Заменяет ц ть на письме. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Шахматы и мыши

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц] - [С]
[Ц] - [С]

ца – са ос – оц оц – ос ацу – асу

са – ца ис – иц иц – ис асу – ацу

аца – аса цо – со ус – уц уц – ус

аса – аца со – цо ес – ец ец – ес

ац – ас ацо – асо цу – су ыс – ыц

яц – яс асо – ацо су – цу цы – сы

ацы – асы ыц – ыс ас – яц сы – цы

асы – ацы яс – яц


[Ц] - [С]

Спица, синица, лисица, столица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песец, скворцы, ресницы, сальце, словцо, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый, станция, красавица, семицветик, сцепление, ситец, маслице, лестница, пословица, столбец, письмецо, бессонница, писательница, скиталец, спится, снится, смеётся, садится, кусается, спускается, стыдится, сдаётся.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.


[Ц] - [С]

Овца – овса, пыльца – полоса, цапля – сабля, кольцо – колесо, цокот – сокол, к лицу – лису, к кольцу – к колесу, цып-цып – сыпь-сыпь, овцы – косы, куцый – русый, цыкать – сыпать, концы – носы, ресницы – волосы, умельцы – рельсы, цель – кисель, целый – серый, ценный – осенний, цены – сено, цедить – сердить, целина – седина, цвет – свет, цели – сели, цветик – светик, царить – сорить, цок – сок, цел – сел, бац – бас.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Целый стакан. Сломанное деревце. Пёстрая курица. Свежая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце к нам в оконце.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

На акации сидела синица. Скворец принёс гусеницу. Не велика спица в колеснице. Чист молодец: ни коз, ни овец. Целый день сияло солнце. Сентябрь – осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвела сирень. Целый месяц дети были в лагере. Смелый смерти не боится, смелого смерть сторонится.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Заглянет солнце и к нам в оконце. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. У красы – берёзки платье серебрится, у красы – берёзки зелены косицы. На сосне сидит синица, под сосной сидит лисица. Кабы лисица не подоспела, то бы овца волка съела. Кто смел, тот и цел. Не цвести цветам на снегу.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Не всякая птица летит высоко. Солнце садится – лентяй веселится. И месяц светит, когда солнца нет. На свете всё меняется, а правда остаётся. Бедным курицам не спится, если им лисица сниться. Я нарвал овце овса; ешь скорей овёс, овца. Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овцу съел. Не велика птица, да голосиста. Весело поётся, весело прядётся. Не зверь, не птица, а нос, как спица

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 8. Выучить стихотворение.

Пальчик – мальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.


[Ц] - [С]

Упражнение № 9. Выучить загадки.

Привела я солнце

На своё оконце,

К потолку повесила –

Сразу стало весело.

(Лампа)


Сидит не ветке, а не птица,

Есть рыжий хвост, да не лисица.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 10. Выучить загадки.

Два близнеца, два братца на нос верхом садятся.

Я несу в себе водицу.

Вам водица пригодится.

Искупаться без хлопот,

Если есть…(водопровод)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 11. Выучить стихотворения.

Цапля важная, носатая

Целый день стоит, как статуя.
У плетня на улице

Встретились две курицы,

Курицы – наседки,

Добрые соседки.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 12. Выучить стихотворение.

Птичья зарядка.

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

(В. Берестов)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 13. Выучить загадки.

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

(Вёдра в коромысле)

В тёмной темнице

Красны девицы

Без нитки, без спицы

Вяжут вязеницы.

(Пчёлы в улье)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Весна.


Возвращаются скворцы,

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 15. Выучить потешки.

Я умница – разумница,

И это знает вся улица –

И петух, и курица.

На улице две курицы с петухом дерутся.

Две девицы – красавицы смотрят и смеются.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Давай будем одеваться…

Я сама! Я сама!

Пойдём, будем умываться…

Я сама! Я сама!

(И. Муравейко)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 17. Выучить стихотворение.

Буквы.


Тридцать две родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

(Б. Заходер)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 18. Выучить стихотворение.

Есть в зоопарке звери и птицы:

Львицы, лисицы, зайцы, куницы,

Цапли, цыплята, синицы, скворцы,

А у скворцов есть птенцы.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 19. Выучить стихотворения О. Дриза.

Цветок к цветку – цветной узор.

Сосна к сосне – сосновый бор.
Всколыхнула ветку птица –

И по листьям свет струится.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Зацепила из криницы красна девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,

Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 21. Выучить стихотворение.

