В ротовой полости происходит первичное расщепление. Как происходит пищеварение в ротовой полости? Этап III. Пищеварение в тонком кишечнике

Ротовая полость включает преддверие и собственно рот. Преддверие образовано губами, внешней стороной щёк, зубов и дёсен. Губы снаружи покрыты тонким слоем эпителия, изнутри выстланы слизистой оболочкой, являющейся продолжением внутренней стороны щёк. Плотно прикрывают зубы, крепятся к дёснам с помощью верхней и нижней уздечки.

Рот образуют:

  • слизистая оболочка щёк;
  • резцы, клыки, большие и малые коренные зубы;
  • дёсны;
  • язык;
  • мягкое и твёрдое нёбо.

Рис. 1. Строение полости рта.

Подробнее о строение ротовой полости представлено в таблице.

Ротовая полость

Строение

Функции

Внешняя сторона покрыта кожным эпителием, внутренняя - слизистой оболочкой. Промежуточный слой составляют мышечные волокна, пронизанные сосудами и нервами

Размыкают и смыкают ротовую щель, участвуют в формировании пищевого комка

Мышечный (поперечнополосатая мускулатура) орган, пронизанный нервными волокнами и кровеносными сосудами. Сверху покрыт слизистой оболочкой, на поверхности которой находятся чувствительные сосочки, содержащие рецепторы. Удерживается в ротовой полости уздечкой

Оценивает качество и физические параметры пищи, формирует и продвигает пищевой комок

Твёрдое - кость, покрытая слизистой оболочкой, мягкое - слизистая складка, лежащая позади твёрдого нёба

Помогает формировать пищевой комок и продвигать его к глотке

Состоят из дентина, покрытого эмалью. Внутри дентина находится полость, заполненная пульпой - рыхлой соединительной тканью. От полости отходят каналы, через которые в зуб входят кровеносные сосуды и нервные волокна

Механическое измельчение пищи. Резцы и клыки захватывают и удерживают пищу, коренные - перетирают

Отростки челюстей, покрытые слизистой оболочкой

Удерживают зубы и губы

Рис. 2. Внутреннее строение зуба.

Функции

Основные функции ротовой полости в процессе пищеварения:

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

  • распознавание вкуса;
  • измельчение твёрдой пищи;
  • придание температуры тела поступающим продуктам;
  • формирование пищевого комка;
  • расщепление сахаров;
  • защита от проникновения патогенных микроорганизмов.

Главную функцию пищеварения в ротовой полости человека осуществляет слюна. Слюнные железы, находящиеся в слизистой оболочке, с помощью выделяемой слюны и языка смачивают пищу, образуя пищевой комок.
Выделяют три пары крупных желёз:

  • околоушные;
  • подчелюстные;
  • подъязычные.

Рис. 3. Расположение слюнных желёз.

Слюна на 99 % состоит из воды. Оставшийся процент - биологически активные вещества, проявляющие разные свойства.
В слюне содержатся:

  • лизоцим - антибактериальный фермент;
  • муцин - белковое вязкое вещество, связывающее частицы пищи в единый комок;
  • амилаза и мальтаза - ферменты, расщепляющий крахмал и другие сложные сахара.

Ферменты - белковые соединения, ускоряющие химические реакции. Являются катализатором в расщеплении пищи.

В незначительном количестве в слюне находятся другие ферменты-катализаторы, а также органические соли и микроэлементы.

Пищеварение

Кратко описать, как происходит пищеварение в ротовой полости, можно следующим образом:

  • пищевой кусок попадает в полость посредством резцов;
  • за счёт жевательных мышц, удерживающих челюсть, начинается процесс пережёвывания;
  • коренные зубы перетирают пищу, которая обильно смачивается слюной;
  • щёки, язык и твёрдое нёбо скатывают пищевой комок;
  • мягкое нёбо и язык проталкивают подготовленную пищу в глотку.

Пища, попадая в ротовую полость, раздражает рецепторы разного назначения (температурные, тактильные, обонятельные), которые отвечают выработкой слюны, желудочного сока, желчи.

Что мы узнали?

Ротовая полость имеет большое значение в процессе пищеварения. Посредством щёк, зубов, языка поступающая пища измельчается и продвигается к глотке. Смоченная слюной пища смягчается и склеивается в единый пищевой комок. Находящиеся в слюне ферменты начинают пищеварение, расщепляя крахмал и другие сахара.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 312.

Для поддержания своей жизнедеятельности человек должен употреблять пищу. Пищевые продукты содержат все необходимые для жизни вещества: воду, минеральные соли и органические соединения. Белки, жиры и углеводы синтезируются растениями из неорганических веществ с помощью солнечной энергии. Животные строят своё тело из питательных веществ растительного или животного происхождения.

Питательные вещества, поступающие в организм с пищей, - это строительный материал и одновременно источник энергии. При распаде и окислении белков, жиров и углеводов выделяется разное, но постоянное для каждого вещества количество энергии, характеризующее их энергетическую ценность.

Пищеварение

Попав в организм, пищевые продукты подвергаются механическим изменениям - измельчаются, смачиваются, расщепляются на более простые соединения, растворяются в воде и всасываются. Совокупность процессов, в результате которых питательные вещества из окружающей среды переходят в кровь, называется пищеварением .

