Дифференциация п т на письме упражнения. Дифференциация в устной и письменной речи. ПУ – ПЫ – ПО БО – ПА – БУ ПА – ПЫ – БА – БЫ

Конспект занятия в логопедической, подготовительной к школе группе

Цели занятия:

  • Учить дифференцировать звуки Б, П в слогах, словах, фразах.
  • Упражнять в определении позиции оппозиционных звуков Б, П в словах.
  • Совершенствовать навыки слогового анализа, опираясь на правило о слогообразующей гласной.
  • Упражнять в узнавании букв П, Б среди других, их реконструкции.
  • Закреплять навыки чтения слогов со стечением согласных, слов с пропущенной буквой.
  • Упражнять в составлении предложений к заданной схеме с опорными словами-картинками.
  • Развивать фонематический слух, слуховую и зрительную память, внимание.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Касса букв и слогов, фишки-символы для обозначения звуков П, Б (синяя – звук П, синяя с колокольчиком – звук Б), лист с недописанными и неправильно написанными буквами П и Б, фотографии продуктов (баранки, булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, бисквит, печенье, бутерброды, пряники, конфеты, вафли, торт), предметные картинки (бусы, кепка, бант, панама, пушка, рубашка), карточки (лепестки цветов) со словами для чтения, карточки (листья деревьев) со слогами для чтения, карточки со схемами предложений, карточки с картинками для составления слова «Буратино» по первым звукам слов, коробка-посылка, письмо от Буратино.

Раздаточный материал:

Картонные сумочки, карточки для чтения слов с пропущенной буквой, предметные картинки со звуками П, Б.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Поиграем в игру «Запомни и повтори». Назовите звук, который встречается чаще других.

— Белые бараны били в барабаны

— У Полюшки — подушка, у Павлушки — плюшка.

Дети повторяют скороговорки в медленном и быстром темпе, называют часто встречающиеся звуки.

Введение в тему занятия.

Логопед . Сегодня мы будем учиться различать звуки – П — Б.

Логопед. Дети, какую разницу вы почувствовали при произнесении звуков П – Б?

Дети . При произнесении звука П не работает голосовой моторчик, а на звук Б — работает.

Повторение изученного.

Логопед. Дети, дайте характеристику звуку Б, П.

Дети. Звук Б согласный, звонкий, твердый. Звук П согласный, глухой, твердый.

Логопед. Чем отличается один звук от другого?

Дети. Звук Б звонкий, звук П глухой.

Логопед. Прикрепите на магнитную доску фишки, соответствующие называемым звукам (на доске в углу появляется символ звука П – синяя фишка, символ звука Б — синяя фишка с колокольчиком).

Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П,Б в слогах

Логопед. Поиграем в игру «Внимательные ушки». Я буду произносить слоги. Назовите, сколько звуков вы услышали. Какой был первый звук, второй звук? (дети проводят анализ слогов ПУ, ОП, УБ, БЫ, и.т.п.)

Логопед. Поиграем в игру «Звуковые дорожки». Слушаем, запоминаем, повторяем:

ПУ – ПЫ – ПО БО – ПА – БУ ПА – ПЫ – БА – БЫ

БА – БО – БУ ПУ – БУ – ПО БО – ПА – ПО – БА

Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П, Б в словах.

Логопед. Проиграем в игру «Запомни, повтори». Запомните и повторите слово со звуком Б.

Бочка – почка, патрон – батон, набор – напор.

Запомните и повторите слово со звуком П.

Балка – палка, пашня – башня, запор – забор.

Звуковой анализ слов со звуками Б – П (определение местоположения звука в слове).

Логопед. Ребята, вы любите выбирать подарки? Мы сегодня отправимся в магазин за покупками (у детей на столах картонные сумки, предметные картинки). Вам бабушка прислала на подарки 100 рублей.

Что хотите выбирайте,

Но товары покупайте

Лишь со звуком Б в названии,

Лишь со звуком П в названии.

Дети отбирают картинки.

Логопед. Мы со звуком П играем, слово к слову подбираем.

Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине, конце).

Мы со звуком Б играем, слово к слову подбираем.

Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине).

Выделение слов со звуками Б — П и стихотворного текста.

Логопед. Я получила по почте посылку. Догадайтесь, от кого пришла посылка, прочитав слово по первым звукам названий предметных картинок.

Дети. Буратино.

Логопед. Буратино прислал письмо и фотографии (читает письмо): «Ребята, послушайте моё стихотворение, рассмотрите фотографии и назовите, чем меня и моего друга Пьеро угощала в своём чудесном домике Мальвина.

У Мальвины есть баранки

Булки, бублики, буханки

Пирожки, батоны, плюшки

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье

Бутерброды, чай с вареньем».

(по И.Лопухиной)

Логопед . Мальвина угощала Пьеро продуктами, в названии которых звучит звук П, а Буратино – звук Б.

Составьте предложения и расскажите, кого и чем угощала Мальвина.

Слоговой анализ слов. Закрепление понятия о слогообразующей гласной.

Логопед. Буратино в своей посылке прислал картинки с изображением предметов, которые он увидел в домике Мальвины. Назовите предметы, которые могут принадлежать Мальвине (на доске выставляются картинки: бусы, кепка, бант, панама, сапоги, пушка, рубашка).

Дети. Бусы, бант, панама, сапоги.

Логопед. Назовите гласные в слове бант, определите количество слогов. Повторите задание со словом панама, бусы.

Физкультминутка

Буратино потянулся.

Раз – нагнулся

Два – нагнулся

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел.

А чтоб ключик нам достать

Нужно на носочки встать

(В.Волина)

Закрепление оптических представлений о буквах П, Б.

Логопед. Найдите в кассе букву, которая соответствует звуку П, звуку Б.

Дети находят буквы и закрепляют их на доске над фишками — символами звуков.

Логопед. Буратино прислал нам лист, исписанный буквами. Он старался писать буквы, но, вероятно кое-где допустил ошибки. Правильно написанные буквы П, Б обведите красным маркером в кружок. Недописанные буквы допишите, неправильно написанные — зачеркните.

