Форт "великий князь константин". Форт "великий князь константин" Форт константин историко культурный центр кому принадлежит

Форт «Великий Князь Константин» (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Невоенному человеку россыпь оборонительных сооружений у входа в Невскую губу может показаться хаотичной и бесполезной. На самом же деле это глубоко продуманная система, не позволившая неприятелю ни разу за 300 лет прорваться к Санкт-Петербургу со стороны моря, хотя попытки были, и весьма серьезные. Ключом к главному фарватеру служил форт «Великий Князь Константин», сооруженный неподалеку от Кронштадта. Скромная береговая артиллерийская батарея постепенно эволюционировала в одно из мощнейших морских укреплений России.

Немного истории

В 1808 г. возникла реальная опасность боевого столкновения с британским флотом в Финском заливе. Для прикрытия единственного глубоководного прохода к городу, на узком юго-западном мысу острова Котлин поставили 37 пушек, но знаменитое наводнение 1824 г. смыло все постройки. В середине 19 века начали сооружение оборонительной линии из 10-тонных гранитных валунов и броневых плит. Здесь испытывали новейшие орудия, дальномеры и беспроволочный телеграф. Но авиация и ракеты сделали форт бесполезным, в 1960 г. он был оставлен армией и разграблен.

Что посмотреть

Полуразрушенный шедевр фортификационного искусства спасла его передача частной структуре. В 2010 г. заработали яхтенная марина и таможенный пункт при ней для пропуска маломерных судов. 7 лет спустя открылся историко-культурный комплекс «Форт Константин». По внутренним помещениям водят экскурсии, разъясняя посетителям особенности архитектуры и демонстрируя работу сохранившихся механизмов. Летом туристы объезжают кронштадские форты на экскурсионном корабле «Рипербан».

На территории комплекса есть парк «КингВинч» с веревочными трассами, пляжем, вейкпарком, батутами. В начале лета проходит фестиваль воздухоплавания «Фортолет».

В форте оборудована единственная в Питере трасса катания на дрифт-трайках, трехколесных мотоциклах, специально сконструированных для дрифта.

На пришвартованном дебаркадере открыта гостиница с рестораном, рядом на плавучем пирсе стоит шатер, где проходят свадебные церемонии и банкеты. Катание на лимузине меркнет в сравнении с прибытием молодоженов на яхте и торжеством с видом на Финский залив и вечернюю панораму Северной столицы.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, остров Котлин. Координаты GPS: 59.995353, 29.701168. Веб-сайт .

Как добраться: из Санкт-Петербурга на автобусе № 101 или маршрутках №№ 405, 407; из Ломоносова на автобусе № 175.

Время работы: круглосуточно. Цена билета для входа в форт 100 RUB, въезда на автомобиле - 150 RUB с человека. Цена билета для взрослых в Музей маяков 250 RUB, для пенсионеров, студентов и школьников - 150 RUB. Цены на странице указаны на март 2019 г.

Еще один повод гордости за нашу страну это Кронштадтские форты. Подступы к столице Империи охранялись весьма серьезно: в Финском заливе был построен 21 форт, главной целью которых было не дать пройти вражескому флоту к главной морской базе страны, и тем более к столице.

Сейчас большинство фортов разрушено и заброшено, на некоторых сохранилось военное присутствие, хотя основную функцию оборонительные сооружения уже полвека, как утратили.

А один из самых известных, Константин, сегодня сдан в аренду частникам: его восстанавливают, чтобы сделать из него музей фортификации. По нему и прогуляемся.

1. Форт Константин - один из самых крупных. Он расположен на самом острове Котлин, где располагается город Кронштадт. Сейчас все это административно относится к Санкт-Петербургу. Практически через сам форт пролегает Кольцевая АвтоДорога, уходящая в свежепостроенный тоннель под заливом. На фотографии виден ее кусок с наземным переходом.

2. Сегодня это место, как я уже написал - музей. Многие сооружения комплекса были разрушены, сейчас их активно восстанавливают, но строительство тоннеля под заливом и годы не дают строителям восстановить форт достаточно быстро: очень часто здания заливает вода, и приходится все начинать сначала.

3. Орудий давно нет, но крепления остались. Для туристов построили деревянные настилы-лесенки: лазайте и фотографируйте, сколько влезет: никакой государственной тайной здесь и не пахнет, все помещения тоже пустые.

