Реформирование сферы образования в развитых странах осуществляется. Основные направления реформирования и модернизации сферы образования. Задачи реформирования сферы образования
Образование как отрасль социально-культурной сферы, ее своеобразие и особая роль в системе единого народнохозяйственного комплекса. Структура сферы образования. Предмет труда в образовательном процессе. Объект и субъект учебно-воспитательного процесса. Образовательные услуги как основной продукт сферы образования. Некоммерческий характер образования и рынок образовательных услуг. Субъекты рынка образовательных услуг. Основные тенденции современного развития рынка образовательных услуг.
Закон РФ «Об образовании» об основных организационно-правовых формах образовательных учреждений: государственные, муниципальные, негосударственные, смешанные.
Источники финансирования системы образования. Пути совершенствования действующего организационно-экономического механизма образования.
Основные направления реформирования и модернизации сферы образования:
a. Переход на нормативное (подушевое) финансирование;
b. Модернизация межбюджетных отношений, восстановление государственной ответственности за учреждения общего образования;
c. Переход на многоступенчатую систему образования;
d . Реформирование опиаты труда в соответствии с особенностями отрасли;
e. Развитие хозяйственной самостоятельности учреждений образования, их внебюджетной деятельности;
Уравнивание учебных заведений различных форм собственности, прошедших государственную аккредитацию, в получении на конкурсной основе заказа на образование.
Образование — это автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества.
Как отрасль социальной сферы, образование — это система образовательных учреждении, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.
Такое определение рассматривает образование как сложную систему, которая включает множество элементов, прежде всего, таких как
- производительные сипы и производственные отношения сферы образования;
- следующие подсистемы: дошкольное образование, общеобразовательная школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшая школа и послевузовское образование.
Своеобразие отрасли образования заключается в том, что ей принадлежит особая роль, т.к.
Во-первых, образование занимает особе место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества — квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.
Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.
В-третьих, эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников -преподавательские кадры.
В-четвертых, труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно около 1 млрд учащихся и 50 млн педагогов.
Основным продуктом этой сферы являются образовательные услуги — как система знаний, информации, умении и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.
К особенностям образовательных услуг относятся: их неосязаемость; неотделимость от их непосредственного производителя; невозможность их хранения и транспортировки; непостоянство услуг. Услуги по своему экономическому содержанию не отличаются от материально-вещественных продуктов. Они, также как и товары, служат удовлетворению потребностей человека и имеют потребительную стоимость, а также обладают стоимостью. Потребительная стоимость образовательной услуги заключается в ее способности удовлетворять все возрастающие потребности человека. Стоимость образовательной услуги определяется -затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования — это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.
Предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определенными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса. В настоящее время лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства.
Образование как отрасль характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему хозяйству страны в целом. Однако отношения в сфере образования имеют особенности, которые проявляются в ограниченных возможностях использования коммерческих отношений.
Определяющим звеном в экономических отношениях, как известно, выступают отношения собственности. До начала 90-х гг. XX века все учебные заведения были государственными. В настоящее время в Законе РФ «Об образовании» дана характеристика организационно-правовых форм образовательных учреждений, которые могут быть
- государственными, например, ВУЗы, ПТУ и др.;
- муниципальными — общеобразовательные школы;
- негосударственными — в следующих организационно-правовых формах:
- = частными — например, семейные школы, корпоративные учебные заведения, индивидуальные репетиторы; = учреждениями общественных и религиозных объединений — например, учебные заведения профсоюзных организаций, духовные семинарии и т.д.;
- смешанная форма, например, государственно-коллективная — ВУЗы.
Все эти проблемы изучает самая молодая из экономических наук (она сложилась несколько десятилетий назад) — экономика образования. Ее предмет можно определить следующим образом: это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании». Гражданским Кодексом РФ, а также Законом РФ «О некоммерческих организациях» можно провести четкое разграничение коммерческих и некоммерческих организаций. Коммерческие организации это те, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли; некоммерческие — это те, которые не ставят главной целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между работниками.
В соответствии с этими критериями большинство образовательных учреждений являются некоммерческими структурами, т.к. свою деятельность они осуществляют не во имя получения максимальной прибыли и ее распределения среда своих работников. Причем к некоммерческим относятся также некоторые дополнительные образовательные услуги, оказываемые в государственных и муниципальных образовательных учреждениях сверх предусмотренных образовательными программами! и Госстандартами; а также платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения. Весь доход от такой деятельности используется на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, в т.ч. на увеличение расходов на заработную плату.
Образование по своей социально-экономической природе не может полностью развиваться на коммерческих началах. Об этом свидетельствует мировой и отечественный опыт. Образование входит в бюджетную сферу и финансируется из бюджета но многих странах мира.
На вопрос: почему образование не может быть чисто коммерческим, вероятно, можно ответить следующим образом. Существуют отдельные виды товаров и услуг, которые можно назвать общественными, которые рыночная система, по словам одного из американских авторов, не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального пользования.
РАЗДЕЛ III.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Глава 3.1.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ
Плап:
1. Роль образования. Реформирование и модернизация образования
как отрасли социальной сферы
2. Проблемы развития образования в России
3. Основные цели и направления развития в области государствен
ных и социальных гарантий обучающимся
4. Мероприятия программы реформирования и ожидаемые результа
ты развития системы образования
5. Контрольные задания и задачи для самопроверки
6. Литература
Ооразование - автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование - это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантиро ванн ого Конституцией образования. Образование неотъемлемая и важная сфера человеческой деятельности. В процессе получения образования непосредственно одновременно участвуют около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование не может не входить в иоле зрения политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.
От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым воздействует на политическую сферу общественной жизни. Образование через культурно-воспитательную функцию влияет на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение. Современное образование средство решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов их личной биографии. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих нрав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.
Заботой государства становится не просто гарантия получения образования, а проблема выхода из острейшего кризиса цивилизации через получение качественного, соответствующего эпохе и ее гуманным целям образования, определяющего будущее развитие.
Из доклада ЮНЕСКО о положении дел в мировом образовании мы можем отметить, что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды. Укрепление прав человека, улучшение международных взаимоотношений и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования, будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентоспособности в области освоения передовой технологии.
