Коммунистическими партиями в странах восточной европы руководители. Формирование многопартийности в странах восточной европы. Вопросы и задания

Выступления Черчилля и Трумэна окончательно убе­дили Сталина в невозможности «полюбовного» раздела мира с бывшими союзниками. Следствие: началось стре­мительное ужесточение советской политики как в отно­шении сателлитов, так и в отношении западных держав-победительниц.

Но столь крутой поворот нуждался, по мысли совет­ских руководителей, в надежном теоретическом обосно­вании и организационном оформлении.

Осень 1947 г. - на совещании компартий в Польше секре­тарь ЦК ВКП(б) А.А.Жданов выдвинул тезис о противостоянии двух лагерей - социализма и капи­тализма. В обоснование этого утверждалось:

Освободительная миссия советских войск открыла возможность развития по пути со­циализма всех стран Центральной и Восточ­ной Европы;

- строй народной демократии - форма дикта­туры пролетариата.

Иными словами, победа СССР в войне отождествля­лась с победой социализма в целой группе стран.

На практике это означало установление политиче­ской монополии коммунистов в странах Восточной Ев­ропы и ускоренные социально-экономические преобра­зования по советскому образцу, а также попытки рас­ширения лагеря социализма за счет западноевропейских стран с сильным коммунистическим движением. Сентябрь 1947 г. - для ужесточения контроля за этими процессами со стороны «старшего брата» был со­здан Коминформ - информационное бюро неко­торых компартий Европы. По структуре и функ­циям он стал прямым наследником Коминтерна, хотя состав участников был небольшим: помимо компартий Восточной Европы в него входили Итальянская и Французская компартии, чьи лидеры - П.Тольятти и М.Торез занимали министерские посты в буржуазных правительствах. Конец 1947 г. - в результате референдума из Румьшии был изгнан король, страна объявлена народной республикой. Февраль 1948 г. - коммунисты Чехословакии спровоци­ровали правительственный кризис и под угрозой применения массовой вооруженной народной ми­лиции осуществили политический переворот, уст­ранив от власти всех буржуазных деятелей. Лето 1948 г. - коммунисты Венгрии победили на хорошо организованных выборах и установили однопар­тийное правление. Там, где позиции коммунистов вызывали сомнение, было организовано слияние компартий с популярными и влиятельными социалистическим партиями. Так, в со­ветской зоне оккупации Германии была образована Со­циалистическая единая партия Германии, а в Польше - Польская объединенная рабочая партия.

К концу 1948 г. - во всех странах Восточной Европы коммунисты заняли ключевые посты:

В органах власти;

В армии;

В полиции;

В экономике;

В средствах массовой информации.

Начались тотальная национализация собственности и коллективизация, массовые репрессии против оппозицио­неров и недовольных.


Советская и коммунистическая пропаганда подавали эти события как «перерастание народно-демократиче­ских революций в мирные социалистические».

Конфликт с Югославией. Единственной страной, ру­ководство которой отказалось слепо идти в фарватере сталинской политики, стала Югославия.

С конца 1947 г. в Кремль поступала информация о том, что югославы:

Преувеличивают значение партизанского движения в освобождении страны по срав­нению с ролью Советской Армии;

Переоценивают значение местных условий, в которых не всегда применим опыт СССР.

Обнаружились, кроме того, острые разногласия при обсуждении вопроса о создании так называемой «Бал­канской федерации» в составе:

- Югославии;

- Болгарии;

- Албании.

Тито активно поддерживал идею регионального объ­единения, прекрасно понимая, что Югославия как круп­нейшее государство и он сам как авторитетнейший лидер будут играть в федерации ведущую роль.

Югославия пошла на установление более тесных от­ношений с соседями без консультаций с Москвой (в ча­стности, обсуждался вопрос о направлении в Албанию частей югославской армии). Это вызвало негативную реакцию Кремля. Но за важными частностями скрыва­лась, очевидно, более существенная проблема. Тито был слишком самостоятельным и влиятельным политиком, причем авторитет его был реально заработан, а не создан Москвой. Такой деятель мог претендовать на лидерство в Юго-Восточной Европе, составляя опасную конкурен­цию самому Сталину.

Орудие расправы с югославским руководством - Коминформ.

Задача-минимум: жесткая экономическая и политиче­ская блокада Югославии с использованием средств про­пагандистского давления.

Задача-максимум: смена руководства страны и ком­партии.

Весна 1948 г. - обмен письмами между ЦК ВКП(б) и ЦК КПЮ. Тон Москвы был оскорбительным - югос­лавские верхи обвинялись в разжигании антисо­ветской пропаганды и критике ВКП(б). Тито аргументированно отверг обвинения как бездо­казательные и отказался участвовать в заседаниях Ин­формбюро, предназначенных для формального разбора разногласий между ВКП(б) и КПЮ (на деле Коминформ должен был осуществить политическую экзекуцию югославских лидеров).

Резолюция:

Утверждала, что руководство КПЮ «ведет враждебную политику в отношении Совет­ского Союза и ВКП(б)»;

Заявляла, что Гшпо установил в партии и стране «террористический режим»;

Призывала «здоровые силы» КПЮ сменить руководство, если Тито не сможет «честно признать свои ошибки и исправить их».

Одновременно были предельно свернуты не только межпартийные, но и экономические, военные и прочие связи. Был разорван договор о дружбе и взаимопомощи между СССР и Югославией. Первая же сессия Сове­та экономической взаимопомощи (СЭВ), созданного в 1949 г., приняла решение об установлении фактической экономической блокады Югославии со стороны стран Восточной Европы. Была развернута широкая клеветни­ческая кампания, направленная против руководства Югославии.

Ноябрь 1949 г. - очередное решение Коминформа по югославскому вопросу утверждало: - «КПЮ в руках убийц и шпионов»;

В Югославии установлен «антикоммунисти­ческий, полицейский государственный ре­жим фашистского типа»;

- «клика Тито превратила Белград в американ­ский центр шпионажа и антикоммунистиче­ской пропаганды».

Антиюгославская кампания нашла отражение даже в официозных художественных произведениях (см., на­пример: Н.Шпанов. Поджигатели. Новосибирск, 1953. Книга получила Сталинскую премию по литературе).


В годы Второй мировой войны во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы были образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а на последнем этапе в некоторых странах и буржуазные партии. Сплочение столь разнородных социальных и политических сил стало возможным во имя общенациональной цели - освобождения от фашизма, восстановление национальной независимости и демократических свобод. Эта цель была достигнута в результате разгрома нацистской Германии и ее союзников Вооруженными Силами СССР, стран антигитлеровской коалиции и действий антифашистского движения сопротивления. В 1943-1945 годах во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти пришли правительства Национальных фронтов, в которых впервые в истории принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе против фашизма.

В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фронтах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства. В других странах были созданы коалиционные правительства.

Сотрудничество различных партий в рамках Национальных фронтов объяснялось трудностью задач, стоявших перед освобожденными от фашизма странами. В новых условиях требовалось объединение усилий всех демократических партий и организаций. Необходимость расширения социальной базы и признания западными державами возникших еще в период освободительной борьбы правительств Югославии и Польши обусловила включение в их состав представителей эмиграции и тех внутренних сил, которые не принимали участия в Национальных фронтах, руководимых коммунистами.

Еще во время войны с Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Чехословакией (декабрь 1943 года), Югославией и Польшей (апрель 1945 года). Над Болгарией, Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии, Советский Союз совместно с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль – здесь действовали Союзные контрольные комиссии (СКК), в которых благодаря присутствию советских войск представители СССР имели более сильные позиции, чем западные партнеры.

В Албании и Югославии коммунистические партии занимали господствующие позиции в политической жизни. Возобновившие свою деятельность после освобождения страны многочисленные довоенные мелкобуржуазные и крестьянские партии Югославии оказались не в силах соперничать с Коммунистической партией Югославии (КПЮ) и близкими ей организациями. Это показали выборы в Учредительную скупщину в ноябре 1945 года, на которых Народный фронт одержал убедительную победу (90 % голосов). В Албании кандидаты руководимого коммунистами Демократического фронта собрали 97,7 % голосов.

Иная ситуация была в других странах: в Венгрии на первых послевоенных выборах (ноябрь 1945 года) коммунисты завоевали лишь около 17 % голосов, а в Польше, учитывая неблагоприятную для себя расстановку политических сил, они добились того, что выборы были отсрочены и состоялись лишь в январе 1947 года.

Роль коммунистов в органах власти была более значительной, чем об этом можно судить на основе парламентских выборов. Поддержка Советского Союза создавала компартиям самые благоприятные возможности для того, чтобы начать постепенное оттеснение своих союзников по Национальному фронту с занимаемых ими позиций в политической жизни. Сохраняя за собой, как правило, посты министров внутренних дел и осуществляя контроль над органами государственной безопасности, а в ряде стран – и над вооруженными силами, компартии в значительной степени определяли политику народно-демократических правительств, даже если и не располагали в них большинством портфелей.