4. Главный фарватер залива за последние двести лет изменился не сильно. Как видите, мимо форта пройти просто невозможно. Сейчас здесь каждое утро и каждый вечер проходят десятки огромных барж с грузом и лайнеров с туристами. Вот здесь, как раз между этими двумя псевдомаяками.

5. Здесь же заканчивают строительство Комплекса защиты от наводнений.

6. Если забраться повыше - вот и склад. В этих контейнерах что угодно - от кофе до новых макбуков:) А в прошлом году на пристани форта (вообще-то такого быть не должно, но построили, здесь теперь есть и яхт-клуб) организовали пункт пропуска через государственную границу России для маломерных судов.

7. Об истории форта. В 1808 году англичани возбудились в районе Балтийского моря. Наши отреагировали мгновенно, решив «построить батарею в два яруса для 45 пушек». На отмели в северной части кронштадтского рейда установили деревянные срубы, которые были засыпаны камнем. На этом основании, возвышавшемся на 1,5 метра над ординаром, начали строительство деревянной батареи.

8. Батарея, получившая название «Двойная Южная», была вооружена двадцатью пятью 36-фунтовыми, двенадцатью 30-фунтовыми пушками и двенадцатью единорогами. Гарнизон состоял из 250 человек. Во время наводнения 6 ноября 1824 года батарея пострадала меньше других фортов Кронштадта и была полностью восстановлена к весне 1826 года. В 1834 году для защиты от возможного нападения с тыла в горже был сооружен капонир (также на засыпном деревянном основании), образовавший открытую с двух сторон внутреннюю гавань. Вокруг батареи, на расстоянии около 200 м, в дно залива были забиты два ряда свай, чтобы не допустить приближения вражеских судов.

9. В том же году император Николай I после своего посещения батареи повелел переименовать её в форт «Константин» в честь своего сына великого князя Константина Николаевича, который в 1831 году в возрасте 4 лет был назначен генерал-адмиралом российского флота.

10. В начале 1850-х годов в связи с обветшанием деревянные сооружения форта решили разобрать. Работы были завершены к весне 1854 года. В связи с началом Крымской войны рядом с фортом была построена временная батарея № 4. Морское ведомство приняло решение создать на месте старого форта более мощное и современное укрепление с эскарпной стеной из гранита; данное укрепление должно было обеспечивать защиту от артиллерийского огня, а также обеспечивать защиты от вражеских десантов.

11.

12. Дальше до самого конца 19 века было очень много усовершенствований и нововведений, о которых вы сможете прочитать сами, на Википедии. Там много технических подробностей для любителей фортификации, нас же интересует практическое назначение помещений форта, верно?

13. Это прекрасное зеленое здание было для солдат местом службы, а буквально в десяти метрах от него другое здание, так то вовсе дом родной.

14. Здесь были казармы. Не смотрите, что здание не очень симпатичное снаружи.

15. Внутри еще хуже. Здесь располагались кровати.

16. А это двухэтажное здание - и казармы, и боевой отсек одновременно. На первом жила та часть гарнизона, которая могла уже через несколько минут после подъема по тревоге палить в неприятеля из пушек.

17.

18. Сами пушки располагались вот в таких углублениях.

19.

20. На первом этаже, в отсеках слева хранился боезапас, который подвозился к орудию вот по такой мини-"узкоколейке".

21. А затем снаряды поднимались на второй этаж с помощью лебедки.

22. О назначении комнат в этом коридоре до сих пор спорят. Один человек сказал мне, что здесь были большие склады для снарядов, в отсеках располагался боезапас только для часового боя. Другая версия - здесь хранили запасные орудия. Но как их выкатывали и поднимали наверх во время боя - непонятно.

23. В этом зале стояли главные орудия форта Константин.

24. Из четырех амбразур торчали огромные дула, готовые сокрушить флот врага в пух и прах.

25.

27.

28.

29. Командный пункт. Отсюда видно всю картину боя.

30.

31. "Сюда кидать деньги на восстановления форта", и стрелочка, направленная в сторону бойницы. То ли шутка, то ли всерьез.

32.

33.

34. А на задворках форта я нашел ствол небольшого орудия.

35. И три десятка солдатских кроватей, уже советских.

36. Форт принимал участие в Великой Отечественной войне. После ее завершения, когда началась гонка вооружений и технологии массового убийства людей стремительно устремились в небеса, форт устарел, был заброшен, разграблен и забыт.