Дети выполняют задание у доски, передавая маркер друг другу.

Предупреждение нарушений письма и чтения. Упражнения в чтении слов и слогов с буквами П, Б, нахождение пропущенной буквы в слове.

Логопед. Я знаю, почему буквы оказались недописанными. Мальвина учила Буратино читать и писать, но он был ленивый ученик и не очень хотел выполнять задания. А вы, ребята, любите учиться?

Дети. Любим!

Логопед. Прочитайте слоги, которые Мальвина написала для чтения на листочках деревьев.

БО, ОП, УП, ПУ, БУ, УБ, СПО, УПС, УМБ, КСО, ПСУ.

Прочитайте слова, которые Мальвина написала на лепестках цветов.

БАНТ, БИНТ, БОТЫ, БОБЫ, БУКЕТ, КУБИКИ.

Логопед. Прочитайте слово на своей карточке, вставив пропущенную букву П или Б. Что получилось? Какую букву вставили?

Хо…от, ка…ан, …усы, ком…ас

су… , ка…уста, …атон, зу…ы

из…а, …астух, …осуда, са…оги.

Логопед. Перед вами схема предложения.

Составьте предложения к схеме.

Дети. Пьеро потерял шляпу. Папа покупает букет. Буратино режет бумагу.

Логопед. Сколько слов в твоем предложении? Назови слова со звуками П, Б.

Логопед. Наше занятие подошло к концу. Предлагаю отправить посылку Буратино и его друзьям. В посылку положим рисунки новогодних игрушек, которыми Буратино, Мальвина и Пьеро могли бы украсить новогоднюю ёлку. В названиях игрушек должны звучать звуки П. Б.

О. Н. ЯВОРСКАЯ

ИГРЫ, ЗАДАНИЯ,

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ

РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ

Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей

Научный редактор

Кандидат педагогических наук Н. Н. Яковлева

ИЗДАТЕЛЬСТВО КАРО

Санкт-петербург

УДК 376 ББК 74.3 Я22

Научный редактор

кандидат педагогических наук,

зав. кабинетом коррекции развития ребенка (СПбАППО) Я. Н. Яковлева

Иллюстрации художника Л. А. Иванова

Яворская О. Н.

Я22 Игры, задания, конспекты занятий для разви­тия письменной речи у школьников (7-10 лет): Прак­тическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. - СПб.: КАРО, 2007. - 112с. + 24 с. цв. вклейка. - (Серия «Мастер-класс логопеда »).

18ВМ 978-5-9925-0020-2

Дети есть дети, игровая деятельность для них - необходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном про­цессе.

Предложенные в книге игры: «Улитка», «Змейка», «Путеше­ствие по предложениям», «Загадки времен года», «Паутинка» и др. - можно использовать как в работе со школьниками, у которых имеются нарушения письма, так и со школьниками, допускающими «ошибки роста» (т. е. ошибки, которые связаны с неполным усвоением правил русского языка), а также со всеми учениками для улучшения владения устной и письменной речью.

Применять игры могут логопеды школьных логопунктов, учи­теля начальной школы, родители, тифлопедагоги для работы с учащимися коррекционных (зрительных) классов. Большинство игр рассчитано на читающих детей в возрасте 7-10 лет.

УДК 376 ББК 74.3

15В,\ 978-5-9925-0020-2

© Яворская О. Н., 2007

© КАРО, 2007

Все права защищены

ВВЕДЕНИЕ

Неуспеваемость младших школьников мо­жет быть вызвана рядом причин: недостаточ­ным объемом словаря детей, низким уровнем развития устной речи. Учащиеся, попадающие на логопункт, имеют нарушения не только уст­ной речи, но и письменной. Среди наруше­ний устной речи преобладают различные де­фекты звукопроизношения. Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, ос­ложненная недоразвитием оптико-простран­ственных представлений, и дисграфия на по­чве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная акустическим недоразвитием.

В основе дисграфии, обусловленной недо­развитием языкового анализа и синтеза, ле­жит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложения на слова, слова - на слоги, слоги - на фонемы. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях струк­туры слова и предложения.

Наиболее сложной формой языкового ана­лиза является фонематический анализ. По­этому особенно распространенным видом дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова.

У детей могут встречаться следующие ошибки:

Пропуск гласных (собака - «сбака»; до­ма- «дма»);

Пропуск согласных при их стечении (дик­тант- «дикат»; школа - «кола»);

Перестановки букв (тропа- «прота»; окно - «коно»);

Добавление букв (таскали- «тасакали»);

Пропуски, добавления, перестановки сло­гов (комната - «кота»; стакан - «ката»).

Нарушения деления предложений на сло­ва при этом виде дисграфии проявляются:

В слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь - «идедошь»; в доме - «вдоме»);

Раздельном написании слова (Белая бе­реза растет у окна - «белабе заратет ока»);

Раздельном написании приставки и кор­ня (наступила - «на ступила»).

Недоразвитие оптико-пространственных представлений и замена букв по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием уст­ной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную ост­роту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию. Ясно, что дети, у которых в той или иной степени нарушены функции зри­тельного анализатора, имеют предрасполо­женность к нарушению письменной речи, а именно к дисграфии оптического характера.

Смешанный вид дисграфии, выраженной в нарушениях на почве языкового анализа и синтеза и кинетики, предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свой­ства, их коррекция ведется параллельно друг другу.

