Эвристическое обучение в образовательном процессе современного образования. Применение эвристических методов в обучении и педагогике. Метод списка свойств

Среди инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и рассуждений Сократа, или, другими словами, «сократовская ирония». Известно, что древнегреческий философ приводил своих учеников к истинному суждению через диалог. Он вначале задавал общий вопрос, а получив ответ, вновь вводил уточняющий вопрос и так до получения окончательного ответа.

Эвристическое обучение ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Личный опыт учащегося становится компонентом его образования, а содержание обучения создается в процессе деятельности.

Эвристическую деятельность иногда связывают с творческой деятельностью. Однако первое понятие является более широким и имеет ряд отличий:

1. Эвристическая деятельность включает в себя сами творческие процессы по созданию образовательной продукции.

2. Одной из составляющих эвристической деятельности являются познавательные процессы, которые необходимы для сопровождения творчества.

3. В эвристической деятельности организационные, методологические, психологические и иные процессы обеспечивают творческую и познавательную деятельность.

В эвристическом обучении есть одна главная особенность – изучение образовательных стандартов и личное творчество ученика меняются местами. Вначале ученик самостоятельно создает образовательную продукцию, а уже после сопоставляет ее с культурно-историческими достижениями человечества, закрепленными в образовательных стандартах. В этом случае усваиваются и стандарты, и способы самостоятельной творческой деятельности ученика.

Главной задачей в эвристическом обучении является творческая самореализация учащегося . Это осуществляется следующим образом. Ученик получает материал для конструирования, однако ему не дают готовых знаний о нем. Он создает продукт деятельности (гипотезу, сочинение, поделку), а затем с помощью учителя сопоставляет его с историческими аналогами в этой области. В результате ученик переосмысливает свой результат и происходит его личностное преобразование (изменение в чувствах, знаниях, способностях и опыте). Итогом деятельности учащегося может выступать и общекультурное приращение, когда ученик оказывается вовлеченным в культурно-исторические процессы.



Эвристическая образовательная ситуация является ключевым элементом обучения. Эта ситуация активизирует незнание, цель ее – рождение учениками личной идеи, проблемы, гипотезы, схемы, текста и т.д. Образовательный результат в эвристическом обучении непредсказуем, каждый ученик может получать абсолютно разные итоги.

Эвристическое обучение строится на основе открытых заданий. Практически любой элемент изучаемой темы может выражаться в форме открытого задания. Например, сочините пословицу.

Контролю в эвристическом обучении подлежит не степень усвоения готовых знаний, а творческое отклонение от них. Таким образом, проверке и оценке подлежат развитие личностных качеств ученика, его творческие достижения по изучаемым предметам, а также уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.

Современное постиндустриальное общество, характерной чертой которого является стремительное развитие информационных систем, значительно повышает спрос на творческую инициативу.

Исследовательский подход в образовании .

Одним из условий решения задач , стоящих перед современным образованием является использование исследовательского подхода к обучению.

Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

К функциям исследовательского подхода в обучении относятся:

Воспитание познавательного интереса;

Создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

Развитие интеллектуальной сферы личности;

Формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;

Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

Во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

В организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

В актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;

В усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

В изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний. Исследовательский подход в обучении помогает студенту увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого.

Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы ; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы : анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.

На завершающем этапе исследования от студента требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария и т. п.).

Пути реализации исследовательского подхода в обучении :

Дидактический анализ темы

Предварительное информирование учащихся об изучении темы с применением исследовательского подхода

Изучение материала крупным блоком

Организация лекционных и семинарских занятий, а также нестандартных уроков использование групповой, коллективной и фронтальной форм организации учебного процесса.

Развитию у студентов навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

Исследовательская деятельность студентов рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков.

В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности студентов, к которой, например, относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые в учебное и внеучебное время.

Если рассматривать деятельность с личностной точки зрения, то необходимо осознать единство интериоризации – формирование личностных характеристик человека с учетом условий его жизни и деятельности, и экстериоризации, т.е. реализацию способностей и замыслов человека в продуктах его деятельности. Продуктом исследовательской деятельности студента являются не только, а может быть, и не столько знания, которые он приобретает, сколько способы познавательной деятельности, которые воздействуют на интеллектуальное развитие личности.

Сформировать у студентов необходимые умения познавательной целенаправленной деятельности можно лишь через активные мыслительные и практические самостоятельные действия самого студента. Все сказанное означает, что предметом познания в процессе обучения должна стать не только содержательная сторона знания, но также и структурная, и операционная (акцент делается на способе приобретения знаний, на том, как ими пользоваться).

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее :

Учащийся выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

Предлагает возможные решения; проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

Делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным;

Делает обобщения.

24. Сущность и содержание управленческой деятельности.

Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления». Поэтому основная цель определения предмета психологии управленческой деятельности и его взаимосвязей с другими предметами изучения.

Чтобы составить правильное и полное представление об этом предмете, следует учитывать основные трудности психологического изучения деятельности руководителя, сложности выделения деятельностной проблематики из общеорганизационной. Основные из них состоят в следующем:

Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена.

