Как поставить звук л от мягкого ль. Занятия с логопедом. Буква "Л". Формирование правильного произношения звуков

Слова со звуком Л.

Звук Л в начале слова.

Ла

Лава, лаванда, лавина, лавка, лавочка, лавр, лавра, лаг, лагман, лагуна, лад, лада, ладан, ладить, ладонь, ладоши, ладушки, ладья, лады, лаз, лазейка, лазить, лазутчик, лай, лайка, лаять, лак, лакать, лакей, лакмус, лаковый, лакомка, лакомство, лакомый, лаконично, лактация, лакуна, лама, лампа, лампада, лампочка, лангет, ландшафт, ландыш, ланита, ладони, ланцет, лань, Лаос, лаосцы, лапа, лапка, лапотник, лапоть, лапочка, лапта, лапушка, лапчатый, лапша, ласа, ласка, ласкать, лассо, ласт, ластик, ласточка, латы, латать, латиница, латка, латник, латук, латунь, латы, латынь, латыши, лафа, лафет, лафит, лацкан, лачуга, ловушка, ловчить, логичный, логопед, логопедия, лодыжка, ложиться, ложок, лоза, локомотив, ломать, ломить, ломота, лопата, лопотун, лопоухий, лопух, лосёнок, лосины, лосиный, лосиха, лоскут, лососина, лосось, лосьон, лосятина, лото, лоток, лоханка, лохматый, лохмотья, лошадка, лощённый, лобзать, лобок, ловелас, ловец, ловить, ловкач.

Ло

Лось, лог, лов, лоск, ловля, ловчий, ловкий, логика, лоджия, лодка, лодочка, лодочник, лодырь, ложа, ложечка, ложный, ложь, локон, локоть, лом, ломанный, ломкий, лоно, лопасть, лопать, лопнуть, лоск, лопаться, лот, лотос, лоцман, лошадь, лоб, лобби, лобзик, лобный, логика.

Лу

Лук, лука, лукавый, луковица, лукошко, луна, лунатик, лунка, лунный, луноход, лунь, лупа, лупить, луч, лучевой, лучина, лучить, лучник, лучок, лучше, лущённый, лущить, луб, лубочный, лубяной, луг, лудить, лужа, лужайка, лужок, луза, лузга, лук, луковый, луговой.

Лы

Лыжи, лыжник, лыко, лысеть, лысина, лысый, лычки.

Звук Л в середине слова.

Ла

Калач, шоколад, голова, мыло, пила, дела, одеяло, закоулок, золовка, золотить, золотко, золотце, зубило, набело, навалом, наволочка, налагать, наладить, наладчик, наловить, наложить, наломать, молодцы, колодцы, целлофан, целовать, целоваться, целостный, салат, салатница, халат, водолаз, молодец, шалость, шоколад, милашка, палата, палатка, палач, водила, возила, ходила, читала, писала, думала, дула, жила, холод.

Ло

Заколоть,залог, змеелов, наколоть, налог, намолоть, филолог, филонить, цитология, чулок, чело, холодный, голодный, колодец, антилопа, баллон, белок, болонка, болото, вилок, Володя, галоп, калоши, колода, колонка, кулон, мелодия, монолог, пилот, поломка, потолок, салон, село, солома, солонка, столовая, талон, уголок, уклон, эталон, эшелон, толочь.

Лу

Голубь, голубика, на полу, золу, золушка, налущить, шалун, белуга, валун, галушка, голубка, желудок, колун, получка, поцелуй, тулуп, голубцы, желудь, палуба, получать, силуэт, шелуха.

Лы

Столы, полы, малыш, голыши, колышется, балы, залы, балык, булыжник, валы, волы, голы, полынь, улыбка, каникулы, каналы, обвалы, пеналы, вилы, вокзалы, бокалы, пилы, пчёлы, силы, шакалы, шпалы, алый, белый, милый, целый, спелый, вялый, веселый, смелый, унылый, ангелы.

Обратные слоги в середине слова (в стечении согласных)

Чёлка, булка, вилка, палка, балкон, волк, полк, галстук, иголка, вешалка, белка, колдун, выделка, наболтать, наколдовать, наколка, кофемолка, толпа, толчея, толщина, толща, толкать, толкач, толкотня, толпа, толстеть, холм, холст, лгать, задолго, задолжать, зажигалка, заколка, налгать, футболка, шалфей, дышло, пошлый, ушлый, скалка, русалка, свалка, колба, колкий, молния, молча, полка, полный, полдень, полночь, втулка, гулкий, прогулка, шкатулка, бутылка, мылся, посылка, ссылка, смеялся, метелка, пчелка, побелка, поделка, сиделка.

Алмаз, алфавит, маршал, халва, салфетка, чалма, болван, волна, волнение, волшебник, долгота, иволга, колбаса, колпак, колдун, колчан, куколка, молва, молчать, ползунки, полковник, солдат, султан, желток, челнок.

Звук Л в стечении согласных.

Бланк,благополучие,благо,блуза, блуд, блуждает, вобла, облава, облако, область, областной, обломок, блажь, шаблон, заблудиться, заблуждение, блок, блокнот, блондин, блоха, блошка, каблук, табло.

Власть, властный, влага, Влас, Влад, владыка, вложить, владение, владелец, в луже, в ложке, в лоб, в луке, влачить, влажность.