Развитие оптико-пространственных представлений Формирование навыков аналитико-синтетической деятельности
Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса, в т. ч. и буквенного Проведение схематического анализа предложений по словам, звукобуквенный анализ и синтез
Уточнение и расширение объема зрительной памяти Проведение схематического анализа предложе­ний, уточнение количества слов
Формирование пространственного восприятия и представлений Уточнение звукобуквенного и слогового состава слова
Развитие зрительного анализа и синтеза слова Уточнение звукобуквенного и слогового состава
Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений Составление предложений с использованием за­данных слов, схематическое отображение предло­жений
Дифференциация смешиваемых на письме букв (изолированно, в слогах, в словах, в предложе­ниях, в связных текстах) Проведение анализа предложений по словам, слогового и звукобуквенного анализа и синтеза с учетом дифференциации смешиваемых на письме букв

У учащихся как общеобразовательных, так и коррекционных классов появление кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено особенностями рус­ской графики. И в печатном, и в рукопис­ном шрифтах для обозначения всех букв ал­фавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукопис­ном шрифте такие группы букв: г, п, т, р: и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д. у. з к другие.

Многие из приведенных в списке букв от­личаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц), разным расположением их в про­странстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре ис­чезают без применения каких-либо коррек­ционных приемов.

У детей могут быть специфические нару­шения, не связанные с письменной речью:

Нарушения зрительного восприятия;

Неточность представлений о форме, ве­личине, цвете;

Недоразвитие зрительной и слуховой па­мяти, пространственного восприятия и пред­ставлений;

Трудности оптического и оптико-про­странственного анализа, позволяющего на­ходить сходство и различие в зрительных об­разах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения;

Неточность тонких движений руки.

Эти нарушения будут влиять на овладе­ние процессом письма. Без специальной коррекционной помощи количество ошибок ки­нетического характера останется прежним.

Неточность в изображении букв может вы­ражаться в следующем:

В не д списывании элементов букв;

В добавлении лишних элементов (у бук­вы ш или т может быть использовано 4 элемента вместо 3);

В написании вместо нужного элемента сходного с ним (вместо последнего элемента у буквы к написан последний элемент бук­вы к);

а неправильном расположении элемен­тов букв в пространстве по отношению друг к другу.

Неточности в изображении букв у неко­торых детей имеют очень устойчивый харак­тер и не исчезают сами по себе, поэтому не­обходимо проведение коррекции.

Чтобы помочь детям получить положи­тельный результат в коррекционном процес­се, активно используются игры. Дети есть дети, игровая деятельность для них - необ­ходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном процессе.

Предложенные игры можно использовать не только в работе с детьми, у которых име­ются письменные нарушения, но и с детьми, имеющими «ошибки роста» (те, которые свя­заны с неприменением правил, неполным усвоением правил русского языка), а также с обычными детьми для улучшения состоя­ния устной и письменной речи. Применять игры могут не только логопеды школьных логопунктов, но и родители, учителя началь­ной школы, тифлопедагоги для работы с детьми коррекционных (зрительных) клас­сов. Так как большинство игр рассчитано на читающих детей, примерные возрастные рам­ки для использования игр - 7-10 лет.

ОПИСАНИЕ ИГР

Игра «Цветные слова»

Цели:

развивать зрительное восприятие (умение различать цвета, геометрические фигуры);

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование: таблицы на каждого ребенка, а также образцы с цепочкой из цветных геомет­рических фигур.

Использование:

1) логопед раздает детям таблицы, предлагает рассмотреть их, обращает вни­мание детей на то, что в геометрических фигурах прячутся буквы. Дети называ­ют их, выписывают в тетрадь, например, только те, которые прячутся в желтых фигурах;

2) следующим этапом работы является выделение фигур нужного цвета в по­следовательности, соответствующей схеме.

Например: в образце 4 фигуры - желтый круг, желтый овал, желтый тре­угольник и оранжевый квадрат. Дети находят в общей таблице эти фигуры, на­зывают буквы, спрятанные в них, из этих букв составляют слово, называют его, при необходимости производят запись в тетрадь.

Игра «Филлворд»

Цели:

закреплять умение различать сходные по написанию печатные и письмен­ные буквы;

Развивать навыки языкового анализа и синтеза; слуховое и зрительное вос­приятие;

Обогащать словарь.

Оборудование : таблицы, внутри которых расположены поля 10 х 10 клеток, список слов для поиска.

Использование: логопед предлагает детям рассмотреть таблицы, прочитать слова, данные в списке. Все слова из списка находятся внутри полей.

В начале работы лучше искать слова с помощью логопеда: он объясняет место­нахождение слова с ориентировкой: слева - справа, снизу - сверху. Найдя сло­во, дети зачеркивают его, объясняют значение слова и его написание (с учетом орфограмм).

Игра «Волшебное чтение»

Цели:

развивать навыки зрительного восприятия и оптико-пространственные представления;

Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

Обогащать активный и пассивный словарь, формировать умение объяснят значения слов.

Оборудование: карточки с черно-белыми картинками, похожими друг на друга.

Использование:

дети рассматривают карточку, уточняют, какие именно картинки на ней на рисованы. Ориентируясь на буквы, написанные внутри матрешек, составляют и записывают слово. Затем объясняют его значение, звукобуквенный, морфемный состав. С данным словом можно составить предложение, записать его, уточнить состав (количество слов, наличие в предложении предлогов или союзов).

Например: на карточке есть изображения матрешки, неваляшки, круга, солнца Логопед предлагает детям прочитать слово, спрятанное, например, в матрешках.

Игра «Ромб»

Цели:

совершенствовать оптико-пространственные представления (умение быстро ориентироваться по сторонам: слева - справа, вверху - внизу);

Развивать аналитико-синтетическую деятельность (звукобуквенный и сло­говой анализ и синтез).

Оборудование : таблицы с ромбами (вверху, внизу, слева, справа).

Использование: уточнив знания детей о слогах, о влиянии гласных на количество слогов, логопед дает детям инструкцию.

Например: найдите верхний ромб, укажите на букву слева. Найдите правый ромб, в нем назовите букву посередине. Мысленно проговорите полученный слог (или буквосочетание, если это две согласные). Найдите левый ромб, укажите букву снизу, присоедините ее к тому, что получилось ранее. Какое слово у вас получилось? (дети отвечают)

Условия: 1) все слова должны состоять только из 1-го слога. Усложнение содер­жится во втором варианте - в словах обязательно должен присутствовать мягкий знак; в словах третьего варианта обязательно присутствие гласной 2-го ряда;

2) анализ предложений лучше начинать не с его записи, а со схемы, отражаю­щей структуру этого предложения.