Огромное значение в процессе пищеварения играют ферменты - биологически активные белковые вещества, которые катализируют (ускоряют) химические реакции. В процессах пищеварения они катализируют реакции гидролитического расщепления питательных веществ, но сами при этом не изменяются.

Основные свойства ферментов:

  • специфичность действия - каждый фермент расщепляет питательные вещества только определённой группы (белки, жиры или углеводы) и не расщепляет другие;
  • действуют только в определённой химической среде - одни в щелочной, другие в кислой;
  • наиболее активно ферменты действуют при температуре тела, а при температуре 70–100ºС они разрушаются;
  • небольшое количество фермента может расщепить большую массу органического вещества.

Органы пищеварения

Пищеварительный канал представляет собой трубку, проходящую через всё тело. Стенка канала состоит из трёх слоёв: наружного, среднего и внутреннего.

Наружный слой (серозная оболочка) образован соединительной тканью, отделяющей пищеварительную трубку от окружающих тканей и органов.

Средний слой (мышечная оболочка) в верхних отделах пищеварительной трубки (полость рта, глотка, верхняя часть пищевода) представлен поперечнополосатой, а в нижних - гладкой мышечной тканью. Чаще всего мышцы располагаются в два слоя - круговой и продольный. Благодаря сокращению мышечной оболочки пища продвигается по пищеварительному каналу.

Внутренний слой (слизистая оболочка) выстлана эпителием. В нём содержатся многочисленные железы, выделяющие слизь и пищеварительные соки. Помимо мелких желёз имеются крупные железы (слюнные, печень, поджелудочная) лежащие вне пищеварительного канала и сообщающиеся с ними своими протоками. В пищеварительном канале различают следующие отделы: полость рта, глотку, пищевод, желудок, кишечник тонкий и толстый.

Пищеварение в ротовой полости

Ротовая полость - начальный отдел пищеварительного тракта. Сверху она ограничена твёрдым и мягким нёбом, снизу диафрагмой рта, а спереди и с боков - зубами и дёснами.

В полость рта открываются протоки трёх пар слюнных желёз: околоушных, подъязычных и подчелюстных. Кроме этих имеется масса мелких слизистых слюнных желёз, разбросанных по всей ротовой полости. Секрет слюнных желёз - слюна - смачивает пищу и участвует в её химическом изменении. В слюне содержатся только два фермента - амилаза (птиалин) и мальтаза, которые переваривают углеводы. Но так как в ротовой полости пища находится недолго, расщепление углеводов не успевает закончиться. В слюне содержатся также муцин (слизистое вещество) и лизоцим, обладающий бактерицидными свойствами. Состав и количество слюны может изменяться в зависимости от физических свойств пищи. В течение суток у человека выделяется от 600 до 150 мл слюны.

В полости рта у взрослого человека имеется 32 зуба по 16 в каждой челюсти. Ими пища захватывается, откусывается и пережёвывается.

Зубы состоят из особого вещества дентина являющегося видоизменением костной ткани и обладающей большей прочностью. Снаружи зубы покрыты эмалью. Внутри зуба имеется полость, заполненная рыхлой соединительной тканью, в которой находятся нервы и кровеносные сосуды.

Большая часть ротовой полости занята языком , который представляет собой мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой. В нём различают верхушку, корень, тело и спинку, на которой находятся вкусовые рецепторы. Язык - орган вкуса и речи. С его помощью пища перемешивается во время пережёвывания и проталкивается при глотании.

Подготовленная в ротовой полости пища проглатывается. Глотание - сложное движение, в котором участвуют мышцы языка и глотки. Во время глотания мягкое нёбо приподнимается и преграждает пище путь в носовую полость. Надгортанник в это время закрывает вход в гортань. Пищевой комок попадает в глотку - верхнюю часть пищеварительного канала. Она представляет собой трубку, внутренняя поверхность которой выстлана слизистой оболочкой. Через глотку пища поступает в пищевод.

Пищевод - трубка длиной около 25 см, являющаяся прямым продолжением глотки. В пищеводе никаких изменений пищи не происходит, так как в нём не секретируются пищеварительные соки. Он служит для проведения пищи в желудок. Продвижение пищевого комка по глотке и пищеводу происходит в результате сокращения мускулатуры этих отделов.

Пищеварение в желудке

Желудок - самый расширенный отдел пищеварительной трубки ёмкостью до трёх литров. Размеры и форма желудка изменяются в зависимости от количества принятой пищи и степени сокращения его стенок. В местах впадения пищевода в желудок и перехода желудка в тонкий кишечник имеются сфинктеры (сжиматели), регулирующие движение пищи.

Слизистая оболочка желудка образует продольные складки и содержит большое количество желёз (до 30 млн). Железы состоят из трёх типов клеток: главных (вырабатывающих ферменты желудочного сока), обкладочных (выделяющих соляную кислоту) и добавочных (выделяющих слизь).