Глаша, глаза, главный, глава, гладкий, глад, глазунья, глас, глазурь, глазной, глазница, гласность, глашатай, глазеть, гланды, гласный, гладить, Гладков, глобус, глушь, глупый, глупец, глухо, глухой, глушит, глубоко, глубина, глыба, заглотить, заглохнуть, иглы, углы, угловатый.

Злак, златой, зло, злоба, злой, злыдень, злобный, злак, злато, златоуст, злачный, злободневный, зловонный, злопамятный, злость, злодеяние, злосчастный, назло, козлы, изложение, разлом, узлы, жезлы.

Клава, класс, кладка, клад, кладовка, класть, накладка, накладно, накладной, накладная, наклонение, наклонить, цикламен, клоун, наклон, циклон, циклоп, клавесин, клавиша, кладезь, клаксон, клан, кланяться, клапан, класс, классный, клацать, клоп, клок, клонить, клочок, клуб, клубень, клубить, клубника, клубок, клумба, клуша, клык, баклан, баклажан, баклуши, доклад, свекла, склад, укладка.

Младенец, младший, младость.

Плакат, пламя, планета, плач, поплавок, сплав, заплата, плавно, плакса, плагиат, пластика, заплыв, плыть, плохо, плот, плошка, плод, плотно, плоть, оплот, сплошь, оплошность, тепло, плут, плуг, плоды, наплавать, наплакать, плов, пловец, пломба, плоский, плоскость, плотина, плотник, плотный, плоть, плошка, площадка, площадь, дупло, плуг, плут, плутоний, плавание, плавать, плавиться, плавка, плавки, плавный, плазма, плакать, плакучий, плашмя, пламенный, планета, план, планшет, пласт, пластинка, пластмасса, пластун, пластырь, плат, плата, платёж, платина, платить, платный, платок, платформа, платье, плафон, плаха, плац, плач, плащ, пломбир, плотва, плачет.

Слава, сладкий, слабый, славный, слово, сословие, сломан, слон, слог, слой, слойка, сложный, сложить, служу, слухи, служба, слышал, слышит, весло, слушает, слазить, прослыть, заслонка, ремесло, слуга, случай, заслуга, ослы, ослышаться, ослушаться, послы, мослы, выслать, число.

Флаг, флокс, флакон, флагман, фланг, флот, фломастер, флотилия, флора, флорин, флагшток, флажок, фламинго, фланель.

Шла, шланг, шлак, шашлык, вышла, подошла, аншлаг, дуршлаг.

Повидло, подлый, заядлый, предлог, подлог, подломиться.

Шотландцы, биатлон, котлы, метла, ветла, утлый.

Хлоп, хлопать, похлопать, хлопотать, хлопоты, хлопец, хохлы, хохлатка, хохлатый, хохлома, хлопок, нахлынуть, прохлада, хлопья, хлыст, хлыщ.

Звук Л в конце слова.

Зал, дал, бал, бокал, богомол, вокзал, вокал, ствол, дятел, завал, футбол, финал, цикл, шомпол, нахал, щегол, идеал, кинжал, канал, капитал, металл, накал, овал, опал, оскал, пенал, гол, стол, мал, мял, дол, кол, камзол, подвал, укол, холл, хохол, чехол, аул, баул, есаул, мул, стул, отгул, тыл, выл, козёл, котёл, осёл, новосел, мел, удел, ангел, буйвол, пепел, мускул, сокол, титул, факел.

Копал, читал, чихал, спал, вставал, колол, шил, пил, писал, плясал, дышал, ел, кушал, одевал, снимал, потел, мыл, писал, уставал, ходил, пошёл, готовил, катил, ушёл, чихнул, зевнул, писал, чавкал, цвёл, сажал, встал, шил, бил, дал, выл, мёл, покупал, одевал, кусал, откусил, зашёл, вышел, мыл, заводил, шагал, ждал, считал, жевал, ныл, завязывал, взял, блеял, скучал, стучал, чинил, снимал, уснул, чистил, забил, катал, поймал, набил, запил, устал, набил, запил, коптил, учил, штопал, завязал, чесал, поднимал, штопал, завязал, поднимал, бегал, сбил, метал, забивал, отпускал, отвечал, напихал, пал, упал, сеял, веял, таял.

Словосочетания и фразы со звуком Л.