Игра «Улитка»

Цели:

развивать умение анализировать предложения на слова (определять коли­чество слов в предложении, отделять слова друг от друга, определять последова­тельность слов, находить предлоги (союзы) в предложении);

Закреплять знания о написании предложений (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).

Оборудование: игровые карточки «Улитка».

Использование:

детям раздаются игровые карточки с изображением «улитки», в раковине ко­торой спрятаны предложения. Детям нужно с помощью маркера (или простого карандаша) отделить слова друг от друга, обозначить предложения (расставить заглавные буквы и точки в конце). Далее следует записать предложения (либо схематическим способом, либо обычным).

Игра «Змейка»

Игра «Змейка» - усложненный вариант игры «Улитка», количество предло­жений в «Змейке» увеличено, в ней в большей степени уделяется внимание пред­логам, союзам, однородным членам предложения, написанию имен собственных. Материал в «Змейке» подобран с учетом дифференциации сходных по написа­нию букв.

Цели:

совершенствовать оптико-пространственные представления детей, навык чтения;

Развивать умение анализировать предложения на слова (отделять слова друг от друга, определять количество слов и их последовательность, отделять от слов предлоги и союзы);

Совершенствовать умение записывать предложения (первое слово пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).

Оборудование: «змейки» в прозрачных файлах, маркеры для каждого ребенка.

Использование:

логопед предлагает детям поиграть и отгадать загадки «змейки». Внутри ту­ловища «змейки», объясняет он, спрятаны предложения, слова в которых со­единены между собой. С помощью маркера дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложений (выделяют заглавные буквы в начале пред­ложений, ставят точки в конце предложений), после этого записывают предло­жения (либо графически - в виде схем, либо обычным способом).

Игра «Путешествие по предложениям»

Цели:

Совершенствовать навык чтения;

Формировать навыки языкового анализа и синтеза;

* активизировать слуховую память.

Оборудование: таблицы с координатами (буквы и цифры сверху и слева), цветные кружки (по 8) для каждого ребенка.

Использование:

логопед раздает детям игровые таблицы, обращает их внимание на координа­ты вверху и слева в таблице. Логопед называет детям разные координаты, найдя их пересечения, дети кладут цветные кружки, читают слова, затем из слов составляют предложения. Слова предлагаются в той последовательности, в которой они находятся в предложении. Далее следует запись предложений в тетрадь (или) их схематическое отображение.

В качестве усложнения можно называть слова в предложении, нарушив пос ледовательность слов.

С составленными предложениями можно выполнять разные виды слогового и звукобуквенного анализа, делать запись предложений по памяти.

Игра «Загадки времен года»

Цели:

совершенствовать зрительное восприятие (умение различать цвета);

Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (составление предложений из слов, закрепление знаний о предложении, его написании);

Формировать грамматически правильную речь.

Оборудование: таблицы 6x6 клеток, квадраты в которых раскрашены разными цветами радуги и в которых записаны слова.

Использование:

логопед предлагает детям вспомнить очередность цветовой гаммы радуги, прочитать слова в цветных квадратах. Квадраты одной цветовой гаммы содержат слова, из которых нужно составить предложение. Эти слова потеряли свои места, поэтому детям необходимо найти место каждого слова в предложении. Составив предложение, дети произносят его и записывают, уточняя, что пер­вое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Игра «Кирпичная стенка»

Цели:

закреплять знания о предложении, его правильном написании;

Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (способствовать анализу предложений по словам);

Совершенствовать оптико-пространственные представления;

Способствовать развитию грамматически правильной речи.

Оборудование: игровые карточки «Кирпичная стенка».

Использование:

получив игровую карточку, дети узнают, что неумелый строитель заложил все окна в доме кирпичами, отсюда задание: разбить кирпичи на окнах. Это, можно сделать, оставив предложения (одно, два или три), при этом на кирпи­чах не должно остаться ни одного слова.

Данная игра имеет два варианта. В первом варианте игры слова даются с правильными окончаниями, во втором варианте - слова используются в исходной форме.

Логопед обращает внимание детей на слово, написанное с заглавной буквы (оно должно быть в начале предложения), и точку (это конец предложения).

Игра «Паутинка»

Цели:

Развивать навыки слогового анализа и синтеза;

Формировать умение анализировать предложение по словам;

Совершенствовать оптико-пространственные представления детей;

Закреплять навык чтения слогов и слов.

Оборудование: карточки со слогами, соединенными линиями (слоги образуют слова).

Использование: данная игра имеет два варианта: в первом варианте зашифрованы слова, во втором варианте - текст загадки.

Вариант 1. На стенд выставляется карточка, на которой слоги соединены между собой линиями. Ориентируясь на эти линии, дети выписывают в тетрадь или на доску слоги. Из этих слогов образуют слова, отделяя их друг от друга (с помощью вертикальных линий).

Вариант 2. Аналогичная работа, но из полученных слов дети получают пред­ложение {текст загадки), записывают текст загадки и ответ на нее.

Игра «Соты»

Цели:

формировать навыки слогового анализа и синтеза;

Развивать оптико-пространственные представления;

Закреплять письменный навык и улучшать двигательные способности кисти руки.

Оборудование: карточки- рамки с сотами (прорезями) для каждого ребенка.

Использование: логопед раздает детям «соты» (уточняет значение этого слова), далее дети рас­сматривают их, выясняют, что под каждым окошком стоит число.

Логопед называет слова. Дети выделяют из названного слова заданный слог (например, первый) и вписывают его в окошко сот.

Данная игра имеет два варианта.

Вариант 1. Дети составляют слова из слогов в сотах (слова идут друг за другом).

Вариант 2. Дети составляют слова, используя слоги в сотах.

