Игровое познание. Игровое познание ребенком окружающего мира. Наука. как социокультурный феномен

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: цель науки– исследование объективных законов, закономерностей, действующих в природе и обществе/ объективность/ проверяемость и воспроизводимость знаний/ рациональность/ системность/ доказательность/ наличиеспециального «языка науки», развитость понятийного аппарата, высокая степень обобщения и абстрактности научных категорий/ использование специальных способов и инструментов познавательной деятельности


ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
НАУЧНЫЙ ФАКТ(сделанное, совершившееся) Отражение объективного факта в сознании, т.е. описание посредством определенной системы знаков, символов
ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЗАКОН Объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явления и процессами
ПРОБЛЕМА Осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа
ГИПОТЕЗА(основа, предположение) Научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого имеет вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании
ТЕОРИЯ(наблюдение, рассмотрение, исследование) Наиболее развитая форма научного знания, представляющая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности

ВИДЫ НАУК:

Социально-гуманитарные (история, социология, экономика, политология, правоведение, культурология, этика, эстетика и пр.);

Науки о познании и мышлении (логика и пр.);

Точные и технические (математика, информатика, космонавтика, машиностроение, биотехнология и пр.);

Естественные (физика, химия, биология, физическая география, астрономия, геология, медицина и пр.).

МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
НАБЛЮДЕНИЕ -целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира; -отсутствие преобладающего воздействия субъекта на объект исследования; -возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств
ЭКСПЕРИМЕНТ -активное воздействие на объект при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении; -наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования; -создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; измерения с применением соответствующих технических устройств
ИЗМЕРЕНИЕ Определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения
ОПИСАНИЕ Перечисление основных признаков объекта
КЛАССИФИКАЦИЯ Группировка объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ Распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ выясняют основные законы и принципы организации реального мира. Нет прямой ориентации на практическое применение полученных знаний.

Результаты ПРИКЛАДНЫХ НАУК находят непосредственное применение при решении конкретных производственных и социально-практических задач; эти науки используют законы, закономерности, установленные фундаментальными науками.

ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:

Мифология – в образной форме зафиксированы представления людей о мире, человеке, сверхъестественных силах

Обыденно-практическое познание – здравый смысл, житейский опыт; опирается на жизненную практику людей

Паранаука – («околонаука») – знание, которое не поддается объяснению с точки зрения современной науки, а иногда и здравого смысла (телекинез, экстрасенсорика и пр.), но содержит некоторые атрибуты научного знания)

Религиозное познание – вера в сверхъестественное

Художественно-образное познание (искусство)

Игровое познание

ВИДЫ ЗНАНИЙ
ЖИТЕЙСКОЕ (ОБЫДЕННОЕ) Знание, которое человек получает в своей повседневной жизни. Это знание на уровне здравого смысла, рассудка. Оно нередко имеет поверхностный характер
НАУЧНОЕ Представляет собой упорядоченную систему понятий, из которых складываются теории. Оно отличается высокой степенью обобщения и абстрагирования, глубоким осмыслением фактов и проникновением в природу изучаемого объекта
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ Совокупность конкретно-чувственных образов, система многозначных метафор и символов, раскрывающих одно явление через другое
РАЦИОНАЛЬНОЕ Отражение реальности в логических понятиях и категориях
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ:

q субъект и объект познания совпадают (общество познает себя);

q Получаемое социальное знание всегда связано с интересами субъектов познания (социальное познание всегда непосредственно связано с интересами людей, организаций);

q Социальное знание имеет ценностный характер (люди рассматривают общественные явления через призму собственных жизненных принципов);

q Сложность объекта познания (общество имеет сложную структуру и находится в постоянном развитии)%

q Ограниченная возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент (общество как объект постоянно изменяется, поэтому эксперименты невоспроизводимы)


СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
НАУКА ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
ИСТОРИЯ Прошлое общества
КУЛЬТУРОЛОГИЯ Вся совокупность культурных ценностей
ПОЛИТОЛОГИЯ Политическая жизнь (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом
ПРАВОВЕДЕНИЕ Право как особая система социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности
СОЦИОЛОГИЯ Закономерности развития и функционирования социальных систем
ФИЛОСОФИЯ Наиболее общие законы развития природы, общества и познания
ЭКОНОМИКА Удовлетворение постоянно растущих потребностей людей в условиях ограниченности ресурсов
ЭСТЕТИКА Закономерности эстетического освоения человеком мира, сущность и формы творчества по законам красоты
ЭТИКА Моральные ценности и нормы, проблемы морального регулирования деятельности человека и общества

ЗАДАНИЯ!!!

