У молодых людей обучение происходит быстрее путем. Что происходит в мозге, когда человек учится. Обучение на протяжении всей жизни

Из этой статьи вы узнаете:

    Какие в обществе существуют стереотипы про обучение пожилых людей

    Какие выделяют особенности обучения людей в пожилом возрасте

    Как обучение пожилых людей происходит за границей

    Как в России организуется обучение пожилых людей

    Что нужно учесть во время обучения пожилых людей компьютерной грамотности и Интернету

Сегодня даже пожилые люди идут в ногу со временем, они не хотят сидеть дома и тратить свое время впустую. Выходя на заслуженную пенсию, многие из них желают продолжать вести активный образ жизни. Это совершенно нормальное желание, ведь с взрослением детей и выходом на пенсию у пожилого человека появляется много свободного времени. Если позволяет здоровье, то почему бы не задуматься о дальнейшем образовании? Но обучение пожилых людей у большинства вызывает сомнение. И как показывает опыт - зря!

Стереотипы общества про обучение пожилых людей

До сих пор в социуме бытует мнение о том, что обучение пожилых людей - это трудный и почти бесполезный процесс. Подобные стереотипы встречаются постоянно. Но многочисленные эксперименты доказывают, что разница в способностях к образованию у пожилых и у молодых людей практически отсутствует. Многие пенсионеры после обучения проявляют себя как трудолюбивые, грамотные и надежные сотрудники. Определенные сложности в образовательном процессе базируются только на состоянии здоровья человека. К сожалению, им свойственны некоторые физические слабости, в том числе и низкое зрение, плохой слух и координация движений.

Многочисленные исследования доказывают, что пожилые люди отличаются отличной структурой памяти, умением принимать правильное решение в сложных ситуациях. Более того, обучение пожилых людей способствует тренировкам психических функций, стабильные умственные нагрузки очень хорошо влияют на мозг и позволяют поддерживать в форме нервную систему.

Хотелось бы остановиться на самом процессе обучения пожилых людей. К примеру, в учебных заведениях Соединенных Штатов присутствие пенсионеров в учебной аудитории не является чем-то необычным. Это не только образовательный процесс с целью получения новых знаний и профессии, это еще и отличный способ отдалить признаки старения, проявляющиеся в интеллектуальной сфере. Сегодня набирают свою популярность среди старшего поколения новые технологии. Например, очень востребовано обучение компьютеру пожилых людей, ведь Интернет дает возможность общаться с родственниками и друзьями, которые живут слишком далеко для реальных встреч. Кроме того, пожилые люди интересуются новыми знакомствами, ведь зачастую они очень одиноки, а это беспокоит их даже больше, чем здоровье или финансовое положение. Это поколение не хочет отставать от жизни, им хочется следить за мировыми событиями, открывать для себя что-то новое и просто не скучать. К счастью, Всемирная паутина может удовлетворить все эти потребности при грамотном обучении пожилого человека основам компьютерных технологий. Но если нет возможности постоянного пользования компьютером, то лучше обратиться к самым обычным способам самообразования − книги, журналы, газеты, радио, телевидение.

На сегодняшний день очень развита деятельность по созданию взаимодействия разных поколений. К примеру, в некоторых учебных заведениях обучение сформировано так, что внуки помогают своим дедушкам и бабушкам освоить компьютер, а те, в свою очередь, обучают детей шитью, резьбе и т.д. Таким образом, обучающий процесс становится чем-то вроде связи поколений. Подобные идеи способны привести к решению одной из сложнейших проблем общественности всех времен − отсутствие понимания и взаимоуважения между представителями разных поколений.

Обучение пожилых людей способствует их развитию и закреплению за ними значимого положения в современном мире. Теперь пенсионер способен разнообразить свой досуг и с интересом тратить свое свободное время. Безусловно, это можно считать способом улучшения качества жизни пенсионеров.

Желание обучаться чему-то новому, потребность в совершенствовании своих знаний о современном мире - это результат столкновения пожилого человека с реальностью, которая становится ему непонятной и недоступной. Процесс обучения пожилых людей должен быть направлен на заполнение этого пробела. Необходимо подключить обучающегося к современной жизни, учитывая его возрастные особенности. После обучения у человека расширяется область выбора поведенческих моделей для разных ситуаций.

Обучение пожилых людей заключается в передаче навыков взаимодействия человека с разнообразными информационными ресурсами. При этом необходимо учитывать некоторые потребности представителей рассматриваемого возраста. Учебный материал должен соответствовать определенным требованиям - информация не должна быть однообразной, нужно совмещать и разные типы ее подачи. Нужно тщательно отбирать информацию, учитывая возраста и квалификацию пожилого человека, нужно сделать уклон на пожелания обучающихся, использовать специализированную литературу в различных отраслях знаний и т. д.

Особенности обучения людей в пожилом возрасте

Многие обучающие курсы для рассматриваемой возрастной категории имеют определенные особенности - они многообразны и затрагивают всевозможные области знаний. Нужно с умом подойти к выбору методики обучения, ведь у пожилых людей есть желание обучаться, но подход к ним имеет свои особенности, в отличии от работы с обычными студентами.

Для эффективного обучения пожилых людей необходимо желание самих участников процесса. Уровень заинтересованности является значимым фактором при получении такого образования. Если человек преклонного возраста решил научиться чуму-то новому, то он должен иметь мотивацию и четко понимать, что именно ему нужно. Только в таком случае он сможет стать полноценной частью. Для возникновения необходимости в получении новых знаний должны появиться определенные потребности, которые могут быть спровоцированы различными ситуациями. Приведем несколько примеров:

    Осознание того, что действительного запаса знаний не хватает для эффективного взаимодействия с нынешним социумом;

    Расхождение между собственными знаниями и общественными представлениями, которые нужно освоить для получения пожилым человеком навыков, помогающим адаптации к быстро изменяющейся социально-экономической, политической, нравственно-психологической ситуации в стране;

    Привычка людей рассматриваемого возраста очень глубоко анализировать вопросы, которые выходят за рамки их собственной жизни и имеют всеобщий характер;

    Стремление лучше изучить свою личность;

    Дезориентация при столкновении с критической ситуацией;

    Желание утолить культурную, творческую или интеллектуальную жажду.

Итак,главной проблемой обучения пожилых людей считается формирование умений интенсивного и результативного участия во всех областях социальной сферы. Достичь такого результата можно путем удовлетворения определенных интеллектуальных пожеланий и требований, которые выдвигает общество перед пожилым человеком. Например, увеличение уровня профессионализма, поддержка самочувствия,гармония в семейных взаимоотношениях, заинтересованность и участие в общественной жизни, полноценная организация свободного времени,развитие своего внутреннего мира.