Белый ландыш, белый голубь, лавина скатилась, Володя молод, гладкая лавочка, ловкая лайка, футболка из лавсана, холодный лоб, ласковые ладошки, половник сломан, Лайка лает, милая улыбка, белая ладья, смелый малыш, голубая лагуна, годовалый малыш, ловкий лазутчик, теплый халат, упал пенал, Алла лакомка, сел за стол, долбил ёлку, плот плывёт, лампа Алладина, плывёт по волнам, плывут облака, жёлтый лакмус, пошёл ловить, таял от тепла, ловил лосося, лапка белки, лечила куклу, умел плавать, ласкал малыша, плавает плохо, клубок ниток, взял латы, в углу стул, латал латы, искала булавку, латы из латуни, выползают из-под лавки, не жалела мыла, волк в ловушке, молока не хотел, плоский лопух, взяла лопатку, славный пловец, лося напоил, пловец у плотины, пригладил волосы, лохматый лось, лаяла лайка, лошадь галопом, повязал галстук, лодочка плыла, полаял и замолк, белый лотос, у лося лосёнок, увидел белку, малыш плакал, положил пенал, на клумбе флоксы, наладил велосипед, у Золушки полотенце, выгладил полотенце, толкнул локтём, платки и полотенца, плыла глыба, нашёл и положил, флаг флотилии, расчёсывала волосы, властный владыка, копал клумбу лопатой, Володя в футболке, наловил плотвы, ловкий шалун, плакал сначала, Слава плакса, надел пилотку, у лучника лук, плохо плавала, ломкий волос, сделал плов, в глубоком колодце, лассо на лошадь, тяжёлое одеяло, влажная ладонь, послышался голос, хлопать в ладоши, яблочное повидло, солдаты на плацу, сила голоса, золотой клад, зал с колоннами, колкая иголочка, ложка из олова, подмёл полы, сложная головоломка, поливал гладиолусы, начало дела, Глашка милашка, милый малыш, гладила блузу, обложка блокнота, голубая блуза, спелое сладкое яблоко, белая блуза, взошла луна, локомотив уехал, голубоглазая Клава, ложка в плошке, с голубыми волосами, злой Влас, утлая лодочка, велосипед сломан, тёплое одеяло, луч солнца, лузгал на пол, платье с воланами, Лунтик с Луны, лыжная палка, лысый лоцман, поймал галку, ласточка села, поехал на вокзал, стучал молотом, молотком забивал, малыш спал, ковал латы, бил баклуши, получилось славно, галка из пластилина, поделка из плохого материала, побелка сошла, на голове платок, проявил смекалку, ложится на лавку, скалочку под лавочку, сложила лото, сломанный лобзик, младше Аллы, лоскуток лавсана, подковал блоху, закопал клад, поймал блоху, белый пенопласт, флот уплыл, побывал в Лапландии, лапоть из лыка, победил словом, кислый лук, наклонить плафон, белое платье, позволял ломать, голубое платье, слон слышит, главный кукловод, клоун наклонился, шелковистый хлопок, клоун хлопал, плотный целлофан, плыть к плоту, попал в лоб, нейлоновый плащ, лоск лучший, светлые волосы, логопед слушал.

Ёлка, ёлочка колкая иголочка.

Мила надела халат.

Лампа упала на пол.

На лавке лампа Алладина.

Мила ела салат.

Слава надел лапти.

Володя стал пилотом.

Михаил сел за стол.

Лось попал в ловушку.

Мила отодвинула стул от стола.

Волк долго выл на луну.

Пилот надел пилотку.

У Ланы на голове платок.

Малыш играл в лото.

У Володи было лото.

Милашка шла с шоколадкой.

Мила пила холодное молоко.

У плотника в ладонях лобзик.

Алла мылась мылом.

С яблони упало спелое яблоко.

Михаил поставил ландыши в бокал.

Около болота плавала лодка.

Володя стал пилотом.

Глаша полола лук.

Дятел долбил ствол ёлки.

Володя наполнил бокал сладким соком.

Михаил сел за стол.

Клава надела белое платье и накинула голубой платок.

Пламя охватило весь плот.

Мила плохо плавала.

Плот плывёт по волнам.

Молодец копал колодец.

Володя сделал лошадь из пластилина.

Малышка, не надо плакать.

Алла положила пластилин на ладонь.

У Милы новый блокнот в голубой обложке.

Лайка лаяла на лазутчика.

На пол упал клубок ниток.

Лошадка поскакала на луг.

Клава искала булавку.

Луша взяла лопатку.

Володя пригладил волосы.

Лаяла лохматая лайка.

Дядя Нил повязал галстук и вышел.

Павел пригладил волосы.

Михаил на ёлке увидел белку.

Володя забыл, куда положил пенал.

Слава выгладил платки и полотенце.

Дядя Лука копал клумбу лопатой.
Володя и Слава плывут на лодке.
Клава мыла ладони мылом.
Собака унесла в чулан куклу.
Володя поехал на велосипеде.
Михаил изучал глобус.
Павел ловил голубя.

У Мальвины голубые волосы.

Белая акула испугала аквалангиста.
Пчела упала в яблочное повидло.
Дядя Михаил коня напоил.
Брат уехал на футбол.
Вова поставил бутылку на полку.
Папа поставил елку, а мама повесила на нее золотые шишки.
Стул упал на пол, и я испугался.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Отец поехал на вокзал.
Около дома лаял пес.
По волнам плыл плот.
Котенок лакал молоко.
Нил получил письмо от Михаила.
Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.
Солдат доложил, что выполнил задание.
Петя сломал, а потом наладил велосипед.
Володя забыл, куда положил пенал.
Кол около стола, стол около кола.
Вот веселый колобок покатился, как клубок.

Стихи со звуком Л.

лы-лы-лы, лы-лы-лы

забивали мы голы,

лу-лу-лу, лу-лу-лу

возле окон на полу,

ла-ла-ла, ла-ла-ла

не заметили стекла.

лу-лу-лу, лу-лу-лу

мы не били по стеклу,

ла-ла-ла, ла-ла-ла

только нет в окне стекла.

По глади оконной стекла

Тяжёлая капля стекла.

Капля упала на синий цветок

И открыла один лепесток.

И. Беляков.

Белым-бело! Белым-бело!

Всю землю снегом замело!

Нарядным стало всё село

Белым-бело, белым-бело!

В. Лифшиц

* * *

Убежало, убежало,

убежало молоко.

я с трудом его поймала,

Быть хозяйкой нелегко!

Р. Фархади.

* * *

Посадил дед лук,

отрастил лук чуб.

Увидал лук внук,

оборвал луку чуб.