Сокращениями стенок желудка пища перемешивается с соком, что способствует её лучшему перевариванию. В процессе переваривания пищи в желудке участвует несколько ферментов. Главный из них пепсин. Он расщепляет сложные белки на более простые, которые подвергаются дальнейшей переработке в кишечнике. Пепсин действует только в кислой среде, которая создаётся соляной кислотой желудочного сока. Большая роль отводится соляной кислоте в обеззараживании содержимого желудка. Другие ферменты желудочного сока (химозин и липаза) способны переваривать белок и жиры молока. Химозин створаживает молоко, благодаря чему оно дольше задерживается в желудке и подвергается перевариванию. Липаза, имеющаяся в незначительном количестве в желудке, расщепляет только эмульгированный жир молока. Действие этого фермента в желудке взрослого человека выражено слабо. Ферментов, действующих на углеводы, в составе желудочного сока нет. однако значительная часть крахмала пищи продолжает перевариваться в желудке амилазой слюны. Слизь, выделяемая железами желудка, играет важную роль в защите слизистой оболочки от механических и химических повреждений, от переваривающего действия пепсина. Железы желудка выделяют сок только во время пищеварения. При этом характер сокоотделения зависит от химического состава употребляемой пищи. После 3–4 часовой обработки в желудке пищевая кашица маленькими порциями поступает в тонкий кишечник.

Тонкий кишечник

Тонкий кишечник представляет собой самую длинную часть пищеварительной трубки, достигающую у взрослого человека 6–7 метров. Он состоит из двенадцатипёрстной, тощей и подвздошной кишок.

В начальный отдел тонкого кишечника - двенадцатипёрстную кишку - открываются выводные протоки двух крупных пищеварительных желёз - поджелудочной железы и печени. Здесь происходит наиболее интенсивное переваривание пищевой кашицы, которая подвергается действию трёх пищеварительных соков: поджелудочного, желчи и кишечного.

Поджелудочная железа расположена позади желудка. В ней различают верхушку, тело и хвост. Верхушка железы окружена подковообразно двенадцатипёрстной кишкой, а хвост прилегает к селезёнке.

Клетки железы вырабатывают поджелудочный сок (панкреатический). Он содержит ферменты, действующие на белки, жиры и углеводы. Фермент трипсин расщепляет белки до аминокислот, но оказывается активным только в присутствии кишечного фермента - энтерокиназы. Липаза расщепляет жиры на глицерин и жирные кислоты. Активность её резко усиливается под влиянием желчи, вырабатываемой в печени и поступающей в двенадцатипёрстную кишку. Под влиянием амилазы и мальтозы поджелудочного сока происходит расщепление большинства углеводов пищи до глюкозы. Все ферменты поджелудочного сока активны только в щелочной среде.

В тонком кишечнике пищевая кашица подвергается не только химической, но и механической обработке. Благодаря маятникообразным движениям кишки (попеременное удлинение и укорочение) она перемешивается с пищеварительными соками и разжижается. Перистальтические движения кишечника вызывают перемещения содержимого в направлении толстого кишечника.

Печень - самая крупная пищеварительная железа нашего тела (до 1,5 кг). Она лежит под диафрагмой, занимая правое подреберье. На нижней поверхности печени расположен желчный пузырь. Печень состоит из железистых клеток, образующих дольки. Между дольками находятся прослойки соединительной ткани, в которой проходят нервы, лимфатические и кровеносные сосуды и мелкие желчные протоки.

Желчь, вырабатываемая печенью, играет большую роль в процессе пищеварения. Она не расщепляет пищевых веществ, но подготавливает жиры к перевариванию и всасыванию. Под её действием жиры распадаются на мелкие капли, взвешенные в жидкости, т.е. превращаются в эмульсию. В таком виде они легче перевариваются. Кроме того, желчь активно влияет на процессы всасывания в тонком кишечнике, усиливает перистальтику кишечника и отделение поджелудочного сока. Несмотря на то, что желчь образуется в печени непрерывно, в кишечник она поступает только при приёме пищи. Между периодами пищеварения желчь собирается в желчном пузыре. По воротной вене в печень притекает венозная кровь из всего пищеварительного канала, поджелудочной железы и селезёнки. Ядовитые вещества, попадающие в кровь из желудочно-кишечного тракта, здесь обезвреживаются и затем выводятся с мочой. Таким образом печень осуществляет свою защитную (барьерную) функцию. Печень участвует в синтезе целого ряда важных для организма веществ, таких, как гликоген, витамин А, оказывает влияние на процесс кроветворения, обмена белков, жиров, углеводов.

Всасывание питательных веществ

Чтобы образовавшиеся в результате расщепления аминокислоты, простые сахара, жирные кислоты и глицерин были использованы организмом, они должны всосаться. В ротовой полости и пищеводе эти вещества практически не всасываются. В желудке всасываются в незначительном количестве вода, глюкоза и соли; в толстых кишках - вода и некоторые соли. Основные процессы всасывания питательных веществ происходят в тонком кишечнике, достаточно хорошо приспособленном для осуществления этой функции. В процессе всасывания активную роль играет слизистая оболочка тонкой кишки. Она имеет большое количество ворсинок и микроворсинок, которые увеличивают всасывающую поверхность кишечника. В стенках ворсинок имеются гладкие мышечные волокна, а внутри их находятся кровеносные и лимфатические сосуды.

Ворсинки принимают участие в процессах всасывания питательных веществ. Сокращаясь, они способствуют оттоку крови и лимфы, насыщенных питательными веществами. При расслаблении ворсинок в их сосуды вновь поступает жидкость из полости кишечника. Продукты расщепления белков и углеводов всасываются непосредственно в кровь, а основная масса переваренных жиров - в лимфу.