Нужно сказать, что образовательная подготовка пожилых людей ориентирована не только на приобретение новой специальности,но и на их самообучение, которое можно считать стремлением к постоянному самосовершенствованию. Как мы уже говорили, с выходом человека на заслуженную пенсию его свободное время увеличивается в несколько раз. Теперь он может заняться реализацией своих давних планов, на осуществление которых ему всегда не хватало времени, например, выучить какой-то язык, освоить музыкальный инструмент, выбрать подходящий вид спорта, заняться рисованием и т.д. Новое образование поможет пожилому человеку ощутить самодостаточность и не потерять уверенность в себе.

Подводя итоги всего перечисленного, мы можем сказать следующее: обучение пожилых людей обязано помочь комфортному приспособлению человека к стремительно меняющемуся миру. Необходимо обучить его определенным навыкам для преодоления существующего барьера, который негативно отражается на многих областях его жизни. Образовательный процесс должен помогать ориентироваться в возможных непонятных или сложных для пожилого человека ситуациях. Отметим, что основным моментом в формировании учебной деятельности должен стать индивидуальный подход к каждому, необходимо учесть как возрастные, так и психологические особенности человека.

Как происходит обучение пожилых людей за границей

В стране восходящего солнца начали обучать пожилых людей еще в 60-х годах. Фонды, содействующие с системой японского образования, предоставляют курсы в разнообразных сферах. Подобные программы обучения затрагивают самые разные области знаний, например, японцы помогают молодым женщинам обучиться азам материнства. С 1965 года началась разработка системы обучения пожилых людей. Инициатором данной программы было правительство страны, а к 1980 году местные власти смогли дать ей постоянный статус.

Народные учебные заведения Финляндии уже больше 60-ти лет обучают всех желающих. Во многих университетах, наряду с обычным образованием, существуют специальные программы обучения пожилых людей.

В Дании и Швеции образование пожилых людей тоже предлагают народные университеты. Кроме того, в Дании сформированы отдельные высшие учебные заведения, где обучают пожилых людей. Средства для функционирования таких университетов выделяются министерством и местными властями, а также частными лицами.

В Голландии существует несколько учебных центров, которые взаимодействуют с производственными предприятиями. Они осуществляют проект под названием "Пенсия в перспективе", идеей которого является обеспечение образования сотрудникам, готовящимся к выходу на пенсию. Курс обучения занимает несколько дней, он помогает людям приспособиться к переменам. Речь идет о построении новых взаимоотношений в незнакомой жизненной ситуации.

В Италии существуют курсы обучения пожилых людей, которые были созданы по указу министерства просвещения. Они не являются дополнительным образованием, а служат для компенсации упущенных знаний, иначе говоря, эта программа восполняет пробелы на уровне начальной школы. Эта программа работает не на постоянной основе, потому что желающих обучаться достаточно мало. Но в Италии очень популярно обучение пожилых людей, направленное на развитие творческих способностей, например, существуют любительские хоры и театральные труппы, которые состоят их пенсионеров.

Во Франции существует три направления в обучении пожилых людей:

    Культурно-общественное происходит из традиционного сельского образования.

    Область образовательной деятельности профсоюзов.

    Профессиональное обучение, которое является самым популярным среди пожилых людей.

Отдельного внимания удостаивается организация постоянного образовательного процесса для инвалидов и пенсионеров. Обучение сосредоточено в большей степени на профессиональных знаниях, что стало доминирующим сектором системы обучения взрослых. Это является особенностью французской системы образования в целом.

В Польше существовали общие образовательные учреждения, в которых учились люди разных возрастов и из разных уголков страны. Самое ощутимое их воздействие проявляется в небольших городах и деревеньках. В таком университете могли обучаться сразу три поколения: молодые люди, средняя возрастная группа и пожилые. Встречались студенты возрастом от 16 до 80 лет.

В 60-х и 70-х годах были сформированы специальные университеты для обучения пожилых людей, образовательная программа подразумевала наличие начального образования у старших студентов. Курс включал способы развития человека пенсионного возраста, учитывались особенности таких людей, выдвигались и реализовывались свежие идеи по их обучению.

Самым ранним заведением, где началось обучение пожилых людей, считается университет, основанный профессором Пьером Велла. Он открылся в 1973 году в Тулузе. В этом учреждении был организован не только учебный процесс, но и проводились научные исследования по обучению пожилых людей.

Кто в России организует обучение для пожилых людей

Существуют учебные заведения и организации разных типов, среди которых университеты, академии, курсы, консультации, мастер-классы, центры подготовки и переподготовки для обучения пожилых людей.

Учебный комплекс может быть построен как высшим учебным заведением, так и средним. Подобную программу могут внедрить даже городские и сельские школы, религиозные общины, политические партии, ветеранские организации, культурные организации, благотворительные фонды. Следует отметить, что это не весь список, он может расширяться, ориентируясь на потребности и интересы участников учебного процесса.

Образовательное учреждение для пожилых людей лучше располагать рядом с их местом жительства. Помещение необходимо оснащать соответствующим возрастным особенностям оборудованием, которое способствует комфортному процессу обучения пожилых людей.

Значимым фактором эффективного существования учебного заведения является присутствие в преподавательском коллективе квалифицированных кадров, которые могут включать в свой состав сотрудников, возраст которых примерно равен возрасту обучающихся. При таком подходе пожилому человеку проще сориентироваться в новой среде. Для этого нужно организовать стабильный обмен опытом работников данной сферы. Полезным будет обобщение теоретической и практической информации по данному вопросу, проведение новых научных исследований. Подобными вопросами занимаются национальные или межрегиональные ресурсные центры, корпорации по обучению пожилых людей.

В нынешней социально-экономической среде государственным органам очень сложно заниматься решением всех финансовых сложностей этого вопроса самостоятельно. Но существуют определенные программы, которые помогают осуществить частичное финансирование. Таким примером является программа "Старшее поколение". Она существует благодаря государственному кредитованию и льготным условиям.

Выделение финансов на деятельность института для пожилых людей происходит на паритетных началах, в содействии с пенсионным и другими социальными фондами, общественными организациями, политическими партиями. Важную роль играют и личные вложения самих учащихся и их близких.

Необходимо увеличить количество конкурсов образовательных проектов, которые могут осуществляться учебными организациями как в России, так и в других стран.

Для создания юридической базы нужно принять специальный закон - Закона РФ "Об образовании взрослых", в котором будут прописаны определенные разделы по институционализации обучения пожилых людей. Необходимо зафиксировать его в нормативно-правовых актах, именно так осуществляется эффективная организация подобного рода. Такие мероприятия вполне реальны, даже на региональном уровне.

Для увеличения числа желающих обучаться необходимо избавиться от условий, которые препятствуют этому. Отрицательно влиять на мотивацию пожилого человека могут проблемы с физическим и психологическим здоровьем, негативные воспоминания, связанные с прошлым процессом образования, неуверенность в себе и отсутствие реальной цели обучения.

Для решения подобных проблем нужно постоянно объяснять пожилым учащимся преимущества образовательного процесса, рассказывать о пользе, которую они могут получить, необходимо мотивировать их. Это не так сложно, ведь обучение пожилых людей действительно может изменить их жизнь в лучшую сторону.