Игра «Сложные слова»

Цели:

закреплять знания о сложных словах;

Формировать навык чтения и оптико-пространственные представления;

Обогащать словарь.

Оборудование: таблицы-лабиринты со сложными словами, список слов для поиска.

Использование:

каждому ученику раздается материал игры и предлагается прочитать запи­санные внутри таблицы-лабиринта сложные слова.

Дети вспоминают (с помощью логопеда), что они знают о правописании сложных слов (в этих словах более одного корня, между корнями имеется соединительная гласная о или е). Поиск сложных слов осуществляется без показа списка этих слов, а когда все слова найдены, дети читают слова в списке, сверл с тем, что они нашли в таблице-лабиринте.

Читая слова, дети определяют их лексическое значение, пытаясь осознать с помощью корней слова.

Записав слово в тетрадь, дети выделяют корни, соединительные гласные называют все гласные в слове, уточняют слоговой состав слова.

Игра «Родственники»

Цели:

закреплять знания детей о родственных (однокоренных) словах;

Совершенствовать навык чтения и аналитико-синтетическую деятельность

Закреплять знания о частях слова, правописании безударных гласных (в числе и в корне слова).

Оборудование: карточки с родственными (однокоренными) словами, записанными без пусков.

Использование:

детям выдается игровая карточка. Логопед обращает внимание детей на то, что первое слово в карточке выделено жирным шрифтом, к нему подобраны слова, которые являются для него родственными, однокоренными, но эти слова записаны без пропусков. Дети должны отделить слова друг от друга, записать их в тетрадь. В каждом записанном слове дети уточняют его звукобуквенный состав, составные части (приставку, корень, суффикс и окончание).

В качестве варианта использования игры логопед может предложить составить предложения с заданными словами, уточнить правописание безударных гласных в корне слова и подобрать проверочные слова.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Й класс

Дифференциация звуков (п), (т)

и букв п, т в словах

Задачи.

1. Развивать психические и мыслительные операции, зрительную память.

2. Закреплять знания о звуках [п], [т] и буквах п, т, учить различать звуки на слух и буквы на письме.

3. Развивать оптико-пространственные представления; тактильные ощущения.

4. Совершенствовать навыки слогового и звукобуквенного анализа, анализа предложений по словам.

5. Способствовать развитию мелкой моторики.

Материал:

мнемотаблица к слову «три»,

Карточка со стилизованными изображения букв д, т,

Игра «Узнай букву на ощупь» (Буквы вырезаются из бархатной бумаги, дети должны определять их на ощупь, закрыв глаза.)

Игра «Ромб»,

Рисунок по клеткам («Петух»),

Призовые жетоны.

План занятия:

I. Организационный момент.

II. Развитие высших психических функций.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [п], [т], написания букв п, т.

2. Развитие тактильных ощущений, работа со стилизованными буквами.

3. Развитие навыков звукобуквенного анализа, чтения.

4. Анализ предложений.

5. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

IV. Совершенствование двигательных навыков пальцев рук, навыков про­странственной ориентации,

V. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент


Похожая информация.


4 Сокращение "ТП" в последние пару лет стало неким мемом. Подростки стали часто использовать его в своём лексиконе. Однако очень многие люди не совсем понимают, что значит ТП . В этой статье мы расшифруем значение аббревиатуры "ТП". Однако, прежде чем начать, вы можете прочесть несколько познавательных статей, в которых поясняется значение тех или иных слов, например Ассист , Ламповая , Софт Гранж , Тиммейт и т. д.
Итак продолжим, вопрос о том, что такое признаки ТП волнует многих молодых особ. Для начала нужно понять, что сокращение ТП носит откровенную негативную окраску . Как правило, данная аббревиатура относится к девушкам с весьма низким коэффициентом умственного развития, иначе называемых "блондинками".

Признаки ТПшек

Селфи на телефон, как правило, на дорогой айфон , поскольку цена у этого девайса очень высока, это добавляет ей ЧСВ . Думаете это Выебоны ?

Аватар в стиле дакфейс .

Понятие ТП возникло в социальной сети Вконтакте и теперь стало нарицательным, обозначая девушек, которые запостили философское изречение популярных писателей и мировых знаменитостей, не особо понимая его глубинный смысл.

Ещё одно значение сокращения "ТП" - это техническая поддержка. Люди из данной службы помогают пользователем Вконтакте и других социальных сетей разобраться со своими вопросами.

Прочтя эту статью, вы наконец узнали, что значит ТП в ВК , и что поделать с подобными девушками ничего нельзя. Однако, жизнь сурова, и заставит их изменить своё поведение и манеры, но это произойдёт в будущем. Сейчас нам остаётся только мириться и молча негодовать, глядя на эти лица с ярким

В последние годы в письменных работах учащихся мы все чаще встречаемся с ошибками, которые специалисты называют графическими. К ним относятся недописывание элементов буквы или наращивание лишних, смешение букв, сходных по оптическим или кинетическим характеристикам, зеркальное письмо. Такой вид специфических нарушений письма не связан с состоянием устной речи детей. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит и не чувствует разницы в начертании оптически и кинетически похожих букв.
У большинства учащихся по мере овладения процессом письма графические ошибки обычно вскоре исчезают сами собой. Однако у некоторых детей такие нарушения письма имеют устойчивый характер и требуют специальной коррекционной работы.
Данная разработка представляет собой блок из двух занятий по коррекции одного из видов графических ошибок – нарушения различения букв п т . Эти буквы имеют кинетическое и оптическое сходство, вследствие чего их часто смешивают в своих письменных работах учащиеся с недостаточно сформированными пространственными представлениями и затруднениями динамической и кинетической организации движений.
Главной целью представленного блока занятий является закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой. Для достижения этой цели включаются все анализаторы, согласованная работа которых обеспечивает процесс письма: речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный
Представленные занятия разработаны для учащихся 2-х классов и соответствуют среднему уровню развития детей 7 – 8 лет.
Занятия разработаны таким образом, что могут быть использованы в практической деятельности не только школьных логопедов, но и учителей начальных классов.

