Слова - названия действий предметов. «Слова, обозначающие действия предметов На какие вопросы отвечает действие

Тема: Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

Цель: планируется, что по окончанию урока учащиеся будут

знать:

О словах, обозначающих предметы, признаки и действия предметов;

уметь:

Находить слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов;

Содействовать развитию орфографической зоркости, устной и письменной речи учащихся;

Способствовать воспитанию организованности и собранности, чувства товарищества.

Ход урока

І. Организационный момент. 1 мин

Учитель. Прозвенел долгожданный звонок

Вас, ребята, позвал на урок.

Время зря мы не теряем

И работать начинаем.

Сегодня на уроке мы будем писать, рассуждать, думать, отвечать. А что бы всё это у вас слаженно и хорошо получалось, пусть вашими спутниками на уроке будут усердие, аккуратность, старание и терпение.

ІІ. Проверка домашнего задания. 5 мин

Учитель. Прочитайте полученные предложения. Какие буквы вы вставили в слова? Правило? (чк, чн пишутся без ь).

Учитель. На какие вопросы отвечают слова, которые вставили? Что обозначают эти слова? (действия)

- Ребята, кроме слов, которые обозначают действия предметов, что еще могут обозначать слова? (предметы, признаки)

На какие вопросы отвечают слова-предметы? (кто? что?)

Найдите в домашнем задании?

На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки? (какой? какая? какое? какие?)

Найдите их в домашнем задании?

V. Сообщение темы и цели урока. 3 мин

Учитель .

Ребята как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

Сегодня на уроке мы совершенствовать умения в нахождении слов-предметов, признаков, действий?

А как вы думаете, что поможет нам правильно выделить эти слова? (вопросы)

Молодцы.

Сегодня на уроке мы будем с вами закреплять умения находить эти слова.

А как вы думаете? Для чего нужны нам эти знания? (чтобы правильно писать, говорить, грамотно писать…)

Молодцы.

ІІІ. Орфографическая работа. 7 мин

Хоровое чтение (на доске).

Ту ш ..те свет - настал для фокуса черед.
Ту ш ..те свет! Обман - мы знаем наперед.
Неуловим обман, как глаз не напрягай.
- "Неуловим...", - лукаво вторит попугай.
Непогре ш ..м в своей работе без натуг,
И от ду ш.. - "УРА" ему за ловкость рук.

Учитель.

Объясните правописание пропущенных орфограмм?

Молодцы! (жи, ши пиши с буквой и)

Назовите слова – названия предметов? (Фокус, черед, обман, свет и т.д.)

Назовите слова – названия действий предметов? (Настал, тушите, знаем и т.д.)

Найдите слово, в котором звуков больше, чем звуков? (ловкость)

Объясните, почему в этом слове звуков меньше, чем букв?

Молодцы! (ь звука не имеет)

ІV. Чистописание.

    Запись на доске.

ш ши

2. Комментированное письмо .

Назовите слова, в которых есть слоги, только что прописанные вами (Учащиеся называют слова и записывают их с комментированием в тетрадях ).

Тушите, непогрешим, души.

Физкультминутка .

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять –руками помахать,

Шесть – на место сесть опять.

VІ. Обобщение изученного материала.

Учитель. Ребята, а вы любите фокусы? Сейчас мы познакомимся с рассказом, который так и называется «Фокус».

Работа по учебнику.

Упражнение 71, с.47

Читаю задание и текст сама.

Задание в тексте:

Учитель: Девочки найдите слова, которые отвечают на вопрос что делает?

Поставьте прямо в тексте простым карандашом точку возле этого слова;

Учитель: Мальчики слова, которые отвечают на вопрос что сделал ?

Что делает ? (пытается, тянется, путается, не понимает)

Что сделал ? (положил, протащил, разыграл)

Запишите эти слова в два столбика…

Разделите текст на две части.

В какой части описываются события? (в первой). В какой части объясняется фокус? (во второй). Перескажите текст.

Физкультминутка для глаз.

«Волшебный сон»

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…
Ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!

Дифференцированная работа по выбору.

Задание 1

Прочитайте слова. Запишите их в три столбика по вопросам: спелый, волк, собирает, вода, купались, красивая.