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

(С. Маршак)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

Однажды на концерте

Сидели сорванцы,

Со свистом и со смаком

Сосали леденцы.

(Э. Огнецвет)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

Мыть тарелки я не буду,

Чтоб цела была посуда.

Я цветы полить готов,

Только нет у нас цветов.

(Л. Дымова)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 24. Выучить стихотворение.

В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца

Киска ест из блюдца.

Из цветов наконец

Прогоните овец!

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 25. Выучить стихотворение.

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз.

(А. Кондратьев)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 26. Выучить стихотворение.

Ошиблась улицей.

Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят.

Привела их с улицы пёстренькая курица.

Миленькая курица, ты ошиблась улицей.

Это детский сад, но не для цыплят!

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


Желаем успехов!
Этот странный дом без окон
Дети лежат на спине
У людей зовется «кокон».
ногами в центр круга.
Свив на ветке этот дом,
Переворачиваются на левый бок,
Дремлет гусеница в нём.
подкладывают ладони под щёку.
Спит без просыпа всю зиму.
Переворачиваются на правый бок, ладони - под щёку.
Но зима промчалась мимо
Переворачиваются на спину, потягиваются.
Март, апрель, капель, весна...
медленно садятся.
Просыпайся, соня-сонюшка!
- Потягиваются, сидя.
Под весенним ярким солнышком
Встают, потягиваются.
Гусеннице не до сна,
Бегут по кругу,
Стала бабочкой она!
взмахивая руками.
(В.Егоров)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц]-[Т"]

Произносить слоги, различая звуки [Т"], [Ц].

Произносить предложения, различая звуки [Ц]-[Т"].

Тётя Таня - телятница. Тема кормит цыплят. У Кати ситцевое платьице. Тетёрка вывела птенцов. Продавец протянул тёте полотенце. Пони цокает копытцами. Отцу выписали рецепт на микстуру. На стене висит таблица. Петя был на концерте. В центре станицы телефонная станция.

Конспект группового логопедического занятия,

с фонематической дислексией и акустической дисграфией

Этап логопедической работы : основной этап.

Тема: звуки «Ц» и «Т`» и буквы «Ц», «ц» («Ц», «ц ») и «Т», «т» («Т», «т»).

Задачи:

    Совершенствовать умение дифференцировать звуки «ц» и «ть» в закрытых, открытых слогах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть» буквой «т»; Формировать умение дифференцировать данные звуки в двухсложных и трехсложных словах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть» буквой «т»;

    Формировать умение определять наличие и последовательность звуков «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах.

Оборудование: карточки с лабиринтами (6 шт.); карточки с цифрами 1-5 (6 шт.); карточки с изображением цапли, мастера, тела, стекла, ботинок, пальца; карточки со словами, в которых пропущены буквы (ц ена, палец , т ени, ст ена, ст ихи, вет ер, ц ыган); карточки с изображением букв «ц» и «т» (по 6 шт).

Ход занятия:

Орг. момент:

Приветствование детей. (дети рассаживаются за парты, логопед раздает им тетради)

Основной этап:

Упражнение №1, направленное на совершенствование умения дифференцировать звуки «ц» и «ть» в закрытых, открытых слогах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть» буквой «т».

Логопед: ребята, сейчас я вам буду называть разные звуки, если вы услышите звук «ц», то хлопнете в ладоши. Всем понятно, что надо сделать (логопед у одного ребенка просит повторить задание).

Ряд звуков: б, ц, р, ть, п, ц, ц, к, ть.

Логопед: молодцы, а теперь вы должны будете хлопнуть в ладоши, когда услышите звук «ть». Ребята, когда мы будем хлопать в ладоши?

Дети: когда будем слышать звук «ть»

Ряд звуков: м, ть, ц, к, ть, в, ш, ц, ть.

Логопед: ребята, а теперь вы будете хлопать в ладоши, если услышите слог со звуком «ц» и подымать руку, если услышите слог со звуком «ть» (логопед у одного ребенка просит повторить задание).

Ряд слогов: ац, те, ти, цо, тё, це, уц, тю, ци, оц, ете, тя.

Логопед: вы достаточно хорошо справились с этим заданием. Откроем свои тетради, запишите дату и день недели и запишем несколько слогов. Слога со звуком «ц» буем писать в левом столбике, а слога со звуком «ть», будем писать в правом столбике.

Слога для написания: ца, те, оц, цу, тё, тя, ци, ти.