1-е занятие

Тема : Дифференциация букв п т .

Цели:

  • совершенствование навыков дифференциации букв п – т
  • развитие зрительно-пространственных представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • совершенствование способности к переключению внимания;

Оборудование:

  • рисунки “Джинсы” (Рисунок 1) и “Следы” (Рисунок 2);
  • “карточки-шифровки” (Рисунок 3, Рисунок 4);
  • карточки-опоры с буквами п т (Рисунок 6);
  • карточки для индивидуальной работы (Рисунок 7);
  • индивидуальные зеркала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Уточнение пространственных взаимоотношений.

  • Положите тетрадь в правый дальний угол стола.
  • Кто сидит справа от тебя?
  • Где относительно тебя сидит Саша? (справа, слева)
  • Определите левый и правый карман у джинсов (Рисунок 1).
  • Определите, след какой ноги – правой или левой – отпечатался на песке (Рисунок 2).

II. Работа по теме.

1. – Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре (Рисунок 3)? (Т, П, Г )

Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая .)

– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве (Рисунок 4)? (Т, П, Г )

– Какая буква лишняя? Почему? (Г – звонкая .)

– Какие строчные буквы “спрятались” здесь? (п, т, г )

– Какая буква лишняя? Почему? (г – звонкая .)

Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.

2. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.

Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфеп у”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляп ь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п , у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”

– А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т ? (Да )

– Давайте научимся их различать.

3. Дифференциация букв п – т (Рисунки 5, 6).

Логопед: У буквы п две (п ара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]
У буквы т т ри ножки. В слове “три” первый звук [т].
Сколько палочек на первой строчке вашей карточки? (Рисунок 7)

Дети: Две. Пара.

Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?

Дети: п .

Учащиеся обводят палочки как букву п . Аналогичную работу проводим с тремя палочками на второй строчке. Из них получается, соответственно, буква т .

4. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).

  • Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).
  • Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).
  • Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.

Общее : согласные, глухие, взрывные, мгновенные.

Разное : место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

Вывод: запоминаем наши “опоры”:

Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).

Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).

IV. Физминутка

Заучиваем скороговорку, отстукивая ритм сначала ведущей рукой, затем обеими руками. Потом рассказываем скороговорку, отстукивая ритм синхронно руками и ногами.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

5. Работа с индивидуальными карточками (Рисунок 7).

Логопед: “На третьей строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”

2 2 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3
п п т п т т п т т п п т

6. Работа со слоговой таблицей (рукописный шрифт). Чтение слогов хором.

па – та
по – то
пу – ту
ты – пы
ап – ат
ип – ит
еп – ет
яп – ят

– Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? (В первом столбике слоги прямые, во втором – обратные )

– Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? (Последняя. Согласные п и т поменялись местами. )

7. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т .

IIлаIIIок, IIираIII, каIIусIIIа, IIIаIIочки, авIIIомаIII, IIланеIIIа

Коллективная проверка правильности выполнения задания.

    • Какие планеты вы знаете?

8. Логопед диктует слово, ученики на слух выделяют из него звук [п] или [т] и пишут соответствующую букву в воздухе указательным пальцем ведущей руки, проговаривая при этом слова-опоры: п – пара, т – три (задание выполняется с закрытыми глазами).

Кат ок, сап ог, новост и, коп ейка, сп елый, салют

– Вспомните слова, которые я вам продиктовала.

– Подберите слово-предмет к слову “спелый”.

9. На доске записаны слова с пропущенными буквами

– Сколько слов записано на доске?

– Прочтите их вставив буквы п или т .

– Кто увидел здесь шесть слов?

Ученики выходят к доске, подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Объясняют значение слов, устно составляют с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадях получившиеся три пары слов, подписывая под буквой п цифру 2, а под буквой т – 3. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа сведется к механическому списыванию.)

V. Итог занятия.

– Что нового вы сегодня узнали на занятии?

– Чем отличаются буквы п и т ?

п и т , проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

2-е занятие

Тема: Дифференциация букв п – т .

Цели:

  • закрепление навыков дифференциации букв п – т , имеющих кинетическое сходство;
  • развитие зрительного гнозиса;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие памяти, контрольных действий;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание умения общаться в коллективе.

Оборудование: карточки-опоры с буквами п, т ;

  • карточки с буквами п, я, т, ь ;
  • предметные картинки (ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье).

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I. Организационный момент.

    Логопед: “Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся со звука [п].”

    II. Повторение.

    На доске вразброс прикреплены 4 буквы: т, ь, я, п.

    – Составьте из этих букв слово. (Пять)

    – Назовите согласные из этого слова. (П, т)

    – Чем похожи эти звуки? (Они согласные, глухие, взрывные, в данном слове мягкие, имеют парные твердые звуки)

    – Чем отличаются эти звуки? (Местом преграды: [п] – сомкнутые губы, [т] – кончик языка упирается в верхние передние зубы)

    – Показываем различие в артикуляции звуков [п] и [т] с помощью пальцев ведущей руки.

    – Как называются буквы, обозначающие звуки [п] и [т]? (Пэ и тэ)

    – Чем они похожи? (Они состоят из одинаковых элементов)

    – Чем они отличаются? (У буквы п – две (пара) ножек, а у буквы т – три)

    Вывод: буквы похожи по написанию, поэтому, чтобы их не путать, запоминаем “опоры”:

    • звук [п] – “взрываются” губы; буква п – пара элементов (ножек);
    • звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки);

    III. Работа по теме.

    1. Зашифровываем слова: вместо слова со звуком [п] рисуем в тетрадях две палочки (II), а вместо слова со звуком [т] – три палочки (III). Между словами ставим запятые.

    Логопед диктует: п рограмма, т аракан, салфет ка, сп ички, п ост авил .

    Запись в тетради выглядит так: II, III, III, II, II III.