Удивительная штука:

слёзы капают - у внука!

* * *

Вот иголки и булавки

выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

молока они хотят.

Белый цвет

Белый снег, белый мел.

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

И. Токмакова.

***

Мама песню напевала,

Одевала дочку.

Одевала - надевала

Белую сорочку.

Белая сорочка-

Тоненькая строчка.

Мама песенку тянула,

Обувала дочку.

По резинке пристегнула

К каждому чулочку.

Светлые чулочки

На ногах у дочки.

Мама песенку допела,

Мама девочку одела:

Платье красное в горошках,

Туфли новые на ножках…

Вот как мама угодила-

В садик дочку нарядила!

Вот какая мама-

Золотая прямо!

* * *

Всё бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все на лыжи и коньки!

Картинка в букваре

Мама купала в лохани малышку,

Мылом, мочалкой мыла голышку.

Около мамы Мила стояла,

Тёплой водой малыша обливала.

Аллочка ласково вытрет младенца

Тёплым, лохматым, большим полотенцем.

И. Лопухина.

Помощница

Мила маме, как могла,

Хоть мала, а помогла.

Долго дела не искала:

Полотенце полоскала,

Вилки вымыла и ложки,

Молоком поила кошку,

Пол метёлкой подмела

От угла и до угла…

Отдохнуть она хотела-

Не могла сидеть без дела:

Лоскуты нашла на полке,

И булавки, и иголки,

И для куклы Мила стала

Платье шить и одеяло.

Хлопотунью эту Милу

Мама еле уложила.

Мила с куклой спать легла.

Всё успела, всё смогла! И. Лопухина.

* * *

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

Плачет серый воробей;

«Выйди, солнышко, скорей,

Нам без солнышка обидно,

В поле зернышка не видно».

К. Чуковский.

Помощница

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел-

Брату утром помогала:

Он с утра конфету ел,

Обещала вымыть ложки,

Пролила столярный клей,

Отворила двери кошке,

Помогла мяукать ей.

Вот у Тани сколько дела!

Таня ела, чай пила,

Села с мамой, посидела,

Встала – к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

«Вы меня разденьте сами,

я устала, не могу, я вам завтра помогу».

А. Барто.

Куколка

Мила куколку купила,

Целый день ее носила.

Мила куклу одевала,

Целовала, миловала.

Имя куколке дала –

Куклу Галочкой звала.

Мила куколку качала.

Славно – славно напевала:

Гала – Гала – Галочка,

Вот тебе скакалочка,

Вот тебе шкатулочка,

Шоколад и булочка.

Мышка

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но всё мышке было мало.

Мышка

Мышка мылом мыла носик,

Мыла спинку, мыла хвостик.

Мыла так, что стала белой,

И от счастья мыло съела.

Папа с работы пришел.

Маме ты помогал?

Помогал!

Ты с собакой гулял?

Гулял!

Ты котёнка поил?

Поил.

Ты посуду помыл?

Помыл.

Ну, а сам-то гулял?

Гулял.

И, конечно, в футбол гонял?

Угадал! Я играл в футбол.

Так хотелось забить мне гол!

Сильно мячик ногой поддал –

И в окно к нам мячом попал.

Как мне маме об этом сказать?

Как осколки стекла показать?

Не горюй, сынок, не грусти,

Скажем маме - она простит.

Вместе целое вставим стекло.

Дома будет всегда тепло!

И. Лопухина.

Забыл

Жил-был Забыл.

Где жил?

Забыл.

Где был?

Забыл.

Что ел?

Забыл.

Что пил?

Забыл.

В. Луговой

Пугало

Прыгало,

прыгало

пугало,

пугало

на одной ножке

в лес по дорожке,

Не доскакало -

ворон увидало,

Испугалось, растерялось,

да так стоять и осталось.

Н. Сидельников

Пчела

Где ты была?

Тут и там.

Где летала?

По цветам.

Что домой ты принесла?

Мёд,- ответила пчела.

Г. Сапгир.

Колокольчик

Колокольчик голубой

поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы

очень вежливы. А ты?

Е. Серова

Обменяла куклу

Куклу Милу Лида мыла,

с куклы грязи не отмыла.

Но от мыла кукла Мила

полиняла, как могла.

От обиды куклу Лида

обменяла на осла.

Н. Кончаловская

Белые лебеди

Белые лебеди

в небе живут,

по небу лебеди

плавно плывут.

Белые перышки

вьются слегка.

Здравствуйте, лебеди

ОБЛАКА.

Л. Кудрявская.

Козёл-мукомол,

кому муку молол,

а кому не молол.

От того, кому молол,

получал ватрушки.

От того, кому не молол,

получал по макушке.

Н. Кончаловская

Павка на лавке

плетёт лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

а годятся лапти

на лапки кошке.

Н. Кончаловская.

Облако

Ах, какое облако,

облако глубокое,

облако далёкое

Прямо надо мной.

Ах, какое облако,

Облако высокое,

облако далёкое,

не достать рукой.

Проплывёт и скроется

в поле за околицей,

в озере умоется

свежею водой.

В. Степанов.

Хлопушка

Хорёк ходил на ёлку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.

Г. Сапгир

Лошадь

А я в деревне летом был,

Я лошадь серую кормил. (белую).

Она сухарь жевала

И головой кивала.

И. Токмакова.

Молоко

Убежало молоко, убежало далеко!

