных им средств, специализация.

Второй, социальный период, как и два последних, культурный и личностный, выглядят так же, просто решаются проблемы другого вида. Но начало социального цикла имеет прямое отношение к теме, поэтому социальный цикл желательно описать. Сделаем это:

1. 27-39 лет - формирование социального индивида; человек входит в социальную жизнь и получает предварительный социальный облик и некоторые исходные социальные позиции, осознавая, что социальная жизнь - это нечто особенное, и к ней надо приспосабливаться особым образом;

2. 36-48 - определение своих социальных целей: работа в социуме, или социальные связи и иерархия, или преобразование социума и т.п.; конечно, и здесь желательно удовлетворение потребностей и в социальных ресурсах, и в социальном признании, и в высоком иерархическом положении, однако комплексное решение дается далеко не всем;

3. 45-57 - выяснение социальных средств, доступных в данный момент для достижения поставленных социальных целей;

4. 54-66 - утверждение в качестве социального субъекта, реализующего те или иные цели определенными средствами.

Конечно, переживание всех этих циклов не стоит в нашем осознанном жизненном плане. Человек в большинстве случаев нацелен на текущие проблемы. В лучшем случае, эти проблемы дают перспективу. Но план этот все же есть, и все большие вопросы текущей жизни, встающие перед нами, имеют свое отношение именно к нему. Неосознанно, путано, сложно мы пробиваемся к решению именно плановых проблем своей адаптации и своего личного развития.

В период 27-39 лет человеку приходится сталкиваться с тем, что он, с одной стороны, заканчивает свое природное самоопределение. Это не очень приятно. Потому что, как я писал уже выше, обычно не удается преуспеть во всем, поразить все природные цели, осуществить все варианты природного развития. Например, человек так увлекся творчеством, что не женился (девушка не вышла замуж). Или человек уверенно решил проблему жизнеобеспечения, быт налажен и обеспечен. Но работа не нравится, творческой, познавательной, игровой самореализации нет, скучно. И/или нет детей, семьи собственно. И/или сплошные случайные и временные сексуальные связи, которые перестали радовать. И так далее. Причем непонятно, как быть дальше. Потому что человек ощущает, что он специализировался. То, что удается, получается без серьезных усилий, само собой. А к тому, что не удается, не подступишься вообще.

С другой стороны, начинается период социальный. Его начальный, довольно невнятный этап. Общественная жизнь предъявляет свои требования. Сил и времени для завершения того, что началось в природный период, уже нет. Кроме того, перестраиваться на другие начала, другие мотивы жизнедеятельности вообще довольно сложно. Тем более что поначалу эти начала часто воспринимаются как навязанная извне необходимость, а не собственный интерес.

В общем, с одной стороны, нужно завершать природный период, сводить концы с концами в самом себе, пытаться принять свои достижения, что сравнительно легко, и свои неудачи, что довольно трудно. Многие в этот период пытаются ухватиться за какие-то последние, как им кажется, возможности, часто принуждая себя к тому, что они, располагая временем, никогда бы не сделали. Для женщины это часто - замуж за нелюбимого, но надежного человека. Для мужчины - бросить метаться и болтаться, взяться за ум, за надежную денежную работу, которая не нравится.

С другой стороны, социальная реальность - штука довольно жесткая, если не сказать жестокая. У нее своя механика, свои ритмы, своя сила. Если жизни внеприродной, внебиологической человек себе даже не представляет, то жизнь вне социума и его правил, свободную, независимую жизнь он на момент вступления в период социальной адаптации просто несет в себе. Она еще не кончилась, ее иллюзия еще присутствует. И чем больше ощущения теряемой свободы, тем меньше привлекательность социального мира, диктующего человеку свои условия. Кризисные, тяжелые 13 лет. Недаром после сорока возникает совершенно другое отношение к жизни.

И начинается все это в те самые пресловутые 27 лет. Почему 27 лет могут стать критическим годом - в следующей, завершающей части.