Во-вторых , проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, т.е. является предметом исследования в целом комплексе дисциплин. В качестве таковой она и разрабатывалась, но при этом явно доминировали внепсихологические ее аспекты: организационный, социологический, экономический, инженерный, социотех-нический и др.

В-третьих , психологическое изучение управленческой деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является такая трудноуловимая, «неосязаемая» сфера, как психическая реальность. Закономерно поэтому, что в гораздо большей степени, чем она, раскрыты и изучены внешние проявления управленческой деятельности, а не ее внутреннее содержание

Термин «эвристика» происходит от греческого слова «эврика» - нашел, открыл (это высказывание приписывают Архимеду - его он выкрикнул, когда нашел решение заказанной ему задачи). Самоопределение эвристика формулируется (наиболее коротко и четко) как наука о том, как делать открытия».

Такое определение вывел Джордж Пойа (известный математик и педагог, автор книги «Математическое открытие»). Зародилась эвристика предположительно тогда, когда древнегреческими философами был сформулирован вопрос:

«Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?»

Что такое эвристика

Определение 1

В современном мире эвристика понимается как наука о продуктивном мышлении или наука о закономерностях организации процессов творческого/продуктивного мышления.

Определение 2

Из этого определения следует, что между эвристическими и творческими решениями имеется непосредственная связь. Если взять за основу то, что центром творчества является озарение («инсайт»), связанное с поиском оригинального решения проблемы, то эвристика - это наука об организации творческой деятельности, методах, приемах и правилах , лежащих в основе творческого процесса.

Подобная трактовка эвристики имеет непосредственную связь с сущностью педагогического процесса. Для того, чтобы понять каким образом и в соответствии с какими принципами организовывается творческий процесс решения задач, нужно взять за основу то, что это познание является набором рекомендаций, необходимых для построения творческого педагогического процесса. Такая обучающая процедура может именоваться эвристической педагогикой - педагогикой, основанной на принципах и правилах эвристики.

Прообразом эвристики многие считают майевтику. Такая аналогия была проведена на основании «сократических бесед» - бесед/споров, на протяжении которых Сократ (древнегреческий философ) приводил собеседника к правильному выводу посредством искусно подобранных вопросов, позволяя ему создавать новое (для собеседника) знание. Можно сказать, что Сократ выполнял функцию педагога, умело управляющего процессом познавательной деятельности обучаемого. При этом он не только управлял, но и показывал в момент бесед пример творческого решения задач.

Пример 1

Рассмотреть принципы определения эвристического решения задачи можно на примере, описанном в книге Пойа (47а, 85-88). Там говорится о том, что Карл Фридрих Гаусс (ставший впоследствии «королем математиков »), будучи еще мальчиком решал задачу, заключающуюся в сложении ряда чисел от 1 до 20 . Эта довольно сложная задача была задана их учителем, который захотел немного отдохнуть. Но малыш Гаусс справился с ней гораздо раньше остальных учеников (практически сразу). При этом его решение оказалось единственным верным.

Автор книги обращает внимание на то, что мы не можем точно знать (и никогда не узнаем), как маленький Гаусс смог это сделать. Но если положиться на помощь воображения, можно предположить довольно правдоподобный ответ на этот вопрос. Гаусс скорее всего «видел» задачу глубоко и под нестандартным углом в отличие от других. Точнее - он смог увидеть, что каждая пара чисел, которые равноудалены от концов ряда 1 , 2 . . . 19 , 20 , будучи сложенной вместе, дает неизменную сумму 21 , поэтому общая сумма ряда будет равняться 10 × 21 = 21 .

Этот пример наглядно показывает сущность эвристики и ее проблем. Для получения результатов есть множество путей, которые основываются на начальных условиях и знаниях, которыми обладает человек. Задача Гаусса помимо более длительного «лобового» пути, который как бы навязывается самой ситуацией, имеет множество других путей решения. При этот вариант, предложенный Гауссом, является не самым очевидным. Чтобы его реализовать необходимо сконцентрировать внимание сразу на двух концах ряда и увидеть симметрию его составляющих относительно середины и произвести попарное суммирование.

Если распределить все этапы решения в виде пути на графе потенциально возможных решений, то можно понять как много существует вариантов решения этой задачи.

На этой графе, которая представлена в виде лабиринта, имеется вход, расположенный в точке А и выход, размещенный в точке Б. Чтобы найти путь выхода из него необходимо перебрать множество вариантов. При этом и перебор, и время, затраченное на решение, могут резко сократиться при имении дополнительной информации: например, навыки в составлении карт и работы с компасом или знание того, куда нужно повернуть на развилке лабиринта.

Такие проблемы возникают при решении практически любой интеллектуальной задачи, будь то игра в шахматы, решение головоломки или планирование/решение творческих задач. Перебор всех имеющихся вариантов решения при неимении направляющих, принципиально важных идей или информации довольно быстро заканчивается «переборным взрывом».