Вниз по улице скатилось,

Вдоль по улице пустилось,

Через площадь потекло,

Постового обошло,

Вдоль по улице летело,

Вверх по лестнице пыхтело,

И в кастрюлю заползло,

Отдуваясь тяжело.

М. Бородицкая.

Скакалка

Лежала скакалка,

Хозяйку ждала, –

А девочка Алка

Какао пила.

Скакалка терпела,

Скакалка ждала,

Скучала скакалка,

Хозяйку звала.

Гулять без хозяйки

Скакалка ушла.

Л. Мезинов.

Метла

Николай вспугнул пчелу,

Побежал по саду.

Наступил он на метлу,

Врезался в ограду.

Звонко хлопнула метла,

Да с такою силой,

Что уж лучше бы пчела

Колю укусила.

О. Григорьев.

Все ослы всегда упрямы,

Все не слушаются мамы.

Не хватает в мире слов

Уговаривать ослов.

Мама Милу с мылом мыла.

В глаз попало Миле мыло.

Мама Миле говорила:

Не сердись, дочурка Мила!

Не сержусь,- сказала Мила.

Я выплакиваю мыло.

И. Демьянов

Зря ласка ЛАСКОЙ названа:

совсем не ласкова она.

У ласки злые глазки.

Не жди от ласки ласки!

А. Шибаев

Рассказы, тексты со звуком Л.

Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется. Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним. В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях. Затем ребенок сам составляет рассказ.)

Лампа.

Мама купила (лампу) .

Мила плохо поставила... на стол.

Поэтому... упала со стола.

Лось.

На лесной лужайке Алла увидела (лося) .

Этот (лось) пил воду.

Алла хотела погладить (лось) .

(Лось) ушёл в глубь леса.

Дятел.

На ёлке сидел (дятел) и долбил её.

Володя увидел (дятла) и хотел его поймать.

Но (дятел) улетел.

Рассказы-задачи.

Три бельчонка маму-белку

ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

девять шишек принесла.

Разделила на троих.

Сколько каждому из них?

Рассказы с вопросами.

1. Папа и Володя поплыли на лодке ловить плотву.

Кто...? Что сделали...? Зачем...?

На небе виднелась луна.

Что...?

Долго они плыли по воде.

Как...?

Около омута стали ловить.

Где...? Что стали...

Плотвы наловили много.

Чего...?

2. Ладина мама устала и заснула.

Чья...? Что сделала...?

Лада тихо встала, надела платье и тапки и умылась.

Кто...? Что сделала...? Что...?

Она попила молоко с булкой.

Что сделала...? Чего...? С чем...?

Лада стала катать куклу в коляске.

Кто...? Что стала...? Кого...? В чём...?

«Пока мама спит, я всё сделаю,- думает Лада, - я ведь большая.

Кто думает...? О чём думает...?

3. Папа купил Володе набор пилок.

Кто...? Кому...? Что...?

Стал Володя пилить, но у него ничего не получилось.

Кто...? Что стал делать?

Папа долго учил Володю и научил пилить всякими пилками.

Кого...? Что сделал...? Чем...?

Больше всего Володе понравилось выпиливать лобзиком.

Кому...? Что делать...? Чем...?

4. Клаве купили куклу.

Что сделали...? Кому...?Кого...?

Кукла была вся в белом: белое платье, белые туфли и белая панамка.

Кто...? Как одета...?

Клава дала кукле имя Белла.

Кто...? Что сделала...? Какое имя...?

Она полюбила Беллу.

Кого...?

Катала её, баюкала, одевала и пеленала.

Как играла...?

Белла как-то упала.

Кто...? Что случилось...?

Клава долго мыла ей лицо, волосы.

Кто...? Что делала...?

5. Володе папа купил книгу о птицах.

Кому...? Что cделал...?

Из неё Володя узнал много нового.

Кто...? Что сделал...?

Где зимуют ласточки.

Кто...? Что делают...?

Как дятел долбит клювом кору, а языком вытаскивает насекомых.

Кто...? Чем...? Что…? Что делает...? Кого...?

Как мухоловки ловят мух на лету в воздухе.

Кто...? Что делают...? Как...?

Была в лесу белка.

Была в лесу белка, и был у белки дом. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Слава взяли её к себе. И белка жила у них в клетке.

По Л Н. Толстому

Что случилось с волком.

Блуждал по лесу голодный волк. И увидел он на колючей ёлочке пушистую белку. «Вот я её съем,- подумал волк и говорит белке: «Слезай, белочка, вниз, иди сюда. Мы с тобой покатаемся на лыжах. Улыбнулась белочка: «Не могу я пойти с тобой: у меня лыж нет. Ты лучше покатайся с лисой». Только она это сказала, из-за другой елки выбежала лиса. Волк пригласил и лису на лыжную прогулку. «Ладно,- ответила ему лиса, - только вот сбегаю за своими лыжами». Мелькнула она и пропала в лесу. Только её и видели. Побежал волк за ней, да провалился в берлогу, где спал медведь.

Как ты думаешь, что стало со злым волком?

Кому пол мести.

Володя и Светлана играли в молчанку. Кто до обеда скажет хоть слово или сойдёт с места, тому пол в кухне мести. Вот сидят они в углу и молчат. Володя молчит, и Светлана молчит. Володю папа окликнул «Володя, где ты? Иди, на велосипеде покатаю». А мальчик не откликается. Сидит в углу и молчит. Тут мама Светлану позвала: «Светланка, возьми яблоко, сладкое-сладкое! Только сейчас купила». А Света ни гу-гу! Сидит и молчит. Молчат они, молчат, пока Володе чихнуть не захотелось. Повёл он носом, да как на всю комнату чихнёт: «Апчхи!»