Логопед: Коля, прочитай, какие слога ты записал в левом столбике. Все остальные проверяют, такие же у них записаны слога или нет (ребенок читает слога, которые он записал. В случае нахождения ошибки, логопед спрашивает у других детей, есть ли у них данный слог, и исправляет ошибку).

Логопед: а теперь Маша прочитает те слога, которые она записала в правый столбик, а вы ребята проверяйте, такие же у вас записаны слога или нет. (ребенок читает слога, которые он записал. В случае нахождения ошибки, логопед спрашивает у других детей, есть ли у них данный слог, и исправляет ошибку).

Логопед: ребята, назовите мне слог находящейся в левом столбике, вторым сверху.

Логопед: в правом столбике третий слог с низу.

Логопед: в левом столбике слог, который записан после слога оц.

Упражнение №2, направленное на формирование умения определять наличие и последовательность звуков «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах и

Логопед: (логопед раздает каждому ребенку карточки с лабиринтами). Ребята, это лабиринты. Каждый из вас должен довести своего сказочного героя до домика. Если вы правильно проведете глазками по лабиринту и найдете домик именно вашего героя, то вы найдете картинку (дети проводят глазами по лабиринту и находят картинку).

Логопед: кто назовет изображение на своей картинке? (дети по очереди называют изображения на их картинках.).

Дети: цапля, мастер, тело, стекло, ботинки, палец.

Логопед: ребята, в слове «цапля» есть звук «ц» или «»ть.

Логопед: а, какой именно вы слышите звук, «ц» или «»ть?

Логопед: Коля, а какой звук «ц» по очереди?

Ребенок: 1-ый.

Логопед: правильно, Коля, запиши слово «цапля» на доске, а остальные – пишите в своих тетрадях (ребенок записывает данное слово, а остальные дети пишут это слово в тетрадях).

Логопед: в слове «мастер», есть звук «ц» или «ть»?

Дети: да, звук «ть».

Логопед: а звук «ть, какой по счету»?

Дети: 4-ый.

Логопед: правильно, Маша запиши это слово на доске.

(аналогичная работа выполняется с остальными словами: тело, стекло, ботинки, палец. По ходу выполнения упражнения логопед следит за тем, чтобы дети правильно определяли наличие звука «ц» или «ть» в словах, последовательность данных звуков и правильно передавали их на письме. В случае допущения ошибки, логопед говорит, что ребенок допустил ошибку и просит ее исправить)

Упражнение №3, направленное на формирование умения дифференцировать звуки «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть».

Логопед: ребята, сейчас я вам раздам карточки, на которых будут написаны разные слова, но в каждом слове не будет хватать одной буквы –«ц» или «т». Ваша задача: вставить пропущенную букву. (слова на карточках: ц ена, палец , т ени, ст ена, ст ихи, вет ер, ц ыган. Подчеркнутая буква – это пропущенная буква).

Логопед: (после того как дети выполнили задание) теперь каждый прочитайте про себя какие слова у них получились. Коля, прочти первое слово, которое у тебя получилось.

Ребенок: цена.

Логопед: Коля, какую ты букву вставил?

Ребенок: ц

(в дальнейшем логопед по очереди спрашивает у каждого ребенка, какое слово у него получилось и какую букву он вставил)

Физкультминутка

Мы писали, мы писали, (сгибают в кулак обе кисти рук)

Наши пальчики устали, (сгибают в кулак обе кисти рук)

Захотели поиграть – (сгибают в кулак обе кисти рук)

Балуются пальчики, (постукивание подушечками пальцев по парте)

Озорные мальчики. (встряхивание кистей рук)

Крепкие, дружные, (сводят ладони вместе)

Все такие нужные.(выполняют «замочек»)

Ловкие, Быстрые, (постукивание подушечками пальцев по парте)

Очень даже чистые.(переворачивают кисти рук ладонями вверх)

Раз, два, три, четыре, пять. (разгибание пальцев на двух руках одновременно)

Хватит. Нам пора решать. (кладут руки на парту)

Упражнение №4, направленное на формирование умения определять наличие и последовательность звуков «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах

Логопед: ребята, закройте свои тетради и скажите мне, есть ли в слове «тема» звук «ть» или «ц»?

Логопед: а, какой именно здесь звук?

Дети: 1-ый.

Логопед: а в слове «цифра», какой вы слышите звук, «ть» или «ц»?

Логопед: а он, какой по счету?