37. Получится ли здесь из этого места классный музей - покажет время. Пока же объект представляет интерес для любителей военной истории, но не для масс туристов: им ведь нужно и кроватки в комнаты поставить, и попкорн из бойницы продавать.

Форт "Константин" (Батарея "Двойная Южная ") является одним из самых интересных сооружений комплекса Кронштадтской крепости . Его история началась летом 1808 г., когда на месте существующего ныне форта возвели деревокаменную батарею. Современное название форта появилось в 1834 г. После посещения батареи, Николай I повелел переименовать её в форт «Константин » в честь своего сына - великого князя Константина Николаевича. Строили форт по несколько иной технологии чем прежде. Срубы-ряжи делали на берегу, так как он располагался от места постройки не более чем на 800 метров. Затем их бук-сировали к месту постройки, а камень загружали с подо-шедших барж. Ряжи выступали над ординаром на 1,5 м.

Название «Двойная» отражало двухъярусную конструкцию батареи. Деревянная конструкция заставляла строителей крепости постоянно ремонтировать и усиливать гидротехнические сооружения батареи. Ситуация стала критической после катастрофического наводнения 1824 г., тогда же было принято решение о реконструкции. Однако процесс растянулся на несколько десятилетий и современный облик форта стал формироваться только после окончания Крымской войны 1853-1856 гг.


Зимой 1858 г. приступили к работам по исследова-нию дна залива на месте постройки. На старой деревянной батарее был размещён временный городок строителей и склад необходимых материалов для возведения нового форта. Между свай укладывалась особая бетонная смесь. Бетона в современном смысле этого слова тогда не было: еще не появился портландцемент и основой бетона являлась известь. Тем не менее постройка оказалась достаточно прочной, она стоит и поныне без осадок, несмотря на широко развернувшиеся на форте в 1986 г. строительные работы по возведению Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений («дамбы»).

К лету 1861 г. работы по формированию нового острова были завер-шены и начлось строительство батарей. Впервые в крепости Кронштадт на форту «Константин» строились батареи с броневыми брустверами трех различных систем для первых нарезных орудий.

В последующие годы территория форта «Константин» рас-ширялась и перестраивалась. Батареи соединили перемычкой, поэтому форт сейчас в плане имеет такую необычную форму. Один из броневых брустверов, не разбирая, передвинули на специальных деревянных салазках, для придания новой директрисы стрельбы 11-дюймовым нарезным орудиям. Здесь же находилась и уникальная скрывающаяся установка на два 11-дюймовых орудия, сохранившаяся до сих пор. После выстрела платформа с орудиями посредством паровой машины опускалась в специаль-ный колодец для заряжания. Этим достигалась надежная защита артиллеристов от вражеских выстрелов. Заряженные орудия для выстрела поднимались в верхнее положение. Проект этой си-стемы разработал известный инженер-строитель Г.Е. Паукер, а её строительство полностью закончилось к 1879 году.



Система установки орудий за броневыми брустверами имела один существенный недостаток - слишком малый угол наведения по горизонту, ограниченный размерами амбразуры. Артилле-рия в те годы развивалась с небывалой скоростью. На смену примитивным гладкоствольным орудиям, заряжавшимся с дула, пришли нарезные, дальнобойность и точность стрельбы которых значительно возросла. Например, гладкоствольное орудие образца 1834 г. делало один выстрел в пять минут, в то время как орудие Канэ образца 1890 г. - шесть выстрелов в минуту.



Эпоха казематированных и брустверных батарей ухо-дила в прошлое. И здесь форт «Константин» оказался первым. Конец XlX века принес новый материал, который стал широко применяться в строительстве новых фортов Кронштадта. Им стал портландцемент. Остров расширили и на левом фланге построили батарею на восемь новых 6-дюймовых орудий системы Канэ. Конструкция батареи стала типовой для возведения в буду-щем новых фортов. На правом фланге форта возвели бетонную батарею на восемь 11-дюймовых орудий. Часть старых построек модернизировали, часть снесли. Строительство велось с 1897 по 1901 гг. К 1914 г. на вооружении форта состояло по штату: два - 13,5- дюймовых орудия, десять -11-дюймовых (два из них на скрывающихся станках), два - 10-дюймовых, восемь - 6-дюй-мовых, четыре -120-мм.