По многим вопросам, которые решались новой властью, возникали противоречия между коммунистами и другими партиями Национальных фронтов. Буржуазные и мелкобуржуазные партии считали, что с восстановлением национальной независимости, конституционного строя, наказанием военных преступников и тех, кто сотрудничал с гитлеровцами, проведением аграрной и некоторых других реформ задачи, провозглашенные в программах Национальных фронтов, полностью выполнены. Они выступали за дальнейшее развитие государств Центральной и Юго-Восточной Европы по пути буржуазной демократии с внешнеполитической ориентацией на страны Запада и сохранением дружественных отношений с Советским Союзом.

Компартии, рассматривая установление строя народной демократии как этап на пути к провозглашенной ими конечной цели – построению социализма, считали необходимым продолжение и углубление начатых преобразований. Используя городскую и сельскую буржуазию, капиталы и предпринимательскую инициативу для решения задач восстановления, коммунисты в то же время вели все возрастающее наступление на ее политические и экономические позиции.

Таким образом, практически уже в 1945-1946 годах компартиям удалось добиться того, что начался процесс изъятия собственности буржуазии и перехода ее в руки государства. Это означало выход за рамки программ Национальных фронтов, переход от решения общенациональных задач к решению задач социального характера.

Опираясь на оставшиеся в большинстве стран советские войска и находившиеся в их распоряжении органы безопасности, коммунистические партии сумели нанести удары и по политическим позициям буржуазных и мелкобуржуазных партий, вынужденных переходить в ряде случаев в оппозицию.

К середине 1947 года, во многих странах коммунистические партии сумели удалить из Национальных фронтов своих союзников справа и укрепить собственные позиции в руководстве государством и экономической жизнью. Лишь в Чехословакии, где в результате выборов в Законодательное собрание в мае 1946 года, КПЧ вышла на первое место, сохранялось зыбкое равновесие сил в Национальном фронте. Но и там коммунисты практически заняли решающие позиции.

В 1945-1946 годах, руководители ряда компартий заявили, что политические и социально-экономические преобразования, осуществленные в ходе становления и развития строя народной демократии, еще не носят социалистического характера, но создают условия для перехода в будущем к социализму. Они полагали, что этот переход может быть осуществлен иначе, чем в Советском Союзе, - без диктатуры пролетариата и гражданской войны, мирным путем.

Г. Димитров считал возможным “на основе народной демократии и парламентского режима в один прекрасный день перейти к социализму без диктатуры пролетариата”. Руководители других компартий также рассматривали народно-демократическую власть как переходную, которая постепенно перерастет в социалистическую. Против таких взглядов не возражал Сталин, который летом 1946 года в беседе с К. Готвальдом признал, что в условиях, сложившихся после второй мировой войны, возможен иной путь к социализму, не обязательно предусматривающий советскую систему и диктатуру пролетариата.

Как видно, руководители компартий стран Центральной и Юго-Восточной Европы, рассматривая советский строй как классический образец перехода к социализму, допускали возможность иного пути, при котором учитывались бы национальная специфика и существование межклассовых союзов, нашедших свое выражение в Национальных фронтах. Эта концепция не получила всесторонней разработки, она была намечена лишь в самых общих чертах. Предлагалось, что переход к социализму займет длительный промежуток времени. Последовавшие события не оправдали возникших ожиданий.

Итак, страны Центральной и Юго-Восточной Европы оказались под полным советским контролем, местные коммунисты возглавляли национальные армии и органы безопасности. Во Франции и Италии компартии (ведомые старыми коминтерновскими кадрами) стали многочисленными и влиятельными политическими организациями, а их руководители оказались в министерских правительственных креслах.

На Балканах вне сферы влияния СССР осталась только Греция, где англичане восстановили власть прежнего, довоенного правительства. Однако, часть греческих партизан, направляемая компартией, после ухода немцев оружия не сложила, а подняла восстание, стремясь захватить власть. В Греции началась затяжная и очень кровопролитная гражданская война.

Создалась чрезвычайно благоприятная международная ситуация с поистине уникальными возможностями для еще более значительного расширения зоны влияния СССР в Европе.

Через Болгарию, Югославию и Албанию к греческим повстанцам пошел поток вооружения и боеприпасов. Правительство СССР потребовало от Турции (сохранявшей нейтралитет) постоянного пропуска боевых кораблей Черноморского флота в Средиземном море и создания советской военной базы в Дарданеллах (опираясь на которую можно было бы контролировать Эгейское море). Кроме того, Турции было предложено отдать СССР два района в Закавказье.

Реальных сил для противостояния сталинской экспансии в Европе не было. Оценив всю опасность ситуации, Черчилль сумел убедить американского президента Трумэна начать активную противодействовать коммунистическому наступлению по всему миру. В Европу вернулись американские войска, на их базы стали завозить атомные бомбы. Военные базы США разместились и в Турции.

Единый мир победителей раскололся. Началась сорокалетняя эпоха «холодной войны», временами прерывавшейся открытыми столкновениями в различных районах мира.

После смерти И. В. Сталина внешнеполитический курс Советского Союза претерпел некоторые изменения. На протяжении 1953-1956 гг. советским руководством во главе с Н. С. Хрущёвым делались попытки найти новые подходы во внешней политике, которые на ХХ съезде сложились в новую внешнеполитическую концепцию. Согласно этой концепции, признавалось право социалистических стран выбирать свои пути построения социализма, а не следовать жёстко советской модели, отрицалась фатальная неизбежность ядерной войны как результат противостояния социализма и коммунизма. На первый план в отношениях с капиталистическими странами теперь выдвигался принцип «мирного сосуществования».

В то же время СССР отнюдь не отказался от распространения своего влияния на другие регионы планеты. Наиболее активная политика проводилась в отношении стран, освободившихся от колониальной зависимости, - Египта, Алжира и др. Вынуждая их выбрать социалистический путь развития, Советский Союз предоставлял им практически безвозмездно экономическую, военную и культурную помощь.

Особые усилия прилагались для укрепления социалистического лагеря, поскольку процесс десталинизации, начавшийся в СССР, вызвал серьёзные проблемы во взаимоотношениях Советского Союза с рядом входивших в этот лагерь стран. Так, в 1956 г. в Польше и Венгрии усилились антикоммунистические и антисоветские настроения. В случае с Польшей советское руководство, согласившись с программой реформ, предложенных новым польским лидером В. Гомулкой, смогло этим снять напряжение. В Венгрии ситуация вышла из-под контроля. Там вспыхнуло восстание, которое было подавлено советскими войсками. Подобные действия Советского Союза вызвали осуждение во многих странах. Они не могли не затормозить процесс преодоления сталинизма не только в странах Восточной Европы, но и в самом СССР.

После разоблачения культа Сталина на ХХ съезде КПСС в Венгрии начались многотысячные демонстрации под антисталинскими лозунгами. 18 июля 1956 года был вынужден уйти в отставку глава коммунистов Матьяш Ракоши, один из наиболее ревностных приверженцев советского диктатора. С его уходом кризис не завершился. 23 октября в Будапеште массовая демонстрация студентов и рабочих, начавшаяся с возложения венков к памятнику героям венгерской революции, переросла в вооруженное восстание. На их сторону перешла часть армии и полиции. Под давлением восставших главой правительства был назначен находившийся в опале коммунист-реформатор Имре Надь. Он не хотел отказа от социализма, выступая лишь за более либеральную его модель.

Сотрудники службы безопасности пытались подавить выступление, однако потерпели поражение. Многие из них были казнены на месте. В столкновениях с повстанцами участвовали и размещенные в Будапеште советские войска. Надь обратился с просьбой об их выводе из страны. Советское руководство сделало вид, что готово иметь дело с новым премьером, и вывело части из Будапешта. На самом же деле оно готовило вооруженное подавление восстания. К концу октября в Венгрии было сформировано коалиционное правительство с участием не коммунистических партий. В начале ноября значительные силы советских войск вошли в Венгрию. Советские представители уверяли, что это всего лишь передислокация. Тем временем в украинском Ужгороде спешно создалось новое, лояльное СССР правительство, которое согласился возглавить коммунист Янош Кадр, сидевший в тюрьме при Ракоши. 4 ноября советские танки под командованием маршала И. Конева вошли в Будапешт. Надь, перед тем как скрыться в югославском посольстве, объявил о выходе Венгрии из Варшавского договора, но практических последствий это не имело.

Сопротивление в Будапеште было подавлено за неделю. Повстанцы в некоторых горных и лесных районах держались до января 1957 года. Потери повстанцев и мирного населения составили не менее 20 тыс. человек

В СССР ввод советских войск в Венгрию вызвал осуждение лишь у части интеллигенции. Большинство же тех, кто верил в возрождение ленинизма, считали, что восстание в Венгрии было контрреволюционным мятежом, и потому оправдывали советскую интервенцию.

Кровавое подавление венгерского восстания 1956 года показало, что и новое советское руководство не остановилось ни перед чем, чтобы удержать страны Центральной и Юго-Восточной Европы под своим контролем. Но при этом диктат «старшего брата» был несколько смягчен. Коммунистические партии получили большую самостоятельность, в Польше были распущены только что созданные колхозы, почти во всех странах «народной демократии» сохранилась частная торговля. В точности копировать советские методы строительства социализма уже не требовалось.