Ага, Вовка, ты «апчхи» сказал. Тебе пол мести.

Ну да,- ответил Володя,- «апчхи» - это не слово. Это ты первая заговорила.

Подумала Светлана полминуты и взяла веник.

Ладно,- сказала она Володе.- Хоть «апчхи» - это слово, но ведь мама устала. Надо ей помочь.- И начала пол мести.

А Володе стал стыдно, и он побежал за совком.

Чего недоставало белке.

Поймал охотник белку и посадил в клетку, Весь год жила она в неволе и уже не надеялась вернуться в родной лес. Но случилось, что охотник однажды забыл закрыть клетку. Прыгнула белка на диван, с дивана на подоконник, с подоконника в сад, а там с ветки на ветку и оказалась в лесу. Бельчата её спросили, как ей жилось у охотника.

Хозяин меня любил, холил. А спала я клетке на атласной подушечке.

Зачем же ты тогда убежала?

Но тут налетел ветер, зашумела листва, и никто не услышал, что сказала белочка. А как, по-вашему, что она сказала?

Составление рассказа по теме.

1.Один раз Володя и Влас увидели около дома галку с подбитым крылом. Она не могла летать, и мальчики взяли её домой.

Расскажите о том, что они сделали потом, как галка подружилась с мальчиком? Как жила в их доме? Что с ней произошло?

2.Вылечив галку, Володя решил стать доктором Айболитом.

Расскажите, как маленький доктор лечил галку, волка, слона, голубя, кролика.

3. Славе Голубеву 8 лет. Он очень любил играть в футбол. Однажды на школьной площадке должны были играть команды двух пятых классов. Но в одной не хватало нападающего.

А ну, футболист, иди к нам,- позвал Славу капитан этой команды. И маленький футболист вышел на поле.

Расскажите о том, как проходила эта игра, как играл Слава? Как ему удалось забить два гола? Кто победил в этой игре?

Умка
Сенсорный планшет "Букварь Жуковой" - новая развивающая игрушка для детей, которая подготовит ребёнка к чтению. Планшет обучает азбуке, звукам и слогам. Если малыш устанет, он сможет прослушать весёлую песенку. Обучающая программа составлена по методике логопеда с многолетним стажем работы М.А, Жуковой и одобрена дошкольными педагогами. В игрушку заложена только полезная для малышей информация, обучение будет проходить поэтапно. Сначала ребёнок выучит буквы, научится искать буквы по звукам, а потом освоит слога. Планшет имеет простое управление и приятные на ощупь клавиши. Дизайн игрушки полностью повторяет современные планшеты: тонкий корпус, кнопка включение/выключение, иконки на экране. Это наверняка понравится продвинутым деткам. Есть функция регулирования громкости. Развивает память, логику, внимание, зрение, слух, осязание, мелкую моторику рук. Рекомендовано детям от 1 года. Работает с помощью 3 батареек типа АА (входят в комплект).

Неправильное произношение звуков “л” и “р” режет слух и взрослым, и детям. Своевременная логопедическая коррекция - исправление произношения в лёгкой игровой форме, пока у ребёнка не снизилась самооценка из-за насмешек детей. Постановка звука “л” происходит легко и быстро при условии, что проблема выявлена своевременно и родители понимают, насколько важна правильная артикуляция звука “л” и для формирования речи, и для уверенности малыша.

Варианты неправильного произношения звука

Есть несколько версий того, как искажается буква “л” при говорении:

  • вместо согласной буквы “л” выговаривается гласная: «ыожка» – «ложка», «ыпша» – «лапша»;
  • заменяют «л» на «ува»: «хотеува» – «хотела», «еува» – «ела»;
  • меняют на «р»: «рапша» – «лапша», «рокоть» – «локоть»;
  • вместо “л” на быстром выдохе с надуванием щёк слышится «ф», с выходом через нос – «н».

Ребёнок не выговаривает этот звук по разным причинам. И по манере произношения можно понять, в чём причина того, почему ему трудно говорить «л», не получается произносить букву.

Причины нарушения произношения звука л

Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:

  • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
  • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
  • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык - получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;

В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно - не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:

  • образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
  • кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
  • середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.

Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при , связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика - это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ - это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап - автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

  • звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;

  • звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

  • звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;

  • в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед - Мы сломали велосипед - Она сломала велосипед”.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

Игры на закрепление произношения

Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:

  • «Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.

  • «Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет - она его съедает.

  • «Предметные картинки»: готовят картинки со словами с л и предлагают малышу назвать изображение, а затем найти необходимый предмет. Например: покажи стул, покажи яблоко.

Структура индивидуального логопедического занятия

Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений - залог быстрого освоения звука Л. Важное условие - чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:

  1. Гимнастика для артикуляционного аппарата - не больше 7 минут.
  2. Постановка звука и автоматизация - 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
  3. Фонематическая работа по закреплению - 10 минут.

С малышами 4-5 лет нужно заниматься до 20 минут ежедневно. С детьми постарше - полчаса.

Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие - хотеть заниматься дольше. Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой.

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Л] И [Л"]

Недостатки артикуляции звука Л (твердого и мягкого) называются ламбдацизмом.