1)кто? что 2) какая? какое? что делает? что делали?

Задание 2

Спишите, дописывая по два слова, отвечающих на вопросы какой? какая?

Ландыш _________________________________________________

Речка ___________________________________________________

Задание 3

К словам, обозначающим предмет, подберите и запишите несколько слов, обозначающих действия предмета .

Зима _____________________________________________________

Рыбки ___________________________________________________

Встаньте:

Кто выбрал первое задание? 1 ученик возле доски

Кто выбрал второе задание? 1 ученик возле доски

Кто выбрал третье задание? 1 ученик возле доски

Проверка каждого задания.

Итог урока. Рефлексия .

Какая тема была? Беру арбуз и обобщаю?

Назови предмет? Докажи? Вопрос?

Назови признак? Докажи? Вопрос?

Назови действие? Докажи? Вопрос?

Бросаю, называю предмет с вопросом? (доказательство, к слову поставить вопрос)

Достигли ли мы цель урока?

Лесенка настроения. Смайлики.

Домашнее задание.

Упражнение 74, с.48

Что нужно для того, чтобы найти слова-действия?

Метод «Закончи фразу».

Учитель: Продолжите мою фразу: «Я буду с другом…».

Учитель: Я хочу закончить урок словами Цицерона: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – всё равно, что лишить мир солнечного света». Дорожите дружбой!.

Учитель: Спасибо за урок.

Цели: ознакомить со словами, отвечающими на вопрос что делает? ; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение.

Ход урока

I. Формирование новых знаний.

1. Выполнение упражнения 39.

Составление устного рассказа по рисунку.

– Какое слово прозвучало несколько раз? (Кормит.)

– Прочитайте предложение. Какое слово отвечает на вопрос что делает?

– Что называет слово кормит? (Действие предмета.)

– Над какими словами будем работать на уроке?

2. Выполнение упражнения 40 по заданию.

– Что делает? Бродит, выходит, … .

– Что называют эти слова?

3. Выполнение упражнения 41.

– Выпишите названия действий в два столбика:

Что делает? Что делают?

– Чем отличаются слова, записанные в первом столбике, от слов, записанных во втором столбике? (Действие одного, действие многих предметов.) Сделайте вывод.

Вывод: слова, отвечающие на вопросы что делают? что делает?, обозначают действия предметов.

II. Закрепление.

! Игра «Кто как передвигается».

Учитель бросает учащемуся мяч и называет слово, обозначающее предмет. Ученик подбирает слово, обозначающее, как предмет передвигается.

Птица, змея, конь, рыба, заяц, собака, человек, кузнечик, бабочка, колесо.

Упражнение 42 выполняется по заданию в учебнике.

III. Итог урока.

– О чём узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 43.

Урок 89

Тема: определение глагола как части речи

Цели: формировать понятие «глагол»; развивать умение ставить вопрос к глаголу; формировать представление об употреблении глаголов в единственном и множественном числах.

Ход урока

На доске записан текст.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

П. Башмаков

– Выпишите все слова, обозначающие действия предметов. На какие вопросы они отвечают?

II. Формирование новых знаний.

– Прочитайте сообщение Знайки на с. 30.

– С каким новым понятием вы познакомились?

– Как отличить глагол от имени существительного?

III. Изменение глаголов по числам.

1. Выполнение упражнения 44 по заданию.

2. Выполнение упражнения 48 по заданию.

Работа выполняется коллективно под руководством учителя.

– Какой вывод можно сделать?

Вывод: глаголы изменяются по числам.

Физкультминутка

Выполнение упражнения 45 (устная работа по заданию).

– Обозначьте число имён существительных и глаголов.

– Прочитайте сообщение Знайки на с. 32. Верно ли вы рассуждали?

IV. Тест.

– Какое слово лишнее?

Дружить Гладить

Улыбаться Помнить

Танцевать Сочинять

Играть Резвиться

Море Помогать

V. Итог урока.

– Что нового узнали о словах, обозначающих действия предметов?

Домашнее задание: упражнение 51, выучить правило на с. 30.