И после отставки Хрущева советское руководство продолжало проводить имперскую внешнюю политику, стремясь сохранить уже имеющиеся сферы влияния в Центральной и Юго-Восточной Европе и приобрести новые. По-прежнему советские лидеры полагались более на военную силу, чем на договоры. При этом огромные усилия тратились на поддержание образа врага в сознании советских людей.

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы, получившие в годы «оттепели» несколько больше автономии от СССР в своих внутренних делах, оставались под бдительным надзором Советского Союза. Согласно, так называемой, доктрине Брежнева, СССР оставлял за собой право применять силу, если в какой-нибудь из этих стран возникнет угроза «завоеваниям социализма». На практике эта доктрина была применена в 1968 году в Чехословакии.

Сменившее ярых сталинистов новое руководство Чехословацкой компартии во главе с Александром Дубчеком провозгласило своей целью «социализм с человеческим лицом», отменило в стране цензуру и начало осторожную демократизацию в партии и обществе. Чехословацкие лидеры, учитывая опыт венгерских событий 1956 года, настойчиво подчеркивали, что их дружба с СССР останется нерушимой, и не покушались на основу социализма – государственную собственность. Резонно рассудив, что свободная страна рано или поздно выйдет из-под советского контроля, а также опасаясь заразительного примера, советское руководство, в конце концов, решило «принять меры».

В августе 1968 года в Прагу вошли советские танковые дивизии. Всем народам Центральной и Юго-Восточной Европы было наглядно продемонстрировано, где проходит граница их самостоятельности.

К концу 60-х годов СССР, наконец, достиг ядерного паритета с США. Ядерных вооружений было накоплено столько, что можно было взорвать несколько планет, как Земля. Общественное мнение на Западе выражало все большую тревогу и требовало от правительств прекратить безумную ядерную гонку. Однако, политика «разрядки» не привела к снижению уровня ядерного вооружения, а скорее, наоборот – к его увеличению.

В 1980–1981 годах, когда в Польше началось массовое рабочее движение против коммунистического режима под руководством независимого профсоюза «Солидарность», только угроза советского военного вмешательства предотвратила падение власти ПОРП.

В горбачевское время первые реальные изменения произошли именно во внешней политике. Эта сфера, по сложившейся традиции, контролировалась лично генеральным секретарем. В феврале 1986 года на XXVII съезде КПСС Горбачев провозгласил новую концепцию внешней политики Советского Союза, названную новым политическим мышлением».

1989 год принес перемены не только СССР. Михаил Горбачев настоятельно советовал коммунистическим лидерам социалистических стран поскорее возглавить демократизацию – пока волна снизу не смела их режимы. При этом он предупредил лидеров соц. стран, чтобы они не надеялись на советские танки в конфликтах с собственным населением.

Держать массу советских войск на рубежах западного мира не имело больше смысла ни с военной, ни с политической точек зрения. В 1989 году начался постепенный вывод частей и подразделений из Центральной Европы. Вскоре после этого произошло неизбежное – коммунистические режимы развалились один за другим. У каждой из бывших социалистических стран началась новая, своя собственная история.

С распадом СССР после августа 1991 года распался социалистический блок, «холодная война» окончательно завершилась.