Толстый кишечник

Толстый кишечник имеет длину до 1,5 метров. Диаметр его в 2–3 раза больше тонкого. В него попадают непереваренные остатки пищи, главным образом растительной, клетчатка которой не разрушается ферментами пищеварительного тракта. В толстом кишечнике очень много различных бактерий, часть которых играет важную роль в организме. Целлюлозобактерии расщепляют клетчатку и тем самым улучшают усвоение растительной пищи. Есть бактерии которые синтезируют витамин К, необходимый для нормального функционирования системы свёртывания крови. Благодаря этому человек, не нуждается в приёме витамина К из внешней среды. Кроме бактериального расщепления клетчатки в толстом кишечнике происходит всасывание большого количества воды, поступившей туда вместе с жидкой пищей и пищеварительными соками, завершается всасыванием питательных веществ и происходит образование каловых масс. Последние переходят в прямую кишку, а оттуда выводятся наружу через анальное отверстие. Открытие и закрытие заднепроходного сфинктера происходит рефлекторно. Этот рефлекс находится под контролем коры головного мозга и на некоторое время может быть произвольно задержан.

Весь процесс пищеварения при животной и смешанной пище у человека длится около 1–2 суток, из которых более половины времени приходится на передвижение пищи по толстым кишкам. Каловые массы накапливаются в прямой кишке, в результате раздражения чувствительных нервов её слизистой оболочки наступает дефекация (опорожнение толстых кишок).

Процесс пищеварения представляет собой ряд этапов, каждый из которых проходит в определённом отделе пищеварительного тракта под действием определённых пищеварительных соков, выделяемых пищеварительными железами и действующих на определённые питательные вещества.

Ротовая полость - начало расщепления углеводов под действием ферментов слюны, вырабатываемой слюнными железами.

Желудок - расщепление белков и жиров под действием желудочного сока, продолжение расщепления углеводов внутри пищевого комка под действием слюны.

Тонкая кишка - завершение расщепления белков, полипептидов, жиров и углеводов под действием ферментов поджелудочного и кишечного соков и желчи. Сложные органические вещества в результате биохимических процессов превращаются в низкомолекулярные, которые, всасываясь в кровь и лимфу, становятся для организма источником энергии и пластических материалов.

Пищеварение в полости рта - это первое звено в сложной цепи процессов ферментативного расщепления пищевых веществ до мономеров. Пищеварительные функции полости рта включают в себя апробирование пищи на съедобность, механическую переработку пищи и частичную химическую ее обработку.

В ротовой полости пища измельчается и подвергается воздействию слюны, которая вырабатывается тремя парами слюнных желез. Слюна человека содержит бикарбонатный буфер и имеет слабо щелочную реакцию, присущую всем растительноядным, в отличие от хищников, имеющих кислую реакцию слюны.

Перемалывание, смачивание и частичное переваривание пищи во рту имеет большое значение для дальнейшего пищеварения. Практически все специалисты по питанию рекомендуют тщательно пережевывать пищу. Хорошо обработанная во рту пища эффективнее переваривается на последующих этапах пищеварения.

Слюна, находящаяся в ротовой полости, является смешанной. Ее рН равна 6,8-7,4. У взрослого человека за сутки образуется 0,5-2 л слюны. Она состоит из 99% воды и 1% сухого остатка. Сухой остаток представлен органическими и неорганическими веществами. Среди неорганических веществ - анионы хлоридов, бикарбонатов, сульфатов, фосфатов; катионы натрия, калия, кальция магния, а также микроэлементы: железо, медь, никель и др. Органические вещества слюны представлены в основном белками. Белковое слизистое вещество муцин склеивает отдельные частицы пищи и формирует пищевой комок. Основными ферментами слюны являются амилаза и мальтаза, которые действуют только в слабощелочной среде. Амилаза расщепляет полисахариды (крахмал, гликоген) до мальтозы (дисахарида). Мальтаза действует на мальтозу и расщепляет ее до глюкозы. В слюне в небольших количествах обнаружены также и другие ферменты: гидролазы, оксиредуктазы, трансферазы, протеазы, пептидазы, кислая и щелочная фосфатазы. В слюне содержится белковое вещество лизоцим (мурамидаза), обладающее бактерицидным действием.

Пища находится в полости рта всего около 15 секунд, поэтому здесь не происходит полного расщепления крахмала. Но пищеварение в ротовой полости имеет очень большое значение, так как является пусковым механизмом для функционирования желудочно-кишечного тракта и дальнейшего расщепления пищи. http://www.medicinform.net/human/fisiology1_4.htm

Интересным является феномен расщепления крахмала в начальном отделе пищеварительной системы с точки зрения целесообразности. Расщепление крахмала в желудке постепенно останавливается и возобновляется в двенадцатиперстной кишке. Поскольку основное ферментативное расщепление пищи происходит в желудке и кишечнике, весьма вероятно, что ферментативное расщепление крахмала в ротовой полости имеет значение для определения «съедобный-несъедобный».