Урок 90

Тема: глагол

Цели: развивать умение различать в тексте слова, обозначающие действия предметов (глаголы); формировать представления об изменении глаголов по числам и временам.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

– О какой части речи загадка?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт:

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

– Что вы можете ещё рассказать о глаголе?

II. Изменение глаголов по числам.

1. Выполнение упражнения 52.

Учащиеся составляют предложения, записывают их на доске и в тетрадях, указывают число глаголов и существительных в каждом предложении.

2. Запишите глаголы в два столбика.

Звенит, трещат, пылал, скучали, шумят, рисуют, поют, дрожит, цветёт

– Как вы рассуждали?

Физкультминутка

19.03.2018г. Конспект урока русского языка

Тема: «Слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов

деятельности. Урок с использованием технологии развития критического мышления.

Цель: 1) познакомить со словами – названиями предметов, признаков предметов,

действий предметов; развивать речь;

2) формировать умения находить в речи названия предметов, признаков

предметов, действий предметов.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся:

- Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка?

Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

Хочу пожелать вам старания и терпения в вашей работе!

Мотивация

К нам на урок пришла гостья. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку: Слайд 2

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

Кто эта гостья?

Правильно, это весна. Это замечательное время года. Весна всегда представляется молодой девушкой, с длинной косой, румяной, в длинном красивом сарафане с цветами. Так как весна – это символ молодости, расцвета. Солнышко пригреет, и всё вокруг оживёт, зазеленеет, расцветёт.

2.Минутка чистописания. Слайд 3.

Минутка чистописания. Откройте тетради и пропишите буквы, которые у вас написаны.

Затем число, классная работа . А на следующей строке слова: весна, вода, ветер.

Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями.

И вот её первый друг:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево.)

Правильно, дерево.

Ребята, обратите внимание, какое дерево у нас сейчас, и потом посмотрим, какое оно станет концу урока.

Представим наше дерево в виде схемы – кластера, который мы будем заполнять во время своей работы.

Но сначала давайте вспомним, что мы знаем о речи, предложении и поиграем

в игру «Закончи предложение»: Слайд 4. (кластер)

Речь – это… - средство общения между людьми

Речь бывает… - устная и письменная

Речь состоит из… - предложений

Предложение содержит… - законченную мысль

Предложение состоит из… - слов

3. Актуализация знаний.

Ребята, встречайте следующих друзей: Слайд 5.

По тонкой нитке ручейка сбежал с пригорка снег,

И на пригорке вдруг цветок раскрылся раньше всех. (Подснежник)

Почему эти цветы так называются? (Это весенний цветок, развивающийся под снегом и расцветающий сразу после его таяния.)

Когда тепла так для цветенья мало, Слайд 6.
Когда снега не полностью сошли,
Пробив заснеженное покрывало,
Подснежники неярко зацвели.

Составьте предложение о подснежнике, используя слова, на экране. Слайд 7.

Расцвёл первый весенний подснежник.

О чем говорится в предложении? (О подснежнике)

Задайте вопрос к слову подснежник. Что обозначает это слово?

Какие слова описывают подснежник?

На какой вопрос отвечают слова первый, весенний? Что обозначают эти слова?

Что мы можем сказать о слове - расцвёл? На какой вопрос отвечает это слово?

Что оно обозначает?

4. Постановка учебной задачи.

На какие три группы можно разделить эти слова?

Значит, о каких словах мы сегодня будем говорить?

Правильно, сегодня мы поговорим о словах, обозначающих предметы, признаки и действия предметов и задумаемся над их ролью в нашей речи.

5. «Открытие» нового знания.

С приходом весны не только цветы распускаются, но и прилетают птицы.

На доске записаны слова, прочитайте их.

Скворцы, грачи, ландыши, одуванчики, тюльпаны, жаворонки. Слайд 8.

На какие группы можно разделить слова?

(Названия птиц: скворцы, грачи, жаворонки.

Названия цветов: ландыши, одуванчики, тюльпаны .)

На какой вопрос отвечают слова в первом столбике? (кто?) Почему?

А в правом столбике? (что?) Почему?

Что они обозначают? (предметы)

Слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? и что? Называют предметы и явления.

Ребята, обратимся к нашему дереву-схеме-кластеру. На нем появилась первая запись - вопросы кто? что? Слайд 9.