Для привлечения аудитории нужно организовывать соответствующие мероприятия. Которые будут направлены на поддержку обучения пожилых людей. Можно устроить тематический форум, праздник или фестиваль. Кроме этого, существует бесконечное множество других подходящих форм проведения обучения.

Обучение компьютерной грамотности пожилых людей: 7 советов для внуков

Эта часть статьи послужит пособием для тех, кто решил обучить компьютеру пожилых людей. Но для начала нужно выбрать и приобрести сам компьютер.

Клавиатура

    Одной из распространенных проблем, с которыми сталкиваются при обучении пожилых людей, является одинаковый цвет английских и русских букв на клавиатуре. Решить этот вопрос можно с помощью цветных наклеек на клавиатуру.

    Лучше всего приобретать клавиатуру белого цвета, потому что на черных клавишах обычно один цвет раскладки для обоих языков, а если и два, то русские буквы написаны красным, что не слишком выделяется на фоне черного цвета.

    Можно отключить кнопку CapsLock, потому что пожилые люди очень часто случайно нажимают ее. Это особенно проблематично при вводе паролей.

    Обычная клавиатура имеет 104 клавиши, но пожилые люди не используют весь ее потенциал. Для них актуальны только буквы и цифры, а остальные клавишу могут даже мешать. Именно поэтому лучше отказаться от возможности использования некоторых кнопок и просто отключить их. Для этого можно использовать специальные программы MKey или KeyRemapper. Но есть способ отключить их вручную: если используется недорогая клавиатура, которую не жалко, то просто снимите кнопки отверткой, которые при желании потом можно вернуть обратно. Такой метод даже эффективнее программы, ведь пользователь будет видеть только нужные кнопки, а остальные не будут отвлекать его внимания.

Удобство работы и обучения

    При обучении пожилых людей не стоит рассчитывать на их память - абсолютно все нужно фиксировать письменно. Можно составлять планы, схемы, таблицы, графики, расписание, которые помогут наглядно демонстрировать необходимую информацию.

    Полезным при обучении пожилых людей будет установить программу автоматической смены раскладки - PuntoSwitcher.

    Пожилые люди лучше воспринимают информацию одностороннюю, поэтому не смешивайте разные виды деятельности в процессе обучения. Если вы рассматриваете фотографии, то и видите только их, а если переключились на фильм, то должны смотреть его во весь экран. Ничего не должно отвлекать внимание обучающихся.

    Старайтесь минимизировать количество осуществляемых операций при обучении. Правило очень простое - чем меньше сложной информации вы дадите, тем лучше она усвоится пожилым человеком. Поэтому избегайте многоуровневых действий. Если можно обойтись без определенной процедуры, то не перегружайте ученика, ограничьтесь базовым образцом.

    При обучении компьютеру пожилых людей попробуйте внедрить голосовой поиск от Google. Порой человеку проще выразиться в устной форме, чем набирать запрос с помощью клавиатуры. Только не забудьте про микрофон.

    Если предыдущий пункт имел успех, то следует подключить программу голосового управления для всего компьютера, что может упростить обучение.

    Достаточно удобными для использования пожилым человеком будут информеры и виджеты, которые выводятся на рабочий стол. Используйте RSS-rider со свежими новостными лентами. Не забывайте про радио и телевидение, а также социальные сети.

    Люди пожилого возраста с трудом находят общий язык с поисковиками, их постоянно сбивает с толку обилие рекламы. Для упрощения ситуации можно воспользоваться специальной энциклопедией. Очень удобно при обучении подключать различные темы, которые могут заинтересовать вашего подопечного. Нужно просто выбрать из списка все, что соответствует интересам вашего ученика.

    Обратите внимание на интерфейс. Пожилым людям сложно разглядеть мелкие буквы на экране, поэтому нужно настроить оптимальный шрифт и цвет.

    Пароли часто вводят пожилых людей в замешательство. Постарайтесь максимально упростить ввод ключей при обучении. Например, на включенной английской раскладке можно нажимать русские клавиши, но заранее обратите внимание на то, что использовать можно не все русские буквы, ведь некоторые из них дублируются знаками на клавиатуре. А если вы подключили программу PuntoSwitcher, то пожилой человек может только запутаться. В любом случае вам нужно точно записать и сохранить все пароли и другие данные в двух экземплярах (для вас и вашего ученика). Включите в браузере функцию запоминания паролей.

    Изучите список программ автозагрузки и закройте лишние, особенно те, которые постоянно выводят на экран различные оповещения.

    Объясните своему подопечному при обучении принцип действия режима энергосбережения, режима засыпания и заставки. Можно просто отключить их. Главное - чтобы пожилой человек не принял черный экран за поломку. Лишние переживания нам ни к чему.

    Установите самые элементарные игры, загрузите фильмы и музыку, обеспечив к ним быстрый доступ. В крайнем случае можно объяснить принцип онлайн-программ, но это уже сложнее.

    Объясните значение кнопки ESC и рассмотрите ситуации, в которых она может пригодиться.

Безопасность и стабильность

    Все операции с отправкой сообщений и кодов осуществляйте сами, включая регистрацию, восстановление данных и так далее. Объясните вашему подопечному, что не следует выполнять просьб об отправке смс и указанию его номера.

    Позаботьтесь об установлении стабилизатора и сетевого фильтра, особенно при перебоях напряжения.

    Если при обучении вы используете общий компьютер, которым пользуются остальные члены семьи, то необходимо создать отдельного пользователя для пожилого человека. Тогда вы смежите сохранить его индивидуальные настройки и не переживать, что кто-то будет менять их.

    Поделимся хорошим дистанционным способом для помощи в освоении компьютера пожилыми людьми. Обучение бесплатно осуществляется на сервисе Mikogo. Это просто необходимо для тех, кто хочет помочь близкому человеку, но находится очень далеко от него. Вы конечно можете часами обучать пожилого человека, общаясь с ним по телефону или скайпу, но есть вероятность, что вы так и не преступите к практике, а затормозите на этапе настройки компьютера. Сервис Mikogo позволяет вам сделать все самостоятельно, не перегружая информацией пожилого человека. Вам нужно только отправить специальный номер, который вводится вашим учеником в программу, после чего вы сможете управлять его компьютером удаленно.

    В обучении пожилых людей компьютеру может пригодиться программа, которая делает скриншоты, например, SnagIt. Если ваш подопечный позвонит вам в панике, переживая за какие-то изменения, то вы сможете оценить ситуацию, получив скриншот с экрана.

    Лучше использовать лицензионное ПО для обучения пожилых людей, ведь вам необходимо минимизировать возникновение сложных ситуаций.

    При обучении не обойтись без антивируса. Можно использовать бесплатные программы, например, Avast, а можно купить лицензию на длительный срок. Тогда процесс обучения пользования не будет усложняться поиском бесплатных ключей на зараженных сайтах.