В ротовой полости происходит рецепция вкусовых ощущений. Глюкоза, как многие углеводы, имеет сладкий вкус. Белки и жиры в чистом виде не имеют вкуса для человека (например, белок яйца или рафинированное растительное масло). Как правило, сладкая пища является съедобной для человека, а горькая и кислая несъедобной. В настоящее время человек по тем или причинам игнорирует многие природные физиологические механизмы, в том числе, вероятно, и механизм определения «съедобный-несъедобный». Исходя из данного механизма, многие используемые в настоящее время пищевые продукты, следует признать несъедобными для человека. Хотя существует и другая точка зрения. Например, в Китае говорят, что в пище человека должны присутствовать все четыре вкуса – горький, сладкий, кислый и соленый. 3

После того, как сформировался пищевой комок, происходит глотание. Это рефлекторный процесс, в котором выделяют три фазы:

Ротовую (произвольную и непроизвольную);

Глоточную (быструю непроизвольную);

Пищеводную (медленную непроизвольную).

Глотательный цикл длится около 1 с. Координированными сокращениями мышц языка и щек пищевой комок перемещается к корню языка, что приводит к раздражению рецепторов мягкого неба, корня языка и задней стенки глотки. Возбуждение от этих рецепторов по языкоглоточным нервам поступает в центр глотания, расположенный в продолговатом мозге, от которого идут импульсы к мышцам полости рта, гортани, глотки и пищевода в составе тройничных, подъязычных, языкоглоточных и блуждающих нервов. Сокращение мышц, приподнимающих мягкое небо, обеспечивает закрытие входа в полость носа, а поднятие гортани закрывает вход в дыхательные пути. Во время акта глотания происходят сокращения пищевода, которые имеют характер волны, возникающей в верхней части и распространяющейся в сторону желудка. Моторика пищевода регулируется в основном волокнами блуждающего и симпатического нервов и нервными образованиями пищевода.

Центр глотания расположен рядом с центром дыхания продолговатого мозга и находится с ним во взаимодействии (при глотании дыхание задерживается).Из глотки пищевой комок попадает в пищевод, а затем – в желудок. 4

Для многих людей еда — одна из немногих радостей жизни. Еда, действительно, должна доставлять удовольствие, но… физиологический смысл питания гораздо шире. Мало кто задумывается, каким удивительным образом пища из нашей тарелки преобразуется в энергию и строительный материал, столь необходимые для постоянного обновления организма.

Наша пища представлена разными продуктами, которые состоят из белков, углеводов, жиров и воды. В конечном счете, все, что мы едим и пьем, в нашем организме расщепляется до универсальных, мельчайших составляющих под действием пищеварительных соков (за сутки их у человека выделяется до 10 литров).

Физиология пищеварения — это очень сложный, энергозатратный, замечательно организованный процесс, состоящий из нескольких этапов переработки проходящей по пищеварительному тракту пищи. Его можно сравнить с хорошо регулируемым конвейером, от слаженной работы которого зависит наше здоровье. А возникновение «сбоев» приводит к формированию многих форм заболеваний.

Знание — это великая сила, помогающая предупреждать любые нарушения. Знания о том, как работает наша система пищеварения, должны помочь не только получать наслаждения от еды, но и предотвратить многие заболевания.

Я выступлю гидом в увлекательной обзорной экскурсии, которая, надеюсь, будет вам полезной.

Итак, наша разнообразная пища растительного и животного происхождения проходит длительный путь, прежде чем (спустя 30 часов) конечные продукты ее расщепления попадут в кровь и лимфу, и встроятся в тело. Процесс переваривания пищи обеспечивается уникальными химическими реакциями и состоит из нескольких этапов. Рассмотрим их более подробно.

Пищеварение в ротовой полости

Первый этап пищеварения начинается в ротовой полости, где происходит измельчение/пережевывание пищи и ее обработка секретом под названием слюна. (Ежедневно вырабатывается до 1,5 литров слюны.) В действительности, процесс пищеварения начинается еще до того, как пища коснется наших губ, так как сама мысль о еде уже наполняет слюной наш рот.

Слюна — это секрет, выделяемый тремя парными слюнными железами. Она на 99 % состоит из воды и содержит ферменты, из которых самым значимым является альфа-амилаза, участвующая в гидролизе/расщеплении углеводов. Т.е., из всех пищевых компонентов (белков, жиров и углеводов) в ротовой полости начинается гидролиз только углеводов! Ни на жиры, ни на белки ферменты слюны не действуют. Для процесса расщепления углеводов необходима щелочная среда!

В состав слюны также входят: лизоцим, обладающий бактерицидными свойствами и служащий местным фактором защиты слизистых ротовой полости; и муцин — слизеподобное вещество, которое формирует гладкий, измельченный жеванием пищевой комок, удобный для проглатывания и транспортировки через пищевод в желудок.

Почему очень важно хорошо пережевывать пищу? Во-первых, для того, чтобы ее хорошо измельчить и смочить слюной, и запустить процесс переваривания. Во-вторых, в восточной медицине зубы связывают с проходящими через них энергетическими каналами (меридианами). Жевание активизирует движение энергии по каналам. Разрушение тех или иных зубов указывает на проблемы в соответствующих органах и системах организма.