Пример 2

Допустим, некто занят поиском шифра на кодовом замке сейфа. Если у этого человека нет абсолютно никакой информации, даже об общих принципах построения этого шифра, то он вряд ли сможет найти верное решение. Количество комбинаций будет лавинообразно увеличиваться при каждом повороте барабана.

Определение 3

Основываясь на подобном анализе большого количества прочих примеров можно определить понятие эвристического решения как решения, которое связано с резким уменьшением перебора вариантов возможных решений.

Рассмотрим в качестве примера шахматную игру. В набор самых элементарных эвристических рекомендаций входят следующие:

  • контроль четырех центральных клеток поля;
  • обеспечение безопасности короля;
  • предотвращение вскрытия собственных вертикалей;
  • защита фигур и многое другое.

Стоит отметить то, что все эти рекомендации не являются точными алгоритмами, это всего лишь направляющие действий шахматистов, которые способны существенно уменьшить количество потенциально верных решений. Если рассмотреть более тонкие шахматные эвристики, можно прийти к выводу, что они также не являются точными алгоритмами действий, которые способны привести к цели. Для эвристических правил характерна многозначность промежуточных результатов, поэтому категоричная точность рекомендаций не допускается (51:109-114). Эвристические рекомендации для шахмат представляют собой некие правила: например, наивысшее предпочтение отдается шаху, при помощи которого король противника отойдет от своей базы или хотя бы просто сдвинется.

Вывод

Проанализировав подобные факты можно сделать вывод, что эвристичностью обладают суждения, являющиеся правдоподобными, которые повышают вероятность приближения к правильному решению. Такие рассуждения не точны, но их стратегия основывается в сужении всей области перебора до некоей зоны и направлении мышления на работу с узким классом понятий/фактов, базирующихся в ней. При этом нужно отметить, что эвристики не являются способом нахождения точных решений внутри этой зоны. Если охарактеризовать их по спортивной аналогии, то дело эвристик - это «закинуть шайбу в зону», но отнюдь не провести ее в ворота.

Примеры эвристических принципов

Законы эвристики являются скорее принципами, чем правилами, имеющими четкими границами условий применения. Возможно, более точно будет провести аналогию с понятием установки, которая имеет вид общего предписания к действию и считать эвристики мыслительными установками. Яркими примерами таких правил служат пословицы, афоризмы и поговорки. Например, «Сто раз отмерь, один раз отрежь», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», «Вода по каплям кувшин наполняет» и прочие - они указывают явное направление, но не дают точных предписаний к действию в конкретной ситуации.

В книге Пойа «Как решать задачу» (476: 99-103) приводится система английских пословиц, которая подбиралась автором в качестве иллюстраций основных этапов решения задач. Например, «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает» - аналога этому нет в русском языке, но она очень точно формулирует классическое педагогическое высказывание «Прежде чем начинать решение задачи - пойми ее условия». Прочие пословицы, например, «Мудрый меняет свое решение, дурак - никогда», «Усердие - мать удачи», «Дуб валится с одного удара», «Где есть желание, найдется путь!» и им подобные содержат лишь общие рекомендации о направлении действий. Они побуждают к поиску личной заинтересованности в процессе/результате, проявлению настойчивости, продумыванию текущей ситуации с самых разных сторон.

Наиболее интересно рассмотрение правил поведения человека в обществе: в семье, коллективе, на производстве. Анализ известной книги Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (27:84-93) ясно показывает, что почти все «правила Карнеги» являются эвристическими рекомендациями. Их смысл можно сформулировать как свод наставлений о том, какие правила следует использовать для достижения кратчайшего пути к завоеванию положения в обществе или достижения вершины карьеры, большого количества денег или любви окружающих. Чтобы наглядно доказать эвристичность и полезность этих рекомендаций, стоит привести их итоговую систему, которая называется «Девять способов изменить мнение людей, не вызывая при этом обиды или негодования (поведение руководителя на производстве):

  1. Беседу стоит начинать с искреннего восхищения и похвалы.
  2. Не стоит прямо говорить человеку о допущенных им ошибках.
  3. Перед критикой другого сначала указать на свои ошибки.
  4. Вместо раздачи приказаний нужно задавать вопросы.
  5. Всегда стоит давать возможность сохранить свою репутацию другому.
  6. Нужно хвалить других даже за малейшие достижения, при этом это нужно делать искренно и не скупясь на похвалы.
  7. Человеку нужно создать хорошую репутацию, которую он мог бы оправдать.
  8. Нужно прибегать к поощрениям, стараясь показать оппоненту, что ту ошибку, которую он совершил, легко исправить или то, что от него требуется легко осуществимо.
  9. Нужно поступать так, чтобы человек был счастлив выполнить предложенное.
Определение 4

Эвристические методы обучения или методы педагогической эвристики - это различные приемы /способы, которые использует педагог в процессе обучения умению находить творческие нестандартные решения как простых, так и нетривиальных задач.