А теперь запишем эти слова в два столбика.

Записывают слова:

Кто? Что?

Скворцы ландыши

грачи одуванчики

жаворонки тюльпаны

6. Беседа. Слайд 10.

Ландыши, подснежники, тюльпаны являются первоцветами. Многие первоцветы сегодня стали редкими. Они записаны в Красную книгу. Недаром говорится: “Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”

Так давайте же не будем срывать цветы, ловить бабочек. Пусть они цветут, летают и радуют нас.

7. Физкультминутка. (по тренажёру на потолке)

Весной вместе с цветами просыпаются и бабочки. Сейчас мы проведём физкультминутку «Бабочка».

Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела, и к цветочкам полетела.

8. Продолжение изучения нового материала.

Чтобы подчеркнуть красоту природы, какие слова мы можем использовать в описании?

Для ответа на этот вопрос выполним следующую работу в парах.

Перед вами предложения с текста. Слайд 11.

Вставьте в текст пропущенные слова.

Светит…. солнышко. Журчит … ручеёк. Капает … капель. Появляется …травка.

(яркое, зелёная, говорливый, звонкая )

Какие предложения получились? Слайд 12.

На какие вопросы отвечают слова, вставленные в предложения? Что они обозначают?

Такие слова называют признаки предметов и явлений.

Продолжим заполнять дерево- кластер. Слайд 13.

А сейчас запишите полученные предложения.

Давайте вспомним, как пишутся слова в предложении? (отдельно)

Что ещё необходимо помнить при написании предложения?

Какие слова в наших предложениях остались без внимания?

(светит, журчит, капает, появляется )

На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают?

Эти слова называют действия предметов и явлений.

На нашем дереве появились новые листики-вопросы. Слайд 14.

9.Закрепление изученного.

Работа в тетради с печатной основой. С.5

III. Итог урока.

Ребята, посмотрите на наше дерево-кластер. Как изменилось наше дерево?

Так с какими словами мы познакомились сегодня на уроке?

На какие вопросы отвечают имена существительные? Что они обозначают?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Что они обозначают.

На какие вопросы отвечают глаголы? Что они обозначают?

Урок русского языка в 1 классе.

Тема: Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов (2 урок).

Тема урока: «Слова – названия предметов, признаков предметов,

действий предметов»

Цель: познакомить со словами - названиями предметов, признаков

предметов, действий предметов.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов

обучения:

Цель: познакомить со словами – названиями предметов, признаками предметов, действиями предметов.

Предметные результаты:

1. Познакомиться со словами – названиями предметов, признаков

предметов и действий предметов;

2. Научатся классифицировать и объединять слова в тематические

Личностные результаты:

1. Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, работу других

учащихся;

2. Формирование уважительного отношения к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных

результатов обучения:

Метапредметные результаты:

1. Формирование умения работать с информацией;

2. Вступать в диалоге;

3. Формировать познавательную рефлексию.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов

обучения:

группы.

Оборудование: карточки к игре «Иду в гости», карточки с текстом

УМК «Школа России» учебник по русскому языку В.П. Канакина, В.Г.

Горецкий 1 класс.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Давайте сыграем в игру «Доскажи словечко» и повторим правила поведения

на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай не… (перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку… (поднимать).

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и …..(читать).

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …..(внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не …(перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё ….(понятно).

Если хочешь отвечать
Надо руку ….(поднимать)

2.Осмысление учебной задачи.

На доске картинка Винни -Пуха

вторые - хозяева) Вам нужно будет по моему сигналу – хлопку,

перемещаться от одного хозяина к другому, в гостях вам буту предложены

угощения – задания, которые вы должны будете выполнить. Не забываем как

нужно правильно ходить в гости и принимать гостей.

2. Чистописание.

Пальчиковая гимнастика. Правила посадки. Запись даты.

Чистописание.

Пропишите красиво заглавную и строчную буквы Е е

чистописанию.

Что можете сказать об этой букве? (Гласная, обозначает мягкость согласного, может обозначать два звука)

звука и два звука, когда стоит после гласного, мягкого знака, в начале слова.)