Первая мировая война не затронула Кронштадтскую крепость, а в Великую Отечественную форт «Константин» вел огонь по бата-реям противника на южном берегу Финского залива и зенитными орудиями по самолетам Люфтваффе.

Последние работы на форту проводились в 1950-х гг., ког-да батарею орудий Канэ перевооружили новыми 130-мм орудиями. В 1960-е гг. форт был оставлен военными, т.к. Кронштадтская крепость была разоружена, начался демонтаж многих металлических конструкций и орудий. Кстати, современная пушка на крейсере «Аврора», которая "оповестила человечество о начале новой эры в его истории", на самом деле стояла на форте «Константин» и перекочевала на славный крейсер уже после его реставрации в 1970-х гг.


Как и многие другие форты, «Константин» несколько десятилетий оставался запущенным, однако в последние годы, после продажи форта одной из компаний Санкт-Петербурга, территория была приведена в порядок. Форт функционирует как историко-архитектурный комплекс с отелем и стоянкой для яхт. Также на «Константине» организован пункт пропуска через государственную границу для маломерных судов. Тем не менее, все желающие могут посетить это место и познакомиться с уникальным памятником фортификации.

От форта Константин стартуют морские прогулки по фортам Кронштадта , присоединиться к которым может любой желающий.

Форт Константин (Двойная южная батарея) (Россия, Ленинградская область, о. Котлин, Кронштадт, 59°59′37″ с. ш. 29°42′20″ в. д.)

Предпочитаем ездить на Котлин с юга, через Ломоносов, привлекают спокойное шоссе и красивые виды из окна автомобиля. Отсюда и удобнее поворачивать на форт с КАД. Форта Константин не было в наших планах, просто шел дождь, и мы оказалась рядом. Въезд на территорию 150 руб. в час, но можно оставить машину на внешней парковке совершенно бесплатно. Входные билеты стоят символических денег, и дают право на посещение всех сооружений бастиона. Не смотря на сильный дождь мы настолько погрузились в атмосферу места, что не заметили как пролетело более двух часов. В хорошую погоду здесь можно пробыть значительно дольше.
История Константина описана в замечательном материале Л.И. Амирханова, В.Ф. Ткаченко («Форты Кронштадта»): "Летом 1808 года на месте существующего ныне форта Константин возвели деревокаменную батарею. Строили форт по несколько иной технологии, чем прежде. Срубы-ряжи рубили на берегу, благо он отстоял от места постройки батареи всего на 800 метров. Как только залив очистился ото льда, срубы отбуксировали галерами к месту постройки.

Камень загружали с подошедших барж. Ряжи выступали над ординаром на 1,5 м. Поверх ряжей срубили верхнее строение из бревен. Валганг первого яруса возвышался теперь над ординаром на 3 м. Второй ярус батареи собирали из деревянных брусьев. Батарею вооружили 45-ю пушками. Название «Двойная» отражало двухъярусную конструкцию батареи. Деревянная конструкция батареи заставляла строителей крепости постоянно ремонтировать и усиливать гидротехнические сооружения батареи. Перед эскарпом устанавливали в разные годы и ряжи, и «кусты» свай для защиты конструкций от ледоходов весной. Но при всех переделках и реконструкциях батарея в силу своей деревянной конструкции имела все же временный характер. И это временное состояние затянулось почти на полвека. В 1857 году, наконец, решили батарею перестроить полностью в камне. Будущий форт Константин на долгие годы стал настоящим «испытательным полигоном» для различных новшеств в морской фортификации.