1. Что отличает чувственное познание от рационального?

1) использование аналитических методов

2) раскрытие структуры познаваемого объекта

3) отражение только внешних качеств объекта

4) формулирование и обоснование гипотез

2. Формой рационального познания является

1) понятие

2) ощущение

3) восприятие

4) представление

3. Процесс отражения человеком отдельных внешних свойств объектов окружающего мира –

1) ощущение

2) восприятие

3) представление

4) умозаключение

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для остальных понятий, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) ясность мысли, 2) практика, 3) критерий истины, 4) логичность, 5) соглашение специалистов

5. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина является целью познавательной деятельности человека.

Б. Относительный характер истины обусловлен ограниченностью познавательных возможностей человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

6. Установите соответствие между признаками и видами познания:

А. отражение окружающей действительности

Б. воспроизводимость экспериментальных данных

В. представление знаний в образной форме

Г. обобщение жизненного опыта и народной мудрости

Д. использование разнообразных методов

1) научное

2) ненаучное

3) и научное, и ненаучное

7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий истины»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте предложения, содержащие информацию о критериях истины.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Прочитайте высказывание и выполните задания.

«Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для её построения» (В.И. Вернадский)

а) Как Вы понимаете смысл высказывания?

б) С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой автором проблемы?

в) Составьте план, на основе которого Вы будете раскрывать проблему, поднятую автором высказывания.

г) Приведите примеры, иллюстрирующие основные идеи нескольких пунктов плана.

9. В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования. Упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.

10. Установите соответствие между признаками и формами познания:

А. отражение мира в художественных образах

Б. выражение и объяснение сущности явлений

В. направленность на удовлетворение потребности

Г. обоснованность полученных результатов

Д. достоверность выводов

2) искусство

11. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и мышление». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

12. Владимир работает в биологическом исследовательском институте. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что он занимается научной деятельностью?

А. регулярно посещает библиотеку

Б. руководит комиссией по аттестации сотрудников института

В. анализирует публикации по проблемам развития биологии

Г. ведет эксперимент в области молекулярной биологии

Д. состоит членом профсоюзной организации института

Е. выступил с докладом о результатах своей деятельности на симпозиуме ученых

13. Назовите три аспекта роли практики в познании и раскройте каждый из них.

Каждый ребенок, независимо от основного канала восприятия информации, в возрасте до 6-7 лет познает мир через игру. Этот способ познания нового становится основным видом деятельности ребенка. Содействие взрослых этому процессу и обучение различным новым видам игрового проведения времени является важным этапом в жизни.

Иногда бывает сложно понять всю важность игры для ребенка, и некоторые родители пренебрегают временем, которое ребенок проводит в игре, оставляя его один на один. Но это неверный выбор. Находиться рядом с ребенком, показывать ему новые варианты и составлять ему компанию в игре — важный аспект для успешного развития. Через игру ребенок переосмысливает и усваивает весь опыт, который им получен за день. Происходит принятие и запоминание правил и принципов правильного поведения.

Родители должны понимать, что разные игры способствуют развитию различных сфер жизни ребенка. Нужно соблюдать баланс разных видов игр. При необходимости обучать ребенка новым видам. Важно, чтобы ребенок использовал в игре занятия по возрасту и своевременно получал необходимые новые предметы для изучения.

Какие бывают игры для детей?

  • Подвижные, направленные на физическое развитие, улучшение координации и познание собственного тела. При достаточном использовании игр данного типа ребенок получает полезную для здоровья нагрузку, а также приобщается к спорту.
  • Познавательные, направленные на наблюдение и эксперименты с игрушками и материалами. Развивающие понимание о функциях и важности окружающих предметов.
  • Творческие, направление на развитие способностей ребенка, создавать новые предметы и произведения искусства.

Развитие уверенности в себе через понимание того, что ребенок самостоятельно может что-то сделать.