В последнее десятилетие во всем мире дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках традиционных методических подходов, и все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не могут выполнить своей основной функции - формировать созидательные силы общества. В зависимости от условий, сложившихся в разных странах, этот кризис проявляется в разных формах. Он проявляется в странах развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славившихся своими учебными заведениями или с большим трудом создающих их сейчас. В конце XX в. ситуация стала в этом от-ношении еще тревожней. Констатация кризиса образования из научной литературы перешла в официальные государственные документы и беспокойство государственных деятелей. В отношении качества образования даже США, официально обеспокоенные ростом неграмотности учащихся в области науки и техники, определили ситуацию как «безумное образовательное разоружение». До недавнего времени кризис западно-ев ролей с кого и американского образования, по мнению советских специалистов, считался зарубежной проблемой. Сегодня наличие кризиса отечественной системы образования не оспаривается, но кризисная ситуация не тождественна упадку. Россия бесспорно обладает рядом достоинств в сфере образования, выделяющих ее из систем образования США и Европы. В России кризис образования происходит на фоне глобального кризиса образования и под мощным воздействием кризиса нашего государства, всей социально-экономической и общественно- политической системы.
За последние десять лет практически все промышлеино развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства начали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее развитие.
Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовали реформирования как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся в России в конце XX - начале XXI вв. реформы образо-| ваий я можно выделить:
Демократизацию системы обучения и воспитания;
Гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;
Компьютеризацию;
Интернационализацию процесса образования.
В настоящее время в России образовательная политика строится на следуюши принципах, определяющих основные направления, приоритеты, а также характе образования в нашей стране:
Гуманистическийхарактеробразования;
Приоритет общечеловеческих ценностей;
Право личности на свободное развитие;
Единство федерального образования при праве на своеобразие националы^
региональных культур;
Общедоступность образования;
Адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
Светский характер образования в государственных учреждениях;
Свобода и плюрализм в образовании;
# демографический государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
В России неуклонно продолжается становление новой системы образования, ппиезггарованной на вхождение в мировое образовательное пространство. Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи - доминирующая тенденция современности. Одно из следствий этой тенденции - сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом, традиции и нормы мирового образования повсеместно проникают в российское пространство. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, глобализацией И интернационализацией культуры, с другой - желанием отстоять свою самобытность (культурную, общинную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка общения в работе над международными проектами ведут к стиранию граней в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих двух равнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития системы образования. Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.
Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, вызывают много споров, но продолжают неуклонную тенденцию к вхождению в мировую практику системы образования. Новой государственной социальной политикой становится политика субсидиарного государства. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов и до университетов. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов станут распределяться на конкурсной основе между как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Привлечение инвестиций в сферу образования, инвестиции в человека становятся государственной политикой.
Развивается нормативная правовая база в области образования. Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения о всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.
Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.
2. Проблемbi развития образования в России
Расходы на образование увеличиваются год от года В 1998 г. из бюджета i . выделено на эти цели 17,3 млрд. руб. В 1999 г. - 20,90 млрд., в 2000-м - 32 млрд., а в 2001 году благодаря реформе образование должно получить почти 50 млрд. руб.
В стране функционирует сеть дошкольных образовательных учреждений, кото, рую посещают около 4,5 млн, детей. Число их в связи с демографическим кризн, сом и финансовыми трудностями по оплате пребывания ребенка сокращается в среднем на 4,5% в год. Их посещает лишь 50% всех дегей дошкольного возраста (ранее -71%).
Количество общеобразовательных школ, в том числе негосударственных, зд 2000 г. по сравнению с 1999 г. сократилось на 1,6% в связи с демографической ситуацией и составило 65,9 тыс. школ (66,7 тыс.), в которых обучается 19,82 млн. человек (21,1 млн.). Обучение в школах продолжает вестись на 80 языках народов России.
В России в 1999 г. работало свыше 4 тыс. учреждений начального профессионального образования. В 2000 г. проводилась их структурная реорганизация в целях рационального использования их материально-технической базы и экономии бюджетных средств на содержание. В результате общее количество этих учреждений в 2000 г. сократилось на 3,4% и составило 39! I учреждений, хотя общее число обучающихся не изменилось и составило 1,7 млн. чел.
Количество учреждений среднего профессионального образования к 2000 г. также не изменилось. 8 2000 г. принято учащихся 119,4 тыс. человек, что на 4.2% больше, чем в 1999. На платной основе учится на 3.6% учащихся больше, чем в
Уникальной образовательной сферой охватывающей 68,9% общеобразовательных учреждений Российской Федерации, являются образовательные учреждения сельской местности. В детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, численность воспитанников составила в
2000 году около 95 тыс. человек. Функционирует сеть школ-интернатов для детей
С отклонениями в развитии. В обеспечении социальной защиты, адаптации и реа
билитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразователь
ных школ. В образовательных учреждениях общего образования и начального
профессионального образования занято свыше 2,4 млн. педагогических работни
ков. Реализации различных образовательных запросов способствует структурная
перестройка сети образовательных учреждений. Число учреждений нетрадицион
ных видов - лицеев, профессиональных лицеев, гимназий - достигло 2547 с об
щим числом обучающихся 1,7 млн. чел. Учреждения дополнительного образова
ния детей продолжают способствовать обогащению культуры и традиций
воспитания детей. Для начального профессионального образования введен новый,
значительно сокращенный перечень профессий и новые государственные образо
вательные стандарты, разработан новый базисный учебный план,
Формируются система и основные процедуры лицензирования деятельности образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации.
В системе высшего профессионального образования четко обозначилась тек денцил интеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен, но
ачительно увеличен интеллектуальный потенциал: число докторов наук в высших учебных заведениях страны значительно возросло. Сформировав авторитетные научные школы, высшие учебные заведения продолжают работу в соответствии с научно-техническими и инновационными программами. В государственные учреждения высшего профессионального образования зачислено 586,1 тыс. сту-де]тгов, из которых 67% будут обучаться на бюджетной основе, остальные - на условиях полного возмещения затрат на их обучение юридическими и физическими лицами. По сравнению с 1999 г. число студентов, принятых на бюджетную форму обучения возросло на 4,1 %, а на платную - на 49,8%.
В 2000 г. в соответствии С Указом Президента Российской Федерации «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства» и Государственными планами подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, осуществлялась переподготовка менеджеров, занимающих руководящие должности высшего и среднего звена в организациях народного хозяйства, путем их обучения в российских образовательных учреждениях и прохождения стажировки на зарубежных предприятиях. Отбор менеджеров на обучение осуществлялся на конкурсной основе.