Зимой нового, 1858 года, приступили к работам по исследованию дна залива на месте постройки. На помостах старой деревянной батареи разместили временный городок строителей и складировали необходимые материалы для возведения новой батареи. Мощная эскарповая стена возводилась из гранитных блоков на свайном основании. Между свай уложили бетонную смесь. Перед основанием по всей длине эскарповой стены шла сплошная линия ряжей, пробитая шпунтовой линией. Такая конструкция эскарповой стены применялась и потом, при постройке новых фортов крепости уже в XX веке. Надо отметить, что бетона в те годы, в современном смысле этого слова, не было. Еще не появился портландцемент, и основой бетона являлась известь. Но, тем не менее, постройка оказалась на редкость прочной — она стоит и поныне без осадок, несмотря на широко развернувшиеся в 1986 году строительные работы по сооружению конструкций комплекса защитных сооружений Ленинграда от наводнений, а, попросту говоря, дамбы, непосредственно затронувших форт Константин. К лету 1861 года работы по формированию нового острова в каменной одежде были завершены. Начинались работы по устройству различного рода батарей на территории форта. Впервые в крепости Кронштадт на форту Константин строились батареи с броневыми брустверами трех различных систем для первых нарезных орудий. В1863—1864 годах на форту возвели батареи с броневыми брустверами. Между брустверами возводились из кирпича и гранита сводчатые постройки, обсыпанные грунтом. Открытой оставалась только тыльная стенка. Один из брустверов для так называемых орудий кинжального действия, сохранился до наших дней и его можно осмотреть и даже потрогать. Огромные затраты по его демонтажу, видимо, и спасли бруствер от «Вторчермета» — Л.И. Амирханов, В.Ф. Ткаченко «Форты Кронштадта».

Карты острова Котлин с фортами http://andcvet.narod.ru/




"В последующие годы территория форта Константин расширялась и перестраивалась. Деревянную батарею разобрали, и на ее месте появилась новая батарея, уже постоянная. Батареи соединили перемычкой, поэтому форт сейчас в плане имеет такую необычную форму. Один из броневых брустверов, не разбирая, передвинули на специальных деревянных салазках, для придания новой директрисы стрельбы 11-дюймовым нарезным орудиям. В те годы это был крупнейший калибр в береговой артиллерии, и, тем не менее, именно на форту Константин возвели казематы на два 13,5-дюймовых экспериментальных орудия. Казематы сохранились до сих пор. Здесь находилась и уникальная скрывающаяся установка на два 11-дюймовых орудия. После выстрела платформа с орудиями посредством паровой машины опускалась в специальный колодец для заряжания. Этим достигалась надежная защита орудийной прислуги от вражеских выстрелов. Заряженные орудия для выстрела поднимались в верхнее положение. Проект этой системы разработал известный инженер-строитель Г.Е. Паукер, а её строительство полностью закончилось к 1879 году.
Система установки орудий за броневыми брустверами имела один существенный недостаток — слишком малый угол наведения по горизонту, ограниченный размерами амбразуры. Частично эту проблему решали башенные установки, допускавшие круговой обстрел, но они были слишком сложными и дорогими. Артиллерия в те годы развивалась с небывалой скоростью. На смену несколько примитивным гладкоствольным орудиям, заряжавшимся с дула, пришла эпоха сложных, нарезных, дальнобойных орудий, заряжавшихся с казенной части. Скорострельность таких орудий также возросла, и на отдельно взятой батарее не требовалось большого числа орудий. Гладкоствольное орудие образца 1834 года делало один выстрел в пять минут. Орудие Канэ образца 1890 года — шесть выстрелов в минуту. Количество переходило в качество.

Планета Урбантрип. Мегалиты форта Константин в Кронштадте


Эпоха казематированных и бронебрустверных батарей уходила в прошлое. И здесь форт Константин оказался первым. Конец XIX века принес новый материал, который стал широко применяться в строительстве новых фортов Кронштадта. Им стал портландцемент. Теперь на его основе составлялась бетонная смесь. Но сначала его требовалось испытать. В 1890 году на западной оконечности Котлина возвели несколько фортификационных построек «полной профили». Постройкам дали время для полного набора прочности бетоном. Потом их подвергли обстрелу из различных крепостных орудий калибра от 6 до 11 дюймов. На основе полученных опытов на форту Константин возвели две новые батареи из бетона на портландцементе, на месте разобранных броневых брустверов. Остров расширили и на левом фланге построили батарею на восемь новых 6-дюймовых орудий системы Канэ. Конструкция батареи стала типовой для возведения в будущем новых фортов. На правом фланге форта возвели бетонную, батарею на восемь 11-дюймовых орудий. Часть старых построек модернизировали, часть снесли. Строительство велось с 1897 по 1901 годы. К 1914 году на вооружении форта состояло по штату: два — 13,5- дюймовых орудия, десять — 11-дюймовых (два из них на скрывающихся станках), два — 10-дюймовых, восемь — 6-дюймовых, четыре — 120-мм. Первая мировая война не затронула Кронштадтскую крепость, а в Великую Отечественную форт Константин вел огонь по батареям противника на южном берегу Финского залива и зенитными орудиями по самолетам Люфтваффе.