Экономия

    При выборе компьютера для обучения пожилых людей ориентируйтесь на его надежность, а не на мощность. Такой компьютер и прослужит дольше, и энергии будет потреблять меньше.

    Следует также отметить, что ноутбук и моноблок расходуют еще меньше энергии, чем любой ПК.

    Монитор - эта та часть компьютера, на которой можно сэкономить. Купите экран с дефектными пикселями. Человек в возрасте уж точно не станет придираться к этому изъяну.

    Если вы решили обучать пожилого человека компьютеру с помощью б/у устройства, то постарайтесь сделать его как можно более быстрым. Можно жертвовать различными эффектами в пользу скорости.

    Если выбирать между безлимитным медленным и быстрым ограниченным Интернетом, то выбирайте первый вариант. Пожилому человеку сложно оценить рамки лимита.

Мышь

    Если вы покупаете мышку с проводом, то лучше выбирать с USB-разъемом, но самым оптимальным вариантом будет покупка беспроводной мышки.

    Не забудьте настроить мышь пожилому человеку. Стандартными настройками для пожилого человека можно считать следующие: понижение скорости движения курсора, увеличение задержки двойного щелчка, большой значок курсора.

    Для начала можно приобрести самую дешевую мышку. Изучив ее вместе с пожилым человеком, вы сможете решить, каким критериям должна соответствовать следующая.

    Обычно покупают большие мышки для обучения пожилых людей.

    Не рассматривайте сложные игровые мышки, вам нужно наличие трех основных кнопок, а все остальное только усложнит обучение.

    Даже если у вас есть старая мышка, то лучше купить новую.

    У пожилых людей часто возникают сложности с правой кнопкой мыши при обучении. Они постоянно ее задевают и вызывают контекстное меню. Для решения этой проблемы можно усложнить нажатие этой кнопки с помощью скотча, который располагается под каркасом самой кнопки. Тогда клавиша будет работать, но ее нажатие усложнится, что позволит избежать случайных действий. Можно и полностью ее выключить, но это может повлечь новые осложнения процесса.

Интернет

    Самым комфортным поисковиком для пользования и обучения пожилых людей считается Яндекс, при условии, что мы говорим о русскоязычной аудитории. Этот сервис предоставляет доступ ко всему, что может понадобиться вашему подопечному.

    Яндекс.Почта также подойдет для пожилого человека.

    Можно использовать и Мэйл.ру, но это скорее для игр, а не для отправки сообщений.

    Зарегистрируйте вашего ученика в «Одноклассниках». Сами заведите ему аккаунт, введите код активации и помогите разобраться с возможностями сайта.

    В качестве браузера можно выбрать Google Chrome. Не забудьте про AdBlock для блокировки рекламы.

    Если вы намерены обучить пожилого человека просмотру онлайн или скачиванию фильмов, то ознакомьтесь с нашими советами:

    1. Сложный способ - обучить человека пользоваться программой для скачивания.

      Вы можете скачать все самостоятельно, оговорив пожелания вашего ученика.

      Можно обучить пожилого человека пользоваться онлайн сервисами, особенно если он уже освоил азы Интернета.

    Радио онлайн — отличный сервис для пожилых людей. Его особенно ценят те, кто находится далеко от своей страны, ведь с помощью Интернета вы можете включить любую радиостанцию мира. Главное, чтобы был безлимит.

    При обучении пожилых людей компьютеру вашей задачей является упрощение всех процессов. Выведите на экран ярлыки браузеров, а в самом браузере сделайте кнопки часто посещаемых сайтов или выведите их на рабочий стол.

    Полезным будет знакомство с государственными и муниципальными сайтами, на которых можно найти полезную информацию для пожилого человека.

    Расскажите о том, как пользоваться компьютерной библиотекой. Выберите одну, только если пожилому человеку будет удобно читать книги с экрана компьютера.

    Следите за практикой пожилого человека, после обучения не все может идти гладко. Может быть ему сложно находить какие-то программы в компьютере, тогда просто выведите ярлыки на рабочий стол.

    Skype — просто необходим. Для обучения постарайтесь установить старые версии, ведь они проще. И не забудьте запретить обновления. Они могут сбить с толку пожилых людей.

    Обучите, как правильно использовать масштабирование в браузере. Для этого зажимаем клавишу Ctrl и крутим колесо мышки или Ctrl + клавиша \.

Аппаратное обеспечение

Самым оптимальным аппаратом для обучения пожилых людей признан моноблок с сенсорным экраном. Сразу исчезают вопросы с проводами, мышками и занимаемым пространством. Плюсами можно считать наличие веб камеры, микрофона, экономичное энергопотребление, большой экран, отсутствие шума.

Неплохим решением для обучения пожилых людей компьютеру станет и ноутбук. Его главное достоинство в мобильности - в отличие от ПК или моноблока его можно брать на прогулку, перемещать по дому и т.д. Ноутбук не занимает много места, его уровень шума не высок, а с тачпадом пожилые люди осваиваются даже быстрее чем с мышью. Но есть и отрицательные стороны — размер дисплея, неудобная клавиатура, высокая стоимость, не самое комфортное положение головы по отношению к экрану.

Можно проводить обучение пожилых людей и на простом ПК. Его стоимость и возможность выбора комплектации точно вас обрадуют. Из недостатков— занимает слишком большое пространство, много проводов, шумит, потребляет много энергии.

Рассмотрите и вариант обучения с помощью нетбука. Конечно он немного мал для пожилых людей, что может отрицательно сказаться как на зрении, так и на позвоночнике.

Планшетные ПК очень популярны, но не среди пожилых людей. Сенсорный экран может сопутствовать обучению пожилых людей, а вот маленький размер - нет. Но западные бабушки уже освоили этот гаджет. Скорее всего, именно планшеты станут главным помощником пожилого человека в обучении, если конечно будут представлены бюджетные варианты.

Выбор колонок зависит от ваших финансовых возможностей, но не стоит выбирать для пожилого человека самый дешевый товар в магазине.

Перед началом обучения приобретите салфетки для монитора. Покажите пожилому человеку как ими пользоваться, ведь без инструкций они могут и мокрой тряпкой помыть компьютер.

Какой выбрать монитор:

    Большой монитор — 22-23 дюйма. Они подойдут, только если есть возможность установить монитор далеко от глаз пожилого человека. Если он будет стоять близко, то это создаст сильный дискомфорт.

    Средний монитор - 18,5-19 дюймов — самый лучший выбор для обучения пожилых людей.

    Выбирайте матовый экран. Такой монитор предпочтительнее для зрения пожилых людей.

Вот, пожалуй, и все, что мы хотели рассказать про обучение для пожилых людей. Вся предоставленная информация непременно сможет помочь вам в этом сложном, но продуктивном процессе - обучении пожилых людей!