Дети: 1-ый.

Логопед: слово «костер»?

Логопед: а, какой он по счету?

Дети: 4-ый

(аналогичная работа проводится со следующими словами: синица, ботинки, корица.)

Упражнение №5, направленное на формирование умения дифференцировать звуки «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах

(предварительно на доске записаны слова с пропущенными буквами – «ц» или «т»: тяжело, овца, бантик, конец, тишина, лисица)

Логопед: ребята, посмотрите на доску, здесь написаны слова, но в каждом слове не хватает одной буквы. Давайте попробуем отгадать какой буквы не хватает (логопед дает детям минуту, для того, чтобы они прочли слова). Коля, какой буквы не хватает в первом слове? (логопед по очереди спрашивает каждого ребенка)

Ребенок: т

Логопед: и какое у нас слово получилось?

Ребенок: тишина.

Логопед: Маша, какой буквы не хватает во втором слове?

Ребенок: ц

Логопед: какое у нас слово получилось?

Ребенок: овца.

(аналогичная работа проводится с оставшимися словами: бантик, конец, тишина, лисица. Затем, та часть доски, на которой написаны слова закрывается. Детям раздаются карточки с изображением букв «ц» и «т»).

Логопед: ребята, какой звук вы слышите в слове бантик, «ть» или «ц»? если слышите звук «ц», то подымите карточку с изображением буквы «ц», а если слышите звук «ть», то подымите карточку с изображением буквы «т» (дети подымают соответствующею карточку. Если допускается ошибка, то логопед ее исправляет)

(затем проводится аналогичная работа со словами: тяжело, овца, тишина, конец, лисица)

Подведение итогов:

Логопед: ребята, какие звуки мы сегодня изучали?

Дети: «ц» и «ть»

Логопед: а какими буквами они обозначаются на письме?

Дети: «цэ» и «тэ»

Логопед: давайте каждый из вас по очереди назовет любое слово со звуком «ть» (дети называют различные слова с данным звуком: кровать, ботинки, тишина, тяжело и т.д.)

Урок 1
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`]изолированно и в слогах
Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] изолированно и в слогах
Задачи:
- совершенствовать звуко-буквенный анализ;
- продолжать работу по совершенствованию слогового анализа и синтеза;
- учить дифференцировать понятия «слово» и «слог»;
- совершенствовать навыки словообразования.
Оборудование: Приложение на каждого ученика, зеркала.
***
Орг.момент
- Рассмотрите картинки – что общего между ними? (На них нарисованы солнце, лестница, птица)
- Какой общий звук мы слышим во всех этих словах? (Звук [ц])
- Найди отличие в картинах (Задание 1) (На одной из картинок нет цветка)
- Узнайте название цветка по первым буквам слов, написанных на его лепестках (Задание 2)
- Начните со слова, написанного с большой буквы. (Дети отвечают: тюльпан)
- Какой первый звук в слове тюльпан? (Звук [т`])
Сообщение темы занятия
- Какие звуки в прозвучавших словах можно спутать? (Звуки [ц] и [т`])
- Тема занятия сегодня – звуки [ц] и [т`].

Характеристика звука [т`]
Назови первый звук в словах: тёплый, тигр, телефон;
Назови последний звук в словах: петь, гулять, шить
Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий.)
Повторите его несколько раз так, как тикают часы: «ть-ть-ть»
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т`]”:
Ть, и, мь, а, пь, кь, сь,ть; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь
Какой буквой мы обозначим звук [т`]? (Буквой «тэ»)
- Отгадай загадки, запиши только первую букву слова-отгадки.

Огромная кошка,
Вся шубка в полосках. (Тигр)
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Сколько по ней не иди –
Будет бежать впереди. (Тень)

Быть должны всегда в порядке
Твои школьные (тетрадки)