Прочитайте слова на доске: (На доске записаны слова)

Щенок, веселый, птичка, играет, летит, маленькая

Какое слово лишнее? Почему?

В каких словах буква е обозначает мягкость согласного звука? (веселый,

летит, маленькая.)

В каких словах буква е обозначает два звука?(играет)

- Сделаем звуко - буквенный анализ этого слова.(Работа у доски.)

Самоопределение к деятельности

Щенок, веселый, птичка, играет, летит, маленькая.

3. Самоопределение к деятельности.

Посовещайтесь в парах и скажите, на какие три группы можно разделить все

слова?

Что общего у слов щенок и птица? (На какие вопросы они отвечают и что

называют?)

Что общего у слов веселый и маленькая?(На какие вопросы они отвечают и

что называют?)

Что общего у слов играет, летит?(На какие вопросы они отвечают и что

называют?)

НАЗОВИТЕ ТЕМУ УРОКА! (Слова, которые называют предметы, признаки предмета, действие предмета)

признаки предметов, действия предметов.)

Физминутка

Руки ставим все в разлет:

Появился самолет.

Мах крылом туда-сюда,

Делай раз и делай два.

Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз

И на место все садись!

4. Работа по теме.

Откроем учебник на странице 21 и прочитаем вопрос.

Что же могут называть слова?

т.е. правило и на экране. (Урок «Слово» на диске – приложении.)

Давайте приведем примеры своих слов предметов, их признаков и действий

этих предметов.

Молодцы!

Работа по учебнику с. 23 упр.9.

О ком и о чём этот текст? Прочитай слова, называющие действия жар-птицы, а потом слова, называющие действие Ивана-царевича.

Спиши первое предложение.

Вспомним правила написания предложения.

основу. Что мы называем предложением?

с. 23 упр.10. (устно д/з)

Физминутка

Организация работы в группах.

Сейчас мы разделимся на 3 группы (по рядам).

У вас на парте лежит текст. Давайте его прочитаем.

Наступила весна. Солнце ярче светит. Снег начал таять. На реке растаял прозрачный лёд. В лесу слышны голоса птиц. Медведь проснулся после зимней спячки.

Ваша задача:

1 ряд –списать слова – названия предметов;

2 ряд – списать слова – признаки предметов;

3 ряд – списать слова – действия предметов.

- Проверка выполненного задания. (На доске появляются карточки со словами, которые должны были подчеркнуть дети).

Подведение итогов. Рефлексия.

Какая была тема урока?

Что мы узнали?

Ребята, давайте оценим свою работу на уроке. В этом нам помогут цветы.

Оранжевый – я отлично поработал на уроке

Красный – я хорошо поработал,но могу и лучше

Синий – я поработал не плохо, но не в полную силу

Давайте теперь украсим нашу полянку и посмотрим, как мы сегодня поработали.

Ребята, посмотрите, какая красочная поляна у нас получилась!

Спасибо за работу!

Домашняя работа

Спиши текст.

Лес. Тишина. У куста притаилась хитрая лисица. А зацчик забрался в высокую траву. Трусишка!

Задания: выпиши из текста по одному слову

    называющее предмет

    называющее действие

    называющее признак

Дополнительное задание

1 .Найди среди сочетания букв слова

Алмтр пирог рама прмто пим

Апрель весна пртми лист

2 . Подчеркните слова обозначающие живые предметы.

Лиса, окно, море, комар, парта,

3 . Подчеркните слова, которые можно отнести к весне

Ручей, снег, грибы, капель, шуба

4 .Соедини линией слова

Лиса белый

Волк рыжая

Заяц серый

5 .Зачеркни лишнее слово

Дождь, ветер, снег, дерево

6 .Найди действия, которые может совершить кот. Подчеркни их.

Прыгает, говорит, мяукает, пишет

Муниципальное общеобразовательное учреждение Мещерская средняя общеобразовательная школа

Урок русского языка в 1-м классе по теме "Слова, обозначающие действия предмета и отвечающие на вопросы "Что делал? Что делает? Что сделает?"

Разработал учитель

Начальных классов

познакомить учащихся со словами, обозначающими действие предмета и отвечающими на вопросы что делал? что делает? что сделает?;

учить выделять данные слова в речи.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Прозвенел звонок – Начинаем наш урок.