    – Сколько слов мы зашифровали? (Пять)

    – Сколько значков записали? (Шесть)

    – Почему? (В последнем слове были звуки и [п] и [т].)

    – Вспомните зашифрованные слова, опираясь на количество палочек: II п , III т .

    – Какое слово лишнее? (“Поставил” – во-первых, в нем есть и звук [п], и звук [т], и, во-вторых, это слово глагол, а остальные существительные)

    – Обведите палочки так, чтобы получились зашифрованные буквы.

    2. Работа с картинками ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье .

    – Расставьте на наборном полотне картинки в два ряда – по наличию в слове звука [п] или [т].

    – Почему картинку “платье” ты поставил в третий ряд? (Потому что там есть и звук [п], и звук [т])

    – Какая картинка лишняя? Почему? (Утка. Это птица, живое существо, остальные картинки – это неодушевленные предметы)

    Логопед убирает картинки или закрывает их.

    – Вспомните картинки, в названии которых был звук [п]. (Полка, лампа)

    – Вспомните картинки, в названии которых был звук [т]. (Утка, ботинки; тетрадь – здесь два звука [т])

    – Какое слово мы не назвали? (Платье)

    3. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы П или Т .

    . ихонов . е . я
    . е . рова . аня
    . е . ухова . амара
    . имошенко . авел
    . ихомиров . оля

    – Что это за словосочетания? (Это имена и фамилии людей)

    – Как пишутся имена и фамилии людей? (С большой буквы)

    – Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные буквы П или Т (опоры те же – у заглавной буквы П пара ножек, у заглавной буквы Т три ножки).

    IV. Физминутка.

    Потягушечка

    Потягуну-потягушечки
    От носочков до макушечки!
    Мы потянемся-потянемся
    Маленькими не останемся!
    Вот уже растём, растём, растём!

    4. Спишите предложения, выбрав из скобок слова, подходящие по смыслу.

    Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка).

    Теплоход приходит в (торт, порт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).

    5. Графический диктант.

    Перед учащимися ставится задача выделять на слух только звуки [п] и [т]. Слова, не содержащие этих звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слова. Если один звук встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды. Каждое предложение записывается с новой строки, потому что в такой записи нет заглавных букв и точек.

    Коллективная проверка выполнения задания.

    IV. Итог занятия.

    – Чем мы сегодня занимались? (Тренировались различать буквы п и т .)

    – Чем отличаются буквы п и т ?

    – Чем отличаются звуки [п] и [т]?

    Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т , проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

    Материал для проверки

    Для проверки усвоения темы “Дифференциация букв п т ” можно дать следующее задание.

    – Прочитайте текст. Устно ответьте на вопросы. Напишите текст по памяти.

    (Логопед пишет на доске слова П РИГОТ ОВИТ ЬСЯ и П ЛАСТ МАССОВАЯ с пропущенными буквами п и т . После того, как дети прочитают текст и ответят на вопросы, логопед просит их списать с доски слова по слогам. Затем ученики еще раз читают текст и пишут его по памяти.)

    Утром в класс пришёл доктор и сказал, что завтра ребятам будут делать уколы под лопатку. Надо приготовиться.
    На другой день Виталик принёс с собой пластмассовую лопатку.

    – Правильно ли Виталик понял доктора?

    – Почему вы думаете, что он не понял доктора?

    Литература:

    1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., “Педагогика”, 1977

    2. Волина В.В. Учимся играя. – М., “Новая школа”, 1994

    3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., “Просвещение”, 1991

    4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., “М и М”, 1997

    5. Под редакцией Левиной Р.Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., “Просвещение”, 1965

    6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., “Владос”, 1995

    7. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., “Аркти”, 2000

    Цель: научить различать и выделять на слухзвуки [п]- [б].
    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    • учить детей находить различия в акустико-артикуляционных характеристиках звуков.

    Коррекционно-развивающие:

    • развивать фонематический слух,
    • формировать правила ротового выдоха с учетом данной фонемы;
    • развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность,
    • развивать самоконтроль в произношении смешиваемых звуков.

    Коррекционно-воспитательные:

    • воспитать у детей навыки самообслуживания.
    • воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.

    Оборудование: артикуляционные профили данных звуков, зеркала, графическая схема звуков, буквы «П» и «Б», предметные и сюжетные картинки.

    Ход занятия

    1. Организационный момент: приветствие, организация рабочего места, положительный настрой на занятие.

    – Здравствуйте, ребята.
    Каждый день всегда, везде:
    На занятиях, в игре
    Верно, четко говорим,
    Никуда мы не спешим.

    Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.

    2. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Колечко», «Колечко» – «Оскал», «Колечко» –«Трубочка», «Колечко» – «Улыбочка»; «Лопаточка» , «Иголочка», «Лопаточка» - «Иголочка». (под счет)

    3. Введение в тему:

    Логопед: Ребята, я буду говорить слова, а вы скажите какой слышите первый звук?

    Балет, бык, бег, белка, банка, банан

    Дети: звук [б]

    Логопед: пакет, пыль, птица, план, питон, плот.

    Дети : звук [п]

    4. Формулирование темы, цели и составление плана занятия:

    Логопед: Ребята, неслучайно я задала вам такое задание, сегодня мы посвятим наше занятие звукам [б]- [п], найдем разницу между ними.

    – Чему мы будем учиться на занятии?

    Дети: Мы будем учиться различать звуки [б]- [п].

    Логопед: Правильно, ребята. А теперь сформулируйте тему нашего занятия.

    Дети: Различай звук [б]- [п].

    5. Основная часть занятия.

    Логопед: Молодцы! (на доске таблица «Расскажи о звуке» и профили звуков [п]- [б])

    Логопед: ребята вы должны зрительно найти разницу и ощутить ее в произношении, что вы слышите? Что видите при произнесении звука? Что ощущаете? Дайте сравним эти звуки и дадим характеристику звукам [б]- [п].

    Дети: Звук [п]: согласный, глухой, твердый, смычный.