Договори последний слог в словах:
ТЯ: ВИ, Ка, Ми, Нас;
ТИ: пус, мес, вез, пас

Характеристика звука [ц]. Работа перед зеркалом.
- Вспомните - как образуется звук [ц]. Описание артикуляции звука [Ц].
- Как получается звук [Ц]? (Если очень быстро произнести два звука - [т] и [с])
Логопед показывает перед зеркалом и объясняет ребёнку артикуляцию звука [Ц]:
губы в улыбке;
зубы сближены, но не сомкнуты;
передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними – за нижними зубами;
Фонетическое упражнение: кузнечик стрекочет: ЦЦЦЦ..
Логопед просит дать характеристику звука - согласный, всегда твёрдый, глухой.
При необходимости логопед может предложить дополнительную опору:
Т - И.п. руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы, сильно сжаты в кулаки;
- воспроизводим движение руками вниз и первоначально произносим резко, громко межзубное Т, тогда язык под сильным напряжением самостоятельно отходит вглубь ротовой полости;
- динамика очень сильная, при убыстрении темпа вначале ступня полностью отрывается от пола, затем носок не отрывается, работают только пятки, далее ступня не отрывается, работают колени, и, наконец, при очень быстром темпе колени ровные, мышцы бёдер напряжены, кисти на уровне диафрагмы;
С - руки согнуты в локтях, кисти перед грудью, ладонями от себя, пальцы разомкнуты;
- “Накачай насос” : ладошки выводятся вперёд, слегка вверх и, работая плечевым поясом, с напряжением опускаются вниз, в конце воспроизведения кисти сжимаются в кулаки, ударяются о бёдра, колени подгибаются, расслабление;
- динамика сильная.
Ц - И.п. как на Т, сжатые кулаки поднимаются над головой, резко разжимаются, произносится т и без интервала в движении и произношении переходим на движение и произнесение долгого С. Сокращая время движения и произнесения до минимума, получаем Ц. На автоматизацию остаётся краткое движение “Брызгалочка” (вверх).Мышечная динамика двойная.

Что общего между звуками [ц] и [т`]? (оба – согласные, глухие)
- Есть ли разница между звуками [ц] и [т`]? (Да, в твёрдости – мягкости)
ВЫВОД: Звук [ц] – всегда твёрдый, а звук [т`] – мягкий.

Различение [Ц] - [Т`] в слогах
- Прочитай слоги (Задание 3) по цепочке.

Ац - оц - уц - иц ать - оть - уть - ить цыц – птиц
- Закончите цепочку слогов по образцу (Задание 4). Прочитайте вслух.
- Вспомните названия лесных жителей. Заполните строчки так, чтобы в каждом слове был слог -ЦА (Задание 5).
Логопед задаёт детям наводящие вопросы типа: «Как мы назовём маму тигрёнка?»
Слова для справок: тигрица, медведица, волчица, львица, лисица.
- Восстанови правильный порядок слогов и запиши слова. (Задание 6)
Дети записывают на доске: котенок, цыплёнок, курица, телёнок.
- Как мы подчёркиваем твёрдые и мягкие согласные? (По программе «Гармония» твёрдые - одной, а мягкие - двумя чертами).
- Подчеркните буквы Ц и Т в словах соответственно.

Самостоятельная работа. Прочитай. Слова подчеркни карандашом, а слоги запиши.(Задание 7)
Проверка: пти, цирк, цепь, ца, тяп, тёк, цвет, теп, пте, тюк, тень, тёр, цер, цель, оц, реть.

Итог
- О каких звуках мы говорили сегодня?
- Чем они похожи? Чем отличаются?
Оценивание деятельности учащихся
- Дом. задание. Придумайте как можно больше слов, оканчивающихся на –ец. (Подсказка логопеду: ранец, огурец, пловец, танец, колодец, перец, дворец, удалец, кузнец, глупец, беглец, леденец, продавец, мизинец, братец, палец.) (Задание 8)

Различение Ц – Т` в слогах
13 EMBED PBrush 1415
1. Найди отличие в картинах.
2. Игра «Как называется цветок?» аист нос
Узнай название цветка по первым
буквам слов, написанных на его пчела Тигр
лепестках.
___________________________ ь лиса юла
Прочитай слоги.
Ца - цо - цу - ци тя - тё - тю - ти цать – тец
Ац - оц - уц - иц ать - оть - уть - ить цыц - птиц
4.Закончи цепочку слогов по образцу.
Ца - тя - тя тя - ца - тя ца - тя - тя - ца
Цо - тё - ____ тё - цо - ____ цо - тё - ____- ____
Цу - тю - ____ тю - цу - ____ цу - тю - ____ - ____
Цы - ти - ____ ти - цы - ____ цы - ти - ____ - ____
5.Вспомни названия лесных жителей. Заполни строчки так, чтобы в каждом слове был слог -ЦА.