Деятельное познание ребенком окружающего мира

Кроме игрового познания окружающего мира существенную роль в формировании личности ребенка представляют действия, направленные на решение какой-либо практической задачи. Деятельное познание окружающего мира в возрасте до 2-х лет проходит через деструктивное поведение, которое выражается в стремлении познать все изнутри и на ощупь. Дети стремятся все сломать, разобрать и изменить форму.

Уже после двух лет деятельное познание окружающего мира начинает развиваться по пути созидания. Интерес начинает вызывать создание нового предмета из частей, выявление качеств и свойств при их соединении и смешении.

Прекрасной помощью ребенку в деятельном познании мира является приучение его с младшего возраста к физическому труду, направленному на преображение окружающей действительности. Разрешайте вашему ребенку помогать вам в работе по дому. Уже в 4-5 лет у малыша могут быть его личные обязанности. Это может быть сервировка стола к ужину или сбор собственных игрушек и подготовка комнаты ко сну. Наличие обязательных занятий, которые не сложно выполнить позволяет воспитать в ребенке обязательность и ответственность.

Ознакомление с окружающей природой через труд позволяет ребенку понять основные законы жизни и проникнуться теплыми чувствами к окружающему миру. Позвольте помочь вам в работе на даче или при уходе за комнатными растениями. Сначала показывайте и рассказывайте, что вы делаете.

В возрасте 2-3 лет ребенку можно предложить помочь вам в простых способах ухода за растением. В 4-5 лет можно предложить ребенку выбрать себе свой цветок, за которым он должен ухаживать. Это поможет воспитать в ребенке чувство ответственности за кого-то, необходимость регулярных действий приучит к труду.

Отдельно нужно отметить положительное влияние, оказывающее на развитие ребенка, общение с животными и уход за ними. Наблюдая за представителями животного мира, их взаимоотношениями, изучая особенности конкретных видов, ребенок постигает огромное количество информации о мире и его разнообразии. Наличие домашних животных способствуют формированию бережного отношения и доброты по отношению к другим живым существам.

Наша взрослая жизнь и поведение – отражение нашего детства и того окружения, которое было рядом ежедневно. Заложенное нашими родителями принятие или отторжение мира является основополагающим фактором в успешности конкретного человека.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Проблема познания в философии. Понятие и сущность обыденного познания. Рациональность обыденного познания: здравый смысл и рассудок. Научное познание его структура и особенности. Методы и формы научного познания. Основные критерии научного познания.

    реферат , добавлен 15.06.2017

    Познание как предмет философского анализа. Структура познания, ключевые теории истины. Научное познание, его уровни и формы. Практика как критерий истины. Понятие метода и методологии научного познания. Основные проблемы современной философии науки.

    презентация , добавлен 20.05.2015

    Мышление как процесс познавательной деятельности человека. Подходы, объясняющие природу сознания. Методы и уровни научного познания, особенности рационального и чувственного познания. Многообразие форм человеческого знания. Проблема истины в философии.

    реферат , добавлен 17.05.2010

    Понятие и структура сознания, общественное сознание. Понятие истины, ее характеристики. Познаваемость мира как философская проблема. Ступени процесса познания. Специфика научного познания. Антропосоциогенез. Личность и общество: проблемы взаимоотношений.

    шпаргалка , добавлен 20.01.2009

    Проблема познания в истории философии. Структура познавательного процесса. Проблема субъекта и объекта познания. Диалектико-материалистическая концепция истины, ее сущность. Проблема истины в философии. Основные черты неклассической теории познания.

    реферат , добавлен 31.03.2012

    Познание как объект философского анализа. Многообразие способов постижения мира. Сущность и структура познания. Диалектика познания. Проблемы истины. Мышление и язык. Формы, законы и средства правильного мышления.

    реферат , добавлен 26.04.2007

    Методика научного познания. Научное познание как творческий процесс. Психология научного познания. Интуиция и процесс познания. Интуиция как часть механизма мышления. Развитие интуитивных способностей.

    Познание - процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека, приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Результаты познания остаются не только в сознании кон­кретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью матери­альных носителей информации - книг, рисунков, объектов ма­териальной культуры.

    В философии существуют основные точки зрения на про­цесс познания:

    - гностицизм. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) опти­мистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без­граничными возможностями познания.

    - агностицизм. Агностики (часто - идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является И. Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

    Сам человек обладает ограниченными познавательными воз­можностями (благодаря ограниченным познавательным воз­можностям разума);

    Сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - "вещей в себе".