    Я слышу звук [п].

    Я вижу: губы сомкнуты (в первый момент губы сомкнуты, затем - плавно размыкаются).

    Логопед: произнесите звук [б], проверьте себя: что слышите, что видите, что ощущаете, что осязаете?

    Ребенок: Звук [б]: согласный, звонкий, твердый, смычный.

    Я слышу звук [б].

    Я вижу, что в первый момент губы сомкнуты, затем - размыкаются. Щеки слегка «раздуваются».

    Я ощущаю, что губы сомкнуты в момент вибрации гортани. Под напором струи выдыхаемого воздуха щеки слегка «раздуваются», а после «взрыва» смычки губы размыкаются. Язык свободно лежит на дне ротовой полости.

    Я осязаю вибрацию гортани, грудной клетки в момент смычки губ. Струя выдыхаемого воздуха широкая резкая холодная, направлена вперед.

    Логопед: найдите разницу при произнесении звуков [п] и [б] , проверьте себя: что слышите, что видите, что ощущаете, что осязаете?

    Дети: разница в том, что при произнесение звука [п] голосовые складки не вибрируют, а при [б] -голосовые складки вибрируют.

    Логопед: Запомните разницу! Заполните схемы, пользуясь таблицей «Расскажи о звуке»: в каком положение губы, зубы, язык.
    Дети заполняют самостоятельно схемы звуков.

    Схема звука [п].

    Схема звука [б].

    6. Физкультминутка. Действия по тексту.

    Катит, катит паровоз,
    И вагончики везет.
    Вот поезд наш идет,
    Колеса стучат.
    А в поезде этом
    Бобрята сидят.

    7. Логопед дает задания:

    Задание. «Помоги Незнайке».

    1. Выбери верно: звук [п] - гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, смычный или щелевой?
      А звук [б] - гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, смычный или щелевой? Чем эти звуки отличаются друг от друга?
    2. Дополни: при произнесении звуков [п] голосовые складки_______, губы в первый момент______________.
    3. Что ощущаешь, когда произносишь звуки [п] и [б].? Губы разомкнуты или плотно сомкнуты? Голосовые складки сомкнуты или разомкнуты? Где расположен кончик языка?
    4. Замени в слогах «П» на «Б»: па, по, пу, пы, та, ал, оп, уп, ьш, эп
    5. Добавь слоги «БА или «ПА» (игра с перекидыванием мяча).
      Жа- _____ шай- _____
      ре- _____ ли- _____
      тум- _____ вер- _____
      ла- _____ шля-_____
      бом- _____ ры- _____
      лу- _____ сту- _____
      лам- _____ тор- _____
      шу- _____ нер- _____
    6. Исправь ошибки Незнайки.
      В болоте квакает ЖАЛА.
      В огороде выросла РЕБА.
      В комнате стоит ТУМПА.
      На столе стоит ЛАМБА.
      В ворота летит ШАЙПА.
      В парке цветёт ЛИБА.
      В марте цветёт ВЕРПА.
      У мамы новая ШЛЯБА.
      Разрушает дом БОМПА.
      Увеличивает всё ЛУБА.
      У меня новая ШУПА.
      У Бабы Яги СТУБА.
      В воде плавает РЬША.
      У кошки мягкая ЛАБА.
      У меня котомка-ТОРПА.
      На севере живёт НЕРБА.
    7. Закончи каждое предложение нужным словом.
      - Вспомни загадки про репу, жабу, лампу, шайбу, шляпу, рыбу и закончи предложения.
      ♦ В болоте квакает...
      ♦ Дед посадил... и т. д.
    8. Повтори за мной:
    1. Повтори слова парами:
      бас - пас
      быль – пыль
      бух – пух
      боль - Поль
      бар – пар
      бить - пить
      бот – пот
      бока – пока
      бел – пел
      блошка – плошка
      баня – Паня
      забор – запор
      блеск – плеск
      барин – парень
      банки – панки
      борт – порт
      - Придумай предложение с каждым словом пары.
    2. Исправь ошибки.
      Пастух БАС овец и коров.
      У певца могучий голос - ПАС.
      Пушка выстрелила: ПУХ.
      В подушке мягкий БУХ.
      Мы зашли в вечерний ПАР.
      В бане горячий, душный БАР.
      На дороге поднялась БЫЛЬ.
      Это не сказка, а ПЫЛЬ.
      У меня зубная ПОЛЬ.
      Это девочка Полина. «БОЛЬ, стой!»
      Нельзя человека ПИТЬ.
      Я хочу БИТЬ воды.
      Вот БУК соломы.
      Это огромное дерево называется ПУК.
      У меня болят ПОКА.
      Ну прощайте же, БОКА!
      На верфи выстроили ПОТ.
      На лбу выступил БОТ.
      Я очень громко БЕЛ.
      Это заяц слишком ПЕЛ.
      Я иду мыться в ПАНЮ.
      Мою бабушку зовут БАНЯ.
      - Придумай сам ошибочные предложения.
    3. Звуки изучаем - ошибки исправляем.
      В синем небе звёзды плещут.
      В синем море волны блещут.
      Издалека был слышен блеск волн.
      Плеск алмазов ослеплял глаза.
      У меня был игрушечный ропот.
      Люди недовольны. Послышался робот.
      Порт корабля ударился о причал.
      В борт города Сочи заходили корабли.
      У нашей кошки в шерсти завелись маленькие плошки.
      Собака и кошка едят из небольшой блошки.
      Я заболел, мне поставили панки.
      Вот рокеры, хиппи и банки.
      У нас в квартире новые замок и забор.
      Вокруг дома новый запор.
      Во дворце живёт парень.
      На вечеринку ходит барин.

    8. Итог занятия и оценка работы детей.

    Дайте характеристику звукам П, Б, чем отличаются эти звуки? Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятия.

    9. Домашнее задание.

    Подобрать слова, которые начинаются со звуками Б, П.

    Подобрать и выучить загадки с отгадками со звуками Б, П.