_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________

6. Восстанови правильный порядок слогов и запиши слова, подчёркивая буквы Ц, Т
тё – ко – нок _________________
плё – цы – нок _________________

ку – ца – ри _________________
те – нок – лё _________________ 7. Прочитай. Слова подчеркни карандашом, а слоги выпиши: пти, цирк, цепь, ца, тяп, тёк, цвет, теп, пте, тюк, тень, тёр, цер, цель, оц, реть.
_________________________________________________________________
8. Придумай как можно больше слов, оканчивающихся на –ец
__________
Примечание. Данное задание можно использовать при дифференциации [т] и [т`]
-Посмотри на картинку. Чем отличаются пары слов? Составь с каждым из слов предложение (устно).Какой одинаковый звук встречается в словах тяпки и шесть?

Урок 2
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`] в словах
Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] в словах.


- расширять представления об окружающем мире;
- развивать мышление

***
Орг.момент
Проверка домашнего задания.
- Посмотрите на картинки. (Задание 1)Прочитайте.
- Каких слов не хватает в предложениях (сцену – стену).
- Одинаково ли звучат эти слова? (Нет).
- Чем они отличаются? (В слове «сцена» мы слышим звук [ц], а в слове «стена» - звук [т`]

Сообщение темы занятия
- Сегодня на занятии мы продолжим учиться различать звуки [ц] - [т`] в словах.
- Чем похожи звуки [ц] - [т`]? (Оба согласные, глухие)
- Чем отличаются? ((Звук [ц] – всегда твёрдый, а звук [т`] – мягкий)

Различение звуков [ц] и [т`] в словах
- Впишите подходящие по смыслу слова.
Тима вышел на сцену. Тёма красит стену.

Прочитайте слова (Задание 2) . Запиши их в три столбика: 1- с Ц, 2 – с Т`, 3 - с Ц, Т`.(Дети читают слова и объясняют по цепочке)
Слова: Цифра, солнце, тепло, аптека, птенец, теплица, милиционер, интерес, птица.

Прослушайте загадки (Задание 3) . Запиши отгадки в виде слоговых схем, вписывая буквы Ц, Т.
Например: __ __ ц_ - «курица»,Клохчет, квохчет
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)

Два кольца, два конца,
А посередине – гвоздик.
(Ножницы)

По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.
(овца)

Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь – в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)

Чудо –ящик. В нём окно.
В том окошечке – кино.
(телевизор)

Поверчу волшебный круг,
И меня услышит друг.
(телефон)

Гладит всё,
Чего касается,
А дотронешься –
Кусается.
(утюг)

Что летом вырастает,
А осенью опадает?
(листья)

Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
(огурец)
- Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы Ц, Т` (Задание 4). Подчеркни «лишнее» слово (теплица)

Из данных слов выпиши те слова, которые обозначают части тела человека. (Задание 5).
- Подчеркни их соответственно: твёрдый [ц]– одной чертой, мягкий согласный [т`] – двумя. (По программе «Гармония»)
Пальцы, плети, лицо, картина, тело, сердце, полотенце.
Итог
- Какие виды работ вам понравились?
- Оценка работы учащихся.
- Дом. задание (Задание 9). Придумай слова со звуками [Ц],[Т `] : в начале, в середине и в конце слова.


- в конце слова: ________________________________________________

Различение Ц – Т` в словах
_______________________
_______________________
Посмотрите на картинки. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Тима вышел на ________. Тёма красит _________.

2.Прочитай слова. Запиши их в три столбика: 1- с Ц, 2 – с Т, 3 - с Ц, Т.
Цифра, солнце, тепло, аптека, птенец, теплица, интерес, птица.
Ц Т` Ц, Т`
_________________ __
·___________________ _______________________

___________________ _____________________ _______________________
3. Запиши отгадки в виде слоговых схем, вписывая буквы Ц, Т.

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы Ц, Т. Подчеркни «лишнее» слово

Певи____а, писа____ельни____а, ____епли____а, воспита____ельни____а.

5. Из данных слов выпиши те слова, которые обозначают части тела человека. Пальцы, плети, лицо, картина, тело, сердце, полотенце.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Придумай слова со звуками [Ц],[Т ] : в начале, в середине и в конце слова. Запиши эти слова, подчёркивая Ц, Т`.
- в начале слова: _______________________________________________

В середине слова: _____________________________________________

В конце слова: ________________________________________________ Урок 3
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`] во фразах
Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] во фразах.
Задачи: - продолжить работу по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза;
- учить выделять на слух звуки [ц] и [т`] в словах, различать их между собой;
- развивать умение интонационно оформить предложение, обозначить на письме;
- развивать грамматический строй речи (согласование);
- учить составлять предложение.
Оборудование: Приложение на каждого ученика.