В 1999/2000 учебном году 4926 чел. окончили обучение в российских образовательных учреждениях.
В организации программ зарубежной стажировки принимали участие Германия, Япония, США, Великобритания, Нидерланды. Италия, Канада, Швеция, Франция. Всего за эти три года обучения прошли зарубежную стажировку 4251 чел.
Развитие образования в России происходит в сложнейшей ситуации, что вызывает возникновение большого числа проблем в этой сфере. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают
Социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит фи
нансовых средств в связи с кризисным положением в экономике;
Неполнота нормативной правовой базы в области образования; систематиче
ское неисполнение норм законодательства в области образования.
Растет угроза нарушения единства образовательного пространства в части обучения русскому языку как государственному языку. Увеличиваются разночтения федеральных и национально-региональных стандартов гуманитарных дисциплин. Наблюдается не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебников, часто низкого качества, хотя в ряде субъектов Российской Федерации многие школы не обеспечены учебниками. В субъектах Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации. Ухудшается положение с подготовкой кадров для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири. Обеспечение прав граждан, проживающих в сельской местности, на получение качественного образования является особенно большая проблема. Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей. Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры являются наиболее важной проблемой и целью реформирования образования в России.
Процессы реформирования или модернизации системы образования характерны и для других стран. Естественно, что не все в них происходило и происходит одинаково. Они находятся в разных социально-экономических и политических условиях, решают разные проблемы. Несмотря на существенные различия, в этих процессах можно выделить определенные общие характеристики и попытаться установить их зависимость от типов систем образования, сложившихся в той или иной стране и от уровня ее экономического развития.
В современном мире можно выделить по крайней мере следующие основные типы систем образования и соответствующие им подходы к реформированию.
Системы образования развитых стран характеризуются не только устойчиво высоким уровнем финансирования, о чем уже упоминалось в лекции по финансированию, но и регулярным и целенаправленным их реформированием для обеспечения необходимой обществу и отдельным социальным группам динамики социально-экономических процессов.
В последние 15-20 лет в развитых странах происходил постоянный рост расходов на образование. К настоящему времени они достигают в среднем 5-7% валового внутреннего продукта (ВВП). В программах и прогнозах развития образования намечается довести этот показатель в перспективе до 10% ВВП. Оценивая эти проекты как оптимистичные (даже излишне оптимистичные) нельзя не отметить их общую направленность на увеличение объема общественных ресурсов, направляемых в систему образования.
Такая политика позволила государствам этой группы обеспечить бесплатное (государственное) среднее образование для всех детей в возрасте до 16-18 лет (11-12 лет обязательного обучения) и существенно расширить базу высшего образования. В настоящее время в развитых странах примерно 33% выпускников средних школ продолжают обучение в высших учебных заведениях, в США эта цифра доходит до 44, а в Японии - до 40%. В результате в обществе формируется или начинает формироваться потребность к переходу на всеобщее высшее образование.
В общем образовании развитых стран стратегической линией является переход от качественного элитарного образования, доступного лишь для некоторой части общества, и от доступного для всех остальных массового общего образования к всеобщему качественному индивидуализированному образованию, позволяющему все большему числу выпускников школ продолжать обучение в высших учебных заведениях. Реализация этой стратегической линии осуществляется через повышение качества массового образования и обеспечивается растущим объемом общественных ресурсов.
Одновременно задачами средней школы стали социализация подрастающего поколения, т. е. повышение степени его готовности к жизни в условиях современного общества, и снятие за счет удлинения сроков обучения избыточного давления на рынок труда.
Негосударственное среднее образование охватывает до 5% контингентов обучаемых.
Высшее образование развитых стран, как уже отмечалось, характеризуется резким ростом контингентов обучаемых. Расширяется доступность высшего образования для выпускников средних школ в связи с ростом качества их подготовки (развитие системы послесреднего образования для компенсации недоработок общего образования и преодоления разрыва между общим и высшим образованием) и, следовательно, степени их готовности к получению образования более высокого уровня.
В образовательный процесс вовлекаются также представители более старших возрастов, получающих первое высшее образование. Одновременно расширяются различные формы дистанционного обучения (например открытые университеты), стираются границы между формальным и неформальным процессами получения высшего образования, расширяется охват им населения.
Быстрое расширение сферы высшего образования требует изыскания дополнительных, помимо бюджетных, источников финансирования. В условиях отставания роста объемов бюджетного финансирования расширяется практика привлечения дополнительных источников финансирования деятельности высших учебных заведений. Расширяется объем частичного возмещения студентами (семьями) затрат на образование в государственных университетах, развивается образовательное кредитование, интенсивнее привлекаются негосударственные инвесторы (фирмы, фонды и т.п.), увеличивается доля научноисследовательских и иных работ, выполняемых учебными заведениями по контрактам.
Одновременно складывается система привязки источников финансирования к основным статьям расходов. При возникновении финансовых проблем государственный бюджет сосредотачивается в первую очередь на финансировании заработной платы профессорско-преподавательского состава, а содержание и развитие материальной базы и инфраструктуры системы образования в основном начинает осуществляться за счет привлечения дополнительных (негосударственных) средств.
Можно предположить, что наличие высшего образования и его широкая доступность скоро (в первой половине ХХ1 в.) станут важнейшей и в то же время обыденной характеристикой как современного экономически развитого общества, так и его граждан по аналогии с повсеместным распространением среднего образования во второй половине ХХ в.
Вместе с тем отмечается тенденция снижения качества высшего образования при расширении его доступности, что неизбежно происходит в условиях недостаточности имеющихся ресурсов. Для сохранения потенциальных точек (зон) качественного роста высшего образования развитые страны вынуждены сохранять подсистемы элитарного высшего образования, которые все в большей степени становятся элементом, определяющим состояние всей системы высшего образования в той или иной стране. Мощность таких подсистем определяет способность всей системы высшего образования обеспечить высокий уровень подготовки. Выделение и поддержание именно данной составляющей образовательной системы становится важнейшим фактором образовательной политики в развитых странах.
Расширение сферы высшего образования в развитых странах не приводит к сокращению сферы начального и среднего образования, поскольку базируется на общем увеличении ресурсов, направляемых в данную систему.
Фокус внимания общества смещен в сторону высшего образования, что отражается в увеличении доли расходов на высшее образование в общем объеме расходов на образование.