2. Формулирование темы и цели урока

На доске: Ученик Сомов внимательно … задачу. Мальчик … над её вопросом. Коля обязательно … задачу правильно.

Справка: решит, прочитал, думает

Уч-ль. Прочитайте данный на доске текст. Познакомьтесь со справкой. Сформулируйте задание к упражнению.

Уч-к. Надо восстановить текст, пользуясь словами из справки.

Уч-ль. Прочитайте восстановленный текст.

(Ученики выполняют задание, читают полученный текст: Ученик Сомов прочитал задачу. Мальчик думает над её решением. Коля обязательно решит задачу правильно.)

Уч-ль. Определите, что обозначают слова из справки и на какие вопросы они отвечают. Назовите тему сегодняшнего урока.

Уч-к. Находящиеся в справке слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает? Это тема нашего урока. (На доске открывается заранее записанная тема урока.)

Уч-ль. Определим цель урока.

На доске опорная запись:

познакомиться со … , обозначающими … … и отвечающими на …? …? …?;


учиться выделять данные … в … и … речи.

Уч-ки. Цель урока - познакомиться со словами, обозначающими действия предмета и отвечающими на вопросы что делает? что делал? что сделает? и учиться выделять данные слова в устной и письменной речи.

3. Минутка чистописания

Уч-ль. Начнём работу над поставленной целью с минутки чистописания. На минутке чистописания мы составим узор. В него должна войти строчная буква, которая имеется во всех словах из справки и любые элементы букв. Найдите эту букву.

Уч-к. В словах прочитал, думает и решит имеется строчная буква т. Её будем писать в узоре чистописания.

Уч-ль. Вспомним, как правильно пишется строчная буква т.(На доске вывешивается плакат с написанием данной буквы, и учитель обращает внимание на специфику написания параллельности элементов в букве т.) Каждый теперь сам составит свой узор.

Ученики самостоятельно пишут в тетрадях свои узоры, 2-3 ученика затем записывают их на доске. (Например: т / т // т /// т //// … и указывают закономерность записи: строчная буква т чередуется с написанием коротких наклонных линий, количество которых увеличивается на один.)

4. Изучение нового материала

Уч-ль. Ребята, назовите ещё раз слова из справки. (Слова убраны с доски) Дайте характеристику звука, обозначенного буквой, с которой работали в минутке чистописания.

Уч-к. В словах прочитал, думает, решит строчная буква т обозначает согласный глухой парный твёрдый парный звук [т].

Уч-ль. Придумайте и назовите слова по теме урока, чтобы эта буква обозначала мягкий звук в начале слова.

(Ученики называют слова, а учитель записывает на доску предложенные варианты.)

Уч-ль. Задайте вопросы к данным словам.

(Ученики называют вопросы, а учитель вывешивает плакат с вопросами глагола.)

Уч-ль. Скажите, что обозначают данные слова, отвечающие на перечисленные вопросы.

Уч-к. Данные слова обозначают действия предмета.

Учитель. Обобщите, что вы узнали о данных словах.

Ученик. Данные слова обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делал? что делает? что сделает?

Уч-ль. Откроем учебник на странице 72 и прочитаем ПРАВИЛО.

5. Словарная работа

На доске: КЛРИДУСОЩНВАНРТЬ

Уч-ль. А сейчас в данной записи найдите новое словарное слово. Подходит ли оно к теме нашего урока?

Уч-к. В данной записи пропускаем по 2 буквы и получаем слово рисовать. Оно обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?, значит, подходит к теме нашего урока.

и заполняем звуковую схему слова:

DIV_ADBLOCK241">


Уч-ль. Запишите данное предложение, изменив слово, соответствующее по теме урока, на однокоренное, которое отвечает на вопрос что делала?

Ученики пишут предложение: Девочка Марина рисовала красками пейзаж.

6. Физминутка

Уч-ль. Дети, встаньте, выйдите из-за парт. Я буду называть слова, а вы выполняйте действия, которые они обозначают:

шагаем – стоим;

руки поднимаем – опускаем;

приседаем – тянемся вверх;

смеёмся – плачем;

кричим – молчим;

стоим – садимся.