***
Орг.момент
- Проверка домашнего задания.
- Что нарисовано на картинке? (Шатёр, цирк)
- Прочитайте стихотворение о цирке про себя.(Задание1)
На большой арене ирка
Выступает клоун имка.
В ентр арены вышли игры,
Мы от страха все приихли.
- Какие буквы пропущены в словах?(Буквы Ц и Т).
- Впишите пропущенные буквы.

Сообщение темы занятия
- Вспомните – чем отличаются звуки [ц] и [т`]?
- Сегодня на занятии мы продолжим учиться различить звуки [ц] и [т`] во фразах.

Упражнения на различение звуков [ц] и [т`]во фразах
- Прочитайте (на доске) по-разному следующую фразу: «П_и_ы приле_ели» (Задание 3)
- Какие буквы пропущены в словах? («ц» и «т»)
- радостно:
- с вопросом:
- как сообщение:
- Запишите предложения, вставив буквы и нужный знак препинания. (Птицы прилетели! Птицы прилетели? Птицы прилетели.)

Вставьте пропущенные буквы Ц или Т (Задание 4)
- Составьте словосочетания, подбирая подходящие слова из разных столбиков. Соедини их стрелками. (По цепочке дети выходят к доске, остальные – в тетради)
____яжёлая мо_____ив
тан___евальный с____екло
____елое ____епь
разно___ветное рукави____ы
____ёмная поло___ен___е
____ёплые пугови____а
Проверка: тяжёлая цепь, танцевальный мотив, целое стекло, разноцветное полотенце, тёмная пуговица, тёплые рукавицы.

Прочитай слова: мяукать, летать, мечтать, мычать, ползать, прыгать, кудахтать, рычать.(Задание 5)
- Напиши, кто и что умеет делать по образцу.

Игра «Путаница» (Задание 6)
- Составьте и запишите предложения по схеме:

КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ГДЕ?

Болото, по, цапля, ходить.
Жить, скворечник, в, скворец.
Прятаться, на, поляне, красавец - тетерев.
Деревце, дятел, сидеть, на.
Коллективная проверка: Цапля ходит по болоту. Скворец живёт в скворечнике. Красавец-тетерев прячется на поляне. Дятел сидит на деревце.
Итог
- Какие виды заданий вам понравились?
Оценивание деятельности учащихся.
Дом. задание.
- Придумай и запиши фразы так, чтобы в каждом слове была бы буква Ц. Например: целился в цель, оцарапал лицо, целое яйцо, сахар в сахарнице, синица с гусеницей.

Различение Ц – Т` во фразах

1. Игра «Буква потерялась» - вставь потерявшуюся букву Ц или Т`13 EMBED PBrush 1415
- радостно: ___________________________________
- с вопросом: _________________________________
- как сообщение: ______________________________
4. Вставь пропущенные буквы Ц или Т. Составь словосочетания, подбирая слова из разных столбиков. Соедини их стрелками.
____яжёлая
тан___евальный
____елое
разно___ветное
____ёмная
____ёплые
мо_____ив
с____екло
____епь
рукави____ы
поло___ен___е
пугови____а
5. Прочитай слова: мяукать, летать, мечтать, мычать, ползать, прыгать, кудахтать, рычать.
Напиши, кто и что умеет делать по образцу.
О б р а з е ц: Собака умеет тявкать.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справок: тигр, скворец, ученица, котёнок, заяц, телёнок, гусеница, курица.
6. Игра «Путаница» - составь и запиши предложения.
Болото, на, цапля, ходить. ___________________________________________________
Жить, скворечник, в, скворец. ________________________________________________
__________________________________________________________________________
Прятаться, на, поляне, красавец - тетерев.______________________________________
__________________________________________________________________________
Деревце, дятел, сидеть, на. __________________________________________________
Урок 4
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`] в текстах

Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] в текстах.
Задачи: - продолжить работу по формированию звуко-буквенного анализа;
- учить выделять и оформлять предложения:
- учить подбирать подходящие по смыслу слова в предложении;
- учить определять последовательность предложений в тексте;
- учить дифференцировать понятия «предложение» - «текст»;
- развивать зрительно-моторную координацию.
Оборудование: приложение на каждого ученика.