    Агностицизм и гностицизм являются не главными разли­чиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. От­личие их подходов в том, что:

    Идеалисты считают познание самостоятельной деятельно­стью идеального разума;

    Материалисты считают познание процессом, в результате кото­рого материя через свою отражательную способность - созна­ние - изучает сама себя.

    В отличие от агностиков, сторонники скептицизма (от греч. skepticos - рассматривающий, исследующий) не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате (скептицизм как "паралич истины").

    Познающим субъектом является человек - существо, наде­ленное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной и духовной культуры - носителей резуль­татов познания, также является познавательным субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека воз­можна лишь в рамках общества.

    Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

    Формы познания:

    Уже на ранних этапах истории человечества существовало обыденно-практическое познание, "поставлявшее" элементарные сведения о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т.д. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни, практика людей. Полученные на этой базе знания носят хаотический, разрозненный характер, представляя собой, простой набор сведений и правил.

    - игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры: деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т.п. Общеизвестно огромное значение игры для удовлетворения неиссякаемой любознательности детей, формирования их духовного мира и навыков общения.

    Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной "переработкой" природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т.д.

    В рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательных задач, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Более того, например, в герменевтике - одном из основных направлений современной западной философии - искусство считается важнейшим способом раскрытия истины. Хотя, конечно, художественная деятельность не сводима целиком к познанию, но познавательная функция искусства посредством системы художественных образов - одна из важнейших для него. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты.

    Одними из древних форм познания, генетически связанными с мифологией, являются философское и религиозное познания. Особенности последнего определяются тем, что оно, будучи фантастическим отражением действительности, содержит в себе определенные знания о ней, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное.

    Познание, творчество, практика. Познание, мышление - это всегда искание и открытие нового, поиски ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная (а не созерцательная, пассивная) деятельность субъекта в любой ее форме. И ценность человека определяется, прежде всего, творческой активностью его действия - в том числе и в сфере познания. Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее - материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных закономерностей) новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности - творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п. Познание есть активный творческий процесс поиска нового, оригинального и даже уникального - того, чего раньше не было. В этом процессе "задействованы" все таланты и способности познающего субъекта - его органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция и др. - в их единстве и взаимодействии. Важная особенность творческого познания - умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творческое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, умения делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несущественного и самостоятельно приходить к все новым и новым выводам и обобщениям. В творческом процессе важную роль играет интуиция (внезапное озарение) - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств. В истории философии на важную роль интуиции (хотя и по-разному понимаемой) в процессе познания указывали многие мыслители: Р. Декарт, А. Бергсон, Э. Гуссерль. История познания показывает, что новые идеи, коренным образом меняющие старые представления, часто возникают не в результате строго логических рассуждений или как простое обобщение. Они являются как бы скачком в познании объекта. Для интуитивного постижения действительности характерна свернутость рассуждений, осознание не всего их хода, а отдельного наиболее важного звена, в частности окончательных выводов. Полное логическое и опытное обоснование этих выводов им находят позднее, когда они уже были сформулированы и вошли в ткань науки. Многие великие творцы науки подчеркивали, что нельзя недооценивать важную роль воображения, фантазии и интуиции в научном исследовании. Характерной особенностью современной науки является постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса - логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента, но не за счет принижения, а тем более игнорирования роли разума.Познание и творчество неразрывно связаны как между собой, так и с практикой (практической деятельностью) как с их основой. Практика - конкретная деятельность людей по преобразова­нию окружающего мира и самого человека. Главные виды практики:

    - материальное производство (труд): преобразование природы, естественного бытия людей.

    - социальное действие: преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными "массовыми силами" (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.).

    - научный эксперимент: активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира (в том числе и социальный эксперимент).

    Функции практики, она является:

    - источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т.п.

    - критерием истины : позволяет отделить истинные знания от заблуждений (об этой функции практики будет сказано ниже).

    - основой познания: она "пронизывает" все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обусловливается - в конечном счете - задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения.