Решил написать заметку про Lifelong Learning, так как это понятие становится очень популярным в Европе. На разных конференциях появляется все больше докладов на эту тему. Создаются различные программы и проекты по разработке стратегий и методов реализации обучения в течение всей жизни. Много исследований ведется в этом направлении.

Сегодняшний день

Действительно, на сегодняшний день, многие отросли, развиваются со стремительной скоростью. Информационные и мультимедийные технологии в первую очередь. Постоянно появляются новые мобильные устройства с совершенно новыми функциями и возможностями, качество передаваемых мультимедийных потоков улучшается с каждым годом, социальные сети становятся неотъемлемой частью жизни большого круга людей и многое другое.

Получается, что полученные знания, могут оказаться не актуальными уже через несколько лет. На сегодняшний день работники многих специальностей вынуждены обновлять и пополнять свои знания регулярно, чтобы выполнять свою работу правильно и оставаться востребованными на рынке труда. Очень важным становятся умение быстро найти и освоить необходимую информацию, зачастую самостоятельно.

Преподаватель

Преподаватели разных курсов все больше начинают выступать в качестве консультантов, дающих только направление движения для учащихся. Все чаще я встречаю такое мнение, что нужно не заставлять учить, а стараться именно заинтересовать человека, чтобы он получил импульс к самостоятельному изучению материала. Понятно, что существую такие предметы или материал, который необходимо просто выучить. Но сейчас я говорю, в общем, о предмете. Если преподавателю удалось заинтересовать обучающегося на первых шагах, показать преимущества тех или иных знаний, человек сам будет с интересом идти дальше.

Что же такое ? Начнем разбираться по порядку. Сначала, ч то такое изучение?

Изучение – это получение новых знаний и умений. Примеры:

  • Изучение, того как ездить на велосипеде.
  • Изучение иностранного языка.
  • Обучение общению с людьми.

Каким образом мы можем обучаться?

  • Занятия (лекции, семинары).
  • Экспериментирование.
  • Чтение книг и журналов.
  • Интернет.
  • Просмотр видео.
  • Игры.
  • Общение с другими людьми.

Теперь представьте свое прошлое обучение, включает ли оно следующие понятия?:

  • Школа, учитель, класс, четверть.
  • “Тише”, “Успокойтесь”, “Опоздал”.
  • “Скучно”, “Не интересно”.
  • “Должен”, “Нужно”, “Необходимо”.

Теперь примеры из Lifelong Learning ( Обучение в течение всей жизни ):

  • “Я могу”, “Я хочу”, “Мне интересно”.
  • Важно мое отношение к тому, что я изучаю.
  • Никогда не поздно или рано начинать что-то изучать.
  • Возможности для обучения есть у людей всех возрастов.
  • Существуют разные способы получения знаний.

Преимущества Lifelong Learning

  • Обновление знаний.
  • Новый опыт.
  • Умение решать актуальные проблемы.
  • Понимание текущей ситуации в своей области.
  • Предвидение развития ситуации.
  • Способность правильно оценивать новую информацию и перспективы в своей области.
  • Профессиональное и интеллектуальное развитие.
  • Востребованность на рынке труда.

Некоторые полезные привычки для Lifelong Learning:

  • Любое изучение начинается с понимания того, что будет в конце. Зачем я это изучаю? Что мне это даст? Мотивируйте себя, для получения новых знаний.
  • Любую проблему необходимо воспринимать как вызов, как задачу, которую необходимо решить.
  • Необходимо использовать всевозможные новые информационные технологий и курсы для получения полезных знаний.
  • Учите других людей, делитесь опытом.
  • Пробуйте и обсуждайте.
  • Сделайте процесс получения новых знаний частью вашей жизни.

В заключении хочу привести один пример. В какой-то стране, точно не помню в какой, существует специальный проект по обучению таксистов. Как правило, у таксистов есть свободное время, которое они тратят на бесполезные вещи. Проект дает возможность людям этой профессии, с помощью мобильных устройств, получать и изучать дистанционные курсы в интерактивной форме.

Подведем итог

Lifelong Learning – это образовательная деятельность на протяжении всей жизни. Что-то вроде велосипеда, вы постоянно должны крутить педали, то есть получать новые знания, чтобы двигаться вперед. Также успешность развития Lifelong Learning в любой стране зависит от многих факторов, но об этом уже в следующий раз.

Всего хорошего!

Любой работающий человек может сказать, то, что много раз сталкивался с неизвестной задачей на работе, когда надо было изучить что-то новое, чтобы выполнить и осуществить её. Ведь наш мир не стоит на месте и развитие, как технологическое, так и информационное, происходит постоянно. В связи с этим мы должны успевать за временем, чтобы идти с ним в ногу.

Обязательное условие нашего времени — чтобы вырасти в своём обществе и преуспеть в своём деле или на работе, нужно постоянно развиваться , изучать что-то новое и неизведанное. А, ведь, беда в том, что нам постоянно не хватает времени, того самого, в ногу с которым нам положено идти. Не хватает, даже на самые важные и серьёзные дела, откуда же тогда взять желание на такую ерунду, как постоянная учёба? А может в этом и кроется наша проблема, то что процесс развития и самосовершенствования мы считаем незначительным? Отстал от прогресса — не освоил компьютер — не успел на работе во время закончить отчёт — поздно приехал домой — времени хватило только лечь спать. А завтра всё сначала. Пожалуй, для того, чтобы везде и всегда успевать, надо изменить своё отношение учёбе.

Время сущность очень обидчивая, поначалу мы убиваем его, потом оно нас, а где-то по середине, нам его просто катастрофически не хватает, а оно летит и не хочет останавливаться, возможно вам будет интересно узнать:

Есть множество причин, которые не дадут нам остановиться в обучении, и мы будем совершенствоваться постоянно. Давайте немного задумаемся, для чего еще стоит постоянно учиться.

Пять причин, которые не дадут остановиться в обучении

1. Необходимо всегда стремиться быть лучшим, первым в своём деле

Чтобы оставаться на плаву и не дать своему делу или идеи зачахнуть, нужно постоянно быть информированным новыми идеями развития в этом направлении. Чтобы вас не сместили конкуренты, необходимо лидировать в своей области, для этого надо много знать, и уметь применять это на практике. Вот почему спустя 1-2 года простоя специалист теряет свою ценность.

2. Всегда делать что-то чуточку лучше, чем могли бы и это вознаградится

Нужно прилагать больше усилий, чем обычно, чтобы быть успешным. Это закон успешных людей, они не сидят сложа руки, эти люди постоянно рискуют, не бояться и приветствуют новые проблемы. Решение этих проблем на пути, становится постоянной практикой в их жизни. Люди добиваются в жизни высот, только тогда, когда не боятся преодолеть себя, свои страхи, и делать чуточку больше, чем хотелось бы, приложить больше усилий.

Однако для того, что бы не бояться трудностей и препятствий, нужно обязательно иметь представление о результате. Представлять и знать, что будет впереди, а чтобы себе в этом помочь всегда нужны знания. Поэтому подготовившись к своему великолепному шагу, изучив и поняв к какому результату придете, можно смело шагать вперед.