***
Орг.момент
- Составьте новое слово по первым буквам слов: цыплёнок, аист, попугай, ласточка, ящерица. (Цапля)
- Какое из названных слов - лишнее? (Ящерица – она не птица)
- Обобщи оставшиеся слова. (Птицы)
- Посчитай в слове «П Т И Ц Ы» - количество букв, звуков, слогов.

Сообщение темы занятия
- Вспомните – о чём мы говорили на предыдущих занятиях.
- Чем отличаются [ц] и [т`]?
- Сегодня мы продолжим учиться различать эти звуки в текстах.

Упражнения на различение [ц] и [т`] в текстах
- Прочитайте рассказ, вставляя подходящие по смыслу слова. (Задание 2)
- Впишите слова в текст.
Птица помогла.
У тёти Тани на пальце было золотое кольцо. Проходила раз тётя Таня по мосту через болотце и уронила в воду кольцо. Очень расстроилась она. И вдруг видит: идет по болотцу большая цапля. Подошла цапля поближе, сунула длинный клюв в воду и достала дорогое кольцо.

Прочитайте рассказ. Понятен ли он вам? (нет) (Задание 3)
- Почему нам не понятен смысл в этом тексте? (потому что нарушена последовательность предложений).
- Расставьте в пустых клеточках цифры, показывающие правильную последовательность предложений.

Коллективная проверка.
Птицы
5. Птицы стали клевать корм. 1. У дома росло деревце. 4. Петя и Катя насыпали им крошки хлеба. 2. На ветки деревца сели птицы. 3. Это были галки.

Итоговая контрольная работа. Диктант.
Зимние постельки
Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери и птицы зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в тёплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнёздышке уснула. Медведица в берлоге лежит. Бобёр спит в хате из брёвен. Обмазал стены илом, крышу землёю завалил.
Синица устроилась на ночлег под кустиком. Мороз там послабей. Тетерев уснул в снежной перине. Там ветер не задувает. Старый воробей решил подремать в скворечнике. (76 слов) (По Н. Сладкову)

Слова для справок: тетерев, берлога.

Итог
- Оценивание деятельности учащихся
- Дом. задание.(Задание 4). Прочитай, вставляя пропущенные Ц, Т. Подчеркни их. Выучи наизусть.
Гордо блеяла ов____а:
«Я похожа на от____а.
И горжусь, что мой о____е___
Молоде____ среди ове____»

Различение Ц – Т` в текстах

1. Составь новое слово по первым буквам слов: цыплёнок, аист, попугай, ласточка, ящерица: ______________________________
Какое слово лишнее? _____________________________
Обобщи оставшиеся слова: ________________________
Обозначь количество: в слове П Т И Ц Ы - ____букв
________________звуков
_________________слога
2. Прочитай рассказ, вставляя подходящие по смыслу слова. Подчеркни буквы Ц и Т.
Птица помогла.
У тёти Тани на ________________ было золотое ________________. Проходила раз

Таня по мосту через ___________________ и уронила в воду _________________.

Очень расстроилась она. И вдруг видит: идет по ______________________ большая

Подошла ___________________ поближе, сунула длинный клюв в воду

и достала дорогое ________________.

Слова для справок: кольцо, тётя, палец, болотце, цапля.

3. Прочитайте. Установите правильную последовательность предложений, указав их порядок в пустых клеточках.
Птицы
Птицы стали клевать корм. У дома росло деревце. Петя и Катя насыпали

им крошки хлеба. На ветки деревца сели птицы. Это были галки.

4. Прочитай, вставляя пропущенные Ц, Т. Подчеркни их. Выучи наизусть.
Гордо блеяла ов____а:
«Я похожа на от____а.
И горжусь, что мой о____е___
Молоде____ среди ове____»!

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115

Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук [Ч].

Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата

Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:

  • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
  • на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
  • потом всё тело язычка резко опускается вниз.

Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки , и [Щ].

Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .

Характеристика звука [Ч]:

Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Постановка звука [ч]

Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:

  1. С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов - альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
  2. С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
  3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит и позволит автоматизировать движение языка.

Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.

Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган - это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

  • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов - местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.

  • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

  • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача - укрепить мышцу.

Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

  • малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
  • ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :

  • нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

  • попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное - не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Автоматизация звука [ч]

Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

  • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
  • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
  • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
  • проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
  • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
  • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком - заключительная часть логопедической работы по автоматизации.


Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях
Автоматизация звука [ч] в чистоговорках

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],

Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.

Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].





Дифференциация звуков [ч]-[ц] в стихах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в слогах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в словах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в текстах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в стихах