    - целью познания : ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве "руководства для действия" по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

    НАУКА. КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

    Сознание человека всегда есть осознанное бытие, вы­ражение его отношения к своему бытию. Знание - объек­тивная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Позна­ние - обусловленный прежде всего общественно-истори­ческой практикой процесс приобретения и развития зна­ния, его постоянное углубление, расширение, совершен­ствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

    Термин «знание» обычно употребляется в трех основных смыслах: а) способности, умения, навыки, которые бази­руются на осведомленности, как что-либо сделать, осуще­ствить; б) любая познавательно значимая (в частности, адек­ватная) информация; в) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действитель­ности, существующая наряду и во взаимосвязи со «своим другим» - с практическим отношением. Второй и третий аспекты и есть предмет рассмотрения гносеологии (теории познания) и эпистемологии - теории научного познания.

    Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) - мате- риально-технический - производство средств к жизни, труд, практика. Второй - духовный (идеальный), в рам­ках которого познавательные отношения субъекта и объекта - лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе историческо­го развития практики и самого познания все более диффе­ренцируются и воплощаются в различных своих формах. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна дру­гой, каждая из их имеет свою специфику.

    Познание как форма духовной деятельности существу­ет в обществе с момента его возникновения, проходя вме­сте с ним определенные этапы развития. На каждом изних процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, вырабо­танных в ходе истории человечества. Поэтому познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо фор­ме, хотя бы и такой важной как научное, которое не «по­крывает» собой познание как таковое. Поэтому гносеоло­гия не может строить свои выводы, черпая материал для обобщения из одной только сферы - научной и даже толь­ко из «высокоразвитого естествознания».



    Уже на ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, поставлявшее элементарные сведе­ния о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т. д. Основой данной фор­мы познания был опыт повседневной жизни, практики людей. Полученные на этой базе знания носят хотя и проч­ный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т. п. Сфера обы­денного познания многообразна. Она включает в себя здра­вый смысл, верования, приметы, первичные обобщения наличного опыта, закрепляемые в традициях, преданиях, назиданиях, интуитивные убеждения, предчувствия и пр.

    Одна из исторически первых форм - игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры индивид осуществляет активную

    познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры - де­ловые игры, спортивные игры, игра актеров и т. п. Обще­известно огромное значение игры для удовлетворения не­иссякаемой любознательности детей, формирования их ду­ховного мира и определенных знаний, навыков общения.

    В настоящее время понятие игры широко использует­ся в математике, экономике, кибернетике и других на­уках. Здесь все чаще применяются специальные игровые модели и игровые сценарии, где проигрываются различ­ные варианты течения сложных процессов и решения на­учных и практических проблем. Целый ряд влиятельных направлений современной философской и научной мыс­ли выдвигают игру в качестве самостоятельной области изу­чения. Это, в частности, герменевтика (Гадамер), фило­софская антропология (Финк) и др. Так, Хейзинга счи­тает игру всеобщим принципом становления культуры, ос­новой человеческого общежития в любую эпоху. По Гадамеру, игра представляет собой способ бытия произведе­ний искусства, которое в свою очередь есть преимуществен­ный способ свершения (раскрытия) истины.

    Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специ­фика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художе­ственной переработкой природы и общества народной фан­тазией. В рамках мифологии вырабатывались определен­ные знания о природе, космосе, о самих людях, их усло­виях бытия, формах общения и т. д. В последнее время было выяснено (особенно в философии структурализма), что мифологическое мышление - это не просто безудер­жная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. Так, Леви-Строс указывал на конкретность и метафорич­ность мифологического мышления, его способность к обоб­щению, классификациям и логическому анализу.

    Наука как социокультурный феномен

    Мифологическому мышлению свойственно его слит­ность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, происхождения (генезиса) и сущности явлений и т. д. Объяснение природных и социальных явлений, а так­же мира в целом сводилось к рассказам об их происхожде­нии и творении (генетизм). Некоторые современные ис­следователи полагают, что в наше время значение мифо­логического познания отнюдь не уменьшается. Так, П. Фейерабенд убежден, что достижения мифа несравне­но более значительны, чем научные: изобретатели мифа, по его мнению, положили начало культуре, в то время как рационалисты только изменяли ее, причем не всегда в луч­шую сторону.

    Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно спе­циально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Более того, например, в герменевтике, как уже было сказа­но, искусство считается важнейшим способом раскрытия истины. Хотя, конечно, художественная деятельность не­сводима целиком к познанию, но познавательная функ­ция искусства посредством системы художественных обра­зов - одна из важнейших для него. Художественно осваи­вая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т. д.), удовлетворяя эстетические потребно­сти людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их обы­чаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т. д.