Создание необходимых условий для расширения ресурсной базы, в первую очередь, высшего образования при обеспечении стабильного финансирования общего образования;
совершенствование содержания образования и обеспечение большей гибкости системы в целом и доступности высшего образования, в особенности для представителей малообеспеченных слоев населения;
поощрение интегративных процессов - встраивания национальных систем в общеевропейскую и мировую образовательные системы.
Системы образования развивающихся стран характеризуются низким уровнем финансирования из государственных бюджетов. Экономический потенциал этих стран позволяет выделить ресурсы для решения задач, связанных с обеспечением получения большинством населения начального образования. Оно в той или иной форме доступно практически всем семьям, что обеспечено, главным образом, реализацией национальных и международных программ по борьбе с неграмотностью. При этом доступ населения к более высоким уровням образования существенно ограничен.
Полное среднее образование в настоящее время могут получить примерно 30-40% детей (по разным странам), получивших начальное образование.
Высшее образование представляет собой достаточно локальную (элитарную) составляющую системы образования. В целом оно ориентировано на встраивание в зарубежные образовательные системы (через стажировки, доучивание, обмен и т.п.) Доступ к высшему образованию ограничен уровнем 10- 15% от выпускников средних школ.
Таким образом, в развивающихся странах высшее образование могут реально получать от 3 до 6% детей.
Управление такими системами образования, как правило, сильно централизовано, что объясняется необходимостью концентрации весьма небольших ресурсов. На практике это приводит к резкому возрастанию влияния (власти) органов управления на распределение средств, особенно в кризисных ситуациях.
Привлечение средств населения в образование ограничено в силу бедности его основной массы.
Основной проблемой образования в развивающихся странах является переход от начального образования как основного к обязательному среднему образованию.
В этих условиях совершенствование системы образования находится в прямой зависимости от размера средств, которые государство может выделить в сферу среднего (общего) образования. Основная цель государственной образовательной политики состоит в обеспечении:
стабильного функционирования систем начального и высшего образования в достигнутых (сложившихся) масштабах;
привлечения дополнительных средств в систему среднего образования для ее расширения и, следовательно, роста ее доступности для всего населения.
Системы образования новых индустриальных стран (НИС) характеризуются повышенной динамичностью и выступают как инструмент экономической и социальной модернизации, как элемент технологического развития. Поэтому основной упор сделан в первую очередь на построение систем целевой подготовки начального и среднего уровней профессионального образования. Основная задача, которая решалась этими системами, состояла и состоит в подготовке высококвалифицированных рабочих и техников, способных эффективно обслуживать приходящие в страну извне современные технологии и оборудование.
Этот путь был использован на практике при экономических модернизациях Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и других стран азиатско-тихоокеанского региона. Добившись высокого и устойчивого уровня технологического развития, эти страны создали базу для рывка (крупномасштабного расширения) в сфере высшего образования для захвата ведущих позиций в мировой экономике при одновременном совершенствовании структур начального и среднего профессионального образования.
Среднее образование здесь является массовым и практически обязательным (следовательно - доступным) для всех детей соответствующего возраста, но пока еще мало индивидуализированным по сравнению с развитыми странами.
Начальное и среднее профессиональное образование характеризуются специфической организацией, высоким уровнем подготовки и широкой доступностью. Они в массовом порядке готовят для сферы производства работников, способных освоить поступающие в страну современные технологии.
Высшее образование постепенно становится доступным для значительной части выпускников школ (35-40%), утрачивая свою первоначальную элитарность. Роль государства в системе высшего образования является решающей. Именно государство финансирует подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Помимо государственного финансирования и поощрения притока негосударственных средств в образовательную сферу (престижные вложения), широко практикуется оплата государством подготовки специалистов в лучших университетах мира.
В странах НИС велики (часто выше, чем в развитых странах) доли ВВП, расходуемые на нужды образования.
Меры по реформированию системы образования, взятые на вооружение в странах ЦВЕ, можно разделить на краткосрочные и среднесрочные.
В краткосрочной перспективе осуществляется:
Поддержание высоких стандартов дошкольного и базового образования, т.к. недовложение средств в базовый человеческий капитал может привести в результате к огромным затратам в будущем, поскольку плохо образованные люди потребляют непропорционально больше государственных услуг;
перестройка среднего образования для того, чтобы создать гибкую и реактивную на обучение рабочую силу, адекватно реагирующую на резкие изменения, происходящие на рынке труда.
Реформы охватывают и послешкольный уровень. Важным компонентом любой преуспевающей рыночной экономики является диверсифицированная система послесреднего и высшего образования для предоставления возможности реализации широкого круга личных наклонностей и обеспечения экономики высококвалифицированными и образованными работниками. Возможно, последнее следует поставить на первое место.
В среднесрочной перспективе:
реформируется система образования и профессионального обучения взрослых для облегчения повышения квалификации или изменения сферы профессиональной деятельности с тем, чтобы они могли конкурировать на быстро изменяющемся рынке труда. Здесь можно выделить следующие меры:
меры, связанные с повышением качества образования и поиском оптимального соотношения общеобразовательной и профессиональной подготовки;
меры, нацеленные на повышение эффективности при реализации мероприятий первого типа;
меры, связанные, в основном, с институциональными преобразованиями;
расширяетсяпослешкольное и высшее образование для удовлетворения растущего спроса на него;
реорганизуется подготовка школьных учителей и преподавателей вузов. Это чрезвычайно существенно, поскольку учителя являются ключевыми фигурами в системе образования и профессионального обучения;
осуществляются меры по поддержке производителей образовательных услуг в частном секторе, в значительной мере в связи с необходимостью диверсифицировать источники финансирования этой сферы.
В то же время реальные изменения в сфере организации и финансирования образования происходили и происходят как своего рода реакции на рост бюджетных ограничений и не несут какой-либо целевой нагрузки за исключением общих слов о повышении качества и доступности образования. В результате в развитии образования преобладают инерционные тенденции.
Вопрос № 37: Основные направления реформирования образования на современном этапе.
Реформирование сферы образования в развитых странах осуществляется по трем основным направлениям:
создание необходимых условий для расширения ресурсной базы, в первую очередь, высшего образования при обеспечении стабильного финансирования общего образования;
совершенствование содержания образования и обеспечение большей гибкости системы в целом и доступности высшего образования, в особенности для представителей малообеспеченных слоев населения;
поощрение интегративных процессов - встраивания национальных систем в общеевропейскую и мировую образовательные системы.