Но чем же можно объяснить тот факт, что методы эвристики не дают возможности использовать точные правила, которые могут напрямую привести к решению задачи. Частично на это можно ответить на примере модели семантических сетей. Например, творческое решение задачи можно представить в виде перехода от одного узла знаний к другому. При этом переход, который проводится в трехмерной среде, служащей имитацией мозга или при помощи связи, которая имеет малый приоритет/редко используется, либо посредством построения новой связи. Тогда в пределах самой модели становится очевидным то, что является точной рекомендацией равнозначной решению. В обратном случае рекомендация способна только указывать направление решения, что делает ее эвристической.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сущность эвристического обучения

Современная педагогика отличается гибкостью, позволяя педагогам и родителям использовать в обучении детей разнообразные методы обучения. Выбор метода остается за педагогами и родителями, важно только лишь соблюдать условие: метод должен быть эффективным и не навредить ребенку.

В настоящее время одним из самых популярных инновационных методов является эвристический метод обучения.

Впервые эвристический метод был предложен Сократом в Древней Греции. Сократ задавал своим ученикам вопросы, тем самым побуждая их к рассуждению и беседе.

Несмотря на то, что эвристический метод обучения появился достаточно давно, в современной педагогике он используется относительно недавно. Именно поэтому нет утвержденной трактовки его понятия. Под эвристическим методом обучения понимают и форму обучения (например, эвристическая беседа), и метод обучения (мозговой штурм), и технологию творческого развития.

Определение 1

Эвристический метод обучения – это метод, направленный на самостоятельное нахождение учащимися ответов на поставленные педагогом вопросы.

Эвристическое обучение – это обучение, основная цель которого заключается в конструировании учащимися собственного смысла, цели и содержания, организации и осознания необходимости обучения.

Таким образом, обучение, основанное на эвристическом методе, для учащихся – это непрерывное открытие нового.

Задачи эвристического метода обучения:

  1. Формирование и создание у учащихся собственного личного опыта, направленного на получение знаний будущего.
  2. Конструирование у каждого учащегося собственного смысла и наполнения процесса обучения.

Эвристический метод обучения сочетает в себе познавательную творческую деятельность. Это связано с тем, что педагог не дает учащимся готовые знания, а предоставляет им объект, знания о котором они должны найти самостоятельно информацию и овладеть ей. В качестве объекта могут выступать природные явления, исторические события, художественные произведения и т.п. На основании объекта учащиеся создают продукт деятельности в виде гипотезы, текста, изделия, схемы и т.д. В рамках эвристического метода, результат творческой деятельности ребенка не предсказуем, так как он полностью зависит от его базовых знаний и личности. После представления педагогу получившегося результата, учащиеся сопоставляют его с уже известными достижениями в данной области и осмысливают.

Конечной целью эвристического метода обучения является, не получение конкретных знаний и умений, а осуществление творческой самореализации ребенка.

Оценке по итогам выполнения эвристического задания подвергаются не усвоенные учащимися знания по конкретному предмету, а его творческие достижения в данной сфере.

Принципы эвристического обучения

Реализация эвристического метода обучения базируется на определенных принципах. Среди них:

  • Принцип личностного целеполагания учащегося – предполагает организацию учебного процесса на основании учета личных учебных целей каждого из учащихся.
  • Принцип индивидуальной образовательной траектории – предусматривает возможность выбора индивидуальной траектории обучении учащимися, на основании собственного представления о смысле, целях, задачах, содержании, темпа и т.д. процесса обучения.
  • Принцип метапредметности содержания образования – состоит в том, что основа содержания учебных и образовательных дисциплин представлена фундаментальными образовательными объектами, которые обеспечивают возможность их субъективного личностного познания учащимися.
  • Принцип продуктивности обучения – направлен на личностный образовательный прогресс учащегося, состоящий из продуктов его учебной деятельности.
  • Принцип первичности учебной продукции учащегося – заключается в том, что довольно часто создаваемое учащимися личное содержание процесса обучения, может опережать изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.
  • Принцип ситуативности обучения – основан на том, что процесс обучения строится на ситуациях, организованных педагогом и направленных на самоопределение учащихся, их эвристический поиск. Задача педагога – сопровождение и поддержка.
  • Принцип образовательной рефлексии – предусматривает непрерывное осознание учащимся и педагогом реализуемой в процессе обучения собственной деятельности.

Использование технологии эвристического обучения в современной школе

В современных школах использование эвристического метода обучения осуществляется во взаимосвязи с проблемным и развивающим обучением. Это объясняется тем, что данные методы обучения, несмотря на их специфичность и различие в приемах работы, направлены на личностно-ориентированное обучение.

Формами и методами эвристического обучения являются различные по тематике творческие занятия: конкурсы, факультативные занятия, индивидуальные занятия по самообразованию, внеклассная и внеурочная работа, олимпиады, интеллектуальные марафоны, творческие конкурсы и т.п.

Одной из наиболее популярных форм организации эвристического метода обучения является эвристическая беседа.

К приемам эвристического метода относятся: сочинения, поделки, художественные произведения собственного сочинения и т.д.

Мероприятия, организованные в рамках эвристического метода обучения, помогают учащимся реализовать себя, продемонстрировать свои знания и способности.

Технология эвристического обучения не только подводит учащихся к изучению материалов учебных предметов, но и способствует успешному обучению.