Мы не думаем о слюне во рту и не замечаем ее отсутствие. Часто продолжительное время ходим с чувством сухости во рту. А слюна содержит много химических веществ, необходимых для хорошего пищеварения и сохранности слизистой рта. Ее выделение зависит от приятных, знакомых запахов и вкусов. Слюна обеспечивает ощущение вкуса еды. Расщепленные в слюне молекулы доходят до 10000 вкусовых рецепторов на языке, способных определить и выделить даже в новой пище сладкий, кислый, горький, острый и соленый вкусы. Это позволяет воспринимать еду, как удовольствие, наслаждение вкусами. Без влаги мы не чувствуем вкуса. Если язык сухой, то мы не чувствуем, что едим. Без слюны мы не можем глотать.

Поэтому так важно для здорового пищеварения принимать пищу в спокойной обстановке, не «на бегу», в красивой посуде, вкусно приготовленную. Важно, не торопясь и не отвлекаясь на чтение, разговоры и просмотр ТВ, медленно пережевывать пищу, наслаждаясь разнообразием вкусовых ощущений. Важно есть в одно и тоже время, так как это способствует секреторной регуляции. Важно пить достаточное количество простой воды, как минимум за 30 мин до еды и через час после еды. Вода необходима для образования слюны и других пищеварительных соков, активизации ферментов.

В ротовой полости трудно поддерживать щелочной баланс, если человек постоянно что-то ест, особенно сладкое, которое всегда приводит к закислению среды. После еды рекомендуется прополоскать ротовую полость и/или пожевать что-либо горьковатого вкуса, например, семечко кардамона или зелень петрушки.

И еще хочу добавить про гигиену, очищение зубов и десен. У многих народов в традициях было, да и остается, чистить зубы веточками и кореньями, чаще имеющими горький, горько-вяжущий вкус. И зубные порошки также имеют вкус горечи. Горький и вяжущий вкусы — очищающие, обладающие бактерицидным действием, усиливающие выделение слюны. Тогда как сладкий вкус, наоборот, способствует размножению бактерий и застойным явлениям. Но производители современных зубных паст (особенно сладких детских) просто добавляют противомикробные средства и консерванты, а мы закрываем на это глаза. В наших краях хвойный вкус — горьковатый, терпкий/вяжущий. Если детей не приучать к сладкому вкусу, они нормально воспринимают несладкую зубную пасту.

Вернемся к пищеварению. Как только еда попадает в рот, начинается подготовка к пищеварению в желудке: выделяется соляная кислота и активируются ферменты желудочного сока.

Пищеварение в желудке

Пища недолго задерживается в ротовой полости, и после того, как ее измельчили зубы и обработала слюна, попадает через пищевод в желудок. Здесь она может находиться до 6-8 часов (особенно мясная), перевариваясь под действием желудочных соков. Объем желудка в норме около 300 мл (с « кулак»), однако после обильной трапезы или частого переедания, особенно на ночь, его размеры могут увеличиться во много раз.

Из чего состоит желудочный сок? В первую очередь, из соляной кислоты, которая начинает вырабатываться сразу, как только что-либо оказывается в ротовой полости (это важно иметь в виду), и создает кислую среду, необходимую для активации желудочных протеолитических (расщепляющих белки) ферментов. Кислота разъедает ткани. Слизистая оболочка желудка постоянно вырабатывает слой слизи, защищающий от действия кислоты и от механического повреждения грубыми компонентами пищи (когда пища недостаточно пережеванная и обработанная слюной, когда перекусывают сухой едой на ходу, просто заглатывая). Образование слизи, смазки также зависит от того, пьем ли мы простую воду в достаточном количестве. В течение суток выделяется около 2-2,5 л желудочного сока, в зависимости от количества и качества пищи. Во время приема пищи желудочный сок выделяется в максимальном количестве и отличается по кислотности и составу ферментов.

Соляная кислота в чистом виде — это мощный агрессивный фактор, но без нее процесс пищеварения в желудке происходить не будет. Кислота способствует переходу неактивной формы фермента желудочного сока (пепсиногена) в активную (пепсин), а также денатурирует (разрушает) белки, что облегчает их ферментативную обработку.

Итак, в желудке в основном действуют протеолитические (расщепляющие белок) ферменты. Это группа ферментов, активных в различных ph-средах желудка (в начале этапа пищеварения среда очень кислая, на выходе из желудка наименее кислая). Сложная молекула белка в результате гидролиза делится на более простые компоненты — полипептиды (молекулы, состоящие из нескольких аминокислотных цепочек) и олигопептиды (цепочка из нескольких аминокислот). Напомню, что конечным продуктом расщепления белка является аминокислота — молекула, способная к всасыванию в кровь. Этот процесс происходит в тонком кишечнике, а в желудке осуществляется подготовительный этап расщепления белка на части.

Помимо протеолитических ферментов, в желудочном секрете есть фермент — липаза, принимающая участие в расщеплении жиров. Липаза работает только с эмульгированными жирами, содержащимися в молочных продуктах, и активна в детском возрасте. (Не стоит искать правильные/эмульгированные жиры в молоке, они есть и в топленом масле, в котором уже нет белка).

Углеводы в желудке не перевариваются и не обрабатываются, т.к. соответствующие ферменты активны в щелочной среде!