Различают две основные группы неправильного артикулирования этих звуков: ламбдацизм и параламбдацизм.

Ламбдацизм:

    Полусмягченное [Л], передняя часть языка приподнята, корень опущен.

    Полное отсутствие звука [Л] твердого (ампа — лампа, обака — облака).

    Межзубное произношение — кончик языка высовывается между зубами.

    Губно-губное — отсутствие смычки языка с зубами.

    Носовое — мягкое нёбо опущено, корень языка поднимается.

    Губно-губное [Л].

К параламбдацизму относятся все замещения твердого и мягкого звука [Л] другими зву-ками: в, у, р, д, ы.

Звук [Л"] мягкий, как правило, не имеет неправильного артикуляторного уклада, но часто замещается звуком (йот). В онтогенезе речи мягкий [Л"] усваивается ребёнком одним из первых согласных.

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [Л] И [Л"]

Мягкий звук [Л"] ставится легко, если ребёнок имеет возможность поднять передний край языка к верхним альвеолам. Достаточно перед зеркалом предложить ему широко раскрыть рот, поднять язык вверх и потанцевать язычком «на бугорках» за верхними зубками, напевая песенку ля-ля-ля. Танцуем и поём (язычок прыгает и поёт) ля-ля-ля.

Твердый звук [Л] можно ставить одним из следующих приёмов:

  1. Пожевать кончик языка передними зубами. Язык свободно лежит между зубами, кончик его хорошо виден, но губы его не касаются! Не убирая язык за зубы, «жевать» его кончик передними зубами, широко раскрывая рот и одновременно произносить: низким голосом ааааа (нараспев), слышится ла-ла-ла.
  2. Легко удерживая кончик языка между зубами, предложить ребёнку «посердиться на язычок» и «погудеть» — Ы (длительно), затем «уметь по команде» быстро убрать («выдер-нуть») кончик языка «назад».
  3. Упражнение: скажи А; легко прикуси кончик языка и погуди, посердись: Ы (длительно); быстро убери «назад». Послушай, что получилось: АЛ, АЛ, АЛ.
  4. Затем закрепить полученный звук в обратных слогах: ал, ол, ул, ыл.
  5. Во время произнесения звука (длительно) У-У-У предложить просунуть язык между губами и получить двугубное [Л], которое своевременно надо перевести в зазубное положение, иначе дефект закрепится.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука [Л].

  • Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным;
  • Губы открыты;
  • Зубы разомкнуты;
  • Воздух выдыхается умеренной струёй;
  • На ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • Голосовой моторчик работает.

Подготовительные упражнения для звука [Л] :

Упражнения для губ и челюстей. Открыть широко рот, как при произнесении звука «А». Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.

Упражнение для языка.

1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка» («ковшик»).

Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.

2) «Болтушка». Напряжённым загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.

3) Как в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука [Л].

4) Произнесение длительного звука [Л].

Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук [Л]. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.

Инструкция

При произнесении звука "л" в вышеперечисленных словах зажимайте язык кончиками верхних и нижних резцов, как будто прикусывая его. Таким образом вы зафиксируете язык и приучите его к правильному положению.

Повторяйте медленно и отчетливо следующие скороговорки:

- "Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет";

- "Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали";

- "Полосатые матрасы полоскала дочка Власа, полоскала-полоскала, полосатой речка стала".

Возьмите кусочек текста из любого классического произведения. Читайте с выражением, обращая внимание на правильное произношение звука "л". Пусть поначалу это будет слегка утрированно, но со временем язык хорошо запомнит свое место, и вы будете говорить правильно.

Полезный совет

Все упражнения лучше выполнять перед зеркалом. Так вы сможете визуально себя контролировать.

Период, в который дети учатся говорить, очень важен как для них самих, так и для родителей, от которых во многом зависит, насколько правильно ребенок будет выговаривать буквы и звуки. Нередко с некоторыми буквами у детей возникают проблемы – например, многие малыши не выговаривают букву Р, а также испытывают трудности с свистящими и шипящими буквами. Вы можете помочь ребенку в понимании правильного произношения трудных букв.

Инструкция

Для выполнения артикуляционной гимнастики посадите ребенка поудобнее перед зеркалом и сядьте рядом, так, чтобы тоже отражаться в нем.

Ребенок должен повторить движение и удерживать кончик языка на зубах в течение 10-15 секунд. После этого он может отдохнуть, а затем выполнить упражнение еще 2-3 раза. С помощью этого упражнения ребенок растягивает подъязычную связку, что помогает в произношении трудных звуков.

Исправить произношение буквы Р поможет упражнение, во время которого ребенок должен широко открыть рот и с силой стукать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами. Одновременно с ударами языком попросите ребенка произносить звук Д.

Ребенок должен повторять движение со звуком «д-д-д» 20 секунд, а затем он может отдохнуть. Это упражнение готовит ребенка к произношению буквы Р – поэтому предложите после него ребенку порычать и изобразить льва или собаку, сказав «рррр».

Через некоторое время вы заметите улучшения в произношении ребенка.

Обратите внимание

Научиться произносить определенные буквы детям бывает очень трудно. К таким буквам чаще всего относятся Р, Л и Ш. Буква Р по праву считается самой сложной, и в некоторых случаях дети могут учиться выговаривать ее вплоть до 5 лет. Если вы не видите никаких улучшений в речи вашего малыша, пора подумать, как научить ребенка букве Р.