Обязательно прочитайте следующие статьи о том как добиваться своего, нужно ведь не только расшибиться в лепешку, но и правильно распознать свои желания и добиваться их:

3. Быть здоровым долгожителем

Разные исследования по всему миру показали, что, если человек постоянно ведёт активную умственную деятельность, то это становиться ключевым фактором на пути к продолжительной и здоровой жизни. Так же учёными доказано, что люди, которые ведут активную мозговую деятельность намного меньше страдают от потери памяти или от болезней Паркинсона, Альцгеймера. Примером людей такой активности, могут служить театральные деятели — актёры, актрисы. Они постоянно учат сложнейшие тексты для своих выступлений. И до глубокой старости могут работать на любимой сцене, и их ум остаётся светлым и ясным.

Нужно уяснить для себя, что только приложив усилия и выделив на развитие какое-то время из абсолютно каждого дня, можно добиться результата. Если же актерская деятельность не для вас, то можно, к примеру, выучить любой иностранный язык, который всегда пригодиться в путешествии к вашей долгой и здоровой жизни.

Личное здоровье можно разделить на здоровье физическое и здоровье духовное, но не стоит забывать о старинной мудрости: «в здоровом теле — здоровый дух», так что всегда уделяйте внимания обоим аспектам:

4. Быть счастливым и получать удовольствие от знаний

Это тоже важная причина того, чтобы не останавливаться и идти тропой знаний вперёд на пути к своему развитию. Ведь любое дело, которым человек занимается, должно приносить результат, и от того какой он будет, станет ясно, помогли ли приобретённые знания или нет.

Если результат превосходит все ожидания, то это ли не счастье? Ведь если смогли изучить чужой язык и говорить на нем в путешествии, разве вы не будете получать от этого удовольствие? Нужно не забывать о себе и каждый день быть счастливым.

Знания нужны, чтобы оставаться счастливым, любить себя, свою жизнь, всё что нас окружает. Когда нет знаний, нет понимания, отсутствие понимания порождает страх. Начните с любви к себе, но не эгоизма, а уважения и любви:

5. Повысит самооценку в разы

Самообразование и обучение в разных направлениях, и придаст уверенности в любом случае. Ведь наша цепочка — которая начинается с обучения, далее происходит работа на основе полученных знаний, и в итоге хороший результат — дадут не только прекрасное настроение, но также мы сможем подняться в глазах не только себя, но и окружающих нас людей. Это будут не только коллеги, друзья, а в первую очередь самые родные и близкие вам люди, которые всегда поддержат и помогут в любых начинаниях.

Знания — дорога в мир открытий

Понятно, что всего знать мы не можем, но никогда нет предела совершенству. Ведь знания открывают нам удивительный мир, мир в котором мы живём. Знания позволяют увидеть всё его великолепие. Есть очень хорошая и всем известная пословица: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Не будем же погружаться во тьму ереси невежества, будем всю жизнь оставаться в лучах света, ведь стоит лишь на мгновение остановиться, как холодные руки безграмотности тянут нас на дно.

Французский математик, физик, физиолог и философ

Еще в XVII веке Рене Декарт писал о «животных духах», перемещающихся по порам в мозге человека. Когда животный дух проходит по одному и тому же пути несколько раз, этот путь становится для него все более проходимым. Человек пытается что-нибудь вспомнить - и дух легче проходит через поры знакомой дорогой. Фактически Декарт был близок к описанию того, что современная наука называет следами памяти (traces of memory). Речь идет о временных связях в коре головного мозга, формирующихся при запоминании.

Получается, постановка проблемы в сфере исследований научения в современной нейронауке почти не отличается от сформулированной в XVII веке. Чтобы понять процесс формирования навыков, последователям Декарта нужно было изучить свойства пор, по которым ходят духи, узнать специфику их структуры, разобраться с механизмом проницаемости. Современная наука продолжает тот же курс, только вопросы формулирует в новых терминах: вместо духов бегают импульсы нейронов, проникающие не через поры, а через синапсы. Какие синапсы являются обучающими, а какие - обучаемыми? В каких структурах мозга больше таких синапсов? За счет чего они становятся более проходимыми?

«Нейродарвинизм»

Neural Darwinism: Theory of Neuronal Group Selection

Специализация нейронов и модификация памяти

В наиболее четком виде альтернатива декартовской парадигме в области механизмов научения была предложена в XX веке российским нейробиологом и психофизиологом Вячеславом Швырковым и лауреатом Нобелевской премии по физиологии или медицине американцем Джералдом Эдельманом. В 1987 году Эдельман написал книгу «Нейродарвинизм», в которой выдвинул теорию отбора групп нейронов. Швырков к тому времени сформулировал системно-селекционную теорию научения. Так родилась очень важная для когнитивной науки идея селекции и специализации нейронов при научении. Она сменила представление о том, что нервная система представлена сетью гомогенных элементов. Следовательно, память и обучение - это изменение весов синапсов в сети.

А затем стало ясно, что что все нейроны - разные, а не гомогенные элементы сети, и это надо учитывать. Еще в начале ХХ века советский физиолог Петр Анохин подчеркивал, что процессы метаболизма, скажем, нейронов человека и животного различаются, хотя и имеют общие механизмы возбудимости, основанные на изменении поляризации мембраны при проникновении в клетку нейронов ионов натрия и хлора. Это означает, что нервная система не состоит из гомогенных нейронов, что нейронные связи различны, как и степень сложности разных сетей. Мы имеем дело с морфологически похожими, но при этом все-таки разными клетками.

Сегодня, изучая процессы научения, обращают внимание не только на изменение функционирования, но и на морфологию нейронов. Мы точно знаем, что человек пытается решить проблему за счет, с одной стороны, привлечения уже имеющегося у него опыта, с другой - за счет формирования нового опыта. Каждому из этих двух параллельных процессов соответствуют морфологические изменения. Динамику формирования системной специализации нейронов и механизмы модификации ранее сформированной памяти нужно рассматривать как связанные процессы.

Из новых представлений о нейронных механизмах научения есть много интересных следствий. Например, нельзя говорить, что пожилые люди обучаются хуже молодых - они просто по-другому обучаются и формируют навыки. Пожилой человек забывает что-то, потому что он не формирует новую систему решения для каждого нового случая. Он рекомбинирует старый опыт и выполняет нужную задачу, а предыдущей комбинации уже нет, знаний из памяти он извлечь не может. В молодости процесс научения развивается иначе. Когда возникает необходимость выработать новый навык, у человека заранее есть множество новых, «резервных» нейронов, приобретающих специализацию. Мы приходим к выводу, что старость нужно рассматривать не как изношенность клеток мозга, а как другой способ адаптации к изменениям, как процессы на разных этапах научения и консолидации памяти, отличающиеся от тех, что мы видим в молодом организме.