Как коммунистам удалось переломить ситуацию в Восточной Европе в свою пользу? В каких целях был организован Коминформ?
2. Как произошел государственный переворот в Чехословакии?
3. Как возник советско-югославский конфликт?
4. Как влияло внутриполитическое положение в СССР после войны на международную ситуацию?
5. В каких целях был создан Совет экономической взаимопомощи?
1. Дипломатическое признание западными державами Венгрии, Польши и Румынии, а затем раскол с Западом из-за «плана Маршалла» дали основание Москве отказаться от сдерживания революционности компартий восточноевропейских стран. Советское руководство, осознав, что США не допустят расширения советского влияния в Западной Европе, решило способствовать завершению большевизации Европы Восточной.
Добиваясь ослабления конкурентов, компартии опирались на командные позиции, которые они успели приобрести в органах внутренних дел и иных силовых структурах. Многопартийность становилась формальностью. Позиции некоммунистических партий подрывались при помощи провоцирования расколов в них, а также фабрикации дел по обвинению оппозиции в заговорах против государства. Так произошло в Болгарии (осужден и казнен лидер оппозиционного крыла Болгарского народного земледельческого союза Никола Петков), в Румынии (к пожизненному заключению был приговорен лидер Национал-цара- нистской партии Юлиу Маниу, а сама партия - распущена), в Венгрии премьер-министр Ф. Надь в мае 1947 г. после разоблачения очередного «заговора» отказался вернуться на родину из Швейцарии. Вынужден был эмигрировать и бывший вице-премьер Польши С. Миколайчик. Группировки социал-демократов, которые не желали объединяться с коммунистами, вынуждали самораспуститься, а их лидеров - отправляли в эмиграцию.
К осени 1947 г. в странах Восточной Европы, за исключением Чехословакии и Венгрии, коммунисты определяли направленность правительственной политики.
22 сентября 1947 г. в польском курортном городке Шклярска По- ремба по инициативе И. В. Сталина и И. Б. Тито началось совещание руководителей девяти коммунистических партий Европы (СССР, Югославии, Польши, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Франции и Италии), на котором было принято решение о создании Информационного бюро коммунистических партий. На совещании выступил Ю. А. Жданов с докладом «О международном положении», в котором он развил тезис о противостоянии на международной арене двух лагерей - «лагеря империалистического и антидемократического, с одной стороны, и лагеря антиимпериалистического и демократического, с другой». Этот тезис был одобрен представителями компартий.
Сообщение для прессы об этом совещании было сделано только в начале октября. Местопребыванием Коминформа и редакции издаваемой им газеты «За прочный мир, за народную демократию!» стал Белград. Основной функцией Коминформа стало эффективное управление коммунистическими партиями, осуществляемое из Москвы. Коминформ фактически представлял собой модифицированную версию Коминтерна, распущенного в 1943 г. Это был не только шаг по пути консолидации коммунизма в Восточной Европе, но и инструмент проецирования советского влияния в социалистические и коммунистические круги западноевропейских стран.
2. И. В. Сталину в Восточной Европе симпатизировали мало. Но даже не доверявшие ему умеренные регионы полагали, что после войны он пойдет на проведение реформ и избирательную либерализацию. Президент Чехословакии Э. Бенеш рассуждал именно таким образом. Как опытный политик, знавший положение дел в стране и переживший кризис 1929--1933 гг., он сознавал, что «в чистом виде» концепция демократии в Чехословакии не сработает. Бенеш склонялся к необходимости найти разумное сочетание демократии с сильной властью. Выбирать приходилось между демократией и политической эффективностью. Бенеш предпочитал второе.
Чехословацкие коммунисты не были самыми ортодоксальными. Премьер-министр К. Готвальд был коммунистом, но он допускал возможность пути к социализму, минуя диктатуру пролетариата и развивая сотрудничество как с Советским Союзом, так и Западом. К середине 1947 г. чехословацкий кабинет был в Восточной Европе самым гибким в вопросах внешнеполитической ориентации.
Москва стала оказывать мощное давление на Прагу. Ускоренные под давлением Москвы социалистические преобразования привели к правительственному кризису, осложненному вооруженными и массовыми выступлениями коммунистов. После гибели министра иностранных дел Яна Масарика при невыясненных обстоятельствах дни демократической Чехословакии оказались сочтены.
В Чехословакии началась чистка госаппарата и «реорганизация» тех партий, которые пытались противодействовать коммунистам. Социал- демократическая партия вынуждена была объединиться с компартией. Президент Э. Бенеш подал в отставку, отказавшись поставить свою подпись под принятой к тому времени под давлением левых новой конституцией страны. Место президента Чехословакии занял К. Готвальд.
В западной литературе принята точка зрения о том, что февральский кризис 1948 г. в Праге оказался неожиданным для стран Западной Европы и США как в смысле его внезапности, так и отсутствия попыток чехословацкой общественности оказать коммунистам сопротивление. В США восприняли известия о перевороте в Праге болезненно, хотя было очевидно, что ничего практического США и Британия сделать не могут и не будут.
3. Размещение штаб-квартиры Коминформа в Белграде оттенило особое положение, которое компартия Югославии и сам И. Б. Тито занимали среди компартий и лидеров Восточной Европы. И. Б. Тито, сумевший самостоятельно и при поддержке западных стран, а не только Советского Союза, сформировать в годы войны боеспособные вооруженные силы, был в наименьшей степени из всех восточноевропейских коммунистов обязан своим возвышением И. В. Сталину. Для него, в отличие от руководителей других восточноевропейских правительств, не существовало проблемы дипломатического признания со стороны США и Британии.
Лидер югославской компартии уклонялся от следования полугласным соглашениям о сферах влияния на Балканах, которые заключили СССР и западные державы в годы войны за спиной малых стран. Однако Белград не ставил под вопрос лидерство Советского Союза в мировом коммунистическом движении и свидетельствовал свое уважение И. В. Сталину. При этом руководство Югославии проводило социально-экономические реформы - национализацию промышленности и банков, уничтожение частного сектора. Югославия вместе с остать- ными странами народной демократии отказалась принять участие в «плане Маршалла».
Поводом для открытого конфликта Белграда с Москвой стато намерение И. Б. Тито и лидера болгарских коммунистов Г. Димитрова создать на Балканах федерацию южных славян. С учетом болгаро-югославских противоречий из-за Македонии идея федерации была формой растворения этно-территориального конфликта между двумя странами в их сотрудничестве. Болгаро-югославская федерация могла оказаться притягательной для подключения других балканских и дунайских стран - в дипломатических кругах Европы обсуждались вопросы заключения многосторонней конвенции о Дунае - водной артерии, связующей Центральную Европу с Юго-Восточной. Если бы проект федерации разросся до масштабов балкано-дунайского сотрудничества, то центр восточноевропейской политики сместился бы к Югославии и в «социалистическом лагере» появилось бы подобие двоецентрия. Это не устраивало Москву.
Сначата СССР поддержал предлагавшийся Г Димитровым мягкий, по сути конфедеративный, вариант федерации, согласно которому Болгария и Югославия оказывались равноположенными ее частями. И. Б. Тито выступал за более жесткий проект - единое государство.
С середины 1947 г. советские представители стали обвинять лидеров Югославии в стремлении поставить себя в исключительное положение среди других компартий. Между двумя странами начинались трения.
Между тем, инициаторы балканской федерации развивали свои идеи. Г Димитров и И. Б. Тито стати говорить об общебалканском объединении, включающем Румынию, Венгрию, Албанию и Грецию (в случае победы в ней коммунистического строя). Г. Димитров допускал даже возможность включения в него Польши и Чехословакии. Белград и София бросали вызов договоренностям о разделе сфер влияния на Балканах между великими державами.
10 февраля 1948 г. югославские и болгарские лидеры были приглашены в Москву, где им было указано на недопустимость проведения не согласованной с СССР внешней политики, причем беседа И. В. Сталина с И. Б. Тито состоялась в оскорбительном для последнего тоне. Г. Димитров уступил давлению, но И. Б. Тито стоял на своем. После продолжавшегося несколько месяцев закрытого обмена письмами И. В. Сталин потребовал вынести вопрос на рассмотрение Коминформа. 28 июня 1948 г. на состоявшемся в Бухаресте совещании Коминформа была принята резолюция «О положении в Коммунистической партии Югославии». КПЮ была исключена из Коминформа, а к «здоровым силам» внутри югославской компартии его лидеры адресовали призыв сместить И. Б. Тито. КПЮ отвергла резолюцию. Советско-югославские отношения стали ухудшаться. Москва свернула товарооборот с Белградом и отозвала из Югославии экономических советников.
4. В годы Великой Отечественной войны тотальный контроль был объективно невозможен. Победа над нацизмом раскрепостила общественное сознание, подготовила условия для психологического отторжения наиболее варварских черт сталинского режима. Определенное воздействие на умы оказало длительное пребывание действующей армии в государствах Центральной и Восточной Европы.
Признаки колебаний в общественных настроениях, по-видимому, ощущались в Кремле. Стремясь предупредить размягчение «морально- политического единства» советского общества, сталинское руководство в конце 1940-х годов повторно прибегло к политическим репрессиям, хотя их размах не достигал масштабов террора 1930-х годов.
Началом послевоенной волны репрессий в СССР принято считать 14 августа 1946 г., хотя первые эшелоны с арестованными военными были отправлены с фронта в концентрационные и трудовые лагеря уже в мае 1945 г., когда в печати началась травля писателя-сатирика М. М. Зощенко и поэтессы А. А. Ахматовой. Они были исключены из Союза писателей СССР. Травля этих писателей переросла в общесоюзную кампанию, в ходе которой подвергалось обструкции и изгонялось все, в чем усматривался малейший намек на уклонение от официальной партийной линии в вопросах культуры.
В июне 1947 г. после принятия указа об усилении борьбы с хищениями социалистической собственности были осуждены и отправлены в лагеря сотни тысяч людей, уличенных в хищениях, к которым относились колоски, подобранные полуголодными крестьянами на полях, или катушки ниток, вынесенные со швейной фабрики.
Но самая неожиданная по характеру кампания борьбы с инакомыслием развернулась в СССР в 1948 г. Она началась с провозглашения борьбы с «низкопоклонством перед Западом». Высказываться положительно о технических, экономических, культурных достижениях западных стран, не говоря уже о западной государственной системе, стало опасно. На эту кампанию наложилась новая - началась борьба с «буржуазным национализмом» и «космополитизмом». Носителями этих «пороков» были названы лица еврейской национальности. В сентябре 1948 г. после прибытия в СССР первого посла Государства Израиль Голды Ме- ерсон (Голды Меир) в Москве состоялись стихийные митинги в поддержку Израиля, и хотя они не были по содержанию антисоветскими, советское руководство стало подозревать, что инициатива проведения неразрешенных митингов может распространиться. Ответом были гонения против евреев. Из «Правды» был уволен знаменитый советский публицист И. Г. Эренбург, перед тем пользовавшийся расположением И. В. Сталина. В ноябре 1948 г. было сфабриковано дело о созданном по инициативе советского правительства в 1941 г. Еврейском антифашистском комитете. Комитет был распущен, а его руководители - арестованы, затем расстреляны или приговорены к длительным срокам заключения.
Этот процесс не успел забыться, как в декабре 1948 г. началось «ленинградское дело» против руководителей Ленинградской области и выходцев из Ленинграда, которые перешли на работу в Москву. Процесс по делу продолжался до сентября 1950 г. и завершился смертными приговорами шестерым обвиняемым, включая председателя Госплана Н. А. Вознесенского, председателя Совета министров РСФСР М. И. Родионова и секретаря ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецова. Кроме них по «ленинградскому делу» было репрессировано еще более 200 человек, включая членов семей основных фигурантов. Это было полностью сфабрикованное дело, жертвы которого после смерти Сталина были реабилитированы. В январе 1953 г. началось «дело врачей-убийц», но оно не было завершено из-за смерти Сталина 5 марта 1953 г.
Происходящее в СССР задавало своего рода стандарт внутриполитической ситуации для восточноевропейских стран. Политические связи между странами ЦВЕ после установления однопартийных коммунистических режимов стали строиться по «партийно-государственной модели» - отношения по линии правящих партий и по линии государств были нераздельны. Важнейшие решения, касающиеся отношений между странами народной демократии, замыкались лично на И. В. Сталина. Особенно жесткий контроль над странами-сателлитами Москва осуществляла в военных делах. Значительную часть нового офицерского корпуса на первых порах составляли советские кадры (в частности, министр обороны Польши - маршал СССР К. К. Рокоссовский). Это объяснялось как потерями, понесенными во время войны, так и необходимостью чистки вооруженных сил стран Восточной Европы от представителей старой военной элиты.
Важным элементом установления коммунистического контроля в странах Восточной Европы стали политические репрессии и чистки. Особенно сильно стимулировал этот процесс советско-югославский конфликт. Жертвами охоты на «титоистов» и сторонников национальных моделей коммунизма стали партийные и государственные деятели: Лукрециу Патрашкану (Румыния), Ласло Райк (Венгрия), Трай- чо Костов (Болгария), Кочи Дзодзе (Албания). В Польше за «правона- ционалистический уклон» был снят со своего поста и подвергнут домашнему аресту генеральный секретарь ЦК правяшей Польской рабочей партии (до ее объединения с социалистами) Владислав Гомулка. В Чехословакии жертвой репрессий стал генеральный секретарь ЦК КПЧ Рудольф Сланский. Процесс над ним, а также еще несколькими обвиняемыми (среди них министр иностранных дел Владимир Кле- ментис), имел антисемитскую окраску (основные обвиняемые были евреями), и его совпадение по времени с аналогичной кампанией в Советском Союзе было не случайным. В Румынии в 1952 г. также были арестованы Василе Лука и Анна Паукер. В свою очередь в Югославии разрыв со Сталиным и гонения на «титоистов» в СССР и восточноевропейских странах повлек ответные преследования коминформовцев, проводимые руками сторонников И. Б. Тито.
Репрессии в СССР и странах Восточной Европы негативно сказывались на репутации Советского Союза, подтверждая худшие опасения на Западе по поводу сущности режимов социалистических стран. Симпатии к СССР к концу 1940-х годов были замещены негативным стереотипом, в соответствии с которым Советский Союз представлялся «необъяснимо агрессивным», сильным и опасным государством. Вести речь о партнерстве с такой страной на Западе было опасно для репутации всякого, кто бы посмел высказать такую мысль. Нормой западного общественного мнения стало боязливо-подозрительное и одновременно отстраненно-насмешливое отношение к происходящему в СССР и предложениям советских лидеров.
Не имея возможности оказывать давление непосредственно на Москву, западные страны отыгрывались на ее сателлитах. Отношения стран народной демократии с некоммунистическим миром носили ограниченный характер (за исключением Югославии после ее разрыва с СССР). Болгария, Венгрия и Румыния до 1955 г. не могли вступить в ООН. Запад обвинял их в нарушении постановлений мирного договора в части, касающейся обеспечения прав человека. Также до 1955 г. не могла вступить в ООН Албания. ГДР вплоть до 1971 г. не могла добиться полноценного международного признания: в период правления К. Аденауэра была принята «доктрина Хальштейна», в соответствии с которой Бонн отказывался поддерживать дипломатические отношения со странами, которые признают ГДР.
В США в конце 1948 г. было принято специальное законодательство, ограничивающее американский экспорт в социалистические страны, а в 1950 г. создан Координационный комитет НАТО по контролю за экспортом в социалистические страны (КОКОМ), цель которого состояла в согласовании мер по недопущению передачи этим странам стратегических товаров и технологий.
5. Отказ СССР и стран народной демократии от «плана Маршалла» ставил перед ними задачу поиска экономической альтернативы. Страны ЦВЕ понесли огромные потери во время Второй мировой войны, которые усугубились ущербом от радикальных мер новых властей (форсированная индустриализация, принудительное сворачивание мелкотоварного сектора). Формирование новой структуры хозяйства требовало перехода от двустороннего сотрудничества к многостороннему.
Эту задачу призван был решить Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), учрежденный в январе 1949 г. Его участниками стали все социалистические страны Европы кроме Югославии (с 1960-х годов Белград стал участвовать в работе некоторых органов СЭВ). В 1950 г. к СЭВ присоединилась ГДР, а впоследствии в него вступили Монголия, Вьетнам и Куба. В круг задач СЭВ входили обмен хозяйственным опытом, технический обмен, организация взаимных поставок сырья, машин и оборудования, а также продовольствия. В первое десятилетие главной сферой экономического сотрудничества стран СЭВ оставалась внешняя торговля. С середины 1950-х годов начали предприниматься меры по развитию специализации и кооперирования производства. В 1962 г. был образован Исполнительный комитет СЭВ, регулярно стали проводиться заседания различных органов и комиссий. Стало возможным осуществлять в рамках СЭВ экономическое сотрудничество на основе коллективно согласованных целей, решений и программ. Начав с согласованных взаимных поставок товаров, участники СЭВ перешли к более высоким формам экономического сотрудничества, охватывающим целые области производства, науки и техники.
СЭВ тогда выполнял больше политические, чем экономические задачи - закрепить советское доминирование в регионе путем формирования однотипных экономических механизмов. Таким образом, к началу 1950-х годов экономическому и политическому объединению государств в Западной Европе было противопоставлено объединение государств в Восточной Европе, в котором ведущую роль играл Советский Союз.
Минимум знаний
1. Ужесточение подходов Сталина к строительству социалистического содружества, а также фактический курс западных союзников на формирование собственных механизмов экономического взаимодействия способствовали переходу полноты власти в восточноевропейских странах к коммунистам.
Для управления коммунистическим движением было создано Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ), которое стало аналогом Коминтерна.
2. В результате обострения противоречий в руководстве Чехословакии под давлением из Москвы некоммунистические силы были отстранены от управления страной. Западные страны оказались не готовы адекватно ответить
на произошедшее, и коммунистический режим утвердился у власти. После падения президентства Бенеша в Восточной Европе, по сути, не осталось умеренных правительств.
3. Попытки Белграда проводить самостоятельную линию в рамках и за пределами социалистического содружества, несмотря на признание первенствующей роли Москвы, спровоцировали жесткую реакцию последней. Поводом к разрыву послужило стремление Югославии и Болгарии создать Балканскую Федерацию. После отказа югославского лидера Тито подчинить свои действия в сфере внешней политики Сталину, югославская компартия была исключена из Коминформа. В коммунистическом лагере произошел первый серьезный раскол.
4. Новая волна репрессий и подавления инакомыслия, в значительной мере уничтожила ростки свободы в подсоветском обществе, возникшие в ходе|Великой Отечественной войны. Более того, репрессии, подобные советским, стали проводиться и в странах Восточной Европы. Это наносило вред образу СССР в глазах западной общественности, увеличивало пропасть между Западом и Востоком.
5. СЭВ был создан для переориентации экономик Восточной Европы на СССР и формирования в регионе однотипных государствоцентричных экономических систем, которые в 1950-х годах считались в Советском Союзе эффективными.