Полезный совет

Если вы старательно занимались с ребенком, но попытки научить его выговаривать букву Р так и не достигли нужного эффекта, то обязательно обратитесь за консультацией к логопеду. Во-первых, специалист сможет точно выявить причину, из-за которой у ребенка не получается этот звук произнести. Маленькие дети произносят букву Р разными методами.

Связанная статья

Источники:

  • учимся выговаривать буквы

Многие родители сталкиваются с проблемой произношения некоторых звуков у своих детей. Логопедами разработано множество специальных упражнений, позволяющих помочь ребенку легко освоить тот или иной звук, вызывающий у него затруднение.

Инструкция

Начинайте с разминки для губ и языка. Ребенок должен научиться управлять своим артикуляционным аппаратом, чтобы выговаривать все . Для подготовки к произнесению звука "ж" сделайте следующие упражнения:
1) распластать язык, положив его на нижнюю губу и слегка высунув (язычок отдыхает, похож на блинчик)
2) Распластать язык не на губе, а на нижних и покусать передний и боковые края языка
3) Представить, что на верхней губе - варенье, и надо его слизнуть движением языка сверху внутрь, к себе.
4) Делать из языка "чашечку" или "ковшик".
5) Направлять струю воздуха на какой-то предмет (ватный шарик или кусочек бумажки) так, чтобы он двигался.

После этого предложите ребенку подуть, удерживая язык в форме "чашечки" - так вы сможете вызвать звук "ш", а звук "ж" произносится так же, но с участием голоса.

Произнесите с ребенком различные слоги: ЖА, ЖЖИ, ЖО, ЖУ, ЖДА, ЖНА, ЖГУ. Затем (лучше использовать при этом соответствующие игрушки или картинки) произнесите различные слова, имеющие звук "ж": жаба, лыжи, желудь, жук.

Разучите с ребенком различные стишки для отработки звука "ж", например:Жук, увидев журавля,
Зажужжал: "Куда же я?
Я, пожалуй, погожу,
Под журналом полежу!"- Пожалйуста, можно пирожное?
- Пожалуйста, можно мороженое?
- А вы что желаете?
- Мне пирожок,
Желе, буженину и с джемом рожок!

Чтобы различать звуки "ж" и "з", произнесите следующие двустишия:Я ушла из ЗАЛА,
Туфелька мне ЖАЛА!За столом нельзя ЗЕВАТЬ -
Будет некогда ЖЕВАТЬ!

Чтобы различать звуки "ж" и "ш", ребенок должен освоить, например, такие стишки:Среди картонных КРЫШЕК
Сидел котенок РЫЖИК.Вот от часиков ПРУЖИНКА,
Легонькая, как ПУШИНКА.Сшили ежику штанишки,
Шьем жилетку для зайчишки,
Медвежатам шьем пижаму.
Может, сшить жакет для мамы?

Полезный совет

Отрабатывая с ребенком какой-то один звук, не обращайте пока внимания на произношение остальных звуков, сконцентрируйте внимание ребенка на одном.

Источники:

  • "Буду чисто говорить ", И. Ю. Синицина, 2008
  • как научить детей выговаривать звуки ж ш

Ни один ребенок не умеет разговаривать с рождения, и не начинает говорить четко и без ошибок, как только учится складывать первые слова и предложения. Поэтому преждевременно паниковать по поводу дефектов в произношении, конечно, не стоит. Хотя, без сомнения, то, как ребенок будет говорить, в первую очередь зависит от родителей.

Инструкция

Как считают медики, ребенок воспринимает и запоминает звуки окружающего мира еще до рождения, а, родившись, уже может распознавать звуки родного языка. Вот только до поры до времени не умеет выразить словами то, что хочет. Речевой аппарат формируется позже, и где-то к 5-6 годам речь уже почти не отличается от речи взрослого. Разумеется, речевое развитие у каждого ребенка по-разному – быстрее или медленнее. Но в любом случае общайтесь со своим малышом с пеленок. Пусть слушает вас – он обязательно будет повторять различные звуки за вами, в том числе и букву «л».

Сначала научите ребенка управлять и языком, выполняя с ним различные движения для правильной артикуляции – пусть двигает языком в разные стороны, облизывает губы, касается языком каждого зуба, вытягивает по-разному губы, подует на шарик и т.д. Эти упражнения называют «чистим зубы», «вкусное », «маляр». Превращайте ваши занятия в игру, чтобы ему было интересно.

После такой разминки пусть поцокает язычком, как «лошадка», прижимает язык к небу и в таком положении открывает и закрывает рот.

Попросите ребенка зажать язычок между губами и произнести звук «ы»: как правило, получается «л», как вы и хотели.

Читайте и учите с малышом стишки, где часто звучит буква «л».

Садитесь с ребенком перед зеркалом и произносите различные звуки, и среди них букву «л», он будет видеть себя и вас, что позволит ему легче исправлять свои ошибки в произношении.

Если вас все-таки беспокоит то, как говорит малыш, стоит поискать книгу для логопеда или сборник упражнений для отработки произношения.

Если и в пять лет ребенок не выговаривает букву «л», тогда обратитесь к логопеду в детской консультации или, может быть, в детском садике, где часто занимаются логопедические группы. Ведь есть определенные методики тренировки языка, и логопед позанимается с ребенком и даст упражнения на дом. Будьте спокойны и терпеливы, и вскоре забудете о том, что проблема произношения вообще существовала.