Старость нужно рассматривать не как изношенность клеток мозга, а как другой способ адаптации к изменениям, как процессы на разных этапах научения и консолидации памяти, отличающиеся от тех, что мы видим в молодом организме.

Врожденные и приобретенные навыки

Когда у человека появляется необходимость решить проблему, с которой он не сталкивался до этого, человеку необходимо сформировать новый навык, и для этого мозг выделяет группу нейронов, которые получат поведенческую специализацию. Для конкретной задачи подойдут только нейроны конкретного типа. При этом, возможно, часть нейронов (или все они) уже были как-то модифицированы в рамках предыдущего опыта решения проблем из той же области.

Метафорически предположим, что мы имеем дело с треугольной проблемой. Для ее решения подбираются нейроны треугольного типа. Нейроны могут быть разными, но в любом случае они должны быть треугольной формы. Из-за разнообразия принципиально возможных вариантов треугольника нейроны индивида должны модифицироваться, чтобы стать треугольными под конкретный треугольник, с которым именно данный человек столкнулся в его индивидуальной жизни.

Это приводит нас к необходимости переосмыслить проблему врожденного. Все, что обычно называется врожденным, является таковым только в том смысле, что ему предназначено быть треугольным, но неизвестно, каким именно треугольным. У каждого человека треугольники, встретившиеся в жизни, будут разными. Значит, треугольные нейроны станут неповторимо треугольными у каждого человека. Поэтому даже абсолютно врожденный тип поведения вроде сосания и дыхания проходит через индивидуализированную стадию научения, через стадию формирования этого навыка, который оказывается поэтому индивидуализированным.

Когда для решения треугольной проблемы находятся треугольные нейроны, возникает необходимость сделать их конкретно треугольными. Этот процесс предполагает морфологические изменения, при которых происходит не просто возбуждение, но и перестройка синапсов - появление новых и исчезновение старых. Процесс формирования нового бутона нейронов занимает около 20–40 минут. При этом устойчивость морфологических изменений подразумевает вовлечение генетической активации нейронов. При возбуждении нейронов в течение длительного времени происходит экспрессия так называемых немедленных ранних генов. Продукты их активации (белки) вызывают экспрессию поздних морфогенетических генов, которая определяет перестроение морфологии нейронов. Нейроны становятся пригодными для решения нужной задачи. Таким образом, каждый новый поведенческий акт сопровождается формированием новой группы специализированных клеток. Она же впоследствии в основном будет отвечать за этот же поведенческий акт на протяжении всей жизни человека.

То, что процесс научения выглядит именно так, тоже ведет к любопытным выводам. Например, это означает, что человек может забыть освоенный конкретный навык (не отдавать себе отчет, что он умеет что-либо), но на самом деле навык остается с этим человеком навсегда. Или, например, мы понимаем, что у нас есть опыт, приобретенный за счет внутриутробной специализации нейронов: экспрессия ранних генов при научении происходит уже на стадии эмбрионального развития. Оказывается, внутриутробный опыт оказывает влияние на принятие решений взрослыми людьми.

У нас есть опыт, приобретенный за счет внутриутробной специализации нейронов: экспрессия ранних генов при научении происходит уже на стадии эмбрионального развития. И этот внутриутробный опыт оказывает влияние на принятие решений взрослыми людьми.

Специализация и смерть нервных клеток

Большая часть из обучающихся нейронов - молчащие нейроны. У нас есть большой запас таких нейронов, они активируются именно при возникновении проблемы, которую необходимо решить. При этом запас постоянно пополняется вплоть до старости (этот процесс называется нейрогенезом, и, кстати, поэтому утверждение, что нервные клетки не восстанавливаются, - миф). Активация молчащих нейронов связана с дефицитом питания и гиперактивностью мозга в процессе научения. Молчащие нейроны проходят отбор, исходя из их соответствия определенной задаче, и меняют форму. Именно так человек получает относительно сформированные новые специализации. Но навыки, сформированные до этого, не исчезают. Первоначальный опыт никогда не остается неизменным, новый опыт его модифицирует. Самый ранний опыт - внутриутробный. Самый поздний опыт - самый недавний. Сейчас мы пытаемся подступиться к вопросам о том, как соотносятся случаи специализации молчащего нейрона из запаса, случаи специализации недавно рожденных нейронов, случаи изменения нейронных структур предыдущего опыта.

Нам уже удалось узнать, исследуя как импульсную, так и генетическую активность нейронов, как новые нейроны используются для формирования новых навыков. Другими авторами показано, что если искусственно заблокировать процесс нейрогенеза - а отдельные нейроны можно избирательно блокировать химическими методами, - то освоение опыта и формирование памяти основательно ухудшится. Но причины включения в освоение нового поведения одновременно и клеток запаса, и новых нейронов в целом до сих пор неясны.

Апоптоз

Программируемая смерть клеток

Интересно, что совсем недавно удалось показать, что, помимо всех описанных выше процессов, есть еще один: оказывается, часть нейронов погибает во время научения в результате апоптоза. Часть специализированных нейронов и часть молчащих нейронов самоустраняются, чтобы дать жизнь другим. В исследованиях, проведенных совместно с нами в лаборатории нейрохимика Владимира Вячеславовича Шерстнева, было экспериментально показано, что при формировании нового навыка уровень апоптоза растет. Еще предстоит изучить, почему для части нейронов оказывается невозможным существовать при новом опыте.

Во время научения часть специализированных и молчащих нейронов самоустраняются, чтобы дать жизнь другим. Нам еще предстоит изучить, почему для части нейронов оказывается невозможным существовать при новом опыте.

Так как выяснилось, что общий принцип формирования навыка намного сложнее, чем это представляли раньше, стали предприниматься попытки вычислить число нейронов, изменяющихся в рамках этого процесса. Такие подсчеты велись только для нейронных процессов животных. Вероятно, эти подсчеты немного наивны, но это первые шаги. Они предполагают, что можно пройти через толщу коры головного мозга, а затем подсчитать число новых специализированных нейронов и их долю от общего числа нейронов этой области мозга. Это позволяет приблизительно узнать соотношение специализировавшихся и неспециализировавшихся нейронов во всей коре. Далее необходимо вычислить, какой процент всех этих клеток был задействован для формирования навыка в рамках конкретного поведенческого акта. Из таких исследований на животных можно сделать предположения, что нейронов для научения в течение всей жизни индивиду, в том числе человеку, по всей видимости, хватит.

Культурные и социальные факторы научения

Сейчас мы точно знаем, что у людей в разных культурах разные когнитивные процессы. Это связано как с нейрогенетическими особенностями наций, так и с культурным контекстом. Нейронные структуры представителей разных культур связаны с тем, что люди по-разному видят, по-разному слышат, по-разному обучаются, по-разному запоминают. Например, жителей западных стран из-за этого считают хорошими аналитиками, азиатов - холистами, то есть целостниками. Эксперименты показывают, что если попросить американца и китайца описать один и тот же объект, они подойдут к заданию по-разному. Американцы будут смотреть на объект и его важные характеристики (это можно узнать, отслеживая движение глаз), китайцы обратят внимание и на окружение объекта. Происходит это потому, что у людей из разных культур разные способы мышления и классификации.