Замечание 1

Таким образом, одним из основных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения учебному предмету, является эвристический метод.

Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы ученики всякий раз открывали новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, решатся проблемы с мотивацией, эффективнее будут достигаться образовательные цели.

Рассмотрим методический подход к обучению, в основе которого лежит эвристика – наука о создании нового. Дидактическая эвристика . Термин «эвристика» ввел в III в. н. э. древнегреческий математик Папп Александрийский, который обобщил труды античных математиков. Методы, отличные от чисто логических, Папп объединил под условным названием «эвристика». Его трактат «Искусство решать задачи» можно считать первым методическим пособием, показывающим, какие приемы следует использовать, если задачу нельзя решить с помощью математических и логических способов.

Эвристика – наука об открытии нового. Творчество – процесс создания нового.

Сегодня более известно легендарное восклицание «Эврика!», принадлежащее Архимеду (287–212 гг. до н. э.) и связанное с открытием им основного закона гидростатики. «Эврика» (греч. heureka – «я нашел») в переносном смысле означает выражение радости при возникновении новой идеи, решении сложной задачи. Внутреннее озарение, просветление мысли, обнаруживающее суть вопроса, – неизменные атрибуты творческого процесса. В архимедовой «эврике» заключен весь смысл действия, связывающего воедино накопленный ученым опыт и его интуицию. Во взаимодействии точного и интуитивного мышления кроется загадка так называемых ага-решений, обуславливающих скачки в науке и образовании.

Прообразом эвристического обучения является метод вопросов и рассуждений Сократа. Теоретические предпосылки и элементы такого обучения содержатся в работах Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, С. Френе, Р. Штайнера, Г. С. Альтшуллера, М. И. Махмутова, В. И. Андреева, А. В. Хуторского и др. Психологические проблемы эвристической деятельности ученика рассматривались П. К. Энгельмейером, А. Н. Луком, К. Г. Юнгом, А. В. Брушлинским, В. С. Юркевич, В. Н. Пушкиным, Ю. К. Кулюткиным и др.

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом обучения, но и методологией всего образования. В этом случае эвристика соотносится с элементами, присущими любой дидактической системе – целями, закономерностями, принципами, содержанием, технологией, формами, методами, системой контроля и оценки результатов обучения. Ученик выстраивает траекторию своего образования в каждом из изучаемых курсов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.

Дидактическая теория, предполагающая построение образования на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности, называется дидактической эвристикой (А. В. Хуторской)*.

* Хуторской А, В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. – М,: Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с.

Термин «дидактическая эвристика» отличается по смыслу от термина «эвристика». Эвристика в общепринятом понимании – это наука о творчестве, о творческой деятельности людей с целью получения новых результатов в исследуемых ими областях: кибернетике, психологии, криминалистике, медицине и др. Дидактическая эвристика имеет другую цель: раскрытие индивидуальных возможностей самих творцов – учеников и учителей с помощью их деятельности по созданию образовательных продуктов.

Задача эвристической образовательной деятельности – конструирование учеником своего образования через создание продуктов, входящих в содержание этого образования. Внешний образовательный продукт участника образования обеспечивает получение им внутреннего продукта – изменение знаний, опыта, способностей, способов деятельности, других личностных качеств. Внутренний продукт участника образования и есть тот качественно новый результат, которого достигает дидактическая эвристика.

Таким образом, если эвристика имеет целью создание внешних материализованных продуктов деятельности, отчужденных от их создателей, то дидактическая эвристика как педагогическая теория ориентирована на получение внутренних продуктов – личностных новообразований ученика.

Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьниками образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. Под образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т. п.; во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе составляющие – материальная и личностная – создаются одновременно в ходе конструирования учеником индивидуального образовательного процесса.



Из сказанного следует, что рассматривать образовательную продукцию ученика необходимо во взаимосвязи ее внешнего материализованного проявления с внутренним, – личностными качествами, которые проявлялись, формировались и развивались в его деятельности.

Творческая самореализация ученика как сверхзадача эвристического обучения раскрывается в трех основных целях:

¨ создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;

¨ освоение ими базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;

¨ выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.

Отличие эвристического обучения от проблемного и развивающего. Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения – усвоение учениками заданного предметного материала путем выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики «наводятся» учителем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.

«Обучение в самом общем виде, – пишет М. И. Махмутов, один из основоположников проблемного обучения, – это передача опыта старших поколений молодому поколению»*.

* Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1977. - С. 15.

Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, я создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование Lnvuiero в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.

М. И. Махмутов считает, что «навыки продуктивного и творческого мышления поиобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения (поскольку знание - основа продуктивного мышления) и частично - в ходе решения задач»*.

* Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977. - С. 9.

Аналогачных взглядов придерживаются его последователи в частных методиках: «Репродуктивная деятельность - подготовительный этап к проявлению познавательной деятельности более высоких уровней: эвристический и исследовательский»*.

* Аксенова И. В. Сочетание репродуктивных, эвристических и исследовательских самостоятельных работ учащихся при обучении химии: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1995. - С.4.