После окончания Второй мировой войны буквально за несколько лет в Восточной Европе произошли значительные политические, социальные, экономические и культурные изменения.

Многие процессы и события того времени до сих пор оцениваются неоднозначно. По проблемам Восточной Европы было опубликовано много работ, авторы которых часто приходили к совершенно противоположным, отрицающим друг друга выводам. Причины этого положения видятся в следующем обстоятельстве: недостаток информации или ее искажение, а также различие идеологических установок самих исследователей.

Одни авторы, как правило, представители Западной историографии, полагали, что режимы, утвердившиеся в странах Восточной Европы в послевоенное время, стали результатом "экспорта революции" Советским Союзом, который осуществлялся в рамках мировой социалистической революции. В советской и восточноевропейской историографии существовали две основные точки зрения. С одной стороны, полагали, что в странах Восточной Европы была народно-демократическая революция, вследствие которой сформировались условия для перехода к построению социалистического общества, а, с другой стороны, предполагалось, что с самого начала был взят курс на построение общества по советской модели.

В 90-е годы появилась возможность по-новому взглянуть на многие события послевоенной истории стран Восточной Европы. Эта возможность появилась благодаря рассекречиванию советских архивов, ознакомлению с фондами, носившими до этого времени гриф "совершенно секретно". "Новые документы раскрывают перед нами ход послевоенного политического развития Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии и Югославии, воздействие советской внешней политики на политическую, экономическую и культурную жизнь этих стран, формирование их международных отношений".

Новые данные о различных сторонах развития Восточной Европы в период первого десятилетия после второй мировой войны, при всей их значимости, не в состоянии устранить необходимость теоретического осмысления процессов, происходивших в этом регионе. И в этом вопросе по-прежнему остается много неразрешенного.

Как свидетельствуют документы, уже "...на заключительном этапе Второй мировой войны союзниками по антигитлеровской коалиции широко обсуждались вопросы послевоенного устройства в Восточной Европе. Это переустройство касалось не только Венгрии, Румынии и Болгарии, которые были на стороне фашистской Германии, но и стран, подвергшихся агрессии и оккупации, - Польши, Чехословакии, Югославии и Албании".

Разгром фашистской Германии и ее союзников оказал огромное влияние на послевоенные процессы в экономической, политической и социальной жизни европейских стран. Народы многих стран, которым в годы второй мировой войны был навязан фашистский «новый порядок», поднялись на борьбу за возрождение своей государственности, восстановление национального достоинства, за решительную демократизацию общественной жизни. Эта борьба за национальное возрождение и социальный прогресс развернулась в странах Восточной Европы, где начинавшиеся процессы преобразований приняли, в соответствии с распространенной точкой зрения, форму народно-демократических революций.

Революционный "порядок" перемен в политической системе стран Восточной Европы был обусловлен, прежде всего, наличием благоприятных внутренних и внешних условий. Важнейшими среди них стали: разгром фашизма, освобождение Советской Армией стран восточного региона, участие народов этих стран в борьбе против фашизма. Однако для реализации этих благоприятных возможностей и проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований определяющее значение имела деятельность самих народов Восточной Европы, способность возрождающихся политических организаций повести народы освобожденных стран на борьбу за национальное возрождение и социальный прогресс.

В течение 1944-1947 годов в Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Албании, Югославии и Болгарии были созданы народные органы власти, ликвидированы остатки фашистского диктата, восстановлена независимость и внешнеполитический суверенитет, проведены крупные социально-экономические реформы.

Народно-демократические революции в разных странах происходили неодинаково, в зависимости от внутренних условий и соотношения классовых сил в каждой из этих стран. Значительное, но неоднозначное влияние на ход событий в странах Восточной Европы оказывал Советский Союз. Помогая в осуществлении демократических реформ, сталинское руководство в то же время стремилось направить ход событий и развитие политической ситуации в нужную ему сторону, привести к власти коммунистов и навязать странам, в которых формировалась народная демократия, советскую модель развития.

На этом основании в дискуссиях историков высказывалась иная точка зрения на существо процессов, происходивших в 1944-1947 гг. в странах Восточной Европы. Ее сторонники ставили под сомнение само наличие народно-демократических революций в этих странах, отрицали факт широкого народного движения за демократические преобразования и считали, что Советский Союз с самого начала навязывал странам Восточной Европы сталинскую модель общественного развития.

Летом 1945 г. проходит целая серия согласований с советским руководством вопросов изменений в правительствах ряда восточноевропейских стран.