Образование оказывает многостороннее значительное влияние на развитие экономики. Это воздействие идет главным образом через повышение производительности труда. Рабочий, имеющий более высокий уровень образованности и культурного развития, как правило, быстрее осваивает специальность и достигает высокой квалификации, производительнее и экономнее использует оборудование, материалы. Разумеется, производительность труда зависит не только от уровня образования рабочего и его квалификации. Она определяется многими факторами, прежде всего уровнем технической вооруженности труда и его организации. Внедрение новой техники, прогрессивной технологии и методов организации труда не может обеспечить желаемых результатов, если уровень образования и квалификации не будет повышаться. Не всегда возможно точно определить, какая часть прироста производительности труда обеспечивается за счет техники, и какая часть - за счет роста квалификации рабочих. Следовательно, рост образования и квалификация рабочих - один из основных факторов повышения эффективности труда, ускорения социально-экономического развития общества.
Экономическая эффективность образования имеет два аспекта: внутренний и внешний. Под внутренним аспектом подразумевается рассмотрение таких экономических проблем, которые отражают рациональное использование ресурсов самой отраслью образования в целом, и каждым образовательным учреждением, в частности. Показателями внутренней экономической эффективности являются затраты на обучение одного человека, содержание и научный уровень образования, качество профессиональной подготовки, профессиональная структура подготавливаемых кадров. При рассмотрении внешней эффективности большое значение приобретает исследование экономической отдачи вложенных обществом средств на образование. Выработать приемлемые методы и наиболее полно отражающие действительную роль образования методы измерения его экономической эффективности очень сложно.
Экономическая оценка образования как отрасли человеческой деятельности требует количественного измерения затрат в этой сфере с его экономической отдачей. Однако, поскольку результаты труда в сфере образования нельзя выразить в каких-либо стоимостных показателях, приходится пользоваться косвенными показателями (квалификацией).
В сочетании двух указанных аспектов эффективности также проявляется особенность отрасли образования.
С другой стороны, многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что его эффективность имеет несколько взаимосвязанных элементов: педагогический, социальный и экономический. Они практически неотделимы друг от друга и достаточно разноплановы.
Сейчас наблюдается снижение экономической ценности вузовских дипломов. Ослабевает связь между российской экономикой и системой образования. Высшее образование становится всеобщим. Это приводит к размыванию его преимуществ. Возможно, отечественная образовательная система станет работать по теории фильтра. Студентов начнут меньше учить, но больше проверять их способности и потенциал. Диплом будет служить пропуском на вакантные высокооплачиваемые места только для тех, кто доказал свои таланты и высокую производительность.
39.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы, является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики. Главным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества и прежде всего, потребностей, связанных с развитием человеческой личности. Социально-экономической эффективностью обладает та экономическая система, которая в наибольшей степени обеспечивает удовлетворение многообразных потребностей людей: материальных, социальных, духовных, гарантирует высокий уровень и качество жизни. Основой такой эффективности служит оптимальное распределение имеющихся у общества ресурсов между отраслями, секторами и сферами национальной экономики.
Образование оказывает многостороннее значительное влияние на развитие экономики. Это воздействие идет главным образом через повышение производительности труда. Рабочий, имеющий более высокий уровень образованности и культурного развития, как правило, быстрее осваивает специальность и достигает высокой квалификации, производительнее и экономнее использует оборудование, материалы. Разумеется, производительность труда зависит не только от уровня образования рабочего и его квалификации. Она определяется многими факторами, прежде всего уровнем технической вооруженности труда и его организации. Внедрение новой техники, прогрессивной технологии и методов организации труда не может обеспечить желаемых результатов, если уровень образования и квалификации не будет повышаться. Не всегда возможно точно определить, какая часть прироста производительности труда обеспечивается за счет техники, и какая часть - за счет роста квалификации рабочих. Следовательно, рост образования и квалификация рабочих - один из основных факторов повышения эффективности труда, ускорения социально-экономического развития общества.
Экономическая эффективность образования имеет два аспекта: внутренний и внешний. Под внутренним аспектом подразумевается рассмотрение таких экономических проблем, которые отражают рациональное использование ресурсов самой отраслью образования в целом, и каждым образовательным учреждением, в частности. Показателями внутренней экономической эффективности являются затраты на обучение одного человека, содержание и научный уровень образования, качество профессиональной подготовки, профессиональная структура подготавливаемых кадров. При рассмотрении внешней эффективности большое значение приобретает исследование экономической отдачи вложенных обществом средств на образование. Выработать приемлемые методы и наиболее полно отражающие действительную роль образования методы измерения его экономической эффективности очень сложно.
Экономическая оценка образования как отрасли человеческой деятельности требует количественного измерения затрат в этой сфере с его экономической отдачей. Однако, поскольку результаты труда в сфере образования нельзя выразить в каких-либо стоимостных показателях, приходится пользоваться косвенными показателями (квалификацией).
В сочетании двух указанных аспектов эффективности также проявляется особенность отрасли образования.
С другой стороны, многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что его эффективность имеет несколько взаимосвязанных элементов: педагогический, социальный и экономический. Они практически неотделимы друг от друга и достаточно разноплановы.
7.1. Основные подходы и тенденции развития $современного образования
В начале XXI века в Российской Федерации осуществляется переход к правовому государству, к демократическому обществу. В этих условиях к национальной системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Необходимо учитывать, что в 90-е гг. проблемы, доставшиеся в наследство от советской системы образования, значительно обострились. Возникли и совершенно новые проблемы, не существовавшие ранее.
Одной из основных негативных тенденций в системе образования России в последнее десятилетие стало усиление дифференциации в доступности разных ступеней образования, а также в уровне и качестве получаемого образования. Растут межрегиональные различия, различия между городской и сельской местностью, неравенство возможностей получения качественного образования детьми из семей с разным уровнем доходов.
Среди основных причин роста дифференциации в системе образования следует отметить:
1) Перенос ответственности финансирования большинства образовательных учреждений на уровень местных бюджетов при значительных различиях в величине их доходной базы;
2) Рост платности образования. Идеологическим обоснованием этих процессов явилась концепция либерализации образования, в том числе децентрализации управления, расширения многообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений, предоставления «свободы выбора» форм и видов обучения.
Рост различий в качестве получаемого общего образования происходил на фоне снижения среднего уровня. Уровень подготовки российских школьников в значительной степени зависит от местоположения школы, а также уровня материального благосостояния семей. В школьном образовании происходит, по сути, распад единой системы на две малосвязанные между собой части: элитарную и массовую.