Эвристическая деятельность школьников не предполагает от них предварительных умений действия по образцу. Наоборот, репродуктивная деятельность детей, если она предварительно осваивается и закрепляется, отрицательно влияет на возможность последующего творчества, создавая у детей шаблонные представления о требуемом образовательном продукте. Репродуктивная деятельность в эвристическом обучении может способствовать творчеству только в том случае, когда с ее помощью ученики усваивают способы деятельности, но не содержание образования.

Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в учебных темах и курсах, требующих интеллектуального подхода: в математике, физике, естествознании, в проблемных темах по истории, русскому языку и т. п. Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных предметах, в том числе и в предметах эмоционально-образного и спортивной ориентации Например, дети могут создавать художественные произведения, придумывать свои гимнастические упражнения на развитие определенных групп мышц.

Проблемное обучение чаще всего затрагивает только держание учебных дисциплин и соответствующую методику его усвоения; эвристическое обучение определяет методологию образования и относится к учебному целеполаганию, созданию учениками собственного содержания образования, рефлексивному конструированию ими теоретических элементов знании.

И наконец главное отличие. Объектами поисковой познавательной деятельное в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс часто в ситуациях «незнания» истины.

Эвристическое обучение отличается также и от развивающего обучения (В. В. Давыдов Л. В. Занков), поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.

Поскольку ученик в эвристическом обучении ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание образования для него оказывается вариативным и развивается (изменяется) в ходе деятельности самого ученика. Ученик становится субъектом, конструктором своего образования; он – полноправный источник и организатор своих знаний не менее важный, чем учитель или учебник. Ученик составляет план своих занятий, определяет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей деятельности, например: разрабатывает собственную версию происхождения мира, выполняет математическое исследование, сочиняет стихи, придумывает техническую конструкцию. Процесс обучения насыщается личностными знаниями и опытом учащихся. В результате ученики выстраивают индивидуальные траектории в изучаемых образовательных областях. Одновременно они знакомятся с классическими достижениями специалистов в изучаемых областях, но не ограничиваются лишь усвоением внешнего материала.

Эвристические способности. Способность открывать новое заложена в природе человека. Поэтому эвристические способности являются личностным качеством человека. Под эвристическими способностями понимаются комплексные возможности ученика в совершении деятельностей и действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов.

Чтобы проиллюстрировать комплексный интегративный характер эвристических способностей, приведем пример. Ученик в процессе обучения создает различные образовательные продукты: придумывает знаковый символ на уроке математики, изготавливает подарочную салфетку на домоводстве, ставит цель своей творческой работы по естествознанию. Является ли основой создания перечисленных продуктов одна и та же эвристическая способность? Скорее нет. Даже если предположить, что это одна и та же способность, нельзя исключить ее связи с другими качествами ученика. Поэтому следует говорить не об отдельных эвристических способностях, а об их наборе, включающем широкий спектр качеств личности, как по отдельности, так и в совокупности обеспечивающих ученику продуктивную деятельность различных типов и видов. Например, целеполагание как личностная способность еще не гарантирует продуктивной образовательной деятельности ученика, в совокупности же с целеустремленностью она может обеспечить создание учеником собственных образовательных продуктов.

Эвристические способности учащегося выражаются в таких качествах, как одаренность и талант. В данном вопросе среди отечественных и зарубежных ученых нет однозначного понимания. Одни исследователи говорят, одаренных детей около 3%, другие считают одаренным каждого нормального ребенка. Если применять эвристические методики и технологии продуктивного обучения, вряд ли можно обнаружить детей, которые не смогли бы создать собственную образовательную продукцию в тех или иных областях деятельности.

Понятие одаренности развивается в понятиях «талант» и «гений». Ученик с высокой степенью одаренности может быть назван талантом, с наивысшей – гением.

Поскольку возможностью творческой самореализации наделены практически все дети, то термины «одаренность», «талант» и «гений» означают не что иное, как систему качественных оценок творческой самореализации любого ученика, применяемую к нему в каждой из образовательных областей.

Под одаренностью детей понимается степень их творческой самореализации в образовательной области. Чем в большей степени ребенку удается выразить себя в той или иной области деятельности, тем более одаренным и талантливым в этом направлении его следует считать. Одаренность в данном смысле связана с творческими возможностями и способностями ученика.

Творческая деятельность ученика нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Сформулируем условия, способствующие созидательному творчеству:

1. Диагностика и самодиагностика ученика, позволяющая ему узнать свой образовательный потенциал, строить собственный путь в образовании, чувствовать веру учителей и родителей в реализацию своих возможностей.

2. Формирование у учащегося личностной системы самооценок с целью уменьшения зависимости его творческой самореализации от внешних условий.

3. Овладение учителем технологией сопровождающего отношения к индивидуальному образовательному процессу каждого ученика.

4. Освоение и применение учащимися методик выражения внутренних качеств, состояний и процессов с помощью внешних продуктов деятельности, в том числе знакового и символического типа.

Эвристическая образовательная деятельность . Выясним отличия понятий «творческая деятельность» и «эвристическая деятельность»: Под творческой деятельностью, или творчеством, обычно понимается «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей»*.