    Одними из древних форм познания, генетически свя­занными с мифологией, являются философское (о нем да­лее будет идти речь) и религиозное познание. Особенности

    последнего определяются тем, что оно обусловлено не­посредственной эмоциональной формой отношения лю­дей к господствующим над ними земными силами (при­родными и социальными). Будучи фантастическим отра­жением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя не­редко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой со­кровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Однако религия (как и мифология) не производила знание в систематической и тем более теоре­тической форме. Она никогда не выполняла и не выпол­няет функции производства объективного знания, нося­щего всеобщий, целостный, самоценностный и доказа­тельный характер. Если для религиозного познания ха­рактерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научного позна­ния - рациональность, которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмоции, и веру.

    Следует иметь в виду, что рациональность (лат. - ра­зум), придающая решающее значение мышлению (рассудку и разуму), многообразна по своим формам, одной из ко­торых является научная рациональность. Для последней - в отличие от других ее форм - характерно «понятийное творчество», работа с идеализированными объектами, ак­центирование внимания на собственно познавательной, когнитивной (лат. - знание, познание) стороне пости­жения мира, а не на эмоциях, страстях, личных мнениях и т. п. В современной философии науки научная рацио­нальность чаще всего понимается как совокупность норм, идеалов и методов, характеризующих научное исследова­ние в целом, разрабатываются различные модели научной рациональности - индуктивистская, дедуктивистская, эво­люционная, реалистическая и др.

    Таким образом, познавательная деятельность человека сформировалась до возникновения науки как специфичес-кого способа духовного освоения действительности. Од­нако если в других формах духовной деятельности когни­тивный элемент имел подчиненное значение, то в науке он становится основным, определяющим все другие ее стороны (социальную, культурную, нравственную и др.).

    Говоря о формах знания, нельзя обойти вниманием до­статочно известную (особенно в современной западной гно­сеологии) концепцию личностного знания, разработанную британским ученым М. Полани. Он исходил из того, что знание - это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инстру­ментов. Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельности знания (как и сам этот про­цесс) не могут быть деперсонифицированными. А это зна­чит, что людей (а точнее - ученых) со всеми их интереса­ми, пристрастиями, целями и т. п. нельзя отделить от производимых ими знаний или механически заменить дру­гими людьми.

    Согласно Полани, личностное знание необходимо пред­полагает интеллектуальную самоотдачу. В нем запечатле­на не только познаваемая действительность, но сама по­знающая личность, ее заинтересованное (а не безразлич­ное) отношение к знанию, личный подход к его трактов­ке и использованию, собственное осмысление его в кон­тексте специфических, сугубо индивидуальных, изменчи­вых и, как правило, неконтролируемых ассоциаций. Лич­ностное знание - это не просто совокупность каких-то утверждений, но и переживание индивида. Личность жи­вет в нем «как в одеянии из собственной кожи», а не про­сто констатирует его существование. Тем самым в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности, и эта «добавка» не свидетельство несовершен­ства, но насущный необходимый элемент знания, что не делает последнее чисто субъективным.

    Полани отстаивает положение о наличии у человека двух типов знания: явного, артикулированного, выраженного

    в понятиях, суждениях, теориях и других формах рацио­нального мышления, и неявного, имплицитного, не под­дающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта. Неявное знание не артикулировано в языке и воплощено в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве. Оно не допускает полной экспликации и из­ложения в учебниках, а передается «из рук в руки», в об­щении и личных контактах исследователей.

    В настоящее время усиливается интерес к проблеме ир­рационального, т. е. того, что лежит за пределами досягае­мости разума и недоступно постижению с помощью извес­тных рациональных средств, но вместе с тем все более ук­репляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из ко­торой появляются все новые смыслы, идеи, творения. Вза­имопереход рационального и иррационального - одно из фундаментальных оснований процесса познания. Однако значение внерациональных факторов не следует преувели­чивать, как это делают сторонники иррационализма.

    Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выде­ляют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские (качественные концепции) и эссенци-аналистские (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фун­даментальные и прикладные, философские и частнонауч-ные, естественнонаучные и гуманитарные, научные и вне-научные (интерес к которым в последнее время заметно возрос) и т. д.