Элитарная система школьного образования представлена появившимися в последние годы негосударственными школами, а также школами с углубленным изучением отдельных предметов и групп дисциплин. В основном это школы в «богатых» регионах, крупнейших городах страны, в которых бюджетные расходы в расчете на одного учащегося значительно выше, чем в остальной России. Кроме того, во многих лицеях и гимназиях родители оплачивают «дополнительные» услуги; плата же за обучение в негосударственных школах в десятки раз превосходит среднюю величину государственного финансирования в расчете на одного школьника. Все это позволяет элитарной системе не только поддерживать, но и улучшать материально-техническую базу образовательных учреждений, производить селекцию лучших педагогических кадров, обеспечивать комфортность процесса обучения.
Массовая часть системы среднего общего образования понесла, соответственно, наибольшие потери в результате резкого сокращения государственного финансирования. При этом в наиболее тяжелом положении оказались сельские школы и школы малых и средних городов дотационных регионов, составляющие большинство школ страны. Именно в этих школах наиболее сильно снизился уровень технической оснащенности. Именно в этих школах учителя были поставлены на грань выживания.
Если признать, что система общего образования является основой для получения гражданами страны доступного, качественного образования всех уровней, то ее дальнейшая модернизация должна обеспечивать эффективность образовательной отрасли в целом, создавать и расширять возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан России.
Реформы образования в нашей стране обрели статус государственной политики. Организационной основой государственной политики в области образования стала Федеральная Программа развития образования, принятая Государственной Думой в апреле 2000 года. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации, а также предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.
Главная цель Федеральной Программы – создание организационных, институциональных и содержательных основ для проведения в жизнь принципов государственной политики в сфере образования.
Концепция модернизации образования определила ведущие направления в развитии экономики образования:
· переход на нормативное финансирование;
· модернизация межбюджетных отношений, восстановление государственной ответственности за учреждения общего образования;
· реформирование оплаты труда в соответствии с особенностями отрасли;
· развитие хозяйственной самостоятельности учреждений образования, их внебюджетной деятельности.
Введение нормативного (подушевого) финансирования – одно из ключевых направлений федеральной стратегии модернизации образования.
В общем виде, норматирно-подушевое финансирование подразумевает возмещение (путем предоставления субсидий) расходов организации на оказание стандартизированных услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, рассчитываемым в административном порядке, в том числе в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Основной целью внедрения нормитивно-подушевого финансирования является обеспечение определения объема бюджетных средств (субсидий) для организаций, предоставляющих в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственные (муниципальные) услуги, по единым методикам путем умножения нормативной стоимости единицы государственных (муниципальных) услуг на количество предоставляемых услуг.
Одна из ключевых идей модернизации – обеспечить равные стартовые возможности учащихся. Поэтому должны финансироваться расходы не на образовательное учреждение, а на удовлетворение образовательных потребностей конкретного учащегося. В этом суть нормативного финансирования в образовании. Бюджет учебного заведения должен быть простым и прозрачным: сколько учащихся и их родителей выбрали это образовательное учреждение, столько финансовых средств оно должно получить. Повсеместный переход к нормативному финансированию, при котором деньги будут следовать за учащимся, приведет к системным изменениям в сфере образования.
На принципы нормативного финансирования переходит система общего среднего образования. Пока норматив затрагивает только то, что связано с учебной деятельностью (зарплата педагогов, расходы на материалы и оборудование и т.п.) Однако содержание зданий, сооружений по-прежнему финансируется по факту, хотя, конечно, наивысшие общие расходы на учащегося приходятся именно на эту статью.
Переход на нормативное финансирование начался с системы общего среднего образования, но, безусловно, должен распространиться и на другие типы образовательных учреждений. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего выпускнику школы поступать без экзамена в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, а вместе с этим идет финансирование на студента.
Переход к нормативно-подушевому финансированию в образовании, по сути, приводит характер отношений в системе образования в состояние, адекватное характеру отношений в рыночной экономике.
Много нерешенных проблем и во взаимоотношениях образовательных учреждений с органами власти разных уровней. Законопроекты, устанавливающие нормы в разграничении функций органов власти федерального, регионального и местного уровней отнесли школьное образование к вопросам местного значения, что конечно же, осложняет процесс реформирования межбюджетных отношений в системе образования, может ослабить государственную ответственность за функционирование и развитие системы образования, ухудшить качество образовательных услуг.
Однако, принятый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части финансирования общеобразовательных учреждений» и «О государственном стандарте образования» устанавливают правовые нормы финансирования на нормативной основе в объемах, позволяющих реализовать устанавливаемый государством стандарт образования.
Общеобразовательные школы должны финансироваться на основании федерального, регионального и местного нормативов, однако отсутствие федерального норматива в результате тормозит переход на нормативное финансирование.
Таким образом, можно видеть борьбу двух направлений в государственной политике в области образования. В одном случае, через нормативный характер финансирования, введения государственных стандартов, реформирование межбюджетных отношений создаются условия для построения эффективной экономической системы в образовании, позволяющей осуществить принципы равных возможностей в получении качественного образования. В другом случае, из-за желания минимизировать затраты федерального бюджета на поддержку региональных бюджетов в области социальных затрат, уравнять в налоговой политике коммерческие и некоммерческие организации, ужесточить контроль за планированием и расходованием средств в бюджетной сфере, наблюдается тенденция к минимизации бюджетного финансирования и ухудшение условий для внебюджетной деятельности, что в конечном счете формирует двухуровневую систему образования: нищую бюджетную и более обеспеченную коммерческую, что, конечно же, недопустимо.
Таким образом, можно выделить основные направления реформирования сферы образования.
Государственной политикой в сфере образования становится политика субсидиарного государства (ответственность государства); однако наряду с государственными образовательными учреждениями возникают и действуют альтернативные, в т.ч. и частные.
Вывод системы образования, в том числе и высшего, из финансового кризиса и обеспечение ее стабильного развития. Уровень финансирования не должен быть ниже среднего уровня ведущих стран, в которых расходы на образование рассматриваются как социально-приоритетные.
Повышение среднего образовательного уровня населения страны до уровня наиболее развитых стран. Например, в ряде стран более 80% населения в возрасте 25-64 лет имеют полное среднее образование, т.е. закончили 12-13-летнюю среднюю школу). Конечно есть страны, в которых полное среднее образование имеет менее 50% населения указанной возрастной группы. В таких странах, как Канада, США, Норвегия, Швеция более 25% населения в возрасте 25-64 года имеют высшее образование. На достижение этого уровня и должна будет ориентирована государственная политика России в области образования.