* Психология. Словарь / Под общ. ред А. В. Петровского. 2-е изд. – М.: Политиздат, 1990. – С. 393.

Эвристическая деятельность – более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает в себя: а) сами творческие процессы по созданию образовательной продукции в учебных предметах; б) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества; в) организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность. Другими словами, эвристическая деятельность включает не только творческую деятельность, но и метатворческую (от греч. «мета» – стоящее за), то есть когнитивную и методологическую деятельности, которые «стоят за» творчеством и обеспечивают его реализацию.

Разграничим также понятие «эвристическая образовательная деятельность» и его родовое понятие «эвристическая деятельность». Эвристическая образовательная деятельность является разновидностью последней наряду с эвристической научной деятельностью, эвристической изобретательской деятельностью и др. В дальнейшем, говоря об эвристической деятельности, мы будем иметь в виду деятельность, относящуюся к образованию, то есть эвристическую образовательную деятельность.

В эвристической образовательной деятельности могут одновременно присутствовать эвристические и репродуктивные компоненты, и учителю важно различать их в целостном учебном процессе. Например, учитель предложил первоклассникам сформулировать себе домашнее задание. У одного из них возникает желание написать дома прописью 100 одинаковых цифр, он ставит себе соответствующую цель и выполняет дома запланированную репродуктивную деятельность. Но сама постановка им данной цели является эвристическим элементом деятельности (если ее не подсказал ему учитель или другой ученик), то есть предметом эвристической деятельности здесь служит не математический, а оргдеятельностный, методологический ее компонент. Аналогичным образом задание учителя – изобразить с помощью всего одной цифры орнамент или рисунок на тетрадном листе, – вызывает творчество не столько математического, сколько композиционного или художественного плана.

В то же время 100 написанных одинаковых цифр в нашем примере – это новый внешний для ученика образовательный продукт по математике, которого ранее у него не было, и этому внешнему продукту соответствует внутренний – приобретение навыка написания определенной цифры. Однако степень творчества ученика при создании им данного продукта низкая, поскольку в данной деятельности он двигался не к новому творческому результату, а к заранее известному образцу. Продуктом такой деятельности является количество написанных цифр, то есть новый объем известного продукта. Продуктом эвристической деятельности является сформулированная ребенком цель, которой ранее у него не было и которая была найдена им как способ решения проблемы в возникшей учебной ситуации.

Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы предоставить ученикам возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем учебным предметам, научить их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы. Обеспечить достижение этой цели помогает следующий принцип: по всем вопросам учебной программы ученики могут создавать свои аналоги. Они могут определить индивидуальный смысл занятий по предмету, поставить цели, отобрать темы, спланировать, проконтролировать и оценить свою работу. Чем большую степень включения учеников в конструирование собственного образования обеспечивает учитель, тем полнее оказывается их индивидуальная самореализация.

В традиционном обучении учитель «дает» материал по предмету, сообщает «знания», излагает правила и законы, а дети их усваивают. Считается, что приращение знаний как личных, так и общечеловеческих, возможно только после знакомства с уже имеющимися. В эвристическом обучении по всякому важному вопросу ученики изначально излагают свое мнение, суждение или предположение. Для этого им предлагается реальный значимый объект (природное явление, историческое событие, материал для конструирования и т. п.), но неготовые знания о нем. Например, изучая состав предложения, ученики конструируют свое правило его устройства; решая задачу, извлекают способы ее решения; изучая понятие или явление, предлагают свое определение или объяснение.

С детскими версиями и суждениями учитель работает как с особым личностным содержанием образования, помогает ученикам оформить и выразить свою мысль. Особое внимание уделяется неординарным, нестандартным суждениям и работам. Ученики с помощью учителя внимательно анализируют продукцию своих одноклассников, относятся к ней критически, но доброжелательно.

Полученные учениками продукты деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т. п.) сопоставляются с культурно-историческими аналогами. Каждый ученик переосмысливает, достраивает или драматизирует свой первичный результат. Происходит личностное образовательное приращение ученика (его знаний, чувств, способностей, опыта), создается соответствующая продукция. Результатом данного этапа обучения является, с одной стороны – личностное развитие и продукция самих учеников, с другой – усвоение и личностная оценка ими общепринятых достижений человечества, в том числе и образовательных стандартов.

Завершает цикл эвристического обучения рефлексия – осознание учениками способов собственной деятельности, фиксация достигнутых образовательных результатов. Рефлексия обнаруживает «сухой остаток» деятельности, обозначает осознанные детьми образовательные результаты, выявляет возникшие проблемы.

Результат деятельности ученика выступает не только личностным, но и в определенном смысле общекультурным приращением, а ученик оказывается включенным в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника.

Ученику нет нужды переоткрывать все знания и опыт человечества. Но главные вопросы бытия и фундаментальные проблемы изучаемых курсов первично начинают решаться в личной деятельности ученика.