Последние работы на форту проводились в 1950-х годах, когда батарею орудий Канэ перевооружили новыми 130-мм орудиями. Переделали и орудийные дворики, закрыв их с тыла бетонными стенками. В начале 1960-х годов форт был оставлен военными, и подвергся грабежу — здесь поработал «Вторчермет». В результате многие металлоконструкции форта утрачены навсегда.
В годы постройки защитных сооружений от наводнений строители превратили форт в автобазу, что тоже не принесло пользы постройкам форта. С новым веком положение стало меняться, ЗАО «Морская Лига» привела в порядок территорию форта, были произведены частичные работы по консервации казематов, восстановлены стальные лестницы на 6-дюймовой батарее. Поставлены, временные поручни по верхнему урезу батареи. Форт на сегодняшний день, даже с невыполненными в полном объеме реставрационными работами, является уникальным памятником, где можно видеть фортификационные постройки различных эпох, начиная с первой половины XIX века. Сама конструкция форта, строившегося и модернизировавшегося в течение столетия, требует устройства на его территории, в казематах музея морской фортификации Кронштадтской крепости. К сожалению, из-за строительства защитных сооружений Петербурга от наводнений форт перестал быть островом, что придавало ему особый колорит. Непродуманные работы по сооружению котлована непосредственно у эскарпа форта, нанесли вред батарее с броневым бруствером. Батарея дала осадку, по казематам пошли трещины, но еще не поздно спасти уникальную, единственную в Кронштадте, а может быть и в мире, бронебрустверную батарею форта Константин — Л.И. Амирханов, В.Ф. Ткаченко «Форты Кронштадта».

Литература:
Л.И. Амирханов, В.Ф. Ткаченко Форты Кронштадта, изд-е 2-е, «Остров», 2006, с. 18-23

Форт-музей

Форт «Константин» сегодня

Сегодня Форт Константин — это не только фортификационный комплекс, который вы можете посетить купив билет в кассе, но и другие заманчивые предложения от арендатора форта.

Карта форта Константин с основными сооружениями

Карта с официального сайта http://i0.wp.com/forthotel.ru/wp-content/uploads/2015/10/Fort_Konstantin_map_228x202.jpg

Яхт-клуб

Яхт-клуб «Форт Константин» является одним из крупнейших яхт-клубов Петербурга общей вместимостью до 150 судов. На базе яхт-клуба функционирует морской международный пункт пропуска через государственную границу РФ для яхт и маломерных судов, плавучая заправка, слип (спуск катеров на воду).

Зона отдыха

Деревянные беседки для барбекю
— Песчаный пляж
— Шезлонги
— Пляжный бар
— Прокат спортивного инвентаря
— Батуты для детей и взрослых
Зона барбекю
— Шатер S — 40 м 2 (до 30 чел.)
— Используется только в летний сезон.
— Вид на маяк и главный корабельный фарватер
— На площадке перед шатром установлен мангал
— Есть электричество

Верёвочный парк

Первый веревочный парк в Кронштадте.
Смонтирован на искусственных опорах и оснащен системой непрерывной страховки. Состоит из двух трасс для посетителей различного возраста, троллея 100 метров и детской площадки для самых маленьких посетителей.

Боевые укрепления:

Центральное место занимает 2-х ярусная батарея «Брылкин», к которой примыкают: несколько пороховых погребов, открытая батарея, на которой стояли два 53 мм орудия, батарея «Колпинская» на два 122 мм орудия. От этого комплекса начинается подземный туннель, ведущий в блиндированную батарею «Шведе».
Комплекс включает в себя 2-х этажную казарму из кирпича с арочными окнами, к которой примыкает 2-х ярусная батарея с двумя бетонными лестницами и три павильона для индикаторных приборов В.Ф. Петрушевского, которые использовались для быстрого и точного измерения с береговых батарей расстояний до судов.

Вейк-парк

Единственный в России парк с 2-х уровневым бассейном и уникальными фигурами для фристайла. Реверсивная лебедка протяженностью 130 м и высотой 10 м. Для тренировок на суше есть скейт-рампа и батут. В административном здании обустроены комфортабельные раздевалки, душевые с горячей водой, сауна и кафе.