Ставится задача повышения уровня охвата детей и молодежи дошкольным, полным средним и высшим образованием до уровня развитых стран.
Для решения названных задач необходимо введение в России всеобщего среднего образования продолжительностью не менее 12 лет как необходимого условия для развития высшего образования. По данным ЮНЕСКО, продолжительность школьного образования (начальное + среднее) в мире выглядит следующим образом: 10 лет обучаются в 8 странах; 11 лет – в 35 странах; 12 лет – в 124 странах; 13 лет – в 47 странах; 14 лет – в 5 странах. Таким образом, страны, имеющие 12-летнее и более продолжительное школьное образование, составляют 80%.
В рамках проводимой реформы в сфере образования, расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов до университетов. Постоянно развивать стимулирование негосударственного сектора высшего образования в качестве равноправной составной части системы высшего образования России.
Осуществляется переход на нормативное бюджетное финансирование, причем оплата каждого учащегося должна осуществляться адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов планируется распределять на конкурсной основе, как между государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Развивается нормативно-правовая база в области образования. Утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений; государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.
Реализация государственных социальных гарантий обучающимся выражается в реализации прав граждан на бесплатное общее образование. Необходимо обеспечение равного доступа к высшему образованию всей молодежи, отвечающей конкурсным требованиям для поступающих в вузы, независимо от материального положения родителей. Создание эффективной системы поиска талантов и обеспечение поступления талантливой молодежи в наиболее престижные университеты России.
Определена задача постоянного увеличения доли лиц с высшим образованием (включая университетское образование и неуниверситетское) в совокупной рабочей силе. Например, в таких странах, как Канада она составляет 51%, США - №?5, Бельгия – 31%, Германия – 26%, Великобритания – 24%. Для этого необходимо устойчивое увеличение численности студенческого контингента как в абсолютных, так и в относительных величинах настолько, насколько позволяет демографическая ситуация в России. В качестве ориентиров могут служить страны с числом студентов вузов в расчете на 10 тыс.человек населения, превышающим 200 человек. К ним относятся: Канада (354); Испания (344); США (341); Австрия (321); Новая Зеландия (314) и другие.
Необходимо осуществить выход и последующее закрепление позиций России на мировом рынке образовательных услуг путем увеличения доли иностранных студентов в общем студенческом контингенте страны до уровня, достигнутого ведущими странами. Например, доля иностранных студентов в общей численности студенческого контингента в Австрии и Швейцарии составляет 11%, в Бельгии – 10 %, более 5% - в Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Норвегии. Одной из главных задач ставится сохранение единого образовательного пространства РФ и укрепление общего образовательного пространства стран-участниц СНГ.
Одно из главных направлений реформирования системы образования – это повышение качества образования на всех уровнях путем ужесточения требований к квалификации учительских и преподавательских кадров, объективной оценки их труда, разработки и внедрения в действие эффективных механизмов стимулирования их деятельности и поднятия общественного статуса, внедрения в учебный процесс инновационных методов обучения и новых информационных технологий.
Происходит расширение автономии образовательных учреждений (особенно высших учебных заведений) в определении содержания учебных планов и программ по основным направлениям подготовки как главной гарантии их своевременного обновления или замены на новые в связи с новыми требованиями науки, техники и технологии.
Необходима интеграция фундаментальных исследований, осуществляемых в университетах и институтах Российской Академии Наук, и других государственных и общественных академиях, укрепление связей высших учебных заведений с производством в целях быстрой реализации достижений фундаментальных наук в новых технологиях и производстве конкурентоспособной продукции.
Одно из направлений реформирования системы высшего профессионального образования - это переход на многоступенчатую систему образования , сущность и содержание которой можно представить следующим образом.
В начале девяностых годов во многих вузах и технических университетах России стала вводиться система многоуровневого высшего образования, которая призвана диверсифицировать существующую систему и придать ей большее разнообразие. За основу новой структуры высшего образования взята многоступенчатая система США, которая в процессе своего развития вобрала в себя лучший мировой опыт, трансформировала его применительно к своим социально-экономическим условиям и стала эталоном, к достижению которого стремятся многие страны.
Для России эта система представляет несомненный интерес, позволяя в силу своей гибкости обеспечить быструю адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям. Однако российская система образования имеет свои специфические отличия и не должна слепо копировать американскую структуру. В частности, американская система базируется на многообразных формах среднего образования. Наша образовательная система лишь в последнее время обогатилась новыми школьными учреждениями наподобие лицеев, колледжей, гимназий и т.п. В силу их малочисленности они пока что не являются определяющими в формировании уровня подготовки абитуриентов.
В настоящее время сложились две веду-щие формы организации образования в ву-зах:
а) система подготовки специалистов , как правило, с пятилетним сроком обучения – это традиционная система образования;
б) двухуровневая подготовка кадров (уровни бакалавриата и магистратуры) со сроком обучения, как правило, 4+2 года со-ответственно.
В нашей стране в течение почти восьми-десяти с лишним лет сформировалась и ус-тойчиво функционирует система подготов-ки специалистов. Пятилет-ний срок обучения оказался весьма эффек-тивным, что доказано многолетним опытом отечественной образовательной системы.
Однако такая подготовка не лишена не-достатков: довольно сжатый срок обучения не позволяет развернуть широкую систему спецкурсов, особенно не основного профи-ля знаний, и др.
В мировой практике образования суще-ствует и развивается двухуровневая система образования: бакалавриат со сроком обуче-ния 4 года и магистратура со сроком обуче-ния 2 года. Основная масса обучаемых (до 80%), как правило, «оседает» на уровне ба-калавриата. Уровень знаний бакалавра во многих случаях позволяет удовлетворить потребность общества в профессионалах та-кого уровня. Это значит, что пятый год для большой массы выпускников является как бы лишним. Однако это справедливо лишь для некоторых специальностей и для опре-деленного уровня и определенной сложно-сти задач. Экономический фактор - «эконо-мия за счет ликвидации пятого года обуче-ния» - необходимо оценивать с позиции го-товности «бакалавриатской массы» решать определенный уровень задач в будущем!