Творчество – всегда выход за рамки, изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного предварительно в программу усвоения. Поэтому в эвристическом обучении контролю подлежит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них. Основной критерий оценки – личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения. Проверке и оценке, а также само- и взаимооценке подлежат: а) развитие личностных качеств ученика; б) его творческие достижения по изучаемым предметам; в) уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.

Границы применимости дидактической эвристики определяются конкретным учителем, родителем или школой, которая выбирает ориентацию на развитие одаренности учащихся и продуктивный тип образования. Сами ученики, как правило, с удовольствием воспринимают возможность творческого самовыражения, достигая и перекрывая при этом общепринятые образовательные нормативы. Проведенные исследования показали, что практически любой вопрос базовой учебной программы по любому предмету и в любом возрасте может быть рассмотрен с позиций детского творчества, организуемого педагогом.

Резюме

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом обучения, но и методологией всего образования. Эвристическое обучение – обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Дидактическая теория, описывающая систему эвристического обучения, называется дидактической эвристикой.

Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности.

Эвристическое обучение отличается от развивающего, поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.

Эвристические способности учащегося выражаются в таких качествах, как одаренность, талант, гений. Ученик с высокой степенью одаренности может быть назван талантом, с наивысшей – гением.

Эвристическая деятельность – более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает в себя: 1) сами творческие процессы по созданию образовательной продукции в учебных предметах; 2) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества; 3) организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность.

В эвристическом обучении последовательность изучения образовательных стандартов и собственное творчество ученика меняются местами.

В эвристическом обучении контролю подлежит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них.

Вопросы и упражнения

1. Что вы понимаете под эвристикой: догадку, возникающую при решении задачи; прием решения задачи; метод открытия нового; метод обучения; продуктивную деятельность; дидактическую теорию; раздел психологии; науку о творчестве; научную область?

2. Считаете ли вы, что знания содержатся (обнаруживаются) внутри человека, а не вокруг него? Объясните в этом случае механизм извлечения скрытых в человеке знаний.

3. Существует точка зрения, что любая деятельность человека является творческой и продуктивной, поскольку всегда приводит к некоторому продукту деятельности (А. В. Брушлинский). Можно ли в данном случае считать, что любая деятельность ученика является эвристической?

5. Если творчество – это всегда выход за рамки, тогда каким образом необходимо их задавать в обучении, чтобы не ограничивать, а стимулировать творчество учеников?

Частично-поисковый (эвристический метод обучения) - это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ. При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно контролируется и направляется самими учащимися или педагогом. Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.

Деятельность педагога

Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д. Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы. Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д. Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.

Эвристический метод обучения - это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.

Методы и формы

Главной задачей форм и методов эвристического обучения является создание обучающимися новых образовательных результатов: сочинений, идей, поделок, исследований, художественных произведений, конкурсов и др.

Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:


Преимущества

Эвристическое обучение эффективно, так как:

  • увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;
  • появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;
  • формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;
  • при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;
  • повышается самооценка детей;
  • эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения:
  • повышается уровень усвоения нового учебного материала.

Недостатки

Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.

Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.

Эвристические приемы и методы применимы не только в обучении, но и в профессиональной деятельности.

Эвристический анализ

Эвристические методы анализа - это группа приемов сбора и обработки информации, которая опирается на суждения группы специалистов. Их еще называют креативными.

Эвристические методы являются основой для экспертных оценок, рассматриваемых операций, процессов, результатов. Все выводы, которые получены при анализе на основе этих методов, всегда имеют логическое обоснование и могут быть выражены в форме прямой оценки (неприемлемо, приемлемо, вредно, полезно); определения предположений (выбор наиболее удачных или первоочередных решений); отбора мероприятий для конкурентной проработки.

При эвристическом анализе применяются следующие методики: метод контрольных вопросов, коллективный блокнот, деловая игра, комиссии и конференции, метод аналогии, метод сценариев, целевая оценка, банк идей, метод «паутина», мозговой штурм, активный социологический тестированный анализ и контроль, SWOT-анализ.

Эвристическое прогнозирование

Эвристические методы прогнозирования являются необходимыми и важными инструментами предвидения будущего, их роль велика там, где использование других методов пока не представляется возможным.

Достоинством эвристического прогнозирования считается то, что оно применимо для прогнозирования любых процессов, вне зависимости от их природы и уровня знаний, а также отсутствия или наличия какой-либо информации. Большой эффект эвристическое прогнозирование способно дать при определении новых направлений дальнейшего развития и их возможностей.

Эвристические методы управленческих решений

Эвристический метод принятия решений необходим при поиске новых управленческих идей. Прошлый опыт не отвергается, его пытаются объединить с новыми идеями. В результате этого есть возможность решить старые задачи, которые не было возможности решить при помощи других методов, а также новые задачи, которые возникают при управлении инновационной деятельностью. В реализации данного метода выделяется 2 необходимых элемента: инсайт и мыслительные усилия для решения управленческих задач.

Метод эвристических приемов

Не имеет однозначного определения понятие эвристического приема. Под ним понимается элемент эвристического метода и преобразующее действие, которое позволяет составить алгоритм решения проблемной задачи.