7. Первичное закрепление нового материала

Уч-ль. Какая имеется особенность в словах, используемых на разминке?

Уч-к. Слова обозначают противоположные действия, т. е. являются АНТОНИМАМИ.

Уч-к. Антоним к слову болеть - здравствовать, а к слову спать – бодрствовать. (На доске вывешивается карточка с данными словами:

болеть – здравствовать

спать – бодрствовать)

Уч-ль. Запишите любую пару слов из числа названных.(Ученики выполняют задание.) Скажите, какую пару вы записали.(Отвечают 3-4 ученика.)

Уч-ль. А теперь назовите СИНОНИМЫ, т. е. близкие по смыслу, к тем же словам: болеть, спать.

(Ученики называют, а учитель вывешивает карточку на доску:

болеть - хворать

спать – клевать носом)

Уч-ль. Запишите пару слов, которая имеет переносное значение.

(Ученики выписывают пару: спать – клевать носом.)

Уч-ль. Данное выражение «клевать носом» называют ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ. Это устойчивое выражение с самостоятельным значением. В учебнике на странице 73 найдём упражнение 4.

(Витать в облаках - … .

Держать язык за зубами - … .

Зарубить на носу - … .)

Уч-ль. Прочитаем предложенные фразеологизмы. Подберём близкие к ним по значению слова по теме урока.

Уч-к. Синонимами к данным фразеологизмам будут такие слова:

витать в облаках, т. е. мечтать;

держать язык за зубами – молчать;

зарубить на носу – значит, запомнить.

Уч-ль. Запишите тот фразеологизм, который считаете для себя поучительным.

(Ученики выбирают и записывают, а учитель выясняет, какой фразеологизм записали у 3-4 учеников.)

8. Закрепление нового материала

На доске: Ветер воет.

Гром грохочет.

Птицы примолкли.

Солнце спряталось.

Уч-ль. Прочитайте предложения. Постарайтесь их запомнить. (Ученики выполняют задание.) Напишите предложения по памяти в таком порядке, чтобы получился текст. (Доска закрыта.) Проверим.

Уч-к. Я записал предложения в следующем порядке:

Солнце спряталось. Ветер воет. Гром грохочет. Птицы примолкли.

Уч-ль. Поднимите руку, кто всё написал правильно. Продолжите текст, добавив ещё одно предложение сходной структуры так, чтобы рассказ завершился.

(Например: Началась гроза. 2 ученика зачитывают получившиеся тексты.)

Уч-ль. В полученном тексте найдите слова по теме урока.

Уч-к. В тексте я нашёл слова: воет, грохочет, примолкли, спряталось, началась, которые соответствуют теме нашего урока.

Уч-ль. Докажите, что названные слова действительно соответствуют теме урока.

Уч-к. Данные слова обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делает? – воет, грохочет; что сделали? – примолкли; что сделало? – спряталось; что сделала? – началась.

Уч-ль. Прочитаем ещё раз правило из учебника. (Ученики читают правило.) Расскажите правило. Приведите примеры ещё не звучавшие на уроке. (Отвечают 2 ученика.)

Уч-ль. Найдите в тексте слова, обозначающие действия, с такой же орфограммой, как в слове «прЯмой».

Уч-к. В слове «прЯмой» безударная гласная Я, которую можно проверить словом «прЯмо». Значит, в тексте я должен найти слова, обозначающие действия предметов, в которых имеется проверяемая безударная гласная: грОхочет - грохот, нАчАлась – начало, начали.

9. Итог урока

Уч-ль. Ребята, выполнили ли мы цель, поставленную перед нами в начале урока?(Сравниваем с доской, где закодирована цель опорными словами.)

Уч-ль. Скажите, пожалуйста, чему вы научились на уроке? (Выслушиваются 2-3 ученика.)

если вам было интересно и всё понятно – хлопайте в ладоши;

если у вас возникли проблемы с выполнением заданий на новый материал – присядьте;

если вам было скучно – топайте ногами.

Ученики выражают предложенными действиями своё отношение к уроку и своему труду на нём.

Уч-ль. Спасибо, дети, за урок!