Деятели восточноевропейской коммунистической эмиграции в Москве и органы компартий в самих странах Восточной Европы постоянно получали директивы от Отдела международной информации ЦК ВКП (б) по актуальным политическим вопросам, равно как установки, выработанные советским руководством. Причем, когда происходило освобождение Восточной Европы от гитлеровской оккупации и прогитлеровских режимов, центральными в этих указаниях становятся проблемы, касающиеся характера власти, которая устанавливалась в странах региона, взаимоотношения коммунистов с другими политическими силами и практической деятельности компартий в новых условиях, задачи укрепления коммунистических позиций. В сущности, не только принципиальные направления политики компартий, но и многие их конкретные шаги либо согласовывались, либо определялись в Москве.

По мере того как с лета-осени 1944 г. началось установление «народных демократий» и стал происходить захват коммунистами власти в Восточной Европе, иерархическая система отношений компартий региона с Советским Союзом превратилась в одну из непосредственных основ формирования советского блока. Отдел международной информации ЦК ВКП (б) по-прежнему выполнял функции контроля за деятельностью компартий, отныне либо участвовавших во власти, либо занявших господствующее положение в странах Восточной Европы. По системе радиотелеграфной шифросвязи отдел систематически запрашивал у компартий информацию об их деятельности, о дальнейших планах, о положении в их странах, получал от партий соответствующие отчеты, направлял им разного рода указания, которые советское руководство считало в тот или иной момент необходимыми. Наряду с шифроперепиской другой важной формой контроля и руководства компартиями стали с этого времени периодические поездки восточноевропейских коммунистических деятелей в Москву для рассмотрения более важных текущих вопросов.

"Опубликованные в последнее время документы свидетельствуют, что в Восточной Европе при активном участии различных слоев населения были проведены глубокие демократические преобразования. Это опровергает мнения многих исследователей, утверждавших, что Советский Союз с самого начала навязал странам Восточной Европы модель сталинского общественного развития, отрицая при этом сам факт широкого народного движения за демократическое устройство государства".

Социально-экономические и политические реформы решали относительно общие для стран Восточной Европы задачи - демократизацию общественной жизни, восстановление буржуазно-демократических форм государственности.

На самых первых этапах формирования государственных органов власти в восточноевропейских странах предпринимались попытки создания коалиционных правительств, куда вошли бы представители партий и организаций самых различных политических ориентаций и установок.

Демократические преобразования в восточноевропейских странах осуществлялись в острой идейно-политической борьбе. На этом этапе здесь сохранилась многопартийность, которая в первые послевоенные годы была совсем не формальной, в отличие от начала 50-х годов. Наряду с коммунистическими партиями, которые уже в тот период с помощью Советского Союза добились ведущих позиций, а их представители нередко возглавляли правительства, действовали социал-демократические, крестьянские и либерально-буржуазные партии и организации. Во всех этих странах были сформированы общественно-политические объединения типа народных фронтов. Многопартийность сохранялась и на правительственном уровне: правительства этих стран формировались на коалиционной основе. Межпартийная борьба концентрировалась на вопросах о характере и масштабах обобществления частной собственности в промышленности, о характере политической организации общества.

Таким образом, за короткий промежуток времени после окончания второй мировой войны в странах Восточной Европы произошли крупные экономические, социальные и политические преобразования. Народная демократия вошла в историю как переходная форма политической системы общества в результате революций 40-х годов. Уже на этом этапе революции встали вопросы о дальнейших перспективах общественного развития. Довольно быстрое осуществление основных демократических задач породило в этих странах убеждение в возможности быстрого перехода к решению социалистических задач. Некоторые из них (Югославия, Болгария) заявили о вступлении на социалистический путь развития сразу после освобождения, при попутном решении задач демократического этапа революции. В других странах Восточной Европы о завершении народно-демократических революций и перерождении их в социалистические было заявлено через три-четыре года после начала переустройства. Так, в Чехословакии, освобожденной Советской Армией и восставшим народом, в самые первые годы после войны были проведены важные демократические реформы, образовано коалиционное правительство на многопартийной основе. Но уже в феврале 1948 г. в результате острейших политических конфликтов и внешнего давления со стороны Советского Союза власть в стране перешла в руки коммунистов, которые, в свою очередь, провозгласили курс на "социалистическое строительство".

Провозглашение этого нового курса в странах народной демократии объяснялось в значительной мере идейно-теоретической слабостью руководства коммунистических партий, которые держали в своих руках всю власть в государстве. Советский опыт был использован в полной мере. Его канонизация привела к слепому подражанию и механическому копированию модели государственно-бюрократического социализма в СССР без учета специфики развития народов и государств в целом.

Но самой главной причиной, оказавшей решающее влияние на принятие именно такого курса, был внешний фактор - серьезное давление со стороны советского руководства, особенно усилившееся с середины 1947 г. Советским руководством было инспирировано принудительное объединение коммунистических и социал-демократических партий. Другие партии были в свою очередь вытеснены на обочину политической жизни, постепенно теряли свой авторитет и влияние. Их деятельность подавлялась, а представители правых и либерально-демократических течений подвергались преследованиям. Подобные действия советской внешней политики - навязывание сталинской модели социализма в 1947-1948 гг. - искусственно прервали естественный процесс народно-демократических революций во многих странах. В итоге они встали на путь "ускоренного социалистического строительства". Именно тогда эти страны стали называться социалистическими, хотя это вовсе не отражало сущности их общественно-политического строя. Постепенно, на протяжении 50-х годов, они превратились в авторитарно-бюрократические государства. Социально-экономическое развитие в странах Восточной Европы в значительной мере ускорялось благодаря экономической и научно-технической помощи Советского Союза.

Красная Армия играла немалую роль в создании благоприятного образа Советского Союза, в распространении принятых в СССР взглядов на социализм, в пропаганде «преимуществ» советского строя и образа жизни советских людей. Как писал в последствии маршал А.М. Василевский, «советские воины поистине являлись пропагандистами величия дела социализма». Они должны были «разоблачать годами распространявшуюся буржуазной пропагандой клевету на советский строй, на наш образ жизни», оказывать помощь «народам в строительстве народно-демократических государств». Особую роль в реализации классовой миссии Красной Армии играли ее политорганы, которые проводили большую разъяснительную работу среди населения освобожденных территорий.

Советское руководство требовало от «народных демократий» и тамошних компартий дисциплинированного проведения нужной Кремлю внешней политики - как в отношениях с Западом, так и в важных вопросах между самими странами Восточной Европы.

Что же касалось внутриполитического развития «народных демократий», то, насколько видно из архивных документов, по крайней мере до лета 1947 г. Москва в основном стремилась к максимально возможному в конкретных условиях каждой страны в тот или иной момент укреплению и расширению позиций коммунистов в государственной власти. В тех случаях, когда, по мнению советского руководства, какая-то из восточноевропейских компартий допускала ошибки в достижении этой цели, Кремль направлял ее лидерам соответствующие директивы. Например, в начале лета 1946 г. Сталин обвинил руководителей компартии Болгарии в уступчивости оппозиции и партнерам по Отечественному фронту, потребовал сместить некоторых некоммунистических министров, целиком установить контроль над армией, «показать зубы». Эти требования были выполнены. А осенью 1946 г., когда после парламентских выборов должно было быть сформировано новое правительство Болгарии, Димитров послал Жданову предварительный проект его состава с просьбой сообщить, если у Сталина возникнут замечания по проекту.

С конца лета - начала осени 1947 г. в документах отдела внешней политики ЦК ВКП (б) появляются установки, нацеливавшие восточноевропейские компартии на социалистическое развитие своих стран. Конкретно это было связано с подготовкой к совещанию девяти компартий в Шклярской Порембе (Польше), на котором был создан Комиинформ. В ходе подготовки отдел по заданию советского руководства составил в августе - начале сентября 1947 г. информационно-аналитические записки почти о каждой существовавшей тогда компартии, причем особое внимание уделялось компартиям Восточной Европы. В записках содержались как положительные характеристики, так и критика того, что, с советской точки зрения, казалось неудовлетворительным.

Главными критериями оценки положения в той или иной стране при этом являлись степень сосредоточения власти в руках коммунистов, оттеснения, подчинения, изменения всей государственной структуры в соответствии с этими целями. Масштаб осуществления национализации, т.е. перехода в государственную собственность промышленности, транспорта, финансовой системы и торговли, проведение аграрной реформы в деревне, развитие кооперации под контролем компартии. Важнейшим критерием была также степень ориентированности внешней политики на Советский Союз, следования советской линии и советским интересам на международной арене.

Однако осуществление социально-экономических и политических преобразований сразу же столкнулось с рядом серьезных проблем. Правящие коммунистические и рабочие партии, восстановленные после освобождения этих стран или созданные вновь, не обладали ни идейно-теоретическим, ни практическим опытом, соответствующим масштабам стоявших перед ними задач. Поэтому опыт СССР стал для них образцом для подражания. Идейно-идеологическая слабость компартий, возглавлявших народно-демократические государства, в немалой степени явилась главной причиной того, что этот опыт стал для них универсальным образцом. При этом он довольно настойчиво навязывался странам Восточной Европы советским руководством. В результате был прерван естественный путь развития народно-демократической революции и всем странам, провозгласившим переход на социалистический путь развития, были навязаны модель по советскому образу. Она предусматривала последовательное огосударствление всех экономических укладов. Страны Восточной Европы стали на экстенсивный путь индустриализации с ее упором на ускоренное развитие тяжелой промышленности.