Морские прогулки по фортам Кронштадта

В летний сезон от причала форта Константин отправляется легендарный паром «Рипербан» с экскурсией по фортам Кронштадта. Экскурсия сопровождается рассказом профессионального гида. Продолжительность экскурсии: 1 час.
По выходным дням выполняются уникальные рейсы на форт «Чумной» (Александр I). Продолжительность экскурсии: 2 часа. В программу входит: посещение форта «Чумной», экскурсия с гидом в форту и на борту парома.

Экскурсии по форту Константин

В ходе экскурсии Вы узнаете о предназначении сооружений форта, и их роли в защите морских границ Северной столицы. Экскурсия включает в себя посещение подземного туннеля батареи Шведе и многочисленных внутренних помещений крепости.
Экскурсии проводятся по предварительному заказу, как для индивидуальных туристов, так и для групповых. Продолжительность программы: 45 минут.

Отель, кафе, зоны отдыха

Форт Константин — это исторический архитектурный и культурный комплекс с развитой туристской инфраструктурой. К форту пришвартован круглосуточный плавучий отель на 10 комфортабельных номеров. На 1-м этаже отеля открыт кафе-бар. В летний сезон работает летний бар в вейкпарке. Для комфортного и активного времяпрепровождения на территории форта оборудованы мангальные зоны, крытые беседки для пикников, обустроен песчаный пляж, построен веревочный парк, установлены батуты, шатры для проведения свадеб и других торжественных мероприятий.

Словарь фортификационных терминов

  • Амбразура (франц. embrasure) — оконный проем в фортификационном сооружении, расширяющийся внутрь помещения. Предназначен для вывода наружу дульной части орудия, ружья.
  • Барбет — площадка за бруствером укрепления для установки орудий, стреляющих через бруствер.
  • Бастион (итал. Bastionato — выступающая надстройка) — пятиугольный выступ в крепостной стене, валу, предназначенная для ведения огня вдоль вала, стены фортификационного сооружения.
  • Берма — в морской фортификации, как правило, каменная или бетонная продольная площадка, предотвращающая осыпание земляного вала (эскарпа) в воду при обстреле укрепления артиллерией противника.
  • Бруствер (нем. Brustwehr - грудь, грудная защита) — продольная стенка, насыпь, вал, предохраняющая орудия от фронтального огня противника.
  • Валганг — верхняя часть фортификационного сооружения за бруствером. Предназначалась для установки орудий.
  • Горжа (франц. Gorge — шея, горло) — тыльная часть, в том числе тыльный вход, в фортификационную постройку.
  • Каземат (франц. Cazemate) — помещение в толще крепостного сооружения, без оконных проемов, как правило, хорошо защищенное толстыми стенами и сводами. Предназначено для размещения гарнизонов и боеприпасов.
  • Казематированная казарма — как правило, сводчатое помещение для размещения гарнизона крепости, но с амбразурообразными оконными проемами, выходящими в тыльную часть укрепления.
  • Куртина (итал. Curtine — завеса) — участок крепостной ограды между фланками двух смежных бастионов или между двумя башнями.
  • Потерна (франц. poterne) — узкий коридор, скрытый в толще крепостной стены, вала, служащий для безопасного сообщения внутри фортификационных построек во время боевых действий.
  • Ряж — бревенчатый рубленый ящик. Заполняемые валунным камнем ряжи служили в течение двухсот лет основой при постройке фортов Кронштадтской крепости.
  • Сквозняк — каменная или бетонная постройка, прикрывающая вход в пороховой погреб. Предназначена для защиты броневой двери погреба от осколков разорвавшихся снарядов противника. Чисто русское изобретение конца XIX века. Часто сквозняком прикрывали входы в фортификационные постройки с горжи.
  • Траверс (франц. traverser — пересекать) — поперечные стенки, примыкающие одним концом к брустверу и разделяющие орудийные места (болверки) на отдельные дворики. Защищают орудия от продольного огня противника.
  • Форт (лат. fortis — сильный) — отдельное укрепление, как правило, долговременного характера, вынесенное от основной крепости на дальность возможного артиллерийского огня противника.
  • Фас (франц., англ. Face -лицо) — прямолинейный участок крепостной стены, вала. В случае морских фортов Кронштадта — центральная часть форта прямолинейной формы.
  • Фланк (франц. flanc) — короткая стена, участок вала, массива форта, примыкающая под углом к фасу.
  • Эскарп (франн.еsсаrре — крутость) — откос защитного вала крепостных сооружений или рва, обращенный к неприятелю.