Один из известных экспериментов, иллюстрирующих эти различия, сводится к тому, что у людей разных культур спрашивают: с чем больше ассоциируется корова - с курицей или с травой? Ответы различаются, потому что люди из разных культур используют различные способы классификации. Аналитики классифицируют объекты таксономической принадлежностью к одному классу, в данном случае - к животным, холистам важнее отношение между объектами: они ассоциируют корову с ее пищей, травой.

Мы самостоятельно изучали различные экономические, административные и ментальные матрицы западных и незападных стран. Как оказалось, важными факторами, влияющими на процесс научения, являются погода, связанная с ней экология, связанные с ней способы социального взаимодействия, в частности экономического, распространенные поведенческие паттерны. К тому же культурно специфична и мотивация. В зависимости от особенностей мотивации эффекты научения могут быть разными, и в разных культурах используются разные мотивации к научению. Влияние всех этих факторов на то, как люди осваивают новые навыки, действительно экспериментально можно подтвердить на уровне мозговой активности.

Мой коллега Алексей Созинов недавно завершил исследование российских и финских школьников. Он показал, что в двух различных ситуациях - ситуации достижения и ситуации избегания - процесс научения происходит по-разному, притом что проблему вы можете решать одну и ту же. Соответственно, и опыт ученика внутри школы можно разделить на достигательный и избегательный. Исследования показывают, что домен избегательного опыта у нас оказывается намного богаче.

Интерференция

Процесс, при котором уже имеющиеся воспоминания мешают усваивать новый материал.

Эксперимент заключался в следующем: учеников просят решать простые школьные задачи. В одной ситуации школьники получают баллы за решенные задачи (в том случае, если они не справились с заданием, они не получают ничего). В другой - у каждого ученика имеется изначальный счет, очки с которого снимаются за неправильные решения (в случае правильного решения баллы не снимаются). Выяснилось, что научение протекает по-разному в зависимости от типа мотивации - достижение или избегание, - интерференция выглядит по-разному. Результаты таких исследований, конечно, нужно учитывать при построении школьных программ.

Lifelong Learning – это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами. Подобный образ жизни способствует профессиональному росту и конкурентоспособности человека на рынке труда, и при этом является важнейшей частью личностного роста. При этом в масштабах страны массовое принятие этой концепции благотворно сказывается на формировании человеческого и интеллектуального капитала и его качестве, а тем самым помогает развитию экономики.

Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей независимо от их возраста и сферы деятельности, и при этом предоставлять им возможности для реализации и развития абсолютно любых учебных интересов и предпочтений.

Стадии Lifelong Learning

Выделяют основные стадии непрерывного обучения, основанные на возрасте обучающихся.

Первая группа – обучающиеся возрастом от 6 до 24 лет. Они, как правило, обучаются в специальных образовательных учреждениях, от начальной школы до высших учебных заведений. Но этим дело не ограничивается, ведь помимо формального обучения, дети и молодые люди учатся и в собственной семье, участвуют в общественных организациях, общаются со множеством людей, вращаются в определенной культурной среде – все это представляет собой неформальное обучение, которое, наряду с формальным, закладывает основы интеллектуального, социального и эмоционального развития человека.

Вторая группа – это взрослые возрастом от 25 до 60 лет. Хотя формальное образование к этому времени, как правило, закончено, люди все же не прекращают обучаться. Они могут заниматься профессиональным развитием, как формально, так и неформально, получать дополнительное образование, заниматься научной работой, а кроме того, они обучаются, решая задачи своей рабочей и повседневной жизни, расширяя круг знакомств и кругозор, путешествуя, осваивая новые умения и заводя новые увлечения.

Третья группа – это обучающиеся старше 60 лет. В этот период жизни люди обычно получают прекрасную возможность посвятить себя своим интересам и увлечениям – это может быть социальная работа, путешествия, изделия ручной работы и многое другое. Пожилым людям необходимо чувствовать осмысленность своей жизни, именно поэтому так важна поддержка, которую общество могло бы оказывать их непрекращающемуся развитию и обучению.

Философия и содержание Lifelong Learning

Что же является содержанием Lifelong Learning? Условно можно выделить четыре основных направленности обучения: обучение знаниями, обучение умениям, обучение взаимодействию с другими людьми (разрешение конфликтов, развитие коммуникативных навыков, социализация, толерантность к иным культурам и так далее) и саморазвитие, что затрагивает все возможные сферы самосовершенствования – физическую культуру, интеллектуальное развитие, развитие эмоциональной компетентности и эстетической восприимчивости, наконец, духовность.

Таким образом, Lifelong Learning – это всестороннее развитие личности, с одной стороны, и способ содействия развитию всего общества, с другой.

Особенности Lifelong Learning

Хотя традиционное, формальное обучение является очень значительной частью концепции, особое значение для нее имеют такие виды обучения, как самостоятельное и неформальное.

По сути, вся жизнь человека представляет собой неформальное обучение. Оказываясь в самых различных ситуациях, встречая на своем пути самых разных людей и завязывая с ними те или иные отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужие, разрешая разнообразие встающих перед ним проблем, человек обучается. Он приобретает новые ценности, установки, взгляды, знакомится с разными точками зрения, открывает для себя новые проблемы, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все это в огромной степени и составляет суть непрерывного обучения.

Lifelong Learning непредставимо без личной мотивации каждого обучающегося. Концепция предполагает, что обучение происходит добровольно, и никто, кроме самого человека, не несет за него ответственности. Поэтому очень большую важность имеют личностные черты каждого – возможно, только потенциального – обучающегося, и главное – его желание учиться. Интересно, что причин материального характера недостаточно, чтобы заставить людей учиться. Необходимо, чтобы им был приятен и интересен сам процесс обучения, а не только его возможные результаты.

Причины, по которым люди учатся, очень разнообразны, и при этом тех, что связаны с профессией или желанием улучшить своё благосостояние, не так уж много. Люди учатся, чтобы углубить свой профессионализм или начать собственное дело, - но при этом ничуть не реже обучение нужно им затем, чтобы расширить свой кругозор и углубить знания, чтобы познакомиться с новыми людьми, войти в те или иные сообщества, или просто чтобы стать увереннее в себе и развить в своем характере желаемые черты и качества.

А поскольку дело обстоит именно так, и в силу того, что каждый сам ответственен за непрерывное обучение, то оно происходит в подавляющем большинстве случаев за счет самих обучающихся, при минимальной поддержке государства.
И еще одна отличительная черта Lifelong Learning, как уже упоминалось выше, состоит в том, что оно открыто для всех, независимо от возраста обучающихся.