Что еще интересно узнать? Только в желудке, благодаря компоненту секрета (фактору Касла), происходит переход неактивной, поступающей с пищей формы витамина В12 в усвояемую. Секреция этого фактора может снизиться или прекратиться при воспалительном поражении желудка. Теперь мы понимаем, что важна не обогащенная витамином В12 пища (мясо, молоко, яйца), а состояние желудка. Оно зависит: от достаточной выработка слизи (на этот процесс влияет повышенная кислотность вследствие избыточного потребления белковых продуктов, да еще и в сочетании с углеводами, которые при длительном нахождении в желудке начинают бродить, что приводит к закислению); от недостаточного потребления воды; от приема медикаментов, как уменьшающих кислотность, так и высушивающих слизистые желудка. Этот замкнутый круг можно разорвать правильно сбалансированной едой, питьем воды и режимом приема пищи.

Выработка желудочного сока регулируется сложными механизмами, на которых я не буду останавливаться. Хочу лишь напомнить, что один из них (безусловный рефлекс) мы можем наблюдать, когда соки начинают выделяться лишь от мысли о знакомой вкусной еде, от запахов, от наступления привычного времени приема пищи. Когда что-то попадает в ротовую полость, сразу начинается выделение соляной кислоты с максимальной кислотностью. Поэтому, если после этого пища не поступает в желудок, кислота разъедает слизистую, что приводит к ее раздражению, к эрозивным изменениям, вплоть до язвенных процессов. Не подобные ли процессы происходят, когда люди жуют жвачки или курят натощак, когда делают глоток кофе или другого напитка и, торопясь, убегают? Мы не думаем о своих действиях, пока «гром не грянет», пока не становится уже действительно больно, ведь кислота-то настоящая…

На выделение желудочных соков влияет состав пищи:

  • жирные продукты угнетают желудочную секрецию, в результате пища задерживается в желудке;
  • чем больше белка, тем больше кислоты: употребление тяжелых для усвоения белков (мясо и мясная продукция) увеличивает секрецию соляной кислоты;
  • углеводы в желудке не подвергаются гидролизу, для их расщепления нужна щелочная среда; углеводы, длительно находящиеся в желудке, увеличивают кислотность за счет процесса брожения (поэтому важно не есть белковую еду вместе с углеводами).

Результатом нашего неправильного отношения к питанию становятся нарушения кислотно-щелочного баланса в пищеварительном тракте и появление болезней желудка и ротовой полости. И здесь снова важно понимать, что сохранить здоровье и здоровое пищеварение помогут не средства, уменьшающие кислотность или ощелачивающие организм, а осознанное отношение к тому, что мы делаем.

В следующей статье мы рассмотрим, что происходит с пищей в тонком и толстом кишечнике.

Тема урока: Пищеварение в ротовой полости. Глотание.

Девиз урока: «Кто хорошо жуёт, тот долго живёт».

Задачи:

  • Образовательные :
    • формировать у учащихся новые анатомно-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения.
    • развивать умение – экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения.
  • Воспитательные :
    • для физического и гигиенического воспитания разъяснять гигиенические условия нормального питания, доказать вред курения и употребления алкоголя, зависимость здоровья и работоспособности человека от профилактики и лечения желудочно-кишечных заболеваний.
  • Развивающие :
    • применяя активные, проблемно-поисковые методы обучения, вопросы для размышления и самостоятельную работу с учебником, развивать творческое мышление, речь, познавательные способности учащихся.

Оборудование: табл. «Схема строения органов пищеварения», «Безусловный слюноотделительный рефлекс», табл. «Условнорефлекторное слюноотделение».

Лабораторное оборудование для демонстрации опыта: 2 кусочка накрахмаленной марли, спички, вата, чашка Петри (или обычное блюдце) с йодной и стакан с чистой водой.

Основное содержание урока:

1. Пищеварение в ротовой полости:
– роль зубов в механической обработке пищи;
– слюнные железы и их функции (общая характеристика)
2. Гигиенические правила ухода за зубами и полостью рта.
3. Химическая обработка пищи в ротовой полости. Ферменты слюны и специфика их действия (лабораторная работа).
4. Рефлекторная регуляция слюноотделения (схема безусловного слюноотделительного рефлекса; примеры условнорефлекторного слюноотделения).
5. Глотание.

Основные этапы урока:

  1. Мобилизующее и активирующее начало урока. Создание проблемной ситуации постановкой вопроса “Что такое здоровье? Почему люди здороваются?”
  2. Фронтальная поисковая беседа по разрешению проблемного вопроса.
  3. Актуализация знаний. Проверка знаний по предыдущей теме.
  4. Объяснение основного материала. Рассказ учителя, фронтальное заполнение таблицы. Записи в тетради.
  5. Частичное закрепление.
  6. Лабораторная работа. Эвристический (частично-поисковый метод). Объяснение цели опыта со слюной (ожидаемый результат не сообщается).
  7. Краткий инструктаж о том, как выполняется опыт и что делать одновременно.
  8. Организация самостоятельной работы, изучение результатов опыта, оформление тетрадей (краткий отчёт и вывод).
  9. Обобщение и закрепление.
  10. Оперативная диагностика качества обучения с использованием “верны ли утверждения”.
  11. Завершение урока обращением к девизу: “Кто хорошо жуёт, тот долго живёт”.