Советские руководители взяли на себя роль координаторов позиций стран Восточной Европы по международным проблемам. Например, принятие или непринятие странами Восточной Европы "плана Маршала", предусматривавшего комплекс содействия со стороны США развитию европейских государств, целиком зависело от позиций Советского Союза. 5 июня Маршалл изложил в Гарварде основные направления экономического плана, призванного "помочь европейцам снова обрести экономическое здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир".

В июле в Париже была назначена конференция, открытая для всех стран, в том числе и СССР. Совершенно неожиданно для всех 26 июня во французскую столицу прибыл Молотов во главе делегации, количество членов которой и их ранг давали пищу для оптимистических прогнозов. Однако через три дня представители выразили свое принципиальное несогласие с американским проектом: они соглашались на двустороннюю помощь без предварительных условий и контроля, но возражали против коллективного предприятия, способного поставить под сомнение исключительное влияние СССР в Восточной Европе и увеличить способность Западной Европы к сопротивлению. В то же время они постарались уменьшить психологический эффект, произведенный предложением Маршалла, путем сравнения огромных нужд послевоенной Европы и ограниченных возможностей США. В конце концов, 2 июля Молотов прервал переговоры, заявив, что "поставленные под контроль" европейские страны потеряют ради удовлетворения "нужд и желаний некоторых великих держав" свою экономическую и национальную независимость.

Между тем некоторые восточноевропейские страны, в том числе Польша и Чехословакия, приняли приглашение участвовать в международной конференции, созываемой 12 июля в Париже для обсуждения плана Маршала. Однако через несколько дней под давлением СССР сначала Польша, а затем и Чехословакия объявили, что они не будут представлены в Париже. В Чехословакии коммунисты уже контролировали, помимо поста председателя Совета Министров, Министерство Внутренних Дел и Национальной Обороны и могли в любой момент захватить всю власть в государстве. Да и общественное мнение в стране после Мюнхена больше доверяло славянскому старшему брату, чем западным демократиям. 10 июля чехословацкое правительство объяснило, что его участие в конференции могло быть истолковано "как акт, направленный против СССР". 11 июля Румыния, Венгрия, Албания и Финляндия также заявили о своем отказе; таким образом, именно июлем 1947 года следует датировать раскол Европы: с одной стороны-клиенты США, с другой - сателлиты Советского Союза.

В этой ситуации странам Восточной Европы, вынужденным под давлением со стороны советского руководства отказаться от "плана Маршалла", не оставалось другого пути, как установить тесные экономические связи с СССР и тем самым все глубже втягиваться в орбиту его влияния.

После заключения мирных договоров стало очевидным обострение противоречий между СССР и его бывшими союзниками. В этих условиях Советский Союз и родственные ему леворадикальные группировки в Восточной Европе отошли от ориентации на постепенность перехода к социализму, взяв курс на силовые методы решения политических проблем. Как резюмируют на основе собранных и обобщенных ими факторов Г.П. Мурашко и А.Ф. Носкова, Советский Союз, обязанный согласно решениям великих держав в Ялте и Потсдаме. Выполнять роль арбитра в отношениях различных политических сил и гаранта демократического развития стран Восточной Европы, по мере нарастания противоречия на международной арене стал все чаще занимать одностороннюю позицию, игнорируя обращения некоммунистических общественных сил и способствуя использованию компартиями силовых методов подавления оппозиции. За этим последовало устранение из пришедших к власти коммунистических партий сторонников «национального пути» к социализму и принятие безальтернативного курса на советизацию стран Восточной Европы.

Чем длительнее становился опыт успешного функционирования народной демократии, тем больше укреплялась мысль: революционная власть может эффективно функционировать, существенно отличаясь от того, что имело место в тогдашнем Советском Союзе. Для власти трудящихся совсем не смертелен ни идейный, ни политический плюрализм, коренные задачи общественного прогресса можно решать и при сохранении многопартийности, поступательное развитие совсем не требует постоянного возбуждения и поддержания «классовой ненависти», ибо переговоры и соглашения противоборствующих сил дают больший результат, чем их конфликты. Многие лидеры стран Восточной Европы убедились в том, что найден новый путь к новой жизни. Они надеялись через народную демократию, воплощающую в себе политическую власть широкого классового союза и блока различных политических партий, перейти к социализму без диктатуры пролетариата, но при гегемонии последнего, путем классовой борьбы, но без ее жестоких форм, которыми характеризовался советский путь к социализму.

В итоге в восточноевропейском регионе сложилась совершенно новая геополитическая ситуация: лидеры некоммунистических партий и организаций вынуждены были иммигрировать на Запад. Постепенно произошла смена политического статуса различного рода межпартийных концессий, т. н. народного фронта. Они были преобразованы во второстепенные организации, напоминающие общественные движения. А там, где сохранился их формальный статус, весь контроль над такими, как профсоюзы, союзы женщин, ветеранов, молодежи взяла на себя коммунистическая партия. Они стали, таким образом, своеобразной формой поддержки программы строительства социализма, намеченной коммунистическим руководством.

С 1948 г. коммунистические и рабочие партии стран Восточной Европы стали монополистами в осуществлении основных направлений внутренней политики. Монополия на власть стала порождать такие явления, как подмену политической партией органов государственного управления, переход к методам непосредственного администрирования и командования как в государстве, так и в обществе. Стала складываться система осуществления власти и управления, которая позднее получила название "партия - государство". Партийный аппарат и институт партийной номенклатуры стали основой этой системы.

Обеспечение интересов СССР в странах Восточной Европы было поставлено советским руководством в прямую зависимость от участия в системе власти в этих странах идейно близких ему политических сил, продвижение этих сил к политической монополии и создание тоталитарного общественного строя, подобного советскому. Наряду с политическими формами влияния на внутренние процессы в странах Восточной Европы СССР стал прибегать и к силовым методам воздействия на общество (провоцирование правительственных кризисов, аресты оппозиционеров).

Следует обратиться к 1948 г., ставшему поворотным во многих аспектах. Именно события 1948 г. и связанный с ним сталинский поворот в коммунистическом движении свидетельствовал о том, что жизнь не оставляет никаких шансов для реализации нового народно-демократического пути исторического прогресса. Речь Черчилля в Фултоне, звавшая к новому «крестовому походу» против коммунизма, явилась достаточным поводом для нового реакционного поворота И. Сталина с целью упрочения сталинизма в коммунистическом движении стран народной демократии. И. Сталин, опасаясь, что идеи свободы и демократии, принесенные с Запада, глубоко проникнут в советское общество и, понимая, что новый, народно-демократический путь к социализму - с многопартийностью, инакомыслием и парламентской оппозицией - может стать «заразительным примером» для советских людей. В 1947-1949 гг. совершает поворот в сторону принудительного внедрения сталинизма в коммунистическое движение и те народно-демократические союзы, где, как ему казалось, его было недостаточно. С этого времени концепция нового, народно-демократического пути исторического прогресса сначала отодвигается, а потом с началом антиюгославской кампании - отбрасывается. А приверженцы «национальных путей» к социализму во главе с «бандой Тито» объявляются «пятой колонной», изгоняются из коммунистического движения и истребляются (Трайчо Костов в Болгарии, Ласло Райк в Венгрии, а после ноябрьского пленума ЦК ПОРП (1949 г.) изгоем, домашним арестантом становиться Веслав Гомулка в Польше). Для стран народной демократии начался «свой 1937 год», когда репрессии и казни подстегивали ускоренное формирование политической системы сталинизма.

Единства в руководстве стран Восточной Европы относительно путей своего развития, да и отношений с СССР, не было. Однако робкие попытки поиска отдельными политическими и государственными деятелями этих стран альтернативных путей социально-экономических преобразований пресекались как проявление ревизионизма и оппортунизма и нередко заканчивались для них трагически. Были арестованы и по фальсифицированным обвинениям приговорены к смертной казни или к длительному тюремному заключению известные политические деятели: А. Сокатич, Л. Райк - в Венгрии; Ш. Фориш, Л. Птраткату - в Румынии; Л. Нованеский, Р. Сланский - в Чехословакии; Н. Петков, Т. Костов - в Болгарии; В. Гамулка - в Польше и многие другие. Преобладание догматизма и сектантства, и перегибы в политике государственно-партийного руководства неблагоприятно сказывались на духовной жизни и социально-психологической атмосфере общества, порождая нетерпимость к плюрализму мнений и к свободе политического поведения. Стремление утвердить единомыслие и идеологическое единообразие деформировало систему выражения общественных и групповых интересов, сужало каналы их политической реализации, мешало проявлению сохранившихся в странах с более высоким уровнем политической культуры (Чехословакия, ГДР) традиции многопартийности и парламентаризма.