В нашей стране техникумы, как средние специальные учебные заведения (ссузы), решали фактически образовательную зада-чу бакалавриата и тем самым представляли как бы первый уровень двухуровневого за-рубежного образования.
Введение магистратуры создает другую структуру высшего образования в стране, поскольку отсекает многих от «настояще-го» высшего образования по следующим основаниям:
а) психологическому - бакалавр уже имеет высшее образование, т.е. мотивация к обучению более высокого уровня резко ослабевает («А может быть, магистратура и не нужна?», «Обойдусь и этим!»);
б) экономическому - магистратура для всех платная. Это означает экономический отсев массового контингента обучаемых;
в) стратегическому - оставаясь на уровне бакалавра, обучаемый не исполь-зует своевременно энергетику молодос-ти, теряет темп обучения, и в более зре-лом возрасте исправить это решение, как правило, затруднительно.
В России сегодня действуют две системы образования: подготовка специалистов и двухуровневая система образования. Сведе-ние отечественной пятилетней системы об-разования только к четырехлетнему на уров-не бакалавриата, конечно, является шагом назад и резко снижает эффективность отечественного образования. Введение же шес-тилетнего обучения (4+2 года обучения) по-вышает в целом уровень вузовского обуче-ния, но только для 20% обучаемых.
Такое соотношение отечественной сис-темы образования и зарубежного двухуров-невого образования побуждает к поиску путей компромиссного решения этой про-блемы.
Совмещение отечественной системы под-готовки специалистов и двухуровневой систе-мы можно осуществить следующим образом.
1. Создается двухуровневая совмещен-ная однопрофильная система образования (4+2 года обучения).
2. Первый уровень - бакалавриат. Он завершается защитой выпускной работы и получением диплома государственного об-разца, который свидетельствует о получе-нии первого высшего образования.
3. Второй уровень - магистратура. Этот уровень состоит из двух ступеней: Первая ступень - 5-й год обучения, ко-торый завершается защитой диплома госу-дарственного образца и получением квали-фикации специалиста по соответствующей специальности.
Дипломная работа по специальности яв-ляется квалификационной работой, которая свидетельствует о практической и теорети-ческой подготовке специалиста-магистра.
Вторая ступень - 6-й год обучения, который завершается защитой выпуск-ной работы и присвоением академичес-кой степени «Магистр по...» или «Мас-тер по...». На шестом году обучения осу-ществляется научно-исследовательская, методическая и т.п. заключительная ву-зовская подготовка.
Практически и на основании имеющей-ся шестилетней подготовки по данному на-правлению-профилю часть выпускников в состоянии выполнить диссертацию «Докто-ра философии».
Данное компромиссное решение не раз-рушает ни одну из совмещаемых систем. Более того, оно значительно обогащает и рас-ширяет возможности каждой из них. Система подготовки специалистов остается. После четырех лет обучения, защиты выпускной работы и получения диплома бакалавра выпускник может покинуть вуз, имея первое высшее образование. Однако | студент может непрерывно продолжать обучение на 5-м курсе, защитить диплом и получить квалификацию специалиста, а также удостоверение о завершении обуче-ния на 1-й ступени магистратуры.
Первые пять лет непрерывного обуче-ния базируются на бюджете.
Вторая ступень второго образования - всегда платная. Срок обучения 1 год. Од-нако после бакалавриата возможно сразу, т.е. непрерывно или с некоторым переры-вом, поступить в двухступенчатую плат-ную магистратуру со сроком обучения два года. Тем самым минуется подготовка спе-циалиста и защита диплома по специаль-ности.
При двухгодичной магистратуре обуче-ния тем не менее используются два базис-ных метода обучения: практико-технологическое - на первом году обучения и тео-ретическое, научно-исследовательское -на втором году.
Основные проблемы «совмещенной си-стемы» выражаются в следующем:
а) базисный набор дисциплин бакалав-риата, с одной стороны, должен содержать учебные дисциплины,необходимые для возможной магистратуры, а с другой -иметь соответствующую завершенность на уровне бакалавра;
б) учебный процесс двухуровневого об-разования должен создаваться на основе взаимосвязанности, т.е. перечень всех дисциплин бака-лавриата и магистратуры представляет со-бой логически взаимосвязанную пирамиду знаний, которая разделяется на уровни и ступени без потери логики и необходимого содержания обучения;
в) взаимосвязанность принципа постро-ения процесса обучения означает в первую очередь, что все предыдущие знания являются необходимыми фрагментами последующих ступеней и уровней обучения;
г) принцип взаимосвязанности позволяет осуществлять жесткую логику построения учебных планов, устранить дублирование, а главное – совместить интересы всех уровней и ступеней обучения.
Программа подготовки бакалавров рассчитана на получение (не менее чем за 4 года) высшего профессионального образования, начальных навыков научно-исследовательской деятельности и при этом - профессиональной мобильности, умения быстро входить в разные виды трудовой деятельности.
Программа же специалистов (не менее 5 лет) рассчитана на отраслевую экономику, она готовит человека к профессиональной деятельности в конкретной сфере, готовит узкого специалиста. Эта схема подготовки была незаменима в условиях плановой экономики и целевой подготовки, когда выпускник знал место своей будущей работы.
Сегодня, когда система распределения выпускников отсутствует, как отсутствует и административно-командная экономика, обладатели дипломов бакалавров (а дипломы о высшем образовании у бакалавров абсолютно полноценные) находятся в ничуть не худшем положении, чем обладатели дипломов специалистов. Бакалавры, имеющие хорошую фундаментальную подготовку, успешно устраиваются на любую экономическую должность, а при необходимости получают затем узкое специальное образование с учетом потребностей организации.
Цель обучение на стадии магистратуры - подготовить в магистратуре специалистов высокого класса с широким научным потенциалом, готовых к научно-исследовательской, научно-педагогической работе и к продолжению обучения в аспирантуре и докторантуре.
Таким образом, следует признать справедливым мнение, что главным в реформе образования считается изменение содержания обучения, его новое наполнение, позволяющему создать необходимые условия для выявления и формирования творческой индивидуальности будущего специалиста. Конвертировать следует не диплом (или не только диплом), а содержание образования, соотнеся его с существующими мировыми стандартами. Вместе с тем, делать это необходимо осторожно, не допуская бездумного разрушения фундаментальности, глобальности действующей национальной образовательной системы, отрицания или игнорирования накопленного положительного опыта, а, наоборот, максимально учитывая и используя его, сохраняя сложившиеся отечественные традиции.