ХОД УРОКА

1. Актуализацизация знаний

А. Что такое здоровье? Почему здороваются? (Беседа с учащимися)
Б. Какое значение имеет пищеварение?
Ответ учащегося: «Для химической и механической обработки пищи»

Сегодня цель нашего урока:

1) раскрыть значение механической и химической обработки пищи в ротовой полости;
2) познакомиться с ферментами, которые расщеплют слюнные вещества на более простые в ротовой полости.

Вы должны узнать, как и что происходит с пищей в ротовой полости, исследовать действие ферментов на крахмал.

2. Опрос

1. Работа у доски.

Привести в соответствие.

Запись на доске: мясо, рыба, молоко, хлеб, вермишель, жиры, углеводы, овощи, фрукты.

2. Собрать пищеварительный тракт на магнитной доске (рис. в учебнике).

3. Написать последовательность пищеварительного тракта.

Запись ученика.

Рот ––> глотка ––> пищевод ––> желудок ––> тонкий кишечник ––> толстый кишечник ––> прямая кишка ––> анус.

Параллельно работа с классом

Повторение основных биологических понятий (по цепочке) термин – определение.

Продукты, питание, пищеварение, ферменты, орган, ткань, организм, клетка, пищевод, питательные вещества, анатомия, биология, гигиена, физиология.

Ребята, закончили работу у доски – озвучивают свои ответы.
Подводится итог по повторению домашнего задания и переход к новой теме.
Вопросы для обсуждения.
Какой путь должен проделать продукт, чтобы усвоиться организмом и дойти до каждой клетки?
Какие питательные вещества входят в продукты, пищу?
Белки, жиры, углеводы (ответ учеников).
Где происходит расщепление этих веществ? (ученики отвечают).
На какие вещества расщепляются эти вещества?
Белки – аминокислоты,
Жиры – глицерин
Углеводы – крахмал.

Учитель: Сегодня необходимо рассмотреть расщепление углеводов.

3. Новая тема

Запись в тетради темы урока.

Объяснение материала.

Вопросы для обсуждения.

  • Почему вид разрезанного лимона вызывает слюноотделение?
  • Почему не рекомендуется разговаривать во время еды?

(Ответы разные).

Учитель работает у доски, учащиеся ведут записи в тетради.
Что происходит в ротовой полости?

Заполнение таблицы:

Органы

Особенности строения

Функции

1. Слизистая оболочка Эпителиальная ткань Предохраняет рот, полость от повреждения
2. Зубы Альвеолярные – сидят в ячейках челюсти

Коронка,
Шейка,
Корень.

3 2 1 2 2 1 2 3

Откусывают (резцы).
Разрывают (клыки).
Перетирают (коренные).
Механическая переработка пищи.
3. Язык Прикреплён ко дну ротовой полости, состоит из поперечно – полосатой мышечной ткани, покрыт вкусовыми рецепторами. Опробация.
4. Слюнные железы 3 пары слюнных желез;
Железистый эпителий.
Вырабатывает слюну содержащую:
а) лизоцин;
б)амилаза.

4. Закрепление

1. Что происходит в ротовой полости?

  • Опробация пищи (38 – 52 С).
  • Механическая обработка пищи.
  • Смачивание слюной.
  • Обеззараживание.
  • Химическая обработка пищи.
  • Формирование пищевого комка.
  • Проглатывание.

2. Лабораторная работа.

«Действие слюны на крахмал» с использованием беспробирочного опыта со слюной.
Перед уроком на парты учащихся раздают по два кусочка накрахмаленной марли, спички, вату, стаканчик с чистой водой.
Учащиеся кратко рассказывают о пищеварительных ферментах, расщеплении крахмала в полости рта и глотании.
В результате этой беседы учащиеся должны повторить общие свойства ферментов:
1) Ферменты – катализаторы и потому могут ускорить определённые процессы.
2) Ферменты действуют только на определённые субстраты.
3) Ферменты способны действовать лишь при определённых температурных условиях и в определённой среде: кислой, щелочной, нейтральной.

4) Ферменты – белки, при кипячении они разрушаются и теряют свои ферментные свойства.

Свойства пищеварительных ферментов:

1) Ферменты слюны действуют на слюнные углеводы, они превращают крахмал в глюкозу. Крахмал он нерастворим, он не может всасываться в кровь, а глюкоза всасывается.

2) Ферменты слюны действуют на крахмал. Они расщепляют эти вещества до продуктов, способных всасываться в кровь и лимфу.

Задание. Доказать, что ферменты слюны способны разложить крахмал.

Результаты опыта в тетради.

Вывод (делают записи).

3. Верны ли утверждения:

1) В ротовой полости происходит только механическая обработка пищи. (–)
2) Слюна выделяется в ротовую полость только во время еды. (–)
3) Ферменты слюны расщепляют крахмал до глюкозы. (+)
4) Слюну вырабатывают три пары слюнных желез. (+)
5) Ферменты замедляют процесс пищеварения. (–)
6) Расщепление углеводов начинается в ротовой полости. (+)
7) Надгортанник препятствует попаданию пищи в дыхательные пути. (+)
8) Слюнные железы вырабатывают ферменты, расщепляющие углеводы. (+)
9) Лизоцим разъедает эмаль. (–)
10) Каждая челюсть имеет 4 резца. (+)

5. Итог урока

6. Домашнее задание