Советское руководство, имея в виду в качестве конечной цели установление в странах Восточной Европы режимов советского образца, понимала необходимость промежуточных этапов на этом пути. Таким этапом стала народная демократия как переходная форма государственного развития. На этом этапе допускалось наличие таких не свойственных советской тоталитарной системе атрибутов, как буржуазные политические партии, многопартийный парламент, монархия. Но при этом поощрялась и постепенно на практике утверждалась ведущая роль коммунистических партий даже в тех странах, где ранее их влияние было незначительным, либо вообще отсутствовало.

6 декабря 1948 г. состоялась встреча, на которой присутствовали Г. Димитров, В. Коларов, Т. Косторов, В. Червенков, В.Гомулка, Т. Минц, Б. Берут. Сталин определил народную демократию как новую форму диктатуры пролетариата. Подобные сталинские рассуждения означали явное несогласие со сторонниками народно-демократического пути как особого пути в будущее без диктатуры пролетариата. Г. Димитров, В. Гомулка, К. Готвальд считали, что народная демократия со всеми своими демократическими атрибутами - традиционным парламентаризмом, реальной многопартийностью, политическим и идейным плюрализмом, раньше считавшимися несовместимыми с диктатурой пролетариата, - является политическим устройством конечно же во многом отличающимся от советского строя. По их мнению, народная демократия - это порожденный новыми условиями другой способ решения революционно-социалистических задач. Ее не следует коренным образом перестраивать и не нужно заменять, ибо она и в таком виде уже может «с успехом выполнять функции диктатуры пролетариата», т.е. обеспечить продвижение к социализму. И. Сталин не мог с этим согласиться. Его формула - народная демократия - «нечто вроде новой формы диктатуры пролетариата» - исходила из того, что нет никаких разных способов реализации социалистических задач, есть только способ диктатуры пролетариата, уже успешно апробированный советской властью. Из народной демократии еще предстоит с учетом советского опыта лепить, делать не «нечто вроде», а «новую форму» диктатуры пролетариата.

Что касается других, некоммунистических партий, то в одних странах их вынудили прекратить существование, в других - сохранили, но превратили в сателлитов, «приводные ремни». В 1949-1950 гг. в этих партиях была проведена чистка: противники политической монополии коммунистов и социалистического строительства были из них исключены. Некоммунистические партии сохранились в Болгарии, ГДР, Польше и Чехословакии. Однако все они признали руководящую роль коммунистической партии и ее курс на строительство социализма. Был лишь выдвинут лозунг демократического блока всех патриотических и творческих сил народа.

В Венгрии в феврале 1949 г. Венгерский национальный фронт независимости был реорганизован.

Изменение политического статуса некоммунистических партий послужила устранению их влияния на политической арене своих стран, и уже в первой половине 50-х годов они перестали представлять собой реальную оппозицию компартии. Вместе с тем Болгария, ГДР, Польша и Чехословакия формально являлись странами с многопартийными системами, в которых решающую роль играли коммунистические и рабочие партии. В Болгарии сохранился лишь Болгарский земледельческий народный союз. В феврале-марте 1949 года национальная конференция "Звено" и съезд Радикальной партии приняли решение о самороспуске своих партий и полном слиянии с Отечественным фронтом.

В Польше в ноябре 1949 года Крестьянская народная партия и остатки Польской крестьянской партии создали Объединенную крестьянскую партию, а в июле 1950 г. в Демократическую партию влились остатки Партии труда.

Постсталинские соглашения явили собой мощный стимул для дальнейшего роста политического влияния СССР в этих странах. Бывший "санитарный кордон", созданный Западом после окончания Первой мировой войны, стал превращаться в новый "санитарный кордон", подчиненный Москве и направленный против западных держав.

В конце 40-х - начале 50-х годов во всех странах Восточной Европы была проведена реформа административно-территориального деления. Главной ее целью было создание более компактных административно-экономических единиц и проведение административно-территориального деления стран в соответствии с потребностями индустриализации. В Болгарии законом от 17 сентября 1949 г. было введено новое деление на округа, околии и районы. В Польше реформа административно-территориального деления была проведена в июне 1950 г. В результате были созданы три новых воеводства, изменены границы других воеводств, повятов и городов.

В конце 40-х - начале 50-х годов в европейских странах народной демократии стало уделяться повышенное внимание формированию и укреплению местных органов власти - народных советов (при национальных комитетах). В 1949-1950 гг. они повсюду стали едиными органами государственной власти на местах. По замыслу компартии, советы должны были стать формой массового участия трудящихся в управлении государством. Они избирались на 2-3 года. Их полномочия заключались в руководстве всей хозяйственной, социальной и культурной жизнью в стране в соответствии с законами и распоряжениями вышестоящих органов. Народные советы разрабатывали и исполняли местный хозяйственный план, бюджет, принимали меры для рационального использования местных ресурсов и управления предприятиями, обеспечивали охрану общественного порядка и прав граждан, соблюдение законов.

В этот период были укреплены центральные аппараты государственной власти, органы управления народным хозяйством, министерства и ведомства, в том числе комитеты планирования. Задачи индустриализации, развития экономики на плановых началах требовали сильного государственного регулирования и централизованного управления экономическими процессами. А итогом послужило чрезмерное вмешательство и бюрократизация управленческого аппарата.

В качестве своих исполнительных и распорядительных органов народные советы образовывали исполнительные комитеты. Местные народные советы и их исполкомы подчинялись как соответствующим вышестоящим органам власти, так и центральным государственным.

В конце 40-х - начале 50-х гг. были приняты новые конституции в шести восточноевропейских странах: в Венгерской Народной Республике (от 18 августа 1949 г.), в Германской Демократической Республике (от 30 мая 1949 г.). В Польской Народной Республике (от 22 июня 1952 г.), в Румынской Народной Республике (от 24 сентября 1952 г.) и Конституционный закон об основах общественного и государственного устройства ФНРЮ, и о союзных органах власти (от января 1953 г.), так называемая вторая Конституция Югославии.

4 июля 1950 г. Народным собранием была утверждена новая редакция Конституции Народной Республики Албания. После 1948 г. это были уже идеологические документы. Образцом для большинства из них была сталинская Конституция СССР 1936 года. Большинство конституций отражали, с одной стороны, существующее политическое и социально-экономическое устройство, а с другой, - носили перспективный характер.

Будучи идеологическими документами, Конституции НРА, ВНР и РНР провозглашали главной целью общества строительство социализма, а Конституции ПНР - делали это в завуалированной форме. В преамбуле подчеркивалось, что "формируется и крепнет новый общественный строй, отвечающий интересам и стремлениям широчайших народных масс".

Конституции отражали классовую сущность установленной власти и созданного государства. В них говорилось, что власть принадлежит не просто народу, а трудовому народу. Руководящая роль правящей коммунистической партии в одних конституциях фиксировалась, а в других - камуфлировалась. Главы, посвященные высшим органам государственной власти и управления, в большинстве конституций были однотипные. Их структуры напоминали советскую. Государственное собрание в Венгрии, Сейм в Польше объявлялись высшими органами власти, которые в свою очередь избирал президиум (в Польше - Государственный совет). Правительство являлось высшим исполнительным и распорядительным органом. Среди его традиционных функций появилась новая - составление и осуществление народнохозяйственных планов.

Почти все конституции устанавливали выборность верховных судей и судов. Они подчеркивали, что экономическая жизнь развивается на основе народнохозяйственного плана. В большинстве конституций была провозглашена монополия на ведение внешней торговли государством.

Конституции содержали, как и Конституция СССР, большой перечень социальных прав, которые государство должно было обеспечивать. К ним относились право на труд, что означало право на получение работы с оплатой в соответствии с количеством и качеством труда; право на отдых и пользование местами отдыха. Гарантированное ежегодным оплачиваемым отпуском; право на здравоохранение и на помощь в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование, в том числе бесплатное на уровне 7-8 классов; право на использование достижений культуры и прочее. Конституция устанавливала, что государство оказывает помощь и поддержку развитию науки, культуры и искусства.

Хотя конституция и провозглашала основные демократические свободы - свободу слова, печати, организаций, собраний, митингов, шествий и демонстраций, - они не расшифровывались, а их применение, как правило, содержало определенные оговорки.

Принятые в конце 40-х - начале 50-х годов в ряде стран Восточной Европы конституции были важным политическим событием в жизни этих стран. Но хотя они и обеспечивали социальные права трудящихся, демократические права и свободы носили скорее декларативный характер, а часть из них в конце 40-х - первой половине 50-х годов к тому же и нарушались. "Эти конституции закрепляли централизованно-бюрократическую модель государственного и экономического устройства".

Таким образом, становление политических режимов близких к советскому можно условно разделить на два периода. Первый период: 1944-1948 гг. период утверждения «народных демократий», переходный период на пути к социализму. Характеризуется он постепенным захватом власти коммунистами при активной помощи Советского Союза, слияние коммунистических и социалистических партий. Второй период: 1949-1953 гг. период интенсивной социализации региона. В данный период Советским руководством используются более жесткие методы утверждения социализма по советскому образцу. Это репрессии в партии, внедрение института советских советников, создание Информационного бюро коммунистических партий, изоляция региона от западных держав.