Л.И. Амирханов, В.Ф. Ткаченко Форты Кронштадта, изд-е 2-е, «Остров», 2006, с. 92

Схема проезда

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!

59.995113 , 29.701860 Форт «Константин» (Двойная южная батарея)

Еще совсем недавно на этот форт попасть было проблематично. Но времена меняются, форт "Константин" был выкуплен сыном директора холдинга "Третий парк", крупнейшего негосударственного перевозчика Северо-Запада России, занимающегося коммерческими автобусными перевозками. Сейчас на территории форта выстроена плавучая гостиница, а простых любопытных на "Константин" пускают за скромную мзду в 150 рублей с одной машины.

На форт мы поехали 8 марта. В этом году праздничный день был ознаменован ветром ураганной силы с придачей в виде дождя и мокрого снега. Дождь поливал нас всю дорогу до форта, но, как только мы прибыли на место, осадки, как по мановению волшебной палочки, прекратились, и сквозь быстро летящие свинцовые тучи даже начали прорываться солнечные лучи.

Но ветер никуда не делся, а на продуваемом со всех сторон форте он чувствовался с особой силой. Первым делом мы подъехали к маяку, что в самом конце форта. И, когда мы легкомысленно распахнули в машине сразу две двери, ветер подхватил лежащие на торпеде нужные нам бумажки, и стал их кружить и швырять по форту. Мы, размахивая руками, ловили бумажки, и это было похоже на кадры из фильма. Именно так в драматичных сценах показывают героев, которые пытаются поймать листки писем или что-то там еще. Наверное, со стороны это выглядело комично. Кое-что нам поймать удалось, что-то нашли в камнях, но большинство бумаг улетело в залив. Хорошо, что ничего особо ценного среди них не было.

С "Константина" открывается хороший вид на форт "Александр" ("Чумной).

Очень хочу на него когда-нибудь попасть, он больше всех похож на легендарный "Баярд".

По сравнению с другими виденными ранее фортами можно сказать, что "Константину" повезло. Территория убрана, два корпуса из трех отреставрированы.

Около гостиницы оборудована вертолетная площадка.

Гостиница весьма романтична: хорошо жить с видом на Кронштадт, форты и проплывающие суда.

Около "Константина" находится судопропускное сооружение № 1, расположенное над тоннелем на КАДе, так что проплывающие мимо корабли стабильно радуют глаз посетителям гостиницы и гостям форта.

Кстати, чтобы попасть на форт, надо съезжать сразу, как только выезжаешь из тоннеля. Затем нужно проехать два КПП, деньги за въезд собирают на втором.
А льда на заливе уже нет, только прибрежная шуга, и это 8-го марта, удивительно.

На "Константине" имеется пристань, откуда можно отправится с экскурсией на южные форты. Летом здесь подрабатывают частники на моторках.

Корпус форта, который ближе к гостинице и заливу, отреставрирован, оборудованы ступени наверх и смотровые площадки.

План форта. Можно попасть внутрь помещений. Мы не попали, потому что не знали, что можно.

Тот корпус, что поближе к въезду, пока заброшен.

Также на "Константине" имеется декоративное судно на берегу.


Еще есть пушка и уделанный чайками якорь.

"Константин" стал нашим пятым посещенным фортом ("Серая Лошадь", ""Шанц", "Красная горка", "Ино"). На форт "Ино" мы ездили прошлой осенью. "Ино", конечно, грандиозен, толщина бетонных перекрытий форта поражает воображение. "Ино" стоит в лесу, недалеко от поселения Приветинское, где раньше базировалась воинская часть. Со стороны залива форт выглядит просто как высокий холм, поросший сосняком, не знаешь, не найдешь. Жаль, что тогда мы забыли фотик:(
Резюме: "Ино" из пяти виденных фортов самый впечатляющий, а "Константин" самый ухоженный и благоустроенный. Будем надеяться, что постепенно все форты доведут до ума, они этого заслуживают.

Покинув форт, доехали до Кронштадта, чтобы посмотреть на Морской собор без синего забора.

Зашли внутрь, после реставрации еще там не были. Внутри собор так же грандиозен, как и снаружи, и такой же светлый. Шло всенощное бдение, дивно пел хор, акустика в соборе изумительная.
Такой день:)